Привет! Меня зовут Егор Шатов, я старший инженер группы поддержки ABBYY и спикер курса Project Management in IT в Digital October. Сегодня я расскажу о том, каковы шансы пополнить команду продукта специалистом из техподдержки и как правильно организовать перевод на новую должность.
Вакансии в техподдержке охотно занимают молодые специалисты, которым нужно набраться опыта, и профессионалы из других сфер, которые стремятся глубже погрузиться в сферу IT. Многие хотят делать карьеру в компании и готовы учиться, много и хорошо работать — возможно, в продуктовой команде.
Часто запросы пользователей требуют глубокого анализа. Чтобы разобраться, почему вылетает приложение, не открывается нужная страница или не применяется промокод, сотруднику техподдержки приходится погружаться в детали: изучать документацию, консультироваться с коллегами, строить гипотезы о том, что пошло не так. Благодаря этому опыту человек, во-первых, глубоко изучает продукт или его модуль, во-вторых, знакомится с вопросами и проблемами, которые возникают у пользователей.
В техподдержке нарабатываются и другие важные качества: коммуникативные навыки, умение работать в команде. Нередко дедлайны в техподдержке жестче, чем в других департаментах, так что сотрудники осваивают тайм-менеджмент и учатся управлять своими рабочими процессами.
Многие компании изначально набирают в поддержку людей с бэкграундом, который располагает к продолжению карьеры в IT. Например, в саппорт ABBYY обычно приходят выпускники технических вузов, люди, ранее работавшие в технической поддержке или бывшие эникейщики.
Сотрудники, которые работают в поддержке большого клиентского сервиса или несложных продуктов, уже через год могут набрать достаточный опыт для перехода в другие подразделения проекта; в более сложных продуктах этот путь можно пройти за два-три года.
Бывает так, что у вашего департамента задача есть, а ресурсов для ее решения нет. И возможности нанять нового сотрудника – тоже. Если задача легкая или умеренной сложности, можно обратиться к руководителю техподдержки и попросить его выделить бойца, который заинтересован в развитии и сможет часть рабочего времени посвящать вашей задаче.
Такое совмещение обязанностей нужно согласовать не только с руководителем техподдержки, но и с самим сотрудником. Не должно получиться так, что человек работает за двоих за «спасибо». Можно договориться с сотрудником, что он несколько месяцев поработает с вами, и, если результаты будут хорошими, его возьмут в продуктовую команду.
Для многих позиций знание продукта – ключевое требование. Гораздо выгоднее взять на такую должность опытного сотрудника техподдержки и быстро доучить его, чем искать профильного специалиста на рынке, а потом много месяцев ждать, пока тот погрузится как в продукт, так и в коллектив.
Чаще всего из техподдержки переходят на должность тестировщика. Но это далеко не единственная карьерная траектория. Из специалиста техпода может вырасти отличный SMM-щик, аналитик, маркетолог, разработчик и так далее — все зависит от бэкграунда и интересов.
Поиск кадров в техподдержке плохо работает, если:
Интерес к развитию, пожалуй, главный критерий выбора. Если человек постоянно стремится углубить свои знания, не боится расширять свой спектр задач, брать на себя ответственность, и в целом хорошо проявляет себя на текущей позиции, он вам подходит.
Удобнее всего переложить выбор на руководителя техподдержки: он всегда в курсе сильных и слабых сторон своих сотрудников. Например, если человек эффективно коммуницирует с пользователями, пишет красивые письма, у него очень высокий рейтинг удовлетворенности клиентов, — руководитель может порекомендовать его в департамент маркетинга. А на позиции аккаунт-менеджеров или в технический менеджмент он предложит людей, которые умеют вести переговоры, самостоятельно решать возникающие нестандартные вопросы и организовывать свое рабочее время.
Допустим, вы решили работать на перспективу: выбрали сотрудника и хотите, чтобы он пришел к вам через полгода. Такого человека можно постепенно — с согласия его руководителя — загружать задачами по вашему продукту: сперва тестовыми, если он справляется успешно, то серьезными боевыми. Начать можно c соотношения 80/20 (80% запросов и 20% дополнительной работы) и постепенно наращивать долю ваших задач в общем объеме.
Человек быстрее втянется, если открыть ему доступ к базе знаний, создавать условия для общения с людьми в других департаментах, которые задействованы в ваших бизнес-процессах: с логистами, аналитиками, разработчиками. Из молодого специалиста может вырасти крупный профессионал.
Кстати, в ABBYY есть вакансии в техподдержке (и не только).
Вакансии в техподдержке охотно занимают молодые специалисты, которым нужно набраться опыта, и профессионалы из других сфер, которые стремятся глубже погрузиться в сферу IT. Многие хотят делать карьеру в компании и готовы учиться, много и хорошо работать — возможно, в продуктовой команде.
Чем хороши кадры из техподдержки
Часто запросы пользователей требуют глубокого анализа. Чтобы разобраться, почему вылетает приложение, не открывается нужная страница или не применяется промокод, сотруднику техподдержки приходится погружаться в детали: изучать документацию, консультироваться с коллегами, строить гипотезы о том, что пошло не так. Благодаря этому опыту человек, во-первых, глубоко изучает продукт или его модуль, во-вторых, знакомится с вопросами и проблемами, которые возникают у пользователей.
В техподдержке нарабатываются и другие важные качества: коммуникативные навыки, умение работать в команде. Нередко дедлайны в техподдержке жестче, чем в других департаментах, так что сотрудники осваивают тайм-менеджмент и учатся управлять своими рабочими процессами.
Многие компании изначально набирают в поддержку людей с бэкграундом, который располагает к продолжению карьеры в IT. Например, в саппорт ABBYY обычно приходят выпускники технических вузов, люди, ранее работавшие в технической поддержке или бывшие эникейщики.
Сотрудники, которые работают в поддержке большого клиентского сервиса или несложных продуктов, уже через год могут набрать достаточный опыт для перехода в другие подразделения проекта; в более сложных продуктах этот путь можно пройти за два-три года.
Когда идти за сотрудниками в техпод
Бывает так, что у вашего департамента задача есть, а ресурсов для ее решения нет. И возможности нанять нового сотрудника – тоже. Если задача легкая или умеренной сложности, можно обратиться к руководителю техподдержки и попросить его выделить бойца, который заинтересован в развитии и сможет часть рабочего времени посвящать вашей задаче.
Такое совмещение обязанностей нужно согласовать не только с руководителем техподдержки, но и с самим сотрудником. Не должно получиться так, что человек работает за двоих за «спасибо». Можно договориться с сотрудником, что он несколько месяцев поработает с вами, и, если результаты будут хорошими, его возьмут в продуктовую команду.
Для многих позиций знание продукта – ключевое требование. Гораздо выгоднее взять на такую должность опытного сотрудника техподдержки и быстро доучить его, чем искать профильного специалиста на рынке, а потом много месяцев ждать, пока тот погрузится как в продукт, так и в коллектив.
Чаще всего из техподдержки переходят на должность тестировщика. Но это далеко не единственная карьерная траектория. Из специалиста техпода может вырасти отличный SMM-щик, аналитик, маркетолог, разработчик и так далее — все зависит от бэкграунда и интересов.
Когда специалист техпода — не вариант
Поиск кадров в техподдержке плохо работает, если:
- У вас простой продукт. Основная масса запросов в техподдержку связана не с работой продукта, а с особенностями обслуживания (доставкой, возвратом товаров и т. д.). В этом случае сотрудникам не приходится вникать в продукт глубоко.
- Позиция критична для бизнеса. На такую вакансию нужно брать человека с профильным опытом.
- В отделе аврал. Новичок, только входящий в курс дела, и сам пользы не принесет, и других будет отвлекать от работы.
Как выбирать сотрудников
Интерес к развитию, пожалуй, главный критерий выбора. Если человек постоянно стремится углубить свои знания, не боится расширять свой спектр задач, брать на себя ответственность, и в целом хорошо проявляет себя на текущей позиции, он вам подходит.
Удобнее всего переложить выбор на руководителя техподдержки: он всегда в курсе сильных и слабых сторон своих сотрудников. Например, если человек эффективно коммуницирует с пользователями, пишет красивые письма, у него очень высокий рейтинг удовлетворенности клиентов, — руководитель может порекомендовать его в департамент маркетинга. А на позиции аккаунт-менеджеров или в технический менеджмент он предложит людей, которые умеют вести переговоры, самостоятельно решать возникающие нестандартные вопросы и организовывать свое рабочее время.
Как растить профессионалов
Допустим, вы решили работать на перспективу: выбрали сотрудника и хотите, чтобы он пришел к вам через полгода. Такого человека можно постепенно — с согласия его руководителя — загружать задачами по вашему продукту: сперва тестовыми, если он справляется успешно, то серьезными боевыми. Начать можно c соотношения 80/20 (80% запросов и 20% дополнительной работы) и постепенно наращивать долю ваших задач в общем объеме.
Человек быстрее втянется, если открыть ему доступ к базе знаний, создавать условия для общения с людьми в других департаментах, которые задействованы в ваших бизнес-процессах: с логистами, аналитиками, разработчиками. Из молодого специалиста может вырасти крупный профессионал.
Кстати, в ABBYY есть вакансии в техподдержке (и не только).
Комментарии (10)
alexey-kirilenko
03.04.2019 22:26В одной хорошо знакомой мне компании текучка в ТП очень большая.
Через год 95% сотрудников полностью меняются. У вас есть такая проблема? Как вы у себя боретесь с рутиной и т.д?
Есть костяк команды, работающий годами, или тоже текучка?
и второй вопрос:
Как определяется важность инцидента? Работаете по ITIL?
клинул по вакансиям...а там..Terras
04.04.2019 03:52У нас идет так:
1) Нанимают в поддержку адекватных ребят по уровню IT и платим адекватные деньги плюс квартиральные бонусы. В итоге, команда держится относительно стабально.
2) Если появляются вакансии в других направлениях, то первым образом рассматриваем ребят из поддержки. Так за 4 года:
- 3 продакта
- 2 аналитика
- 6 QA (из них уже 3 QA automation на Java)
- 1 андроид разработчик
- 1 Сисадмин
- 2 PHP разработчика.
- 1 дизайнер интерфейсов
3) Практика показывает, что если начинаешь снижать зп, то в поддержку просится откровенно био-мусор, который и работать не хочет, да и тех-лид тратит на них больше времени, чем они приносят профита. Плюс сваливают постоянно.GanjaBoss Автор
04.04.2019 04:32Корреляция «низкая зарплата — низкое качество кадров» наблюдается не только в поддержке (;
ragequit
04.04.2019 11:31+1Не могу не процитировать:
Один из самых надежных способов потерять веру в победу добра над злом и возненавидеть человечество — устроиться на работу в техподдержку. Саппорт — уж точно работа не для слабаков. Пока ваши коллеги генерят идеи и разрабатывают разные клевые штуки, вы в техподдержке проходите все круги ада. Вас будут обзывать полными придурками и криворукими недоумками, обвинять в том, в чем вы не виноваты, и просить о том, чего вы сделать не в состоянии.
frankmasonus
Верное решение. А есть еще вариант садить девелоперов в продакшн на испытательный срок. Они там за два месяца вьезжают так, что потом любого бизнес Оналиста за пояс заткнут
GanjaBoss Автор
Не могу понять сарказм это или нет (:
Отвечу как на комментарий в духе «вы бы ещё детсадовцев программистами в прод набрали»:
Если набирать людей с качественным бэком, подобающим для развития в желаемой области (какой-то практический опыт, пусть и небольшой, или пройденное профильное обучение), то он будет поинтереснее смотреться чем «ну я на учусь на старшем курсе кибернетики».
К примеру, если в компании и так есть опыт набора молодых специалистов сразу из института — есть неплохие шансы что вчерашний выпускник, который сразу прошел работать разработчиком, будет мало отличаться от человека, который сделал небольшой «детур» на заре карьеры в ТП. А зачастую второй будет предпочтительнее.
Ну и после того, как мы нашли людей с потенциалом и интересом к развитию — помещение его в соответствующую профессиональную среду может привести к его «взрывному» развитию.
Или нет, но ошибки тоже иногда случаются (;
frankmasonus
да какой там сарказм. полжизни опыта в одном из легендарных FX брокеров мира — девелоперы не врубаются в критичность задач пока не посадишь биться с продакшн. Витают в облаках и зависят о ПМов. Кушают буллшит на ура, делают ненужные репорты, которые другие, небитые, заказывают. Неофитов убивать нужно, пока не зацвели.
Terras
Девелопер и не должен разбираться в том, что у кого и неудобно работает. Для этих целей есть ПМ, аналитики и начальник отдела тех-поддержки.
Если в девелопера будут заходить все кому хотят с идеями, как упростить жизнь или еще что-то: у него не будет время работать.
frankmasonus
Девелопер не понимающий актуальность деталей бизнес-процессов своей компании, это примерно как девелопер не до конца понимающий детали технологии, которой он пользуется для написания своей программы.
g0gan
Причём тут разработчики?
Каждый должен заниматься своим делом, врядли разработчик будет хорошо оказывать поддержку и действительно понимать какая проблема возникла у пользователя.
Простой пример:
пользователь: у меня проблема я жму «сюда то».
разработчик: да и правда какая то проблема надо смотреть.
аналитик: надо жать в это только в это «место» спустя N секунд
поддержка: а зачем вам сюда жать? какую задачу требуется решить? может быть взглянем на проблему с другой стороны…
…
profit