Слушатели подкастов — молодые и образованные люди, многие из которых пользуются видеосервисами по модели платной подписки. Тем не менее, создателям платформ для подкастов зачастую не удается монетизировать свои аудиоприложения по аналогичной схеме.
Тем не менее, на рынке аудиоприложений появился другой игрок с «разговорным» контентом, который успешно получает доход за счет продажи подписок. Это приложения для медитации.
Разберемся, в чем похожи, а чем отличаются эти игроки в этой нише аудиоконтента.
Фото Tina Leggio / CC
Что произошло с рынком аудиоприложений
В то время как приложения для подкастов на протяжении нескольких лет только стремятся к созданию универсальной платформы с платной подпиской по модели Netflix, приложениям для медитации это уже удается. Этот факт отмечают в первую очередь инвесторы — поэтому охотнее вкладываются именно в сегмент приложений с «медитативным» аудиоконтентом.
Для сравнения: самые успешные платформы для подкастов с функцией платной подписки получили инвестиции не более чем в 36 миллионов долларов (в компанию Acast инвесторы вложили 35,2 млн долларов, а в Castbox — 29,6 млн). При этом объем инвестиций в самое успешное приложение для медитации с платной подпиской — Headspace — составляет 75,2 млн.
Рыночная оценка двух наиболее крупных компаний в сфере аудиоконтента для медитаций — Calm и Headspace — превышает 250 миллионов долларов для каждой. Платформы для подкастов по этому показателю тоже отстают — тот же Acast оценивают «всего лишь» в 131 миллион долларов.
Хотя есть критерий, по которому сегмент подкастов все-таки оказывается в более выигрышной позиции, — совокупный объем аудитории слушателей. Индустрия подкастов в западных странах достаточно развита: согласно исследованию Infinite Dial 2018 года, 26% американцев (73 миллиона человек) слушают подкасты минимум раз в месяц. Исследование Acast в Великобритании показало, что 23% населения (15,1 миллиона человек) хотя бы раз слушали подкасты за месяц, предшествовавший опросу.
В сравнении с этими цифрами аудитория приложений для медитации пока не так велика: Headspace утверждает, что их сервисом пользуются почти 30 миллионов человек по всему миру, а Calm приводит показатель в 25 миллионов пользователей.
Чем живет рынок приложений для медитации
Несмотря на то, что среди пользователей приложения для медитации не так широко распространены, это не мешает им активно захватывать рынок аудиоконтента. Сервисы для медитации и повышения осознанности набирают популярность на протяжении последних нескольких лет, но в 2017 и 2018 годах этот рост ускорился. В 2017 году Calm вошло в список лучших приложений года от Apple, а внимание к психическому здоровью стало одним из трендов года по версии компании.
По оценке Apptopia, количество скачиваний 10 самых популярных приложений категории self-care выросло на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а доход — на 40%. Приложениям удается популяризовать медитацию и сделать её частью повседневной жизни людей. Всего, по оценкам американской организации National Center for Complementary and Integrative Health, медитацию практикуют 8% взрослых американцев (18 миллионов человек).
Большинство приложений для медитации представляет собой подборку аудиоинструкций для конкретной ситуации и времени. Некоторые сервисы могут создавать рекомендации на основе эмоций и самочувствия пользователя. Поэтому основной моделью монетизации приложений для медитации является премиум-подписка. Это работает, потому что пользователи готовы платить за: 1) отбор контента под конкретные потребности и 2) удобный сервис, который не требует от них самостоятельного поиска аудио.
На чем зарабатывают приложения для подкастов
В отличие от приложений для медитации, платформы для подкастов практически не занимаются курированием контента и облегчением задачи поиска подходящего под ситуацию/настроение подкаста. Разумеется, подкасты могут быть сгруппированы по тематике, однако предлагать выпуск, подходящий под настроение или самочувствие, платформа не будет.
В первую очередь это связано с тем, что сервисы для прослушивания подкастов по большей части выступают в качестве агрегаторов контента, который создают независимые авторы. За счет такого подхода, с одной стороны, аудиозаписей на платформе становится больше, с другой — управлять ими на уровне, доступном приложениям для медитации, оказывается практически невозможно.
В этой ситуации заработать на аудиоконтенте стараются и авторы, и сами платформы. Подкастеры часто включают в свои выпуски нативную рекламу или принимают добровольные пожертвования от фанатов. Платформы привлекают рекламодателей и экспериментируют с моделями подписки. Например, за ежемесячную плату предоставляют пользователям ранний доступ к выпускам любимых подкастов, бонусные материалы и отсутствие рекламы в самом приложении.
Фото Kertojan aani CC
Правда, пока желающих получить такой доступ, да и в целом ежемесячно платить за подкасты, оказывается немного. В том числе и из-за того, что слушатели могут не ассоциировать платформу с «ее содержанием», и готовы поддерживать отдельных подкастеров, но не приложение-агрегатор.
Что происходит с индустрией аудиоприложений в России
Пользователи аудиоприложений в России изучены не так хорошо как за рубежом. Для нашего рынка пока не проводились масштабные исследования по числу слушателей подкастов и аудиомедитаций, поэтому точный объем индустрии оценить сложно.
О приложениях для медитаций и осознанности на русском языке начали активно писать с 2015–2016 года [vc.ru, Афиша, Meduza]. Однако несмотря на растущую популярность, создатели приложений не поддерживают тенденцию повышения «языковой доступности» аудиомедитаций для россиян. Среди популярных приложений уроки на русском языке можно найти, пожалуй, только в Insight Timer.
Подкасты в России намного более распространены и известны. Основные модели монетизации аудиопередач в России, как и на Западе, — реклама и пожертвования. Рекламодатели сейчас сотрудничают с наиболее крупными и старыми из передач. Помимо этого, российские подкастеры продают другие свои услуги и курсы или устраивают платное участие в эфире гостям.
Что до модели платной подписки, то ее на своей платформе реализует, к примеру, Arzamas: часть материалов в приложении доступна бесплатно, а подписка открывает для пользователей уникальный контент. Правда, в данном случае мы все-таки имеем дело не с платформой-агрегатором стороннего контента, а с курируемым контентом, предоставляемым самой площадкой.
Кстати, свой сервис для размещения подкастов до конца 2018 планирует запустить и «ВКонтакте». О модели заработка компания пока не рассказывает, но известно, что она будет отличаться от существующей монетизации аудиозаписей в социальной сети. Возможно, отечественный рынок станет той стартовой площадкой, на которой платформам для подкастов все-таки удастся запустить формат «аудио-Netflix».
Что еще у нас есть по теме:
- Микроформат — наш Telegram-канал
- Аудиоподкасты: о звуке простыми словами
- «Ток-шоу»: Как создают, развивают и слушают подкасты
- «Доброе утро, Вьетнам!»: Как запустить своё интернет-радио
- «Звук» — наш аудиоподкаст в iTunes
Комментарии (18)
QtRoS
05.08.2018 02:19Недавно с компаньоном опубликовали приложение подобной тематики (медитации, эриксоновский гипноз). Целевая аудитория исключительно русскоговорящая. За полгода на Google Play значок 10к скачиваний (на самом деле больше) и порядка 120 оценок с общим рейтингом 4.8. Никаких вложений в рекламу или продвижение не делали, это исключительный интерес заинтересованных лиц. Как мне кажется, на основании этих данных можно сделать вывод, что аудитория у нас благоприятная для этого направления.
tgz
05.08.2018 09:13+1Весь этот mindfulness и то что тут понимается под медитацией к настоящей медитации не имеет никакого отношения. Вам суют обычный симулякр формируя или усиливая зависимость.
altrus
05.08.2018 12:05Симулякр — это образ того, что не существует. А так как медитация существует, то это подделка, фальшь.
Но в английском слово медитация имеет другие значения, чем в русском. В русский оно пришло из мира духовных практик, а на английском to meditate — размышлять. Обиходное слово. Так что никто лицезрения Бога не обещал. Просто расслабон.
Alek_roebuck
Если под словом «осознанность» вы понимаете mindfulness, то по-русски это (в контексте медитаций) скорее сосредоточенность, как раз нечто частично противоположное осознанности. Так и «Афиша» пишет по вашей ссылке. «Медуза», правда, пишет иначе, но у «Медузы» не только с английским туговато, они и по-русски позволяют себе писать "предпологают", "справляется с играми, таких, как CS:GO" (буквально вчерашние статьи) и т.п. Там просто нет корректора или он непонятно чем занят. К сожалению, с разделением одной приличной «Ленты» на «Ленту» и «Медузу» читатель получил две неприлично безграмотные газеты.
shurup
Нравится нам это или нет, но в массах уже устоялся перевод как «осознанность», а если обратиться к буддийской терминологии, откуда этот самый mindfulness и вытащили для популяризации, то там [среди самих буддистов] чаще в ходу перевод как «памятование»… Под «медитацией», честно говоря, тоже каждый сегодня понимает что хочет, хотя у разных традиций бывают очень разные техники (и вообще цели практики). Но что противоположного по существу вы видите в «осознанности» и «сосредоточенности»?
shurup
Про «памятование» с wikipedia:
Но кто будет так «закапываться» среди массовых пользователей приложений для «медитации»?..
andrew8712
Увы, на медузе не только безграмотность процветает. Годных текстов стало _значительно_ меньше, интересные новости не печатают, зато постоянно пишут про Монеточку, про свежие клипы и песни недели (которые нужно послушать прямо сейчас, конечно), про феминизм, #MeeToo, страдания журналистов (очень интересные темы). О засилии рекламы и однобокость подачи материала и говорить не приходится.
Приходится ходить на РБК за нормальными текстами
zxweed
вы так говорите, как будто бы на рбк нормальные тексты…
andrew8712
К удивлению оказалось, что получше, чем на медузе
По крайней мере там нет статей вида «Почему Трамп — тупой? Объясняем на гифках из мультика про Спандж Боба»