image

Слух о моей смерти был сильно преувеличен.


Из телеграммы американского писателя Марка Твена.


На 4 июня 2015 года Google планировал закрыть проект Panoramio.

Panoramio (wiki) — фотохостинг с привязкой снимков к географическим координатам, первоначально был ограничен 2 Гб на пользователя. Стартап был создан в 2005 году и использовал API сервиса Google Maps, запущенного ранее в том же году.
image

Стартап привлек внимание Google и пользовался некоторой поддержкой, в частности слой Panoramio был добавлен в Google Earth, где его могли включить пользователи, найдя в меню «Слои» в пункте «Еще» вместе с слоем «Wikipedia». Что положительно сказывалось на росте числа пользователей и посещений сайта проекта. Сейчас слой Panoramio находится на верхнем уровне слоев Google Earth как слой «Фотографии».
Кроме самого хостинга Panoramio имел PHPBB-форум с подфорумами на нескольких языках с очень активными пользователями.
Снимок главной страницы форума с количеством тем и сообщений в языковых подфорумах
Июнь 2008 года.
image

В 2011 году — Deutsch — 49518, Русский — 41978, Magyar — 19847 сообщений, далее китайцы и испанцы… Темы обсуждались разные — технические проблемы и новости, проводились конкурсы, а пользователи создавали темы по интересам, где коллекционировались фотографии на определенные тематики. Форумы модерировались, некоторые темы и сообщения удалялись. Отдельной активной жизнью жили комментарии к фото, где часто развивались бурные дискуссии.
В Википедии описана история проекта в виде фактов, но не с точки зрения пользователя сервиса, что не раскрывает причины бегства пользователей из сервиса, спустя несколько лет после покупки его Google.
Купив стартап, в Google слабо представляли зачем он нужен, как его использовать и чем он интересен активным пользователям (возможно чтобы не купили конкуренты, получив огромное количество пользователей и базу координат фото). Были, видимо, неудачные попытки отображать рекламу (отели, турагентства, авиабилеты и т.п.) т.к. это продолжалось относительно недолго.
На 25 октября 2007 года в Panoramio было 5 миллионов фотографий и миллион зарегистрированных пользователей. Гугл приобрел большое количество пользователей, и базу, которую бы он не создал отправив армию сотрудников фотографировать всё подряд. На май 2015 года в Panoramio загружено 120 000 000 фотографий.

Краткая хронология событий в Panoramio:
  • В 2007 году стартап приобретен Google. Основатели Panoramio продолжили работу по развитию сервиса уже как сотрудники Google.
  • В середине 2008 года возникли технические проблемы с возросшим трафиком. В ноябре 2008 завершился перенос фотографий на сервера Google Earth. Добавился некий некритичный функционал для пользователей.
  • В апреле 2009 года на фотографиях, отображаемых в Google Earth, появилась реклама. Через некоторое время она исчезла, потом на какой-то период в несколько иной форме появилась снова. Google пробовал разные способы монетизировать картографические сервисы.
  • C июля 2009 фотографии Panaramio можно посмотреть не только в Google Earth, но и в Google Maps.
  • В сентябре 2009 переезд сайта Panoramio на сервера и технологии Google завершен. Возникшие при этом технические проблемы ликвидировались несколько месяцев. Часть функционала не вернулось. Например поиск починили более, чем через год спустя. В форуме Panoramio можно найти сообщения о множестве проблем, неудобств и прочих неприятностей привнесенных Гуглом в работу Panoramio в разное время.
  • В 2010 происходил редизайн с добавлением и удалением функционала, например, очень болезненно было воспринято пользователями исчезновение «двух стрелочек», позволявших переходить к следующей или предыдущей фото в альбоме. Пользователям удалось вытребовать их обратно, что редкий случай, когда желания пользователей были услышаны. Самым худшим оказалась поддержка нового интерфейса только в браузере Google Chrome. Остальные браузеры не везде корректно работали, хуже всего пришлось IE. Это была не последняя настоятельная рекомендация от администрации пользоваться только «фирменным продуктом» в Panoramio. С марта 2010 года появилось настойчивое предложение перейти на аккаунты Google, вылившееся у некоторых пользователей в потерю альбомов. В этом же году Panoramio покинули его основатели, говорят из-за конфликта мнений о видении его дальнейшего развития. Но в общем предыдущий период был лучшим в истории Panoramio — большая команда Panoramio, какая никакая реакция на запросы пользователей. Большим недостатком была традиционная ротация команд в Google — новая команда программистов не понимала, чем до них занималась предыдущая. С одной стороны свежий взгляд на проект, с другой стороны не понимание целей и желаний пользователей Panoramio. Прикручивание «красивостей» в ущерб функциональности.
  • В августе 2011 года на сайте Panoramio стала общедоступной функция тематических Групп, которая по идее Google должна была заменить тематические коллекции в специальных темах форума. Попытка оказалась неудачной.
  • В ноябре 2011 года перевод форума Panoramio на новый движок от Гугл. — в Google Groups. Самое катастрофическое изменение в Panoramio, повлекшее массовый исход из форума пользователей.
    Сейчас на форуме активность не выше, чем было в момент открытия сервиса в 2005 году. Сырой продукт, некорректно работавший даже в Google Chrome. Остальные браузеры не работали корректно или не отображали ничего. На данное время полный функционал форума (на основе Google Groups) можно использовать только в браузере Chrome. Например Opera лучше использовать только для чтения. Если ранее пользователи могли использовать на PHPBB-форуме мобильную Opera, то после обновления форум перестал отображаться даже в стандартном браузере Android. Таким образом пользователи потеряли возможность общаться, а позже — загружать фотографии и комментировать с мобильных устройств в Panoramio.
    Зашел на форум написать сообщение с картинкой, и, похоже, второй раз сюда не вернусь. Самый ужасный форумный движок из всех, на которых приходилось общаться

    2012 год прошел без изменений:
    Делали те, которым пофигу, что они делают. Так всегда бывает, когда исчезают энтузиасты, которые начали это дело.
    С их javascript ни в форум не зайти, ни фото в панорамио не загрузить.

    Действительно, редизайн добрался до формы загрузки, интегрировав в неё загрузку фото из Google Plus/Picasa, но убив обычную загрузку. Новая форма пока теперь работала только Google Chrome. С одной стороны это позволяло залить в альбом одним махом много фото, вместо группы до 10 фото за один раз, но поддержка в одном браузере отбивала желание делать это в других системах. Сервис еще не умирал, но и не развивался как в первые два года:
    Активность пользователей 2008-2012
    image
    ***
    Особенно показателен последний график. На нем четко видно, что начиная с 10-го миллиона — май 2008 года (как раз с момента открытия этой темы ), скорость загрузки начала увеличиваться (всё больше людей узнавали о том, что в Google Earth можно смотреть чужие фотографии и начинали действовать по принципу «а мои чем хуже»). К 40-му миллиону — август 2010 — темп загрузки стабилизировался и все следующие годы держался в районе 19-22 дня на 1 миллион. Исключение составил лишь период 66-72 миллиона — февраль-май 2012 года, когда появился новый загрузчик фотографий. Но в него все быстро наигрались, а с 82-миллиона — ноябрь 2012 — начался новый кризис — пользователей начали заставлять активно переходить на аккаунты Гугл, форум перестал быть движущей силой активности пользователей. Скорость загрузки вновь стабилизировалась на отметке 20-22 дня на загрузку 1 миллиона фоток. В этой стабильности, фактически, Panoramio пребывает уже 3 года. Радует одно — регресса пока нет.

    После покупки сайта компанией Google штаб-квартира Panoramio находилась в Цюрихе, в офисном здании швейцарского подразделения Google. С конца 2012 года по май 2013 года осуществлялся перевод штаб-квартиры в головной офис Google в Маунтин-Вью с заменой европейских сотрудников сайта на американских. Летом 2013 года сотрудники Panoramio были полностью заменены сотрудниками Google Maps.
  • В июле 2013 года было объявлено, что все аккаунты пользователей, которые не перешли на аккаунты Google, будут удалены вместе со всеми фотографиями. По оценке администрации до 15% пользователей.
    В сентябре стало известно, что Panoramio прекращает свое существование и переезжает в «Фототуры».
    Ситуация на сентябрь 2013 года: Panoramio больше не существует
    Поскольку всё нижеследующее по большей части касается будущего Panoramio, решил написать именно в эту тему.

    Итак, 6-8 сентября 2013 года в Лиссабоне прошла конференция модераторов форума Panoramio и администрации сайта. Поэтапно описывать я на этот раз ничего (что ели, что пили, где гуляли) не буду, отмечу лишь обсуждаемые темы в порядке их важности.

    1. Panoramio больше не существует. За лето все функции управления сайтом окончательно перешли к новой команде. Вернее даже не к новой команде, а переданы разрозненным сотрудникам Гугл, по большей части представляющими проект Google Maps (с некоторыми из них нас познакомили еще в 2011 году в Барселоне). Мало у кого из них есть аккаунты на Panoramio (у других они «полумертвые»), в связи с чем они плохо представляют (или вообще не представляют), что это за сайт – Panoramio и для чего он нужен. Достаточно упомянуть, что они крайне удивились, когда услышали от меня, что фотографии на Panoramio представляют гораздо более важную гео-информационную ценность, нежели художественную. «Об этом мы не думали» – был их ответ. Вывод: сотрудники Google Maps получили в наследство сайт с большим количеством «красивых картинок», которые являются лишь украшением Google Maps и Google Earth. Переосмыслив это наследство, они сделали вывод, что картинки должны стать еще красивее и больше. Отсюда и возник новый интерфейс. Не знаю, хорошо это или плохо (порой свежий взгляд приносит свои плоды), но, кажется, об информационной составляющей наших фотографий можно забыть.

    2. Panoramio больше не будет существовать. На мой прямой вопрос «Что Гугл ждет от Panoramio» вразумительного ответа не последовало. Из невразумительного можно было сделать вывод, что ничего не ждет. Т.е., конечно, новые пользователи, новые фотографии, это неплохо, но никакой стратегии развития не существует. Команду сократили, ресурс повесили на совершенно посторонних людей, вскоре избавятся от «негугловских» пользователей, потом и от самого бренда Panoramio.

    3. У Panoramio и в ближайшем будущем нет перспектив. Причина опять-таки в отсутствии людей в администрации, которые бы знали и понимали проект. Достаточно сказать, что новые сотрудники задавали модераторам вопросы типа «А зачем вам Группы?», «А как привлечь новых пользователей?», ставили в тупик модераторов своими ответами, поскольку не понимали сути элементарных вопросов, касающихся как проблем в работе самого Panoramio, так и постоянных проблем с отображением фотографий в Google Earth. На вопрос венгерского модератора «почему уже больше года не обновляется файл для перевода интерфейса на другие языки» был получен ответ «А почему пользователи не используют переводчик Гугл?». В общем, продолжать можно долго, но, надеюсь, смысл вы поняли.

    4. В последний день представитель администрации задал странный вопрос «Что лучше – исправлять существующие ошибки на сайте и усовершенствовать текущие функции, или заниматься новыми?». Выводы делайте сами. Мой вывод такой – в связи с установившейся тенденцией «гонки вооружений» между гигантами IT-индустрии, в ходе которой им проще и дешевле начать новый проект, чем доводить до ума старый, ждать исправлений мелких и средних ошибок на Panoramio можно годами (что, впрочем, наблюдалось всегда).

    Вообще, эта конференция была весьма унылой, мы с Василием и Игорем даже решили, что присутствовали на поминках Panoramio. Такое же настроение наблюдалось и у других модераторов – большинству уже надоело из года в год говорить об одних и тех же проблемах, об одних и тех же просьбах пользователей, которые из года в год принимаются администрацией на «ура», а потом благополучно уходят в песок. И если раньше модераторы и администрация хотя бы понимали друг друга с полуслова, то сейчас все вопросы и пожелания, натыкаясь на глухую стену незнания функций сайта администрацией, отпадали сами собой.

    Это, так сказать, по существу. Но с другой стороны, сотрудники Google Maps, которые теперь занимаются Panoramio, оказались вполне приятными людьми, программисты (особенно китайские, коих немало), скрупулезно записали все наши пожелания, одна из сотрудниц аккуратно вела протокол конференции, так что надежда, что хоть какие-то улучшения будут, остается.

    Для меня же самым ярким впечатлением этих дней стало личное знакомство с Василием Бадиным, который оказался полной противоположностью своего форумного образа :-))

    Ну вот, кажется всё. Если что еще важно вспомню – допишу. Если что напутал, надеюсь Василий и Игорь меня поправят.

    P.S. В конце конференции нас предупредили, что всё обсуждаемое является секретом (правда я не понял, что именно, ведь ни о каких конкретных вещах, за редким исключением, речь не шла), так что я вам ничего не писал, а вы ничего не читали.

    P.P.S. Львиную долю первого дня заняла презентация нового проекта Гугл – Фотосфер, на которые они, судя по всему, возлагают большие надежды. Во всяком случае все сотрудники Гугл то ли с наслаждением, то ли из-под палки, но вовсю в эти фотосферы играли. Так что приоритеты понятны…

  • В ноябре 2013 года продолжилась охота на пользователей интеграция пользователей Panoramio в сервисы Google, тогда появилась возможность для учетных записей Panoramio (объединенных с аккаунтами Google) прикрепиться к учётным записям в Google Plus.
  • В сентябре 2014 года Google официально заявило предстоящем закрытии проекта и переносе фотографий Panoramio в «Фототуры» на Google Maps.
    В ответ основатели Panoramio и бывшие сотрудники объявили сбор подписей под петицией против прекращения работы Panoramio под названием «Google: Пусть сообщество Panoramio будет жить», но петиция собрала всего несколько тысяч подписей. Что правдиво отобразило ситуацию с Panoramio — активных пользователей всегда было несколько тысяч. Эти несколько тысяч энтузиастов, которые, несмотря на чинимые препятствия, загрузили несколько десятков миллионов хороших фотографий, которые используются в проектах «Google Maps»/«Google Earth» (статистика по пользователям за 2011 год).
    Официальный ответ пользователям Panoramio от Брайана МакКлендона в пересказе модератора русского форума:

    Главной причиной переезда называется большое количество мобильных фотографов и мобильных пользователей Google Maps, которым неудобно/невозможно пользоваться Panoramio через свои устройства.
    1. Все статистические данные просмотров фотографий должны переехать без потерь.
    2. Все названия фото и их привязки должны переехать без потерь (с тегами ситуация пока непонятная).
    3. Все фото должны переехать без потерь в оригинальном размере (в этом я пока сомневаюсь).
    4. Для пользователей с большим количеством фотографий будет выделена отдельная бесплатная квота для хранения фотографий на Гугл Диске (вопрос надолго ли).
    5. Не переедут в Фототуры комментарии к фотографиям.
    6. Не переедут в Фототуры тематические Группы со всем их содержимым.
    7. Не переедут в Фототуры списки избранных фотографий и пользователей (хотя для последнего вопрос не закрыт окончательно).

    Как и предыдущие нововведения Google эти новости были встречены скептически:
    Н-да! Полазила по фототурам. Ощущение какой-то полной косолапости и неудобства сервиса. На Panoramio даже с новым интерфейсом все довольно стройно. И вполне можно было хотя бы оставить красивый и известный бренд Panoramio, а не менять его на банальное Views. Несколько неуважительно к пользователям и основателям сайта. А оставили бы название, глядишь, и протестов было бы меньше.

  • В мае 2015 года отключена возможность создавать новые тематические Группы.
  • 2 июня 2015 года было объявлено, что Google меняет свои планы относительно закрытия Panoramio и что сайт и впредь будет работать в текущем режиме, в то время как проект «Фототуры» будет фактически закрыт.


Фактически Google взял очередную паузу на раздумия, что делать с Panoramio — «и нести тяжело, и выбросить жалко».
Динамика не изменилась — быстрее загружать не стали. На последний миллион (121-й) ушло 35 дней, т.е. примерно на 70% больше, чем при «хорошей жизни».

Лично мне сервис очень жалко. Я один из старожилов, из первых 200000 пользователей, и первых десятков русских пользователей. И тем печальнее мне было наблюдать разрушение Panoramio и его сообщества в угоду каких-то корпоративных идей, стилей интерфейса и не понимания, что такое Panoramio и зачем он нужен.

Комментарии (17)


  1. entze
    06.07.2015 08:43
    +8

    Печально. Гугл окончательно превратился в корпорацию говна.

    А проект очень важен. Хотя бы тем, что часто можно найти фотографии сделанные в разное время. Например, фото подмосковных лесов в прошлом и вырубки сейчас.


    1. Rumlin Автор
      06.07.2015 09:33
      +1

      Разговор о исторических слоях фотографий был среди пользователей и в первые годы европейские разработчики обещали подумать над реализацией, но потом их разогнали и перевели офис в США.


    1. pehat
      06.07.2015 12:15
      +1

      1. Rumlin Автор
        06.07.2015 12:23

        Это старые фото. Есть такой же проект при поддержке Google — historypin.com


  1. Emili013
    06.07.2015 10:04

    А какие есть аналоги Panoramio в рунете — только Яндекс Карты (слой с фотографиями)?


    1. Rumlin Автор
      06.07.2015 10:15

      В новом интерфейсе Яндекс.Карт фото убрали.


      1. Emili013
        06.07.2015 10:17

        Я в курсе, потому и спрашиваю. Просто частенько люблю при планировании своих веломаршрутов смотреть фото тех мест, которые меня ждут (и делиться потом своими фотками). Сейчас пользуюсь как раз Panoramio + Яндекс Карты, но поскольку будущее обоих сервисов туманно, интересно есть ли какие-то популярные аналоги в рунете…


        1. Rumlin Автор
          06.07.2015 10:30

          Panoramio убыточен, Яндекс.Фото, скорее всего, тоже. Не думаю, что кто-то еще сможет выкидывать деньги на бесплатный фотохостинг.

          Принципиальной разницы между Panoramio и Фототурами/Views нет. Фотографии в конечном итоге находятся на одних и тех же серверах Google Drive, и отображаются на Google Maps. Другой вопрос, что карта у Panoramio намного лучше, чем это сделано в новой Google Map, и сам интерфейс Panoramio легче.


  1. netto
    06.07.2015 11:06

    > Panoramio не умер

    «Панк не умер, он просто так пахнет», ага.


    1. lumag
      06.07.2015 11:20

      Потыкай в него палочкой.


  1. saga111a
    06.07.2015 14:27

    И отображения фотографий на новых картах гуугла ужасно. А при планировании маршрутов вне города это было крайне удобно.


  1. sashas
    06.07.2015 21:11

    engine9 узнал только по Panoramio в далеком 2007м


    1. engine9
      06.07.2015 21:44

      Это все очень печально, панорамио незаменимый ресурс для планирования поездок и разведки новых необычных мест. Есть еще карта на flickr но она не такая удобная и не умеет динамически подгружать миниатюры. Да и народа там намного меньше.


      1. Rumlin Автор
        06.07.2015 22:14

        Фотографии никуда бы не исчезли. В Фототурах так же есть карта с маркерами фотографий и панорам. Но интерфейс специфический. У меня в Фототуры каким то образом затащило альбом с старинными открытками. Очень удивился у видев их на карте, и еще больше удивился, что размещены они там от моего имени. О существовании этого альбома я давно забыл, загрузив их, видимо, в Пикаса попробовать новый сервис.


  1. denticulus
    06.07.2015 23:41
    +1

    Сам планирую все поездки с panoramio, от велопрогулок до отпусков. Хотел поучаствовать в развитии: выкладывал фотки тех мест, которых до этого не было на сервисе. Но отсутствие мобильного приложения делает эту задачу чрезвычайно сложной. ИМХО, именно приложение позволит загружать миллионы новых фото, и может спасти ситуацию.


  1. mifki
    07.07.2015 07:58
    +1

    Мне больше интересно, что с Google Earth происходит — десктопная версия основательно более-менее значительные обновления что для десктопа, что для iOS были в 2013.


  1. Equin0x
    07.07.2015 23:41

    У гугла растут статьи расходов. Недавно боссы осознали, что они не вечны. Да и Брин нашел у себя LRRK2 мутацию. Я связываю последние метания гугла именно с этим. Бешеные вливания бабок в компании типа Calico, в проекты по искусственным органам и тп. Какое там Panoramio. Только Adwords, только то, что приносит реальную прибыль…