Доброго времени суток, дорогой читатель, скорее всего, ты видел мою предыдущую статью о том, что самому можно написать работоспособную ОС за достаточно короткий срок. Что же, сегодня мы поговорим о реализации многозадачности в моей ОС.
Что же, вы скорее всего не можете представить себе однозадачную ОС в 2018 году, по этому я решил поговорить о реализации многозадачности в моей ОС. И так, первое — вам надо определиться с типом многозадачности, я выбрал вытесняющую.
Что она из себя представляет? Вытесняющая многозадачность представляет собой систему распределения вычислительной мощности процессора между процессами: у каждого есть свой квант времени, у кажого есть свой приоритет. И первая проблема — какой квант по длине выбрать, как останавливать выполнение процесса по истечению кванта? На самом деле всё легко как никогда! Мы будем использовать PIT с изначально выставленной частотой в 10026 с копейками прерываний в секунду, тут же мы решаем еще одну проблему: мы уже останавливаем предыдущий процесс. И так, начнем с PIT'а.
PIT
PIT — Programmable Interval Timer — счетчик, который по достижению какого-либо запрограммированного количества инкрементов выдаёт сигнал. Так же при помощи этого таймера можно пищать пищалкой в компьютере(той штукой, что пищит после прохождения теста устройств). И так, он считает с частотой 1193182 герц, это значит, что нам надо запрограммировать его на 119(1193182/119 примерно равно 10026). Для этого надо в порт первого генератора отправить 2 байта, сначала младший байт, а потом старший:
unsigned short hz = 119;
outportb(0x43, 0x34);
outportb(0x40, (unsigned char)hz & 0xFF); //Low
outportb(0x40, (unsigned char)(hz >> 8) & 0xFF); //Hight, about 10026 times per second
Теперь стоит приступить к программированию прерывания от PIT, оно имеет IRQ 0, и после ремапа PIC'а будет 0x20м. Для IRQ первого PIC'а я написал вот такой макрос:
//PIC#0; port 0x20
#define IRQ_HANDLER(func) char func = 0x90;__asm__(#func ": \npusha \n call __"#func " \n movb $0x20, %al \n outb %al, $0x20 \n popa \n iret \n");void _## func()
Структура и процессы
И так, как вы понимаете, нам надо разработать структуру для каждого процесса, а так же структуру, которая позволяет запомнить все мои выделения памяти.
Вот, что имею я:
typedef struct _pralloc
{
void * addr;
struct _pralloc * next;
} processAlloc;
typedef struct
{
void * entry;
processAlloc *allocs;
} ELF_Process;
typedef struct __attribute__((packed)) _E {
unsigned int eax;//4
unsigned int ebx;//8
unsigned int ecx;//12
unsigned int edx;//16
unsigned int ebp;//20
unsigned int esp;//24
unsigned int esi;//28
unsigned int edi;//32
unsigned int eflags;//36
unsigned int state;//40
void * startAddr;//44
void * currentAddr;//48
void * stack;//52
unsigned int sse[4 * 8];//
unsigned int mmx[2 * 8];//244
unsigned int priority;//248
unsigned int priorityL;//252
void * elf_process;//256
char ** argv;//260
unsigned int argc;//264
unsigned int runnedFrom;//268
char * workingDir;//272
unsigned int cs;//276 - pop is 4 byte in IRET
unsigned int ds;//280
} Process;
Для начала, нам надо понять следующее: мы можем где-нибудь по глобальному адресу, к примеру, по 0xDEAD положить номер текущего запущенного процесса, тогда при выполнении любого кода мы можем быть уверены: у нас есть номер текущего запущенного процесса, это значит, что при обращении к malloc мы знаем, кому выделяем память, и сразу можем добавить адрес выделенной памяти в список allocs.
void addProcessAlloc(ELF_Process * p, void * addr)
{
void * z = p->allocs;
p->allocs = malloc_wo_adding_to_process(sizeof(processAlloc));
p->allocs->addr = addr;
p->allocs->next = z;
}
Что же, структуру таблицы с описанием процессов мы написали, что дальше, как переключать задачи?
Для начала хочу заметить, что к примеру, в обработчике локальные переменные хранятся в стеке, а значит после входа в обработчик компилятор портит нам esp. Чтобы такого не произошло создадим переменную с абсолютным адресом, и перед вызовом обработчика будем засовывать ESP туда. В обработчике нам необходимо отослать EOI первому PIC'у и найти процесс, на который нам надо переключиться(не буду описывать механизм приоритетов: он прост, как пробка). Далее — нам надо сохранить все регистры и флаги текущего процесса, по этому сразу перед засовыванием ESP в переменную сохраним все регистры(в том числе сегментные) в стек. В самом обработчике нам очень аккуратно надо их вынуть из стека, так же сохранив флаги и адрес возврата. Хочу заметить, что стек растет вверх(т.е. ESP уменьшается), это значит, что последний регистр, который вы сохранили в стек будет лежать по адресу ESP, предпоследний — ESP +4 и т.п:
Теперь нам остаётся засунуть в регистры значения регистров процесса, на который мы переключились и выполнить IRET. Profit!
Запуск процессов
При запуске процесса нам достаточно выделить стек для процесса, после чего положить в него argc и argv, адрес функции, которая будет отдано управление после завершения процесса. Так же надо установить флаги процессора в нужное вам значение, к примеру, для моей ОС это 0x216, про регистр флагов можно прочитать на википедии.
Напоследок хочу пожелать успехов, в скором времени я напишу про работу с памятью и другие интересующие вас статьи.
Удачи, и этичного хакинга!
Комментарии (19)
romalik
18.10.2018 15:32Я правильно понимаю, что ядро и все процессы в этой системе работают в едином адресном пространстве? Если это так, то действительно — заявленный выигрыш по производительности может быть существенным, но становится крайне интересным вопрос о защитных механизмах всего этого хозяйства.
StroboNights
18.10.2018 16:05Хочу заметить, что стек растет вверх(т.е. ESP уменьшается), это значит, что последний регистр, который вы сохранили в стек будет лежать по адресу ESP, предпоследний — ESP +4 и т.п:
У стека есть вершина, адрес которой убывает при помещении в стек некоторого значения; таким образом, стек у Вас растет вниз, а не вверх.
Для начала хочу заметить, что к примеру, в обработчике локальные переменные хранятся в стеке, а значит после входа в обработчик компилятор портит нам esp. Чтобы такого не произошло создадим переменную с абсолютным адресом, и перед вызовом обработчика будем засовывать ESP туда.
Зачем у Вас все так сложно, когда существует регистр EBP; который, в паре с ESP, формирует базовый адрес для локальных переменных.
Я понимаю, что Вы только-только начали изучение системного программирования, поэтому «ругать» не хотелось, однако Вашу статью читают и другие начинающие тоже, поэтому как-то так.
maisvendoo
18.10.2018 19:31+1Смотрел группу в ВК про Вашу работу. А что, исходники Вашей оси закрыты?
mrlolthe1st Автор
18.10.2018 20:23-1Да, но вы можете принять участие в разработки и они станут для Вас доступны:)
maisvendoo
18.10.2018 20:35+3тю… так не интересно. В мире масса других проектов, исходники которых доступны. Если в 2018 году, вопреки упрекам в другой вашей статье в ваш адрес, ещё можно согласится тем, что разрабатывать x86 систему в целях самообразования это вполне себе актуально и нормально, то с закрывать исходники при наличии массы других проектов, более продвинутых и ориентированных на пользователя в 2018 — моветон
arkdlite
20.10.2018 10:00И в правду, зачем писать закрытую ОС и предоставлять код только команде разработчиков, состав которой еще не определен? Лучше дать всем исходники, там BSD или GPL (от злых проприетарщиков) поставить…
Хотя, сабж, похоже, не Unix-подобный, а такие системы делать открытыми не принято)maisvendoo
20.10.2018 14:18сабж, похоже, не Unix-подобный
Судя по тому, что там используется такая ненужная сущность как буква диска, сабж наследует совершенно другие традиции
Refridgerator
А что, AVX не поддерживается?
mrlolthe1st Автор
Пока что я не храню половину регистров от различных расширений.
Refridgerator
FPU похоже тоже? Это же всё-таки математический сопроцессор, а не просто дополнительный набор регистров.
mrlolthe1st Автор
Нет, FPU работает, у меня есть статья про написание ОС, там код копирование памяти при помощи SSE, который не работает без включенного сопроцессора.
Refridgerator
Имелось в виду сохранение регистров и статуса FPU при переключении потоков. Не увидел этого в структуре.
Deosis
Так как обычно функции сохраняют часть регистров в стек,
то можно ли отложить переключение процесса до входа/выхода из функции и сэкономить на сохранении используемых регистров?
Например, по получении прерывания от таймера настроить процессор на выдачу прерывания перед/после инструкций call/ret.
Temtaime
Смысл? Calling convention существует много, на ассемблере можно свои делать.
Зачем ограничивать программы в верчении регистрами?