На железнодорожной выставке Rail Live 2019 представители Великобритании показали прототип своего водородного транспортного средства. Речь идет по поезде HydroFlex. Он состоит из четырех вагонов и локомотива, причем основой для разработки послужил электропоезд 319, создатели водородного поезда не стали разрабатывать полностью новую систему, предпочтя модернизировать старую.
В том, что над совершенствованием железнодорожного транспорта активно работают именно британцы, нет ничего удивительного. Дело в том, что железнодорожные пути в этой стране являются одними из самых старых в мире. Кроме того, страна бьет рекорды по протяженности своих железнодорожных путей — их совокупная длина составляет около 16 тысяч километров.
Электрифицированными можно считать около 50%, то есть половина железнодорожного транспорта страны работает на электричестве. На всех остальных путях катаются дизельные поезда, которые используют дорогое топливо, которое, к тому же, загрязняет окружающую среду при сгорании.
Поскольку страна сейчас постепенно переходит на экологические виды транспорта, то изменения коснулись и железной дороги. Правительство планирует вовсе убрать дизельные поезда со своих путей, правда, не сразу, а к 2040 году. Проблема с заменой и модернизацией состоит еще и в том, что перевод обычных путей на электричество — задача, которая требует большого количества ресурсов. В частности, необходимо прокладывать дополнительную инфраструктуру. Поэтому для того, чтобы избежать этой проблемы, англичане и предложили эту идею — использовать водород вместо электричества.
Идея, собственно, не является новой, французы представили прототип своего поезда на водороде еще три года назад. Кроме того, водородные поезда уже совершают коммерческие маршруты в Германии, правда, их число очень ограничено.
Британские поезда класса 319 являются очень распространенными, поэтому их и решено было преобразовать в водородные путем проведения ряда модификаций. Итоговый проект получил название HydroFlex. При этом поезд может по-прежнему использовать электричество из общей сети (включая контактный рельс), но при выходе на обычные рельсы без электричества поезд включает топливную ячейку. По словам авторов проекта, поезд так и будет работать — большую часть пути проходить по дорогам, где есть соответствующая электрическая инфраструктура, а после того, как электричество становится недоступным, вступает в дело водород.
Возможности обновленного вида транспорта уже протестированы на железнодорожном полигоне в Йоркшире, кроме того, в этом году новое транспортное средство будет тестироваться на обычных путях.
Комментарии (33)
tim2018
23.06.2019 22:28Водород, судя по всему, прямо из окружающей среды?
WinLin2
23.06.2019 22:42-1Ветряки дают электричество, море — воду, а далее только умение.
Zuy
23.06.2019 23:05+1Так а где это умение взять? На данный момент 95% всего водорода производится из натурального газа или угля. Интернета говорят, что стоимость водорода произведенного электролизом в 4 раза выше по сравнению с другими методами.
Eklykti
23.06.2019 22:54На всех остальных путях катаются дизельные поезда, которые используют дорогое топливо
а хранить и таскать с собой водород типа дешевле?
tim2018
23.06.2019 23:53водород: производство (без сжижения) 1 м3 — 4.0 кВт*час, теплота сгорания — 3.6 кВт*час
бензин с учетом разведки, добычи,
производства и доставки_____________1 л__0.83_______________________4.0
толочь умело воду в ступе для ее нагрева?
iproger
24.06.2019 03:01Чего только не сделаешь чтобы не электрифицировать жд.
Wesha
24.06.2019 04:12Там дохуа тоннелей начала XIX века, в которые поезд и так пролезает впритык, а оставить место для контактной пути во время их прокладывания не догадались, потому что а) электростанции придумали несколько позже, б) увеличение размера туннеля = больше породы надо вынимать = надо больше платить прокладчикам, а жаба давит. В таких условиях много не наэлектрифицируешь. :(
tyomitch
24.06.2019 10:46Весь юго-восток Королевства электрифицирован третьим рельсом, который можно проложить в любом старом тоннеле.
Am0ralist
24.06.2019 10:54Ну так почему МЦК не переделывали всё советское время — потому что надо было все мосты перестраивать, как минимум. Вот и гоняли там тепловозы. Под пассажироперевозки как раз и перестраивать всё пришлось.
MK_Ultra
24.06.2019 11:46Там контактный рельс идет, никакую породу вынимать ненадо. это больше зависит от направления, есть электрофицированные ветки, а есть на дизелях, и видимо эти дизеля будут земенять водородными. теперь появиться новая отмазка, почему поезд отменили или опоздал — «водород улетучился», в дополнение к «Рельсы замерзли», «рельсы перегрелись», «на рельсах листья» и самая популярная — «сломался светофор».
Wesha
24.06.2019 16:26Там контактный рельс идет
Точно? А двухметровые заборы с табличками каждые 10 метров "Ты сюда не ходи, а то ток нога попадёт — савсем мёртвый будешь!", которые к контактному рельсу должны прилагаться — тоже есть?
MK_Ultra
24.06.2019 16:41Приблизительно. метраж между табличками не считал, но заборы есть, инфа 100%.
Londoner
Кстати, а почему водородные автомобили явно проиграли по популярности электрическим?
Barabas79
Водород очень опасный и коварный газ, его смесь с воздухом взрывоопасна от нескольких процентов до примерно 90%, поэтому проще было приручить литий )
BlackMokona
А ещё для производства водорода нужно потратить кучу лишнего электричества, плюс для превращения его обратно в электричество будут ещё гора потерь. И тем самым общий КПД у водородной тачки значительно ниже общего КПД у электрической
https://i.pinimg.com/originals/0c/93/08/0c9308c58f64660e04a4c37f18cf2c2c.jpg
adictive_max
Схема немного манипулятивная.
Во-первых, первый шаг на обеих схемах отличается гораздо сильнее, чем кажется по названию, эффективность первого шага на правой схеме может быть не сильно выше, чем первых 3-х шагов на схеме слева.
Во-вторых, в водородном авто батарея — буфер для сглаживания пиков, она сильно меньше, дешевле, и там вообще можно обойтись конденсатором.
В-третьих, совершенно не учитывается доставка энергии до автомобиля и заправка
BlackMokona
Первый левый шаг менее эффективен чем первый шаг справа.
Однако ставят батарею, значит нельзя обойтись конденсатором.
Это у водородного автомобиля на порядок два дороже
adictive_max
В случае с углеводородным топливом — нет, там доступен дешевле химический синтез.
Однако даже там, где нельзя обойтись конденсатором, батареи в разы меньше, чем на самых хилых электромобилях.
В городе с избытком генерирующей мощности — возможно. Куда-нибудь на просёлочную трассу может быть в разы дешевле притаранить фуру балонов, чем тянуть ЛЭП и строить подстанцию.
BlackMokona
И какой КПД этого синтеза?
Насколько он дороже преобразования того же топлива в электричество?
Однако она есть и жрёт КПД системы как и батарея электроавто
Но фуру нужно будет таранить регулярно, а на месте построить дорогостоющию АЗС. А можно было просто поставить ЛЭП и пару колонок и обслуживать их раз в несколько лет
APL_not_Apple
Помимо КПД, нужно ещё и учесть постоянные утечки при хранении и транспортировке.
saege5b
Водород великолепно летуч, реакционен.
По факту, спокойно проходит через железо, вызывая охрупчивание.
Герметизация занятие сомнительного удовольствия.
Ещё и сжижается под большим давлением. Вики говорит что разница в объёме жидкость — газ: 848 раз.
Добавь плотность жидкости в 0,07 г/см?, это 70 гр в литре, что не так что бы много в вопросе запасённой энергии.
А если хранить просто под давлением, плотность хранения энергии будет ещё более унылой.
Гидриды пока либо в эксплуатации так себе, либо запасают не очень, либо по циклам грустно.
Да ещё и водород для гидридов и ТЭ должен быть очень чистым.
APL_not_Apple
Гидриды — ещё и в мороз не заведутся, а на жаре — самопроизвольно выделяют водород.
tyomitch
Вроде же изобретали какие-то металлические «наногубки», в которые водород впитывается и может храниться помногу и безопасно?
saege5b
Этого добра с 60-70 годов 20 века навалом.
но при циклировании они потихонечку в нанопорошок превращаются и улетают вместе с водородом, или в производстве нифига не дешёвые, или требуют особо чистого, или рабочие температуры в 300-700 градусов. плюс ещё 100500 «маленьких недостатков».
но у водорода самая низкая удельно-объёмная энергия, или одна из самых низких. Что бы это компенсировать. его надо утрамбовывать и утрамбовывать.