Итак, вы окончили вуз. Вчера или 15 лет назад — не имеет значения. Можно выдыхать, работать, не спать на парах, отлынивать от решения конкретных задач и максимально сузить свою специализацию, чтобы стать дорогим профессионалом. Ну или наоборот — выбирать, что нравится, вникать в различные сферы и технологии, искать себя в профессии. С учёбой покончено, окончательно и бесповоротно. Или нет? Или хочется (очень надо) защитить диссертацию, пойти поучиться в удовольствие, освоить новую специальность, получить корочки для прагматичных карьерных целей? А может, однажды утром вы встанете и ощутите неведомую тягу к ручке и тетради, к потреблению новой информации в приятной компании взрослых студентов? Ну и самое тяжелое — а вдруг вы вечный студент?! 

Сегодня мы поговорим, есть ли обучение после вуза, как меняется человек и его восприятие, что мотивирует и что демотивирует всех нас учиться, учиться и ещё раз учиться.



Это третья часть цикла «Век живи — век учись»

Часть 1. Школа и профориентация
Часть 2. Вуз
Часть 3. Дополнительное образование
Часть 4. Образование внутри работы
Часть 5. Самообразование

Делитесь своим опытом в комментариях — может быть, благодаря стараниям команды RUVDS и читателей Хабра чьё-то образование окажется немного осознаннее, правильнее и плодотворнее.

?Магистратура


Магистратура — это логическое продолжение высшего образования (в частности, бакалавриата). В ней даётся углублённая информация по профильным предметам, расширяется и углубляется профессиональная теоретическая база. 

Магистратуру выбирают в нескольких случаях.

  • Как продолжение бакалавриата — студенты просто сдают профильные экзамены и продолжают обучение, как на старших курсах.
  • Как углубление специалитета — специалист с 5-6 курсами выбирает магистратуру, чтобы углубить и закрепить знания, получить дополнительный диплом, а иногда чтобы просто подольше побыть студентом (по разным мотивам).
  • Как способ получить дополнительное образование на базе высшего. Очень непростой челлендж: нужно выучить «чужой» профильный предмет и поступить в магистратуру (чаще всего на платное), проходя по конкурсу с родными студентами выбранного вуза. Впрочем, вполне возможная история и именно эта мотивация мне кажется одной из самых оправданных.

Самая большая проблема магистратуры в том, что читают там те же преподаватели, что и на специалитете и бакалавриате, и чаще всего это происходит по тем же методичкам и наработкам, то есть время тратится зря. И если у бакалавров есть объективная потребность во «второй части обучения», то специалистам по тому же профилю лучше выбрать другой путь углубления знаний. 

А вот если вы решили поступить в магистратуру не по профилю, то дам вам несколько советов для подготовки.

  • Начинайте готовиться примерно за год, минимум — с предыдущей осени. Возьмите план билетов к вступительным экзаменам и приступайте к разбору билетов. Если специальность сильно отличается от вашей (экономист пошёл в психологи, программист в инженеры), будьте готовы к тому, что вас будут ждать специфические трудности с предметами. На их преодоление нужно время.
  • Задавайте вопросы на тематических форумах, сайтах, в группах. Ещё лучше, если вы найдёте человека с выбранной специальностью и расспросите его о «секретах будущей профессии». 
  • Готовьтесь по нескольким источникам, работайте над подготовкой почти каждый день, повторяйте материалы.
  • На вступительных экзаменах позиционируйте себя как специалист, который заинтересован в обучении, а не идёт ради бумажки или галочки. Это производит хорошее впечатление и сглаживает возможные косяки ответа (если это не тест и не письменный экзамен).
  • Не нервничайте — это уже не обязаловка и не долг перед родителями, в просто ваше желание, ваш выбор. Никто вас не осудит за провал.

Если вы приняли решение учиться, учитесь честно и добросовестно — всё-таки в магистратуре вы учитесь для себя.

?Аспирантура


Самый классический вариант продолжения высшего образования для амбициозных ребят, готовых сделать свой вклад в науку. Для поступления в аспирантуру необходимо сдать три экзамена: иностранный язык, философию и историю науки, профильный предмет по специальности. Обучение в очной аспирантуре длится 3 года, в заочной — 4 года. В дневной бюджетной аспирантуре аспирант получает стипендию (итого за год 13 = 12 обычных + одна дотация «на книги»). В течение обучения аспирант делает несколько основных вещей:

  • готовит своё самостоятельное научное исследование (диссертацию) для соискания учёной степени кандидата наук;
  • отрабатывает обязательную преподавательскую практику (оплачиваемую);
  • работает с научным руководителем, источниками, ведущей организацией и т.д., пишет отчёты по специальным формам;
  • выступает на конференциях и симпозиумах;
  • собирает ВАК-овские публикации в специальных аккредитованных журналах;
  • сдаёт три кандидатских экзамена (те же, что и при поступлении, только с более высоким уровнем теоретической подготовки и научного знания + перевод научной литературы).

По окончании аспирантуры (в том числе досрочном или продлённом при определённых обстоятельствах) аспирант защищает (или не защищает) кандидатскую диссертацию и спустя какое-то время получает заветное удостоверение кандидата наук, а при достижении нужных успехов в преподавании и разработке методических пособий ещё и звание доцента.

Правда, скучно? И даже немного пахнет старыми книгами, библиотечным сукном и клеем заказных конвертов. Но всё меняется, когда приходит она — армия! Из приюта тех, кто ботает, аспирантура становится предметом лютой конкуренции со стороны парней, не желающих служить. При этом им обязательно нужна именно очная аспирантура, а в ней предательски мало мест на любой кафедре. Если добавить немного блата, коррупционной составляющей, симпатий со стороны комиссии, то шансы тают…

На самом деле, есть несколько советов для поступающих в аспирантуру с любой целью.

  • Готовьтесь заранее, чем раньше — тем лучше. Пишите статьи в студенческие научные сборники, участвуйте в конкурсах НИРС, выступайте на конференциях и т.д. Вас должно быть видно в научном сообществе вуза.
  • Выберите себе кафедру, специальность и узкую тему, чтобы развивать её в курсовых, НИРС-ах, дипломе, а затем и в диссертации. Дело в том, что вузу, кафедре и вашему научному руководителю важно, чтобы были результативные защиты, а студент с настолько серьёзным подходом — практически гарант ещё одной успешной защиты, и при прочих равных выберут вас. Это прямо главный, очень весомый фактор — верите или нет, но он весомее денег и связей. 
  • Не тяните с подготовкой к вступительным экзаменам — они настигнут вас почти сразу после диплома, и это очень некстати. Хотя сдавать их достаточно просто: комиссия знакомая, ещё свежи в голове госы, иностранный язык можно сдавать тот, которым вы лучше всего владеете (например, у меня был французский — и рядом с «троечной» толпой «англичан» это был джекпот. Более того, по опыту работы с аспирантами знаю, что многие специально за 2 года до поступления начинают учить другой язык, чтобы набрать лишний балл).

Обучение в аспирантуре примерно такое же, как и в вузе: периодические лекции (должны быть углублённые, но зависит от опыта и совести преподавателя), обсуждения фрагментов диссертации с научным руководителем, преподавание и т.д. Здорово отнимает время от работы и личной жизни, но в принципе терпимо, по сравнению с дневным вузом — вообще рай. 

Оставим за скобками тему написания диссертации — это ещё три отдельных поста. Одна из моих любимых статей по теме — эта на Хабре

Защищаться или нет — исключительно ваш выбор. Вот вам плюсы и минусы.

Плюсы:

  1. Это престижно и многое говорит о вас как о человеке: усидчивость, способность к достижению целей, обучаемость, навыки анализа и синтеза. Работодатели это ценят, неоднократно замечено.
  2. Это даёт преимущества в том случае, если вы решите заняться преподавательской деятельностью в будущем или в настоящем.
  3. Кандидат наук — это уже часть науки, и в случае необходимости научная среда вас охотно примет.
  4. Это здорово повышает самооценку и веру в себя как в профессионала.

Минусы:

  1. Диссертация — это долго, вы потратите на неё очень много времени. 
  2. За научную степень надбавка к заработной плате положена только в вузах и некоторых гос. компаниях и органах власти. Как правило, в коммерческой среде кандидатами наук восхищаются, но восторг не монетизируют. 
  3. Защита — это бюрократия: вам придётся взаимодействовать с практической ведущей организацией (это может быть ваш работодатель), с научной ведущей организацией, с журналами, изданиями, оппонентами и проч.
  4. Защита диссертации — это дорого. Если вы работаете в вузе, можно добиться материальной помощи и частично покрыть расходы, в противном случае все расходы ложатся на вас: от ваших поездок, типографских и почтовых расходов до билетов и подарков оппонентам. Ну и банкет. В 2010 году у меня выходило около 250 000 рублей, но в итоге диссертация не была добита и доведена до защиты — деньги в бизнесе оказались интереснее, а работа серьёзнее (если что — немного каюсь). 

В целом на вопрос, стоит ли защищаться, с высоты опыта отвечу так: «Если есть время, деньги и мозги — да, стоит. Потом будет всё ленивее и ленивее, хотя с практическим опытом и несколько проще».  

Важно: если вы защищаетесь именно потому что вам есть что сказать в науке и нет цели откосить, закрепиться в вузе или получать аспирантскую стипендию, можно оформить соискательство — эта форма послевузовского образования дешевле платной аспирантуры, не ограничена жёсткими сроками и не требует вступительных испытаний.

?Второе высшее образование


Один из моих работодателей говорил, что не иметь два высших образования в наше время просто неприлично. И правда, рано или поздно оно к нам приходит вместе с потребностью в смене специальности, в карьерном росте, в заработной плате или просто от скуки. 

Давайте определимся с терминологией: второе высшее образование — это образование, в результате которого формируется новый специалист с определёнными теоретическими знаниями и практическими навыками, а свидетельством о нём является диплом о высшем образовании государственного образца. То есть это классический путь: от 3 до 6 курсов, сессии, экзамены, госы и защита диплома. 

Сегодня второе высшее образование можно получить несколькими способами (в зависимости от специальности и вуза).

  • После первого высшего поступить и полностью отучиться на новую специальность на дневном, заочном, вечернем или очно-заочном отделении. Чаще всего такой выбор происходит при кардинальной смене специальности: был экономистом, решил стать прорабом; была врачом, получила образование юриста; был геологом, стал биологом. 
  • Учиться на вечернем или заочном параллельно с первым высшим образованием. Многие вузы сейчас предоставляют такую возможность после первого курса и даже обеспечивают льготное поступление при среднем балле выше установленного вузом норматива. Вы учитесь на основной специальности и параллельно получаете диплом юриста, экономиста и проч., чаще всего — переводчика. Честно говоря, это не очень напряжно — как правило, сессии не пересекаются, но времени на отдых остаётся меньше.
  • После второго высшего обучиться по сокращённой программе (3 года) на смежной специальности либо на другой специальности с досдачей части экзаменов (по договорённости с вузом).

Легче всего получать второе образование в своём же вузе: знакомые преподаватели, лёгкий перезачёт предметов, часто удобные механизмы рассрочки оплаты за обучение, едина инфраструктура, привычная атмосфера, свои же однокурсники в составе группы (как правило, таких студентов несколько на поток). Но именно обучение в своём вузе оказывается самым малоэффективным в плане роста знаний и навыков, потому что происходит по инерции и больше ради «все побежали, и я побежал».  

Однако мотивы бываю разные, и стоит рассмотреть, что движет поступающими на второе высшее и как с этим связано качество их обучения, насколько окупаются затраченные силы и нервы.

  • Освоить смежную с основной специальность. В этом случае вы расширяете свой профессиональный горизонт, становитесь универсальнее и у вас становится больше карьерных перспектив (например, экономист + юрист, программист + менеджер, переводчик + пиарщик). Учиться довольно просто, в голове откладываются пересечения дисциплин. Такое образование достаточно быстро окупается за счёт востребованности дополнительных навыков.
  • Освоить новую специальность «для себя». Возможно, с первым образованием что-то не получилось и вы, заработав денег, решили воплотить мечту в жизнь — закончить тот вуз, который хочется именно вам. Это даже немножко маниакальное состояние: готовиться к экзаменам, поступать и вот уже взрослым человеком снова ходить на лекции, относясь к учёбе на 100% серьёзно. Такая учёба не имеет цели, кроме реализации желания, и зачастую может выйти боком: например, вам придётся конкурировать на рынке труда с молодыми выпускниками, снова карьерно расти, получать стартовую зарплату и т.д. А ещё, скорее всего, вы не выдержите нагрузку и либо бросите, либо потеряете важную часть жизни (чаще всего личную). Обучение без цели — очень плохо. Лучше купить отличных книг по теме и изучайте в удовольствие.
  • Освоить новую специальность для работы. Тут всё очевидно: вы знаете, ради чего учитесь и практически гарантированно окупите затраты (а иногда работодатель изначально оплачивает обучение). Кстати, подмечено: когда это работа, а не учёба-обязаловка, знания даются не в пример быстрее и эффективнее. Хорошая, правильная материальная мотивация заставляет мозг работать :-)
  • Выучить иностранный язык. А вот это не по адресу. Либо вы идёте в иняз и учитесь на дневном от звонка до звонка, либо лучше найти другие способы изучения языка, — хотя бы потому что на втором высшем у вас будут такие предметы как языкознание, общая теория лингвистики, стилистика и проч. На вечернем и вечерне-заочном это полностью бесполезная нагрузка. 

Самое опасное в процессе получения второго высшего — позволить себе учиться, как на первом: прогуливать, зубрить в последнюю ночь, игнорировать самоподготовку и т.д. Всё-таки это уже образование осознанного человека для вполне себе рациональных целей. Инвестиция должна быть эффективной. 

?Дополнительное образование


В отличие от второго высшего, это более краткосрочное образование, нацеленное на увеличение компетенций или получение новой специальности в рамках существующей. При получении дополнительного образования вы в большинстве случаев не столкнётесь с общеобразовательным блогом дисциплин (и не будете за них платить), а информация на лекциях и семинарах более концентрированная. Преподаватели разные, тут как повезёт: могут быть всё те же вузовские, а могут — реальные практики, которые знают, какой стороной подать теорию, чтобы она вам точно пригодилась. 

Существуют две формы получения дополнительного образования.

Курсы повышения квалификации (тренинги, семинары здесь же) — самый краткосрочный вид дополнительного образования, от 16 часов. Задача курсов максимально проста — расширить знания в каком-то узком вопросе, чтобы слушатель мог прийти в офис и применить их на практике. Например, тренинг по CRM поможет продажнику эффективнее продавать, а курс прототипирования поможет офисному аналитику или менеджеру проекта делать продвинутые прототипы для коллег, а не черкать на маркерной доске.

Как правило, это неплохой способ получить максимум информации, выжатой из сотни книг и ресурсов за вас, прокачать навык, разложить уже имеющиеся знания по полочкам. Только перед обучением обязательно читайте отзывы и избегайте слишком раскрученных и назойливых тренеров и учреждений (называть не будем, думаем, вы сами эти компании знаете). 

Кстати, курсы повышения квалификации — одна из нестандартных форм тимбилдинга, совмещающая общение, новую обстановку и пользу. Гораздо лучше боулинга или совместного пивопития.

Профессиональная переподготовка — долгосрочное обучение от 250 часов, в течение которого значительно углубляется специальность или меняется её вектор. Например, длинный курс Python — профессиональная переподготовка для программиста, а курс «Разработка ПО» — для инженера.

Как правило, на курс переподготовки сдаётся вступительное собеседование для выявления уровня подготовки и первичных навыков специалиста, но бывает так, что зачисляют всех (через 2-3 занятия лишние всё равно отсеются). В остальном учёба очень похожа на старшие курсы вуза: специализация, экзамены, контрольные и нередко итоговая работа и её защита. Слушатели таких курсов мотивированные, уже готовые практики, учиться и общаться интересно, обстановка демократическая, преподаватель доступен для вопросов и обсуждений. Если есть проблемы, их всегда можно решить с методистом курсов — всё же это образование за ваши деньги, часто немалые.

Кстати, как показывает опыт, в большинстве вузов самый неудачный курс профессиональной переподготовки — английский язык. Дело в том, что его ведут вузовские преподаватели, относятся к делу с прохладцей, и по сути вы просто выполняете упражнения из учебника и рабочей тетради. В этом плане хорошо подобранная языковая школа с практикой живого общения не в пример лучше, да простят меня уважаемые ФДПО российских вузов. 

Дополнительное образование — отличный способ решить проблемы с недостающими навыками, попробовать что-то новое, попытаться сменить работу или просто поверить в себя. Но опять же, читайте отзывы, выбирайте государственные вузы, а не различные «университеты всея Руси и Вселенной». 

За пределами этой статьи оказались ещё несколько видов дополнительного образования, которые не относятся к «классическим»: обучение в корпоративном университете, языковые школы (оффлайн), школы программирования (оффлайн), обучение онлайн — чему угодно. Мы к ним обязательно вернёмся в 4 и 5 части, т.к. они уже больше связаны с работой, нежели с базовым высшим образованием специалиста.

В общем, учиться всегда пригодиться, но я призываю вас быть избирательным и чётко понимать, какой именно мотив движет вами, стоит ли тратить время и деньги исключительно ради лишней бумажки или реализации внутренних амбиций.

Расскажите в комментариях, сколько у вас высших и дополнительных образований, есть ли научная степень, какой опыт был успешным, а какой не очень? 

?Алчный постскриптум


А если вы уже выросли и вам не хватает чего-то для развития, например, хорошего мощного VPS, заходите на сайт RUVDS — у нас много интересного.

Комментарии (18)


  1. Exchan-ge
    09.08.2019 12:23
    +2

    И правда, рано или поздно оно к нам приходит вместе с потребностью в смене специальности, в карьерном росте, в заработной плате или просто от скуки.


    В 1995 г., после ряда всем известных событий — практически все пром.предприятия в нашем регионе перестали существовать.
    Как следствие — все инженеры, работавшие на них, стали безработными.
    Большая часть из них нашла работу «не по специальности» — торговцами на рынках, мастерами по ремонту и проч.

    Те же, у которых была хоть какая-то возможность, были вынуждены получить второе высшее образование по специальностям, не имевшим иногда ничего общего с предыдущей (например, становились «гуманитариями»).

    Сейчас, в связи с перепроизводством специалистов по некоторым специальностям — у тех же самых людей снова возникла необходимость получения еще одного высшего образования, в совершенно новой для них сфере (несмотря на то, что «уже пенсия на горизонте»)

    В общем: «потребность в карьерном росте, в заработной плате или просто от скуки» — это далеко не основные причины.


    1. Neikist
      09.08.2019 16:21

      А разве то что вы описали как раз не «потребностью в смене специальности, ..., в заработной плате»?


      1. Exchan-ge
        11.08.2019 04:52

        А разве то что вы описали как раз не «потребностью в смене специальности, ..., в заработной плате»?


        Выживание и вопросы карьерного роста, поиска более высокой заработной платы — вещи несколько разные.


    1. grinCo
      10.08.2019 07:25

      В 1995 г., после ряда всем известных событий

      Простите, я не местный, каких событий?


      1. Exchan-ge
        11.08.2019 04:49
        +1

        Простите, я не местный, каких событий?


        Распад СССР, разрыв экономических связей, закрытие предприятий, массовые сокращения и увольнения.
        Результат — на месте нашего НПО (свыше 5000 только основного персонала) — сейчас площадка, используемая под склад.


  1. Taus
    09.08.2019 13:00

    Обучение в очной аспирантуре длится 3 года, в заочной — 4 года.

    Для некоторых специальностей (в основном научных) может быть 4 и 5 лет, соответственно.


  1. FForth
    09.08.2019 13:17

    Осваивать какие то дополнительные знания (профессии), без понимания где это будет востребовано и применено (т.е. без каких то «гарантий»), так себе идея.
    Можно, конечно, стать самозанятым, но правильно ли это.
    Или цель обучения «пристроить» себя где то?

    P.S. Хочется услышать позитивный конструктив, всё же.


    1. Verovir
      09.08.2019 16:56
      +1

      Я один из тех людей, кто получил дополнительное образование просто так — а если честно, вообще «пошла на понт» и закончила полуторогодовой курс разработки ПО (включая администрирование Unix, C/C++, Perl и т.д.) за свой счёт, убрав из жизни на время обучения всё, кроме работы. Мне это было не особо нужно по работе. Через год после окончания я ушла в ИТ, и пригодилось абсолютно всё, хотя цели не было. Благодаря этому я имею з/п х3 от средней с моей базовой специальностью (экономика).


  1. PMVyatkin
    09.08.2019 13:48

    Интересная статья, спасибо!
    Только не понял смысла в предложении «по опыту работы с аспирантами знаю, что многие специально за 2 года до поступления начинают учить другой язык, чтобы набрать лишний балл». Почему если хорошо знаешь английский, и, например, не очень хорошо знаешь немецкий лучше сдавать немецкий?


    1. Habrazovach
      09.08.2019 17:15

      Если хорошо знаешь, нет вопросов. А вот если так себе, то конкуренция ужасная и кафедра иностранного может валить. Конкретно у меня в вузе была своя языковая школа, и сдать язык на 4-5 могли только те, кто в ней отучился, а остальным 3 не хватало для поступления. Зная это расклад, все повально учили немецкий и некоторые — французский.


  1. AlexUl
    09.08.2019 15:11
    +1

    А как же прохождение доп.образование, как требование работодателя? Будь ты специалистом хоть с 15-летним стажем, из которых треть ты был тимлидом, но попытавшись устроиться поработать в школу, не важно по каким причинам, от тебя потребуют пройти доп.обрабование по работе в школе. Иногда работодателя обязывают, чтобы сотрудники имели необходимую «корочку».
    Забавнее всего, что право преподавать в университете не равняется возможности работать в школе.


    1. akryukov
      09.08.2019 16:24

      право преподавать в университете не равняется возможности работать в школе.

      На мой взгляд, это логично. У школьного возраста другая специфика, которую необходимо учитывать. Но процесс получения корочки вообще никак не связан с освоением этой разницы. Аттестация происходит формально, без реального контроля. Материал для подготовки — вода водой.


    1. Habrazovach
      09.08.2019 17:17

      Более того, в вузе по сути и нет особых требований. Например, у меня знакомый практик-С++-ник преподаёт, у него ни степени, ни звания, но после него студенты готовы писать проекты только на плюсах.

      Честно, со школой дел иметь не приходилось, — не представляю, что должно случиться с айтишником/инженером, чтобы он добровольно решил пойти педагогом в школу.


  1. 0xd34df00d
    09.08.2019 16:24
    +2

    Привет, с вами физтех, не осиливший аспирантуру по 01.01.09, начавший диссер по машинному обучению, но так и не закончивший, и не в последнюю очередь из-за эмиграции сразу после выпуска из магистратуры (ну это чтоб контекст сразу обрисовать).


    1. Вступительные экзамены халявные, всего-то историю философии сдать. Куда более важной была рекомендация с кафедры и от научрука.


    2. Кандмин тоже, в общем, простой: философия науки, английский и экзамен по специальности. Хотя тоже было забавно: на английском поставили хор после года жизни в Британии, так как на презентации (экзамен был в форме презентации научной темы), условно, держал указку не той стороной, о чем говорили на подготовке к экзамену, на которой я, естественно, не был.


    3. Какие-то занятия были только первый год, и то психология и философия. Ещё первый год выпал на 2014-й, когда Минобр что-то менял, поэтому были часы какого-то инновационного менеджмента. Все обошлось рефератом, и преподы понимали полную бессмысленность сего действа, поэтому это был первый и единственный раз, когда я содрал реферат из интернета (и заодно первый раз, когда я вообще писал реферат).


    4. Педпрактика могла быть в форме проверки заданий ЗФТШ. Ну или можно было преподавать (у нас так наш семинарист по дискрану на нашем первом курсе женился на однокурснице).


    5. Обучение на 01.01.09 занимает 4 года в очной аспирантуре.


    6. Эмиграцию надо согласовывать с деканатом, ректоратом и ещё каким-то -атом. Я этого не сделал и был в очень шатком положении.



    Теперь чуть более личное, в основном о том, почему я не осилил.


    1. Естественно, трудно учиться в аспирантуре и поддерживать адекватную связь с научруком, если ты работаешь фуллтайм в другой стране. То научрук не отвечает, то у меня встреча сорвалась. Вживую в пропахших наукой стенах ВЦ РАН обсуждать работу эффективнее.


    2. У меня немного поменялась тема. Я хотел работать над некоторыми более теоретическими вопросами машинного обучения (которые ближе к оценкам обобщающей способности и всяким там Вапникам-Червоненкисам, чем к применению нейронок для классификации котиков). Научное окружение же намекало, что это все не очень публикуемо, и лучше цепляться за нейронный хайп.


    3. У меня вообще поменялись интересы. Я как-то внезапно поймал себя на том, что машинное обучение мне интересно сильно меньше, чем кое-что другое.


    4. Качество моей научной работы стало мне казаться все более хреновым. Иначе говоря, мне было бы просто стыдно это все защищать. А впахивать было лень: см. предыдущий пункт.


    5. Жалею ли я об этом? Нет. PhD не особо нужен, даже если вы собираетесь работать дэйта сайентистом. Он нужен в других областях, но там моя тема бы и так была бы нерелевантна.


    6. Указываю ли я об этом в резюме, на интервью и так далее? Нет. Но если разговор заходит, то упоминаю (больше в контексте работы, которой я занимался).



    Ну вроде так сходу все.


  1. Nadish
    10.08.2019 00:31
    +1

    На удивление легко оказалось пройти в магистратуру (с ограничением по местам) в Германии спустя почти 10 лет после окончания магистратуры в России. Первая специальность — Микроэлектроника, новая магистратура — Биоинформатика. Вернее, технически меня одобрили на 2 программы: Bioinformatics и Computational Science, но на вторую подавалась "про запас". Оплатила семестровый взнос (300 евро, из которых бОльшая часть это студенческий проездной) и подала документы на первую.
    Процесс поступления был следующим: к апрелю 2019 подготовила переводы дипломов, несколько сертификатов с Coursera, резюме, письмо-рекомендацию от менеджера (компания не имеет ничего общего с био-тематикой). Подавала через uni-assist, в процессе 1 раз пришлось дослать документы (не сделала заверение перевода диплома бакалавра, который являлся ключевым документом). Подача на 2 специальности обошлась в 105 евро. В начале июля получила письмо, что одобрена, в начале августа забрала студенческий.
    Учёба начнётся с октября, планирую совмещать с работой (брать меньше предложенных модулей, растянув программу на 3-4 года), пока не знаю, как получится. Направление очень интересно, надеюсь, мотивация поможет дисциплине. Мне кажется, сертификаты от Coursera не сыграли никакой роли, скорее это я просто проверила себя, насколько серьёзны мои намерения (училась онлайн где-то полгода до поступления).
    Ну и да, комментарий выше напомнил, что в России у меня тоже есть история с брошенной аспирантурой по микроэлектронике (обычно про это не упоминаю). Фактически я сдавала кандидатские экзамены (было просто), а диссертации не было вообще, на тот момент важнее было работать. Не понимаю сейчас зачем тогда вообще во всё это ввязалась. В 22 был полнейший ветер в голове, надо было тогда остановиться на бакалавре.


    1. Ryav
      11.08.2019 08:59

      Так вы при этом работаете в России, а учиться собираетесь в Германии?


      1. Nadish
        11.08.2019 09:35

        Я работаю в Берлине, программистом. Во многом этим обусловлен выбор места учёбы, т.к. и в России тоже есть интересные программы, но переезд ещё раз...


  1. Takarigua
    12.08.2019 12:02

    >Расскажите в комментариях, сколько у вас высших и дополнительных образований, есть ли научная степень, какой опыт был успешным, а какой не очень?

    Окончательно решил пойти на переподготовку на Информационную безопасность. Сам по образованию даже не около ИТ (ГМУ, просто потому что не знал куда идти, да и в городе выбор направлений не особо большой, а сейчас так и вовсе 1 университет на весь город остался. Хотя, к слову, в школе сдавал как доп предмет физику, набрав так прилично баллов.), работаю на госслужбе. Всегда тянуло к компьютерам и всё что с ними связано (знакомые, которых встречал после универа, удивлялись, мол почему не отучился на какого-нибудь погромиста, многие видели меня именно в таком свете, но увы, сам не знаю). Уже успел поговорить даже с безопасниками (в нашем ОИВ, к сожалению, таких нету, но в других — нашел), сказали что процентов 80 работы бумажная, многие из них не имеют профильного образования (также шли на переобучение, многие из юристов пришли), но даже не смотря на это вникают и стараются делать техническую часть, а также что есть возможность этому всему научиться.

    Почему решил? В какой-то момент просто психанул и захотел сделать и отучиться на то, что я действительно хочу, а не на то, куда направили. Лишним не будет, в городе ни очной, ни заочной, по такому направлению, обучения нет. Есть тяга к познанию чего-нибудь нового. Посмотрю, после того как отучусь, насколько это было(будет) больно сложно совмещать с работой, и есть желание (пока что, хех) взять что-нибудь ещё, быть может, связанное с программированием. В общем вкладываться в свое образование, пока возможность есть, да и силы(наверное).

    Сказать честно, подготовил себя ко всему этому немного иначе, не насмотревшись постов о том: «Как я сменил работу и стал погромистом и получаю 100кк в наносекунду», а начитавшись о всех подводных камнях большинство ИТ составляющей, поэтому пока что ожидаю лишь сложность, боль, негатив и страдание, и не смотря на это осознано решил направиться к этому)