«Цифра» идет в телеком, а телеком идет в «цифру». Мир стоит на пороге четвертой промышленной революции, а российское правительство проводит масштабную цифровизацию страны. Телеком вынужден выживать в условиях радикальных изменений в работе и интересах клиентов и партнеров. Растет конкуренция со стороны представителей новых технологий. Предлагаем посмотреть на вектор digital-трансформации и обратить внимание на внутренние ресурсы для развития бизнеса операторов связи.

ИТ-держава



Отрасль телекома находится под неусыпным контролем государства и постоянно регулируется, поэтому говорить о цифровой трансформации операторов связи сложно без привязки к подобным тенденциям внутри страны. Внедрение «цифры» на государственном уровне – одна из приоритетных задач правительства, начиная от трансформационной работы по всем направлениям и заканчивая национальной программой «Цифровая экономика». Последняя рассчитана на шесть лет и включает в себя:
  • развитие сети 5G;
  • разработку схемы развития сетей связи;
  • сертификацию, классификацию ЦОД и определение требований к инфрастуктуре;
  • создание системы регулирования IoT;
  • создание стандартов обработки big data;
  • введение в эксплуатацию единой облачной платформы;
  • усиление кибербезопасности.

К концу программы 100% медицинских, образовательных и военных объектов станут абонентами ШПД, а Россия в пять раз увеличит объемы хранения и обработки данных.

image

image

В это же время в Москве тестируются беспилотные автомобили, заработала Единая биометрическая система для банков, разрабатываются единые реестры. Федеральные ведомства начинают ведение централизованного бухучета на базе облачных решений. Центробанк наметил стратегию развития финансовых технологий через Open API и создание цифровых платформ.

image

Правительство плотно взялось за digital-трансформацию страны, распространяя ее на транспортные комплексы, предпринимательство, страхование, медицину и другие сферы. В 2020 году введут электронные водительские права, в 2024 – электронные паспорта. У России уже высокий уровень индекса развития электронного правительства, а Москва и вовсе заняла в 2018 году первое место в рейтинге. Глобальная цифровая трансформация России — уже не пустой звук. Полагаю, что требования к модернизации и цифровизации предприятий скоро будут закреплены на законодательном уровне. В том числе это коснется и телекома – как отрасли, так и бизнеса в целом.

Общемировые тенденции



Государственное понимание цифровой трансформации соответствует тому, что под этим термином подразумевает мировое сообщество. Еще в 2016 году прогнозировалось, что 40% компаний не переживут цифровую революцию, если не примут новые правила игры. Автоматизация бизнес-процессов и электронный документооборот – только необходимый минимум для конкурентоспособной борьбы. Главные составляющие digital-трансформации бизнеса по мнению пользователей:

  1. Искусственный интеллект;
  2. Облачные сервисы;
  3. Интернет вещей;
  4. Обработка big data;
  5. Использование 5G;
  6. Инвестиции в ЦОДы;
  7. Информационная безопасность;
  8. Модернизация и усовершенствование инфрастуктуры;
  9. Изменение корпоративной культуры и стратегии компании;
  10. Открытость к партнерству и создание совместных продуктов или услуг.


В первую очередь digital-трансформация коснется ритейла, производства, финансового сектора и ИТ. Но затронет она все отрасли и сферы бизнеса, и это шанс извлечь выгоду из новых требований.

Точки роста для телекома



OTT


Первые шаги к четвертой промышленной революции способны решить наболевшие проблемы, с которыми сталкиваются операторы связи. Например, обострившуюся борьбу с ОТТ-провайдерами, захватывающими рынок.

image

Телевидению пользователи все больше предпочитают просмотр фильмов и сериалов в удобное время, а на YouTube контент просматривает треть пользователей Интернета. Разнообразие видеороликов развлекательного, учебного, информационного характера привлекает аудиторию, принося все больше прибыли ОТТ-игрокам. Темпы роста абонентской базы платного ТВ уменьшаются с каждым годом.

Рост абонбазы по технологиям, 2018/2017:

image

Выигрышным вариантом в такой обстановке станет открытость инфраструктуры и компании к партнерству. Заключение договоров с ОТТ-провайдерами позволит перестать быть посредником и стать активным участником процесса. Вариантов договоренностей много – от бонусных и скидочных программ до организации более высокой пропускной способности сети. Адаптивность и оптимизация инфрастуктуры играют здесь ключевую роль. Стоит держать в поле зрения и лидеров мнений молодой аудитории – видеоблогеров. Сотрудничество с трендсеттерами, генерирующими видео-контент, может стать золотой жилой.

Big Data



Телеком-операторы обрабатывают огромные массивы данных, и грех не монетизировать свой опыт. В эпоху цифровой трансформации умение работать с big data определяют качество взаимодействия с пользователями и партнерами, помогают персонифицировать предложения и увеличивают конверсию рекламы. Сбор и анализ информации важен для B2B-сегмента, и спрос корпоративных клиентов на эти услуги растет.

IoT



Динамика рынка демонстрирует стабильный рост уже пять лет.

image

Связь M2M – перспективное развитие для телекома. Главные требования для сотовой связи между устройствами: минимальная задержка трафика, особые технологии радиосвязи и все та же открытость инфрастуктуры для создания экосистемы с разработчиками и программными платформами. Часть бизнеса придется перестроить под специфику обслуживания машин, в том числе разработать новые режимы связи.

ЦОДы



Digital-трансформация осуществляется не только за счет управления отношениями с клиентами и внутренней автоматизации, но и за счет построения новых бизнес-моделей. Такой моделью для операторов связи может стать инвестирование в центры обработки данных и предоставление облачных сервисов клиентам.

image

Big Data на постоянной основе обрабатывают B2B-компании, и производственных мощностей не всегда хватает для бесперебойной работы серверов. Облачные технологии экономят место и деньги клиентов, поэтому все больше услуг и ПО разрабатываются в этом формате.

image

Инфрастуктура и партнерство



Операторы связи окажутся на стыке цифровых новшеств и привычных инструментов. Для того, чтобы подстроиться под новую схему работы, нужно оптимизировать инфрастуктуру с акцентом на открытость и быть готовыми сотрудничать с представителями прорывных технологий. Модернизированную инфрастуктуру легче монетизировать – дополнительным источником дохода может стать создание MVNE и партнерство с виртуальными операторами. А автоматизация работы с реселлерами сократит трудозатраты, повысит контроль и лояльность партнеров, что положительно влияет на наращивание базы.

Маленький, да удаленький



Не все перечисленные точки роста подойдут стартапам и небольшим игрокам телекоммуникационного рынка. А между тем «вход» в отрасль перестал быть неподъемно дорогим, в том числе как раз благодаря облачным сервисам. Арендованные ИТ-мощности, биллинг и ПО обойдутся в разы дешевле, а собственные устаревающие технологии не тянут новичков «на дно». Стартовать легче, а идей и амбиций – более чем достаточно. Новаторы готовы «оседлать» волну digital-трансформации и сразу делать акцент, например, на Интернет вещей, видео-контент или партнерские программы.

Внутренняя трансформация



«Цифра» внедряется и во внутренние бизнес-процессы компании.
  • Обработка собственных массивов данных дает полную картину жизни и интересов абонента, позволяя настраивать рекламные кампании с максимальной конверсией и создавать предложения, которые удовлетворят конкретные потребности пользователя. Важно организовать масштабируемость систем, чтобы обеспечить сбор и анализ big data 24/7 в условиях развития бизнеса.
  • Внедрение IoT и Искусственного интеллекта в работу исключит человеческий фактор и заменит сотрудников, выполняющих рутинные операции. Снизится количество ошибок и расходы на содержание штата.
  • Облачные технологии полезно использовать и в своих нуждах для разгрузки серверов и экономии финансов.
  • По прогнозам, к 2021 году в мировом Интернете будет обрабатываться 20 зеттабайт данных в год. Такое количество информации необходимо защищать, и на первый план в эпоху цифровой трансформации выходит кибербезопасность. Защита организуется и на законодательном уровне. Советую не пренебрегать защитой от мошенников и кражи данных абонентов и использовать адаптированное под современные угрозы ПО.

«Современные проблемы требуют современных решений»


Digital-трансформация произойдет и в государстве, и предпринимательстве, и мышлении. Умение быстро подстраиваться под изменения гарантирует компании лидерство и сохранение доли рынка. Этой способности требует от телекома и правительство, разрабатывая стандарты работы и реестры используемого оборудования. Сохранение консервативных взглядов и игнорирование приближения «Индустрии 4.0» может грозить поглощением компании, банкротством или оттоком абонентов.

Как банки и операторы фиксированной связи недавно пошли в MVNO, так и телеком-операторам сейчас нужно пойти в ИТ. Практически все новшества цифровой трансформации телеком может использовать для оптимизации своих ресурсов и создания новых источников дохода. Вектор развития должен быть направлен на совместную работу с партнерами, разработчиками и даже конкурентами, а также на контроль изменений интересов клиентов и точечное удовлетворение их потребностей.

Комментарии (5)


  1. mtivkov
    22.05.2019 07:36

    В списке поставленных правительством задач не увидел «создание чебурнета». Должна идти под номером 1.


  1. Barabek
    22.05.2019 09:18

    image

    Что такое эта ваша цифровизация? Новая теорема Котельникова? Большой брат, который все знает? Восьмой уровень модели OSI? Может это услуги, которые раньше были невозможны? Да ее вовсе не существует! Что вы подразумеваете под этим словом? А это вот что: когда я вместо сбора и анализа данных под конкретную бизнес-задачу стану рисовать красочные футуристические презентации про бигдаты – у меня начнется цифровизация. Если наш шеф вместо того, чтобы купить дисковое хранилище под новую БД, возьмет на работу директора по цифровым стратегиям – в нашей компании начнется цифровизация. Когда все эти пиарщики, маркетологи, стратеги кричат «даешь цифровизацию» — мне смешно, ей-богу! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку, пока не выбьет из себя все эти галлюцинации и не займется своим прямым делом. А если кому-то нужно использовать современные ИТ-технологии, то пусть он сходит к бизнес-аналитику и обсудит возможные методы – на этом вся цифровизация растворится сама собой.


    1. SignallerK
      22.05.2019 10:22

      Тут как бы факт что прибыль у телекома растёт не очень и они ищут новые пути увеличения прибыли/уменьшение расходов и тд.
      Обычная автоматизация уже всем понятна (типа убрать ексельки или слить какие данные с NMS), но часто не предвинулась за рамки "а давайте оставим все как было, но только пусть будет на компе, и с рюшечками"
      Но это не совсем то, нужен автопривиженинг сервисов в конвергетных сетях. Консолидация систем управления, динамическое управление сетью и сервисами.
      С другой стороны разные спикеры и евангелисты повторяют как мантру: диджитализация, AI, Cloud based, Big Data, block chain…
      Вспоминается известная картинка про bullshit bingo.


      1. Barabek
        22.05.2019 10:31

        Есть слово Развитие. Почему нужно все новое называть цифровизацей?


        1. SignallerK
          22.05.2019 11:12

          Стильно, модно, молодёжно :). В любом случае в плане отрасли 5G должен быть не просто "довесим антенн" на новые частоты, а и неким переосмыслением внутренних процессов и подходов. Ну а маркетинг, куда без него, таковы правила игры.