В Европейском космическом агентстве (ЕКА) провели эксперимент, в ходе которого часть космического спутника расплавили в плазменной аэродинамической трубе.

Цель эксперимента — моделирование процесса сгорания одного из наиболее прочных элементов спутника в атмосфере, чтобы в дальнейшем свести к минимуму возможный риск от падения его обломков на поверхность Земли с причинением ущерба путем анализа полученных данных.

Ведь в теории вся аппаратура и части околоземных спутника разрабатываются с тем учетом, что когда подходит к окончанию их срок эксплуатации, то они должны сгорать почти полностью в атмосфере Земли.

Однако, на практике некоторые части даже небольших космических аппаратов все же достигают поверхности Земли, а некоторые из них могут оказаться достаточно велики, чтобы причинить серьезный урон зданиям или даже людям.

В своем эксперименте инженеры ЕКА использовали:

  • тестовую площадку Немецкого аэрокосмического центра в Кельне для создания условий, аналогичных процессу плавления космических обломков во время погружения их в атмосферу;
  • плазменную аэродинамическую трубу для имитации условий входа в атмосферу и процесса плавления самого прочного элемента спутника;
  • штангу магнитной системы ориентации (размером 4 на 10 сантиметров) из полимерного композитного материала, армированного внешним углеродным волокном, с медными катушками и внутренним кобальтовым сердечником.

Состояние штанги магнитной системы ориентации до расплавки:



Остатки штанги магнитной системы ориентации после нагрева до нескольких тысяч градусов Цельсия:



Таким образом, процесс плавления самого прочного элемента спутника завершился его полным растеканием, однако, некоторые части штанги плавились не так, как было запланировано, что может быть связано либо с неправильным производством частей штанги, либо с неверными математическими расчетами разрушения элементов спутников в атмосфере.



Оказывается, что помимо магнитных штанг не сгореть в атмосфере Земли и долететь до ее поверхности могут и другие части спутников: баки, оптические инструменты, маховики гироскопов и приводные механизмы.

Самые же частые «гости» поверхности Земли после запусков ракета-носителей и падения космических аппаратов — это части топливные баков.

В качестве примера, в ЕКА приводят случай, произошедший 1997 году, в котором всего в 50 метрах от жилого дома на одной из ферм Техаса упал недогоревший в атмосфере топливный бак ступени ракеты, вес которого составлял порядка 250 кг.



На данный момент, согласно правил по утилизации подобного космического мусора, шанс оказаться на поверхности Земли у какого-либо элемента отработавшего свой срок спутника, способного нанести травму кому-либо, равен 1 к 10000.

В рамках мирового проекта под названием «CleanSat» в Европейском космическом агентстве разрабатывают новые технологии и методы производства компонентов космических аппаратов, обеспечивающие разработку и производство будущих низкоорбитальных спутников в соответствии с концепцией «D4D» (design for demise) — спроектированы с учетом полного разрушения.





Таким образом, тысячи тонн полезной нагрузки, выведенной в открытый космос, тысячи спутников на орбите Земли, десятки тысяч элементов неработающих космических аппаратов (космических мусор) — это ведь такой значительный след Человечество уже оставило в космосе за пределами Земли.



А ведь планируется еще тысячи запусков, и космический мусор считается основным риском для таких новых космических миссий.



Оказывается, что небольшой объект в космосе размером всего около 1 см при столкновении с только что запущенным космическим аппаратом может выделить энергию, эквивалентную взрыву боевой гранаты.



Что может привести к серьезным повреждениям нового космического аппарата или даже его разрушению.









Комментарии (11)


  1. ExtenZ
    20.06.2019 13:12

    1. Squoworode
      20.06.2019 14:45

      Традиционно постится не ссылка, а сразу обложка.

      image


  1. LLE
    20.06.2019 15:32

    Интересно почитать про аэродинамическую трубу, которая имитирует условия входа в атмосферу.


    1. LSDtrip
      23.06.2019 10:15

      Сопло реактивного двигателя и более плотный поток газа в квадрат отношения скоростей раз.


      1. LLE
        24.06.2019 11:37

        ну да, имитация — не моделирование


  1. sirrosh
    20.06.2019 16:18

    Подзаголовок:
    Потратив килограмм денег, немецкие ученые воочию и в 4к убедились, что кобальт действительно плавится довольно неохотно.
    (смайлик, пожимающий плечами)


    1. iig
      20.06.2019 19:27

      Дешевле сжечь железяку в аэротрубе, чем поднять ее на орбиту а потом случайно вместо Тихого океана уронить какой-то из городов.


  1. saw_tooth
    20.06.2019 16:21

    Не срача ради а шутки для:
    При скроллинге, страница остановилась ровно на КДПВ закрыв соответственно заголовок, и я отчего то решил, на мгновение, что статья о приготовлении изопода на костре.


  1. p_fox
    21.06.2019 08:48

    "небольшой объект в космосе размером всего около 1 см при столкновении с только что запущенным космическим аппаратом может выделить энергию, эквивалентную взрыву боевой гранаты"
    А может и не выделить. Зависит от массы объекта и скорости столкновения.
    Очередная статья на 90% заполнена водой.


  1. ua30
    21.06.2019 10:06

    Таким образом, процесс плавления самого прочного элемента спутника завершился его полным растеканием, однако, некоторые части штанги плавились не так, как было запланировано, что может быть связано либо с неправильным производством частей штанги, либо с неверными математическими расчетами разрушения элементов спутников в атмосфере.
    Расчеты это хорошо. Но сжечь, взорвать, распилить, испарить, утопить, сбросить, сплюснуть или разбить на мелкие кусочки что-нибудь — всегда очень здорово! :)


    1. isden
      23.06.2019 10:45