Здравствуйте.
Так уж вышло, что, являясь техническим специалистом, я уже более 15 лет работаю в тесной связи с торговлей.
Но это и понятно — плоха та техника, которую не хотят купить.
Долгое время слово «маркетинг» вызывало у меня глубокое отвращение, поскольку ассоциировалось с вполне русским и понятным словом «впаривание».
Ранее я уже писал несколько статей о том, как маркетологи манипулируют покупателем, навязывая ему ненужное и описывая некие особые характеристики, на поверку оказывающиеся ничем не выдающимся.
Но сегодня я хотел бы поговорить о кое-чём другом. О тендерах.
В наше время тендерные закупки стали весьма популярными — это механизм получить нечто, подходящее покупателю, по наименьшей цене — ведь в подавляющем числе тендеров основным фактором, определяющим победителя, является именно цена.
Оно и понятно: цена — это цифра, её можно сравнить, в отличие от неких характеристик, с которыми вообще не всегда понятно, что лучше: больше, меньше, краснее или фиолетовее. Добавим сюда высокую стоимость экспертных оценок и частую заангажированность этих самых экспертов — получаем то, что получаем.
Очевидно, что чтобы заставить всех поставщиков играть по одинаковым правилам и с одинаковыми предложениями, чрезвычайно важно правильно сформировать тендерное задание, которое чётко отсечёт всех несоответствующих, оставив только подходящих — и тут в игру вступит цена, редукционы и так далее.
Как показывает практика, покупатель очень часто недооценивает важность правильного тендерного задания, полагаясь на понимание продавца — и самое печальное: на его порядочность.
Капитал … избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами.Увы, но по прошествии более 150 лет эти слова актуальны. Кто не верит — рекомендую зайти на любую открытую площадку, уважаемым читателям из Украины можно зайти на Прозорро — при внимательном рассмотрении там очень просто найти массу закупок, которые идут совсем вразрез с тем, что хотел бы покупатель.
— Dunning T. J. Trade’s Unions and Strikes: Their Philosophy and Intention. — London: Published by the author, and Sold by M. Harley, No 5, Raquet court, Fleet street, E.C. 1860. — P. 35—36. — 52 p. (цит. по К. Маркс, «Капитал», гл.24 примечание в конце п.6. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. — 2-е изд. — Т. 23. — С. 770.
Я хотел бы написать совсем немного простых советов покупателю к формированию тендерного — даже нет: технического задания на закупку, которая позволит действительно приобрести то, что хотелось бы. И да простит меня мой работодатель и все маркетологи мира.
- Не пытайтесь разобраться в оборудовании или системах – пусть поставщик разбирается в Вашей задаче!
К сожалению, реальность (или наш менталитет?) таковы, что все мы боимся показаться глупыми. И идём на поводу маркетологов, изучая брошюры, пытаясь разобраться в новомодных технологиях или особенностях, привязывая их к своим потребностям.
ЗАЧЕМ?
У любого поставщика должны быть опытные технические специалисты (коим я, к примеру, являюсь — могу подтвердить), которые обязаны прочитать Ваши хотелки и предложить ту технологию, которая способна решить её в полном объёме. Таких специалистов нет? И зачем Вам такой поставщик?
Вы не обязаны знать объёмы двигателей, спектральные диапазоны и ключи компиляции — Вы хотите доехать из пункта А в пункт Б за такое-то время столько раз в неделю, измерять такое-то вещество с таким содержанием в такой матрице или выполнять такие действия на таких компьютерных системах. Что предложить — пусть решает поставщик. Ему непонятно — пусть задаст вопрос. Не взваливайте на себя работу чужих технарей. - Всегда максимально подробно расписывайте требования к комплектации! «Автомобиль» не всегда означает настоящий автомобиль – он может быть пластмассовый, а может быть без колёс.
Иллюстрация в начале этой статьи — неслучайна. Все мы прекрасно понимаем, что когда основной критерий выбора победителя — цена, необходимо предложить наиболее ужатый комплект, минимально соответствующий требованиям тендера. Никто не даст больше. Никто не заплатит из своего кармана.
Помните об этом. - Обратите внимание на сервис, запуск, методическое сопровождение!
Даже замечательный прибор имеет свойство ломаться. Даже простейшие системы требуют освоения и часто — обучения. Да, у Вас — самые умные и лучшие в мире сотрудники, но даже самые умные люди что-то новое осваивают дольше, чем при надлежащем обучении, и скорее всего — освоят не на 100%.
Кстати, кто оплатит это излишнее время обучения? - Хороший сервис не возникает не за год и не за два!
Сервис — это всегда расходная часть в начальной стадии: людей нужно обучить, люди должны получить собственный опыт, потому что сразу после курсов специалист никогда не становится настоящим специалистом.
И понятно, что для получения опыта нужно иметь продажи — если продавец не поставил ни одной системы, то на чём практиковаться сервису?
Доходит до смешного: я видел массу сертификатов сервисных инженеров, полученных в прошлом месяце (человек устроился на работу два месяца назад), при ближайшем рассмотрении эти сертификаты оказывались что-то типа «Training course for rookie» или «beginners». Вы хотите стать площадкой для тренировки таких «beginners»?
Да, и не забывайте, что иностранный сервис интересуется Вами ровно на протяжении гарантийного срока (и то не всегда). Потом их приезд будет стоить очень дорого: Вы — не главная страна в их списке, а стоимость их работ исчисляется в валюте за час, а не в рублях.
Требуйте наличия службы в Вашей стране, требуйте сертификаты, проверяйте их — и наконец требуйте наличия опыта работы с поставляемой системой не менее 5 лет. - Обращайте внимание на список пользователей и их контакты – пусть пользователи расскажут об оборудовании, а не продавцы!
Не секрет, что каждая лягушка своё болото хвалит. То же и с продавцами. А как о них думают предыдущие покупатели? Вы вправе поинтересоваться, и пусть Вас не останавливают рассказы о коммерческой тайне — Вы не интересуетесь договорными отношениями или ценой. Ни один продавец не станет скрывать свою удачу — а если скрывает, то удачи и не было.
Кстати, очень часто список пользователей оказывался фиктивным — не стесняйтесь звонить по указанным номерам, знакомиться, спрашивать.
Уж очень часто все «самые лучшие в мире системы» либо ни у кого не запущены, либо ни у кого до конца не выполняют задачу, а иногда – существуют только в фантазиях поставщика. - Проверяйте стоимость эксплуатации! Зачастую дешёвый прибор за год эксплуатации увеличивает свою стоимость вдвое.
Увы — но именно так работает бизнес: кто-то зарабатывает на стартовой стоимости, а кто-то — на расходниках. Автолюбители тут соврать не дадут. - Согласовывайте схему оплаты так, чтобы окончательно расплатиться тогда, когда уже всё запущено, налажено и проверено.
Продавца легче всего найти тогда, когда Вы ему что-то должны. Это не секрет. Некоторые фирмы-поставщики имеют особенность исчезать сразу после получения всей оплаты. Да, у таких фирм редко бывает сервис, список пользователей и так далее, но даже при наличии всех других достоинств — помните: дружба — дружбой…
Сделать так, что поставщик получит всю сумму в полном объёме только после корректного ввода в эксплуатацию, обучения Ваших специалистов и подтверждения полного соответствия Вашей задаче (см. выше) — это очень правильный ход! - К сожалению, реальность такова, что из трёх категорий «быстро, качественно, дёшево» при покупке можно выбрать только две. ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!
Я бы всегда настораживался, если что-то предложено по экстремально низкой цене в сравнении с конкурентами, которые остались в примерно одной ценовой категории — скорее всего поставщик или не понимает, что поставляет, или поставляет что-то совсем не то, или это б/у, refurbished и прочий мусор. - Не стесняйтесь проверять авторизации производителя, сертификаты поставщика и прочие сопроводительные документы.
Любая тендерная документация включает в себя относительно формальные документы: справки о несудимости, об отсутствии банкротства и т.д. — и более узкоспециализированные документы, в которых указывается авторизация дилера, отзывы покупателей, уже упомянутые сертификаты сервиса и т.д.
Во-первых — всегда требуйте официальный перевод. Да, Гугл рулит, но я бы доверил официальному переводу с какого-то ненашего языка, чем собственным (или гугловским) лингвистическим познаниям, если дело касается моих денег.
Во-вторых — проверяйте. Подделка справок из налоговой инспекции и УВД — преступление. С этим мало кто рискует. Да, я знаю, что подделка любых документов на государственных торгах — тоже, но кто проверит иностранные сертификаты и авторизационные письма? Например, уже упомянутая Украина ввела систему электронных торгов, но так и не ввела система контроля подлинности документов. Я встречал сертификаты со смазанной печатью — её нашли в гуглокартинках и даже не попытались поискать в лучшем разрешении, сертификаты с грубо затёртым и исправленным именем и прочие смешные подделки. Привлечь за это участника на практике невозможно — он всегда сошлётся на сбой в загрузке документа, на подмену на сервере — на что угодно, да и экспертиза достаточно трудоёмка.
Требуйте бумаги. Требуйте официальные мокрые печати и подписи. Требуйте, чтобы документы приходили от производителя на Ваш адрес. Не стесняйтесь — требуйте! И в крайнем случае пишите на организации, выдавшие сертификат или авторизацию — пусть подтвердят собственный документ.
Да, советы у меня получились достаточно пространными, но думаю, что если им следовать — Вам удастся избежать как головной боли в процессе закупок, так и проблем после них.
Желаю всем удачных покупок и надёжных партнёров!
Комментарии (12)
kisaa
26.04.2019 05:551. Не пытайтесь разобраться в оборудовании или системах – пусть поставщик разбирается в Вашей задаче!
2. Всегда максимально подробно расписывайте требования к комплектации!
Мне кажется, это в некоторой степени взаимоисключающие советы.remzalp
26.04.2019 07:24Если последовательные события, то вполне разумно. Сначала поставщик разобрался, а потом крайне точно описать предложенное.
EvokSinister
26.04.2019 08:55Не сказал бы. Думаю, тут скорее так: «Я не шарю в этом, зато в этом шарят мои спецы. Давайте-ка я распишу вам свои хотелки, спецы скажут, что нам для этого нужно, а я вам подробный список пришлю.»
nvksv
26.04.2019 09:03Отнюдь не взаимоисключающие. Первое, что заказчик должен сделать — определиться с тем, а чего же собственно он хочет. Потому что на практике, когда начинаешь разговаривать (по крайней мере, в большинстве случаев), звучит только «ну… это… чтобы оно там работало», после чего финальным гвоздем в крышку гроба падает «ну чтобы как раньше было».
Как правило, у таких заказчиков высокое начальство горит энтузиазмом, облизывается на какую-нибудь мелкую фишечку (тщательно высосанную из пальца маркетологами), как пятилетний ребенок кричит «хочу-хочу-хочу», и знать ничего не желает ни о стоимостях внедрения, поддержки и эксплуатации (цена за продукт же есть, а продажники обещали, что все будет просто шикарно), ни о сроках всего этого, ни о доработках под нужды и привычки организации, ни о том, что есть другие альтернативы (причем зачастую экономические более выгодные). А конечным работникам и задрюканному мелкому начальству вообще ничего не надо и переучиваться они категорически не хотят.
Поэтому первая обязанность адекватного заказчика — решить, какой именно результат он хочет получить (очень важно: не «что», а «какой»). Потому что идти-то несложно, но чтобы прийти — должна быть цель. Оглядываясь на КПДВ: машина, новая, грузовая, бортовая, с тентом, перевозит столько-то тонн, в пределах города, кушает бензин 92, без ГБО, доступность запчастей и т.д. А потом уже пускай поставщики думают, какой именно грузовичок подходит под эти требования.
Обратной стороной, конечно, является полная перепечатка характеристик какой-то конкретной модели, еще и поставляемой одним конкретным поставщиком (причем аффилированным с начальством заказчика). Но это уже извращения.
JabbaTheHutt
26.04.2019 09:31Вот именно. Иначе на требование продать машину для того, чтобы
… доехать из пункта А в пункт Б за такое-то время столько раз в неделю
вам с удовольствием продадут годичную электронную карту для проезда на троллейбусе.nvksv
26.04.2019 09:46И это, между прочим, будет самый экономически выгодный для вас вариант.
P.S. А если при этом вам надо везти с собой еще пару сотен килограммов картошки, а вы совершенно случайно забыли прописать это в требованиях, то вы ССЗБ.
gjf Автор
26.04.2019 11:55Тут на моё удивление много и грамотно написали, написали верно, но я просто приведу пример, чтобы было понятно.
1. «Необходим автомобиль, с емкостью двигателя такой-то, карданом таким-то, передачей такой-то, материалом кузова таким-то, материалом резины покрышек таким-то, колёса надуты таким-то газом...» — НЕВЕРНО!
2. «Необходим автомобиль для ежедневных поездок до 4 человек по городу, длина поездки не превышает 100 км в день. Багажное отделение должно вмещать до 100 кг груза объёмом не более 200х100х100 см. Заправка автомобиля — только бензин, доступный на заправках города Н. Класс бензина — такой-то. Автомобиль не должен потреблять более 8 л бензина на 100 км, требовать замены масла чаще, чем раз на… км, замены тормозной жидкости чаще, чем… (ну и т.д. — пропишите критерии стоимости эксплуатации) Комплект автомобиля обязательно должен включать в себя все необходимые для эксплуатации детали, запасные и расходные детали (не включая бензин, масло, тормозную жидкость) на период эксплуатации не менее 3 лет в условиях эксплуатации, приведённых выше. Ответственность Поставщика — осуществлять своевременное обслуживание и замену этих деталей, о чём необходимо информировать Покупателя в срок не менее 1 недели до наступления этого события.» — ВЕРНО.
Не цепляйтесь к автомобильной тематике, пожалуйста, понятно, что на практике эксплуатации автомобиля всё будет немного не так, но я попытался донести суть: опишите свою задачу, дайте Поставщику её решить за Вас, но не забывайте, что любое решение включает в себя некоторую комплектацию.djalin
26.04.2019 14:04А можно такой же но для ПК, почему спрашиваю — если отталкиваться от системных требований ОС — то будет довольно больно. А вот от чего тогда плясать?
Snakey
26.04.2019 13:09+1Давно уже занимаюсь тендерами, как заказчик. И за это время понял одну очень важную вещь — ты/у тебя должен быть хороший специалист, разбирающийся в необходимом тебе товаре/услуге, этот специалист должен найти на рынке максимально устраивающий тебя товар, и уже по этому конкретному товару составить наиподробнейшие требования для тендера. Тогда ты получишь этот конкретный товар, либо что-то лучше, если ты об этой альтернативе не в курсе (хотя хороший специалист должен быть в курсе).
В любом ином случае тебя гарантированно на*бут. Может и не специально, но проблемы потом будут, с внедрением ли, с эксплуатацией, стоимостью или еще чем. Просто потому что это бизнес, а не благотворительность:)gjf Автор
26.04.2019 13:35Как я уже говорил, более 15 лет я занимаюсь тем, чем должен заниматься описанный Вами «хороший специалист». При этом каждые 5-6 лет производители обновляют линейки систем, в промежутках происходят минорные обновления, кроме того — меняется рынок и требования.
Я занимаюсь практически исключительно только этим. Больше — ничем.
Плюс — иногда у очень хорошего товара бывает очень плохой дилер. И Вы останетесь с очень хорошим — но совершенно непонятным товаром, к которому ещё и нельзя купить расходники или организовать поддержку. Узнать о таком можно только если достаточно много и долго «вариться» в закупках и знать основных игроков на рынке.
Вы готовы держать на зарплате сотрудника, который будет заниматься только этим?
Учтите: если его переведут с этой должности на год или два (например — на этот период закупок не предполагается) — он потеряет нить развития, а потому сразу потом не войдёт в работу.
Учтите, что по разным направлениям придётся держать разных подобных сотрудников — «универсальные солдаты» только в фильмах.
Нанять такого эксперта со стороны — да ещё и незангажированного — или нереально, или стоит очень дорого.Snakey
26.04.2019 14:23Описать дальнейшую поддержку продукта в тендере — это обязательное условие. Но это уже поддержка.
Я вообще из строительства, тут обычно путь такой — выбирается продукт, подходящий под проект, проект дорабатывается (в соответствующей части) под продукт, продукт заказывается тендером, ставится. Иначе можно получить детальку, которая просто не встанет в нужное место, так как у нее функциональная внутренняя антеннка не должна закрываться внешней конструкцией в определенном месте, например. Такие нюансы очень трудно перечислить «из головы». И скорее всего все, что явно не указано, будет либо отсутствовать, либо работать не так как надо:) Осветительный фонарь просто описать по нужному функционалу, а вот строительную спец приблуду уже сложнее.
Это даже если рассматривать только «честные» тендеры.
Ну и про зарплату сотрудников — когда в одном только проектном бюро за 50 человек, то уже обычно есть люди, знающие номенклатуру всех прибамбасов:) И эти люди при проектировании уже прикидывают, что подходит, что не подходит, что дешевле, что дороже и т.д.
saipr
Вот она квинтэссенция! Замените сервис на специалист, на имидж и тоже все будет верно!