Всё, что нужно знать об Oculus Quest по информации с крупнейшей выставки года по виртуальной реальности.
Если Вы интересуетесь виртуальной реальностью, то наверняка знаете, что в Сан Хосе 26 и 27 сентября прошло одно из самых важных событий года в мире виара — а именно Oculus Connect 5 от компании Facebook. На самом мероприятии мне, в силу финансовых причин, побывать не удалось, но я пролопатил огромное количество источников, так что будьте уверены, что в этой статье вы найдете все самые важные анонсы и новости с ивента, включая, конечно же, всё интересное об oculus Quest.
Окулус Квест — звезда прошедшего ивента. Конференция, конечно же, была посвящена множеству аспектов мира виртуальной реальности, но самой важной новостью, которую обсуждали все без исключения крупные VR энтузиасты, был именно анонс новой платформы.
Oculus анонсировали первый в компании автономный комплект виртуальной реальности, включающий контроллеры и отслеживающийся в 6 степенях свободы (далее 6DOF) под названием Oculus Quest. В последние 2 года Вы могли слышать о ходе разработки этого проекта под именем Santa Cruz. Продукт, если говорить упрощенно, представляет собой автономную версию Oculus Rift — Вы просто запускаете и используете его без всякой надобности в компьютере или смартфоне. 6 DOF означает, что Вы можете двигаться как угодно и двигать руками так же, как в реальной жизни, и в виртуальной реальности соответствующие движения будут отражены с высокой точностью и минимальной задержкой. В других, существующих на рынке автономных VR сетах, например Mirage Solo, в Вашем распоряжении только 3 DOF контроллер, означающий, что Вы пользуетесь «пультом», который способен только вращаться. В то время как с Oculus Quest Вам доступны 2 контроллера, аналогичные тем, что используются в Rift и передают почти полное присутствие рук в виртуальном пространстве.
Спецификация
Вот, что известно о характеристиках устройства на сегодняшний день:
- Мобильный чип Snapdragon 835
- Используются линзы такого же качества, как и в Oculus Go
- FOV (угол обзора по горизонтали) около 95-100 градусов
- 1600 х 1440 разрешение дисплеев на глаз
- Отображение до 72 кадров в секунду
- Регулируемое расстояние между линзами (далее IPD)
- 4 Гб ОЗУ
- 64 Гб памяти на борту в базовой версии за $399
- Встроенное аудио (с улучшенными басами по сравнению с Oculus Go)
- 2х3.5 мм джека для использования собственной гарнитуры
- 6 DOF трекинг шлема благодаря четырем встроенным «камерам»-сенсорам (не нужно будет размещать дополнительных сенсоров в комнате)
- 6 DOF трекинг контроллеров с отслеживанием со шлема.
- OTG USB, Wi-fi, bluetooth.
Внешний вид
Дизайн шлема практически полностью повторяет дизайн Oculus Rift с некоторыми улучшениями в области комфорта. Качество сборки без видимых недостатков и качество материалов ощущается превосходно.
Динамики встроены в боковые страпы, точно так же, как в Oculus Go.
На правой стороне шлема кнопка включения и индикация заряда батареи (меняет цвет на красный, когда батарея разряжена до 30%). Рядом расположен 3.5 мм джек для наушников.
На передней панели по углам можно наблюдать 4 камеры, которые служат для позиционирования в пространстве как самого шлема, так и контроллеров. По центру верха лицевой панели находится лампочка, идентифицирующая работу камер.
На левой стороне шлема находится USB-C порт, а также еще один 3.5 мм джек для наушников.
На нижней части шлема находятся кнопки управления уровнем звука и регулятор IPD.
Контроллеры очень похожи на Oculus Touch с некоторыми отличиями — кольца перенесены для лучшего inside-Out отслеживания, а расположение кнопок немного изменено (хотя сами кнопки такие же, как и на Rift).
Комфорт
Все пользователи, испытавшие Oculus Quest описывают его, как комфортный шлем на уровне с остальными шлемами Oculus. Он ощущается слегка тяжелее, чем Go, особенно спереди, а также он тяжелее, чем Rift. Пока нет ни одного отзыва, который бы утверждал, что шлемы некомфотные, даже во время активной мультиплеерной игры Dead&Buried. Некоторые пробовали этот шлем с очками — всё прошло нормально.
Контроллеры, хоть и очень близки по конструкции с контроллерами Touch, но немного отличаются. Ben Lang из Road to VR, например, сообщил о меньшем комфорте по сравнению с Touch, особенно из-за отсутствия области, в которую ложится большой палец при бездействии.
Оптика
Дисплеи — 2 pentile OLED панели с разрешением 1600 х 1440 каждая. Тот же уровень, как и Vive Pro или Vive Focus. Скорее всего используются те же панели от Samsung. Screen Door Effect заметен, но значительно ниже по сравнению в Rift или Go. Для ликвидации хроматических аббераций используется специальный алгоритм от Джона Кармака, практически не оказывающий влияние на производительность.
Официально ничего не было сказано про FOV, но по разным оценкам следует ожидать 95-100 градусов. Частота обновления экрана залочена на 72 Гц.
Линзы отличного качества, схожие с теми, что стоят на Go. Это означает, например, меньше отсветов «godrays» по сравнению с Rift и Vive. IPD настраивается и sweet spot довольно большой. Пока никаких негативных отзывов в этом плане в сети я не нашел.
Аудио
Quest обладает встроенным аудио высокого качества. Это означает, что Вам не обязательно надевать наушники, чтобы слышать то, что происходит в виртуальной реальности. Используются динамики более высокого качества, чем в Go, особенно разница заметна в области низких частот.
Если же Вам необходима эмм… приватность, то вы можете использовать любой из двух 3.5 мм джеков для ваших собственных наушников.
Мощности
Quest работает на чипе Snapdragon 835 — это тот же чип, что использует, например Samsung S8. Это не последний SoC в линейке — Qualcomm уже выпустила модель 845, однако она не совсем вписывается в ценовую политику Oculus.
По понятным причинам нельзя сравнивать производительность Quest и Rift — никаких шансов, что Вы сможете испытать фотореалистичный комплексный опыт на квесте — для этого нужно будет использовать Rift.
Однако, некоторые игры будут портированы на квест, и для этого каждая из них претерпела ряд оптимизаций — уменьшение количества полигонов, света, объектов на экране, а также использование ряда других приемов, уже знакомых разработчикам приложений для GearVR и oculus Go. Если посмотреть на видео ниже, то можно заметить, что обе версии игры выглядят довольно хорошо, но надо понимать, что над оптимизацией демонстрируемой игры работали инженеры Oculus, поэтому не следует ожидать подобного от всех игр.
Сравнение с Oculus Go на чипе Snapdragon 821 в таблице ниже:
Джон Кармак сравнил производительность системы с уровнем Xbox 360, но надо понимать, что мы не увидим аналогичной картинки по причине того, что иксбокс выдает картинку 1280 х 720 в 30 FPS, в то время, как Quest рендерит 3200 х 1440 с частотой 72 Гц.
Кратко говоря, не стоит ожидать от квеста игр с крутой графикой, однако многие тайтлы виртуальной реальности вернутся с некотолрой оптимизацией графики.
Трекинг
Система отслеживания для Oculus Quest носит название Insights и представляет собой технологию трекинга Inside-Out. Никакой установки дополнительных сенсоров не требуется. 4 камеры на шлема анализируют окружение и «понимают» позицию шлема и контроллеров в пространстве.
В теории такой способ трекинга позволяет использовать любые площади (На мероприятии была использована мультиплеерная игровая зона в 370 квадратных метров), но рекомендуемая область остается 5 на 5 метров. Необходимо понимать, что качество отслеживания будет напрямую зависеть от таких параметров, как освещенность помещения и визуальное разнообразие окружения. Известны случаи, когда отслеживание «подвисало» в моментах, когда шлем находится очень близко к поверхностям в комнате, однако в остальном проблем с отслеживанием на полигоне окулусов не было.
Отслеживание контроллеров тоже на высоком уровне. Судя по отзывам, оно лучше, чем у Windows Mixed Reality шлемов, однако хуже, чем у Vive и Rift. Описаны ситуации, в которых возникают проблемы с отслеживанием: когда контроллеры подносятся вплотную к шлему, а также когда они уходят за спину.
Отслеживание позиции шлема работает в видимом RGB диапазоне, что означает невозможность использования его в плохо освещенных помещениях. Контроллеры, отднако, используют ИК диапазон, поэтому для них освещение не играет роли.
В целях безопасности реализована система Guardian, которая позволяет настроить (пока неизвестно как) размер игровой зоны. Упомянуто, что система умеет «запоминать» и хранить настройки для нескольких игровых зон, что позволяет не настраивать систему каждый раз при новом запуске.
Смешанная реальность MR
Andrew Bosworth в своем выступлении показал прототип смешанной реальности с использованием шлемов Quest. Реальный мир изображается в черно-белом спектре, где углы обозначены черным, а ровные поверхности — белым. Такое отображение позволяет совершать некоторые действия с объектами реального мира, не покидая виртуальную реальность. Например, можно печатать на реальной клавиатуре. Это направление может заменить дополненную реальность AR в домашних и офисных устройствах.
Ещё одна интересная фича смешанной реальности была продемонстрирована на полигоне Dead and Buried. За виртуальным миром можно было наблюдать через «окно» экрана планшета.
Локальный мультиплеер
Судя по арене Dead and Buried, мы можем ожидать локальный мультиплеер в играх на Oculus Quest. На арене, к примеру, проводились 3 на 3 матчи и каждый из игроков мог видеть друг друга в том месте, где он реально находится. Это означает, что несколько устройств могут использовать общую «систему координат», совмещая виртуальное пространство с реальным.
Однако, такая фича скорее всего будет недоступна на старте продаж и пока не внедрена в Oculus SDK.
Отображение тела
Так как две из четырех камер шлема направлены вниз, то стало возможным отслеживание ног для отображения в виртуальной реальности. Это было продемонстрировано на той же арене Dead and Buried, но тем не менее пока позиционируется как экспериментальная функция и, скорее всего, будет недоступна на старте.
Батарея
Пока нельзя достоверно оценить время работы батареи — некоторые сообщают о том, что батарейки на демо площадках менялись каждый час, в то время как другие сообщают, что батареи не были заменены в течение всей сессии (около 4 часов). Сама компания сообщает, что время жизни аккумулятора будет сравнимо с Oculus Go, что дает нам оценочное время 2-3 часа.
Контент
Oculus Quest будет запущен с 50+ тайтлами. Среди них можно заметить очень популярные франшизы:
- Superhot VR
- Dead and Buried
- Moss
- The Climb
- Rec Room
- Face Your Fears 2
- Robo Recall (!)
Цена и дата релиза
Oculus Quest выйдет в релиз весной 2019 года и скорее всего это будет во время ежегодной конференции F8.
Ценник $399 за версию с 64 Гб на борту. Пока неизвестно, какие будут альтернативы.
Сделает ли это VR мейнстримом?
Oculus Quest взбудоражил многих VR энтузиастов и многие, даже из тех, кто уже обладает PC системами, приняли решение о покупке. Однако, маловероятно, что VR войдёт в мейнстрим с выходом Quest — многие до сих пор не знают, зачем им может быть нужна виртуальная реальность.
- Среднестатистический человек хочет виртуальной реальности на уровне матрицы, фотореализма. Quest, однако, это скорее шаг назад по сравнению с PC VR. Пиксели всё еще различимы, а руки не отображаются с абсолютной точностью. Для нас, технарей, это нормально и понятно, но не для массового пользователя, ожидающего что-то в духе фильма Ready player One.
- Рекламная кампания основана на играх. Девайс позиционируется как консоль нового формата и собирается составить конкуренцию Nintendo Switch. Поэтому в массах пока не будет понимания, что VR — это не только пластиковая игрушка, но и мощный инструмент для творчества, образования и повышения производительности работы.
- Ценник в $400 хоть и кажется тем, кто разбирается, крайне низким, всё ещё остается высоким для обывателя — это не та сумма, с которой каждый расстанется на эмоциях. Конечно, люди тратят с легкостью $1200 на новый айфон, но жизнь без смартфона для таких людей кажется невозможной, а сама компания потратила миллиарды, чтобы заставить обладателя нового девайса Apple чувствовать себя «крутым», чего не скажешь об устройствах виртуальной реальности.
Поэтому, скорее всего, продажи ограничатся несколькими миллионами. Выпуск на рынок Oculus Quest — это правильный и хороший шаг вперед, но мы еще не войдем в эпоху массового виара. Но может быть в 2020, а?
Комментарии (71)
Sdima1357
01.10.2018 20:41«Несколько милионов»
С такими унылыми параметрами- маловероятно. И с программным обеспечением низких задержек с камер, и процессор хоть и неплохой но его ardeno с дискретной графикой не сравнить (хотя и та слабовата для нормального VR). А задержки в играх очень критичны. Просто тошнить начнет, через несколько минут.Popadanec
01.10.2018 21:43Этот этап уже прошли. И сильно сомневаюсь что такая компания как окулус выпустит тошнотрон 3000. Люди долго помнят негативный опыт. Знаю о чем говорю т.к. являюсь совладельцем VR клуба, и опыт людей до того как поиграют у нас, часто был отрицательным. Приходится даже завлекать бесплатными минутами, т.к. иначе просто не идут, думая что будет тошнить.
Sdima1357
01.10.2018 22:29Так у Вас там небось не мобильная версия., а нормальный десктоп с топовой графикой. И можно в коктейль добавить что нибудь противотошнотное :) А здесь разрешение (1600х1440) маленькое. Пиксели будет видно. Процессор слабый. GPU слабее раз в 30. Судя по видео игра примитивная, отрисовка изображения в один проход, окружение в помещении сконструировано специально для облегчения работы алгоритмов распознавания с видеокамеры. Может только для клуба и подойдет. Какие нибудь перестрелки внутри. После коктейля. Ну так это тысяч пятнадцать очков, на весь мир, Но никак не миллионы
Не поплывет., слишком много проблем.Popadanec
01.10.2018 22:41+1У нас два HTC Vive. А там разрешение еще ниже. И никого не тошнит. Пиксели, да видно. Но это если игра не динамичная, а так особо не мешает.
Для клуба как раз такие шлемы как по мне не особо. Т.к. графика и реалистичность изображения сильно влияет на погружение(судя по опросам, что «зацепило»).
Разве что наладить стриминг с ПК, решив по сути проблему с производительностью. Но это надо еще проверять(впрочем на окулус Го вполне хорошо работает).
P.S. Самый сильный фактор влияющий на тошноту, рассинхронизация реальной и виртуальной головы. Следом рассинхронизация положения тела, оставшиеся 10% или менее остальные факторы.Sdima1357
01.10.2018 23:05«реальной и виртуальной головы»
У меня тошнит обе, и реальную, и виртуальную. Видимо индивидуально. :)
IgorGIV
02.10.2018 08:10Как владелец Oculus Rift CV1 точно говорю Вам — не прошли этот этап. Тошнит до зелёной бледноты на лице везде, где есть линейное (не дискретное) движение со смещением/поворотом головы (aircar demo, doom 3, hellblade и т.д. и т. п.). Думаю уже пробовать таблетки от укачивания, вдруг помогут.
VR_Studio Автор
02.10.2018 08:16Природа укачивания в виаре немного отличается от обычного, но благодаря этому, к нему и привыкнуть легче. Я привыкал около года (в перечисленных Вами играх тошноты не ощущаю — hellblade вообще прошел в 2 сессии), а кому-то достаточно 10 минут. Но от линейного поворота головы и в жизни не так сложно получить тошноту, поэтому просто по возможности его нужно избегать в VR играх.
IgorGIV
02.10.2018 11:33Весь юмор в том, что жену и приходящих в гости друзей не укачивает абсолютно. А меня сразу накрывает, стоит начать поворачиваться при движении. Что важно — не голову в шлеме поворачивать, а камеру! В играх же, где нужно перемещаться телепортами проблем нет вообще. Как и не укачивает нигде в жизни (в машине, на корабле и т.д.).
К слову, наткнулся на некий браслет reliefband, который вроде как призван помочь от всех видов тошноты, начиная морской болезни и ВР, и заканчивая беременными. Но стоит он неприлично дорого и попробовать его негде до покупки.
И ещё, недавно видел новость, в которой изначальный разработчик oculus'а объявил о скором выпуске в продажу некоего аппаратно-программного комплекса, призванного решить проблему укачивания в ВР.
VR_Studio Автор
02.10.2018 08:07Задержки будут минимальны — там за рулем Кармак и он прекрасно понимает, какой продукт должен выйти. Сужу по опыту использования oculus Go — он тоже мобильный, но в 3DOF — полёт нормальный
sith
01.10.2018 20:42-4а сама компания потратила миллиарды, чтобы заставить обладателя нового девайса Apple чувствовать себя «крутым»
Откуда и зачем Вы всё это берёте? В США у каждого второго iPhone. Если Apple и потратила миллиарды, то только на то, чтобы сделать лучший смартфон (плюс лучший лэптоп, лучшие смарт часы, лучшую OS и т.д.).Tremere
01.10.2018 22:53лучший лептоп с убогим 3д ускорителем…
betrachtung
02.10.2018 05:00Ну, тут всё от задач зависит. Для меня только ноутбуки их и тянут на лучшие, остальное перечисленное имеет куда более подходящие для меня альтернативы.
Tremere
03.10.2018 08:29тензорфлоу например не иметт поддержки gpu на маках, и сразу как то всё лидерство яблока улетучивается как воздух из дырявого шарика
VVizard
03.10.2018 16:51«лучший смартфон»
6 Лет назад я купил Galaxy S5 DUOS.
6 лет назад в нем было:
- Две симки
- AMOLED
- NFC
- IP68
- Карта памяти
- Съемная батарея
- ИК бластер
- 3.5 выход на наушники,
- USB 3.0
- 2Gb RAM
- MHL
- MirrorLink
- Miracast
- поддержка работы в перчатках
- управление движениями над экраном (без касания экрана)
- сканер отпечатков
- 16 МП модуль камеры
- SlowMo видео
- несколько видов панорам включая сферическую
- APTX
- WiFi-N
- FM радио.
Скорей всего я еще что то забыл, перечислил только то чем пользуюсь сам.
Еще был пульсометр но я им не пользуюсь поэтому в основной список не стал писать.
Да и ПО камеры было очень навороченным, например можно было выбирать лица людей на групповом снимке, т.е. кто то моргнул, можно выбрать лицо где у него открыты глаза,
Можно было делать селфи «по улыбке», «по голосу».
Весьма продвинутое голосовое управление S-Voice.
iPhone только с X стал более менее догонять телефон который был выпущен 6 лет назад.
AndreDeBonk
01.10.2018 21:06А какое VR устройство сейчас лучшее?
И будет ли что-то революционное в ближайшие полгода-год?Popadanec
01.10.2018 21:47Разве что Пимакс 8к. Но у них проблемы с софтом. Все еще в бете по сути.
Есть еще StarVR. По сути брат близнец пимакса, но со встроенным(а не в виде модуля) отслеживание глаз. Но для них 1080ti это минималка.VR_Studio Автор
02.10.2018 08:09К сожалению, последние новости с полей показывают, что даже 2080 ti не раскроет потенциала паймаксов. Без отслеживания глаз и foveated rendering мы далеко не уйдём.
EnerelStain
02.10.2018 09:49В течении года, вероятно, реализуют… потому что eye tracker в паймаксах предусмотрен, дело за софтом и быстродействием. И нормальной RGB 4k матрицей.
Popadanec
03.10.2018 13:09Проблема в том что подобные устройства не поддерживаются(пока) на уровне видеокарты/драйверов/дирекса. И в каждой игре нужно отдельно реализовывать поддержку трекера.
Вот к примеру обзор на одно из первых подобных устройств для HTC Vive(и Pro)alexisneverlate
01.10.2018 23:01Скоро выходит пимакс 5к/8к но в полном комплекте дорого да и видеокарта нужна от 1080.
Если интересует такое и 1080ti не страшно звучит то я бы купил что то из следующего промежуточного поколения — /pimax5k через полгодика.
Если сейчас и сразу (и еще успеть продать) то см выше.
Я лично доводен своим окулусом на 1070 т.к понимаю что что круче изза видяхи не светит а для новой видяхи нужен новый ноутбук. Думаю еще год-полтора он будет актуален.AndreDeBonk
01.10.2018 23:58Я планирую 2080ti брать, от вр тоже хочу получить самый максимум. Необходимости прямо сейчас брать нет, готов подождать выхода чего-то нового, поэтому и интересуюсь :)
Спасибо за наводки, присмотрюсь к ним. До этого я не даже не рассматривал ничего кроме окулуса, хтс и самсунговского одисея. Хотя может ситуация опять поменяется к тому времени.alexisneverlate
02.10.2018 01:03Ну с 2080ti вам все по плечу.
Тогда следить надо за обзорам starvr (топовый b2b продукт но чем черт не шутит) и pimax5k+/8k (8k это апскейл потому у 5k изображение чётче). Где то через полгода можно будет это все купить.
Насчет окулуса — купить/ затем продать на авито сейчас не составляет труда, если не хочется ждать.
Но конечно есть риск что к выходу тех шлемов вам уже надоест а более высокое разрешение конечно значительно улучшает впечатление.
До полноценного 2 поколения, с отслеживанием зрачка еще года два, думаю.Popadanec
02.10.2018 10:36Так в starvr отслеживание уже встроено, да и у пимакса заявлен такой модуль. Вопрос в поддержке на уровне видеокарты/драйверов. Т.к. отдельно в каждой игре пилить не вариант.
ukmsz
03.10.2018 08:301080ti в 4к без сглаживания(а значит будет виден строб тонких линий вдали) еле тащит 60фпс в нынешних играх. 2080ti по оценкам примерно на 30-40 процентов быстрее, т.е. 60 фпс в 4к современной графики более-менее вывезет. если разрешение по горизонтали поделить на 2 глаза то можно расчитывать на 60 фпс в шлеме где 2к на глаз.
к сожалению 60фпс недостаточно, при поворотах головы заметен сильный строб и двоение изображения, плюс заметный лаг картинки. поэтому современную графику нужно упрощать минимум до 90фпс. значит в шлемах (где 2к на глаз) на нынешнем оборудовании современная графика будет утомлять и укачивать.
я думаю, что сейчас и в ближайшем будущем, в домашних шлемах главный упор нужен не в качество графики и количество пикселей. главное — простота и удобство, высокая частота обновления и впечатляющий контент. ну и цена конечно.
EnerelStain
02.10.2018 08:10PiMax 5k+/8k
Сейчас началась отправка бэкерам с кикстартера early access и идут жаркие дебаты какая версия лучше 5к+ или 8к из-за некоторых технических отличий. Также готовится к релизу StarOne VR, с аналогичными 5к+ характеристиками, но существенно более высокой ценой.
Если кому-то интересно:
5к+: 2560х1440 нативное разрешение на каждый глаз, 170 FOV, полноценная RGB матрица, 90 Hz
8к: 3840 ? 2160 разрешение на каждый глаз, 170 FOV, НО: матрица RB/G или Diamond RGB — точной инфы от разработчика нет, проанализировано по скриншотам; рендерится 2560х1440 на каждый глаз и затем чип-апскейлер растягивает картинку до 4к, что ведёт к соответствующим искажениям; 80 Hz
Ничего более совершенного к выходу в ближайшие пару лет не анонсировано. Oculus, возможно, разработает новые линзы типа Pancake вместо линзы френеля и тоже выпустит 100+ FOV, но это будет не скоро. Стоит отметить, что PiMax разрабатывает не только шлем, но и полную переферию к нему — лайтхаусы с новым чипом отслеживания (SteamVR2.0) и новые контроллеры, которые на мой взгляд будут удобнее всех остальных, представленных на рынке на данный момент. Понаблюдать за жаркими дебатами о выборе модели для бэкеров можно на форуме forum.pimaxvr.com/c/pimax-8k, сама кампания на кикстартер www.kickstarter.com/projects/pimax8kvr/pimax-the-worlds-first-8k-vr-headsetPopadanec
02.10.2018 10:38Вы уже третий кто написал про эти два шлема. Обновляйте комменты. :-)
EnerelStain
02.10.2018 10:59К сожалению, я написал это первым, через 10 минут после публикации поста. Просто коммент слишком долго проходил модерацию и появился лишь этим утром в 8:10. Эх.
sith
01.10.2018 21:20А какое VR устройство сейчас лучшее?
Если говорить про качество картинки, то лучший из всех, чем я пользовался, это StarVR. Но его всё ещё нельзя купить — доступен только разработчикам. Самое интересное там, пожалуй, это:
16 million sub-pixels
90Hz low persistence
210-degree horizontal FOV, 130-degree vertical FOV
Fully integrated Tobii eye tracking with automatic SW adjustment
Удобно сидит на голове. Огромный FOV. Нет «щелей» под носом. Но требует внешних датчиков.Popadanec
01.10.2018 21:51И опять же проводной(кст. в версии что пользовались кабель встроенный?). Но для разрабов пойдет, а там может выпустят модуль.
А провод даже с хорошим подвесом заметно мешает. Не говоря уж что это слабое место.
Год и замена кабеля(если он не лежит на полке), что у окулуса, что у HTC. А цена в России на первый 8тыр, на второй 4тыр.
P.S. И кстати, как на счет разрешения. На сколько заметна сетка.sith
01.10.2018 22:10Да. Провода и внешние датчики — проблема.
Сетка заметна. Кроме того мне не понравились артефакты, вызванные линзами. Но так или иначе картинка значительно лучше любых конкурентов, что я видел (а видел я многие — наша компания делает VR аттракционы, в том числе для Universal Studios).Popadanec
01.10.2018 22:13Да уж, убегающие от чего то в игре клиенты так и норовят или вырвать провод(или наступить на него) из разъёмов или утащить за собой ПК, если им не встретится препятствие раньше. Так же периодически пытаются зарубить стену, но это уже другая проблема.
AndreDeBonk
01.10.2018 22:08Я правильно понимаю, что под него можно запускать существующие игры (которые поддерживают oculus и htc), но при этом иметь перечисленные преимущества?
Как вообще на практике, удается почувствовать разницу, или такого контента пока не делают?
Также интересует опыт использования Samsung Gear VR.Popadanec
01.10.2018 22:10Samsung Gear VR это по сути Окулус Го. У них даже игры совместимые, если ничего не путаю.
AndreDeBonk
01.10.2018 22:26Меня вот интересует, на сколько его хватит поиграться. Так то я считаю что у него очень низкая цена если уже есть флагман от Самсунга, поэтому хочется попробовать.
И в полноценный вр тоже планирую скоро окунуться.
Если у кого есть богатый опыт — посоветуйте самый интересный контент под это дело. Что-то вроде Sword Art Online еще не появилось? :)Popadanec
01.10.2018 22:31У каждого по разному. Кто то и HTC Vive через неделю на полку кладет и оставляет пылится. И я их понимаю, т.к. то же разрешение там критично низкое. И покупать его сейчас уже не имеет никакого смысла. Как и Vive Pro по большому счету, т.к. версия промежуточная. По крайней мере не стоит брать голый Vive Pro. Базы и контроллеры к нему по прежнему отдельно не продаются, чему посвящена отдельная ветка срача на офф. форуме.
SAO уже давно в бете, с разморозкой. :-)
VR_Studio Автор
02.10.2018 08:25Из ММО проектов очень круто развивается Orbus VR, но графика там пока далека от High End
VR_Studio Автор
02.10.2018 08:24Относительно Gear VR могу озвучить несколько крупных минусов, из-за которых Вы скорее всего положите его на полку через месяц:
* Плохое теплоотведение. Телефон будет перегреваться и длинные сессии будут ограничиваться предупреждениями от системы безопасности.
* Необходимость подготовки шлема каждый раз к сессии. Невозможность сразу схватить шлем и «погнать» отбивает желание каждодневного использования.
* Максимальная частота — всего 60 Hz (дискомфорт при использовании, а некоторые люди вообще видят мерцание)
Если есть возможность, то лучше потестируйте в ближайшем клубе «нормальный» виар — разница существенная во многих аспектах.
Tremere
01.10.2018 22:56Довольно крутой шаг, может быть раньше и можно было засунуть какой нибудь самсунг в пластиковый шлем, но там не было решения для нормального трекинга в реальном пространстве.
А так полностью автономный ВР шлем, который трекает положение без лишних устройств и так же может применять смешанную реальность — что может быть круче?Popadanec
01.10.2018 23:27+1Круче может быть только производительность на уровне топового ПК лет 10-15 назад. Ирония /off
А если серьёзно, тому же квесту, жестко её не хватает и тут бы заметно выручило отслеживание положения глаз с соотв поддержкой в играх, но его нет. Что вызывает у меня сильное недоумение.Tremere
03.10.2018 08:31-1я уже сказал выше, что этот окулус может себя позиционировать в пространстве и учитывать геометрию, плюс смешанная реальность, с которой не будешь тыкаться об углы. твой же комп не позволит свободно перемещаться по комнате — это главная тупость ВР, зачем он нужен, если ты сидишь на стуле?
Popadanec
03.10.2018 13:14Подвес на потолок из двух рулеток и кабель практически не мешается(если не махать руками над головой) в зоне 3х3 метра.
Не говоря уж про разные варианты беспроводной передачи видеосигнала с ПК на шлем.
А вот графика в мобильном ВР еще долго будет смущать игроков.Tremere
03.10.2018 13:17-1только не каждый захочет чего то еще городить у себя дома, так что это удел энтузиастов, беспроводная передача всегда будет добавлять задержки в видеосигнал и в канал управления.
мобильное же железо развивается, и дальше будет лучше, опять же массовому игроку будет интереснее простое и сразу же работающее устройство, а не дрочево на графику)Popadanec
03.10.2018 15:37Чудес не бывает, физику не на***шь. Куда мобильному железу отводить тепло? У топ смартфонов уже сейчас поголовно проблема с тротлингом. На тест для замера попугаев еще хватает, а при длительной(более получаса) игре режутся частоты и задняя крышка порой раскаляется так, что больно держать.
А чтобы та же «москитная сетка» не мешала погружению нужно хотя бы 4к на глаз с углом не менее 180 градусов. Даже по скромным прикидкам, тут ватт 500 тепла отводить нужно, не говоря уж про то что его нужно как то питать хотя бы час другой.
Ближайшее будущее все же за беспроводной передачей, уже сейчас есть технологии с задержкой меньше чем скорость отклика нервной системы.Tremere
03.10.2018 18:36и что это за технологии, где отклик меньше чем в нервной системе, они стоят у каждого дома?
Popadanec
03.10.2018 18:38Тебя в гугле забанили?
Tremere
03.10.2018 20:47а ты можешь приводить примеры этих нанотехнологий?
Popadanec
03.10.2018 21:31Минимальная скорость реакции здорового человека порядка 100мс и выше.
WirelessHD он же UltraGig имеет пинг менее 1мс, так что даже в теории разницы вы не заметите.
WiGig в Vive Wireless Adapter для шлемов Vive и Vive Pro, информации по пингу не нашел, но использует ту же частоту(60ГГц). Но т.к. технология адаптировалась специально под VR, для весьма дорогих шлемов, сомнительно что допустят высокий пинг.
alexisneverlate
02.10.2018 01:04Вот что им мешало сделать шлем который мог бы и сам по себе как сейчас и еще соединяться с компом!
А без компа оно не надо — телефоныюный vr. Жуть такая.VR_Studio Автор
02.10.2018 09:13С высокой долей вероятности будет возможность обмениваться данными с ПК по wi-fi (уже работает на oculus Go — вполне себе неплохо)
Kwisatz
02.10.2018 02:36Шлемы развивается, крутотень. Еще лет 20 и запросто настанет эпоха по типу Ready Player One. Но, тактильные перчатки нам лет 100 еще не светят, да?
Popadanec
02.10.2018 10:43Вообще то все что показали в фильме давно уже существует в железе. И костюм и перчатки и всенаправленная беговая дорожка.
Через 20 лет уже нейроинтерфейсы начнут подтягиваться и шлемы будут на подобии как в SAO. А обычные с матрицей к тому времени будут считаться морально устаревшими.Kwisatz
02.10.2018 10:48До доступных по цене визоров с хорошим качеством и углом обзора еще очень далеко. Какой там нынче бюджет? 100 тр за сам шлем + 150-200 тр за комп?
Дорожку видел, хотя встречалась она мне только один раз пока и была тьма нюансов. Надо погуглить.
А вот про перчатки не знал, никогда не попадались, надо гугл допросить. UPD: Ну насчет давно не знаю, пока вижу только анонсы и очень малочисленные.
Нейроинтерфейсы былоб конечно неплохо, но имхо пока предпосылок к этому не так чтобы есть. Да и мир это изменит очень сильно.Popadanec
02.10.2018 10:54Ну так направление новое, нужно отбивать оборудование, плюс про развитие не забывать.
Дорожку, infinadeck или Virtuix Omni видели(это два разных типа, есть еще шар и экзоскелет, но они массовый рынок врятли увидят).
Перчатки вот к примеру. Чтобы долго не искать.Kwisatz
02.10.2018 11:09Да эти дорожки и видел.
А перчатки только такие и нашел.
Ролик у них кстати впечатляетIT-Tiger
02.10.2018 09:14Я бы взял такой для просмотра интерактивных 3D фильмов.
Крутые игры нафиг не надо в 3D.VR_Studio Автор
02.10.2018 09:14Для Ваших целей уже есть продукт от этой компании — называется oculus Go и стоит 200 баксов. Oculus Quest же прежде всего для игр
SandroSmith
02.10.2018 09:47интерактивных 3D фильмов
Забыли добавить:Popadanec
02.10.2018 10:48Сходите в VR клуб, если есть такая возможность. Попросите запустить ту же Аризону(если нормально относитесь к зомби фильмам), или Budget Cats если нет.
Даже в шлемах первых поколений это ни с чем не сравнимый опыт. Особенно в кооперативе.
AntonSazonov
Что-то у вас разрешение то 1600x1400, то 1600x1440,
таблица куда-то пропала, да изображения вроде тоже.
VR_Studio Автор
1600x1440, опечаточка вышла-с, простите.
Таблица в виде изображения у меня отображается.
Сами картинки хранятся на сервере VKontakte, может быть поэтому с отображением проблемы.
AntonSazonov
Хм. Все изображения появились.
Popadanec
А почему не https://habrastorage.org/?
Fedcomp
хабр сам их в статью подтягивает вместо оригинальных.
Popadanec
Сейчас все картинки чекнул, дружно сидят на habrastorage.
То ли лыжи не едут, то ли я ********.
Fedcomp
Хабр так оооочень давно делает.