
Одно из заданий детского курса программирования на Code.org. Справа — программа на языке Blockly
Согласно предложению Министерством просвещения РФ, в курс математики для младших школьников включат основы создания кодов и языков программирования, пишут «Известия». Это предусмотрено концепцией преподавания предметной области «Технология».
Правда, концепцию ещё надо утвердить и внести в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Ожидается, что это будет сделано в течение 2019 года, а уроки программирования появятся в начальной школе с 2020–2021 учебного года, сказал вице-президент Российской академии образования Виктор Басюк.
Вероятно, новый ФГОС выложат для общественного обсуждения. Тогда станут известны детали, в какие сроки в начальной школе начнут изучать программирование и с какого класса. Не секрет, что современные дети с уже с 3?4 лет на бытовом уровне осваивают компьютер и другие сложные вычислительные устройства. Существует несколько «детских» языков программирования, специально рассчитанных на обучение детей в весёлой и игровой форме.
Концепция «Технология» предусматривает не только основы программирования в начальной школе, но и использование компьютера при изучении всех предметов с первого класса: набор текста, поиск информации в интернете, анимация, работа с данными (например, поиск информации в таблицах и их переструктурирование).
Независимые эксперты благоприятно отозвались об этой инициативе. Они указывают только на недостаточную квалификацию учителей, которые по уровню компьютерной грамотности зачастую уступают школьникам, а иногда даже первоклассникам.
Есть и критики. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков сослался на ряд исследований, что приобщение детей к компьютерам может замедлить развитие образного мышления и снижает творческий потенциал. Также есть риск, что гаджеты вызовут чрезмерный интерес у детей и помешают сбалансированному развитию личности. По норме ВОЗ, в начальной школе детям рекомендуется находится у экранов (компьютер, телефон, телевизор) не более 45 минут в день.
Тем временем министерство просвещения рассматривает другие варианты модернизации системы школьного образования, в том числе компьютерный ЕГЭ, онлайн-уроки в сельских школах и изучение робототехники на уроках труда.
Комментарии (119)
scifinder
06.02.2019 08:49+1Богословие, астро
логияномия, теперь вот детское программирование на «детском» языке, который в будущем не пригодится… Чего только не придумают, лишь бы от фундаментального образования детей отвадить.Mike_soft
06.02.2019 09:34+1это даст общие понятия об алгоритмах и данных. Чего будет вполне достаточно для перехода на другие языки. Хотя и «другие языки» пригодятся долям процента школьников…
Кроме того, это еще и игровая форма обучения, которая как раз и предназначена, чтоб «не отвадить».
и с другой стороны, что такое «фундаментальное образование»? это где школяры сидят за партами, а убеленый сединами лектор долго и нудно рассказывает? увы, сейчас это уже не прокатывает (по крайней мере, не во всем).sshikov
06.02.2019 19:01+1Общие понятия об алгоритмах?
Сейчас это пытаются давать в 8 классе. Увы, но нихрена не получается — учебники паршивые, квалификация преподавателей оставляет желать много лучшего. Причем на мой взгляд это не лечится вообще — потому что преподаватель не программист, у него практического опыта разработки алгоритмов — ноль без палочки. Все его понимание — из книжек, и хорошо если из правильных.
А теперь все тоже самое, только с первого класса, когда ученики еще не знают ни математики, ни каких-то других применений, куда они могли бы приложить свои алгоритмы. А нет применения — как правило нет никакого изучения алгоритмов.Mike_soft
07.02.2019 07:41претензии к учебникам и учителям в основном справедливы. хотя лично я видел примерно четвероклашек, с которыми на допзанятиях (не кружок, а типа продленки) изучили (насколько применимо это слово) скрэтч, и они достаточно бодро гоняли фигурки по экрану. И главное — им было интересно, и у них получалось.
«преподаватель [информатики]- не программист». ну да. не програмист. так же, как учитель физики — не физик, учитель химии — не химик, учительфизкультуры — не чемпион, а учитель литературы — не писатель. но учат же?
Я учил школьников, будучи студентом, и обладая тоже не ахти каким опытом. но тем не менее — ребятам (я даже скажу — абсолютному большинству) было интересно. (меня через примерно 15 лет узнал в магазине один из бывших учеников. поблагодарил. ) Некоторые занимали призовые и просто высокие места в олимпиадах. шестеро поступили на родственные специальности. И я точно скажу — чисто математическому применению алгоритмов (ну, как это у нас любят — «решение квадратного уравнения») я их старался не учить.sshikov
09.02.2019 10:34То что вы видели хорошие примеры — никак не противоречит тому, что средний уровень слишком низок.
>но учат же?
Теории. Все-таки, физиков экспериментаторов никто в школе не готовит. А вот программист-теоретик — это такая фигня без практики получается.
И да, я совершенно согласен, что самое сложное тут — заинтересовать. И в первом классе это возможно будет намного сложнее, чем в 7.
Впрочем, если сегодняшний курс информатики для 7 класса, где учат рисовать в Paint, перенесут в 1, вот так возможно первоклашкам и будет интереснее, потому что седьмому классу это как раз уже в основном известно — и в итоге скучно.
usego
06.02.2019 10:28Язык то тут каким боком? В таким возрасте главное заинтересовать и поддержать этот интерес, попутно заложив основы логического мышления. А язык приложится…
oracle_and_delphi
06.02.2019 11:18на «детском» языке, который в будущем не пригодится…
А смысл учить детей очередному новомодному языку с ещё более новым фреймворком, который за десять лет обучения выйдет из моды и точно не пригодится?
genuimous
06.02.2019 13:02В лету канули разные языки (сходу вспоминаются Basic, Pascal), которые были созданы как раз для преимущественно обучения либо программирования не-программистами. Это обычно не считается большой проблемой.
RedCatX
07.02.2019 17:14Почему канули? Они живы, и вполне себе развиваются. Что мешает учить программированию на них сейчас?
avost
06.02.2019 14:52на «детском» языке, который в будущем не пригодится
Тут вы спутали школу с ПТУ. Школа — это не для получения профессиональных навыков.
лишь бы от фундаментального образования детей отвадить
А тут с вузом. Школа — это не для получения фундаментального образования. :)
Школа — это о социализации, умении учиться и начальных знаниях о мире. И астрономия и элементарные начала теории информации сюда вписываются.
nsmcan
07.02.2019 04:00Кстати, блоковый язык с code.org легким движением мыши превращается во вполне корректный JavaScript. Со всеми присущими плюшками, такими как, например, обработка событий.
Stas911
07.02.2019 07:58+1Чем вам Scratch не угодил? Там и циклы и асинхронные события и вообще куча всего
fedor2612
07.02.2019 08:15Кстати, а чем, по вашему мнению, плоха астрономия?
Mike_soft
07.02.2019 08:36На все времени не хватает. Видимо, поэтому.
Вообще, мое мнение — нынешнюю школьную программу нужно пересмотреть. На мой взгляд, ее (по сравнению с позднесоветскими временами) растянули и скомкали. Несмотря на то, что учатся не 10 лет, а 11. Но это всеголишь мнение, не [сильно] подкрепленное объективными оценками.genuimous
07.02.2019 12:35Когда учился в школе, всю дорогу было ощущение, что программа упрощена и растянута, чтобы даже самый примитивный дебил смог получить трояк. Потом, когда в универе на первом занятии по алгебре вывалили материал, равный по объему 1 учебной четверти в школе и сказали «это вам для начала попроще, переваривайте, на следующем занятии будет еще», я окончательно в этом убедился. Вот в универе было трудно. А школу можно было бы посещать через раз, или в конце четверти изучать содержимое предыдущих серий.
Mike_soft
07.02.2019 13:11Примерно так и есть. задача средней общеобразовательной школы — дать базовые знания всем (ну, исключая случаи, подведомственные медицине) подряд. Поэтому ориентируются на «середину», а то и «нижнюю треть».
впрочем, сильно отличаются и «времена», и школы, и даже преподаватели в одной школе. ВУЗы — тоже.
у меня претензии к нынешней школьной учебной программе — по ее нелогичности. например, физику учили до 9 класса «всю», но «сокращенно», а потом 10-11 «углубленно», но опять же весь курс, начиная с механики. в результате ее не знали толком ни те, кто ушел после 9-го — ни те, кто окончил 11.
в ВУЗе, впрочем, сейчас не лучше — на прикладной математике (правда, бакалавриат) математика в объеме, который был у нас на инженерной специальности.
tundrawolf_kiba
07.02.2019 13:01Слишком специфический предмет. Вот у нас она была в 11 классе. Из практических навыков — был расчет положения звезд. Просто основы космологии можно и в предмете «Окружающий мир» вполне дать, который в начальных классах. О том — почему это происходит — в курсе физики. И поэтому на саму астрономию остаются сильно специфичные знания, которые в будущем совершенно непонятно к чему приложить.
oracle_and_delphi
07.02.2019 13:05Предметы в школах даются не с целью приложить всё практически, а с целью понять интересно ли и по силам ли тебе этим заниматься, с целью выбора будущей профессии. А сантехнику третьего разряда из всех предметов практически приложимы лишь уроки труда и уроки чтения, да пара недель уроков физики.
tundrawolf_kiba
07.02.2019 15:02В таком случае можно еще десятки предметов добавить. Как с моей точки зрения — школа должна дать общие представления об окружающем мире и дать знания необходимые в самостоятельной жизни. А вот профессию давать должны уже ПТУ или университеты(а зависимости от наукоемкости профессии). И вот с этой точки зрения — астрономия — это предмет, который сам по себе в жизни не пригодится никак, только в профессии, при этом качественного изменения представлений об окружающем мире тоже не дает(сообщением выше я описал — почему так), поэтому я и считаю, что астрономия — это предмет для университетов, в отличие от программирования и логики(считаю, что формальную логику и математическую логику нужно выделять в отдельные предмет, как и геометрию — навыки использования логики очень полезны в жизни).
koluka
07.02.2019 15:11-1Это дает жизненный иммунитет от желающих поговорить о боге. К моей маме как-то сотрудница подкатывала, грит: Люба, а ты знала, что звезды это души умерших? На что мама вопрошала: а как же быть с определением состава звезды по спектру, доплером и остальными научными вещами?
tundrawolf_kiba
07.02.2019 16:32а как же быть с определением состава звезды по спектру, доплером и остальными научными вещами?
Неисповедимы пути господни.(с)
Мне кажется тут больше физика и логика поможет, а не астрономия(по крайне мере на том уровне, на котором астрономия дается в школе)koluka
07.02.2019 16:38Не, там было типа: Ты не понимаешь, в это нужно просто верить…
ЗЫ: Учитывая нынешние желания партии(и опуская за скобки их эффективность и подноготную) вполне вероятно, что для повышения конкурентоспособности России введут программирование и астрономию.
Как тебе такое Илон Маск?! (с)tundrawolf_kiba
07.02.2019 16:45Не, там было типа: Ты не понимаешь, в это нужно просто верить…
Воот) Именно по этой причине я выше высказываюсь за включение логики в виде отдельного предмета в состав школьной образовательной программы. Чтобы люди учились делать выводы и проверять их уже с детства, а не просто принимать на веру.(Это касается кстати не только религии, но и многих других сфер жизни в том числе)koluka
07.02.2019 16:49Для работы логики нужна база, на которую эта логика опирается. Если не ошибаюсь у шизофреников все очень хорошо с логикой, просто начальная предпосылка «хромает». Что то типа: «потолок прицепился к лампочке» и дальше вполне логичные рассуждения…
tundrawolf_kiba
07.02.2019 16:58Все верно. Но базовые знания в космологии — отлично дают предметы типа «окружающего мира» в начальной школе плюс физика.
koluka
07.02.2019 17:06Ой, про окружайку лучше не надо. Это любимая мозоль нынешнего образования и родителей. Единственно, для чего подходит этот учебник — обучение учеников и родителей жесту *facepalm*.
oracle_and_delphi
07.02.2019 15:17астрономия — это предмет, который сам по себе в жизни не пригодится никак, только в профессии, при этом качественного изменения представлений об окружающем мире тоже не дает
При таком подходе и география — тоже «не пригодится» и «является лишней», а затем люди с таким подходом ожидают увидеть кенгуру в Австрии, возмущены нападением российской армии в 2008 году на штат Джорджия(Georgia), и верят в астрологов, а Землю считают плоской.tundrawolf_kiba
07.02.2019 16:36Ну вот география то как раз пригодится даже в школе — потому что люди с ней сталкиваются постоянно. Вы сами привели пример, как именно они могут столкнуться. А вот как в повседневной жизни люди могут столкнуться с астрономией, кроме профессии или хобби?
RedCatX
07.02.2019 17:24Не сталкиваются. Как говаривал один герой литературного произведения — «для извозчиков наука». А обычный человек берёт билет — и его везут куда он хочет. Но тем не менее, каждый культурный человек должен иметь внятное представление о мире в котором он живёт.
k1b0rg
07.02.2019 21:45Солнечные и лунные затмения, кометы, звездопады, навигация (про полярную звезду все знают). На некоторых влияют такие астрономические явления как солнечные вспышки.
Mike_soft
07.02.2019 15:52а откуда школьник узнает о профессии, и- главное — что необходимые в профессии знания ему нравятся?
астрономия — это, конечо, не самый нужный предмет — но для абсолютного большинства его ценность такая же, как алгебры, геометрии, химии, физики, и уж тем более литературы…tundrawolf_kiba
07.02.2019 16:39как алгебры, геометрии, химии, физики, и уж тем более литературы…
Вот по этим предметам — я могу представить, как они пригодятся в повседневной жизни, а вот астрономией — совершенно нет. Как я выше писал — на мой взгляд — включение логики(и формальной, и такого раздела как математическая логика) в перечень школьных предметов — гораздо более насущная проблема, чем споры об астрономии.Space__Elf
08.02.2019 01:17Хотя бы общие представления об астрономии должны уберечь от лохотронщиков-астрологов.
tundrawolf_kiba
08.02.2019 13:09Что-то не уверен. У нас вот и начальные сведения в начальной школе давали. И чуть более углубленные на отдельном предмете в 11 классе. И все равно большая часть класса репостит гороскопы. Так что мне кажется — это слабо связано.
Cobolorum
06.02.2019 09:01Сколько можно!
Не надо учить программированию детей! Научите их пользоваться компьютерами!
Разработчик ПО это она из десятков тысяч профессий и количественная доля менее 1%. А вот умение пользоваться компьютерами нужно уже 30-50% людей.
Да и как можно научить программировать того кто не знает что можно сделать, а что нельзя сделать с помощью компьютера.roscomtheend
06.02.2019 09:16И по большому счёту программировать в начале можно учить без компьютера — что такое цикл, что такое ветвление можно объяснить на пальцах (и играх с другими детьми), заодно станет понятно что «программирование» — это не кнопки тыкать с зелёными отсветами на лице в тёмной комнате, а вещь более базовая, местами даже не связанная с компрьютерами (она про алгоритмы, а не про кнопки).
ghrb
06.02.2019 09:46И как любая абстрактная вещь почти никому не будет интересна без наглядной практики.
Mike_soft
06.02.2019 09:53+1программирование без компьютера поймут очень немногие юные школьники.
даже не в смысле «изучения языков», и даже не в смысле блок-схем как изображения алгоритмов — сами алгоритмы, их применимость «вообще». им нужен какой-то конкретный инструмент с «короткой отдачей» для понимания. в этом плане — все эти скрэтчи, блокки, легомайнды очень хороши.
JC_IIB
06.02.2019 11:21программирование без компьютера поймут очень немногие юные школьники.
Когда я был очень юным школьником, доступа к компу у меня не было. Никакого. Все, что у меня было — это книги. И таки да, я достаточно долго писал свои первые проги в тетради в клеточку и все думал, что вот когда-нибудь я таки перенесу их в реальный комп.
Так и вышло.
Тетради те куда-то исчезли за годы переездов :( Вот бы их вернуть.
koluka
06.02.2019 10:11+3Боже спаси моего ребенка от такого преподавателя. От программирования без компьютера до резиновой женщины один шаг.
uncle_dima
06.02.2019 10:32Программирование — это алгоритмы и логика. Компьютер при этом не обязателен и на первых порах даже вреден.
Valery4
06.02.2019 19:02Программирование для ребёнка должно преподаваться в игровой форме, чтобы было интересно. Как это сделать без компьютера я не представляю. Наверное можно, но непонятно зачем. И тем более не понятен вред в преподавании с компьютером.
lexxair
07.02.2019 00:45В виде игры. Придумать правила прохождения лабиринта. Алгоритм игры в крестики-нолики.
В детстве натыкался на компьютерную игру про змеи: надо было в виде картинок "запрограммировать" действия змеи, чтобы потом победить в бою с другой. В бою никакого управления.
То же самое можно и без компьютера делать.ainoneko
07.02.2019 08:01В детстве натыкался на компьютерную игру про змеи: надо было в виде картинок «запрограммировать» действия змеи,
Недавно вышла настольная игра, где надо «марсоходами» управлять «программами из карт», чтобы инопланетные формы жизни собирать.
картыoracle_and_delphi
07.02.2019 07:31Можно сделать механический или гидравлический или пневматический игрушечный компьютер, но это все равно будет компьютер. :)
Mike_soft
06.02.2019 10:44Зря вы так… компьютер при обучении программированию в широком смысле этого слова нужен не всегда. (собственно, и программирование — это не всегда компьютер в общем смысле (начиная от электромеханических таймеров, и заканчивая разными историческимим жаккардовыми ткацкими станками)).
но в данном случае на начальном этапе детям будет интересно (а значит, запомнится и закрепится) погонять на экране компьютера (а это самое простое, что можно предложить) какую-нибудь «черепашку». на каком-то этапе обучения компьютер можно и не применять. Даже полезно, чтоб усилия переключить со «сразу пишем» на «сначала думаем». Но в итоге все равно к применению компьютера — вернемся.Jumper_In
07.02.2019 11:44+1Классе в 6-7 наш учитель, он же директор, показал нам «лого-миры демо» (как-то так). После нудятины на лекциях в виде ромб это условие, а шестиугольник — цикл, управление этой чёрной черепашкой было невероятно увлекательным.
— Опустить перо, капитан!
— Пройти вперед!
— Повернуть и пройти ещё!
— Поднять (швартовы) перо!
И в тех же лого-мирах делали движение машинок, самолётов. Для меня было открытием, когда одноклассник сумел приделать отдельный спрайт в виде огня к концу машины (типа ускорение как популярных играх NFS).
А вот без компа, без вот этого всего наглядного и доступного конкретно в нашем классе ничего не хотел и не понимал. Поэтому для обучения программированию как такого может и не нужен компьютер, но иначе будет очень сложно увлечь школьников. Итог-то какой хочется получить, научить их чему-то пусть и не очень серьёзному или просто «оттарабанить» правильный материал для галочки?
igruh
06.02.2019 10:53Совсем без компьютера — зло. Но у нас банально не хватало на всех мест в школе (давно это было), и преподаватель учил программировать на листике. Уверен — нашёл окошко минут на десять, набил код, проверили и работает — молодец. Он оттачивал мастерство писать сразу годный, рабочий код, за что я ему очень благодарен.
roscomtheend
07.02.2019 11:37Вы чаще сталкиваетесь с алгоритмами в реальности, а не в компьютерах, большинство людей ещё чаще. «При переходе дороги посмотри сначала направо(налево), а потом налево(направо)» — тоже алгоритм. Алгоритм (и даже программирование) значительно более широкое понятие.
Azya
> А у вас в детстве возникло желание делать тоже самое без компьютера?
Какого компьютера? У многих детство было раньше, чем появились доступные компьютеры. Даже книжки про компьютеры и роботов появились раньше, и программы на листочках (у особо упоротых случев вплоть до ассемблера-i8080, поскольку только такая книжка была) были раньше доступа к компьютеру.
Mike_soft
> Времена такие. сейчас «безопасность превыше всего».
Безопасность — это хорошо, но сегодняшние времена мало относятся к тому обучению, которое было. У нас тоже были реактивы и раковина, парты с химически стойким покрытием, но демонстраций за всё время была буквально пара, а экспериментов «руками» — не больше пальцев одной руки (и никаких взрывов и дыма, максимум — изменение цвета или выпадение осадка). Это, правда, не помешало вбить — «сначала решаем что нужно, потом как сделать, потом считаем, потом делаем».Mike_soft
07.02.2019 11:54«При переходе дороги посмотри сначала направо(налево), а потом налево(направо)» — тоже алгоритм
— «Ты знал, ты знал!»©анекдот
да, именно этот пример был как раз на первом моем занятии со школьниками по алгоримам…
. У нас тоже были реактивы и раковина, парты с химически стойким покрытием, но демонстраций за всё время была буквально пара, а экспериментов «руками» — не больше пальцев одной руки
— это какие времена? я учился 1975-85. взрывов мы в школе, конечно, тоже не устраивали (за исключением пузырьков водорода), но лабораторных было достаточно. Да, изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, титрование. не помню уже, честно говоря, а учебник тех времен искать лень… Сегодня дать в руки школьнику пробирку с кислотой, спирт в спиртовке (кстати, у нас три спиртовки таки выпили!), открытый огонь — ну нереально…
AxisPod
06.02.2019 09:59Зачем учат физику? Ведь физиков наверное ещё меньше 1%. Зачем учат ботанику? Зачем биологию и анатомию? Зачем литературу, географию?
По вашей логике надо убрать физику, надо научить трогать предметы.
Убрать ботанику, научить есть растения.
Убрать биологию, научить есть мясо.
Убрать географию, научить пользоваться компасом и картой.
Программирование учит не только программировать, но и применять более продвинутую логику для других задач. Единственное, что нет смысла делать это с 1го класса. А вот иностранные языки был бы смысл.koluka
06.02.2019 10:27+1И как вам физика без возможности потрогать предметы? Ну там грузик на ниточке и замерить период, закипятить обычную воду и соленую и вот это все…
Биология без микроскопов с луковой кожурой и ботаника без прогулок с преподом в ботанический сад?
Вы с детьми сталкивались, ближе чем «пробежал мимо на улице»? Разницу в обучении между «блиин, писать эту тупую математику еще пол страницы» и «я тут уже тыщу баллов заработал в этой математической игре, щас еще сто заработаю и пойду есть» видели?
Обучение детей без потрогать, подвигать, надкусить и разломать это за гранью добра и зла. Вспомнился пинкфлойд со стеной, к чему бы это…Evgenym
06.02.2019 10:36Хех… Жизненно. Мне вспомнились уроки химии в школе. За все годы, что она была у нас, нам показывали одну демонстрацию и было аж две лабораторки с настоящими химикатами. Поэтому предмет остался для меня в виде только абстрактных формул на доске, мучений при подборе коэффициентов для уравнений и неких правил, по которым уравнения из левой части превращаются в правую. В общем, это все было больше на бумаге, и мало чем могло заинтересовать.
Mike_soft
06.02.2019 10:53Времена такие. сейчас «безопасность превыше всего». а у нас в школе в кабинете химии на каждом столе (это был скорее стол, нежели парта) была раковина с канализацией, и краны с водой. был разведен газ для газовых горелок. школа 1935 года. лабораторки были с 7 класса. но большинству это не сильно помогло. Правда, тут изрядная доля «заслуг» учителя…
сейчас — все виртуально, у сына тоже штук пять лабораторных по химии за все время, по физике примерно так же.
ledocool
06.02.2019 10:54Мы говорим о людях, для которых умение сделать страничку в ворде — программирование.
Happy_dayZ
06.02.2019 09:07«детское программирование» возможно спровоцирует интерес к более углубленному изучению.
EugenePavlov
06.02.2019 12:04Сейчас поколение такое, что им ничего создавать не интересно. Я когда спросил у ребенка: «Кто такие Microsoft?», он ответил: «Создатели компьютера». Они даже не знают что кроме Windows нету других операционных систем, они думают что внутри компьютера сидят три китайца и считают на счётах. Когда я сказал что я программист, они сказали чтобы я помог им починить ПЛАНШЕТ.
koluka
06.02.2019 12:36Не улыбайте меня так. У моей дочки весь стол забит цветными перьями, желудями, красивыми камушками, глиной, веревочками, коробочками и прочими нужными вещами. Слова «лепка», «умелые ручки» и «рисование» зажигают глаза и хрен потом «забудешь», что пообещал… И с каких пор программер не должен знать смежные области и для него стало невыполнимым глянуть, что с планшетом? Если проблема с железкой — можно объяснить, если вайфай отрубился после смены пароля или место в памяти закончилось — дело на десяток минут и немного инфы ребенку как делать, что бы потом этого не происходило.
oleg_go
06.02.2019 17:46А Вы ожидали от ребенка услышать краткую историю развития ОС?
Планшет, как понимаю, так и остался поломанным…
RedCatX
07.02.2019 17:56Это брюзжание «стариков» относительно нерадивых «молодых» старо как мир… А по факту — ребёнок просто не успел узнать о корпорации Microsoft, истории развития ОС, увидеть другие операционные системы. Вот вы бы и помогли ему в этом — всяко больше пользы чем просто критиковать.
Alex_ME
06.02.2019 09:23+3по уровню компьютерной грамотности зачастую уступают школьникам, а иногда даже первоклассникам.
Может быть. А может, и нет. Люди очень любят говорить, что, мол, современные дети с пеленок разбираются во всем этом. Но там, зачастую, просто феноменальный уровень безграмотности. Тыкать в кнопочки интерфейсов, которые специально разработаны для того, чтобы ими можно было пользоваться не приходя в сознание — ещё не значит "разбираться в этих ваших компьютерах".
sabaca
06.02.2019 10:23+1Совершенно согласен. Современные дети, по части знания вычислительной техники гораздо менее продвинуты, в отличие от своих родителей, а порой и бабушек с дедушками. Хотя, казалось-бы, должно быть наоборот!
saege5b
06.02.2019 09:45Компьютерные классы будут те же?
— обычный стол, моник, перед ним клава с мышью?
Новые классы не видел, но лет 10 назад было так. Только и гробить здоровье.
Собственно, в начальных классах размещение ит-оборудования сделано абы как (дочь учится), и за этим оборудованием никто не смотрит.
Я представляю поиск во всемирной помойке в первом классе. Фильтры точно сложнее «кисок» выдержат?g0rd1as
06.02.2019 10:38Да просто напрягут какого-то очередного физика/математика следить за компьютерным кабинетом и он на это дело будет забивать. В общем, как всегда. :-D
opckSheff
06.02.2019 11:27Обычный стол, моник, клава, мышь… Эм, стойте, а что же должно быть по-вашему в компьютерном классе?!
koluka
06.02.2019 11:38Почему обучение за компьютером это гробить здоровье? Для физ нагрузки есть другое время. В нашем случае это: 3 раза в неделю танцы по 1,5 часа(при нынешней цене за доп. занятия — грех не пользоваться), растяжка по субботам, прогулка на продленке, прогулки на выходных, шведская стенка дома… (прогулка — это адская беготня с другими детьми до состояния «все, я уже не могу бегать, пойдем на горку»)…
saege5b
06.02.2019 15:43можно отвечу кумулятивно на opckSheff и тебе?
На обычном столе, шириной в 50-60 см. невозможно разместить монитор и клавиатуру (которые ещё должны быть на разных уровнях) так что бы выполнялись требования по расстоянию до экрана и расположению рук. Хорошо если парты очень широкие, но это не везде так.
А ещё надо как-то разместить тетради тут же.
Вот и выходит, что монитор уезжает в сторону, и находится близко к глазам. А пользователь сидит боком, чуть ли не в 90 градусов.
Вспоминаем про классическую расстановку столов, когда окна сбоку и зашторивать их нельзя.
В офисах обычно решают составлением двух столов, на одном находится монитор, на втором (ближнем) клавиатура с документами.
Эмпирически экран находится на расстоянии вытянутой руки или чуть дальше (50-80 см.).
а ещё локоть не должен висеть в воздухе, и рука должна приходить на клавиатуру под малым углом.
А ещё осанка, поэтому и стул и стол должны обязательно регулироваться по высоте, иначе кому-то высоко, а кому-то — низко, т.е. если в одном классе учатся 5 и 9 классы, наивно думать, что у них одинаковый рост. А если там же будет заниматься 1-2 классы…
Можно решить ноутами, но тоже, так себе решение. И ноутов в каждый класс не напасёшься, и экраны не разбежаться, и клавиатура там особым удобством не отличается. А некоторые ещё и мышей не выдают, и тач не настроен.
И как бы оно не страшно, но я встречал 8-9 классников с проявленным туннельным синдромом, заметным доворотом головы в сторону, и привычкой сутулится на стуле.
А ещё блики, засвет на пыльном экране не сильно полезны для зрения.
И да, изучать ворд методом зарисовывания пиктограмм (реальное обучение!) и заучивание магических последовательностей тыков в пиктограммы мышой — так себе обучение.koluka
06.02.2019 16:51А, понятно, вы наверное и бегом не занимаетесь, потому, что вокруг не джунгли и дышать этой гадостью нельзя… И посуду мыть тоже нужно дедовским хозяйственным из натурального жира, а не этой гадостью с лаурилсульфатом натрия… Таким макаром можно далеко зайти, вот только по вашему методу получается — лучше вообще в школе не учиться, чем гробить свое здоровье, а по моему — лучше учиться, где есть возможность, а недостаток физ нагрузки/не идеальные условия обучения компенсировать потом, во внеурочное время…
saege5b
06.02.2019 17:14я получил по зрению -1,5 к 9 классу (правда тут ещё и вина врачей большая).
Загогулистость позвоночника я выруливал потом лет 20. Привет низким партам.
Впоследствии заработал хронический туннельный синдром правого запястья + что-то там ещё, неоперентабельно.
Поверь, лучше вхлам разругаться с учителем/работодателем, чем изображать героя, с получением хроники.
У дочери, как и её одноклассников, формируется забавная особенность формировать кисть эдакой изогнутой клешнёй, потому, что камера умной доски не чистилась никогда, да ещё и глючная, стоит в дурацком месте, поэтому нормальные жесты софт не воспринимает.
На тему учится при возможности, всё нормально, поверь. Я вкуривал RFC с Siemens ME45 и Canon SX200.
У дочери на планшете всякого добра тоже хватает.
opckSheff
06.02.2019 16:54Вы очень правильные вещи говорите, конечно, но не пытаетесь ли вы стрелять из пушки по воробьям? Все эти требования разрабатываются с учётом на то, чтобы не допускать в долгосрочной перспективе вреда здоровью людей, которые приходят в 8 утра на рабочее место, смирно сидят на нём четыре часа, обедают и досиживают ещё четыре часа.
Школьные же уроки длятся по 45 минут, в некоторых школах учатся парами, то есть полтора часа, но с дополнительным коротким перерывом. Значимо ли это? Да это капля в море, все школьники по вечерам в несколько раз больше проводят за компьютерными играми!
И да, ваши слова о 8-9-классниках с туннельным синдромом по сути только подтверждают мою точку зрения. Уж точно не на уроках компьютерной грамотности они эти болячки заработали, поверьте.
Amokmorg
06.02.2019 09:49+1у меня в 3 классе была такая же фигня как на картинках. «черепашка» на компьютерах ямаха, двигалась, оставляла за собой след. вполне нормальный ввод в логику.
feyd12
07.02.2019 07:42Сыну в 10 лет купил книгу Питон для детей, теперь есть стимул доделать уроки пораньше. Сидит, тоже черепашкой рисует, интерес есть.
qnok
06.02.2019 09:55Если урок детского программирования заменит какой-нибудь другой недавно введенный «модный» урок, то я был бы рад. Компьютерная грамотность, конечно, была бы лучше, но и это, как расширение математики, выглядит полезным.
zartarn
07.02.2019 11:40Программирование не добавляет компьютерной грамотности. Просто будет еще один предмет который больше половины не будет писать как и с информатикой. А на выходе получаем что в универ приходят «детки» неспособные в ворде отформатировать хоть как то текст.
koluka
07.02.2019 11:50Программирование добавит возможности детям, которые хотят и которым интересно, получить зачаточные знания по программированию, алгоритмам и этому всему. В любом случае к окончанию школы не все готовы в ВУЗ, но это и не цель, наверное, я думаю есть какие то конкретные проценты от общего количества обучаемых, которые должны получиться по прошествии этого курса… Сантехники тоже нужны.
zartarn
07.02.2019 12:18Которые хотят и которым интересно и так найдут как этим заниматься (когда у нас в школе началась информатика, я пошел к преподу и уже у него спросил за свои интересы). А для всех остальных это будет как для меня богословие — ненужный шум.
Для всего этого есть профилирование: видишь что ребенку интересно — отправляй в кружок/купи книжку по питон+майнкрафт да что угодно. Пичкать этим всем с первых классов всех подряд — лишнее. А развитие логического мышления, к которому все так приписывают программирование — это задача математики.
Сантехники тоже нужны.
Профессии разные нужны, а вышка сейчас обесценена сильно. Но даже в ПТУ надо делать доклады и оформлять их. Потому в первую очередь нужно развитие компьютерной грамотности, а кому уже интересно — тем программирование и т.д.
kagarich
06.02.2019 10:01C одной стороны мы все использует те или иные СВТ, а значит очень неплохо-бы если бы каждый гражданин знал как у них там внутри все функциклирует.
С другой стороны мы все (ну ок — большинство) живем в бетонных коробках и это совершенно не означает, что каждый должен окончить курс по сопромату и архитектуре.
… многие из нас ездят на авто с ДВС, но в лучшем случае только каждый десятый из них опишет принципы его работы.
… а уж рассказать что такое электрический ток своими словами и вовсе сможет в лучшем случае каждый двадцатый.
Но вот именно программировать учить конечно-же надо с первого класса.
Теорвер кстати до определенного уровня можно проходить только на уровне арифметики, давайте уж лучше его, а? И тогда глядишь вероятность встретить динозавра на городской улице будет не 50 на 50…g0rd1as
06.02.2019 10:44Я машину не вожу, но принцип работы ДВС помню еще со школы, как работает электричество — тоже, хотя объективно у меня по физике была 4 и вообще я не очень хорош был в точных науках. Что людям мешает в школе слушать учителя на уроках?!
Mike_soft
06.02.2019 11:01+1учителя бывают сильно разные.
Я выше уже написал про оснащение школьного кабинета химии во времена моей учебы в школе — оно было вполне на уровне. программа была на уровне. выполнялась. а учитель — «химоза» (я думаю, прозвище несколько проясняет). поэтому кроме пары человек никто химию толком не знал — неинтересно и неприятно. Я попал в олимпиадники совершенно «параллельно» учебе, из-за найденой на даче книжки 50-х годов издания.
Кабинет по физике был оборудован тоже неплохо. но учительница была чуть получше. но главное — она разрешила нам (мне и приятелю) готовить и показывать одноклассникам (а затем и параллельным) опыты, а затем и вести уроки по некоторым темам. в результате физику даже через 30 лет помнят очень многие одноклассники
BigFlask
06.02.2019 21:58+1Но вот именно программировать учить конечно-же надо с первого класса.
А вот я согласен — программировать нужно учить с первого класса. Но не для того, чтобы программист потом вырос, а тупо чтобы объяснить человеку базовую логику, существование причинно-следственных связей и всего такого. Дать представление о самой концепции алгоритма, в конце то концов — чтобы дети в своей дальнейшей жизни были способны мыслить в этих категориях, даже в отрыве от вычислительной техники. И лучший способ это сделать — программирование. Да и дать упомянутые вами интуитивные представления о тервере в рамках такого курса по программированию будет очень легко.
Mike_soft
07.02.2019 08:08чтобы дети в своей дальнейшей жизни были способны мыслить в этих категориях, даже в отрыве от вычислительной техники.
Я б сказал — именно в отрыве. потому, что компьютер — это всего лишь инструмент, использующий это умение, этот навык…
Хотя, безуловно, будут проблемы с «гуманитариями», которые начнут скулить, что «укладывают в прокрустово ложе схем». и даже что дети «вместо того, чтобы восторгаться красотой слога — будут искать в литературном произведении смысл». (да, это почти дословные претензии, высказанные учителями истории и литературы).
VMichael
06.02.2019 10:10Интересно за счет чего.
Т.е. что уберут из изучения, что бы вставить изучение программирования?
Или собираются еще добавить часов детишками? Уроки + д\з.
Если добавить, то это зло.
nikbond
06.02.2019 11:08На самом деле неважно, какой предмет вводить. Любой предмет с тем подходом к обучению, который используется в современных государственных школах, помножит пользу и интерес чего угодно на ноль. А уж вспомнить про компетентность учителей…
С ужасом вспоминаю другой пост на хабре, про обучение детей шахматам в школе. Вот там градус неадеквата примерно тот же. Вместо того, чтобы показать что шахматы это интересно и обучать в процессе игры, детей месяцами заставляют учить координатную прямую и обозначение клеток на поле в виде координат и т.д.
Или известное эссе «Плач математика».
В общем, боюсь представить, насколько изощренным издевательством над детьми будет это «программирование».
JohnDaniels
06.02.2019 11:09+1Интересно, как изменились бы настроения в комментариях, если заменить слово «Россия» в заголовке на любое другое государство.
rg_software
07.02.2019 01:56Да никак. Темы для дискуссии-то объективные: а кто преподавать будет, а почему «черепашка» вместо настоящего языка, а что из программы выкинем, а зачем столько программистов, а к чему проводить ещё больше времени перед экраном.
Некоторое время назад на реддите обсуждали аналогичную инициативу в Финляндии — ровно тот же спектр мнений.nfw
07.02.2019 07:45Хотите я в вас потыкаю палкой?
rg_software
07.02.2019 10:22А знаете, какой вывод? Из-за неэффективного государства у нас все дискуссии сводятся именно к обсуждению его неэффективности. Это как, не знаю, если написать, что сосед собирается на велосипеде доехать до Луны, мы начнём обсуждать, что на нашем велосипеде доедешь разве что до соседнего села, а может, и раньше развалится. При этом реальный вопрос — насколько действительно это возможно и целесообразно — как бы выносится за скобки. В этом смысле наши обсуждения сравнительных успехов России и США — это всё спецолимпиада, потому что даже в условиях идеального государства всё равно проблем вагон.
superstarstas306
06.02.2019 11:14+1Ну это уж явно поинтереснее выглядит, чем «духовное краеведение» и прочее дремучее средневековье.
Не совсем понятно, правда, почему в математику. Школьный курс математики все-таки не сильно связан с алгоритмами как таковыми. Гораздо логичнее было бы поставить в информатику, где юные отроки проходят начала алгебры логики и вот это вот всё. Но идея в целом довольно неплохая.
ianzag
06.02.2019 12:35Ввести то его можно хоть с детского сада. Вопрос — а кто будет преподавать? То, что я вижу в школах (хороших замечу школах) на позициях преподавателя IT в основной своей массе не выдерживает никакой критики. Не идет народ преподавать в школу :(
Mike_soft
06.02.2019 12:51я уже выше писал про перекос в преподавании в сторону «безопасности». Не, я не за «вперед и с песней». и не хотенл бы, чтоб мой сын покалечился на уроке. Но! у нас _первым_ уроком химии в году всегда был урок с правилами техники безопасности. все эти «Сначала вода, потом кислота Иначе случится — большая беда!», чем что нейтрализовать, и т.п.
такой же перекос и в «квалификационных требованиях». если в конце 80-х- начале 90-х мы, студенты, учили школьников информатике (а школьники брали призовые места на олимпиадах) то сейчас уже без квалификации, кучи справок и т.п.уже не попадешь. Даже тут, на хабре, были рассказы людей, хотевших организовать кружки программирования/электроники/робототехники…
AlexThai
06.02.2019 18:07… что приобщение детей к компьютерам может замедлить развитие образного мышления и снижает творческий потенциал. Также есть риск, что гаджеты вызовут чрезмерный интерес у детей и помешают сбалансированному развитию личности..
Совершенно верно, и не каких-то исследований, а факт известный уже лет 15 как минимум. В школах до старших классов — не должно быть никаких гаджетов и компьютеровJC_IIB
06.02.2019 21:36-1факт известный уже лет 15 как минимум
Если вас не затруднит, принесите сюда, пожалуйста, доказательства изложенного тезиса. Пока их нет — считаем это не фактом, а предположением.AlexThai
06.02.2019 21:42-1Не затруднит, начальный список ниже. Вас не затруднит изучить английский язык и самому поискать в гугле например? Прежде чем писать детские «предположения». Извольте избавить меня от своих коментов далее, понятно что вы юны и даже не в теме.
www.psychologytoday.com/us/blog/the-power-prime/201212/how-technology-is-changing-the-way-children-think-and-focus
www.psychologytoday.com/us/blog/behind-online-behavior/201604/what-screen-time-can-really-do-kids-brains
movingtolearn.ca/2014/ten-reasons-why-hand-held-devices-should-be-banned-for-children-under-the-age-of-12
JC_IIB
06.02.2019 22:03О как, сразу аргументами ad hominem с места в карьер. Нормальный метод ведения дискуссий, чо уж там.
GBK
06.02.2019 23:27С такими темпами программисты не будут нужны, ведь будет излишок. Вакансии попросту закончиться… Да и навряд ли в школах будут хорошо учить программированию.
oleg_go
07.02.2019 00:15Думаю дополнительно млн. 5-10 мировая индустрия IT переварит. Просто школьников нужно учить заодно и английскому тоже с первого класса.
prospero78su
07.02.2019 08:35Интересно, эти «независимые эксперты» вообще в курсе, что прифронтовая часть неокортекса (которая отвечает за аналитические способности и абстрактное мышление) начинает формироваться у детей только в 7м классе?
Поставил бы смайлик в конце вопроса, но мне сейчас совсем грустно за детей.hzs
07.02.2019 09:09Не знаю у каких детей аналитические способности и абстрактное мышление развивается в 7 классе.
Аналитика, логика и абстрактное мышление стали явно заметны у моего сына лет с 4-5.prospero78su
07.02.2019 10:05Мозг — это не переключатель. Даже у обезьяны есть аналитическое мышление. Речь про качественные изменения.
koluka
07.02.2019 11:35Если его не стимулировать до 7 класса, то возможно и формироваться там будет уже нечему…
hzs
07.02.2019 09:05Прежде чем учить детей, надо сначала научить учителей «программировать» хотя бы на детских языках программирования.
Если фундаментальные знания не меняются столетиями и тысячелетиями, то информационные технологии меняются по несколько раз в году и успевать за ними образовательные программы в принципе не смогут.
На мой взгляд, более практичным решением было бы введение логики и построения алгоритмов либо отдельным предметом, либо как раздел той же математики.
И учить детей не языкам программирования как таковым, а естественному языку, то есть созданию последовательности операций в зависимости от имеющихся данных.
Отличным примером будет создание блок-схемы на естественном языке, помните, начало, стрелочка, ввод данных, стрелочка, условие, если да то стрелочка туда, если нет, то стрелочка сюда и так далее.
Так дети научатся не просто писать алгоритмы, но и принимать решения, в зависимости от имеющейся ситуации.
Это, конечно, не сделает ребёнка программистом, но будет очень полезно ребёнку в жизни.
Samaritan
07.02.2019 11:44Я не уверен, что основы программирования стоит вводить в обязательный курс обучения. Мне кажется, это подойдет в качестве дополнительного элективного предмета по выбору или в классах с углубленным изучением физики и математики. Там я думаю будут полезны все эти алгоритмы, основы программирования и т.п.
А вот другое дело, давать в школах общие знания о том, из чего состоит компьютер и мобильный телефон, как пользоваться основными программами и где искать дополнительную информацию об этом всём. Какие ОС бывают и для каких целей. Краткая история и т.д. Стандартная информатика в общем.
Вот где я бы сделал большой акцент, так это на базовое понимание цифровой безопасности. Например, как пользоваться социальными сетями, почему не стоит выкладывать в них, в приложениях, в сети в целом (публично и в личной переписке) фотки и видео откровенного содержания (свои собственные и/или своих девушек), личные паспортные документы и прочие чувствительные данные. Какие последствия могут за этим быть. Как передавать информацию по сети безопасно. Как общаться с незнакомцами в онлайне. Особенно в младших классах. Какой информацией делиться не стоит, а какой и при каких обстоятельствах можно. Как не попасться на спам, фишинг, обезопасить от взлома свои аккаунты и прочее…koluka
07.02.2019 11:59Эк вы хватили! Хотите объяснить детям, что не стоит выкладывать информацию в соц сетях и боже упаси сподвигните их на использования ТОР и ВПН. Или, страшно подумать, откажутся от цифровой идентификации в банке и от крутого чипа под кожу которым можно даже в автобусе платить… </>
Dim4Nik
07.02.2019 11:44Обучение программированию в младших классах есть зло! Для начала нужно научить детей элементарной компьютерной грамотности. Уровень компьютерной грамотности, про которою пишут в статье, со ссылкой на независимых экспертов, — является не что иное как необдуманное тыканье. Дети изначально должны понимать, что они нажимают, по каким ссылкам переходят. И начинать нужно с основ пользования компьютером, основ информационной безопасности, а программирование нужно начинать с класса пятого.
Carbonade
sarcasm Интересно, окажет ли этот фактор значимое влияние? /sarcasm
По-моему, не с той стороны образование костылями подпирают.