![](https://habrastorage.org/webt/pd/b4/nz/pdb4nzlv-s4rerzote4wjxks0-u.jpeg)
WAAMpeller – первый созданный аддитивным способом гребной винт, получивший типовое одобрение
После более чем полугода напряженной работы изготовленный на 3D-принтере WAAMpeller – первый в своем роде корабельный гребной винт, получивший типовое одобрение, – наконец прошел испытания и был представлен в штаб-квартире Damen Shipyards Group в Нидерландах.
Начало проекту было положено, когда RAMLAB, нидерландская лаборатория аддитивных технологий для судостроения, расположенная в порту Роттердама, представила в сотрудничестве с разработчиком программного обеспечения Autodesk свой первый продукт — прототип корабельного гребного винта, изготовленный по гибридной технологии.
Проект осуществлялся в партнерстве с Promarin, Damen и Bureau Veritas и преследовал цель создания первого в мире напечатанного на 3D-принтере гребного винта, который получил бы типовое одобрение. Винт WAAMpeller назван в честь использованной при его изготовлении аддитивного метода WAAM (Wire and Arc Additive Manufacturing), которая представляет собой быструю и относительно недорогую технологию 3D-печати, широко применяемую RAMLAB.
Этот проект стал отличным примером совместной работы: компания Promarin спроектировала винт WAAMpeller на основе трехлопастной конструкции, аналогичной применяемой на судне Damen Stan Tug 1606, которое использовалось в ходе полномасштабных ходовых испытаний. Компания Damen также предоставила опытно-конструкторскую базу, в то время как RAMLAB, опираясь на решения Autodesk в области аддитивных технологий, робототехники и программного обеспечения и используя технологию WAAM, изготовила гребной винт. Наконец, Bureau Veritas выполнила аудит процесса разработки, изготовления и испытаний.
![](https://habrastorage.org/webt/6w/r-/32/6wr-32w0zkwp__bab4-ouzo3pwa.png)
Монтаж винта WAAMpeller
«Проект WAAMpeller является выдающимся по ряду причин. Впервые в мире на 3D-принтере был напечатан гребной винт, получивший типовое одобрение, причем проект был выполнен всего за 7 месяцев – через год после официального открытия RAMLAB», – отметил директор порта Роттердама Аллард Кастелейн.
«Это стало возможным благодаря усердному труду всех участников проекта. Компании Damen, Autodesk и Bureau Veritas оказывали всестороннюю поддержку на всем протяжении проекта. При доводке WAAMpeller был в полной мере использован опыт Promarin. И наконец, что не менее важно, в RAMLAB был организован круглосуточный производственный процесс, и специалисты лаборатории были доступны в любое время».
Процесс 3D-печати прототипа WAAMpeller был завершен после обязательных испытаний материалов, подтвердивших, что использованный никель-алюминиево-бронзовый сплав соответствует стандартам Bureau Veritas. Затем прототип был отправлен в Лабораторию новых производственных технологий Autodesk в Великобритании для обработки на станке с ЧПУ. Сразу же после завершения проекта команда приступила к изготовлению второго гребного винта WAAMpeller с целью получения типового одобрения.
![](https://habrastorage.org/webt/gf/eg/it/gfegit_eumnv0inivv_n22zribg.jpeg)
Напечатанный на 3D-принтере гребной винт крупным планом
«Изготовить второй винт WAAMpeller было значительно проще, потому что мы многому научились при создании прототипа. Преимущественно речь шла о применении оборудования и программного обеспечения, потому что при нанесении 298 слоев никель-алюминиево-бронзового сплава крайне важен жесткий контроль всех технологических параметров», — рассказал Винсент Вегенер, управляющий директор RAMLAB.
Впервые в мире на 3D-принтере был напечатан гребной винт, получивший типовое одобрение, причем проект был выполнен всего за 7 месяцевКогда второй винт WAAMpeller весом около 180 кг был готов, были проведены обширные испытания, которые начались с установки на судно Damen Stan Tug 1606.
Аллард Кастелейн, директор порта Роттердама
Мартин де Брюйн, управляющий директор Damen по вспомогательным судам, пояснил: «Это судно представляет особый интерес, поскольку оно оснащено двигателем, удовлетворяющим требованиям стандарта Tier III, а следовательно, и более строгим экологическим нормам и правилам, вводимым в портах по всему миру».
Ходовые испытания WAAMpeller были проведены в Дордрехте под наблюдением аудиторов Bureau Veritas. «Задача Bureau Veritas заключалась в том, чтобы проконтролировать каждый этап изготовления и испытаний WAAMpeller, – пояснил Мартин Ньевенхейс, исполнительный директор по морским и оффшорным технологиям Bureau Veritas, Нидерланды. – Мы столкнулись с некоторыми трудностями, но конечный продукт готов для коммерческого применения».
![](https://habrastorage.org/webt/ve/0c/hr/ve0chrovhtij0vnoavieo8emesg.jpeg)
Участники проекта WAAMpeller на презентации своего детища
Представители пяти участников консорциума также присутствовали на испытаниях, которые включали испытания на тяговое усилие на швартовах, испытания скорости хода и аварийного реверса.
«Конечно, перед испытаниями мы все немного нервничали, ведь инновации всегда связаны с долей риска – однако все прошло успешно. Мы рады сообщить, что во всех испытаниях WAAMpeller продемонстрировал качества обычного литого винта. В том числе, были подтверждены аналогичные характеристики при аварийной остановке, то есть при переходе с полного хода на полный реверс, создающем максимальную нагрузку на гребной винт», — заметил Кис Кастерс, инженер-конструктор Damen.
Готовый винт WAAMpeller был официально представлен в штаб-квартире Damen. Этот проект не только демонстрирует уникальные возможности каждого из участников консорциума, но и может иметь важные последствия для судостроения в целом.
«Проект продемонстрировал судостроительной отрасли потенциал технологий 3D-печати в области изготовления судовых деталей, — пояснил Кастелейн. – Мы продолжаем интенсивные исследования в этой очень интересной области».
По материалам 3dprint.com
Комментарии (31)
gary1
05.04.2019 08:59+1Очень не хватает сравнения с традиционными способами создания гребных винтов: есть ли преимущества по времени, количеством рабочих вовлеченных в процесс, конечной стоимостью, стоимостью сырья и т. д.
norguhtar
05.04.2019 09:12Типично винт фрезеруется из здоровенной болванки того же сплава. А тут только на окончательную доводку свозили и все. Так что должно быть заметно дешевле.
Goron_Dekar
05.04.2019 09:40Ну такое. Иногда он фрезеруется из отлива по форме. Там расход значительно меньше.
К тому же стружка идёт на вторичное использование.
GarryC
05.04.2019 10:00Мне кажется, Вы не совсем правы, лопасти фрезеруются отдельно и потом привариваются к ступице, либо винт сразу отливается в комплексе.
Это не считая винтов с регулируемым шагом, там лопасти вообще отдельные детали.norguhtar
05.04.2019 10:07В том то и дело что нет. Сварное соединение там нельзя, плюс там используется сплав который я подозреваю плохо поддается сварке. Сварное соединение нельзя, потому что сварной шов плохо держит динамические нагрузки, проще говоря лопнет по шву.
Большие ходовые винты на кораблях обычно не имеют винтов с регулируемым шагом.
www.popmech.ru/technologies/299692-kak-delayut-ogromnye-grebnye-vinty-dlya-korableyDiordna
07.04.2019 00:58Я слышал от инженеров что шов считается хорошим если рвется не по шву. имхо кажется странным цельносваренный винт можно — приваренные лопасти нет.
norguhtar
07.04.2019 14:30+1Цельносваренный винт имеет одинаковое напряжение на всем протяжении винта, а вот приваренная лопасть будет иметь напряжение именно в месте сварки.
Diordna
08.04.2019 01:21Согласен, только хочу заметить что металлические принты отжигают для устранения внут. напряжений. Даже пластиковый принт напечатанный fdm методом можно «отжечь» в теплой воде с той же целью.
yurybx
05.04.2019 10:24Извините за делетантский вопрос: а почему нельзя на 3D-принтере напечатать форму для отлива таких винтов в виде двух половинок и отливать их, заливая расплавленный металл в полость?
norguhtar
05.04.2019 10:27Литье не даст хорошей точности и все равно надо будет обрабатывать поверхность и проводить балансировку.
norguhtar
05.04.2019 10:40Ну и да форма будет стоить денег и учитывая сложность винта боюсь, она не сильно многоразовая будет
Xalium
05.04.2019 10:42отлить можно, только качество не будет соответствовать тому, чему хотят. По крайней мере пока.
P.S.
Да и один фиг стоимость производства винта для серии судов в любом случае дешевле, чем все что сейчас связано с 3D принтерами. (отливать винты пока еще дешево)
…
3Dпринтер -> относительно дорого -> но можно создать чего-то оригинальное -> фиг знаетAlexeyslav
08.04.2019 08:203Dпринтер это масштабируемость и универсальность. Тебе не надо иметь производство каждой отдельной детали на уникальном оборудовании, имея сеть таких принтеров можно сэкономить на логистике и напечатать любую необходимую деталь ближе к месту а не там где находится завод по производству именно этих деталей.
anttoshka
05.04.2019 11:00Так же кроме низкой точности есть проблемы с дефектами: раковинами, трещинами и прочим.
jrthwk
05.04.2019 11:42Потому что материал которым можно удобно печатать и материал достаточно газопроницаемый, прочный и термостойкий для литья — очень разные множества.
А так-то модели для такого размера винтов уже режут на 3d фрезере из специального пенопласта, потом модель засыпают формовочной землей и заливают металлом, который пенопласт просто выжигает. Винты поменьше типа лодочных можно печатать воском, но проще и быстрее отливать воском в силикон, а потом литье в корку.
В общем, это не какой-то прорыв, а скорее демонстратор/опытовая технология.
San_tit
05.04.2019 09:50Полагаю, что этот конкретный винт — эксперимент для проверки возможности. В перспективе, станет возможным за ту же стоимость изготовления применять технологии, аналогичные лопаткам реактивного двигателя, т.е. оптимизировать форму для уменьшения, например, эффекта кавитации и продления срока службы или увеличения эффективности.
tzlom
05.04.2019 11:19На самом деле тут важен не только аспект изготовления. С такой технологией становится доступен ремонт винтов. Конечно это всё ещё надо проверять и сертифицировать, но сам факт что послойное наплавление позволяет создавать надёжный винт открывает большие возможности.
Xalium
05.04.2019 12:01С такой технологией становится доступен ремонт винтов.
каким образом? Основная проблема винтов — это кавитация, т.е. всякие рытвины со временем на его поверхности. Как 3D этому может мопочь?
Да и то, сейчас скорее корпус судна на свалку пойдет, чем винт. Винты очень выносливые.piton-vas
05.04.2019 13:00кавитация это не рытвины, это процесс образования пузырьков и последующее схлопывание.
Есть винты, которые по минимуму вызывают кавитацию, например на подводных лодках.
tzlom
06.04.2019 11:16Очевидно тем что такой винт можно «варить». Конечно не электродом а всё тем же процессом как он был изготовлен, но всё таки лучше чем ничего
Винты конечно износостойкие, но вот поломки от мусора и прочих неприятностей с ними всё же случаются.
Diordna
07.04.2019 01:05+1Уже много лет практикуют плазменное напыление для восстановления деталей + доводка резанием
Iv38
05.04.2019 13:29Ужасный текст. Он весь состоит из воды и чудовищно путаный. Из него можно много раз узнать, что есть «первый напечатанный винт, получивший типовое одобрение». С трудом, но можно, перепрыгивая по абзацам туда-сюда, узнать чем же занималась в проекте каждая из компаний (Проектирование — Promarin, печать — RAMLAB, постобработка, фрезеровка — Autodesk, судно и ходовые испытания — Damen, контроль качества — Bureau Veritas).
Но совершенно непонятно почему это важно. Как производят винты обычно? Что дает 3D-печать по сравнению с традиционным процессом? Есть ли подводные камни? Что за технология печати WAAM и как она работает?
При этом вы не забыли насовать в текст малорелевантных ссылок на свой блог в лучших традициях SEO-спама. Фу такими быть, товарищи!lex4x
05.04.2019 16:42Согласен, статья — вода, заголовка хватает, зашол почитать выводы… хотя в коментариях прочитал уже)
copyhold
Что такое типовое одобрение и как я могу его получить?
Dmitry_Dor
http://rs-class.org/ru/register/services/msupervision/
pewpew
Без бумажки ты — какашка, а с бумажкой — гребной винт!
barbanel
Самурай без катаны подобен самураю с катаной, но только без катаны.
Если вы понимаете о чем я =)