На железнодорожной выставке Rail Live 2019 представители Великобритании показали прототип своего водородного транспортного средства. Речь идет по поезде HydroFlex. Он состоит из четырех вагонов и локомотива, причем основой для разработки послужил электропоезд 319, создатели водородного поезда не стали разрабатывать полностью новую систему, предпочтя модернизировать старую.

В том, что над совершенствованием железнодорожного транспорта активно работают именно британцы, нет ничего удивительного. Дело в том, что железнодорожные пути в этой стране являются одними из самых старых в мире. Кроме того, страна бьет рекорды по протяженности своих железнодорожных путей — их совокупная длина составляет около 16 тысяч километров.

Электрифицированными можно считать около 50%, то есть половина железнодорожного транспорта страны работает на электричестве. На всех остальных путях катаются дизельные поезда, которые используют дорогое топливо, которое, к тому же, загрязняет окружающую среду при сгорании.

Поскольку страна сейчас постепенно переходит на экологические виды транспорта, то изменения коснулись и железной дороги. Правительство планирует вовсе убрать дизельные поезда со своих путей, правда, не сразу, а к 2040 году. Проблема с заменой и модернизацией состоит еще и в том, что перевод обычных путей на электричество — задача, которая требует большого количества ресурсов. В частности, необходимо прокладывать дополнительную инфраструктуру. Поэтому для того, чтобы избежать этой проблемы, англичане и предложили эту идею — использовать водород вместо электричества.

Идея, собственно, не является новой, французы представили прототип своего поезда на водороде еще три года назад. Кроме того, водородные поезда уже совершают коммерческие маршруты в Германии, правда, их число очень ограничено.

Британские поезда класса 319 являются очень распространенными, поэтому их и решено было преобразовать в водородные путем проведения ряда модификаций. Итоговый проект получил название HydroFlex. При этом поезд может по-прежнему использовать электричество из общей сети (включая контактный рельс), но при выходе на обычные рельсы без электричества поезд включает топливную ячейку. По словам авторов проекта, поезд так и будет работать — большую часть пути проходить по дорогам, где есть соответствующая электрическая инфраструктура, а после того, как электричество становится недоступным, вступает в дело водород.

Возможности обновленного вида транспорта уже протестированы на железнодорожном полигоне в Йоркшире, кроме того, в этом году новое транспортное средство будет тестироваться на обычных путях.

Комментарии (33)


  1. Londoner
    23.06.2019 20:11

    Кстати, а почему водородные автомобили явно проиграли по популярности электрическим?


    1. Barabas79
      23.06.2019 21:51

      Водород очень опасный и коварный газ, его смесь с воздухом взрывоопасна от нескольких процентов до примерно 90%, поэтому проще было приручить литий )


      1. BlackMokona
        24.06.2019 05:47

        А ещё для производства водорода нужно потратить кучу лишнего электричества, плюс для превращения его обратно в электричество будут ещё гора потерь. И тем самым общий КПД у водородной тачки значительно ниже общего КПД у электрической
        https://i.pinimg.com/originals/0c/93/08/0c9308c58f64660e04a4c37f18cf2c2c.jpg


        1. adictive_max
          24.06.2019 06:14

          Схема немного манипулятивная.
          Во-первых, первый шаг на обеих схемах отличается гораздо сильнее, чем кажется по названию, эффективность первого шага на правой схеме может быть не сильно выше, чем первых 3-х шагов на схеме слева.
          Во-вторых, в водородном авто батарея — буфер для сглаживания пиков, она сильно меньше, дешевле, и там вообще можно обойтись конденсатором.
          В-третьих, совершенно не учитывается доставка энергии до автомобиля и заправка


          1. BlackMokona
            24.06.2019 06:22

            Первый левый шаг менее эффективен чем первый шаг справа.
            Однако ставят батарею, значит нельзя обойтись конденсатором.
            Это у водородного автомобиля на порядок два дороже


            1. adictive_max
              24.06.2019 09:49

              В случае с углеводородным топливом — нет, там доступен дешевле химический синтез.

              Однако даже там, где нельзя обойтись конденсатором, батареи в разы меньше, чем на самых хилых электромобилях.

              В городе с избытком генерирующей мощности — возможно. Куда-нибудь на просёлочную трассу может быть в разы дешевле притаранить фуру балонов, чем тянуть ЛЭП и строить подстанцию.


              1. BlackMokona
                24.06.2019 12:49

                И какой КПД этого синтеза?
                Насколько он дороже преобразования того же топлива в электричество?


                Однако она есть и жрёт КПД системы как и батарея электроавто


                Но фуру нужно будет таранить регулярно, а на месте построить дорогостоющию АЗС. А можно было просто поставить ЛЭП и пару колонок и обслуживать их раз в несколько лет


                1. APL_not_Apple
                  24.06.2019 12:51

                  Помимо КПД, нужно ещё и учесть постоянные утечки при хранении и транспортировке.


    1. saege5b
      24.06.2019 08:35

      Водород великолепно летуч, реакционен.
      По факту, спокойно проходит через железо, вызывая охрупчивание.
      Герметизация занятие сомнительного удовольствия.
      Ещё и сжижается под большим давлением. Вики говорит что разница в объёме жидкость — газ: 848 раз.
      Добавь плотность жидкости в 0,07 г/см?, это 70 гр в литре, что не так что бы много в вопросе запасённой энергии.
      А если хранить просто под давлением, плотность хранения энергии будет ещё более унылой.
      Гидриды пока либо в эксплуатации так себе, либо запасают не очень, либо по циклам грустно.
      Да ещё и водород для гидридов и ТЭ должен быть очень чистым.


      1. APL_not_Apple
        24.06.2019 08:38

        Гидриды — ещё и в мороз не заведутся, а на жаре — самопроизвольно выделяют водород.


      1. tyomitch
        24.06.2019 10:40

        Вроде же изобретали какие-то металлические «наногубки», в которые водород впитывается и может храниться помногу и безопасно?


        1. saege5b
          24.06.2019 13:03

          Этого добра с 60-70 годов 20 века навалом.
          но при циклировании они потихонечку в нанопорошок превращаются и улетают вместе с водородом, или в производстве нифига не дешёвые, или требуют особо чистого, или рабочие температуры в 300-700 градусов. плюс ещё 100500 «маленьких недостатков».
          но у водорода самая низкая удельно-объёмная энергия, или одна из самых низких. Что бы это компенсировать. его надо утрамбовывать и утрамбовывать.


  1. tim2018
    23.06.2019 22:28

    Водород, судя по всему, прямо из окружающей среды?


    1. WinLin2
      23.06.2019 22:42
      -1

      Ветряки дают электричество, море — воду, а далее только умение.


      1. Zuy
        23.06.2019 23:05
        +1

        Так а где это умение взять? На данный момент 95% всего водорода производится из натурального газа или угля. Интернета говорят, что стоимость водорода произведенного электролизом в 4 раза выше по сравнению с другими методами.


  1. Eklykti
    23.06.2019 22:54

    На всех остальных путях катаются дизельные поезда, которые используют дорогое топливо

    а хранить и таскать с собой водород типа дешевле?


  1. tim2018
    23.06.2019 23:53

    водород: производство (без сжижения) 1 м3 — 4.0 кВт*час, теплота сгорания — 3.6 кВт*час
    бензин с учетом разведки, добычи,
    производства и доставки_____________1 л__0.83_______________________4.0
    толочь умело воду в ступе для ее нагрева?


  1. iproger
    24.06.2019 03:01

    Чего только не сделаешь чтобы не электрифицировать жд.


    1. Wesha
      24.06.2019 04:12

      Там дохуа тоннелей начала XIX века, в которые поезд и так пролезает впритык, а оставить место для контактной пути во время их прокладывания не догадались, потому что а) электростанции придумали несколько позже, б) увеличение размера туннеля = больше породы надо вынимать = надо больше платить прокладчикам, а жаба давит. В таких условиях много не наэлектрифицируешь. :(


      1. tyomitch
        24.06.2019 10:46

        Весь юго-восток Королевства электрифицирован третьим рельсом, который можно проложить в любом старом тоннеле.


      1. Am0ralist
        24.06.2019 10:54

        Ну так почему МЦК не переделывали всё советское время — потому что надо было все мосты перестраивать, как минимум. Вот и гоняли там тепловозы. Под пассажироперевозки как раз и перестраивать всё пришлось.


      1. MK_Ultra
        24.06.2019 11:46

        Там контактный рельс идет, никакую породу вынимать ненадо. это больше зависит от направления, есть электрофицированные ветки, а есть на дизелях, и видимо эти дизеля будут земенять водородными. теперь появиться новая отмазка, почему поезд отменили или опоздал — «водород улетучился», в дополнение к «Рельсы замерзли», «рельсы перегрелись», «на рельсах листья» и самая популярная — «сломался светофор».


        1. Wesha
          24.06.2019 16:26

          Там контактный рельс идет

          Точно? А двухметровые заборы с табличками каждые 10 метров "Ты сюда не ходи, а то ток нога попадёт — савсем мёртвый будешь!", которые к контактному рельсу должны прилагаться — тоже есть?


          1. tyomitch
            24.06.2019 16:40

            Заборы есть, таблички есть, только на них написано не «савсем мёртвый будешь», а «штраф ?1000»


            1. Wesha
              24.06.2019 18:35
              +1

              Хм. Может, Шотландия (где я был) настолько оборзела, что и тут решила отличиться от Великобритании?..


          1. MK_Ultra
            24.06.2019 16:41

            Приблизительно. метраж между табличками не считал, но заборы есть, инфа 100%.


  1. APL_not_Apple
    24.06.2019 05:21


  1. REPISOT
    24.06.2019 06:12

    Кроме того, страна бьет рекорды по протяженности своих железнодорожных путей — их совокупная длина составляет около 16 тысяч километров
    Рекорд чего?
    длина РЖД составляет 85,6 тыс. км
    China Railways на конец 2014 года достигла 112 тыс. км

    Рекорд плотности ЖД на площадь страны? Так это НЕ «рекорд протяженности»


    1. 5oclock
      24.06.2019 08:02

      Тоже задался таким вопросом: чьи рекорды могут бить британские ж/д?
      Может свои же?


      1. REPISOT
        24.06.2019 10:15

        Каждый новый километр — новый рекорд? Как Вояджер устанавливает рекорд дальности полета?


        1. 5oclock
          24.06.2019 11:05

          Ну типа того.


    1. tyomitch
      24.06.2019 10:28

      Это даже не «рекорд плотности ЖД на площадь страны» — Чехия втрое меньше Британии, а железных дорог в ней всего в полтора раза меньше.


  1. tyomitch
    24.06.2019 10:31

    Электрифицированными можно считать около 50%, то есть половина железнодорожного транспорта страны работает на электричестве.

    Далеко не половина: по официальным данным, электрифицированы 5766 км из 15878, т.е. 36%.