Всем доброго времени суток.

Когда я учился на первом-втором курсе универа по специальности «Информационная безопасность», многие дисциплины вызывали у меня и моих однокурсников неиллюзорное возгорание очага и которые казались нам лишними. И вот теперь, спустя некоторое время, я начал осознавать, в чем, собственно, была вся соль и решил поведать новому поколению падаванов всю суть кажущихся бесполезными учебных дисциплин и помочь спроецировать на реальную жизнь.

P.S. Я буду называть дициплины так, как они звучали в моем универе, названия могут отличаться, равно как и учебные программы от универа к универу.

Итак, поехали…

Нетехнические дисциплины:

Охрана труда

Примитивная с виду дисциплина, посвященная таким простым вещам, как стандарты среды рабочего окружения, общая техника безопасности, КЗоТ и прочие мелочи. На самом деле — очень полезная дисциплина в отношениях с работодателем. Знание этой дисциплины позволит вам не работать 24/7 без отпусков и выходных. И не позволит налюбить вас на зарплаты, бонусы, премии и прочее.

Русский/Украинский/Галактический язык

Тоже весьма полезная дисциплина, ведь больше половины поступивших, несмотря на всякие там ЕГЭ/ЗНО и прочие экзамены, могут без ошибки написать разве что слово «мну». Плюс знание этой дисциплины позволит вам нормально заполнять и оформлять документы.

Иностранный язык

Возможно я вас удивлю, однако 95% адекватной документации к ПО и аппаратуре написано именно на буржуйском языке. Также эффективнее искать помощи на разных англоязычных форумах, там коммьюнити чуть более адекватное и ответов в стиле «гугли, с**ко», «RTFM» и т.д. на них почти нет.

Психология

Достаточно простая и в какой-то степени даже забавная дисциплина. При толковом изучении позволит быстро находить общий язык с коллегами, партнерами и неадекватными клиентами (а таких много. Очень много. Тысячи их), позволяя по малозаметным признакам определять подходы к человеку.

Философия

Уровень пылающих очагов на этой дисциплине порой достигает 99%. Все зависит от темы и градуса неадеквата препода (а он высок в 80% случаев). Не знаю у кого как, а у меня препод по философии был абсолютно убежден, что без его «архиважной» дисциплины мы не будем знать ни программирования, ни администрирования, ни чего бы то ни было еще. В реале же на технической специальности философия — лучший тренажер по наливанию воды в конспекты и документацию. Ну и так, для общего развития.

Физкультура

В реале сисадмину желательно быть минимально подкованным физически, ибо стойки и ящики с оборудованием весят немало, а штатных грузчиков в компаниях обычно не держат. И если в офисе звучит фраза «нужны сильные админы» — знайте, это приехала ваша 36-юнитовая стойка и ее тупо некому занести в контору. Также пригодится всяким эникеям чтобы было проще сгибаться в букву «Зю», заползая под столы пользователям. Программистам нужна посредственно, но лучше все же себя не запускать.

История

см. «Философия»

Относительно технические науки:

Высшая математика

Холивары на тему необходимости математики программистам/админам и приближенным не утихают уже много лет. Мое же субъективное мнение — нужна, но не в том виде и не в том объеме, в котором она преподается. Изначальная цель вышмата — структурировать и развивать машинную логику в человеке, учить думать и оптимизировать алгоритмы, как если бы он оптимизировал математические выражения. По факту же выходит тупое заучивание существующих формул и алгоритмов. И любая попытка посчитать выражение иначе, чем требуется будет пресечена как заведомо неверная. В жизни же вышмат пригодится разным геймдизайнерам (в частности — геометрия и тригонометрия), программистам точных процессов (симуляции и прочее, что требует умения хотя бы приблизительно прикинуть в уме итоговое значение), алгоритмикам и остальным.

Физика

Мастхэвная наука. Знание хотя бы базовых принципов позволит достаточно быстро разбираться в любой технике. Особенно полезны разделы по электричеству и, как ни странно, классической механике. Программистам желательно знать физику для корректного описания поведения физических явлений при написании программ-симуляторов данных явлений, игровой физики, написании ПО для микроконтроллеров и низкоуровневого ПО. Админы и эникейщики могут применять эти знания при крафтинге собственных колхозных девайсов и ремонте уже существующих — рычаги, кнопки, вентиляторы в аппаратуре и т.д.

Дискретная математика

Да, это отдельная дисциплина. И куда как более важная, на мой взгляд, нежели вышмат. Это — чистая логика плюс теория графов. Идет сия дисциплина в неотрывной связи с любой электроникой и автоматикой и, по сути, представляет собой их математическое описание. Must Have дисциплина для электронщиков, ремонтников электроаппаратуры, низкоуровневых программистов, программистов микроконтроллеров и прочих, позволяющая понимать как работает все то железо, с которым они сами имеют дело.

Теория вероятностей и статистика

Скучная, малопонятная, но крайне нужная дисциплина. Хорошо изучить ее стоило бы всем ИТ-приближенным, ведь ее понимание позволяет достаточно хорошо анализировать риски в бизнес-процессах и проектах, позволяя более грамотно планировать дедлайны, бюджеты и прочие неотъемлемые элементы ведения дел в информационных технологиях.

Сугубо технические дисциплины:

Электроника

Крайне важная дисциплина для низкоуровневых программистов, ремонтников аппаратуры, админов и эникеев, позволяющая не только понимать и теоретически просчитывать работу железа, но и осуществлять ее на практике. Идет в комплекте с дискретной математикой (см. выше).

Цифровая обработка сигналов

По сути своей — теория радиосвязи, позволяющая понимать работу техники, немного абстрагируясь от железа и переключаясь на уровень сигналов и импульсов. Сюда входит изучение влияния шумов, проницательность сигнала и прочие околофизические аспекты работы электроники. Особо пригодится разным аналитикам безопасности, белым хакерам, радистам, сетевым инженерам и телефонистам.

Теория кодирования

Здесь изучается кодирование и сжатие данных, методы их генерации, сохранения и передачи по каналам связи и т.д. Идет бок о бок с цифровой обработкой сигналов. Также пригодится вышеуказанным особам.

Информатика

Проходится, как правило, на первом семестре. Весьма полезная дисциплина, на которой познаются всякие ворды-эксели. Многие возмущаются, мол, «мы тут все такие айтишники, а нам тут какой-то ворд дают». Но при этом 95% из поступивших не умеют грамотно оформлять отчеты, чертежи, расчеты, вести документацию и т.д. Девиз сих джентльменов «пробел и энтер — основа форматирования документа». Да… Поэтому на данную дисциплину, не смотря на всю ее кажущуюся ущербность, забивать не стоит — заказчик/шеф за хорошо оформленный документ только благодарен будет.

К дисциплинам вроде программирования, криптографии и прочим понятным дисциплинам вопросов, как правило нет.

Комментарии (54)


  1. androidovshchik
    01.07.2019 16:06
    +1

    > Физкультура
    Одно время не занимался, как итог появились головные боли, «мошки» в глазах. Не советую пренебрегать спортом. Движение это жизнь (с)


  1. bm13kk
    01.07.2019 16:13
    -2

    Сам факт существования названия «Высшая математика» очень ярко описывает качество нашего образования.


    1. maxzh83
      01.07.2019 16:34

      Further Mathematics лучше что ли?


      1. bm13kk
        01.07.2019 17:30

        В англии это не предмет а набор курсов.

        Хотя имхо — да, название не лучше.


        1. Doomsday_nxt
          01.07.2019 22:28

          Так и у нас — это набор дисциплин. Мат.анализ, аналитическая геометрия, линейная алгебра, дискретная математика, теория чисел, теория вероятностей, мат.статистика, интегральные уравнения, дифф. уравнения, теория чисел, численные методы…
          Не всё это выделено в отдельные курсы, но всё же…
          И вообще, моё мнение — математика программистам нужна. Она не только учит всяким численным методам, но и учит искать и находить не только решения, но НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ с точки зрения трудозатрат решения… Ну или у меня был просто хороший препод, который именно этому и учил…


          1. Makc_K
            02.07.2019 09:04

            Помимо школьного у меня ещё 2 образования IT. И каждый раз вся эта высшая математика сводилась исключительно к заучиванию формул и решению абстрактных задач, в которых надо было применить ту или иную формулу. По большому счёту тренировалась исключительно память.


            1. saipr
              02.07.2019 09:31

              И каждый раз вся эта высшая математика сводилась исключительно к заучиванию формул и решению абстрактных задач, в которых надо было применить ту или иную формулу.

              Вас не повезло с педагогами. Меня везде и всюду ругали за то, что я не знал наизусть ни одной теореме и формулы. Но изумлялись, где я учился, потому что, если возникала потребность в той или иной формуле, я ее в течении пару минут выводил. Меня не дрессировали, включая память, а учули рассуждать, мыслить, строить логические умозаключения. И в первую очередь это касается начального, школьного образования.


              1. Makc_K
                02.07.2019 09:35
                +1

                Что поделать, издержки национальной системы образования, особенно в замкадье, особенно в начале нулевых, когда «старая гвардия» уже ушла, а «новые люди» — получая копеечные ЗП работали по принципу «как платят — так и отрабатываем».


                1. saipr
                  02.07.2019 09:47

                  Замкадье здесь ни при чем, хотя… Но я учился в золотые годы советского образования: 60-е — 70-е — начало 80-х


                  1. Makc_K
                    02.07.2019 09:54

                    Замкадье здесь ни при чем

                    В провинции с кадрами всегда хуже, чем в столице. Да и с оснащением ВУЗа. Я, например, прекрасно помню занятия по программированию, когда мы в тетрадочки ручками записывали команды C++ под диктовку.


                    1. saipr
                      02.07.2019 10:22

                      мы в тетрадочки ручками записывали команды C++ под диктовку.

                      А в каком году не скажете?


                      1. Makc_K
                        02.07.2019 10:23

                        2003


                        1. saipr
                          02.07.2019 10:33

                          Годы выхода из дефолта. Я тоже под диктовку записывал, только это были годы становления программирования.


                          1. OneOfUs
                            02.07.2019 10:43

                            Я тоже в тетрадку в школе записывал текст программы, правда не C/C++, а КуМир. Но это было в начале 90-х. Компьютеры тогда у нас были советские ))


                      1. IntActment
                        05.07.2019 11:29

                        У нас также, в школе все домашние задания/контрольные по программированию на турбо паскале сдавали написанием кода на листочке в клеточку. Опечатался — всё, значит имя функции плохо запомнил наизусть, низачот (компьютер был только у 2 человек в классе, проверить было никак). Приморье, 2003 год.


                        1. saipr
                          05.07.2019 13:58

                          Да, это бред. Но это 2003 год. Что получали (да и сейчас получают) учителя? И кто преподавл! Конечно, знание функций наизусть — это нонсенс.


          1. bm13kk
            02.07.2019 12:43

            не то чтобы я интерисовался образованием после выпуска. Но я не помню ни одного вуза, где была бы сущность «набор дисциплин».

            Возможно вы имеете в виду что на одном курсе с одним преподавателем и названием информация выдернута из нескольких научных дисциплин. Но это никак не относится к обсуждению.

            В Англии именно набор подкурсов — разное время, место, преподы и названия. Тебе надо пройти M из N и получить среднюю оценку. Такого в постсовке я не встречал.


            1. Doomsday_nxt
              03.07.2019 19:55

              До слов докопаться решил?
              А прочитать внимательнее комментарий не пробовал?


    1. bm13kk
      02.07.2019 12:52
      -1

      Кажется надо немного пояснить точку зрения.

      1) Нет ни одного другого курса «Высшее Х». Где «просто Х» — вероятно школьный предмет.

      2) Нет никаких причин не называть такие сборные солянки знаний просто «Математика». Как сделано со всеми остальными курсами.

      3) Даже если у непрофильной кафедры есть 2 и больше математических курсов (сборная солянка и специализированные) все еще нет причин добавлять «высшая».

      А теперь я хочу обратить внимание на людей, которые придумали такое название и которые подтверждают программу с предметом с таким названием.

      А) Они намекают что в школе была «низшая математика». Что как минимум абсурд, как максимум — оскорбительно.

      Б) Они не видят проблем в добавлении лишнего слова, которое тратит место и время и не добавляет смысла. Как минимум, это говорит о работе на от****сь.


      1. Zenitchik
        02.07.2019 13:16

        Они намекают что в школе была «низшая математика».

        Элементарная. В школе была «элементарная математика». Не вижу в этом ничего оскорбительного.

        2) Нет никаких причин не называть такие сборные солянки знаний просто «Математика». Как сделано со всеми остальными курсами.

        Вот этот довод мне нравится.


        1. bm13kk
          02.07.2019 16:49

          > Элементарная

          Во первых, только первые несколько лет.
          Во вторых, где елементарная биология или физика? Или история?
          В третьих, Вы, как и большинство, не видите ничего оскорбительного потому что так было в детстве. Просто привыкли.


          1. Zenitchik
            02.07.2019 17:07

            только первые несколько лет.

            А школа — это и есть несколько лет. Начала анализа только последние два года дают.
            В третьих, Вы, как и большинство, не видите ничего оскорбительного потому что так было в детстве.

            Простите, а почему я должен видеть в этом что-то оскорбительное, даже если бы не привык?


            1. bm13kk
              02.07.2019 18:45
              -1

              > А школа — это и есть несколько лет. Начала анализа только последние два года дают.

              Сколько сейчас в школе учатся? 10, 12 лет? Деление на алгебру и геометрию в 5м классе. То есть елементарной математика является не больше 3х лет.

              > Простите, а почему я должен видеть в этом что-то оскорбительное, даже если бы не привык?

              Во первых, ни «элементарная математика» ни «высшая математика» не являются научными терминами. В отличие от почти (возможно и без почти) всех остальных предметов. То есть никто точно не может сказать что там учат.

              Во вторых, это слово, по сути, описывает пренебрежение. Да, греческое слово конечно срасивее чем «низшая». Проблема в том что смысл конкретно в этом случае один и тот же.

              В третьих, искуственное деление единого массива знаний по субьективному уровню сложности. В отличии от обьективного деления на более детальные куски специфических знаний. Например, математика->алгебра+геометрия. Естествознание->биология+физика. Программирование->бд+компиляторы+алгоритмы


              1. Zenitchik
                02.07.2019 18:51

                Деление на алгебру и геометрию в 5м классе.

                Насколько я помню, в справочнике по элементарной математике даже стереометрия числится.

                Во вторых, это слово, по сути, описывает пренебрежение.

                С чего Вы это взяли?


                1. bm13kk
                  02.07.2019 19:51

                  > С чего Вы это взяли?

                  Когда придумывали «высшую математику» почему-то не выбрали термин «сложная математика». Хотя именно здесь термины имеют один смысл. Точно так же, никто не скажет «низшая математика» а подберут гораздо более мелозвный и нейтральный «елементарная математика». Хотя опять, в данном случае смыл не меняется.


                  1. Zenitchik
                    02.07.2019 19:53

                    Ещё раз, с чего Вы взяли, что названные Вами термины не нейтральны?
                    Как Вы относитесь к названию таксона «настоящие киты»?
                    А к термину «элементарные частицы»?


                    1. bm13kk
                      03.07.2019 09:57

                      > Ещё раз, с чего Вы взяли, что названные Вами термины не нейтральны?

                      Из-за контекста к которому они ведут. Базовые идеи, которые использовали для создания искуственного деления предмета — абсурдны. И как бы названия не пытались крутить, они не могут скрыть той основы, из которой они появились.

                      > Как Вы относитесь к названию таксона «настоящие киты»?

                      В первые слышу. Нагуглить не смог, гугл выдал просто «синих китов». Первое впечатление — глуповатое название. Но не имея больше информации — не могу сказать может и подходящее название.

                      > А к термину «элементарные частицы»?

                      Отличное название, которое еффективно передает заложенную идею «делить дальше некуда». Хотя это и оказалось не абсолютной истиной, но название осталось.

                      Судя по вопросу, я могу сделать вывод, что Вы решили, что у меня есть неприязнь к слову «елементарная». Это не так. У меня неприязнать к контексту, который был заложен в делении одного предмета на три по субьективной сложности. Сомневаюсь что моя неприязнь изменится при изменении эпитета на синоним.


  1. abramov231
    01.07.2019 16:29
    +2

    Какие у вас простые математические предметы были. Как насчёт аналитической геометрии, математического анализа, теории функций комплексной переменной, уравнения метематической физики, теория стохастический процессов?


    1. Zenitchik
      01.07.2019 16:46
      -1

      аналитической геометрии, математического анализа, теории функций комплексной переменной,

      У нас именно эти три вещи, а ещё — линейная алгебра, записывались в зачётку как «высшая математика». И кафедра, где работали их преподаватели, называлась кафедрой высшей математики.

      уравнения метематической физики, теория стохастический процессов

      Вот этого не было. Только чуть-чуть теории вероятности.
      Видимо, кто-то на верху решил, что инженерам-технологам это не надо…


      1. Igor_O
        01.07.2019 17:38

        Только чуть-чуть теории вероятности.
        Видимо, кто-то на верху решил, что инженерам-технологам это не надо…

        С чисто формальной точки зрения, большинству программистов в частности и IT-шников вообще очень важно хотя бы прослушать курс «Теория массового обслуживания». Очень способствует, кроме пользы при написании всяких серверов и шедулеров, поиску, устранению или обходу узких мест. И да, базовые вещи из тервера там даются и активно используются.


    1. 0xd34df00d
      01.07.2019 23:13

      Методы анализа данных в метрических пространствах, алгебраический подход к синтезу корректных алгоритмов, функан, методы оптимизации, теория автоматического управления, динпрог… Да тысячи их.


    1. KoldunOne
      02.07.2019 03:06

      А также в дополнение:
      — геометрия и алгебра;
      — механика сплошных сред;
      — дифференциальные уравнения;
      — методы оптимизации;
      — численные методы;
      — метод конечных элементов;
      — асимптотические методы;
      — теория катастроф и многое другое.
      Подглядел у себя в дипломе. Всего было 59 предметов, из которых 30 «математических». При этом я учился на математика — системного программиста.


      1. saipr
        02.07.2019 10:58

        А реляционная алгебра или исчисление предикатов N-го порядка!


      1. Zenitchik
        02.07.2019 13:17

        — механика сплошных сред;

        Минуточку, это разве не физическая дисциплина?


        1. KoldunOne
          03.07.2019 01:57

          Да, мат. физика.


      1. 0xd34df00d
        02.07.2019 18:48

        Подглядел у себя в дипломе.

        Ради интереса глянул у себя. Считать долго и геморно, лучше выложу: BS, MS.


        Что самое интересное — в упор не помню «Java-технологии» (их точно не было вообще, совсем) и «Правоведение», хотя по обоим отлы.


  1. arilou_camper
    01.07.2019 16:35
    +1

    > спустя некоторое время

    В этом году выпустились?


  1. ni-co
    01.07.2019 16:35
    +4

    Хотел много написать, но буду краток.
    Во первых Вы учились в университете и уже сам факт этого подразумевает сделать из Вас разностороннюю высокообразованную личность. И во вторых хотелось, чтобы Вы задали себе этот вопрос лет через двадцать. Я, например жалею, что проспал в универе тензорный анализ.


    1. 0xd34df00d
      01.07.2019 23:16

      Только время ограничено. Я бы обменял всю философию и психологию на немножко алгебры, формальной логики и всякой там теории типов. Последнего у нас не было вообще, предпоследнее было как очень быстрый семестровый курс на кафедре без всякого глубинного анализа метатеории. Даже полноту и корректность исчислений высказываний и предикатов не то что не доказывали, а даже не упоминали.


  1. picul
    01.07.2019 16:45

    Вы наверное на философии и истории лучшем в группе были? Я смотрю воды налить Вы хорошо умеете.


  1. ShadowMaster
    01.07.2019 16:46
    +1

    Философия — очень хорошая штука, если преподаватель адекватный. Хорошо для расширения мировоззрения. Было достаточно интересно, наливания воды не было. Один семестр, 1 или 2 занятия в неделю.
    Всякая математика хороша в меру. 3 года матанализа для программистов, например, слишком много и бесполезно. Но 1-2 семестра от каждого раздела, безусловно, полезны.


    1. Jeka178RUS
      01.07.2019 20:52
      +1

      Для web и приложений для мобилок может и много


      1. Fedcomp
        02.07.2019 11:56

        Ну да, для микроконтроллеров надо знать философию, а для веб приложений не надо.


        1. Jeka178RUS
          02.07.2019 12:08

          Конечно! Первый раз проверяя светодиод очень важно каким цветом его зажечь! Красным или зеленым? Каким будет твоя карьера зависит и от этого в том числе…

          А вообще я про слишком много математики говорил :)


  1. Zenitchik
    01.07.2019 16:51
    -1

    Психология

    Достаточно простая и в какой-то степени даже забавная дисциплина. При толковом изучении позволит быстро находить общий язык с коллегами, партнерами и неадекватными клиентами (а таких много. Очень много. Тысячи их), позволяя по малозаметным признакам определять подходы к человеку.

    Вот только уровень преподавания в техническом ВУЗе при одной паре в две недели не позволяет даже приблизиться к «толковому изучению».

    К дисциплинам вроде программирования, криптографии и прочим понятным дисциплинам вопросов, как правило нет.

    Пардон, к математикам (по списку) — тоже вопросы бывают только у тупых.


  1. sbnur
    01.07.2019 17:02

    Я бы переформулировал вопрос — зачем вас учат?


  1. Griboks
    01.07.2019 17:05

    Философия намного полезнее, чем вам кажется. Она не только расширяет кругозор, но и даёт ответы на такие вопросы как:
    "как стать супер умным учёным и разбираться во всей этой науке /компьютерах /компиляторах"
    "зачем делать фичу х в проекте и почему именно с помощью библиотеки y"
    "как стать богатым /успешными /знаменитым"
    "как изобрести свой закон /библиотеку /язык /фреймворк"
    Жаль, что it-шники, которые продают свой интеллектуальный труд, не готовы умственно трудится и в филослфии, а видят в ней лиг кучу ненаучного бессмысленно бреда.


    1. Zenitchik
      01.07.2019 17:20
      +3

      Она не только расширяет кругозор, но и даёт ответы на такие вопросы как

      Вот только в технических ВУЗах под названием «философия» преподаётся то, что философы называют «историей философии».
      Она, конечно, интересна сама по себе, но мало на что отвечает.


    1. 0xd34df00d
      01.07.2019 23:18
      +2

      А можно примеры ответов на эти вопросы?


    1. daiver19
      02.07.2019 01:47
      +1

      Что-то я не припоминаю, чтоб Гегель о чем-то таком писал.


  1. fndrey357
    01.07.2019 17:06

    Как я понимаю, вы живете в РФ.
    И учитесь в РФ.

    Вы наверное очень удивитесь, когда через 5 лет после окончания института посмотрите где и кем будете работать… Напротив меня сейчас как раз сидит выпускник такой-же специальности. Перечислить его обязанности и то, чем о занимался последние 3 года — это еще десяток курсов прослушать надо…

    Кушайте знания и ртом и пОпом — никто не знает, где они пригодятся завтра. У нас из 2 групп специальности — 45 человек по специальности работает 2 человека. Вот так за 35 лет после выпуска жизнь раскидала. И хорошо, что было еще правильное советское образование. Базу не пропьешь. На ней можно в любую специальность двигаться.


  1. maxzh83
    01.07.2019 17:37

    Любой студент на старших курсах считает, что его учат фигне. Лет через 5-10 обычно мнение меняется и, как правило, в лучшую сторону. Ну и надо понимать, что ВУЗ это не техникум, где учат конкретной прикладной специальности.


    1. dikkini
      01.07.2019 20:05

      Прошло почти 10 лет. Институт научил учиться, то чем занимаюсь я, знания из института не помогли и не помогут :-). Все знания получены DYI, но чтобы DYI получился — нужна такая школа как институт. К тому же, был троечником, и чтобы не пойти в армию, институт научил выкручиваться из любых ситуаций. МИФИ.


      1. maxzh83
        01.07.2019 21:16

        и чтобы не пойти в армию

        Да, еще надо сказать спасибо армии. Это был лучший мотиватор.