Диаграмма протокола BB84: поляризованный фотон передается от Алисы по незащищенному квантовому каналу и перехватывается Бобом, в то время как Ева пытается подслушать канал передачи данных. Источник: Википедия

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) создаёт департамент квантовых коммуникаций, сообщил представитель компании.

Базовая ИТ-инфраструктура компании РЖД включает свыше 70 000 км магистральных волоконно-оптических линий связи. Для строительства квантовой сети нужны так называемые доверенные узлы. Их нужно ставить каждые 100 км, поскольку передаваемый сигнал затухает и его нужно расшифровывать и зашифровывать заново. Эксперты говорят, что у РЖД такие доверенные узлы есть.

В прошлом месяце заключено соглашение РЖД с правительством России о развитии квантовых коммуникаций. Соответсвующий департамент нужен для реализации плана. Начальник департамента ещё не назначен.

Цель соглашения — сделать Россию «одним из лидеров на глобальных технологических рынках в области квантовых коммуникаций».

«В качестве основного механизма реализации соглашения будет разработана дорожная карта развития технологической области квантовых коммуникаций, предусматривающая формирование научно-технологической и производственной инфраструктуры, продвижение продукции мирового уровня, в том числе на базе соответствующих отечественных технологий, и подготовка квалифицированных кадров. Для её выполнения на условиях взаимовыгодного сотрудничества будут привлекаться партнёры (производственные, научные, образовательные и иные организации), включая субъекты малого и среднего предпринимательства, — сказано в июльском сообщении РЖД. — Развитие технологий в области квантовых коммуникаций будет строиться на принципах рыночных отношений и открытости к международному сотрудничеству при соблюдении национальных интересов».

Внедрение квантовой связи осуществляется в рамках стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД». Она предполагает модернизацию сетей и систем связи.

Также ОАО «РЖД» выступает одним из соучредителей ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» в рамках программы «Цифровая экономика». Главная задача проекта — «создание и развитие на территории России единого мультимодального транспортно-логистического пространства на основе отечественных цифровых технологий, в том числе квантовых, и отечественного программного обеспечения».

Квантовые коммуникации позволяют обеспечить безопасную передачу информации. Квантовая сеть защищает передаваемые данные благодаря фундаментальным законам квантовой механики. Она допускает транспортировку квантовой информации между физически разделенными квантовыми системами. В распределённых квантовых вычислениях сетевые узлы в сети могут обрабатывать информацию, выполняя функцию квантовых вентилей. Безопасная передача данных реализуется с помощью алгоритмов квантового распределения ключей.

Система генерирует два случайных числа для обоих собеседников, и с помощью фотонов они обмениваются ими и вырабатывают общий ключ. Именно он считается надёжным, и с его помощью шифруется основной трафик.

Новый департамент вместе с научным сообществом и технологическими компаниями будет внедрять квантовые технологии передачи и защиты данных, сообщил представитель РЖД в комментарии «Ведомостям». Цель — повысить эффективность использования инфраструктуры и безопасность железнодорожного транспорта. Сейчас РЖД «внимательно прорабатывает» перспективные направления защиты ИТ-систем, в том числе и связанных с управлением движением. РЖД готова рассматривать иностранных поставщиков технологий, однако приоритет у отечественных разработчиков, пообещал представитель госкомпании.

Квантовые коммуникации в России


В июле 2019 года президиум правкомиссии по цифровому развитию одобрил дорожную карту по развитию квантовых технологий. Её составили Российский квантовый центр и Московский институт стали и сплавов. Программа предполагает инвестиции в это направление 43 млрд руб. до 2024 года.

Квантовые коммуникации — одно из трёх направлений квантовых технологий, которое планируется развивать, наряду с квантовыми компьютерами и сенсорами. Представитель РЖД уточнил, что госкомпания будет разрабатывать для этого направления отдельную дорожную карту.

Российские компании уже тестируют квантовые коммуникации. В июне 2016 года Газпромбанк и Российский квантовый центр запустили защищённый квантовый канал связи между двумя московскими зданиями банка на расстоянии 30 километров.

В 2017 году учёные РКЦ построили и испытали первую в России многоузловую гетерогенную квантовую сеть передачи данных, где используются одновременно два метода кодирования информации, что позволяет приспособить квантовые методы защиты к существующим криптографическим платформам. Квантовая сеть состоит из трёх узлов и двух квантовых каналов, связанных друг с другом «доверенным повторителем».

Квантовая защищённая связь сама по себе может быть установлена только напрямую между двумя точками. Если сеть имеет сложную структуру, то «квантовые участки» сети необходимо связывать друг с другом узлами с повторителями, в которых используются «обычные» методы обработки данных: «Оба квантовых канала сети были созданы на участках обычных оптоволоконных сетей в Москве, один из них имел длину 30 километров, второй – 15 километров. На первом из участков данные кодировались с помощью поляризации фотонов, на втором — в их фазе. В ходе эксперимента скорость генерации просеянного ключа на первом участке составила 0,1 килобита в секунду, скорость генерации секретного ключа, пригодного для шифрования, — 0,02 килобита в секунду. На втором участке, основанном на фазовом методе кодирования, скорость генерации секретного ключа составила 0,1 килобита в секунду», — сказано в сообщении РКЦ.

В 2018 году тестировать квантовые технологии передачи данных начал «Ростелеком». Сбербанк в декабре 2017 года тоже тестировал квантовую линию связи протяженностью 25 км.

В этом году РКЦ, Газпромбанк, Сбербанк и PWC продемонстрировали работу первой межкорпоративной квантовой сети. Установки квантового распределения ключа РКЦ обеспечили сеанс защищённой видеоконференцсвязи между стендами двух крупнейших банков и международной консалтинговой компании. «Поставляемое компанией QRate оборудование может стать основой для построения всероссийской многоузловой сети защищённой связи для банковской системы и госсектора», — сказано в пресс-релизе РКЦ.

Непосредственно для видеосвязи использовался оптоволоконный канал передачи данных с двухсторонним шифрованием, обеспеченным посредством криптошлюзов компании «С-Терра». Ключи для дешифрования данных передавались по отдельному оптическому каналу с помощью установок квантового распределения ключа РКЦ и QRate.

«Мы наблюдаем значительный рост интереса к проектам квантово-защищенных линий связи со стороны крупных игроков. 5 июня в Санкт-Петербурге компанией «Ростелеком» была продемонстрирована рабочая концепция квантовой сети, в которой было использовано оборудование РКЦ и Qrate, — сказал Руслан Юнусов, генеральный директор Российского квантового центра. — Мы очень рады, что крупнейший российский оператор фиксированной связи подключился к развитию этого перспективного направления. Совместная презентация работающих установок квантовой связи между узлами нескольких партнеров демонстрирует нашу готовность к созданию полноценной всероссийской сети квантового распределения ключа, которую смогут использовать все игроки рынка».

В мае 2019 года компания «Инфотекс» представила телефон с квантовой защитой линии связи стоимостью 30 млн руб. Он защищает связь абонентов на расстоянии не более 25 км. Вероятно, аналогичное оборудование выпускают и другие компании.


ViPNet QSS Phone

Устройство ViPNet QSS Phone представляет собой стационарный IP-телефон, подключенный к клиенту квантового распределения ключей и серверу. Серийное производство первых телефонов компании стартует ближе к концу 2019 года. Компания планирует продавать свое устройство, в первую очередь, крупному бизнесу. Базовый набор аппаратуры включает один сервер и два телефона. Оборудование уже показывают и предлагают тестировать потенциальным заказчикам.

В железнодорожных перевозках системы квантового распределения ключей шифрования могут применяться, например, для целей защищённого управления перевозочным процессом, считает партнёр KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов. По его мнению, создание профильного научно-образовательного центра поспособствует разработке отечественных решений и подготовке кадров, отсутствие которых является одной из наиболее острых проблем наукоёмких технологий.
О том, как устроена квантовая криптография у нас недавно вышла справочная.

Комментарии (89)


  1. morfius86
    14.08.2019 10:11
    +3

    В период сезона билеты, пожалуйста, сделайте дешевле.


    1. jawaharlalnehru
      14.08.2019 12:49
      +1

      Думаете, Ализару это под силу?


  1. emerald_isle
    14.08.2019 10:12

    Нужны специалисты

    А ссылка на вакансии где? А условия/требования/зарплаты какие у специалистов?


    1. tonad
      14.08.2019 10:37
      -1

      Заинтересованный работник сам найдет, и будет работать за ту зарплату, что назначат а другие нам не нужны!
      s.tcdn.co/fed/80e/fed80ece-dacb-35e8-acdd-7d7e8bd40b24/1.png


      1. izoker8
        14.08.2019 11:34

        думаю это был сарказм


        1. maxzhurkin
          17.08.2019 12:27

          иногда не стоит делать это вслух


          1. izoker8
            17.08.2019 21:18

            Что именно?


            1. maxzhurkin
              17.08.2019 21:24

              Думать.
              Там тоже был сарказм


  1. staticmain
    14.08.2019 10:15
    +3

    Пусть сначала нормальные цены на билеты сделают, а потом уже в технологии лезут. Поезд дороже самолета по России.


    1. blind_oracle
      14.08.2019 10:26

      А это, кстати, много где так. По крайней мере мне на EasyJet до Берлина и обратно слетать обойдётся баксов в 80. А на поезде… мне даже считать страшно.


      Пару раз думал поехать на море с семьёй на поезде. Посчитал, решил что на машине выйдет раза в 2-3 дешевле. Даже с учетом бензина по 110руб.


      И так почти везде в Европе, а в США ЖД транспорт вообще тихо отмирает.


      1. staticmain
        14.08.2019 10:28
        +1

        А это, кстати, много где так.


        С учетом того, что в России самая развитая жд сеть по Европе (если считать Россию Европой) — такое себе оправдание


        1. blind_oracle
          14.08.2019 10:34
          +1

          Не, я не оправдываю, просто наблюдение. Я более чем уверен что они там пилят нещадно и вообще совковое заведение.


          Но, мне кажется, что стоимость поддержки инфраструктуры сотен тысяч километров ЖД путей выше чем тянуть аэропорты и самолёты. Поэтому и такой ценовой тренд везде.


          1. dzailz
            14.08.2019 11:58

            … и вообще совковое заведение.

            А что Вы этим хотели сказать? В Советском Союзе были проблемы с ценами на ЖД билеты, или вообще на любой общественный транспорт?


            1. blind_oracle
              14.08.2019 12:13
              +1

              Я имел в виду управленческие практики.


              1. asmln
                15.08.2019 07:49

                «совковые» управленческие практики позволили реализовать крупнейшую (по объёму грузоперевозок) жд сеть в мире. Постоянно её модернизировать. Сделать доступными цены на поездки.
                За годы СССР протяжённость сетей выросла в 2 раза.

                средняя грузонапряженность железнодорожных перевозок достигла 40 млн ткм брутто/км в год (при пиковых значениях на некоторых участках до 160 млн ткм брутто/км в год.), этот показатель был самым высоким в мире и в несколько раз превышал грузонапряженность железных дорог Западной Европы.
                Это из википедии.
                Жд сеть обеспечила грузоперевозки и эвакуацию предприятий в годы ВОВ.

                На мой взгляд это очень крутые управленческие практики.


            1. roscomtheend
              15.08.2019 12:41

              И даже без дотаций?


          1. glestwid
            14.08.2019 16:51

            тоимость поддержки инфраструктуры сотен тысяч километров ЖД путей выше чем тянуть аэропорты и самолёты


            Не в этом дело. Паксов транспортировать везде неприбыльно, грузы — вот это прибыль.


        1. Carduelis
          14.08.2019 11:33
          -1

          в России самая развитая жд сеть по Европе

          Так себе утверждение.
          Если судить по плотности, то даже страны бывшего СССР заметно отстают от Германии по плотности. Россию тут сложно считать, так как есть сибирь и чукотка, которые портят статистику. Но не думаю, что эта плотность центральной части России сильно отличается от Украины и Белоруси.


          А если судить по качеству, то я, пожалуй, приведу в пример пересадочные узлы и вокзалы в Нидерландах.


        1. nekkie
          14.08.2019 12:30
          -1

          в России самая развитая жд сеть по Европе


          Эмм… что, простите?
          По Швейцарии катались? По Германии? По Голландии?


          1. staticmain
            14.08.2019 12:32

            В России 85 500 километров дорог. В Швейцарии 5 000.


            1. ne_kotin
              14.08.2019 12:53
              +4

              Только это преимущественно не «сеть» а «линейка» Транссиба. На сеть не тянет.


              1. hhba
                14.08.2019 14:04

                Гм, вы как бы конечно правы по сути, но Транссиб тут упомянут зря, он меньше 10'000 километров, это никак не "преимущественно", это немногим более 10% от 85'000 км.


            1. nekkie
              14.08.2019 15:00
              +1

              В России 85 500 километров дорог. В Швейцарии 5 000.


              Площадь России 17 098 246 кв.км., площадь Швейцарии 41 284 кв.км.


      1. Kwisatz
        14.08.2019 10:58

        Мне знакомый из Мюнхена нечто про аналог проездного рассказывал, нет такого?

        За всю страну я не скажу, но бывают такие целы в рф, что страну по периметру за границей облететь дешевле чем внутри нее добираться.


        1. blind_oracle
          14.08.2019 11:22

          Ну проездные они больше внутри страны, хотя есть и какие-то международные типа Eurail Global, но он стоит больше 1к$ за 3 месяца. А глобальный проездной на Швейцарию, например, на все виды трансорта на год стоит около 4к$


          Недёшево, в общем.


          1. Kwisatz
            15.08.2019 06:04

            Ну если путешествуешь то не так уж и дорого. Про проездной прм задумываешься когда 500 баксов за неделю РЖД отдаешь, тем более, что я не в восторге от поездов.


      1. DonArmaturo
        14.08.2019 13:10

        в США ЖД транспорт вообще тихо отмирает.

        Странно как-то. У автоперевозок только одно преимущество -«от двери до двери без перевалок».
        А у ж/д в штатах (по Джеку Лондону) были крутые преференции и предложения для юзеров(!), фермеры заключали договоры на ежедневный вывоз продукции с железной дорогой. В этом случае ж/д выгодно перевезти быстро и без порчи. Куда все делось?
        Когда (при «платоновских» страстях) узнал о «миллионе дальнобойных фур в России», обалдел — и это при наших дорогах?
        В Казахстане автомобилизация дошла до крайних проявлений: нет почтового вагона в ежедневном поезде до областного центра, почту возят на грузовичке. Тоже странно.
        К чему все мои стенания? А на фоне борьбы за охрану окружающей среды ж/д представляется самым «гуманным» видом наземного транспорта.
        Ах, да: и я очень уважаю ж/д в «Цивилизации» :)


        1. blind_oracle
          14.08.2019 13:15

          Не знаю, возможно если посчитать, то получается выгоднее строить одну бетонную дорогу по которой и фуры и частники будут кататься, чем строить ЖД полотно по которому ездят иногда пассажирские\грузовые поезда.

          Ну и в США достаточно уникальная ситуация — там культ автомобилей уже лет 70 развивается, без машины много где не добраться до магазинов и т.п. Психологический фактор сильно влияет.


        1. romashko_o
          14.08.2019 18:29

          Грузовые ж/д перевозки в США еще как-то живы, во многих городах есть грузовые терминалы без пассажирских, а вот пассажирские — не очень живы. Есть только АмТрак по сути, как монополист перевозок через континент с заоблачными ценами, и кое-где региональные электрички.


          1. Cenzo
            15.08.2019 01:09
            +1

            Подтверждаю, только местечковые электрички между парой крупных городов и грузовые поезда. Оно конечно понятно при таком количестве машин и самолётов на длинные дистанции, но недоразвитость общественного транспорта у целом просто вопиющая. Мне очень понравилось при этом как организован общественный траспорт в Корее — единая карта оплаты для автобусов и метро, пересадки между ними засчитываются часто бесплатно. Сеть очень развита (плюс небольшой страны и достаточно плотной заселенности — это не «одноэтажная америка»)


            1. blind_oracle
              15.08.2019 12:45

              единая карта оплаты для автобусов и метро
              В Швейцарии аналогично. Ты покупаешь билет на зоны, по которым планируешь ехать. А чем будешь ехать — автобусом, троллейбусом, трамваем, поездом, кораблем, фуникулером это уже твое дело.

              Тоже кажется очень удобным.


              1. Cenzo
                16.08.2019 23:05

                Да, был там тоже с туристическим проездным, что само по себе очень удобная штука. В Швейцарии мне понравилось всё, кроме цен :)


      1. green_tree
        14.08.2019 13:55

        Ну в Германии есть альтернативы в виде автобусов. Да и поезда там не такие, как у РЖД.
        РЖД правильнее сравнивать с восточной Европой. Чехия, Венгрия, Румыния, Сербия и т.д. Ни у кого там нет этого "динамического ценообразования", цена не меняется (есть иногда нюансы в виде курса валют, но это мелочи). Места если есть — сел и поехал. У РЖД это же просто ад. Иногда плацкарт стоит так, что дешевле самолётом лететь.


        1. alsii
          14.08.2019 21:54
          +1

          В Германии FlixBus, который возит на автобусах по всей Европе запустил поезд FlixTrain — прямого конкурента Deutsche Bahn. Пока правда всего два маршрута по однлму составу в день, но проехать от Берлина до Бонна за 20€ приятно. Или за 10€ до Ганновера.
          На самом деле в Германии полно альтернативных ж/д компаний, хоть бы тот же Метроном на северо-западе. Но они а) региональные, б) по ценам не особо конкурируют. Если у FlixTrain получится сломать систему будет круто!


    1. vvzvlad
      14.08.2019 11:33
      +1

      А вы сначала начните нормальную зарплату получать, а потом уже комментарии на хабре оставляйте!

      Глупо выглядит, потому что никак не связано, да? Ну вот с ценами и квантовыми каналами похожая фигня.


      1. staticmain
        14.08.2019 12:30

        1. vvzvlad
          14.08.2019 12:45

          А вы сначала ремонт у себя дома сделайте, и всю одежду почините у себя и своих родственников, а потом за интернет платите, чтобы комментарий на хабре оставить!

          Глупо выглядит, да? Ну, вы поняли. Кроме того, смотреть в чужой карман — дело неблагодарное.


          1. staticmain
            14.08.2019 12:56
            +1

            Глупо выглядит, да?


            Нет. Нормальный человек сначала закрывает базовые потребности, а потом уже тратит деньги на роскошь.


            1. vvzvlad
              14.08.2019 13:18
              -2

              А, тогда докажите мне, пожалуйста, что у вас дома все отремонтировано и нет рубашек с оторванными пуговицами, и только тогда я вам разрешу писать тут комментарии.


              1. staticmain
                14.08.2019 13:23

                Ремонт у меня дома сделан, мелкие вещи типа замены полки и\или подвеса мыльницы второстепенны. Порванной одежды у меня нет — либо зашита, либо выброшена.
                Какие пруфы вас устроят?


          1. Simplevolk
            14.08.2019 14:26
            +1

            Если бы это был святой Илон, тон комментариев поменялся бы. У РЖД репутация неповоротливого монополиста.
            А что касается стоимости, то не так и дорого. Уверен, что они начнут внедрять постепенно, тем самым снижая стоимость технологии.
            А вообще, круто!


            1. keydet
              14.08.2019 14:47

              Если бы это был "святой Илон", то его бы с владельцем шубохранилища сравнивали, как менеджера с менеджером.


            1. dzok
              15.08.2019 14:00

              Пусть сначала заменят электрички из 60-70х с голыми дсп пластинами вместо сидений и отсутствующей вентиляцией на современные. Например такие, что в стольном граде, на кольце пересадочном курсируют. С туалетами, кондиционированием воздуха, нормальной приточной вентиляцией, мягкими индивидуальными сидениями и регулируемой системой посадочных лестниц дабы не прыгать с полуметровой (а кое-где и метровой) высоты на перрон и не лезть точно так же в вагон при посадке (стоянка на таких минута или меньше). И не на одном коротком направлении в центре, а по всей зоне ответственности.


      1. Ctacfs
        14.08.2019 17:04

        Глупо выглядит, потому что Вы придумали глупую аналогию. Я бы тоже так мог, но не буду.


  1. Kanut
    14.08.2019 10:26
    +2

    Это как-то связно с тем что поезда РЖДа часто ведут себя так как будто находятся на квантовом уровне физической реальности? :)


    1. blind_oracle
      14.08.2019 10:38
      -1

      Туннелируют в точку назначения мгновенно? Это точно не про РЖД


    1. Andrey_Dolg
      14.08.2019 11:02

      Ага и как-то платформа с людьми не может попасть на этот уровень.
      "
      -Ваш поезд на платформе не морочьте голову.
      -Что значит нет?! В расписании написано значит есть!

      Ну что вы опять тут ходите ваш поезд уже ушел все его нет, сдать билеты нельзя!
      "
      )))


      1. balexa
        14.08.2019 11:41
        +1

        Это вы про РЖД? Может у меня статистика конечно искаженная, но опоздание поезда в России даже на несколько минут, или неправильная информация об отправлении — это большая редкость. У РЖД много проблем, но вот конкретно с пассажирскими поездами (по крайней мере в европейской части) я проблем не видел. Чисто, новые вагоны, приветливые проводники, везде электронная регистрация.

        Из минусов разве что толпы китайцев повсюду, но это не к РЖД претензии.


        1. Andrey_Dolg
          14.08.2019 12:26

          Сей сказ больше о прошлом и на провинциальной станции. В Москве я такого не видел и все поезда ± придерживаются расписания. Касательно чистые и новые обычно от ценны зависит. =)


          1. senglory
            14.08.2019 16:57

            Особенно «радует» Deutsche Bahn после идеальной работы электричек ЦППК.


            1. OnelaW
              14.08.2019 17:22

              ЦППК у них разные составы для разных направлений. Курское почти полностью обновили составы, а Савеловское часто и с деревом и граффити 12 вагонов красно-серого ада (в девичестви рижские зеленые собаки).


            1. Andrey_Dolg
              14.08.2019 23:58

              Ну мне сложно судить, Deutsche Bahn пользовался только один раз но тогда это действительно порадовало. Ближайшее сравнение с Deutsche Bahn в плане сидячих вагонов возможно лишь aeroExpress да и то есть разница и не в пользу последнего. =)


              1. glestwid
                15.08.2019 00:57
                +2

                Поезда опаздывают и отменяются без объявления об этом, ICE Hamburg-Frankfurt прибывает на Frankfurt Hbf с опозданием на 1 час 40 минут — и это норма вещей. Да, и цена при этом за проезд раз в 3-5 выше, по сравнению, скажем, с Италией при том же расстоянии.


  1. keydon2
    14.08.2019 10:36
    -1

    Это тот телефон с алиэкспресса?
    Как всегда ализарщина не вызывает доверия.


  1. Berkof
    14.08.2019 11:15

    А я даже субьектов этого малого и среднего предпринимательства пофамильно знаю — Усманов да Фридман…


  1. vvzvlad
    14.08.2019 11:32
    -1

    РКЦ

    Российская Квантовая Церковь? :)


  1. NoRegrets
    14.08.2019 12:10

    Для строительства квантовой сети нужны так называемые доверенные узлы. Их нужно ставить каждые 100 км, поскольку передаваемый сигнал затухает и его нужно расшифровывать и зашифровывать заново
    С таким количеством промежуточных узлов, защищенность будет так себе, имхо.


    1. wataru
      14.08.2019 12:42

      Ничего вы не понимаете. Если бы могли, они бы их через каждые 100 метров ставили. Ведь на каждом узле можно распилить немного государственных денег.


  1. lebedinskiy
    14.08.2019 12:13

    Интересно, а специалистов по квантовой сети оденут как путейцев, в оранжевые жилетки?


    1. marinatou
      14.08.2019 12:20

      «Пока корабли бороздят просторы нашей родины...»
      Это же сумасшедшие деньги нужны на этот проект, может как-то разумней было их направить на модернизацию «рельсы рельсы шпалы шпалы», а то что-то мне кажется что за деньги потраченные на километр квантовой сети, можно построить 10 километров железной дороги…


    1. engine9
      14.08.2019 17:47

      А дрова в титане станут квантовыми?


    1. Cenzo
      15.08.2019 01:18

      Как минимум кот, возможно оранжевый, обязан быть нарисован на жилетке. Или не нарисован.


  1. Artemis86
    14.08.2019 12:18

    Не понял. О каких квантовых телефонах речь? А как же СОРМ?? Теперь все террористы понакупят такие телефоны и будут тайно планировать теракты? Куда ФСБ смотрит?


    1. amarao
      14.08.2019 14:58
      +1

      Квантовое ФСБ находится в суперпозиции "прослушивать" и "арестовывать" одновременно.


      1. Cenzo
        15.08.2019 01:21
        +1

        Я даже подозреваю, что эта суперпозиция будет находиться через каждые 100км в «доверенном узле». Ну кому, действительно, еще можно доверять?


  1. spax555
    14.08.2019 12:49

    Я вижу на картинке телефон Grandstream GXV3275. Цена — 11 152 р.


    1. ne_kotin
      14.08.2019 12:54

      Это без клиента квантовой сети


      1. red_andr
        14.08.2019 18:40

        Всё верно, телефон может быть любым, тут важнее сам клиент. Но я так и не возьму в толк, зачем надо было заклеивать название своим? Что за показуха?


  1. saintbyte
    14.08.2019 13:16

    А что блокчейна не будет? А то меня в начале года пытались нанять на разработку под блокчейн в Сочи как они сами назвали «подрядчик РЖД».


  1. timelle
    14.08.2019 13:44

    Квантовая сеть — которая работает и не работает одновременно, находясь в суперпозиции.
    По если её проверить…


  1. Andrey_Rogovsky
    14.08.2019 13:53
    +1

    Квантовый попил очень удобен!
    Берем обычную криптографию и прикручиваем пепяку которая должна усилить защиту на этапе согласования ключей
    Когда аудитор смотрит в пепяку и видит там неонку и думалку — то это говори о том, что он вмещался в квантовый процесс и нарушил его

    Удобненько и недоказуемо.
    А если кто реально сломает — то мы эти новости назовем фейком и запустим соловья с киселем.

    Квантовый распил! Теперь со вкусом цифровизации

    Но еще нужны козлы отпущения (специалисты) на которых мы будем вешать все косяки


  1. amarao
    14.08.2019 14:57

    Требуются квантовые проводники на квантовый рейс до Владивостока. Длительность квантового рейса — квантовая неделя в одну сторону.


  1. tgx
    14.08.2019 16:20

    Где-то можно посмотреть статистику по причинам утечек информации? Интересно, какой процент утечек был из-за перехвата и дешифровки трафика.

    Квантовое распределение ключа надежно из-за теоремы о невозможности клонирования квантового состояния. Но это теория, а на практике «железо» настоящее со своими побочными эффектами. Раньше даже из-за них коммерческие системы ломали (см. Quantum Hacking Lab). Что сейчас?


    1. red_andr
      14.08.2019 18:45
      +1

      Тоже подумал, неужели это такая большая проблема? Что, на самом деле есть случаи перехвата трафика защищённого обычной криптографией? Насколько знаю, все известные утечки информации были не по вине шифрования, а гораздо прозаичнее, вроде инсайдера, который воровал данные или хакеров, которые сломали вебморду сервака. И никакие квантовые, нейтринные или гравионные технологии тут не помогут.


      1. Victor_koly
        15.08.2019 18:35

        С помощью квантовой запутанности можно передать ключ так, что его точно никто не прочитает незаметно.


        1. red_andr
          15.08.2019 19:23

          Я в курсе преимуществ квантовой криптографии, я просто интересуюсь нужны ли они на практике. Ведь она заметно дороже обычной, которая чуть ли не бесплатна.


  1. rboots
    14.08.2019 16:23
    +2

    Теперь зайцам будет в два раза сложнее ездить на поезде. А если серьёзно, не понятно зачем? Я бы понял если бы Ростелеком, но РЖД же другие задачи решает.


    1. TimsTims
      14.08.2019 17:31

      У РЖД в собственности пути, и самое главное — столбы, по которым легко и дёшево(не надо ни у кого арендовать) можно протянуть волоконные кабели. А раз такое преимущество, почему бы его не реализовать ?


  1. pfihr
    14.08.2019 16:30

    В квантовой сети отлично могут проходить квантовые транзакции от государства.


  1. Bolotnikoff
    14.08.2019 16:57

    И чего я не удивляюсь что инфотекс тут тоже засветился


  1. Ctacfs
    14.08.2019 17:13
    -1

    Смешно в одном предложении выглядят «национальные интересы» и «в рыночных условиях». А заключение соглашения с правительством, это рыночные условия? Ну ладно.


  1. evgen
    14.08.2019 18:40
    +2

    А разве это не нарушает всю идею квантовой передачи данных — расшифровывать данные каждые 100км?


    Китайцы вроде научились передавать на расстоянии нескольких тысяч километров без промежуточных узлов.


  1. alsii
    14.08.2019 21:59

    пааадумаешь квантовая сеть! Вот я с месяц назад ехал в купейном вагоне с гравитационным туалетом...


    1. dzok
      15.08.2019 14:08

      Вот удивил — гравитационный. У них нередко и антигравитационные стоят!


  1. kabuto
    15.08.2019 01:56

    Квантовый — это как я понимаю трендовое слово для обычного количества денег, выделяемых на поддержку работы оптоволоконной сети.


  1. Victor_koly
    15.08.2019 12:36

    Система генерирует два случайных числа для обоих собеседников, и с помощью фотонов они обмениваются ими и вырабатывают общий ключ. Именно он считается надёжным, и с его помощью шифруется основной трафик.


    Вот это похоже на правду. А вот это — нет:
    Она допускает транспортировку квантовой информации между физически разделенными квантовыми системами.


  1. kabuto
    16.08.2019 03:30

    Кстати последний квантовый аромат странности — то что в РЖД все написано на ruby on rails. Даже, как выяснилось на собеседовании, система контроля соответствия рельсовой кадки колесу вагона =))


    1. Victor_koly
      16.08.2019 11:27

      Давно известный фреймворк на Ruby, почему бы не использовать? Но что-то Вы шутите, эта «система контроля» точно в вебе должна работать?


  1. ring1956
    16.08.2019 14:42

    Сначала дайте четкое математическое определение квантового компьютера, как дал его Тьюринг для обычного. Пока это чистый кот Шредингера, который то ли жив, то ли мертв. Определения пока нет, потому дискуссии и гранты бессмысленны.