Мы продолжаем рассказ о том, какие техники, подтвержденные научными экспериментами, могут помочь в учебе в любом возрасте. В первой части мы обсуждали очевидные рекомендации вроде «грамотного распорядка дня» и прочих атрибутов здорового образа жизни. Во второй части речь шла о том, как дудлинг помогает лучше фиксировать материал на лекции, а рассуждения о предстоящем экзамене позволяют получить более высокую оценку.

Сегодня говорим о том, какие советы ученых помогают запоминать информацию эффективнее, а забывать важные сведения — медленнее.

Фото Dean Hochman CC BY

Сторителлинг — запоминание через понимание


Один из способов лучше запомнить информацию (например, перед важным экзаменом) — сторителлинг. Разберемся, почему. Сторителлинг — «донесение информации через историю» — прием, который популярен сейчас в огромном количестве сфер: от маркетинга и рекламы до публикаций в жанре нон-фикшен. Суть его, в самом общем виде, заключается в том, что набор фактов рассказчик превращает в нарратив, последовательность взаимосвязанных событий.

Такие истории воспринимаются намного легче, чем слабо связанные между собой данные, поэтому прием можно использовать при запоминании материала — попытаться выстроить информацию, которую необходимо запомнить, в историю (или даже несколько историй). Конечно, такой подход требует креативности и немалых усилий — особенно если нужно, например, запомнить доказательство теоремы — когда речь заходит о формулах, становится не до историй.

Однако и в этом случае можно использовать приемы, косвенно связанные со сторителлингом. Один из вариантов предлагают, в частности, ученые из Колумбийского Университета (США), опубликовавшие в прошлом году результаты своего исследования в журнале Psychological Science.

Специалисты, работавшие над исследованием, изучали влияние критического подхода к оценке информации на способность воспринимать и запоминать данные. Критический подход чем-то похож на спор с «внутренним скептиком», которого не удовлетворяют ваши доводы и который подвергает сомнению все, что вы говорите.

Как проводилось исследование: 60 студентам-участникам эксперимента предоставили вводные данные. Они включали информацию о «выборах мэра в некотором городе Х»: политические программы кандидатов и описание проблем выдуманного городка. Контрольную группу попросили написать эссе о достоинствах каждого из кандидатов, а экспериментальную — описать диалог между участниками политического шоу, обсуждающими кандидатов. Обеим группам (контрольной и экспериментальной) затем предложили написать сценарий телевизионного выступления в пользу понравившегося кандидата.

Выяснилось, что в итоговом сценарии экспериментальная группа привела больше фактов, использовала более точные формулировки и продемонстрировала лучшее понимание материала. В тексте для ТВ-ролика студенты из экспериментальной группы продемонстрировали различия между кандидатами и их программами и привели больше информации о том, как понравившийся кандидат собирается решать городские проблемы.

Более того, экспериментальная группа выразила свои идеи более точно: среди всех студентов экспериментальной группы только 20% привели в заключительном сценарии ТВ-ролика заявления, не подтвержденные фактами (т.е. вводными данными). В контрольной группе такие заявления сделали 60% студентов.

Как заявляют авторы статьи, проработка различных критических мнений в отношении определенного вопроса способствует более тщательному его изучению. Этот подход влияет на то, как вы воспринимаете информацию — «внутренний диалог с критиком» позволяет не просто принимать знания на веру. Вы начинаете искать альтернативы, приводить примеры и доказательства — и таким образом глубже разбираетесь в вопросе и запоминаете больше полезных деталей.

Такой подход, к примеру, помогает лучше подготовиться к каверзным вопросам на экзамене. Конечно, вы не сможете предугадать все, о чем может спросить вас преподаватель, но будете чувствовать себя намного более уверенным и подготовленным — так как уже «проиграли» в голове похожие ситуации.

Кривая забывания


Если «диалоги с самим собой» — хороший способ лучше понять информацию, то знание о том, как работает кривая забывания (и как ее можно обмануть) поможет удерживать полезную информацию как можно дольше. В идеале — сохранить знания, полученные на лекции, вплоть до экзамена (и, что еще важнее, после него).

Кривая забывания — не новое открытие, впервые этот термин был введен немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году. Эббингауз занимался изучением механической памяти и смог вывести закономерности между временем с момента получения данных, количеством повторений и процентом информации, которая в итоге сохраняется в памяти.

Эббингауз проводил эксперименты по тренировке «механической памяти» — по запоминанию ничего не значащих слогов, которые не должны вызывать в памяти никаких ассоциаций. Запоминать бессмыслицу крайне сложно (такие последовательности «выветриваются» из памяти очень легко) — однако кривая забывания «работает» и по отношению к вполне осмысленным, значимым данным.


Фото torbakhopper CC BY

Например, в отношении университетского курса интерпретировать кривую забывания можно следующим образом: сразу после посещения лекции вы обладаете неким объемом знаний. Его можно обозначить за 100% (грубо говоря, «вы знаете все, что вы знаете»).

Если на следующий день вы не вернетесь к своим лекционным записям и не повторите материал, то к концу этого дня в вашей памяти останется лишь 20-50% всей полученной на лекции информации (повторимся, это доля не от всей информации, которую дал на лекции преподаватель, а от всего, что лично вам удалось на лекции запомнить). Через месяц при таком подходе вы сможете вспомнить примерно 2-3% полученной информации — в итоге, перед экзаменом вам придется основательно засесть за теорию и учить билеты практически с нуля.

Выход тут довольно прост — чтобы не заучивать информацию «как в первый раз», достаточно регулярно повторять ее по записям с лекций или по учебнику. Конечно, это довольно скучная процедура, но она может сэкономить достаточно много времени перед экзаменами (и надежно закрепит знания в долгосрочной памяти). Повторение в данном случае служит явным сигналом для мозга о том, что данная информация действительно важна. В итоге подход позволит и лучше сохранить знания, и быстрее «активировать» доступ к ним в нужный момент.

Например, канадский Университет Ватерлоо советует своим студентам придерживаться следующей тактики: «Основная рекомендация — уделять повторению пройденного примерно полчаса в будни и от полутора до двух часов — в выходные. Даже если вы сможете повторять информацию только 4-5 дней в неделю, вы все равно запомните намного больше 2-3% данных, которые остались бы в вашей памяти, если бы вы не делали вообще ничего».

TL;DR


  • Чтобы лучше запомнить информацию, попробуйте использовать технику сторителлинга. Когда вы связываете факты в историю, нарратив, вы запоминаете их лучше. Конечно, такой подход требует серьезной подготовки и не всегда эффективен — сложно придумать повествование, если приходится запоминать математические доказательства или формулы по физике.

  • В этом случае хорошая альтернатива «традиционному» сторителлингу — диалог с самим собой. Чтобы лучше разобраться в предмете, попробуйте представить, что вам возражает воображаемый собеседник, а вы пытаетесь его убедить. Этот формат более универсален, и при этом обладает рядом положительных особенностей. Во-первых, он стимулирует критическое мышление (вы не принимаете на веру факты, которые стараетесь запомнить, а ищете доказательства, подтверждающие вашу точку зрения). Во-вторых, этот метод позволяет глубже разобраться в вопросе. В-третьих (что особенно полезно накануне экзамена) эта техника позволяет вам отрепетировать каверзные вопросы и потенциальные узкие места в вашем ответе. Да, такая репетиция может отнять много времени, но в некоторых случаях она гораздо эффективнее, чем попытка механически зазубрить материал.

  • Кстати о механической заучивании — помните про кривую забывания. Повторение пройденного материала (например, по конспектам с лекций) в течение хотя бы 30 минут ежедневно позволит вам удержать в памяти большую часть информации — так, чтобы накануне экзамена вам не пришлось учить тему с нуля. Сотрудники Университета Ватерлоо советуют провести эксперимент и опробовать технику такого повторения хотя бы в течение двух недель — и проследить за своими результатами.

  • А если вы переживаете, что ваши конспекты не очень-то информативны, попробуйте техники, о которых мы писали в прошлых материалах.

Комментарии (11)


  1. a1111exe
    26.02.2018 00:39

    Спасибо за статью!


    Посещал когда-то несколько уроков по мнемотехнике — самый примитивный вариант: запоминание последовательностей слов. Суть метода: при зачитывании списка слов для каждого визуализируется в воображении некоторое событие, причём так, чтобы создавалась семантическая связь между каждой парой смежных слов, а в целом — чтобы получалась история. И чем более фантастические получаются образы и сама история — тем лучше. А когда требуется восстановить список, история последовательно прокручивается в голове, события отображаются на слова, а последовательность событий — на порядок слов. Очень простой метод, и довольно эффективный — очень быстро можно научиться с первого прочтения и довольно надолго (без каждодневного повторения) запоминать списки из десятков слов.


    Огромная проблема этого метода — слова, обозначающие абстрактные понятия, и символы. С "абстрактными" словами ещё кое-как можно бороться путём разбиения на фрагменты, которые проще визуализировать, с цифрами (ввиду их малого количества) теоретически можно в лоб зазубрить какие-нибудь отображения на предметы и/или животных, а вот с символами типа формул я так и не нашёл понятного метода, гарантирующего результат. Вся литература — статьи, книги, — с которой довелось столкнуться, примерно следует одному шаблону: расписать в радужных красках как круто всё-всё-всё можно запоминать, рассуждения и тренировки на тему конкретных вещей, и очень скупо и туманно о символах (если вообще).


    Было бы очень круто почитать подробную статью (и/или книгу) именно на тему запоминания абстрактной информации и символов (а феерически крутым был бы пошаговый разбор запоминания отрывка из учебника по математики — анализа, а лучше теории множеств).


    1. oldbie
      26.02.2018 09:03

      Не стоит так делать от слова вообще. Мнемоника не серебрянная пуля и для обучени метод смонительный, ну или как минимум спорный. Адекватные «запоминатели» сами часто об этом говорят. Дело в том что вы создаете ничего не значащие, мусорные связи в мозгу между запоминаемым куском информации и понятиями уже плотно обосновавшимися у вас в голове (голая одногруппница с набитой тату формулы на копчике у вас на балконе). И как раз таки для абстрактных и сложных для понимания вещей этого делать не стоит, это не карты запоминать; т.к. сложность скорее больше с пониманием чем с запоминанием то гораздо более важно (чем для карт) иметь качественные смысловые связи не замыленные «шумом».


      1. a1111exe
        26.02.2018 11:49

        Ну не запоминать же разный мусор типа списков покупок… А почему Вы называете связи, помогающие помнить полезную информацию, "мусорными", мне непонятно.


        голая одногруппница с набитой тату формулы на копчике у вас на балконе

        Простите, но это работает совсем не так.


        сложность скорее больше с пониманием чем с запоминанием то гораздо более важно (чем для карт) иметь качественные смысловые связи не замыленные «шумом»

        Ну вот лично у меня обычно нет проблем с пониманием. Но да есть проблемы с удержанием этого понимания (когда речь о связанных друг с другом сложных абстракциях) между сессиями обучения (между ними могут проходить недели или даже месяцы). Как раз в этом случае эффективные методы запоминания символов и вообще абстрактной информации лично мне бы крайне пригодились, потому что из таких "историй" понимание восстанавливать было бы гораздо проще и быстрее.


  1. oldbie
    26.02.2018 09:02

    -del


  1. iSergios
    26.02.2018 09:58
    +1

    Есть еще один вариант сторителлинга, который я активно использовал, когда учился в университете: я представлял себя преподавателем, объясняющим изучаемую тему воображаемым тупым студентам, выслушивал их вопросы и отвечал на них, пересказывая одно и то же разными словами. Такая постоянная практика внутренних диалогов курсу к 4-5 привела к тому, что вычитывая новый материал, я уже автоматически проставлял про себя «галочки» по вопросам, которые могут быть заданы (да-да, теми самыми тупыми студентами) и набрасывал план ответа (или подготовки ответа) на них. Такой метод позволял читать материал максимально погруженно — часто перечитывать даже не приходилось. А уж если подкрепить его большой внутренней лекцией все тем же студентам… к экзамену этот вопрос уже не готовился.


  1. Estee
    26.02.2018 10:51

    Классическое: «пока объяснял, сам понял» работает в большинстве случаев хорошо.
    У нас в универе преподаватель как-то один семестр распределил лекции между студентами (подозреваю, что из лени, но и как педагог — хороший способ). Каждый подготовил и прочитал одну лекцию. Так я до сих пор свою лекцию чуть не дословно помню.


  1. BalinTomsk
    26.02.2018 17:38

    К концу учебы я усвоил лучший способ сдачи экзамена — за три дня наизусть заучиваешь учебник, а уже на экзамене указываешь преподователю ошибки автора учебника.


    1. DaneSoul
      27.02.2018 15:36

      Выучить учебник за 3 дня? Вы или редкий гений с феноменальными способностями, или под учебником понимаете небольшую методичку.


      1. BalinTomsk
        27.02.2018 17:12

        Примерно пара сотен страниц мной вполне заучивалась с подробным разбором.


        1. Estee
          27.02.2018 19:19

          А сейчас такие замечательные способности сохранились?


          1. BalinTomsk
            27.02.2018 19:32

            Уже нет, мне щас под 50. Недавно жил в Японии — японский даже не стал учить, пусть лучше коллеги английский учат.

            Полдня только только на чтение хабра и гиктаймса уходят. :) А еще работать когда-то над.

            Лишь вечером очередной курс с плюросайта удается пройти.