Несколько дней назад на Geektimes публиковалась новость о том, что компания Uber запустила коммерческий сервис беспилотных грузовиков. Это не научно-исследовательская работа, а реальный бизнес-проект, который ставит своей целью получение прибыли, если не прямо сейчас, то через какое-то время. Особенностью проекта является то, что грузовики движутся по дороге сами, полностью или почти полностью без участия человека. Водители лишь стартуют и завершают поездку, а по дороге большую часть времени машина едет сама.

Сейчас аналогичный проект реализует подразделение корпорации Google, которое получило название Waymo. В пятницу компания заявила, что сервис начинает работу в Атланте, США. Как и в случае Uber, в кабине машины будет присутствовать человек (оператор грузовика), который сможет взять управление на себя, если что-то пойдет не так.

Waymo занимается роботизированными автомобилями не первый год. «В прошлом году мы проводили испытания в полевых условиях, грузовики ездили по дорогам Калифорнии и Аризоны», — говорится в блоге компании. Теперь машины начинают работать в Джорджии, США, где расположены дата-центры Google. Здесь роботизированные фуры станут перевозить грузы в интересах Google.

Кроме грузовиков, Waymo пробует свои силы и в пассажирских перевозках. Так, в январе этого года компания заявила о том, что в Атланте начинает работу таксомоторная компания, в которой, соответственно, работают автомобили с автоматическим или полуавтоматическим управлением.

К сожалению, детальной информации о технических характеристиках грузовиков нет — руководство Waymo не предоставило таких данных. Правда, заявлено, что технология, которая используется для обеспечения возможности автономных поездок, более совершенна, чем те системы, что разработаны конкурентами. Разработчики Waymo утверждают, что близки к созданию по-настоящему автономных грузовых автомобилей, которые смогут двигаться самостоятельно по загруженным дорогам городов.

Сейчас очень малое количество машин с автопилотами способны передвигаться без всякой помощи водителя. Тем не менее, людей из кабин пока что убирать никто не собирается. Об этом говорят, но явно подобные действия (а главное — разрешение на их осуществление) должны быть одобрены регуляторами. Последние вовсе не горят желанием выпускать на улицу многотонные машины, которые управляются лишь ИИ, без участия человека.

По понятным причинам принцип работы беспилотных грузовых автомобилей отличается от принципов работы роботакси. «Вещи вроде торможения, поворотов, слепых пятен отличаются у легковых и грузовых машин», — пишут разработчики из Waymo в своем блоге. Сейчас у них много работы, поскольку технология еще не отточена до совершенства.

Что касается компании Uber, то здесь грузоперевозками занимается сервис Uber Freight. Именно так компания называет свое логистическое подразделение. Причем доставка грузов организована весьма необычно. Традиционно груз забирается из точки А и доставляется в точку Б. В случае сервиса Uber все обстоит несколько по-другому. На первом этапе в кабину обычного грузовика садится вполне обычный водитель. Он доставляет груз до станции «робогрузчиков». Здесь прицеп снимают с обычного грузовика и прикрепляют к автономной машине сервиса Uber Freight. Далее груз везет уже роботизированный автомобиль. Заканчивается все тоже переходом на обычный грузовик и финальную доставку груза при его помощи. По мнению авторов сервиса, все это позволит снизить усталость водителей фур, а значит, увеличить общую эффективность грузоперевозок.

Кроме Waymo и Uber, собственные испытания роботизированных грузовиков проводит и компания Starsky Robotics, о чем было объявлено на этой неделе. Еще один стартап, получивший название Embark доставляет грузы при помощи грузовиков с автономной системой управления начиная с прошлой осени.


Собственные грузовики есть и у компании Mercedes, которая, впрочем, сама не занимается грузоперевозками, оставляя это другим компаниям — покупателям своих робофур.

Нет сомнения, что уже в скором времени перемещение грузов при помощи автономных систем станет вполне обычным делом, ведь сейчас все больше компаний этим занимаются и еще больше — собираются заняться в ближайшем будущем.

Комментарии (32)


  1. holy_desman
    11.03.2018 21:12

    Кстати, это актуально, наверное, для штатов и прочих развитых стран. У нас оплата водителя в стоимости тонно-километра исчезающе мала. На дальних перевозках 2-4 рубля за километр (на весь авто, то есть, около 20 коп за тонно/км). Наши ещё долго на эту тему чесаться не будут.


    1. VMichael
      11.03.2018 21:18

      Цифры можете привести?


      1. holy_desman
        12.03.2018 00:22

        Зарплата водителя 60-120 тыс/мес. Усреднённый суточный пробег 1000 км. Усреднённая масса груза в прицепе — 20т.


        1. runapa
          12.03.2018 01:51

          С повсеместным внедрением тахографа пробеги снизятся до средних 600 км в день.


        1. Alcpp
          12.03.2018 05:05

          1000 км по российским дорогам? Это ж сколько времени за баранкой провести нужно?
          И с какой средней скоростью?


        1. vbifkol
          12.03.2018 06:07
          +1

          Слово «усредненный» стоит заменить на «максимальный» — и в пробеге и в массе. Еврофура — 24 тонны, но многие мосты рассчитаны на 20, поэтому больше 20 на дальняк мало кто возит. Ну и 1000 км для Камаза — запредел. 800 при хорошем раскладе.


          1. holy_desman
            12.03.2018 12:29

            Усреднённый он на то и усреднённый. Чтобы дальнобой без перегруза на линию вышел это должна комета Галлея по небу пролететь. Многие знакомые хвастаются тем что проходят по 1500-2000 в сутки. Нет, не по всем трассам, не каждый день. Но проходят. Тахографы вмешиваются в этот ход событий, конечно, но мы живём в России, так что не слишком сильно эти тахографы и ограничивают желающих переработать. Про Камаз и 800 вы правильно сказали. Только Камазы на дальняке теперь совсем не работают. Не выгодно. Только зерно до портов, разве что. И то, это не дальняк а среднее плечо.

            Но в целом, спасибо что поправили. Учитывая то что расходы на топливо порядка 16 рублей/км пробега, стоимость авто на км пробега — 6 руб, Платон — 4 руб/км пробега, амортизация — 6 руб/км пробега, ну и всякая фигня по мелочи 2-3 руб/км пробега, вы абсолютно правы. Зарплата водителя это ключевая часть расходов при автоперевозках по России.


            1. Cast_iron
              13.03.2018 07:38

              При максимальной скорости в 100-105 км/ч, остановки на перерыв, заправку, питание и соблюдении ПДД средняя скорость будет в районе 70, можешь 80-ти.
              В таком режиме проезжал 1200 за 16-18 часов, но не на фуре.
              Без серьезного превышения скорости 100 км в час в среднем никак не проехать.


              1. holy_desman
                14.03.2018 13:32

                Вы, конечно, правы. Специально переспросил у парней. Тех которые занимаются перевозками. Теоретический максимум при езде по закону и в рамках ПДД — 90км/ч*8раб/ч = 720 км. Пробеги в 2000км у них случались в конце девяностых — начале 2000х, когда жарить сутки со скоростью больше сотни и без сна в ряде регионов было безопаснее чем останавливаться. Сейчас модальный суточный пробег 600-700км. 1000 км — в общем, не проблема, если надо. Раз в месяц-два случаются подвиги типа мотнуться из Москвы в Пятигорск и обратно за трое суток (3200км). В режиме сутки туда, сутки погрузка, сутки обратно. 1600 км за сутки непрерывной езды. Безопасным такой режим назвать сложно, согласен. Про Potter у которого 10 машин со среднесуточным пробегом в 300км сказали:

                — Ну, пацаны на зарплате, чего им выделываться.

                Мои — ипэшники.
                Ещё поржали на тему того что если заменить автопилотом не водилу а директора, то можно сэкономить сразу 50%, а не 25.


                1. vbifkol
                  14.03.2018 15:28

                  Пробеги в 2000км у них случались в конце девяностых

                  1600 км за сутки непрерывной езды

                  Нет ощущения что парни зарапортовались? Учитывая, что в 90е дороги были сильно хуже?

                  Ну, пацаны на зарплате, чего им выделываться.

                  Ага, только средняя 90 км/ч возможна только по хорошим дорогам (реальней 70 км/ч, и то это быстро), 8 раб/ч с нормальными разминками/питанием/отдыхом — это 12 часов. Если с тахографом ездить по нормативам получится 6,5 часов в движении на 8 рабочих часов. Итого за день 6.5*70 = 455, округлим до 500. В месяце 22 рабочих дня, 11000. 10% на усушку, утруску, простои при погрузке, ТО — остается 10 000, полностью совпадающие с реальностью Potter. нормативами Минтранса, европейскими директивами.

                  ИПшников спросите сколько они реально ездят за год. Понятно, что бомбила может набрать заказов на пару месяцев безостановочной езды без выходных, потом месяц отдыхать — по факту получится те же 10, ну 15 тык среднемесячно.


    1. blik13
      11.03.2018 22:35

      Учитывая

      Особенностью проекта является то, что грузовики движутся по дороге сами, полностью или почти полностью без участия человека. Водители лишь стартуют и завершают поездку, а по дороге большую часть времени машина едет сама.
      оплата водителя изменится не сильно. Ведь водитель в любом случае тратит своё время, а ему нужно обеспечивать за это время себя и семью.
      Или есть вариант что после запуска водитель катапультируется из кабины, а перед прибытием десантируется в кабину?


      1. holy_desman
        12.03.2018 00:24

        Во-во. В чём гешефт вообще непонятно. На текущем этапе. На перспективе они драйвера совсем из кабины выбросить хотят, тогда конечно прибыль.


        1. darkfrei
          12.03.2018 10:26

          Ну как лоцман управляет лайнерами из башни на берегу. А сам никуда не плывёт. В море только автоматика.


      1. braineater
        12.03.2018 01:06

        Для дальних звучит выгодно. Предположим есть некий рейс который занимает 24 часа времени в дороге и за этот рейс платят 2400 денег. Время водителя стоит 50 денег за час.
        В обычном рейсе кроме 24 часов в дороге нашему водиле надо поспать 8 часов а, т.к. он не дома, это время мы ему все равно оплатим. Итого 32 часа времени и 1600 денег затрат. Выгода 800.
        На робогрузовике водитель стартует, в какой-то момент уходит спать, грузовик продолжает ехать. Итого рейс занимает 24 часа, затраты на водителя 1200 денег. Выгода 1200 денег.
        Дополнительно получаем лишние 8 часов времени и водителя посвежее, он работал меньше времени и в спокойном режиме (Здесь предполагаем что часть времени когда он бодрствовал ему не требовалось управлять грузовиком).


        1. SandroSmith
          12.03.2018 01:40

          Учитывая, что на данном этапе человек всё ещё должен присутствовать в кабине, при чём бодрствуя, то сэкономить на оплате труда не выйдет. Пока.


        1. cheburen
          12.03.2018 04:36

          еще надо участь среднюю скорость грузовика, если нет особого ограничения на время в пути, машина может ехать сутками на более низкой скорости, что позволяет экономить топливо и повысить безопасность, а водитель нужен будет для проезда по городу и въезда в город, допустить его отдых во время движения по трассе не сложно, если доказать безопасность автоматики при движении по трассе в колонне, возможно будут автопоезда из автономных грузовиков, со спящими в колонне и бодрствующим ведущим, сменяться можно не останавливаясь


          1. VIPDC
            12.03.2018 06:37

            Не забываем что речь не про РФ.
            Не знаю как в США, но в Европе есть тахографы.
            Больше 4 часов без остановок нельзя, время работы 8 часов, потом либо спать либо смена.
            Т.е реально в пути фура 8 часов в сутки, с автопилотом может только на заправку вставать и ехать 24 часа в сутки, при скорости 60 км/ч это ~1500 км.


        1. Potter
          12.03.2018 20:24

          «Время водителя стоит 50 денег за час» — т. е. водитель работает за 50*8*22 = 8.800 руб. в месяц?


          1. FreakII
            13.03.2018 01:45

            8.800 денег в месяц, откуда вы рубли взяли?


            1. Potter
              13.03.2018 16:44

              Цитировал braineater «Для дальних звучит выгодно. Предположим есть некий рейс который занимает 24 часа времени в дороге и за этот рейс платят 2400 денег. Время водителя стоит 50 денег за час.»


              1. FreakII
                13.03.2018 17:54

                «Время водителя стоит 50 денег за час» — т. е. водитель работает за 50*8*22 = 8.800 руб. в месяц?

                Вы умножаете некие условные «деньги, деленные на время» на время и получаете рубли. «Деньги» в оригинальном комментарии — условные единицы.


    1. Potter
      12.03.2018 16:33

      У меня — 10 большегрузных авто. И зарплаты водителей составляют примерно 25-35% от затрат.
      Думаю (даже уверен), что сходные цифры и у других перевозчиков. Поэтому замена человека автопилотом способна теоретически принести существенную экономическую выгоду.
      PS
      Про повсеместный перегруз, пробеги в 1000 км в день читаю, с трудом сдерживая хохот.


      1. holy_desman
        12.03.2018 16:49

        Просто дайте ваши цифры. Средний пробег в день. Стоимость покупки авто на км пробега, топливо, амортизация, всё прочее. Какая грузоподъёмность у ваших авто. Я надеюсь что вы не из тех владельцев предприятий у которых всё построено на «я так чувствую».


        1. Potter
          12.03.2018 20:18

          Месячный пробег — примерно 10.000 км.
          Стоимость сцепки (авто + полуприцеп) — около 8 млн. руб.
          Грузоподъемность — 24 тонны, но возим не более 20.
          Расход топлива — 32-36 л/100, в зависимости от сезона.
          От полного отчета по структуре затрат все-таки воздержусь, надеюсь, вы не осудите.
          caxap.ru/#pricing


          1. holy_desman
            12.03.2018 20:33

            Важное забыл спросить. А страна-то у вас какая?


            1. Potter
              12.03.2018 20:37

              Страна у нас большая, даже огромная! Россией зовется.


  1. mazahakajay
    12.03.2018 07:06

    сразу в голову пришла идея для новой части форсажей. ограбление роботизированных фур где-то в пустыне. и сразу отпадает проблема занятости водителей. их просто перепрофилируют в охранников.


    1. darkfrei
      12.03.2018 10:30

      Вместо обычных грузовиков будут автопоезда, а сюжет взять с ограбления паровозов.


  1. max1muz
    12.03.2018 12:11

    Интересно чем занят водитель все время поездки? Это же очень утомительно — ничего не делать в замкнутом пространстве. Он не сможет быстро отреагировать в случае внештатной ситуации, потому-что внимание будет рассеяно.
    Зачем он там вообще?


    1. Germanets
      12.03.2018 15:14

      Так же как и охранник на современном входе в здание — вмешивается в процесс только в случае необходимости, всё остальное время работают СКУД и системы с датчиками…


    1. ProRunner
      12.03.2018 23:15

      По закону положено. Пока.


    1. Goruhin
      13.03.2018 09:21

      Во время поездки он занят важным делом, он несёт ответственность, по простому — крайний. Если, вдруг, что-то пойдет не так.