Подъехала третья часть из серии статей по функциональному программированию. Сегодня мы расскажем обо всех типах этой парадигмы и на примерах покажем их использование. Подробнее о примитивных типах, обобщенных типах и многом другом под катом!
Теперь, когда у нас есть некоторое понимание функций, мы посмотрим, как типы взаимодействуют с функциями, такими как domain и range. Данная статья — это просто обзор. Для более глубокого погружения в типы есть серия "understanding F# types".
Для начала нам надо чуть лучше понять нотацию типов. Мы видели стрелочную нотацию "->
", разделяющую domain и range. Так что сигнатура функций всегда выглядит вот так:
val functionName : domain -> range
Еще несколько примеров функций:
let intToString x = sprintf "x is %i" x // форматирует int в string
let stringToInt x = System.Int32.Parse(x)
Если выполнить этот код в интерактивном окне, можно увидеть следующие сигнатуры:
val intToString : int -> string
val stringToInt : string -> int
Они означают:
intToString
имеет domain типаint
, который сопоставляется с range типаstring
.stringToInt
имеет domain типаstring
, который сопоставляется с range типаint
.
Примитивные типы
Есть ожидаемые примитивные типы: string, int, float, bool, char, byte, и т.д., а также еще множество других производных от системы типов .NET.
Еще пара примеров функций с примитивными типами:
let intToFloat x = float x // "float" ф-ция конвертирует int во float
let intToBool x = (x = 2) // true если x равен 2
let stringToString x = x + " world"
и их сигнатуры:
val intToFloat : int -> float
val intToBool : int -> bool
val stringToString : string -> string
Аннотация типов
В предыдущих примерах компилятор F# корректно определял типы параметров и результатов. Но так бывает не всегда. Если попробовать выполнить следующий код, будет получена ошибка компиляции:
let stringLength x = x.Length
=> error FS0072: Lookup on object of indeterminate type
Компилятор не знает тип аргумента "x", и из-за этого не знает, является ли "Length" валидным методом. В большинстве случаев, это может быть исправлено через передачу "аннотации типа" компилятору F#. Тогда он будет знать, какой тип необходимо использовать. В исправленной версии мы указываем, что тип "x" — string.
let stringLength (x:string) = x.Length
Скобки вокруг параметра x:string
важны. Если они будут пропущены, то компилятор решит, что строкой является возвращаемое значение! То есть, "открытое" двоеточие используется для обозначения типа возвращаемого значения, как показано в следующем примере.
let stringLengthAsInt (x:string) :int = x.Length
Мы указываем, что параметр x
является строкой, а возвращаемым значением является целое число.
Типы функций как параметры
Функция, которая принимает другие функции как параметры или возвращает функцию, называется функцией высшего порядка (higher-order function иногда сокращается до HOF). Их применяют в качестве абстракции для задания как можно более общего поведения. Данный вид функций очень распространен в F#, их использует большинство стандартных библиотек.
Рассмотрим функцию evalWith5ThenAdd2
, которая принимает функцию в качестве параметра, и затем вычисляет эту функцию от 5 и добавляет 2 к результату:
let evalWith5ThenAdd2 fn = fn 5 + 2 // то же самое, что и fn(5) + 2
Сигнатура этой функции выглядит так:
val evalWith5ThenAdd2 : (int -> int) -> int
Можно увидеть, что domain равен (int->int)
, а range int
. Что это значит? Это значит, что входным параметром является не простое значение, а функция из множества функций из int
в int
. Выходное же значение не функция, а просто int
.
Попробуем:
let add1 x = x + 1 // описываем ф-цию типа (int -> int)
evalWith5ThenAdd2 add1 // тестируем ее
и получим:
val add1 : int -> int
val it : int = 8
"add1
" — это функция, которая сопоставляет int
в int
, как мы видим из сигнатуры. Она является допустимым параметром evalWith5ThenAdd2
, и ее результат равен 8.
Кстати, специальное слово "it
" используется для обозначения последнего вычисленного значения, в данном случае это результат, которого мы ждали. Это не ключевое слово, это просто соглашение об именовании.
Другой случай:
let times3 x = x * 3 // ф-ция типа (int -> int)
evalWith5ThenAdd2 times3 // пробуем ее
дает:
val times3 : int -> int
val it : int = 17
"times3
" также является функцией, которая сопоставляет int
в int
, что видно из сигнатуры. Она также является валидным параметром для evalWith5ThenAdd2
. Результат вычислений равен 17.
Следует учесть, что входные данные чувствительны к типам. Если передаваемая функция использует float
, а не int
, то ничего не получится. Например, если у нас есть:
let times3float x = x * 3.0 // ф-ция типа (float->float)
evalWith5ThenAdd2 times3float
Компилятор, при попытке скомпилировать, вернет ошибку:
error FS0001: Type mismatch. Expecting a int -> int but
given a float -> float
сообщающую, что входная функция должна быть функцией типа int->int
.
Функции как выходные данные
Функции-значения также могут быть результатом функций. Например, следующая функция сгенерирует "adder" функцию, которая будет добавлять входное значение.
let adderGenerator numberToAdd = (+) numberToAdd
Ее сигнатура:
val adderGenerator : int -> (int -> int)
означает, что генератор принимает int
и создает функцию ("adder"), которая сопоставляет ints
в ints
. Посмотрим как это работает:
let add1 = adderGenerator 1
let add2 = adderGenerator 2
Создаются две функции сумматора. Первой создается функция, добавляющая к вводу 1, вторая добавляет 2. Заметим, что сигнатуры именно такие, какие мы ожидали.
val add1 : (int -> int)
val add2 : (int -> int)
Теперь можно использовать генерируемые функции как обычные, они ничем не отличаются от функций, определенных явно:
add1 5 // val it : int = 6
add2 5 // val it : int = 7
Использование аннотаций типа для ограничения типов функции
В первом примере мы рассмотрели функцию:
let evalWith5ThenAdd2 fn = fn 5 +2
> val evalWith5ThenAdd2 : (int -> int) -> int
В данном примере F# может сделать вывод, что "fn
" преобразует int
в int
, поэтому ее сигнатура будет int->int
.
Но какова сигнатура "fn" в следующем случае?
let evalWith5 fn = fn 5
Понятно, что "fn
" — разновидность функции, которая принимает int
, но что она возвращает? Компилятор не может ответить на этот вопрос. В таких случаях, если возникает необходимость указать тип функции, можно добавить тип аннотации для параметров функций, также как и для примитивных типов.
let evalWith5AsInt (fn:int->int) = fn 5
let evalWith5AsFloat (fn:int->float) = fn 5
Кроме того, можно определить возвращаемый тип.
let evalWith5AsString fn :string = fn 5
Т.к. основная функция возвращает string
, функция "fn
" также вынуждена возвращать string
. Таким образом, не требуется явно указывать тип "fn
".
Тип "unit"
В процессе программирования мы иногда хотим, чтобы функция делала что-то, не возвращая ничего. Рассмотрим функцию "printInt
". Функция действительно ничего не возвращает. Она просто выводит строку на консоль как побочный эффект исполнения.
let printInt x = printf "x is %i" x // вывод на консоль
Какова же ее сигнатура?
val printInt : int -> unit
Что такое "unit
"?
Даже если функция не возвращает значений, ей все еще нужен range. В мире математики не существует "void" функций. Каждая функция должна что-то возвращать, потому-что функция — это отображение, а отображение должно что-то отображать!
Итак, в F# функции, подобные этой, возвращают специальный тип результата, называемый "unit
". Он содержит только одно значение, обозначаемое "()
". Можно подумать, что unit
и ()
— что-то вроде "void" и "null" из C# соответственно. Но в отличие от них, unit
является реальным типом, а ()
реальным значением. Чтобы убедиться в этом, достаточно выполнить:
let whatIsThis = ()
будет получена следующая сигнатура:
val whatIsThis : unit = ()
Которая указывает, что метка "whatIsThis
" принадлежит типу unit
и связана со значением ()
.
Теперь, вернувшись к сигнатуре "printInt
", можно понять значение этой записи:
val printInt : int -> unit
Данная сигнатура говорит, что printInt
имеет domain из int
, который преобразуется в нечто, что нас не интересует.
Функции без параметров
Теперь, когда мы понимаем unit
, можем ли мы предсказать его появление в другом контексте? Например, попробуем создать многократно используемую функцию "hello world". Поскольку нет ни ввода ни вывода, мы можем ожидать сигнатуру unit -> unit
. Посмотрим:
let printHello = printf "hello world" // вывод на консоль
Результат:
hello world
val printHello : unit = ()
Не совсем то, что мы ожидали. "Hello world" было выведено немедленно, а результатом стала не функция, а простое значение типа unit. Мы можем сказать, что это простое значение, поскольку, как мы видели ранее, оно имеет сигнатуру вида:
val aName: type = constant
В данном примере мы видим, что printHello
действительно является простым значением ()
. Это не функция, которую мы можем вызвать позже.
В чем разница между printInt
и printHello
? В случае с printInt
значение не может быть определено до тех пор, пока мы не узнаем значения параметра x
, поэтому определение было функцией. В случае printHello
нет параметров, поэтому правая часть может быть определена на месте. И она была равна ()
с побочным эффектом в виде вывода на консоль.
Можно создать настоящую многократно используемую функцию без параметров, заставляя определение иметь unit
аргумент:
let printHelloFn () = printf "hello world" // вывод на консоль
Теперь ее сигнатура равна:
val printHelloFn : unit -> unit
и чтобы вызвать ее, мы должны передать ()
в качестве параметра:
printHelloFn ()
Усиление unit типов с помощью функции ignore
В некоторых случаях компилятор требует unit
тип и жалуется. Для примера, оба следующих случая вызовут ошибку компилятора:
do 1+1 // => FS0020: This expression should have type 'unit'
let something =
2+2 // => FS0020: This expression should have type 'unit'
"hello"
Чтобы помочь в данных ситуациях, существует специальная функция ignore
, которая принимает что угодно и возвращает unit
. Корректная версия данного кода могла бы быть такой:
do (1+1 |> ignore) // ok
let something =
2+2 |> ignore // ok
"hello"
Обобщенные типы
В большинстве случаев, если тип параметра функции может быть любым типом, нам надо как-то сказать об этом. F# использует обобщения (generic) из .NET для таких ситуаций.
Например, следующая функция конвертирует параметр в строку добавляя немного текста:
let onAStick x = x.ToString() + " on a stick"
Не важно какого типа параметр, все объекты умеют в ToString()
.
Сигнатура:
val onAStick : 'a -> string
Что за тип 'a
? В F# — это способ индикации обобщенного типа, который неизвестен на момент компиляции. Апостроф перед "a" означает, что тип является обобщенным. Эквивалент данной сигнатуры на C#:
string onAStick<a>();
//или более идиоматично
string OnAStick<TObject>(); // F#-еры используют написание 'a так же как
// C#'-еры используют написание "TObject" по конвенции
Надо понимать, что данная F# функция все еще обладает строгой типизацией даже с обобщенными типами. Она не принимает параметр типа Object
. Строгая типизация хороша, ибо позволяет при композиции функций сохранять их типобезопасность.
Одна и та же функция используется для int
, float
и string
.
onAStick 22
onAStick 3.14159
onAStick "hello"
Если есть два обобщенных параметра, то компилятор даст им два различных имени: 'a
для первого, 'b
для второго и т.д. Например:
let concatString x y = x.ToString() + y.ToString()
В данной сигнатуре будет два обобщенных типа: 'a
и 'b
:
val concatString : 'a -> 'b -> string
С другой стороны, компилятор распознает, когда требуется только один универсальный тип. В следующем примере x
и y
должны быть одного типа:
let isEqual x y = (x=y)
Так, сигнатура функции имеет одинаковый обобщенный тип для обоих параметров:
val isEqual : 'a -> 'a -> bool
Обобщенные параметры также очень важны, когда дело касается списков и других абстрактных структур, и мы увидим их достаточно много в последующих примерах.
Другие типы
До сих пор обсуждались только базовые типы. Данные типы могут быть скомбинированы различными способами в более сложные типы. Полный их разбор будет позднее в другой серии, но между тем, и здесь кратко их разберем, так чтобы можно было распознать их в сигнатурах функций.
- Кортежи (tuples). Это пара, тройка и т.д., составленная из других типов. Например,
("hello", 1)
— кортеж сделанный на основеstring
иint
. Запятая — отличительный признак кортежей, если в F# где-то замечена запятая, это почти гарантировано часть кортежа.
В сигнатурах функций кортежи пишутся как "произведения" двух вовлеченных типов. В данном случае, кортеж будет иметь тип:
string * int // ("hello", 1)
- Коллекции. Наиболее распространенные из них — list (список), seq (последовательность) и массив. Списки и массивы имеют фиксированный размер, в то время как последовательности потенциально бесконечны (за кулисами последовательности — это те же самые
IEnumrable
). В сигнатурах функций они имеют свои собственные ключевые слова: "list
", "seq
" и "[]
" для массивов.
int list // List type например [1;2;3]
string list // List type например ["a";"b";"c"]
seq<int> // Seq type например seq{1..10}
int [] // Array type например [|1;2;3|]
- Option (опциональный тип). Это простая обертка над объектами, которые могут отсутствовать. Имеется два варианта:
Some
(когда значение существует) иNone
(когда значения нет). В сигнатурах функций они имеют свое собственное ключевое слово "option
":
int option // Some 1
- Размеченное объединение (discriminated union). Они построены из множества вариантов других типов. Мы видели некоторые примеры в "why use F#?". В сигнатурах функций на них ссылаются по имени типа, они не имеют специального ключевого слова.
- Record тип (записи). Типы, подобные структурам или строкам баз данных, набор именованных значений. Мы также видели несколько примеров в "why use F#?". В сигнатурах функций они называются по имени типа, а также не имеют своего ключевого слова.
Проверьте свое понимание типов
Здесь представлено несколько выражений для проверки своего понимания сигнатур функций. Для проверки достаточно запустить их в интерактивном окне!
let testA = float 2
let testB x = float 2
let testC x = float 2 + x
let testD x = x.ToString().Length
let testE (x:float) = x.ToString().Length
let testF x = printfn "%s" x
let testG x = printfn "%f" x
let testH = 2 * 2 |> ignore
let testI x = 2 * 2 |> ignore
let testJ (x:int) = 2 * 2 |> ignore
let testK = "hello"
let testL() = "hello"
let testM x = x=x
let testN x = x 1 // подсказка: что в данном случае x?
let testO x:string = x 1 // подсказка: что меняется при :string ?
Дополнительные ресурсы
Для F# существует множество самоучителей, включая материалы для тех, кто пришел с опытом C# или Java. Следующие ссылки могут быть полезными по мере того, как вы будете глубже изучать F#:
Также описаны еще несколько способов, как начать изучение F#.
И наконец, сообщество F# очень дружелюбно к начинающим. Есть очень активный чат в Slack, поддерживаемый F# Software Foundation, с комнатами для начинающих, к которым вы можете свободно присоединиться. Мы настоятельно рекомендуем вам это сделать!
Не забудьте посетить сайт русскоязычного сообщества F#! Если у вас возникнут вопросы по изучению языка, мы будем рады обсудить их в чатах:
- комната
#ru_general
в Slack-чате F# Software Foundation - чат в Telegram
- чат в Gitter
Об авторах перевода
Автор перевода @kleidemos
Перевод и редакторские правки сделаны усилиями русскоязычного сообщества F#-разработчиков. Мы также благодарим @schvepsss и @shwars за подготовку данной статьи к публикации.
Комментарии (3)
Whuthering
17.10.2018 19:54Спасибо за материал!
Надеюсь, будет продолжение.
Прочитал все три части на одном дыхании, и возник вопрос, надеюсь, кто-нибудь поможет разобраться.
Вопрос про иммутабельность. Зачем оно нужно, в чем плюсы такого подхода и откуда у него ноги растут — тут всё понятно.
А теперь представим, что мы ведем речь не про F#, где есть mutable, а про какой-нибудь «чисто функциональный» язык, где мутабельных переменных нет вообще. И нам нужно каким-то образом хранить текущеее состояние.
Понятно, как с помощью иммутабельных переменных и структру и хвостовой рекурсии реализовать циклы, работу со списками, и т.д. И вот с чем-то более сложным мозг ломается.
Например, простая задача: мы реагируем на какое-нибудь событие, например, по сети получаем откуда-то пакеты двух типов, и нам нужно посчитать за какое-то время, сколько пришло пакетов первого типа и сколько пришло пакетов второго типа. Мы не можем, как в процедурном или ООП стиле менять состояние нашей структуры (записи, объекта), где мы храним посчитанное. Обычно в статьях про ФП про этот случай пишут, мол, раз мы не можем изменять значение, то мы должны использовать его как аргумент функции и породить новую сущность, несущую уже в себе новое состояние.
Приход пакета — это, допустим, колбэк от ОС или какой-то внешней библиотеки.
Логично, что на этот колбэк у нас будет назначена функция, одним из аргументом которой у нас будет полученный пакет. И так же напрашивается, что вторым аргументом у нас должно быть старое состояние state, чтобы мы, проанализировав пакет, создали state' с увеличенным на единицу значением. И тут тупой вопрос: а откуда наша функция-колбэк возьмет это «старое состояние», учитывая, что это «старое состояние» есть результат работы предыдущего колбэка, которое мы должны как-то сохранить, но не можем менять?
Или я недостаточно сильно сломал мозг, и единственный верный вариант — это сделать функцию, которая будет вызывать функции, проверяющие, не возникло ли где-нибудь снаружи какое-то событие, и если возникло, то реагировать на него, и рекурсивно вызывать саму себя с новым состоянием? Правда, непонятно, как правильно организовать подобный event loop чтобы не бешено крутиться в цикле, а просыпаться именно по любому из событий, да и, как мне кажется, возникают вопросы к читаемости и понимаемости такого кода, учитывая количество таких «событий» и их комбинаций в реальном мире.
Или я где-то ошибаюсь? :)ForNeVeR
18.10.2018 08:01Ваш случай с сетевыми пакетами и колбэками очень хорошо и аутентично решается в Erlang (в котором, если я правильно помню, вообще нет мутабельных переменных): этот функциональный язык программирования вообще хорошо подходит для решения такого рода задач. Здесь решение будет строиться на акторах: заведём, например, какого-нибудь глобального диспетчера, которому будут приходить сообщения из колбэков ОС, а он будет их раздавать акторам — которые, например, считают количество полученных сообщений. Код внутри акторов не мутирует никаких переменных, а просто принимает старое состояние (и пришедшее сообщение), а возвращает новое состояние (ну или рекурсивно себя вызывает с этим новым состоянием).
(При этом я полагаю, что где-то в глубине акторного фреймворка может быть мутабельный код, но в Erlang его вам никто не показывает.)
В F# может быть использовано то же самое решение — ведь у нас в .NET тоже есть акторные фреймворки — а ещё есть встроенные акторы в стандартной библиотеке F#, которые также позволят обойтись без
mutable
в пользовательском коде.
Neftedollar
Спасибо! Все по