Эксперт по web-аналитике с мировым именем Авинаш Кошик сокрушается в своём блоге о том, что правило 80/20 срабатывает, увы, и для аналитики. 80% пользователей используют лишь 20% доступных инструментов. А задумывались ли вы о том, что, пожалуй, самая мощная система web-аналитики доступна абсолютно бесплатно? Более того, вместе с ней доступна масса экспертизы на русском и английском языках, которая поможет освоиться с инструментом и создать аналитическую систему, «заточенную» именно под ваш бизнес. Работа с аналитикой — одно из ключевых направлений деятельности в компании. Важно правильно поставить вопрос, своевременно увидеть признаки проблемы, собрать максимум информации и только потом принимать решение на основе анализа. Даже, если проблем нет и вы рады динамике абсолютно всех показателей, не стоит останавливаться — нужно узнать о причинах успеха, чтобы закрепить его.
Google Analytics постоянно выпускает новый функционал, которые делают работу ещё понятнее и полезнее. В последнее время тренды смещаются вслед за мировыми пользовательскими предпочтениями — много нововведений происходит в сфере мобильной аналитики и аналитики Youtube. Казалось, что с выходом Universal Analytics можно ждать большого перерыва, но вскоре функционал в очередной раз серьёзно обновился.
В последнее время вышло множество изменений, связанных с расширенной электронной торговлей, метриками и оценками. Из этого ряда особым образом выделяются фича, которой раньше не хватало: когортный анализ. Этот инструмент полезен всем, у кого есть сайт, вне зависимости, ведёте вы электронную торговлю или нет. Несмотря на сложное название, эта функция понятна любому, кто хотя бы однажды пытался сегментировать пользователей.
Профессионалы, проводящие за интерфейсом Google Analytics большую часть своего рабочего времени, научились строить когорты через сегментирование. Особо трепетные к графически представлениям строили весь механизм когортного анализа средствами Excel. Такое упорство объясняется тем, что когортный анализ востребован маркетологами и владельцами бизнеса. Он позволяет сегментировать пользователей особым образом и построить кластеры — особые группы пользователей, объединённых одним свойством (например, пришедшие на сайт с планшета в период с 2 по 5 июля, когда действовал купон на 50% скидки). Когортный анализ позволяет увидеть особенности поведения (длительность заходов, просмотры, посещения, доходность) таких пользователей в каждом интервале времени. Это особенно ценно для определения доходности по постоянным/новым клиентам в интернет-магазине.
В Google Analytics пока есть только один тип когорт — по дате первого посещения. Однако интерфейс в виде выпадающего списка оставляет надежду на появление других встроенных типов. Размер когорты определяется по дням, неделям и месяцам. Исходя из заданных единиц измерения времени можно установить диапазон дат:
Здесь стоит остановиться и пояснить, почему установлены такие интервалы и как выбрать свой. Допустим, если речь идёт об интернет-магазине ручного инструмента, есть смысл выбирать недели и месяцы — покупатели приходят за товаром длительного пользования и интерес состоит в том, докупили ли они что-то к первой покупке или проявили интерес к дополнительным наименованиям. А вот если вы портал, предоставляющий развлекательный контент или лента новостей, стоит просматривать самые короткие интервалы — пользователи обращаются к вам ежедневно и когорты дадут понимание количества постоянных посетителей и увидеть момент затухания интереса.
Показатели для когорт можно посчитать по итогам. Рассчитываются длительность сеанса, достигнутые цели, доход, количество пользователей в когорте через n дней, просмотры страниц, сеансы, транзакции. Как видите, достаточно большой пласт показателей, привычных для пользователей Google Analytics. Легко заметить, что когорты могут иметь разные размеры: допустим, в обычный период это 100 тыс. посетителей сайта, в акционный период — 250 тыс. человек. В таком случае лучше нормализовать данные в когортах — для этого необходимо учесть размер когороты и измерять данные в точках времени как отношения показателя к количеству членов. В текущей версии Google Analytics это продумано — все показатели считаются как в абсолютном значении, так и на пользователя.
Также отдельно можно рассчитать коэффициент удержания клиентов — отношение числа пользователей из когорты, вернувшихся в n-ный раз за выбранный период времени, к общему количеству пользователей в когорте. Это новый коэффициент, который может оказаться полезным как для прогнозирования показателей, так и для подготовки мероприятий, направленных на удержание клиентов.
Все показатели представлены на графике — таким образом, можно сравнивать в динамике до четырёх различных когорт. Особенно это удобно, когда когорты имеют совершенно разные показатели и с первого взгляда видно, какая из групп имеет лучшие показатели.
Когортный анализ в Google Analytics также позволяет добавлять сегменты и собирать показатели по сегментам. В графической реализации когорты сегментов будут находиться под основными когортами, что в некоторых случаях позволит сравнить различные данные и сделать выводы. Сегментирование можно проводить по ряду признаков, встроенных и кастомных (созданных пользователем Google Analytics): по типам устройств, типам трафика, по клиентам, совершившим покупку или достигнувшим цель и проч. Пример сегментов вы можете увидеть на рисунке (синим — коэффициенты удержания по когортам, весь трафик, оранжевым — мобильный трафик):
Кстати, если говорить о сравнении в когортном анализе, то сравнивать стоит когорты по состоянию на один и тот же день. Поясним на примере. С 14 по 20 июня для пользователей нашего виртуального сайта проходила акция и нас интересует её долгосрочный эффект. Действительно, если сравнивать коэффициент удержания на третьей неделе с коэффициентом удержания на третьей неделе для других когорт, он несколько выше. При этом нужно понимать, что 3-я неделя для всех трёх когорт – это разные даты, а не один и тот же период.
Когортный анализ помогает прогнозировать, сегментировать, просчитывать примерные метрики эффективности будущих рекламных кампаний, выделять успешные акции, периоды и проч… Как только начинаешь пользоваться этим функционалом, сразу хочется получить ещё больше. Скорее всего, команда Google Analytics примет во внимание резкую популярность когортного анализа и вскоре мы увидим новые встроенные типы когорт и сможем создавать пользовательские.
На крупнейшей конференции по маркетингу в Сеуле глава AdWords Джерри Дишлер обозначил новый путь покупки – микромоменты, во время которых могут возникать спонтанные решения о покупке. Действительно, реальность меняется достаточно быстро и задача бизнес-аналитики — успевать отвечать на вызовы внешней среды. Для этого важно следить за обновлениями инструментов и сделать корпоративные данные надёжной основой принятия управленческих решений.
Google Analytics постоянно выпускает новый функционал, которые делают работу ещё понятнее и полезнее. В последнее время тренды смещаются вслед за мировыми пользовательскими предпочтениями — много нововведений происходит в сфере мобильной аналитики и аналитики Youtube. Казалось, что с выходом Universal Analytics можно ждать большого перерыва, но вскоре функционал в очередной раз серьёзно обновился.
В последнее время вышло множество изменений, связанных с расширенной электронной торговлей, метриками и оценками. Из этого ряда особым образом выделяются фича, которой раньше не хватало: когортный анализ. Этот инструмент полезен всем, у кого есть сайт, вне зависимости, ведёте вы электронную торговлю или нет. Несмотря на сложное название, эта функция понятна любому, кто хотя бы однажды пытался сегментировать пользователей.
Когортный анализ: работа на удержание
Профессионалы, проводящие за интерфейсом Google Analytics большую часть своего рабочего времени, научились строить когорты через сегментирование. Особо трепетные к графически представлениям строили весь механизм когортного анализа средствами Excel. Такое упорство объясняется тем, что когортный анализ востребован маркетологами и владельцами бизнеса. Он позволяет сегментировать пользователей особым образом и построить кластеры — особые группы пользователей, объединённых одним свойством (например, пришедшие на сайт с планшета в период с 2 по 5 июля, когда действовал купон на 50% скидки). Когортный анализ позволяет увидеть особенности поведения (длительность заходов, просмотры, посещения, доходность) таких пользователей в каждом интервале времени. Это особенно ценно для определения доходности по постоянным/новым клиентам в интернет-магазине.
В Google Analytics пока есть только один тип когорт — по дате первого посещения. Однако интерфейс в виде выпадающего списка оставляет надежду на появление других встроенных типов. Размер когорты определяется по дням, неделям и месяцам. Исходя из заданных единиц измерения времени можно установить диапазон дат:
- для дней — это 7,14, 21, 30 последних дней
- для недель — последняя неделя, 3, 6, 9 ,12 последних недель
- для месяцев — последний, 2, 3 последних месяца.
Здесь стоит остановиться и пояснить, почему установлены такие интервалы и как выбрать свой. Допустим, если речь идёт об интернет-магазине ручного инструмента, есть смысл выбирать недели и месяцы — покупатели приходят за товаром длительного пользования и интерес состоит в том, докупили ли они что-то к первой покупке или проявили интерес к дополнительным наименованиям. А вот если вы портал, предоставляющий развлекательный контент или лента новостей, стоит просматривать самые короткие интервалы — пользователи обращаются к вам ежедневно и когорты дадут понимание количества постоянных посетителей и увидеть момент затухания интереса.
Показатели для когорт можно посчитать по итогам. Рассчитываются длительность сеанса, достигнутые цели, доход, количество пользователей в когорте через n дней, просмотры страниц, сеансы, транзакции. Как видите, достаточно большой пласт показателей, привычных для пользователей Google Analytics. Легко заметить, что когорты могут иметь разные размеры: допустим, в обычный период это 100 тыс. посетителей сайта, в акционный период — 250 тыс. человек. В таком случае лучше нормализовать данные в когортах — для этого необходимо учесть размер когороты и измерять данные в точках времени как отношения показателя к количеству членов. В текущей версии Google Analytics это продумано — все показатели считаются как в абсолютном значении, так и на пользователя.
Также отдельно можно рассчитать коэффициент удержания клиентов — отношение числа пользователей из когорты, вернувшихся в n-ный раз за выбранный период времени, к общему количеству пользователей в когорте. Это новый коэффициент, который может оказаться полезным как для прогнозирования показателей, так и для подготовки мероприятий, направленных на удержание клиентов.
Все показатели представлены на графике — таким образом, можно сравнивать в динамике до четырёх различных когорт. Особенно это удобно, когда когорты имеют совершенно разные показатели и с первого взгляда видно, какая из групп имеет лучшие показатели.
Когортный анализ в Google Analytics также позволяет добавлять сегменты и собирать показатели по сегментам. В графической реализации когорты сегментов будут находиться под основными когортами, что в некоторых случаях позволит сравнить различные данные и сделать выводы. Сегментирование можно проводить по ряду признаков, встроенных и кастомных (созданных пользователем Google Analytics): по типам устройств, типам трафика, по клиентам, совершившим покупку или достигнувшим цель и проч. Пример сегментов вы можете увидеть на рисунке (синим — коэффициенты удержания по когортам, весь трафик, оранжевым — мобильный трафик):
Кстати, если говорить о сравнении в когортном анализе, то сравнивать стоит когорты по состоянию на один и тот же день. Поясним на примере. С 14 по 20 июня для пользователей нашего виртуального сайта проходила акция и нас интересует её долгосрочный эффект. Действительно, если сравнивать коэффициент удержания на третьей неделе с коэффициентом удержания на третьей неделе для других когорт, он несколько выше. При этом нужно понимать, что 3-я неделя для всех трёх когорт – это разные даты, а не один и тот же период.
Когортный анализ помогает прогнозировать, сегментировать, просчитывать примерные метрики эффективности будущих рекламных кампаний, выделять успешные акции, периоды и проч… Как только начинаешь пользоваться этим функционалом, сразу хочется получить ещё больше. Скорее всего, команда Google Analytics примет во внимание резкую популярность когортного анализа и вскоре мы увидим новые встроенные типы когорт и сможем создавать пользовательские.
На крупнейшей конференции по маркетингу в Сеуле глава AdWords Джерри Дишлер обозначил новый путь покупки – микромоменты, во время которых могут возникать спонтанные решения о покупке. Действительно, реальность меняется достаточно быстро и задача бизнес-аналитики — успевать отвечать на вызовы внешней среды. Для этого важно следить за обновлениями инструментов и сделать корпоративные данные надёжной основой принятия управленческих решений.
strelcov_a_a
Понятно, что уже стало не критично, но все же очень режет слух «функционал» в понятии «функциональности»)