Вечером 31 января 2017 года ракета-носитель Falcon 9 успешно вывела на геостанционарную орбиту спутник GovSat-1. Затем первая ступень вернулась на Землю. Илон Маск опубликовал в твиттере фотографию ракеты и комментарий: «Ракета должна была протестировать посадку на очень сильной реверсивной тяге. Посадка осуществлялась на воду, чтобы не повредить плавучую платформу, но к удивлению, она выжила». Хотя предполагалось, что на такой высокой скорости ракета будет потеряна, но она почему-то даже не распалась на части. «Попробуем отбуксировать её на берег», — добавил Илон Маск. Похоже, у компании SpaceX теперь появились дополнительные заботы из-за непредусмотренной надёжности ракет.

«Сильная реверсивная тяга» означает, что вместо одного центрального двигателя при посадке были задействованы сразу три, так что вместо ускорения 2,92 g ракета испытала гигантскую перегрузку 10,75 g, то есть более 100 м/с? (согласно расчёту одного любителя на Reddit).

Результат такой посадки довольно неожиданный. В сентябре прошлого года SpaceX опубликовала видеоролик с подборкой своих неудачных запусков и посадок. На первом же фрагменте видно, как первая ступень пытается сесть на воду на высокой скорости, но сталкивается с водой и взрывается.



Ракета не должна пережить столкновение, потому что при этом разрушаются относительно тонкие алюминиево-литиевые ёмкости, которые разделяют топливо и окислитель, пишет Ars Technica. А сейчас она не то что не взорвалась, но даже не развалилась на части.

Возможно, со временем компания SpaceX опубликует видео с камер наблюдения — и тогда станет понятно, почему первая ступень не взорвалась.

Комментарии (88)


  1. barbanel
    02.02.2018 16:12

    Вот когда ступень сможет приземлиться без ракетного двигателя — тогда и поговорим =)


    1. BlackMokona
      02.02.2018 16:32

      2037 год, BFR на скорости 10 махов врезается в поверхность Земли, сносит холм, рикошетит от горы, пробивает вдоль железобетонный мост после чего останавливает несущийся маглев. Пассажиры отделалист легким испугом, Маск решает усилить конструкцию BFR в связи с пожаром топливных баков начавшемся после покидания ракеты.
      https://m.geektimes.ru/post/217497/comments/


      1. interprise
        02.02.2018 17:19
        -1

        даже баки нормальные сделать не могут, тоже мне инновация росскосмос планирует к 2047 году отправится на солнце (на луну и марс не полетим там уже базы загнивающих)


        1. sergku1213
          02.02.2018 17:33

          «На Солнце полетим ночью, чтоб не сгореть»


          1. Nailgun
            03.02.2018 02:05

            Darkwood?


            1. O1eja
              04.02.2018 11:24
              +1

              Нет. Это старый анекдот про Леонида Ильича Брежнева… ещё с давних советских времён...


          1. alexeykuzmin0
            03.02.2018 02:32
            +1

            Так ночью же Солнца нет


        1. praeivis
          02.02.2018 18:18
          +1

          Так на солнце Северная Корея высадилась уже пару лет назад. Нужна новая цель.


          1. Javian
            02.02.2018 19:01
            +4

            Обратная сторона Солнца?


            1. pa3ot
              02.02.2018 20:04
              +2

              темная сторона


              1. lexore
                03.02.2018 17:17

                Теневая. Рядом с солнцем же нет другого солнца — значит там везде тень.


    1. BSW
      04.02.2018 15:47

      Так есть такое решение — парашут называется. :-)


      1. p_fox
        05.02.2018 10:19

        *парашют


  1. Ugrum
    02.02.2018 16:52
    -2

    Пассажиры отделались легким испугом,

    Пассажиры чего, маглева или BFR, обделались лёгким испугом?


  1. chelios
    02.02.2018 17:13
    +2

    Spacex пыталась утопить ракету, но она сопротивлялась.


    1. prishelec
      03.02.2018 03:55

      И опять у Маска новая цель для стремления. Небось не спит, а лезут мысли: ну как же так? Так готовились. Вот так и живем. Скучать некогда.
      А если без шуток — молодцы.


      1. VladNY
        04.02.2018 15:47
        +1

        Чего молодцы то? Даже ракету взорвать не могут.:)


    1. Ugrum
      03.02.2018 10:25

      Надувная же. Снова Маск у нас наноинновацию стырил.


    1. ton1
      03.02.2018 13:30
      -1

      Это вам не таксу топить


  1. Popadanec
    02.02.2018 17:18
    +1

    Еще большая экономия топлива, а это значит или еще больше полезной нагрузки, или возможность забросить её выше/дальше.
    Посадка то и сейчас выглядит экстремально, какой она будет при перегрузках 5-7G.


  1. sergku1213
    02.02.2018 17:32
    +7

    Кто-то должен сказать: — У Маска провалилось испытание ракеты. Должна была взорваться и не взорвалась.


    1. Zenitchik
      02.02.2018 20:06

      Ну, строго говоря — так и есть. Избыточная прочность — это избыточная масса. Технологи рады, конструктора хватаются за головы.


  1. aydahar
    02.02.2018 17:48

    Кстати, чем не вариант экстренной посадки — зависнуть над самой водой, сжечь остатки топлива (чтобы нечему было взрываться) и аккуратно плюхнуться в воду.


    1. sergku1213
      02.02.2018 18:31

      Мне кажется что с ускорением 1G не получится — двигатель так не задросселируешь, значит придется вверх-низ бултыхаться, а это многократные запуски?


      1. rPman
        03.02.2018 18:47

        летать кругами, динамически от массы подстраивая радиус


    1. alexeykuzmin0
      03.02.2018 02:33

      Там кроме топлива еще окислитель есть. Наверняка останутся капли или того, или другого.


      1. Zenitchik
        03.02.2018 14:16

        Окислитель — это компонент топлива. А первый компонент называется «горючее».


    1. cpcat
      03.02.2018 11:26
      +2

      Она не может зависать, так как даже самая малая тяга одного двигателя из девяти всё равно больше массы пустой ступени.


      1. lokiby
        03.02.2018 13:07
        +2

        ХЗ почему тебя минусят, но, народ, это правда

        масса пустой первой ступени не более 25 тонн, в то время, как один из 9 двигателей Merlin на минимальной тяге (70 %) дает тягу в 40 тонн
        www.wikiznanie.ru/wp/index.php/Falcon_9


        1. black_semargl
          03.02.2018 22:13

          Устаревшая инфа — теперь и 40% может.
          Хотя всё равно 35 тонн тяги получается


  1. MaxxONE
    02.02.2018 17:51

    А трансляции запуска не было, или я как-то прохлопал? На официальном канале вроде последнее видео Falcon Heavy Demo недельной давности


    1. varelavalera
      02.02.2018 18:34

      Была, но без видео посадки.



  1. rt3879439
    02.02.2018 17:59
    +8

    И тут Рогозин обошёл Маска. Топить ракеты не так-то просто.


    1. arthi7471
      02.02.2018 19:21
      +7

      Ну справедливости ради с Восточного пару дней назад запулили Союз и благополучно вывели девять спутников. На гиктаймс, кстати, об этом ни слова.


      1. rt3879439
        02.02.2018 21:53
        +1

        Безусловно радостная новость.


      1. vassabi
        02.02.2018 22:22
        +1

        угу, я читал новости про этот запуск. На англоязычных сайтах. Прямой трансляции сходу не нашел.
        Во-вторых, а что — там что-то в запуске было новое и необычное? (ну, кроме того что, пардон за невольный сарказм, «благополучно вывели»)


        1. tormozedison
          02.02.2018 22:27
          +1

          Ну, прямую уже не посмотреть, а в записи — пожалуйста.
          www.tvroscosmos.ru/6054


        1. tormozedison
          03.02.2018 10:42
          +4

          Прямо как некоторые отцы. Двойка — пойду насплетничаю всему подъезду. Пятёрка — а чё тут такого?


          1. vassabi
            04.02.2018 20:06

            не пятерка, а четверка. И не насплетничаю, а — нет повода для приятного сюрприза (обычные рабочие будни, как они есть).
            И да — когда у Маска бахнет его ФалконХэви, сплетен будет на два подъезда :)


      1. metric_ghost
        03.02.2018 15:54

        Да и про этот пуск не было бы заметки, если бы ракета не уцелела. Рутина это. А Союз — рутина десятикратно. Вот про выход в открытый космос на МКС есть, это интересно.


      1. alexstup
        04.02.2018 15:47

        Не просто 9 спутников, а некоторые из них американские.


  1. lingvo
    02.02.2018 18:10

    Интересно — пытались садиться на трех двигателях, вместо одного, чтобы быстрее затормозить и сэкономить топливо на борьбе с гравитацией.
    Но известно, что тяга трех Мерлинов на минимальном дросселировании превышает вес пустой ракеты. Они что, пытались одновременно поймать и нулевую скорость и нулевую высоту при постоянном ускорении в 10G, чтобы плавно плюхнуться в воду? Сильно навороченная математика получается.
    В следующий раз будут садить в таком режиме на платформу?


    1. vvadzim
      02.02.2018 18:26

      Ну так ежели тяга не будет превышать вес, то торможения никак не получится.
      А для математики счас бортовые компы)


    1. voyager-1
      02.02.2018 18:29

      Они что, пытались одновременно поймать и нулевую скорость и нулевую высоту при постоянном ускорении в 10G, чтобы плавно плюхнуться в воду? Сильно навороченная математика получается.
      Математика там не сложнее будет чем та, которая нужна чтобы корабль к МКС пристыковать — просто мониторите высоту и скорость пока требуемое для остановки ускорение не совпадёт с тягой двигателей.
      В следующий раз будут садить в таком режиме на платформу?
      Это называется suicide-burn и применяется только когда топлива остаётся «в обрез». Этот заказ видимо для Falcon Heavy предназначался, но из-за задержек уже пару раз приходилось запускать Falcon 9 в Expendable варианте (без ног и рулей для снижения веса).

      Штатно такое в ближайшее время использовать не будут — риск потери ступени и повреждения баржи слишком высоки. А вот если Маск действительно снизит кардинально стоимость запусков… будет интересно смотреть на ступень летящую боком (для большего аэродинамического сопротивления) до самого последнего момента, а потом резко разворачивающуюся и раскладывающую ноги — может уже скоро SpaceX и Blue Origin будут конкурировать друг другом в номинации «самая безумная посадка ступени»).

      vvadzim
      Ну так ежели тяга не будет превышать вес, то торможения никак не получится.
      Вообще не понят о чём сыр-бор: корпус ракеты рассчитан на полную тягу всех 9 двигателей, а тут только три. Вот что-то из электроники или механики крепящееся к корпусу могло бы и отлететь, но я думаю что там всё крепится с большим запасом — электроника вообще крохи в весе, и легко и на 50G перегрузок может рассчитываться. Другое дело интересно что даже SpaceX не верила что ступени удастся сесть (из-за чего не стали рисковать баржей) — а вот сама ступень решила иначе).


      1. varelavalera
        02.02.2018 18:40
        +1

        Баржей не стали рисковать потому что на этом побережье она одна и нужна для посадки центральной ступени Falcon Heavy. Две боковых вернутся к месту старта.


      1. lingvo
        02.02.2018 18:44
        +2

        Математика там не сложнее будет чем та, которая нужна чтобы корабль к МКС пристыковать — просто мониторите высоту и скорость пока требуемое для остановки ускорение не совпадёт с тягой двигателей.

        Еще раз, я читал, что минимальное дросселирование Merlin 1D — 40%. Т.е. минимальная тяга одного двигателя 845кН*0,4=338кН или примерно 33 тонны. Вес пустой ступени Falcon 9 порядка 22 тонн, ну может быть надо прибавить топлива тонн 10. Т.е. 3 двигателя дают минимальную тягу в 3 раза больше веса пустой ступени.
        Отсюда получаем реальное ускорение 3-5G, а не 10.
        Но в любом случае мы не можем получить ускорение меньше 3G, а значит ракета постоянно замедляется и нулевую скорость надо было поймать в нескольких метрах над водой, чтобы выключить двигатели и плавно плюхнуть в воду, а не взорвавшись, войдя в воду с включенными двигателями.
        То есть надо поймать и нулевую скорость и определенную высоту одновременно. Шанса зависнуть в паре метров и плавно опуститься вниз с маленькой скоростью, как у Blue Origin при таком раскладе вообще нет.


        1. Zidar
          03.02.2018 00:03

          Как вариант можно летать по кругу на малой постоянной высоте, дожигая остаток топлива. Перегрузку при этом можно сделать практически любой (>= 1G) за счёт центробежной силы.


          1. isden
            03.02.2018 20:25

            Посадка по спиральной траектории, я на это хотеть посмотреть.


          1. ZuOverture
            04.02.2018 17:25
            +1

            У Фалкона, конечно, есть боковые сопла двигателей ориентации, но в атмосфере такой трюк они не факт что потянут.


        1. black_semargl
          03.02.2018 05:56

          Нет смысла включать три движка и их дросселировать.
          Проще выключить два немножко раньше и окончательно дотормозиться на одном.


          1. lingvo
            03.02.2018 12:52
            +1

            Дросселировать есть смысл если мы хотим получить избыточность и при отказе одного или даже двух двигателей все еще посадить ступень.


            А для экономии топлива, наоборот, надо получить максимальное ускорение, чтобы быстрее погасить скорость и меньше времени бороться с гравитацией. Значит в этом случае все три двигателя должны работать на максимальной тяге.
            Если считать, что там 845кН*3= 2530kН=253тонны — то да, ускорение должно быть около 10G. Но в этом случае система управления должна реагировать еще быстрее.


        1. Chamie
          04.02.2018 03:27

          То есть надо поймать и нулевую скорость и определенную высоту одновременно.
          А вопрос-то в чём? Они именно так всегда и сажают — чтобы в момент касания вертикальная и горизонтальная скорость сравнялась с нулём.


      1. NiTr0_ua
        02.02.2018 19:10

        Этот заказ видимо для Falcon Heavy предназначался

        нет, ракета б/у и ее расчетный ресурс — 2 полета. потому и такая посадка.


        1. Valerij56
          03.02.2018 02:03

          расчетный ресурс — 2 полета.
          Ну, может быть не два, а несколько больше, но требует всё же большего межполётного обслуживания, чем Блок-5…

          Блок 5 на подходе, а он не совместим с наземной инфраструктурой Блока 3 и 4. Он доработан для того, чтобы межполётное обслуживание было недолгим и недорогим. Поэтому использовать ракеты блока 3 больше двух раз невыгодно, всё равно скора их будет негде запускать.

          З.Ы.
          Я бы предложил продать за недорого б/у двигатели новым фирмам, делающим ракеты малой мощности, типа Фалькона 1е. Впрочем — не сейчас, так как это вполне носитель для OneWeb, конкурента СтарЛинк.


      1. LLE
        04.02.2018 15:46

        без ног и рулей

        на фото нога торчит и вроде бы рули есть


    1. Cybertrn
      04.02.2018 15:47
      +2

      Скорее это проверка возможности посадить вторую ступень. Там вес ступени 4 тонны, и один полностью задросселированный двигатель как раз даст ускорение около 10g. Так что если получится отработать теплозащиту — можем увидеть реальную посадку второй ступени.


  1. LAZARbq
    02.02.2018 18:10
    +5

    блин даже подводный спутник у них сделать не получилось, вот ведь косорукие.


    1. UDiy34r3u74tsg34
      02.02.2018 18:21
      +3

      Зато многоразовый же. Отбуксируют к берегу, перемотают синей изолентой и опять в плаванье!


      1. sergku1213
        02.02.2018 18:33

        Вот! Тут-то Роскосмос и сделает свой бизнес — поставки синей изоленты!


      1. voyager-1
        02.02.2018 18:36
        +3

        Отбуксируют к берегу, перемотают синей изолентой и опять в плаванье!
        А зачем буксировать? Если в баках осталось топливо — пускай сама плывёт. По крайней мере в KSP это работает.


  1. vconst
    02.02.2018 21:26

    Насколько я помню, баки разгонных блоков шаттла тоже падали в океан, их вылавливали, латали и снова использовали.


    1. Valerij56
      02.02.2018 21:50
      +3

      Там были твердотопливные ускорители, их корпуса из толстой стали, бак у Шаттла большой, посередине между двумя ускорителями, он сгорал в атмосфере. и это совсем не то же самое, что «разгонные блоки».


      1. vconst
        03.02.2018 00:53

        Могу ошибаться, да. Я читал об этом в биографии Фейнмана и это было довольно давно…


        1. sHaggY_caT
          03.02.2018 00:56

          Всё правильно в комментарии: бак для ЖРД одноразовый, твердотопливные ускорители опускались на парашютах в океан. Потом их восстанавливали после купания в солёной воде, заправляли назад твёрдым топливом, и запускали ещё раз.

          Кстати, завод по производству ускорителей жив до сих пор, и лоббировал в сенате законы о SLS (у неё тоже твердотопливные бустеры)


          1. black_semargl
            03.02.2018 05:59

            Только не «тоже» а те же самые.
            Но в этот раз их спасать не будут.


            1. lokiby
              03.02.2018 13:21
              +1

              Не совсем «те же самые». У Шаттлов было 4 секции, а у SLS будет 5 секций. Ну и профиль топливных шашек скорее всего будет другим


              1. black_semargl
                03.02.2018 22:18

                Что по 4 собирай, что по 5 — всё равно это те же самые секции которые летали с шаттлом.
                И именно те же самые, а не такие же.


                1. lingvo
                  03.02.2018 22:45
                  +1

                  Лучше бы эту SLS закрыли нафиг. Насколько я знаю, именно эти твердотопливные шашки разрушают озоновый слой очень сильно.


                  1. lokiby
                    04.02.2018 15:00
                    +1

                    А разве не любая кислород-водородная ракета разрушает озоновый слой больше всего? Я об этом еще в середине 90-х по дискавери смотрел и свято верю


                    1. Valerij56
                      04.02.2018 19:44

                      Нет, именно твёрдотопливные.


      1. sHaggY_caT
        03.02.2018 00:54

        Я думаю, со ступени, может, снимут какое-то оборудование, которое на которое не попала солёная вода


        1. Zenitchik
          03.02.2018 14:21
          +1

          Наверняка будет правильное списание, разбраковка, развинчивание на запчасти, оценка оных на годность к повторному использованию.


  1. burzooom
    03.02.2018 00:35

    Как тут не вспомнить классику — «У Маска думают, почему не взорвался правый бак, а в ФСБ — почему не взорвался левый»


  1. Arxitektor
    03.02.2018 09:39
    +2

    Мне тут пришла в голову идея:
    Порезать ступень на сувениры и продавать ) Фанатов много и ступень большая
    А то что ступень уцелела просто стечение обстоятельств и расчетов.
    Отбуксируют и разберутся.


    1. konst90
      03.02.2018 10:35
      +2

      С рулями той ступени, что выводила SES-10 (первый запуск летавшей ступени), так и сделали.


      1. Chamie
        04.02.2018 03:30

        Блииин… А где можно было купить?


        1. konst90
          04.02.2018 08:52

          Наверное, простым смертным — нигде, судя по тиражу/

          Фото
          image


  1. lostmsu
    03.02.2018 14:42

    Такой успех на 10g напоминает, что кускам мяса в космосе не место. В смысле — что надо переносить сознание в железо.


    1. Zenitchik
      03.02.2018 14:43

      Нам там не рады.


    1. voyager-1
      03.02.2018 19:54

      Такой успех на 10g напоминает, что кускам мяса в космосе не место.
      Вы не правы, 10g — вполне в пределах человеческих возможностей. Тренированная тушка выдерживает 20g, а кратковременно — до 45g. Так что эти тушки ещё поборются за места на кораблях.


  1. Ollrite888
    04.02.2018 15:47
    +1

    voyager-1
    02.02.18 в 18:36
    А зачем буксировать? Если в баках осталось топливо — пускай сама плывёт.

    Я думаю, что причина по которой не взорвалась ракета — это как раз полное отсутствие топлива! Похоже, вышло просто совпадение: топливо кончилось как раз в момент посадки и тяга была уже уменьшенной.


  1. wertex15
    04.02.2018 15:47

    А на экологию океанов Маск окончательно забил?


    1. vassabi
      04.02.2018 20:13

      так он же не бросит ее там, а отбускирует и заберет на берег.


      1. wertex15
        06.02.2018 12:26

        А то что там «навытекает» и «обмоется водами океанов» и разойдется по течениям… до того времени как он ее отбуксирует…


        1. vassabi
          06.02.2018 13:39

          самым токсичным наверно будет керосин. Остальное — кислород с гелием, а в двигателях ориентации — азот… ну может смазка в шарнирах, но это уже мелочи.


        1. lingvo
          06.02.2018 13:41

          Если баки остались герметичными, то что там навытекает? Пара сотен литров керосина?


  1. aGGre55or
    04.02.2018 16:30

    Круто! Сейчас они её шкуркой-нулёвкой отскоблят за полгода и опять в космос запустят!