В Госдуму РФ внесён законопроект № 710083-7 «Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Авторы законопроекта предлагают следующее:

  • выпуск на дороги общего пользования по всей России дистанционно управляемых автомобилей без руля и людей в салоне;
  • в случае возможного ущерба в ДТП пострадавший получает страховку в размере 1 млн руб (минимальная сумма страхования для беспилотников).

На сегодняшний день тестирование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования разрешено постановлением правительства №1415 в Москве и Татарстане в рамках эксперимента. В проекте участвуют или планируют участвовать «Яндекс», университет «Иннополис», «Аврора Роботикс», МАДИ, АО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем». Используются серийно выпускаемые модели (Toyota Prius, Kia Soul, Ford Focus и т. д.) с датчиками, камерами и другим оборудованием. Каждую машину сначала проверяют в научном центре НАМИ. По сведениям «Коммерсанта», пока сертифицированы только машины «Яндекса», которые уже в мае появились на улицах Москвы. «На начальном этапе тестирования на месте водителя будет находиться инженер-испытатель», — сказал в комментарии для Хабрахабра руководитель направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук. Флот беспилотников «Яндекса» в этом году доведут до 100 автомобилей.



Однако действующее законодательство не позволяет выпускать на обычные дороги автомобили вообще без людей в салоне и без органов управления (например, без руля и педалей), что сильно ограничивает конструкторов и угрожает эмиграцией ведущих специалистов за границу, считает Сергей Жигарев, один из авторов законопроекта. Новый законопроект в значительной степени снимает эти ограничения.

В «Яндексе» концептуально поддержали документ: «В данный момент сфера беспилотного транспорта регулируется исключительно подзаконными актами, — сообщили в пресс-службе компании. — На законодательном уровне регулирование отсутствует, в результате сохраняются неопределенность и противоречия, которые являются барьером для дальнейшего развития и внедрения технологии. Законопроект может помочь в их устранении. Мы готовы делиться своим опытом, участвовать в обсуждении и доработке документа».

В пояснительной записке к законопроекту указано, что проект вносится для создания благоприятных правовых условий для опытной эксплуатации высокоавтоматизированных (инновационных) транспортных средств: «Предлагаемые в законопроекте изменения позволят повысить степень инвестиционной активности в области тестирования инновационных технологий в сфере транспорта и создать условия для развития сегмента рынка инновационных транспортных средств».

Законопроект определяет понятия для регламентации тестирования робомобилей, вводит для них особый правовой статус и регламентирует порядок выдачи разрешений на проведение опытной эксплуатации на дорогах общего пользования.

Вот некоторые интересные моменты из законопроекта.

Беспилотные автомобили в тексте называют «высокоавтоматизированным транспортным средством». Есть также понятие «инновационных транспортных средств», в которых применены новые конструктивные решения, качественно изменяющие основные эксплуатационные показатели, и которые нельзя оценить в соответствии с действующими документами по стандартизации.

Водителем транспортного средства считается не только физическое лицо в салоне, осуществляющее управление им, но и человек, который «активирует автоматизированную систему вождения, а также контролирующий движение этого транспортного средства, в том числе в автоматизированном режиме управления». Другими словами, водителем считается и техник, который выпустил робомобиль на дорогу, и оператор, который имеет доступ к дистанционной системе управления.

Согласно закону, оператор обязан «прилагать все возможные усилия для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, защиты их прав и законных интересов, обеспечения сохранности имущества, находящегося в собственности граждан, юридических лиц и государства, независимо от того, пользуется ли он автоматизированной системой вождения или самостоятельно осуществляет управление».

Высокоавтоматизированное транспортное средство должно быть оборудовано системой, позволяющий немедленно отключить автоматическую систему вождения и принять на себя управление водителем или оператором.

Проводить тесты беспилотников в РФ имеют право не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, которым автомобиль принадлежит на праве собственности и у которых «есть специальное разрешение либо намерение получить специальное разрешение».

Порядок выдачи «специальных разрешений» позже должно установить правительство РФ. Обязательным условием получения специального разрешения является «предоставление собственником инновационного транспортного средства доказательства заключения договора страхования его гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при осуществлении опытной эксплуатации инновационного транспортного средства, на сумму, минимальный размер которой определяется правительством РФ, однако не менее, чем двукратный размер страховой суммы возмещения потерпевшим причиненного вреда, установленной законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Участники отношений, возникающих в связи с опытной эксплуатацией инновационных транспортных средств, «несут ответственность за вред, причинённый опытной эксплуатацией инновационных транспортных средств, в соответствии с гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации».

Законопроект предусматривает страхование на сумму, «вдвое (или более) превышающую максимальную страховую выплату по ОСАГО», то есть на 1 млн руб. Это в десять раз меньше, чем страховая сумма, прописанная в действующем постановлении. Из-за этого координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов сначала раскритиковал проект: «После принятия этого закона над гражданами России совершенно официально будут ставить опыты, — заявил он. — И если что пойдёт не так, то виноваты в этом будете вы, ваши дети и близкие, а не программист «Яндекса», который косякнул и допустил баг в программе. Баг уберут, а на могиле вашего ребёнка напишут, что его смерть была не напрасной. Зато у вас, помимо осознания великой миссии, ради которой погибло ваше чадо, будет миллион рублей».

Но спустя несколько дней авторы законопроекта пригласили Петра Шкуматова в Госдуму на встречу, где он пообщался со старшим научным сотрудником в ИГП РАН и заместителем руководителя по регулированию киберфизических систем в Госдуме Андреем Незнамовым. По итогам встречи Шкуматов удалил старый пост и написал похвальный отзыв: «Мы все вместе провели замечательные два часа в коллективном мозговом штурме… Надеюсь, что продолжим общаться по беспилотникам и дальше. Сам процесс внедрения автономных автомобилей уже пошёл и насколько он будет гуманным по отношению к нам с вами (то есть к человеку) зависит в том числе и от всех нас… Удивительно (или нет), но в России это всё по умолчанию бесплатно и бескорыстно. В отличие от той же Европы, где автопроизводители скидываются на дела ассоциаций по этой теме, на научные исследования и прочую деятельность. И в отличие от США, где подобные институты уже давно существуют и работают не только за государственные деньги».

В общем у меня новости ) Сегодня сходил в Госдуму по теме беспилотных автомобилей и познакомился с замечательными и...

Опубликовано Петр Шкуматов Понедельник, 3 июня 2019 г.

Для реализации норм о тестировании беспилотных автомобилей потребуется внести изменение в несколько действующих законов РФ, в том числе в закон «О безопасности дорожного движения», в закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации», в законы «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», «О техническом осмотре транспортных средств» и «О транспортной безопасности».

Комментарии (46)


  1. snnrman
    05.06.2019 07:35

    Однако действующее законодательство не позволяет выпускать на обычные дороги автомобили вообще без людей в салоне и без органов управления (например, без руля и педалей), что сильно ограничивает конструкторов и угрожает эмиграцией ведущих специалистов за границу


    Как это связано? Почти во всем мире пока что запрещена эксплуатация беспилотников без наличия водителя в автомобиле.


    1. aml
      05.06.2019 08:27

      Вы главное это не рассказывайте Waymo в Техасе!


      1. AlexeyS
        05.06.2019 08:45

        У Waymo в Техасе (на самом деле в Аризоне) за рулём сидит специально обученный человек, чьи услуги стоят дороже обычного таксиста. И доступ к этому «беспилотному» такси есть у ограниченного числа пользователей.


        1. aml
          05.06.2019 10:19

          Так было раньше. А с ноября там уже нет никого за рулём. https://www.wired.com/story/waymo-google-arizona-phoenix-driverless-self-driving-cars/


          Революция уже случилась. Дальше — только экспоненциальный рост.


          1. striver
            05.06.2019 10:28

            Вы пользуетесь застарелой информацией. Веймо никуда само не уехало. Были попытки, но их прекратили.


            1. aml
              05.06.2019 11:15

              Первый раз об этом слышу. Ну да ладно, значит выдаю желаемое за действительное :) Поживём — увидим.


              1. striver
                05.06.2019 13:42

                Ну, они пытались запустить, по-моему 1-го декабря 18-го, но даже в тот день, там сидел оператор на всякий случай, а потом тема как-то и замялась. Они недели 2-3 назад, возобновили тестирование, если я не путаю с Убером. а


  1. iluxa1810
    05.06.2019 08:22

    угрожает эмиграцией ведущих специалистов за границу

    Так и с этим законом все головастые будут мигрировать за границу, где достойная зарплата и уровень жизни.


  1. androidt1c
    05.06.2019 09:30

    Я так и не понял — кто будет компенсировать ущерб свыше 1 млн.руб.?


    1. geher
      05.06.2019 09:54

      Если я правильно понял, платить будет страховая компания.


      Обязательным условием получения специального разрешения является «предоставление собственником инновационного транспортного средства доказательства заключения договора страхования его гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при осуществлении опытной эксплуатации инновационного транспортного средства, на сумму, минимальный размер которой определяется правительством РФ, однако не менее, чем двукратный размер страховой суммы возмещения потерпевшим причиненного вреда, установленной законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств


    1. Areso
      05.06.2019 09:56

      Через суд владелец ТСа (источник повышенной опасности). Он уже регрессией сможет судиться дальше…


  1. Newbie2
    05.06.2019 09:51

    По текущему законодательству если человек погибает по вине водителя — это тюрьма. Как вот этот вопрос решён? Будут откупаться миллионом за каждый смертельный случай? Вряд ли такой подход вызовет бурный восторг широких масс.


    1. tonad
      05.06.2019 10:29

      Обязательно нужно кого-то посадить?

      Вся суть, в том, что беспилотные авто безопаснее для окружающих, чем среднестатистический водитель.
      Ситуация похожа на ситуацию с прививками, шанс на осложнения есть. Но если не прививаться шанс выше. Шанс попасть в ДТП с беспилотным автомобилем есть, но если за рулем будет человек, то эта вероятность станет выше.


      1. Newbie2
        05.06.2019 10:36

        Обязательно нужно кого-то посадить?

        В том-то и загвоздка, что по текущему законодательству — да.
        Ну и при текущей субъективной оценке ДТП людьми — да, родственники погибшего будут требовать посадок.


      1. geher
        05.06.2019 20:41

        Шанс попасть в ДТП с беспилотным автомобилем есть, но если за рулем будет человек, то эта вероятность станет выше.

        Это будет верно только при соблюдении двух условий.


        1. Автопилоты допилят до нормального уровня, не столь зависимого от качества разметки и погодных условий.
        2. На дорогах не будет людей и управляемых людьми машин.

        В противном случае вероятность аварии с автопилотом не будет намного ниже, а в некоторых ситуациях она будет и выше.


    1. catBasilio
      05.06.2019 11:00

      Водителем транспортного средства считается не только физическое лицо в салоне, осуществляющее управление им, но и человек, который «активирует автоматизированную систему вождения, а также контролирующий движение этого транспортного средства, в том числе в автоматизированном режиме управления».

      и
      Согласно закону, оператор обязан «прилагать все возможные усилия для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан,…


      По-моему тут достаточно четко прописано, кто будет сидеть в тюрьме в случае с ДТП со смертельным исходом.


      1. Newbie2
        05.06.2019 11:02

        А по-моему нечетко:

        Авторы законопроекта предлагают следующее:

        выпуск на дороги общего пользования по всей России дистанционно управляемых автомобилей без руля и людей в салоне;


        1. catBasilio
          05.06.2019 11:09

          В вашей цитате, самое главное то вы и не выделили: "дистанционно управляемых автомобилей".
          То есть логично, что ответственный будет тот, кто управляет (или контролирует) дистанционно.


          1. Newbie2
            05.06.2019 11:10

            Т.е. сидеть будет сервер?


            1. catBasilio
              05.06.2019 11:13

              Кончайте троллить.

              … но и человек, который «активирует автоматизированную систему вождения, а также контролирующий движение этого транспортного средства, в том числе в автоматизированном режиме управления».


              Где тут хоть слово про сервер?


              1. Newbie2
                05.06.2019 11:15

                Цель беспилотников — избавиться от пилота. Чтобы программа сама водила автомобиль по дорогам. Программа, а не человек, который «активирует автоматизированную систему вождения, а также контролирующий движение этого транспортного средства, в том числе в автоматизированном режиме управления».

                И как этот человек будет контролировать движение ТС, если в машине даже руля нет?


                1. catBasilio
                  05.06.2019 11:21
                  +1

                  На мой взгляд, это очень грамотный закон, для текущего положения дел.
                  Автоматическое вождение — это очень новая технология, которая только-только появляется. И как следствие будет очень-очень много детских болезней.

                  Через N лет, когда технология отточится до совершенства и люди не будут автоматическое вождение считать чем-то сверхествественным. Тогда и можно будет говорить об отсутсвии руля, педалей и контроля человеком.


                  1. striver
                    05.06.2019 13:46

                    Через N лет, когда технология отточится до совершенства и люди не будут автоматическое вождение считать чем-то сверхествественным. Тогда и можно будет говорить об отсутсвии руля, педалей и контроля человеком.
                    Знаете, в середине прошлого века детская смертность составляла 50%. Это я к тому, что для преодоления таких вот болезней, нужно приложить огромные усилия. Или же должно быть политическое решение. Предположу, что такое решение может наступить, если автопилоты будут безопасней в раз 5. Тогда можно будет о чем-то говорить. Но, первые года — это будет боль, разбирательства и судебные тяжбы. И не факт, что получится с первого подхода принят робомобили.


                    1. Am0ralist
                      06.06.2019 16:32

                      Знаете, в середине прошлого века детская смертность составляла 50%.
                      Эм… что? 50% детской смертности в 1950 году?


                      1. striver
                        06.06.2019 17:07

                        www.cdc.gov/mmwr/preview/mmwrhtml/mm4838a2.htm#tab1
                        Там данные только о младенцах. Детская, в том плане, что до 18 лет не доживало 50%. То есть данные для США, для других, менее развитых стран ситуация была еще хуже. И это даже без учета Африки.


                        1. Am0ralist
                          06.06.2019 17:50

                          В начале 20-го века на каждую 1000 живорождений от шести до девяти женщин в Соединенных Штатах умирали от осложнений, связанных с беременностью, и примерно 100 младенцев умирали в возрасте до 1 года
                          к 50 году судя по графикам — 34 на 1000.
                          Извините, но я всё ещё жду 50% к 1950 году.
                          Так-то например тут до 5 лет можно приблизительно глянуть для разных дат.
                          Ну как бы…


                          1. striver
                            06.06.2019 20:20

                            Эта цифра у меня запомнилась, об этом говорил Водовозов. Я сейчас точно не найду ссылок. Данные ссылки — это о младенцах и детях дошкольного возраста, я же уточняю, что до 18 лет. Нет ссылок, самому интересно, где я это слышал, и почему у меня такая цифра.


                            1. Am0ralist
                              07.06.2019 12:45

                              Когда популяризаторы что-то говорят, то они всё же весьма приблизительно называют цифры или весьма вольно относятся к регионам.

                              чуть в сторону
                              Помню тут жаркий спор по поводу мозгов и отсылка к речи популяризатора, который рассуждал в духе «раньше мозги больше были, потому что им приходилось больше запоминать и делать, железо плавить и меч самому ковать», вот только между большими мозгами и первыми бронзовыми топорами прошло несколько десятков тысяч лет, если уже я сейчас не путаю.


  1. A114n
    05.06.2019 11:00

    в случае возможного ущерба в ДТП пострадавший получает страховку в размере 1 млн руб (минимальная сумма страхования для беспилотников).


    Сразу после того, как я это прочитал — я вспомнил эти забавные ролики в интернете с видеорегистраторов, где люди картинно бросаются под машину и изображают, будто их сбили. А ведь некоторые изображают достаточно успешно, чтобы на этом зарабатывать. Опасаюсь за будущее беспилотников — это же буквально начнётся охота за миллионом.


    1. androidt1c
      05.06.2019 11:50

      Не начнется, всё будет записано на его камеры.
      Ну и метод рискованный — за рулем не человек, а робот, может и задавить нафиг.


      1. A114n
        05.06.2019 12:03

        Я как раз и намекаю на то, что существуют люди — и их немало — которых не испугает возможность получить пару настоящих переломов за гарантированный миллион рублей. Перелом заживёт, а миллион на дороге не валяется.

        Петр Шкуматов не в том направлении мыслит. То есть его опасения тоже верны, но я пытаюсь показать и другой ракурс проблемы. Будут сидеть в кустах, выжидать беспилотник, а потом «перебегать дорогу». Если перелом будет настоящий — «так даже лучше», урон очевиден, можно и два миллиона заработать.

        Я предвижу возражение, что нарушающим ПДД людям в выплатах откажут, но тогда мы возвращаемся к идее «опыты над людьми», ведь никто не сомневается, что за деньги в России любого могут назначить виноватым в ДТП. Кроме того, опять же, в случае «настоящих переломов» легко будет поднять хайп.


        1. androidt1c
          05.06.2019 13:49

          пару настоящих переломов

          Если знаешь, что за рулем человек — ты уверен, что он предпримет все действия, чтобы остановиться. Но автопилот может решить, что лучше давить, чем суетиться, или ошибочно принять объект как незначимый и ничего не делать. Тогда — каюк, слишком велик риск отправиться на тот свет. Кстати, это и опасность для наглых беспечных пешеходов, которые идут неглядя по принципу «я главный, автомобилисты — расступись».


          1. striver
            05.06.2019 13:59

            А кто сказал, что человек всегда видит на 100% что происходит у него перед носом? Есть разные ситуации, когда можно отвлечься на доли секунды, а впереди у тебя просто ЧП и ты уже не успеваешь никак отреагировать. Недавно был случай у знакомого, когда делал правый поворот с выездом на главную, остановился перед пешеходным переходом, никого не было, когда всех пропустил и нужно уже было двигаться, один пешеход решил перебежать побыстрее… так его чуть не задавили, хотя полсекунды назад никого не было. Физически человек не может смотреть на 360 градусов, а вот робомобиль — может.


        1. striver
          05.06.2019 13:51

          Будут сидеть в кустах, выжидать беспилотник, а потом «перебегать дорогу». Если перелом будет настоящий — «так даже лучше», урон очевиден, можно и два миллиона заработать.
          Почему вы считаете, что безпилотник будет себя вести хуже, чем обычный человек?
          Я предвижу возражение, что нарушающим ПДД людям в выплатах откажут, но тогда мы возвращаемся к идее «опыты над людьми», ведь никто не сомневается, что за деньги в России любого могут назначить виноватым в ДТП. Кроме того, опять же, в случае «настоящих переломов» легко будет поднять хайп.
          Поищите на ютубе. Видео очень много. Такие товарищи очень быстро начинают убегать, а если на автомобиле, то хотят решить здесь и сейчас… при наличии видеорегистратора.


          1. androidt1c
            05.06.2019 15:04

            Почему вы считаете, что безпилотник будет себя вести хуже, чем обычный человек?

            Я себя пробую ставить на место такого перебегальщика. Блин, ну реально страшно лезть под никем не управляемую железяку! Вдруг сбой или отказ. Хз, может у них психология другая.


            1. striver
              05.06.2019 15:24

              Хз, может у них психология другая.
              Там вообще не должно быть психологии, а алгоритмы по соблюдению ПДД и предотвращению ДТП. Но, да, сейчас немного стремно, ибо отказ может быть.


    1. striver
      05.06.2019 13:48

      Опасаюсь за будущее беспилотников — это же буквально начнётся охота за миллионом.
      Возьмем пример Теслу, они обвешаны камерами, относительно недавно, эти камеры начали писать всё вокруг себя и сохранять на носитель. Так вот, были и есть желающие повредить автомобиль, это фиксируется и передается в полицию. Кого-то даже находят. То есть, если будут автоподставы, то с таким набором камер, будут очень долго сидеть за попытки подстав.


    1. Iwanowsky
      05.06.2019 14:48

      В беспилотных авто — куча видеокамер, и провести экспертизу поведения пешехода будет достаточно просто.


  1. Iwanowsky
    05.06.2019 11:36
    +1

    Внедрение в нашу жизнь беспилотных автомобилей, я думаю, произойдет в ближайшие 10-15 лет, и прежде всего, грузовой транспорт, общественный транспорт, такси и пр., ну и до персональных автомобилей тоже дойдет.


    1. pproger
      05.06.2019 14:13

      ну смотря на какой территории земного шара эта ваша жизь протекает. сомневаюсь, что в ближайшие 15 лет в россии будут массово колесить робомобили. возможно, в пределах кампуса условного сколково.


      1. Iwanowsky
        05.06.2019 17:23

        В России ведется много проектов беспилотного транспорта, в т.ч. неск. очень серьезных (по мнению экспертов) проектов с отлаженными рабочими прототипами, готовыми к внедрению: это и беспилотники от Яндекса, рабочий прототип автомобиля от НПО StarLine (проехал от Санкт-Петербурга до Казани), Камаз (есть рабочий прототип, планируется вывести его на дороги общего пользования к 2025-2027), в Сколково ходят беспилотные микроавтобусы, Cognitive Technologies ведет 4 проекта беспилотного транспорта (уже есть рабочие прототипы, готовые к внедрению: Газель, автобус, с.-х. комбайн и Камаз), есть еще неск. проектов разных разработчиков беспилотной сельскохозяйственной техники (трактора, комбайны), и т.д. По мнению экспертов, количество беспилотных автомобилей в РФ к 2025г. уже превысит 20 тысяч. А сейчас самое главное — своевременное внесение соответствующих поправок в российское законодательство, узаконивающее беспилотный транспорт и способствующее его внедрению в нашу жизнь. По мнению некот. экспертов, беспилотники будут безопаснее и удобнее классического транспорта, управляемого живыми водителями.


  1. arthur_veber
    05.06.2019 13:58

    метро и жд до сих пор не могут сделать беспилотными (у нас), какие автомобили (facepalm)


    1. Iwanowsky
      05.06.2019 17:44

      В московском метро уже ходят экспериментальные поезда на автопилоте с 2015г., и их количество увеличивается с каждым годом (уже кажись, перевалило за 2 десятка). Эксперименты с автоуправляющимися поездами метро проводили даже в советское время в 1980-90-е. Также ведутся эксперименты и с беспилотными электричками, и планируется начать их массовое внедрение уже с этого года (начиная с МЦК). Так что и у нас в России прогресс не стоит на месте. (Хотя в настоящее время метро и электрички с автоуправлением поездов, в т.ч. даже без кабин машиниста, уже давно есть в некот. городах мира.)


      1. arthur_veber
        07.06.2019 10:15

        Эксперименты с автоуправляющимися поездами метро проводили даже в советское время в 1980-90-е.

        То есть уже 40 лет всё на стадии экспериментов. Действительно прогресс на месте не стоит. О каких тогда 10-15 лет массого внедрения автопилотов на дорогах можно говорить facepalm.jpg Автопилот в авто это не то что в разы, это в сотни, тысячи раз сложнее чем автопилот в метро.


    1. Chagevare
      06.06.2019 14:03

      В метро и на ж/д соотношение количества водителей к пассажирам/полезному грузу немного отличается от фур и такси. Т.е. экономическое обоснование разное.


  1. pilniy
    05.06.2019 16:27

    «есть специальное разрешение либо намерение получить специальное разрешение».
    то есть, как всегда, будут решать неграмотные чинуши.