Работаю я, значит, над своей исследовательской о сложностях поддержки легаси, и заметил один очевидный момент, который наглухо упускал из виду.
У пользователей IDE, и разработчиков IDE есть проблемы с осознанным пониманием своих инструментов. Используются интуитивно и как попало. На удивление (приятное), такое использование почти не вступает в конфликт с незнанием, хоть и порождает соответствующие холивары на форумах.
Сейчас разберем, как обстоят в разработке с инструментами, что не так с понятием "IDE", и какие инструменты уже должны былы появиться, но пока не были разработаны.
Е
Не будет открытием, что у разных проектов окружение отличается. Даже если они работают на одном стеке. Могут использоваться:
- Разные способы взаимодействия с пользователем, что дает большие расхождения на то, как проект запускается, и как тестируется. (CLI, TUI, веб-морды, GUI в смысле Qt, GTK, etc.)
- Разные тестовые фреймворки (unittest в одном проекте, pytest в соседнем, если говорить в контексте Python). Сюда же попадают и обвязки разноуровневых тестов (например, объединение выводов автономных тестов и интеграционных через TAP)
- Разные VCS, а где-то могут быть гибриды (Git, как клиент для Subversion в частном случае).
- В пределах одного проекта могут использоваться, в том числе, и разные редакторы. Например, Vim или nano для правки сценария интерактивного ребейза в Git, для редактирования чанков при частичной регистрации изменений. Или для правки конфигов из-под рута.
И это далеко не все варианты, думаю, любой разработчик с опытом от 2?х и более проектов может подбросить еще подобных примеров. Частенько их слышу в виде истории "Как я потратил двое суток, чтобы настроить проект на новой работе".
Отсюда можно заключить, что компоновка и настройка среды для разработки в любом случае лежит на пользователе.
Integrated?
Учитывая вышесказанное, имеет смысл рассматривать не "интегрированные", а "интегрируемые" среды.
Тогда, с точки зрения пользователя, хороший инструмент интеграции — это когда:
- Окружение настраивается быстро.
- Его конфигурацию можно хранить и переносить.
- Возможность повторно поднимать рабочее окружение "одной кнопкой".
Например, опытные юниксоиды частенько сводят "переход в рабочий режим" к одной команде.
"Быстро" здесь не значит "легко для новичка". Лично моя позиция в этом вопросе: зависимость сложности реализации решения задачи от сложности самой задачи должна быть, как минимум, линейной.
Другой неочевидный момент: интерфейс может быть не единым.
Самый частый пример — это использование в работе над проектом как с GUI, так и CLI.
Об использовании нескольких редакторов при работе в одной среде над одним проектом я говорил выше.
Development
Теперь мы можем приступить непосредственно к самим инструментам.
Рефактор-браузеры
Создать мощный и универсальный рефактор браузер нельзя просто потому, что рефакторинг сейчас не существует, как, условно, академическая дисциплина.
Книга Фаулера, все-таки, построена вокруг Java с минимальными шагами в сторону. Плюс приемы рефакторинга настолько привязаны к контексту "стиль-язык-библиотеки", что порождаются прямо на месте каждым отдельно взятым программистом.
Я считаю, что базовые принципы рефакторинга можно описать с точки зрения обхода дерева данных на участках кода, и уже из них выводить конкретные приемы. Для этого в реализации рефактор-браузера должен быть:
- Легко расширяемый интерфейс (для отображения приемов, созданных разработчиком под его конкретные нужды)
- Анализаторы, база (вышеупомянутые принципы) и схема редактирования должны быть сокрыты, чтобы оставить разработчику возможность расширять набор приемов без необходимости лезть в кишки его редактора. То есть, DSL для описания приемов рефакторинга.
- Так как за расширяемостью последует резкий рост числа приемов, для отображения необходимо учитывать context scope, чтобы отображать в меню выбора операций лишь применимые в конкретной ситуации.
Runtime анализ дерева данных.
Этот аспект касается совмещения отладки и редактирования текста. Фактически, для подавляющего большинства языков, чтобы проверить, как влияют правки на работу программы, необходим явный перезапуск программы. Куда проще и наглядней (и, как следствие, с меньшим числом возможных ошибок), будет возможность увидеть в едином пространстве, как меняется весь массив данных в отлаживаемом участке кода прямо по мере редактирования кода.
Разработка подобного инструмента для разных языков сильно расходится по сложности, причем дело не только в синтаксисе, системе типов и особенностях исполнения, но в сути каждого отдельного языка. Для Data Driven языка такое построить намного легче. Пример: конструкторы регулярных выражений, где в процессе сразу видно, какие участки текста покрывает составляемая регулярка.
Информация и знания
Самый, по моему мнению, важный пункт в этом неполном списке.
Разделим всю информацию необходимую разработчику для, непосредственно, программирования на две большие группы
- Документация.
- Приемы\эвристики разработки.
Во первых, для упрощения работы программиста, доступ до документации должен быть прямо из окна редактора.
Эту задачу неплохо решают разные IDE и редакторы: language specific IDE от Microsoft, Emacs с его Info-mode, Frescobaldi, Sunny Builder; причем как для интегрированной в исходники, так и для внешней. Однако, многие библиотеки и фреймворки сейчас выкладывают свою документацию только в сети и\или используют разные форматы для ее хранения, что усложняет возможную интеграцию в единый интерфейс.
Вторая же группа куда интересней.
Она охватывает знания, как программирование и разработку в целом, так и специфичные для конкретного языка\стека приемы. На данный момент, эту нишу практически целиком захватил Stack Overflow, и даже есть его интеграции в IDE, но качество экспертизы там, зачастую, низкое. По хорошему, куда более эффективно будет отобрать хорошие решения, ошибки, приемы и свести в некую базу, к которой пользователь может обращаться, когда ему необходимо решить какую-то свою проблему.
К тому же, современные анализаторы позволяют предупреждать о возможных, еще не соверешенных, ошибках. То есть, фактически, у нас есть, с технической точки зрения, все необходимое для создания экспертных систем для разработчиков, предлагающих решения по мере написания\редактирования кода. Не хватает только самих баз решений\приемов\ошибок.
Заключение
Итак, резюме:
- Развитие рефактор-браузеров должно отталкиваться от операций над деревом данных и сводиться к DSL-образному описанию сценариев автоматизированного редактирования кода.
- Runtime анализаторы должны придти к моментальному отображению изменений данных, в процессе редактирования и написания программы. То есть, подход JAI можно будет применять к другим языкам программирования.
- Из юзкейсов разработки убрать веб-браузер, как способ искать и читать документацию.
- Нужно разрабатывать подключаемые (из-за того, что окружения разнообразны) экспертные системы, которые помогут разработчику принимать решения в процессе работы.
Комментарии (15)
evgenyk
29.05.2019 11:38+1сразу закрывает проблему отладки принтами и неумение многих программеров пользоваться дебагером.
Интересно, в чем проблема с отладкой принтами?
Я практически всегда отлаживаюсь принтами и только очень редко лезу в дебаггер.
ИМХО, принты примерно в 10^3 раз универсальнее и лучше, чем дебаггер.RoSenMann Автор
29.05.2019 11:49Самый раздражающий меня — необходимость рестартить после изменения. Хоть и я чаще дебаггером пользуюсь, чем принтами, но с сессией дебаггера иногда этого ограничения нет (с кучей оговорок).
А обычно проблема в том, что отладочные принты легко забыть удалить.
Поэтому если и отлаживать таким образом, то рекомендуют использовать логгер вместо принта, т.к., как минимум, можно извне регулировать уровни.evgenyk
29.05.2019 12:01Забыть, это не проблема, это мелочь. Достоинства перевешивают. Главное достоинство это то, что в многопоточном или многопроцессорном режиме принты печатаются в момент выполнения.
Что касается логгера, то я использую и принты и логгер. Логгер для того, что должно остаться в программе после отладки. Принты, для того, что дожно быть после отладки удалено.
И гораздо быстрее вставить принт в нужные места, чем шагать в дебаггере. ИМХО.RoSenMann Автор
29.05.2019 12:06Если в дебаггере надо шагать, то вы делаете что-то неправильно.
По остальному — +- да.evgenyk
29.05.2019 12:12А если не шагать, то чем дебаггер отличается от принта?
Конечно в нужном месте ставим точку останова и потом шагаем и смотрим что к чему. Возможно я что-то и делаю не так, редко использую.
vassabi
29.05.2019 18:30принты (ок, логи) лучше дебагера
1) при отладке многопоточного\процессорного кода еще иногда с дебагером нет тех ошибок, которые есть без дебагера (это иногда решается запуском дебагера над релизной версией, но иногда — и это не помогает).
2) Не на всех платформах вообще есть этот самый дебагер (впрочем сейчас это реже, на самых массовых платформах он все-таки есть).
3) не всегда есть доступ к клиентскому оборудованию для запуска дебагера. Зато «создайте пустой файл print_debug.log, повторите свой сценарий, закройте приложение и пришлите нам этот файл» — это по силам сделать даже австралийскому аборигену (да, был и такой случай в практике).
vassabi
29.05.2019 18:38хмм… а на чем вы код пишете, и где его запускаете, если не нужно рестартить после изменения?
RoSenMann Автор
29.05.2019 19:14Часто операций «отредактировал\запустил\посмотрел» несколько и они идут подряд. По сути, первые N перезапусков — это проверка гипотез. Часто можно проверять гипотезы непосредственно в дебаггере, подменяя результаты промежуточных вычислений.
Тогда можно их проверять не перезапуская сессию дебаггера через джампы с брейками в точках конца инициализации основного массива используемых данных и точке проверки.
+ если говорить о лиспах, то там можно компилировать отдельные выражения, и отправлять их в уже запущенную программу, меняя ее работу на лету. Хаскеллисты говорят, что у них схема такая же.
К слову: статью отредактировал, чтобы убрать намеки на антагонизм дебаггер-журналирование. Потому что, это, во-первых, не то, что я хочу донести, а во-вторых, подобные противопоставления некорректны, потому что подходов к отладки больше, чем 2.
Danik-ik
29.05.2019 11:48Очень странное заключение.
Современные IDE, безусловно, не идеальны. Идеальными они вряд ли станут раньше, чем остановится прогресс (да и тогда не станут) — так как всегда есть к чему стремиться, и всегда есть вещи, которые были бы приятны и полезны, но реализация которых экономически не оправдана — дешевле и/или проще сделать ручками.
Например, рабочее окружение (E) в моей практике — результат штучной работы. Ну не стоит оно автоматизации, реально — не стоит. А где стоит, там Докеры и иже с ним IAAC, которые вполне интегрированы в среду разработки.
Я впервые учился на третьем ещё (если не ошибаюсь) Турбо Паскале. Его среда разработки, интегрированная (таки I!) с компилятором и отладчиком весьма далека от того, что я использую сейчас или о чём мечтаю. Является ли заявленная интегрированность данной среды "спекуляцией"? Безусловно, нет!
Спекуляция — это, всё-таки разговор на пустом месте, без реальных обоснований. Несоответствие пусть даже на 100% обоснованному желанию — нормальное состояние для вещей, существующих в объективной реальности.
RoSenMann Автор
29.05.2019 12:02Вот как раз я и говорю, что рабочее окружение на совести пользователя, и ни о какой «изкоробочности» речи быть не может. А требования — следствие из этого.
О TP — это причина, почему я сделал акцент на современных. Я учился на нем же, там интеграция 100%, простота окружения позволяет.
Про обоснованное желание: описанные (пусть и шапочно) мной потенциальные системы рефакторинга, в общем-то, реализуемы без особого геморроя для отдельно взятого языка.
Построение экспертных систем — это, на самом деле, еще более горячая задача.
Цель статьи не нажаловаться, что, де, ИДЕ плохие, а показать, где можно выкопать решения.
prostofilya
вода
RoSenMann Автор
Услышал, отредактирую, чтобы было яснее и четче.