Одно из заданий детского курса программирования на Code.org. Справа — программа на языке Blockly

Согласно предложению Министерством просвещения РФ, в курс математики для младших школьников включат основы создания кодов и языков программирования, пишут «Известия». Это предусмотрено концепцией преподавания предметной области «Технология».

Правда, концепцию ещё надо утвердить и внести в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Ожидается, что это будет сделано в течение 2019 года, а уроки программирования появятся в начальной школе с 2020–2021 учебного года, сказал вице-президент Российской академии образования Виктор Басюк.

Вероятно, новый ФГОС выложат для общественного обсуждения. Тогда станут известны детали, в какие сроки в начальной школе начнут изучать программирование и с какого класса. Не секрет, что современные дети с уже с 3?4 лет на бытовом уровне осваивают компьютер и другие сложные вычислительные устройства. Существует несколько «детских» языков программирования, специально рассчитанных на обучение детей в весёлой и игровой форме.

Концепция «Технология» предусматривает не только основы программирования в начальной школе, но и использование компьютера при изучении всех предметов с первого класса: набор текста, поиск информации в интернете, анимация, работа с данными (например, поиск информации в таблицах и их переструктурирование).

Независимые эксперты благоприятно отозвались об этой инициативе. Они указывают только на недостаточную квалификацию учителей, которые по уровню компьютерной грамотности зачастую уступают школьникам, а иногда даже первоклассникам.

Есть и критики. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков сослался на ряд исследований, что приобщение детей к компьютерам может замедлить развитие образного мышления и снижает творческий потенциал. Также есть риск, что гаджеты вызовут чрезмерный интерес у детей и помешают сбалансированному развитию личности. По норме ВОЗ, в начальной школе детям рекомендуется находится у экранов (компьютер, телефон, телевизор) не более 45 минут в день.

Тем временем министерство просвещения рассматривает другие варианты модернизации системы школьного образования, в том числе компьютерный ЕГЭ, онлайн-уроки в сельских школах и изучение робототехники на уроках труда.

Комментарии (119)


  1. Carbonade
    06.02.2019 08:41

    Они указывают только на недостаточную квалификацию учителей, которые по уровню компьютерной грамотности зачастую уступают школьникам, а иногда даже первоклассникам.

    sarcasm Интересно, окажет ли этот фактор значимое влияние? /sarcasm
    По-моему, не с той стороны образование костылями подпирают.


  1. scifinder
    06.02.2019 08:49
    +1

    Богословие, астрологияномия, теперь вот детское программирование на «детском» языке, который в будущем не пригодится… Чего только не придумают, лишь бы от фундаментального образования детей отвадить.


    1. Mike_soft
      06.02.2019 09:34
      +1

      это даст общие понятия об алгоритмах и данных. Чего будет вполне достаточно для перехода на другие языки. Хотя и «другие языки» пригодятся долям процента школьников…
      Кроме того, это еще и игровая форма обучения, которая как раз и предназначена, чтоб «не отвадить».
      и с другой стороны, что такое «фундаментальное образование»? это где школяры сидят за партами, а убеленый сединами лектор долго и нудно рассказывает? увы, сейчас это уже не прокатывает (по крайней мере, не во всем).


      1. sshikov
        06.02.2019 19:01
        +1

        Общие понятия об алгоритмах?

        Сейчас это пытаются давать в 8 классе. Увы, но нихрена не получается — учебники паршивые, квалификация преподавателей оставляет желать много лучшего. Причем на мой взгляд это не лечится вообще — потому что преподаватель не программист, у него практического опыта разработки алгоритмов — ноль без палочки. Все его понимание — из книжек, и хорошо если из правильных.

        А теперь все тоже самое, только с первого класса, когда ученики еще не знают ни математики, ни каких-то других применений, куда они могли бы приложить свои алгоритмы. А нет применения — как правило нет никакого изучения алгоритмов.


        1. Mike_soft
          07.02.2019 07:41

          претензии к учебникам и учителям в основном справедливы. хотя лично я видел примерно четвероклашек, с которыми на допзанятиях (не кружок, а типа продленки) изучили (насколько применимо это слово) скрэтч, и они достаточно бодро гоняли фигурки по экрану. И главное — им было интересно, и у них получалось.
          «преподаватель [информатики]- не программист». ну да. не програмист. так же, как учитель физики — не физик, учитель химии — не химик, учительфизкультуры — не чемпион, а учитель литературы — не писатель. но учат же?
          Я учил школьников, будучи студентом, и обладая тоже не ахти каким опытом. но тем не менее — ребятам (я даже скажу — абсолютному большинству) было интересно. (меня через примерно 15 лет узнал в магазине один из бывших учеников. поблагодарил. ) Некоторые занимали призовые и просто высокие места в олимпиадах. шестеро поступили на родственные специальности. И я точно скажу — чисто математическому применению алгоритмов (ну, как это у нас любят — «решение квадратного уравнения») я их старался не учить.


          1. sshikov
            09.02.2019 10:34

            То что вы видели хорошие примеры — никак не противоречит тому, что средний уровень слишком низок.

            >но учат же?
            Теории. Все-таки, физиков экспериментаторов никто в школе не готовит. А вот программист-теоретик — это такая фигня без практики получается.

            И да, я совершенно согласен, что самое сложное тут — заинтересовать. И в первом классе это возможно будет намного сложнее, чем в 7.

            Впрочем, если сегодняшний курс информатики для 7 класса, где учат рисовать в Paint, перенесут в 1, вот так возможно первоклашкам и будет интереснее, потому что седьмому классу это как раз уже в основном известно — и в итоге скучно.


    1. usego
      06.02.2019 10:28

      Язык то тут каким боком? В таким возрасте главное заинтересовать и поддержать этот интерес, попутно заложив основы логического мышления. А язык приложится…


    1. oracle_and_delphi
      06.02.2019 11:18

      на «детском» языке, который в будущем не пригодится…

      А смысл учить детей очередному новомодному языку с ещё более новым фреймворком, который за десять лет обучения выйдет из моды и точно не пригодится?


    1. wsf
      06.02.2019 11:37

      боюсь вас огорчить, но программирование это в основном не про язык…


    1. genuimous
      06.02.2019 13:02

      В лету канули разные языки (сходу вспоминаются Basic, Pascal), которые были созданы как раз для преимущественно обучения либо программирования не-программистами. Это обычно не считается большой проблемой.


      1. RedCatX
        07.02.2019 17:14

        Почему канули? Они живы, и вполне себе развиваются. Что мешает учить программированию на них сейчас?


    1. avost
      06.02.2019 14:52

      на «детском» языке, который в будущем не пригодится

      Тут вы спутали школу с ПТУ. Школа — это не для получения профессиональных навыков.


      лишь бы от фундаментального образования детей отвадить

      А тут с вузом. Школа — это не для получения фундаментального образования. :)
      Школа — это о социализации, умении учиться и начальных знаниях о мире. И астрономия и элементарные начала теории информации сюда вписываются.


    1. nsmcan
      07.02.2019 04:00

      Кстати, блоковый язык с code.org легким движением мыши превращается во вполне корректный JavaScript. Со всеми присущими плюшками, такими как, например, обработка событий.


    1. Stas911
      07.02.2019 07:58
      +1

      Чем вам Scratch не угодил? Там и циклы и асинхронные события и вообще куча всего


    1. fedor2612
      07.02.2019 08:15

      Кстати, а чем, по вашему мнению, плоха астрономия?


      1. Mike_soft
        07.02.2019 08:36

        На все времени не хватает. Видимо, поэтому.
        Вообще, мое мнение — нынешнюю школьную программу нужно пересмотреть. На мой взгляд, ее (по сравнению с позднесоветскими временами) растянули и скомкали. Несмотря на то, что учатся не 10 лет, а 11. Но это всеголишь мнение, не [сильно] подкрепленное объективными оценками.


        1. genuimous
          07.02.2019 12:35

          Когда учился в школе, всю дорогу было ощущение, что программа упрощена и растянута, чтобы даже самый примитивный дебил смог получить трояк. Потом, когда в универе на первом занятии по алгебре вывалили материал, равный по объему 1 учебной четверти в школе и сказали «это вам для начала попроще, переваривайте, на следующем занятии будет еще», я окончательно в этом убедился. Вот в универе было трудно. А школу можно было бы посещать через раз, или в конце четверти изучать содержимое предыдущих серий.


          1. Mike_soft
            07.02.2019 13:11

            Примерно так и есть. задача средней общеобразовательной школы — дать базовые знания всем (ну, исключая случаи, подведомственные медицине) подряд. Поэтому ориентируются на «середину», а то и «нижнюю треть».
            впрочем, сильно отличаются и «времена», и школы, и даже преподаватели в одной школе. ВУЗы — тоже.
            у меня претензии к нынешней школьной учебной программе — по ее нелогичности. например, физику учили до 9 класса «всю», но «сокращенно», а потом 10-11 «углубленно», но опять же весь курс, начиная с механики. в результате ее не знали толком ни те, кто ушел после 9-го — ни те, кто окончил 11.
            в ВУЗе, впрочем, сейчас не лучше — на прикладной математике (правда, бакалавриат) математика в объеме, который был у нас на инженерной специальности.


      1. tundrawolf_kiba
        07.02.2019 13:01

        Слишком специфический предмет. Вот у нас она была в 11 классе. Из практических навыков — был расчет положения звезд. Просто основы космологии можно и в предмете «Окружающий мир» вполне дать, который в начальных классах. О том — почему это происходит — в курсе физики. И поэтому на саму астрономию остаются сильно специфичные знания, которые в будущем совершенно непонятно к чему приложить.


        1. oracle_and_delphi
          07.02.2019 13:05

          Предметы в школах даются не с целью приложить всё практически, а с целью понять интересно ли и по силам ли тебе этим заниматься, с целью выбора будущей профессии. А сантехнику третьего разряда из всех предметов практически приложимы лишь уроки труда и уроки чтения, да пара недель уроков физики.


          1. tundrawolf_kiba
            07.02.2019 15:02

            В таком случае можно еще десятки предметов добавить. Как с моей точки зрения — школа должна дать общие представления об окружающем мире и дать знания необходимые в самостоятельной жизни. А вот профессию давать должны уже ПТУ или университеты(а зависимости от наукоемкости профессии). И вот с этой точки зрения — астрономия — это предмет, который сам по себе в жизни не пригодится никак, только в профессии, при этом качественного изменения представлений об окружающем мире тоже не дает(сообщением выше я описал — почему так), поэтому я и считаю, что астрономия — это предмет для университетов, в отличие от программирования и логики(считаю, что формальную логику и математическую логику нужно выделять в отдельные предмет, как и геометрию — навыки использования логики очень полезны в жизни).


            1. koluka
              07.02.2019 15:11
              -1

              Это дает жизненный иммунитет от желающих поговорить о боге. К моей маме как-то сотрудница подкатывала, грит: Люба, а ты знала, что звезды это души умерших? На что мама вопрошала: а как же быть с определением состава звезды по спектру, доплером и остальными научными вещами?


              1. tundrawolf_kiba
                07.02.2019 16:32

                а как же быть с определением состава звезды по спектру, доплером и остальными научными вещами?

                Неисповедимы пути господни.(с)
                Мне кажется тут больше физика и логика поможет, а не астрономия(по крайне мере на том уровне, на котором астрономия дается в школе)


                1. koluka
                  07.02.2019 16:38

                  Не, там было типа: Ты не понимаешь, в это нужно просто верить…
                  ЗЫ: Учитывая нынешние желания партии(и опуская за скобки их эффективность и подноготную) вполне вероятно, что для повышения конкурентоспособности России введут программирование и астрономию.
                  Как тебе такое Илон Маск?! (с)


                  1. tundrawolf_kiba
                    07.02.2019 16:45

                    Не, там было типа: Ты не понимаешь, в это нужно просто верить…

                    Воот) Именно по этой причине я выше высказываюсь за включение логики в виде отдельного предмета в состав школьной образовательной программы. Чтобы люди учились делать выводы и проверять их уже с детства, а не просто принимать на веру.(Это касается кстати не только религии, но и многих других сфер жизни в том числе)


                    1. koluka
                      07.02.2019 16:49

                      Для работы логики нужна база, на которую эта логика опирается. Если не ошибаюсь у шизофреников все очень хорошо с логикой, просто начальная предпосылка «хромает». Что то типа: «потолок прицепился к лампочке» и дальше вполне логичные рассуждения…


                      1. tundrawolf_kiba
                        07.02.2019 16:58

                        Все верно. Но базовые знания в космологии — отлично дают предметы типа «окружающего мира» в начальной школе плюс физика.


                        1. koluka
                          07.02.2019 17:06

                          Ой, про окружайку лучше не надо. Это любимая мозоль нынешнего образования и родителей. Единственно, для чего подходит этот учебник — обучение учеников и родителей жесту *facepalm*.


            1. oracle_and_delphi
              07.02.2019 15:17

              астрономия — это предмет, который сам по себе в жизни не пригодится никак, только в профессии, при этом качественного изменения представлений об окружающем мире тоже не дает

              При таком подходе и география — тоже «не пригодится» и «является лишней», а затем люди с таким подходом ожидают увидеть кенгуру в Австрии, возмущены нападением российской армии в 2008 году на штат Джорджия(Georgia), и верят в астрологов, а Землю считают плоской.


              1. tundrawolf_kiba
                07.02.2019 16:36

                Ну вот география то как раз пригодится даже в школе — потому что люди с ней сталкиваются постоянно. Вы сами привели пример, как именно они могут столкнуться. А вот как в повседневной жизни люди могут столкнуться с астрономией, кроме профессии или хобби?


                1. RedCatX
                  07.02.2019 17:24

                  Не сталкиваются. Как говаривал один герой литературного произведения — «для извозчиков наука». А обычный человек берёт билет — и его везут куда он хочет. Но тем не менее, каждый культурный человек должен иметь внятное представление о мире в котором он живёт.


                1. k1b0rg
                  07.02.2019 21:45

                  Солнечные и лунные затмения, кометы, звездопады, навигация (про полярную звезду все знают). На некоторых влияют такие астрономические явления как солнечные вспышки.


            1. Mike_soft
              07.02.2019 15:52

              а откуда школьник узнает о профессии, и- главное — что необходимые в профессии знания ему нравятся?
              астрономия — это, конечо, не самый нужный предмет — но для абсолютного большинства его ценность такая же, как алгебры, геометрии, химии, физики, и уж тем более литературы…


              1. tundrawolf_kiba
                07.02.2019 16:39

                как алгебры, геометрии, химии, физики, и уж тем более литературы…

                Вот по этим предметам — я могу представить, как они пригодятся в повседневной жизни, а вот астрономией — совершенно нет. Как я выше писал — на мой взгляд — включение логики(и формальной, и такого раздела как математическая логика) в перечень школьных предметов — гораздо более насущная проблема, чем споры об астрономии.


                1. Space__Elf
                  08.02.2019 01:17

                  Хотя бы общие представления об астрономии должны уберечь от лохотронщиков-астрологов.


                  1. tundrawolf_kiba
                    08.02.2019 13:09

                    Что-то не уверен. У нас вот и начальные сведения в начальной школе давали. И чуть более углубленные на отдельном предмете в 11 классе. И все равно большая часть класса репостит гороскопы. Так что мне кажется — это слабо связано.


  1. Cobolorum
    06.02.2019 09:01

    Сколько можно!
    Не надо учить программированию детей! Научите их пользоваться компьютерами!
    Разработчик ПО это она из десятков тысяч профессий и количественная доля менее 1%. А вот умение пользоваться компьютерами нужно уже 30-50% людей.
    Да и как можно научить программировать того кто не знает что можно сделать, а что нельзя сделать с помощью компьютера.


    1. roscomtheend
      06.02.2019 09:16

      И по большому счёту программировать в начале можно учить без компьютера — что такое цикл, что такое ветвление можно объяснить на пальцах (и играх с другими детьми), заодно станет понятно что «программирование» — это не кнопки тыкать с зелёными отсветами на лице в тёмной комнате, а вещь более базовая, местами даже не связанная с компрьютерами (она про алгоритмы, а не про кнопки).


      1. ghrb
        06.02.2019 09:46

        И как любая абстрактная вещь почти никому не будет интересна без наглядной практики.


      1. Mike_soft
        06.02.2019 09:53
        +1

        программирование без компьютера поймут очень немногие юные школьники.
        даже не в смысле «изучения языков», и даже не в смысле блок-схем как изображения алгоритмов — сами алгоритмы, их применимость «вообще». им нужен какой-то конкретный инструмент с «короткой отдачей» для понимания. в этом плане — все эти скрэтчи, блокки, легомайнды очень хороши.


        1. JC_IIB
          06.02.2019 11:21

          программирование без компьютера поймут очень немногие юные школьники.

          Когда я был очень юным школьником, доступа к компу у меня не было. Никакого. Все, что у меня было — это книги. И таки да, я достаточно долго писал свои первые проги в тетради в клеточку и все думал, что вот когда-нибудь я таки перенесу их в реальный комп.
          Так и вышло.
          Тетради те куда-то исчезли за годы переездов :( Вот бы их вернуть.


      1. koluka
        06.02.2019 10:11
        +3

        Боже спаси моего ребенка от такого преподавателя. От программирования без компьютера до резиновой женщины один шаг.


        1. uncle_dima
          06.02.2019 10:32

          Программирование — это алгоритмы и логика. Компьютер при этом не обязателен и на первых порах даже вреден.


          1. Valery4
            06.02.2019 19:02

            Программирование для ребёнка должно преподаваться в игровой форме, чтобы было интересно. Как это сделать без компьютера я не представляю. Наверное можно, но непонятно зачем. И тем более не понятен вред в преподавании с компьютером.


            1. lexxair
              07.02.2019 00:45

              В виде игры. Придумать правила прохождения лабиринта. Алгоритм игры в крестики-нолики.


              В детстве натыкался на компьютерную игру про змеи: надо было в виде картинок "запрограммировать" действия змеи, чтобы потом победить в бою с другой. В бою никакого управления.
              То же самое можно и без компьютера делать.


              1. ainoneko
                07.02.2019 08:01

                В детстве натыкался на компьютерную игру про змеи: надо было в виде картинок «запрограммировать» действия змеи,
                Недавно вышла настольная игра, где надо «марсоходами» управлять «программами из карт», чтобы инопланетные формы жизни собирать.
                карты
                image


              1. Azya
                07.02.2019 09:46

                А у вас в детстве возникло желание делать тоже самое без компьютера?


                1. Mike_soft
                  07.02.2019 10:11

                  возникало. и делал. но все-таки я — это не показатель, а, скорее, отклонение.


            1. oracle_and_delphi
              07.02.2019 07:31

              Можно сделать механический или гидравлический или пневматический игрушечный компьютер, но это все равно будет компьютер. :)


        1. Mike_soft
          06.02.2019 10:44

          Зря вы так… компьютер при обучении программированию в широком смысле этого слова нужен не всегда. (собственно, и программирование — это не всегда компьютер в общем смысле (начиная от электромеханических таймеров, и заканчивая разными историческимим жаккардовыми ткацкими станками)).
          но в данном случае на начальном этапе детям будет интересно (а значит, запомнится и закрепится) погонять на экране компьютера (а это самое простое, что можно предложить) какую-нибудь «черепашку». на каком-то этапе обучения компьютер можно и не применять. Даже полезно, чтоб усилия переключить со «сразу пишем» на «сначала думаем». Но в итоге все равно к применению компьютера — вернемся.


          1. Jumper_In
            07.02.2019 11:44
            +1

            Классе в 6-7 наш учитель, он же директор, показал нам «лого-миры демо» (как-то так). После нудятины на лекциях в виде ромб это условие, а шестиугольник — цикл, управление этой чёрной черепашкой было невероятно увлекательным.
            — Опустить перо, капитан!
            — Пройти вперед!
            — Повернуть и пройти ещё!
            — Поднять (швартовы) перо!

            И в тех же лого-мирах делали движение машинок, самолётов. Для меня было открытием, когда одноклассник сумел приделать отдельный спрайт в виде огня к концу машины (типа ускорение как популярных играх NFS).

            А вот без компа, без вот этого всего наглядного и доступного конкретно в нашем классе ничего не хотел и не понимал. Поэтому для обучения программированию как такого может и не нужен компьютер, но иначе будет очень сложно увлечь школьников. Итог-то какой хочется получить, научить их чему-то пусть и не очень серьёзному или просто «оттарабанить» правильный материал для галочки?


        1. igruh
          06.02.2019 10:53

          Совсем без компьютера — зло. Но у нас банально не хватало на всех мест в школе (давно это было), и преподаватель учил программировать на листике. Уверен — нашёл окошко минут на десять, набил код, проверили и работает — молодец. Он оттачивал мастерство писать сразу годный, рабочий код, за что я ему очень благодарен.


        1. roscomtheend
          07.02.2019 11:37

          Вы чаще сталкиваетесь с алгоритмами в реальности, а не в компьютерах, большинство людей ещё чаще. «При переходе дороги посмотри сначала направо(налево), а потом налево(направо)» — тоже алгоритм. Алгоритм (и даже программирование) значительно более широкое понятие.

          Azya
          > А у вас в детстве возникло желание делать тоже самое без компьютера?

          Какого компьютера? У многих детство было раньше, чем появились доступные компьютеры. Даже книжки про компьютеры и роботов появились раньше, и программы на листочках (у особо упоротых случев вплоть до ассемблера-i8080, поскольку только такая книжка была) были раньше доступа к компьютеру.

          Mike_soft
          > Времена такие. сейчас «безопасность превыше всего».

          Безопасность — это хорошо, но сегодняшние времена мало относятся к тому обучению, которое было. У нас тоже были реактивы и раковина, парты с химически стойким покрытием, но демонстраций за всё время была буквально пара, а экспериментов «руками» — не больше пальцев одной руки (и никаких взрывов и дыма, максимум — изменение цвета или выпадение осадка). Это, правда, не помешало вбить — «сначала решаем что нужно, потом как сделать, потом считаем, потом делаем».


          1. Mike_soft
            07.02.2019 11:54

            «При переходе дороги посмотри сначала направо(налево), а потом налево(направо)» — тоже алгоритм
            — «Ты знал, ты знал!»©анекдот
            да, именно этот пример был как раз на первом моем занятии со школьниками по алгоримам…
            . У нас тоже были реактивы и раковина, парты с химически стойким покрытием, но демонстраций за всё время была буквально пара, а экспериментов «руками» — не больше пальцев одной руки
            — это какие времена? я учился 1975-85. взрывов мы в школе, конечно, тоже не устраивали (за исключением пузырьков водорода), но лабораторных было достаточно. Да, изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, титрование. не помню уже, честно говоря, а учебник тех времен искать лень… Сегодня дать в руки школьнику пробирку с кислотой, спирт в спиртовке (кстати, у нас три спиртовки таки выпили!), открытый огонь — ну нереально…


    1. AxisPod
      06.02.2019 09:59

      Зачем учат физику? Ведь физиков наверное ещё меньше 1%. Зачем учат ботанику? Зачем биологию и анатомию? Зачем литературу, географию?

      По вашей логике надо убрать физику, надо научить трогать предметы.
      Убрать ботанику, научить есть растения.
      Убрать биологию, научить есть мясо.
      Убрать географию, научить пользоваться компасом и картой.

      Программирование учит не только программировать, но и применять более продвинутую логику для других задач. Единственное, что нет смысла делать это с 1го класса. А вот иностранные языки был бы смысл.


      1. koluka
        06.02.2019 10:27
        +1

        И как вам физика без возможности потрогать предметы? Ну там грузик на ниточке и замерить период, закипятить обычную воду и соленую и вот это все…
        Биология без микроскопов с луковой кожурой и ботаника без прогулок с преподом в ботанический сад?
        Вы с детьми сталкивались, ближе чем «пробежал мимо на улице»? Разницу в обучении между «блиин, писать эту тупую математику еще пол страницы» и «я тут уже тыщу баллов заработал в этой математической игре, щас еще сто заработаю и пойду есть» видели?
        Обучение детей без потрогать, подвигать, надкусить и разломать это за гранью добра и зла. Вспомнился пинкфлойд со стеной, к чему бы это…


        1. Evgenym
          06.02.2019 10:36

          Хех… Жизненно. Мне вспомнились уроки химии в школе. За все годы, что она была у нас, нам показывали одну демонстрацию и было аж две лабораторки с настоящими химикатами. Поэтому предмет остался для меня в виде только абстрактных формул на доске, мучений при подборе коэффициентов для уравнений и неких правил, по которым уравнения из левой части превращаются в правую. В общем, это все было больше на бумаге, и мало чем могло заинтересовать.


          1. Mike_soft
            06.02.2019 10:53

            Времена такие. сейчас «безопасность превыше всего». а у нас в школе в кабинете химии на каждом столе (это был скорее стол, нежели парта) была раковина с канализацией, и краны с водой. был разведен газ для газовых горелок. школа 1935 года. лабораторки были с 7 класса. но большинству это не сильно помогло. Правда, тут изрядная доля «заслуг» учителя…

            сейчас — все виртуально, у сына тоже штук пять лабораторных по химии за все время, по физике примерно так же.


    1. ledocool
      06.02.2019 10:54

      Мы говорим о людях, для которых умение сделать страничку в ворде — программирование.


    1. genuimous
      06.02.2019 13:04

      Переживаете о конкуренции со стороны школьников?


    1. Wijey
      06.02.2019 14:28

      И учителей бы научить не помешало…


  1. Happy_dayZ
    06.02.2019 09:07

    «детское программирование» возможно спровоцирует интерес к более углубленному изучению.


    1. gotoxy
      06.02.2019 09:27
      +2

      Не многих детская литература провоцирует на изучение классики.


      1. Mike_soft
        06.02.2019 09:41

        да. но среди изучавших классику вы вряд ли найдете не читавших детскую литературу…


    1. EugenePavlov
      06.02.2019 12:04

      Сейчас поколение такое, что им ничего создавать не интересно. Я когда спросил у ребенка: «Кто такие Microsoft?», он ответил: «Создатели компьютера». Они даже не знают что кроме Windows нету других операционных систем, они думают что внутри компьютера сидят три китайца и считают на счётах. Когда я сказал что я программист, они сказали чтобы я помог им починить ПЛАНШЕТ.


      1. koluka
        06.02.2019 12:36

        Не улыбайте меня так. У моей дочки весь стол забит цветными перьями, желудями, красивыми камушками, глиной, веревочками, коробочками и прочими нужными вещами. Слова «лепка», «умелые ручки» и «рисование» зажигают глаза и хрен потом «забудешь», что пообещал… И с каких пор программер не должен знать смежные области и для него стало невыполнимым глянуть, что с планшетом? Если проблема с железкой — можно объяснить, если вайфай отрубился после смены пароля или место в памяти закончилось — дело на десяток минут и немного инфы ребенку как делать, что бы потом этого не происходило.


      1. oleg_go
        06.02.2019 17:46

        А Вы ожидали от ребенка услышать краткую историю развития ОС?

        Планшет, как понимаю, так и остался поломанным…


      1. RedCatX
        07.02.2019 17:56

        Это брюзжание «стариков» относительно нерадивых «молодых» старо как мир… А по факту — ребёнок просто не успел узнать о корпорации Microsoft, истории развития ОС, увидеть другие операционные системы. Вот вы бы и помогли ему в этом — всяко больше пользы чем просто критиковать.


  1. Alex_ME
    06.02.2019 09:23
    +3

    по уровню компьютерной грамотности зачастую уступают школьникам, а иногда даже первоклассникам.

    Может быть. А может, и нет. Люди очень любят говорить, что, мол, современные дети с пеленок разбираются во всем этом. Но там, зачастую, просто феноменальный уровень безграмотности. Тыкать в кнопочки интерфейсов, которые специально разработаны для того, чтобы ими можно было пользоваться не приходя в сознание — ещё не значит "разбираться в этих ваших компьютерах".


    1. sabaca
      06.02.2019 10:23
      +1

      Совершенно согласен. Современные дети, по части знания вычислительной техники гораздо менее продвинуты, в отличие от своих родителей, а порой и бабушек с дедушками. Хотя, казалось-бы, должно быть наоборот!


    1. BubaVV
      07.02.2019 18:19

      habr.com/ru/post/189706 Вот старая и чудная статья про это


  1. saege5b
    06.02.2019 09:45

    Компьютерные классы будут те же?
    — обычный стол, моник, перед ним клава с мышью?
    Новые классы не видел, но лет 10 назад было так. Только и гробить здоровье.
    Собственно, в начальных классах размещение ит-оборудования сделано абы как (дочь учится), и за этим оборудованием никто не смотрит.
    Я представляю поиск во всемирной помойке в первом классе. Фильтры точно сложнее «кисок» выдержат?


    1. exerrk
      06.02.2019 10:12

      Хорошо вам, у вас были 10 лет назад компьютерные классы…


      1. RedCatX
        08.02.2019 00:57

        В 2009 году? Тогда вроде бы уже везде были компьютерные классы, даже в сельских школах…


        1. exerrk
          08.02.2019 10:05

          В 2006 у меня, к сожалению, не было. Может за три года что-то сильно изменилось. Учился я тогда в г. Щелково, МО


    1. g0rd1as
      06.02.2019 10:38

      Да просто напрягут какого-то очередного физика/математика следить за компьютерным кабинетом и он на это дело будет забивать. В общем, как всегда. :-D


    1. opckSheff
      06.02.2019 11:27

      Обычный стол, моник, клава, мышь… Эм, стойте, а что же должно быть по-вашему в компьютерном классе?!


    1. koluka
      06.02.2019 11:38

      Почему обучение за компьютером это гробить здоровье? Для физ нагрузки есть другое время. В нашем случае это: 3 раза в неделю танцы по 1,5 часа(при нынешней цене за доп. занятия — грех не пользоваться), растяжка по субботам, прогулка на продленке, прогулки на выходных, шведская стенка дома… (прогулка — это адская беготня с другими детьми до состояния «все, я уже не могу бегать, пойдем на горку»)…


      1. saege5b
        06.02.2019 15:43

        можно отвечу кумулятивно на opckSheff и тебе?
        На обычном столе, шириной в 50-60 см. невозможно разместить монитор и клавиатуру (которые ещё должны быть на разных уровнях) так что бы выполнялись требования по расстоянию до экрана и расположению рук. Хорошо если парты очень широкие, но это не везде так.
        А ещё надо как-то разместить тетради тут же.
        Вот и выходит, что монитор уезжает в сторону, и находится близко к глазам. А пользователь сидит боком, чуть ли не в 90 градусов.
        Вспоминаем про классическую расстановку столов, когда окна сбоку и зашторивать их нельзя.
        В офисах обычно решают составлением двух столов, на одном находится монитор, на втором (ближнем) клавиатура с документами.
        Эмпирически экран находится на расстоянии вытянутой руки или чуть дальше (50-80 см.).
        а ещё локоть не должен висеть в воздухе, и рука должна приходить на клавиатуру под малым углом.
        А ещё осанка, поэтому и стул и стол должны обязательно регулироваться по высоте, иначе кому-то высоко, а кому-то — низко, т.е. если в одном классе учатся 5 и 9 классы, наивно думать, что у них одинаковый рост. А если там же будет заниматься 1-2 классы…
        Можно решить ноутами, но тоже, так себе решение. И ноутов в каждый класс не напасёшься, и экраны не разбежаться, и клавиатура там особым удобством не отличается. А некоторые ещё и мышей не выдают, и тач не настроен.

        И как бы оно не страшно, но я встречал 8-9 классников с проявленным туннельным синдромом, заметным доворотом головы в сторону, и привычкой сутулится на стуле.
        А ещё блики, засвет на пыльном экране не сильно полезны для зрения.

        И да, изучать ворд методом зарисовывания пиктограмм (реальное обучение!) и заучивание магических последовательностей тыков в пиктограммы мышой — так себе обучение.


        1. koluka
          06.02.2019 16:51

          А, понятно, вы наверное и бегом не занимаетесь, потому, что вокруг не джунгли и дышать этой гадостью нельзя… И посуду мыть тоже нужно дедовским хозяйственным из натурального жира, а не этой гадостью с лаурилсульфатом натрия… Таким макаром можно далеко зайти, вот только по вашему методу получается — лучше вообще в школе не учиться, чем гробить свое здоровье, а по моему — лучше учиться, где есть возможность, а недостаток физ нагрузки/не идеальные условия обучения компенсировать потом, во внеурочное время…


          1. saege5b
            06.02.2019 17:14

            я получил по зрению -1,5 к 9 классу (правда тут ещё и вина врачей большая).
            Загогулистость позвоночника я выруливал потом лет 20. Привет низким партам.
            Впоследствии заработал хронический туннельный синдром правого запястья + что-то там ещё, неоперентабельно.
            Поверь, лучше вхлам разругаться с учителем/работодателем, чем изображать героя, с получением хроники.

            У дочери, как и её одноклассников, формируется забавная особенность формировать кисть эдакой изогнутой клешнёй, потому, что камера умной доски не чистилась никогда, да ещё и глючная, стоит в дурацком месте, поэтому нормальные жесты софт не воспринимает.

            На тему учится при возможности, всё нормально, поверь. Я вкуривал RFC с Siemens ME45 и Canon SX200.
            У дочери на планшете всякого добра тоже хватает.


        1. opckSheff
          06.02.2019 16:54

          Вы очень правильные вещи говорите, конечно, но не пытаетесь ли вы стрелять из пушки по воробьям? Все эти требования разрабатываются с учётом на то, чтобы не допускать в долгосрочной перспективе вреда здоровью людей, которые приходят в 8 утра на рабочее место, смирно сидят на нём четыре часа, обедают и досиживают ещё четыре часа.
          Школьные же уроки длятся по 45 минут, в некоторых школах учатся парами, то есть полтора часа, но с дополнительным коротким перерывом. Значимо ли это? Да это капля в море, все школьники по вечерам в несколько раз больше проводят за компьютерными играми!
          И да, ваши слова о 8-9-классниках с туннельным синдромом по сути только подтверждают мою точку зрения. Уж точно не на уроках компьютерной грамотности они эти болячки заработали, поверьте.


  1. Amokmorg
    06.02.2019 09:49
    +1

    у меня в 3 классе была такая же фигня как на картинках. «черепашка» на компьютерах ямаха, двигалась, оставляла за собой след. вполне нормальный ввод в логику.


    1. feyd12
      07.02.2019 07:42

      Сыну в 10 лет купил книгу Питон для детей, теперь есть стимул доделать уроки пораньше. Сидит, тоже черепашкой рисует, интерес есть.


  1. qnok
    06.02.2019 09:55

    Если урок детского программирования заменит какой-нибудь другой недавно введенный «модный» урок, то я был бы рад. Компьютерная грамотность, конечно, была бы лучше, но и это, как расширение математики, выглядит полезным.


    1. zartarn
      07.02.2019 11:40

      Программирование не добавляет компьютерной грамотности. Просто будет еще один предмет который больше половины не будет писать как и с информатикой. А на выходе получаем что в универ приходят «детки» неспособные в ворде отформатировать хоть как то текст.


      1. koluka
        07.02.2019 11:50

        Программирование добавит возможности детям, которые хотят и которым интересно, получить зачаточные знания по программированию, алгоритмам и этому всему. В любом случае к окончанию школы не все готовы в ВУЗ, но это и не цель, наверное, я думаю есть какие то конкретные проценты от общего количества обучаемых, которые должны получиться по прошествии этого курса… Сантехники тоже нужны.


        1. zartarn
          07.02.2019 12:18

          Которые хотят и которым интересно и так найдут как этим заниматься (когда у нас в школе началась информатика, я пошел к преподу и уже у него спросил за свои интересы). А для всех остальных это будет как для меня богословие — ненужный шум.
          Для всего этого есть профилирование: видишь что ребенку интересно — отправляй в кружок/купи книжку по питон+майнкрафт да что угодно. Пичкать этим всем с первых классов всех подряд — лишнее. А развитие логического мышления, к которому все так приписывают программирование — это задача математики.

          Сантехники тоже нужны.
          Профессии разные нужны, а вышка сейчас обесценена сильно. Но даже в ПТУ надо делать доклады и оформлять их. Потому в первую очередь нужно развитие компьютерной грамотности, а кому уже интересно — тем программирование и т.д.


  1. kagarich
    06.02.2019 10:01

    C одной стороны мы все использует те или иные СВТ, а значит очень неплохо-бы если бы каждый гражданин знал как у них там внутри все функциклирует.
    С другой стороны мы все (ну ок — большинство) живем в бетонных коробках и это совершенно не означает, что каждый должен окончить курс по сопромату и архитектуре.
    … многие из нас ездят на авто с ДВС, но в лучшем случае только каждый десятый из них опишет принципы его работы.
    … а уж рассказать что такое электрический ток своими словами и вовсе сможет в лучшем случае каждый двадцатый.

    Но вот именно программировать учить конечно-же надо с первого класса.
    Теорвер кстати до определенного уровня можно проходить только на уровне арифметики, давайте уж лучше его, а? И тогда глядишь вероятность встретить динозавра на городской улице будет не 50 на 50…


    1. g0rd1as
      06.02.2019 10:44

      Я машину не вожу, но принцип работы ДВС помню еще со школы, как работает электричество — тоже, хотя объективно у меня по физике была 4 и вообще я не очень хорош был в точных науках. Что людям мешает в школе слушать учителя на уроках?!


      1. Mike_soft
        06.02.2019 11:01
        +1

        учителя бывают сильно разные.
        Я выше уже написал про оснащение школьного кабинета химии во времена моей учебы в школе — оно было вполне на уровне. программа была на уровне. выполнялась. а учитель — «химоза» (я думаю, прозвище несколько проясняет). поэтому кроме пары человек никто химию толком не знал — неинтересно и неприятно. Я попал в олимпиадники совершенно «параллельно» учебе, из-за найденой на даче книжки 50-х годов издания.
        Кабинет по физике был оборудован тоже неплохо. но учительница была чуть получше. но главное — она разрешила нам (мне и приятелю) готовить и показывать одноклассникам (а затем и параллельным) опыты, а затем и вести уроки по некоторым темам. в результате физику даже через 30 лет помнят очень многие одноклассники


    1. BigFlask
      06.02.2019 21:58
      +1

      Но вот именно программировать учить конечно-же надо с первого класса.
      А вот я согласен — программировать нужно учить с первого класса. Но не для того, чтобы программист потом вырос, а тупо чтобы объяснить человеку базовую логику, существование причинно-следственных связей и всего такого. Дать представление о самой концепции алгоритма, в конце то концов — чтобы дети в своей дальнейшей жизни были способны мыслить в этих категориях, даже в отрыве от вычислительной техники. И лучший способ это сделать — программирование. Да и дать упомянутые вами интуитивные представления о тервере в рамках такого курса по программированию будет очень легко.


      1. Mike_soft
        07.02.2019 08:08

        чтобы дети в своей дальнейшей жизни были способны мыслить в этих категориях, даже в отрыве от вычислительной техники.

        Я б сказал — именно в отрыве. потому, что компьютер — это всего лишь инструмент, использующий это умение, этот навык…
        Хотя, безуловно, будут проблемы с «гуманитариями», которые начнут скулить, что «укладывают в прокрустово ложе схем». и даже что дети «вместо того, чтобы восторгаться красотой слога — будут искать в литературном произведении смысл». (да, это почти дословные претензии, высказанные учителями истории и литературы).


  1. VMichael
    06.02.2019 10:10

    Интересно за счет чего.
    Т.е. что уберут из изучения, что бы вставить изучение программирования?
    Или собираются еще добавить часов детишками? Уроки + д\з.
    Если добавить, то это зло.


  1. nikbond
    06.02.2019 11:08

    На самом деле неважно, какой предмет вводить. Любой предмет с тем подходом к обучению, который используется в современных государственных школах, помножит пользу и интерес чего угодно на ноль. А уж вспомнить про компетентность учителей…

    С ужасом вспоминаю другой пост на хабре, про обучение детей шахматам в школе. Вот там градус неадеквата примерно тот же. Вместо того, чтобы показать что шахматы это интересно и обучать в процессе игры, детей месяцами заставляют учить координатную прямую и обозначение клеток на поле в виде координат и т.д.
    Или известное эссе «Плач математика».
    В общем, боюсь представить, насколько изощренным издевательством над детьми будет это «программирование».


  1. JohnDaniels
    06.02.2019 11:09
    +1

    Интересно, как изменились бы настроения в комментариях, если заменить слово «Россия» в заголовке на любое другое государство.


    1. rg_software
      07.02.2019 01:56

      Да никак. Темы для дискуссии-то объективные: а кто преподавать будет, а почему «черепашка» вместо настоящего языка, а что из программы выкинем, а зачем столько программистов, а к чему проводить ещё больше времени перед экраном.

      Некоторое время назад на реддите обсуждали аналогичную инициативу в Финляндии — ровно тот же спектр мнений.


      1. nfw
        07.02.2019 07:45

        Хотите я в вас потыкаю палкой?


        1. rg_software
          07.02.2019 10:22

          А знаете, какой вывод? Из-за неэффективного государства у нас все дискуссии сводятся именно к обсуждению его неэффективности. Это как, не знаю, если написать, что сосед собирается на велосипеде доехать до Луны, мы начнём обсуждать, что на нашем велосипеде доедешь разве что до соседнего села, а может, и раньше развалится. При этом реальный вопрос — насколько действительно это возможно и целесообразно — как бы выносится за скобки. В этом смысле наши обсуждения сравнительных успехов России и США — это всё спецолимпиада, потому что даже в условиях идеального государства всё равно проблем вагон.


  1. superstarstas306
    06.02.2019 11:14
    +1

    Ну это уж явно поинтереснее выглядит, чем «духовное краеведение» и прочее дремучее средневековье.
    Не совсем понятно, правда, почему в математику. Школьный курс математики все-таки не сильно связан с алгоритмами как таковыми. Гораздо логичнее было бы поставить в информатику, где юные отроки проходят начала алгебры логики и вот это вот всё. Но идея в целом довольно неплохая.


  1. ianzag
    06.02.2019 12:35

    Ввести то его можно хоть с детского сада. Вопрос — а кто будет преподавать? То, что я вижу в школах (хороших замечу школах) на позициях преподавателя IT в основной своей массе не выдерживает никакой критики. Не идет народ преподавать в школу :(


    1. Mike_soft
      06.02.2019 12:51

      я уже выше писал про перекос в преподавании в сторону «безопасности». Не, я не за «вперед и с песней». и не хотенл бы, чтоб мой сын покалечился на уроке. Но! у нас _первым_ уроком химии в году всегда был урок с правилами техники безопасности. все эти «Сначала вода, потом кислота Иначе случится — большая беда!», чем что нейтрализовать, и т.п.
      такой же перекос и в «квалификационных требованиях». если в конце 80-х- начале 90-х мы, студенты, учили школьников информатике (а школьники брали призовые места на олимпиадах) то сейчас уже без квалификации, кучи справок и т.п.уже не попадешь. Даже тут, на хабре, были рассказы людей, хотевших организовать кружки программирования/электроники/робототехники…


  1. AlexThai
    06.02.2019 18:07

    … что приобщение детей к компьютерам может замедлить развитие образного мышления и снижает творческий потенциал. Также есть риск, что гаджеты вызовут чрезмерный интерес у детей и помешают сбалансированному развитию личности..


    Совершенно верно, и не каких-то исследований, а факт известный уже лет 15 как минимум. В школах до старших классов — не должно быть никаких гаджетов и компьютеров


    1. JC_IIB
      06.02.2019 21:36
      -1

      факт известный уже лет 15 как минимум

      Если вас не затруднит, принесите сюда, пожалуйста, доказательства изложенного тезиса. Пока их нет — считаем это не фактом, а предположением.


      1. AlexThai
        06.02.2019 21:42
        -1

        Не затруднит, начальный список ниже. Вас не затруднит изучить английский язык и самому поискать в гугле например? Прежде чем писать детские «предположения». Извольте избавить меня от своих коментов далее, понятно что вы юны и даже не в теме.

        www.psychologytoday.com/us/blog/the-power-prime/201212/how-technology-is-changing-the-way-children-think-and-focus

        www.psychologytoday.com/us/blog/behind-online-behavior/201604/what-screen-time-can-really-do-kids-brains

        movingtolearn.ca/2014/ten-reasons-why-hand-held-devices-should-be-banned-for-children-under-the-age-of-12


        1. JC_IIB
          06.02.2019 22:03

          О как, сразу аргументами ad hominem с места в карьер. Нормальный метод ведения дискуссий, чо уж там.


  1. GBK
    06.02.2019 23:27

    С такими темпами программисты не будут нужны, ведь будет излишок. Вакансии попросту закончиться… Да и навряд ли в школах будут хорошо учить программированию.


    1. oleg_go
      07.02.2019 00:15

      Думаю дополнительно млн. 5-10 мировая индустрия IT переварит. Просто школьников нужно учить заодно и английскому тоже с первого класса.


      1. feyd12
        07.02.2019 07:48

        Информатика и английский сейчас со второго класса. Просто, введут в информатику основы программирования, имхо


        1. Areso
          08.02.2019 13:30

          И многим сильно помог английский со второго класса?
          Речь не про количество лет, или часов, а методику и цели.


  1. xtreye
    06.02.2019 23:51
    +1

    Спрайты подозрительно напоминают Plants vs Zombies…


  1. prospero78su
    07.02.2019 08:35

    Интересно, эти «независимые эксперты» вообще в курсе, что прифронтовая часть неокортекса (которая отвечает за аналитические способности и абстрактное мышление) начинает формироваться у детей только в 7м классе?
    Поставил бы смайлик в конце вопроса, но мне сейчас совсем грустно за детей.


    1. hzs
      07.02.2019 09:09

      Не знаю у каких детей аналитические способности и абстрактное мышление развивается в 7 классе.
      Аналитика, логика и абстрактное мышление стали явно заметны у моего сына лет с 4-5.


      1. prospero78su
        07.02.2019 10:05

        Мозг — это не переключатель. Даже у обезьяны есть аналитическое мышление. Речь про качественные изменения.


        1. koluka
          07.02.2019 11:35

          Если его не стимулировать до 7 класса, то возможно и формироваться там будет уже нечему…


  1. hzs
    07.02.2019 09:05

    Прежде чем учить детей, надо сначала научить учителей «программировать» хотя бы на детских языках программирования.
    Если фундаментальные знания не меняются столетиями и тысячелетиями, то информационные технологии меняются по несколько раз в году и успевать за ними образовательные программы в принципе не смогут.
    На мой взгляд, более практичным решением было бы введение логики и построения алгоритмов либо отдельным предметом, либо как раздел той же математики.
    И учить детей не языкам программирования как таковым, а естественному языку, то есть созданию последовательности операций в зависимости от имеющихся данных.
    Отличным примером будет создание блок-схемы на естественном языке, помните, начало, стрелочка, ввод данных, стрелочка, условие, если да то стрелочка туда, если нет, то стрелочка сюда и так далее.
    Так дети научатся не просто писать алгоритмы, но и принимать решения, в зависимости от имеющейся ситуации.
    Это, конечно, не сделает ребёнка программистом, но будет очень полезно ребёнку в жизни.


  1. Samaritan
    07.02.2019 11:44

    Я не уверен, что основы программирования стоит вводить в обязательный курс обучения. Мне кажется, это подойдет в качестве дополнительного элективного предмета по выбору или в классах с углубленным изучением физики и математики. Там я думаю будут полезны все эти алгоритмы, основы программирования и т.п.

    А вот другое дело, давать в школах общие знания о том, из чего состоит компьютер и мобильный телефон, как пользоваться основными программами и где искать дополнительную информацию об этом всём. Какие ОС бывают и для каких целей. Краткая история и т.д. Стандартная информатика в общем.

    Вот где я бы сделал большой акцент, так это на базовое понимание цифровой безопасности. Например, как пользоваться социальными сетями, почему не стоит выкладывать в них, в приложениях, в сети в целом (публично и в личной переписке) фотки и видео откровенного содержания (свои собственные и/или своих девушек), личные паспортные документы и прочие чувствительные данные. Какие последствия могут за этим быть. Как передавать информацию по сети безопасно. Как общаться с незнакомцами в онлайне. Особенно в младших классах. Какой информацией делиться не стоит, а какой и при каких обстоятельствах можно. Как не попасться на спам, фишинг, обезопасить от взлома свои аккаунты и прочее…


    1. koluka
      07.02.2019 11:59

      Эк вы хватили! Хотите объяснить детям, что не стоит выкладывать информацию в соц сетях и боже упаси сподвигните их на использования ТОР и ВПН. Или, страшно подумать, откажутся от цифровой идентификации в банке и от крутого чипа под кожу которым можно даже в автобусе платить… </>


  1. Dim4Nik
    07.02.2019 11:44

    Обучение программированию в младших классах есть зло! Для начала нужно научить детей элементарной компьютерной грамотности. Уровень компьютерной грамотности, про которою пишут в статье, со ссылкой на независимых экспертов, — является не что иное как необдуманное тыканье. Дети изначально должны понимать, что они нажимают, по каким ссылкам переходят. И начинать нужно с основ пользования компьютером, основ информационной безопасности, а программирование нужно начинать с класса пятого.