Как говорится, «по следам наших публикаций». Год назад я рассказал про обнаруженную на метеорологическом спутнике США GOES-17 аварию — его инфракрасный сенсор плохо охлаждался. На прошлой неделе NASA выпустило отчет о расследовании происшествия. Полный документ мы, к сожалению, не увидим — там содержатся коммерческие и охраняемые государством секреты, опубликована сокращенная версия. Установленная причина банальна — посторонние твердые частицы в рабочей жидкости забили трубки.


Тропический шторм Барбара глазами GOES-17, 1 июля 2019, фото NOAA, в полном размере еще красивее

Борьба за живучесть


GOES-17 — второй спутник четвертого поколения геостационарных метеорологических спутников США. Его собрат, GOES-16, работает на орбите с 2016 года. Главным инструментом аппаратов является работающий в 16 диапазонах Advanced Baseline Imager (ABI). Это большой прогресс — спутники третьего поколения работали с 5 диапазонами. А чем больше диапазонов, тем выше качество получаемой информации — деревья, пожары, влажность лучше видны в «своих» длинах волн.


GOES-16/17 крупным планом, изображение NOAA

GOES-17 запустили 1 марта 2018. Спустя 12 дней он добрался до геостационарной орбиты. Еще некоторое время ушло на подготовку техники к работе, и 13 апреля была открыта крышка объектива главного инструмента ABI. Сразу начались неожиданности — на участке орбиты, где объектив освещался Солнцем, начали самостоятельно включаться охладители на тепловых трубках. Это было неожиданно, но работу автоматики посчитали нормальной. Проблемы начались 28 апреля, когда охладители включили для штатной активации ABI. За 15 минут температура испарителя (признак эффективности охлаждения) упала с 19°C до 13°, при ожидаемой -3°С, а потом начала опять расти.

На спутнике две тепловые трубки, и на следующий день их попытались проверить по отдельности. Потратив трое суток, ЦУП выяснил, что первая трубка работает чуть лучше второй, но они обе переносят слишком мало тепла, чтобы нормально охлаждать сенсор. 16 мая спутник повернули так, чтобы Солнце не светило на радиатор, но и это никак не улучшило ситуацию. 23 мая пришлось официально объявить об аномалии. С конца весны начали работать несколько команд, одна занималась расследованием происшествия, другая — попытками выжать максимум из «не тянущего» оборудования.


Пример дефектного кадра с перегретого датчика GOES-17, источник

Для нормальной работы инфракрасный сенсор должен быть охлажден. Перегретый датчик выдаст абсолютно непригодную картинку (выше). В инструменте ABI 2 канала работают в видимом диапазоне, 4 в близком инфракрасном и 10 в инфракрасном, так что проблемы с охлаждением означают периодическое отсутствие информации с 13 из 16 диапазонов. За несколько месяцев команда оптимизации смогла модифицировать режимы работы оборудования, и примерно 97% данных все-таки удается получить. Спутник объявили работоспособным 12 февраля 2019.


Пример частично пригодного кадра. Часть информации перекрыта полосами, и в целом на картинке больше шума, но такое изображение все-таки можно использовать

3% недоступности — это чуть меньше 11 суток в год. Вроде бы мало, но в требованиях к спутнику указано не больше 6 часов недоступности инструментов. Для оценки понесенных убытков, 3% недоступных данных от 100 миллионов долларов, потраченных на спутник, привели к потерям в 3 миллиона долларов, что помещает аварию в наивысший тип А по классификации NASA (убытки больше 2 миллионов).

Дело — труба



Схема охладителя, источник

Конструктивно, система охлаждения ABI представляет собой схему на тепловых трубках с вынесенным теплообменником. Теплоноситель (пропилен) испаряется в испарителе, забирая с собой тепловую энергию. В газообразном состоянии он проходит через теплообменник, попадает в конденсатор, где становится жидкостью, и, из-за капиллярного эффекта, начинает движение в обратную сторону. Проходя через теплообменник, он подогревается, частично газифицируется, но снова становится жидкостью в переохладителе. Такой вариант позволяет точнее выдерживать нужную температуру, но имеет недостаток в более протяженных трубопроводах.


Охладитель для ABI, источник

Комиссия по расследованию изучила телеметрию, документацию, нанесла визиты на предприятия подрядчиков. Непосредственная причина была ясна — охладители вместо требуемых 390 Вт отводили всего-то 10-20 Вт. Но вот с ответом на вопрос почему так, было сложнее. Были рассмотрены разные версии, от механического повреждения трубок до нерасчетной газификации теплоносителя в трубках, снижающих циркуляцию, но в итоге наиболее вероятной причиной назвали посторонние твердые частицы, которые механически забили трубки. Вообще, надо отметить, что инженеры такое не любят — иногда гипотеза посторонней частицы остается последней, когда отбрасываются все остальные варианты, и может выступать как прикрытие невозможности найти истинную причину (в тетралогии «Ракеты и люди» Б.Е. Чертока понятным языком рассказывается о расследовании аварий, рекомендую). А в отчете NASA рекомендации по улучшениям после аварии занимают целых две страницы, и только одна прямо относится к требованиям чистоты компонентов и проверки их. Все остальное — рекомендации по улучшению процессов разработки космической техники.

История с GOES-17 не совсем закончена — строятся еще два однотипных спутника. В октябре 2018 независимая комиссия по расследованию рекомендовала заменить пропилен в качестве теплоносителя на аммиак и упростить конструкцию охладителя, так что переделки задержат их запуск.

Комментарии (10)


  1. Javian
    05.08.2019 10:47

    По аналогии с термотрубками на кулерах сложно представить частицы, которые их могли бы закупорить. В компьютерном кулере в такой ситуации я бы предположил высокое давление внутри трубки, что повысило температуру закипания жидкости. Температура закипания жидкости — это порог с которого трубка начинает работать.


    1. Smbdy_kiev
      05.08.2019 14:15

      Согласен. Обычно купорит намертво. Что правда, здесь необычный контур. Как минимум потому, что роль компрессора выполняют капиллярные силы. Но всё же интересная система. С обратной связью, так сказать…


    1. BJM
      05.08.2019 14:23

      сложно представить частицы, которые их могли бы закупорить

      Например недостаточное спекание микрошариков для образования слоя для капиллярного движения теплоносителя может приветси к их отделению и движению в жидкой среде до места сужения и привести если не закупорке, то к такому увеличению сопротивления, которое бы привело к указанному снижению производительности.


  1. Igor_O
    05.08.2019 14:46
    +1

    заменить пропилен в качестве теплоносителя на аммиак

    Интересно, как они собираются получать с помощью аммиака температуру 80-90К, если аммиак где-то в районе 196К становится твердым?

    и упростить конструкцию охладителя

    А вот тут — да! Попытался понять, что есть что на изображении этого охладителя. Там очень много деталей непонятного назначения, много непонятных колен, совершенно непонятно, для чего такая длина трубопроводов.

    Javian
    Температура закипания жидкости — это порог с которого трубка начинает работать.

    Там вполне могла быть и «противоположная» проблема — вся жидкость выкипела. Если мы пытаемся отвести тепловой трубкой больше тепла, чем ее «мощность», то в какой-то момент жидкость в испарителе сначала закипает, что немного снижает «мощность», а потом выкипает полностью. И вот тут эффективность тепловой трубки падает на порядки — примерно до теплопроводности материала, из которого она изготовлена. А учитывая, что пропилен кипит при -47C, а тепловые трубки считать, кажется, так и не научились — действительно, могло все выкипеть.


    1. Javian
      05.08.2019 15:05

      Другими словами — термотрубки работают в узком тепловом диапазоне на переходе из жидкой в газообразную форму рабочего вещества.


      1. Igor_O
        05.08.2019 18:29

        Другими словами — термотрубки работают в узком тепловом диапазоне на переходе из жидкой в газообразную форму рабочего вещества.

        Ну диапазон-то, как раз, не очень узкий. Зависит от того, сколько чего налито и какое давление внутри. Но, например, для воды, при примерно любом давлении выше примерно 1000 Па (0.01 атмосферного) — при 0С вода замерзнет. Но регулируя «исходное» давление и количество воды можно в достаточно широких пределах варьировать «целевую» температуру в области нагрева при заданной температуре в зоне «охлаждения».
        Я, собственно, потому и про аммиак и 90К интересовался — аммиак при температуре ниже 195.42К при любом давлении может быть или газообразным, или твердым.


  1. red_andr
    05.08.2019 18:46

    Интересно, ведь копия этого спутника, ранее запущенный GOES-16, работает без проблем уже два года.


    1. Igor_O
      05.08.2019 20:00
      +1

      Вакуумировали трубки при чуть другом атмосферном давлении, потом при заправке системы масса рабочего вещества «отгрузилась» на полграмма меньше… И вот уже получилась разница между работающей на пределе трубкой и не работающей трубкой. А пока трубка работает, на пределе она или нет — определить примерно невозможно.
      Надо будет покопаться на досуге в бэкапах… У меня где-то были сканы распечаток тестовой установки с завода, производящего тепловые трубки. Там была интересная методика и интересные цифры.


    1. lozga Автор
      05.08.2019 20:19
      +2

      Там те же проблемы, но менее выраженные, их не замечали до анализа телеметрии. А вот два японских «Химавари» с таким же инструментом работают нормально. Прямо хоть шути про американскую кладовщицу.


  1. Gozdi
    06.08.2019 18:07

    Как версия — пропилен вступил в реакцию с элементами холодильника (что то послужило катализатором/реагентом + температура). Холодильник здорово напоминает химический каппилярный реактор + Радиация.