Подъехала третья часть из серии статей по функциональному программированию. Сегодня мы расскажем обо всех типах этой парадигмы и на примерах покажем их использование. Подробнее о примитивных типах, обобщенных типах и многом другом под катом!



Первая часть
Вторая часть


Теперь, когда у нас есть некоторое понимание функций, мы посмотрим, как типы взаимодействуют с функциями, такими как domain и range. Данная статья — это просто обзор. Для более глубокого погружения в типы есть серия "understanding F# types".


Для начала нам надо чуть лучше понять нотацию типов. Мы видели стрелочную нотацию "->", разделяющую domain и range. Так что сигнатура функций всегда выглядит вот так:


val functionName : domain -> range

Еще несколько примеров функций:


let intToString x = sprintf "x is %i" x  // форматирует int в string
let stringToInt x = System.Int32.Parse(x)

Если выполнить этот код в интерактивном окне, можно увидеть следующие сигнатуры:


val intToString : int -> string
val stringToInt : string -> int

Они означают:


  • intToString имеет domain типа int, который сопоставляется с range типа string.
  • stringToInt имеет domain типа string, который сопоставляется с range типа int.

Примитивные типы


Есть ожидаемые примитивные типы: string, int, float, bool, char, byte, и т.д., а также еще множество других производных от системы типов .NET.


Еще пара примеров функций с примитивными типами:


let intToFloat x = float x // "float" ф-ция конвертирует int во float
let intToBool x = (x = 2)  // true если x равен 2
let stringToString x = x + " world"

и их сигнатуры:


val intToFloat : int -> float
val intToBool : int -> bool
val stringToString : string -> string

Аннотация типов


В предыдущих примерах компилятор F# корректно определял типы параметров и результатов. Но так бывает не всегда. Если попробовать выполнить следующий код, будет получена ошибка компиляции:


let stringLength x = x.Length         
   => error FS0072: Lookup on object of indeterminate type

Компилятор не знает тип аргумента "x", и из-за этого не знает, является ли "Length" валидным методом. В большинстве случаев, это может быть исправлено через передачу "аннотации типа" компилятору F#. Тогда он будет знать, какой тип необходимо использовать. В исправленной версии мы указываем, что тип "x" — string.


let stringLength (x:string) = x.Length         

Скобки вокруг параметра x:string важны. Если они будут пропущены, то компилятор решит, что строкой является возвращаемое значение! То есть, "открытое" двоеточие используется для обозначения типа возвращаемого значения, как показано в следующем примере.


let stringLengthAsInt (x:string) :int = x.Length         

Мы указываем, что параметр x является строкой, а возвращаемым значением является целое число.


Типы функций как параметры


Функция, которая принимает другие функции как параметры или возвращает функцию, называется функцией высшего порядка (higher-order function иногда сокращается до HOF). Их применяют в качестве абстракции для задания как можно более общего поведения. Данный вид функций очень распространен в F#, их использует большинство стандартных библиотек.


Рассмотрим функцию evalWith5ThenAdd2, которая принимает функцию в качестве параметра, и затем вычисляет эту функцию от 5 и добавляет 2 к результату:


let evalWith5ThenAdd2 fn = fn 5 + 2     // то же самое, что и fn(5) + 2

Сигнатура этой функции выглядит так:


val evalWith5ThenAdd2 : (int -> int) -> int

Можно увидеть, что domain равен (int->int), а range int. Что это значит? Это значит, что входным параметром является не простое значение, а функция из множества функций из int в int. Выходное же значение не функция, а просто int.


Попробуем:


let add1 x = x + 1      // описываем ф-цию типа (int -> int)
evalWith5ThenAdd2 add1  // тестируем ее

и получим:


val add1 : int -> int
val it : int = 8

"add1" — это функция, которая сопоставляет int в int, как мы видим из сигнатуры. Она является допустимым параметром evalWith5ThenAdd2, и ее результат равен 8.


Кстати, специальное слово "it" используется для обозначения последнего вычисленного значения, в данном случае это результат, которого мы ждали. Это не ключевое слово, это просто соглашение об именовании.


Другой случай:


let times3 x = x * 3      // ф-ция типа (int -> int)
evalWith5ThenAdd2 times3  // пробуем ее

дает:


val times3 : int -> int
val it : int = 17

"times3" также является функцией, которая сопоставляет int в int, что видно из сигнатуры. Она также является валидным параметром для evalWith5ThenAdd2. Результат вычислений равен 17.


Следует учесть, что входные данные чувствительны к типам. Если передаваемая функция использует float, а не int, то ничего не получится. Например, если у нас есть:


let times3float x = x * 3.0  // ф-ция типа (float->float)  
evalWith5ThenAdd2 times3float 

Компилятор, при попытке скомпилировать, вернет ошибку:


error FS0001: Type mismatch. Expecting a int -> int but 
              given a float -> float    

сообщающую, что входная функция должна быть функцией типа int->int.


Функции как выходные данные


Функции-значения также могут быть результатом функций. Например, следующая функция сгенерирует "adder" функцию, которая будет добавлять входное значение.


let adderGenerator numberToAdd = (+) numberToAdd

Ее сигнатура:


val adderGenerator : int -> (int -> int)

означает, что генератор принимает int и создает функцию ("adder"), которая сопоставляет ints в ints. Посмотрим как это работает:


let add1 = adderGenerator 1
let add2 = adderGenerator 2

Создаются две функции сумматора. Первой создается функция, добавляющая к вводу 1, вторая добавляет 2. Заметим, что сигнатуры именно такие, какие мы ожидали.


val add1 : (int -> int)
val add2 : (int -> int)

Теперь можно использовать генерируемые функции как обычные, они ничем не отличаются от функций, определенных явно:


add1 5    // val it : int = 6
add2 5    // val it : int = 7

Использование аннотаций типа для ограничения типов функции


В первом примере мы рассмотрели функцию:


let evalWith5ThenAdd2 fn = fn 5 +2
> val evalWith5ThenAdd2 : (int -> int) -> int

В данном примере F# может сделать вывод, что "fn" преобразует int в int, поэтому ее сигнатура будет int->int.


Но какова сигнатура "fn" в следующем случае?


let evalWith5 fn = fn 5

Понятно, что "fn" — разновидность функции, которая принимает int, но что она возвращает? Компилятор не может ответить на этот вопрос. В таких случаях, если возникает необходимость указать тип функции, можно добавить тип аннотации для параметров функций, также как и для примитивных типов.


let evalWith5AsInt (fn:int->int) = fn 5
let evalWith5AsFloat (fn:int->float) = fn 5

Кроме того, можно определить возвращаемый тип.


let evalWith5AsString fn :string = fn 5

Т.к. основная функция возвращает string, функция "fn" также вынуждена возвращать string. Таким образом, не требуется явно указывать тип "fn".


Тип "unit"


В процессе программирования мы иногда хотим, чтобы функция делала что-то, не возвращая ничего. Рассмотрим функцию "printInt". Функция действительно ничего не возвращает. Она просто выводит строку на консоль как побочный эффект исполнения.


let printInt x = printf "x is %i" x        // вывод на консоль

Какова же ее сигнатура?


val printInt : int -> unit

Что такое "unit"?


Даже если функция не возвращает значений, ей все еще нужен range. В мире математики не существует "void" функций. Каждая функция должна что-то возвращать, потому-что функция — это отображение, а отображение должно что-то отображать!



Итак, в F# функции, подобные этой, возвращают специальный тип результата, называемый "unit". Он содержит только одно значение, обозначаемое "()". Можно подумать, что unit и () — что-то вроде "void" и "null" из C# соответственно. Но в отличие от них, unit является реальным типом, а () реальным значением. Чтобы убедиться в этом, достаточно выполнить:


let whatIsThis = ()

будет получена следующая сигнатура:


val whatIsThis : unit = ()

Которая указывает, что метка "whatIsThis" принадлежит типу unit и связана со значением ().


Теперь, вернувшись к сигнатуре "printInt", можно понять значение этой записи:


val printInt : int -> unit

Данная сигнатура говорит, что printInt имеет domain из int, который преобразуется в нечто, что нас не интересует.


Функции без параметров


Теперь, когда мы понимаем unit, можем ли мы предсказать его появление в другом контексте? Например, попробуем создать многократно используемую функцию "hello world". Поскольку нет ни ввода ни вывода, мы можем ожидать сигнатуру unit -> unit. Посмотрим:


let printHello = printf "hello world"        // вывод на консоль

Результат:


hello world
val printHello : unit = ()

Не совсем то, что мы ожидали. "Hello world" было выведено немедленно, а результатом стала не функция, а простое значение типа unit. Мы можем сказать, что это простое значение, поскольку, как мы видели ранее, оно имеет сигнатуру вида:


val aName: type = constant

В данном примере мы видим, что printHello действительно является простым значением (). Это не функция, которую мы можем вызвать позже.


В чем разница между printInt и printHello? В случае с printInt значение не может быть определено до тех пор, пока мы не узнаем значения параметра x, поэтому определение было функцией. В случае printHello нет параметров, поэтому правая часть может быть определена на месте. И она была равна () с побочным эффектом в виде вывода на консоль.


Можно создать настоящую многократно используемую функцию без параметров, заставляя определение иметь unit аргумент:


let printHelloFn () = printf "hello world"    // вывод на консоль

Теперь ее сигнатура равна:


val printHelloFn : unit -> unit

и чтобы вызвать ее, мы должны передать () в качестве параметра:


printHelloFn ()

Усиление unit типов с помощью функции ignore


В некоторых случаях компилятор требует unit тип и жалуется. Для примера, оба следующих случая вызовут ошибку компилятора:


do 1+1     // => FS0020: This expression should have type 'unit'

let something = 
  2+2      // => FS0020: This expression should have type 'unit'
  "hello"

Чтобы помочь в данных ситуациях, существует специальная функция ignore, которая принимает что угодно и возвращает unit. Корректная версия данного кода могла бы быть такой:


do (1+1 |> ignore)  // ok

let something = 
  2+2 |> ignore     // ok
  "hello"

Обобщенные типы


В большинстве случаев, если тип параметра функции может быть любым типом, нам надо как-то сказать об этом. F# использует обобщения (generic) из .NET для таких ситуаций.


Например, следующая функция конвертирует параметр в строку добавляя немного текста:


let onAStick x = x.ToString() + " on a stick"

Не важно какого типа параметр, все объекты умеют в ToString().


Сигнатура:


val onAStick : 'a -> string

Что за тип 'a? В F# — это способ индикации обобщенного типа, который неизвестен на момент компиляции. Апостроф перед "a" означает, что тип является обобщенным. Эквивалент данной сигнатуры на C#:


string onAStick<a>();   

//или более идиоматично
string OnAStick<TObject>();   // F#-еры используют написание 'a так же как 
                              // C#'-еры используют написание "TObject" по конвенции 

Надо понимать, что данная F# функция все еще обладает строгой типизацией даже с обобщенными типами. Она не принимает параметр типа Object. Строгая типизация хороша, ибо позволяет при композиции функций сохранять их типобезопасность.


Одна и та же функция используется для int, float и string.


onAStick 22
onAStick 3.14159
onAStick "hello"

Если есть два обобщенных параметра, то компилятор даст им два различных имени: 'a для первого, 'b для второго и т.д. Например:


let concatString x y = x.ToString() + y.ToString()

В данной сигнатуре будет два обобщенных типа: 'a и 'b:


val concatString : 'a -> 'b -> string

С другой стороны, компилятор распознает, когда требуется только один универсальный тип. В следующем примере x и y должны быть одного типа:


let isEqual x y = (x=y)

Так, сигнатура функции имеет одинаковый обобщенный тип для обоих параметров:


val isEqual : 'a -> 'a -> bool 

Обобщенные параметры также очень важны, когда дело касается списков и других абстрактных структур, и мы увидим их достаточно много в последующих примерах.


Другие типы


До сих пор обсуждались только базовые типы. Данные типы могут быть скомбинированы различными способами в более сложные типы. Полный их разбор будет позднее в другой серии, но между тем, и здесь кратко их разберем, так чтобы можно было распознать их в сигнатурах функций.


  • Кортежи (tuples). Это пара, тройка и т.д., составленная из других типов. Например, ("hello", 1) — кортеж сделанный на основе string и int. Запятая — отличительный признак кортежей, если в F# где-то замечена запятая, это почти гарантировано часть кортежа.
    В сигнатурах функций кортежи пишутся как "произведения" двух вовлеченных типов. В данном случае, кортеж будет иметь тип:

string * int      // ("hello", 1)

  • Коллекции. Наиболее распространенные из них — list (список), seq (последовательность) и массив. Списки и массивы имеют фиксированный размер, в то время как последовательности потенциально бесконечны (за кулисами последовательности — это те же самые IEnumrable). В сигнатурах функций они имеют свои собственные ключевые слова: "list", "seq" и "[]" для массивов.

int list          // List type  например [1;2;3]
string list       // List type  например ["a";"b";"c"]
seq<int>          // Seq type   например seq{1..10}
int []            // Array type например [|1;2;3|]

  • Option (опциональный тип). Это простая обертка над объектами, которые могут отсутствовать. Имеется два варианта: Some (когда значение существует) и None(когда значения нет). В сигнатурах функций они имеют свое собственное ключевое слово "option":

int option        // Some 1  

  • Размеченное объединение (discriminated union). Они построены из множества вариантов других типов. Мы видели некоторые примеры в "why use F#?". В сигнатурах функций на них ссылаются по имени типа, они не имеют специального ключевого слова.
  • Record тип (записи). Типы, подобные структурам или строкам баз данных, набор именованных значений. Мы также видели несколько примеров в "why use F#?". В сигнатурах функций они называются по имени типа, а также не имеют своего ключевого слова.

Проверьте свое понимание типов


Здесь представлено несколько выражений для проверки своего понимания сигнатур функций. Для проверки достаточно запустить их в интерактивном окне!


let testA   = float 2
let testB x = float 2
let testC x = float 2 + x
let testD x = x.ToString().Length
let testE (x:float) = x.ToString().Length
let testF x = printfn "%s" x
let testG x = printfn "%f" x
let testH   = 2 * 2 |> ignore
let testI x = 2 * 2 |> ignore
let testJ (x:int) = 2 * 2 |> ignore
let testK   = "hello"
let testL() = "hello"
let testM x = x=x
let testN x = x 1          // подсказка: что в данном случае x?
let testO x:string = x 1   // подсказка: что меняется при :string ? 

Дополнительные ресурсы


Для F# существует множество самоучителей, включая материалы для тех, кто пришел с опытом C# или Java. Следующие ссылки могут быть полезными по мере того, как вы будете глубже изучать F#:



Также описаны еще несколько способов, как начать изучение F#.


И наконец, сообщество F# очень дружелюбно к начинающим. Есть очень активный чат в Slack, поддерживаемый F# Software Foundation, с комнатами для начинающих, к которым вы можете свободно присоединиться. Мы настоятельно рекомендуем вам это сделать!


Не забудьте посетить сайт русскоязычного сообщества F#! Если у вас возникнут вопросы по изучению языка, мы будем рады обсудить их в чатах:



Об авторах перевода


Автор перевода @kleidemos
Перевод и редакторские правки сделаны усилиями русскоязычного сообщества F#-разработчиков. Мы также благодарим @schvepsss и @shwars за подготовку данной статьи к публикации.

Комментарии (3)


  1. Neftedollar
    16.10.2018 14:34

    Спасибо! Все по


  1. Whuthering
    17.10.2018 19:54

    Спасибо за материал!
    Надеюсь, будет продолжение.
    Прочитал все три части на одном дыхании, и возник вопрос, надеюсь, кто-нибудь поможет разобраться.
    Вопрос про иммутабельность. Зачем оно нужно, в чем плюсы такого подхода и откуда у него ноги растут — тут всё понятно.
    А теперь представим, что мы ведем речь не про F#, где есть mutable, а про какой-нибудь «чисто функциональный» язык, где мутабельных переменных нет вообще. И нам нужно каким-то образом хранить текущеее состояние.
    Понятно, как с помощью иммутабельных переменных и структру и хвостовой рекурсии реализовать циклы, работу со списками, и т.д. И вот с чем-то более сложным мозг ломается.
    Например, простая задача: мы реагируем на какое-нибудь событие, например, по сети получаем откуда-то пакеты двух типов, и нам нужно посчитать за какое-то время, сколько пришло пакетов первого типа и сколько пришло пакетов второго типа. Мы не можем, как в процедурном или ООП стиле менять состояние нашей структуры (записи, объекта), где мы храним посчитанное. Обычно в статьях про ФП про этот случай пишут, мол, раз мы не можем изменять значение, то мы должны использовать его как аргумент функции и породить новую сущность, несущую уже в себе новое состояние.
    Приход пакета — это, допустим, колбэк от ОС или какой-то внешней библиотеки.
    Логично, что на этот колбэк у нас будет назначена функция, одним из аргументом которой у нас будет полученный пакет. И так же напрашивается, что вторым аргументом у нас должно быть старое состояние state, чтобы мы, проанализировав пакет, создали state' с увеличенным на единицу значением. И тут тупой вопрос: а откуда наша функция-колбэк возьмет это «старое состояние», учитывая, что это «старое состояние» есть результат работы предыдущего колбэка, которое мы должны как-то сохранить, но не можем менять?

    Или я недостаточно сильно сломал мозг, и единственный верный вариант — это сделать функцию, которая будет вызывать функции, проверяющие, не возникло ли где-нибудь снаружи какое-то событие, и если возникло, то реагировать на него, и рекурсивно вызывать саму себя с новым состоянием? Правда, непонятно, как правильно организовать подобный event loop чтобы не бешено крутиться в цикле, а просыпаться именно по любому из событий, да и, как мне кажется, возникают вопросы к читаемости и понимаемости такого кода, учитывая количество таких «событий» и их комбинаций в реальном мире.

    Или я где-то ошибаюсь? :)


    1. ForNeVeR
      18.10.2018 08:01

      Ваш случай с сетевыми пакетами и колбэками очень хорошо и аутентично решается в Erlang (в котором, если я правильно помню, вообще нет мутабельных переменных): этот функциональный язык программирования вообще хорошо подходит для решения такого рода задач. Здесь решение будет строиться на акторах: заведём, например, какого-нибудь глобального диспетчера, которому будут приходить сообщения из колбэков ОС, а он будет их раздавать акторам — которые, например, считают количество полученных сообщений. Код внутри акторов не мутирует никаких переменных, а просто принимает старое состояние (и пришедшее сообщение), а возвращает новое состояние (ну или рекурсивно себя вызывает с этим новым состоянием).


      (При этом я полагаю, что где-то в глубине акторного фреймворка может быть мутабельный код, но в Erlang его вам никто не показывает.)


      В F# может быть использовано то же самое решение — ведь у нас в .NET тоже есть акторные фреймворки — а ещё есть встроенные акторы в стандартной библиотеке F#, которые также позволят обойтись без mutable в пользовательском коде.