Итак, то, что было прогнозируемо и ожидаемо на протяжении последних нескольких лет, наконец случилось. Вслед за постоянно растущим трафиком с мобильных устройств поисковые гиганты меняют алгоритмы поиска, подстраиваясь под интересы своих пользователей. В недавно вышедшем релизе от Google говорится о том, что с 1 июля 2018 года будет запущен механизм, ранжирующий сайты по принципу Mobile-first.

Но прежде, чем выясним что это такое, посмотрим немного статистики. По данным компании “SEO-Auditor” в марте 2018 года доли 2-х основных поисковых систем в России распределены следующим образом:

  • Google – 49,04 %
  • Яндекс – 46,08 %

На мобильных устройствах картина более разительная (по данным Liveinternet):

  • Google – 67,5 %
  • Яндекс – 31,5 %

Глядя на цифры статистики, видно, что у Google значительная доля рынка и значительная доля аудитории. А значит любые изменения в алгоритмах Google очевидно отразятся на результатах интернет-поиска и, конечно, всех сайтов.

А теперь давайте разбираться, что такое «Mobile-first indexing» и почему это смело можно назвать революцией в интернет-поиске.

В 2016 году Google анонсировал начало тестирования нового поискового алгоритма, основанного на приоритетной выдаче сайтов, адаптированных под мобильные устройства, чтобы соответствовать потребностям большинства его пользователей. Если изначально системы сканирования, индексирования и ранжирования Google приоритетно использовали десктопные версии страниц сайтов, то теперь он будет смотреть на сайты глазами мобильного браузера.

Как заявил Google: «Индексирование Mobile-first означает, что мы будем использовать мобильную версию страницы для индексирования и ранжирования». То есть, вводится не отдельный индекс сайтов с версткой под мобильные устройства, а в существующем изменяются приоритеты – преимущество в поисковой выдаче будет отдаваться сайтам, оптимизированным под мобильные устройства!

Но и это еще не все. Кроме того, что ваш сайт должен корректно отображаться на мобильном устройстве, его содержание должно полностью соответствовать десктопной версии. То есть все пункты меню, разделы и тексты должны быть идентичны. И это означает, что создание отдельной версии веб-сайта под мобильные устройства не спасет ситуацию.

Конечно, Google сказал, что он по-прежнему будет индексировать все веб-сайты и по-прежнему сайты с интересным контекстом и релевантым запросам будет иметь хорошие позиции в поиске, но…. с июля 2018 года Mobile-first будет приоритетным.

Да, и как вишенка на торт – предпринять какие-либо действия для приоритетного включения в новый индекс нельзя. Google говорит – мы сами определяем какие сайты и когда включить в Mobile-first. О том, что это случилось мы вас уведомим вот таким сообщением:



После того, как разобрались в сути вопроса, разберемся с тем, что же делать владельцам сайтов.

Если ваш сайт существует только потому, что так принято и вы не рассматриваете его как подспорье в развитии бизнеса, то не делайте ничего, хуже не будет.

Но если ваш сайт – это маркетинговый инструмент, ваш магазин, нацелен на увеличение клиентской базы и бизнеса, то стоит предпринять как минимум одно действие (если вы еще не получили радостное письмо от Google) – проверить свой сайт на оптимизацию под мобильные устройства. Это, конечно, не истинна в последней инстанции, и сам Google говорит, что Mobile-first работает независимо от мобильной оценки, но без оптимизации точно нельзя рассчитывать на приемлемые результаты.

Итак, рассмотрим несколько сайтов через «призму» Google. Для большей наглядности возьмем сайты из разных отраслей – 2 из медицины и 2 из дачной тематики.

Сайт Клиники аортальной и сердечно-сосудистой хирургии 1 МГМУ им. И.М. Сеченова: Сайт городской клинической больницы №71 им. М.Е. Жадкевича
image image
Сайт компании ООО «Флер» Сайт компании «Семицветик»
image image


Если вы получили первый результат, то можно облегченно вздохнуть, но не расслабляться – ибо как сказал Google, адаптивность под мобильные устройства не означает лучшие позиции в выдаче.

Но если получили 2 результат, то стоит задуматься о новом веб-сайте – это очевидный сигнал, что ваш текущий сайт будет со временем терять свои позиции.

А решив делать новый веб-сайт нужно иметь в виду следующее:

  1. Ваш новый сайт должен иметь адаптивную верстку – то есть уметь подстраиваться под экраны множества устройств.
  2. Дизайн сайта должен быть не только адаптивным, но и содержать такие элементы визуализации и управления, которые будут достаточно удобными для работы «пальца» на экране.
  3. Дизайн сайта и его контент должны быть лаконичными – так как нормальный для десктопного просмотра текст в 5 000 знаков на смартфоне превратиться в 5-6 экранов и отобьет желание посетителя изучать ваш сайт.
  4. Структура сайта не должна быть слишком разветвленная с множеством пунктов меню-подменю – на смартфоне это будет крайне неудобно.
  5. Будьте готовы, что ваше представление о дизайне и оформлении сайта могут пойти в разрез с необходимостью и ограничениями адаптивного дизайна.

С учетом того, что трафик с мобильных устройств постоянно растет, а поисковые системы придают им все большую значимость, то игнорировать изменения не удастся. Есть данные, согласно которым, среди миллиона самых популярных сайтов Рунета оптимизированы под мобильные устройства лишь около 20%, а это значит, что грядет новая революция в Интернете и на первые места могут выйти те, кто до этого был в тени.

Конечно, адаптивная верстка не панацея, обеспечивать качественный контент сайта и корректно заполнять SEO-параметры все еще является обязательным для ранжирования поисковыми системами. Но все же, с учетом растущего трафика с мобильных устройств, обеспечить своему сайту адаптивность крайне желательно.

Комментарии (10)


  1. Aionoff
    22.05.2018 14:43
    +2

    Когда уже рекламщики начнуть различать революцию от эволюции?


  1. haoNoQ
    22.05.2018 18:33
    +1

    То есть я теперь, как пользователь, сидя на десктопе, не смогу нагуглить хороший годный сайт просто потому, что он не потрудился адаптироваться под мобильные устройства, хотя мне совершенно пофиг на это? Почему они вообще за меня решают, что мне оформление важнее, чем содержимое? Распутайте, пожалуйста, а то бред какой-то. Они оставят "десктоп-фёрст" индекс если видят что я вот прямо сейчас десктопе?


    1. demimurych
      22.05.2018 19:06
      +1

      Вы найдете свой сайт без проблем, но, если с точки зрения Гугла в базе присутствует сайт с контентом не хуже, и при этом обладающим адаптивностью, то его гугл покажет выше, чем тот, где адаптивность отсутствует.
      А причины такого решения простые — деньги. Для гугла деньги там где больше аудитория. Например в проектах где мне доступна статистика уже сейчас доля мобильного трафика превышает 50%. И эта цифра будет только расти. Что означает что основные деньги начинают крутиться в сегменте мобильных устройств.
      Гугл фактически таким образом стимулирует разработчиков адаптировать свои проекты под текущие условия бизнеса Гугла. И они имеют на это полное право.


    1. Atilekt Автор
      22.05.2018 20:17

      В 2017 году объем мобильного интернет-траффика в США составил, по некоторым данным, 74% от общего объема. Для Гугл рынок США — приоритетный, там он контролирует порядка 33%. Вот поэтому и меняет свои механизмы под мобильный траффик.
      Как говорится, придется смирится…
      Полагаю, что и Яндекс скоро скажет о подобном. Не зря в разделе Помощь Я.Вебмастера написал вот такое:
      «Поисковые системы улучшают выдачу результатов поиска для пользователей мобильных устройств (смартфонов, планшетов). Таким пользователям вероятнее всего будет показан сайт с адаптивным дизайном, динамической версткой страниц, мобильная версия сайта или Турбо-страница.»


    1. yul
      24.05.2018 08:20

      Более того, существующие годные сайты будут упрощать и отуплять, чтобы они соответствовали по содержанию мобильной версии, куда много не впихнешь.


      1. 4tlen
        24.05.2018 12:25

        Тут два пути, отуплять и кастрировать или вкладываться в UX и реально развивать.


  1. gkislin
    23.05.2018 13:24

    Не увидел важной для себя детали- ссылки на проверку для мобильных приложений.
    google конечно поможет, но по готовой ссылке было бы удобнее
    Эта похоже:
    https://search.google.com/test/mobile-friendly


    1. Atilekt Автор
      23.05.2018 14:34

      Да, в голове держал, что нужно указать ссылку, но запамятовал.


  1. MOTORIST
    24.05.2018 15:22

    И это означает, что создание отдельной версии веб-сайта под мобильные устройства не спасет ситуацию.

    Не совсем понял. Я вот не любитель адаптивной верстки. По мне лучше сделать две отдельных версии. Изначально затраты будут выше, но в будущем окупятся. Отдельный мобильный сайт, который визуально не отличается от мобильного приложения IOS, android будет ниже в выдачи адаптивного?


    1. Atilekt Автор
      24.05.2018 18:20

      В данном случае есть только слова Гугл (перевод цитаты):

      • Мобильная версия сайта должна содержать те же материалы, что и полная. Обновите основной контент мобильной версии, чтобы он совпадал с полной: тексты, изображения с атрибутом alt, видео и т. д. в форматах, подходящих для сканирования и индексирования.
      • Обе версии сайта должны содержать структурированные данные. Убедитесь, что URL в структурированных данных для мобильных версий ведут на адреса страниц, оптимизированных для мобильных устройств. Если для структурирования данных вы используете Маркер, регулярно проверяйте наличие проблем с извлечением данных.
      • Обе версии сайта должны содержать метаданные. Убедитесь, что на обеих версиях сайта совпадают заголовки и метаописания.