Оговорюсь сразу, что продукт и продвигал очень громко сказано, т.к. сейчас это больше похоже эксперимент.

Продукт — это мои картины. Продвигал — это попытки понять, как там все это устроено. Попробовать набрать подписчиков, не вваливая туда большие бюджеты и тонну времени.
Есть интерес применить свои знания и опыт в другой сфере, все-таки социальные сети это не моя стихия, там царят немного другие законы, как мне кажется.
Но люди то везде одинаковые, подумала я, и решила попробовать.
Итак, профиль по продаже картин в Instagram стартовал 16 августа сего года.
Времени прошло совсем мало, но выводы кое-какие я сделать успела.
Под катом сказка о том, как я к этому пришла и суровая правда жизни о том, какие шаги делала и выводы, которые сделала.

Сказка о том, как все начиналося


Жила-поживала да бед не знала я, дизайнер-проектировщик.

Как все приличные люди в царстве, имела аккаунт в Instagram (@alisekim), исключительно для услады души девичьей.

Особо им не занималась, фотки выкладывала как хотела и когда хотела. Имела 400 подписчиков и горя не знала. Жила и не ведала, что где-то за дальними морями и высокими горами существуют такие невиданные звери как масслайкинг, массфолловинг, прайм-тайм постинга и отписка. Не жизнь, а сказка короче.

И было у меня хобби малое — картины рисовать. Да не простые картины, а абстрактные. На любителя лютого да редкого, несмотря на бум нечисти разной в современном-то, да искусстве.
Но дарить, продавать умудрялась я, не прикладывая в этом усилие. Совершенно случайнейшем образом.

И пришло чудо-юдо заморское, с нехорошими мыслями странными. Заронило оно в душу девичью, душу девичью неповинную, мысль корыстную да недобрую. Дескать девица красная, что фигнею ты маешься, да картины раздаривашь, продавать тебе надобно, там за морями да за горами, спрос на них будет всяческий.

Повелась девка глупая да на речи на льстивые, повелась да поехала в тридесятое царствие, там где горы высокие и моря там где дальние. Где чудовища разные и отписка жестокая.

Возомнила себе девка красная, да почуяла силь богатырскую. Оседлала все знания, обвязался опытом и помчалась на гибель свою, да на верную.

Тут и сказке конец подоспел очень вовремя…

Дальше наступили суровые будни


Что я имела на входе, т.е. на тот момент, когда решила заняться открытой продажей своих картин в Instagram:

  1. 5-8 реально проданных картин;
  2. Не вспомню какое количество подаренных;
  3. Какое-то количество свободных картин, с которыми можно начать и даже сделать запас постов на будущее, т.к. рисунком я занимаюсь не по графику, а по душевным порывам;
  4. На основании того, кто покупал, для чего или кого покупал, просил подарить, примерное понимание своей целевой аудитории (далее ЦА);
  5. Профессиональный опыт, который мог бы быть мне полезен (надеюсь) для продвижения аккаунта;
  6. Желание попробовать себя в чем-то новом и при этом стойкое нежелание вкладывать в это много денег;
  7. Понимание, что в виду ограниченного количества часов в сутках, времени заниматься своим продуктом будет очень мало. Соответственно, результат будет примерно такой же. Это важно понимать на входе, я считаю. Что бы не ждать потока звезд с интернет неба.

Изучение основ


Это как с новым проектом. Хочешь найти ботинок — думай как ботинок)

Первым делом я подписалась на smm-продвиженцев и почитала основы про то, как правильно оформлять шапку, ленту и пр. Узнала новое слово контент-план и на этом успокоилась.

Это было большой ошибкой. Если все-таки решила ввязаться, то, будь добра, удели этому больше времени. Подумай, продумай. Нельзя вот так начать махать шашкой, толком не разобравшись как оно там устроено.

Благодаря моей лени на свет появилось несколько довольно тухлых постов с неинтересным текстом, написанным не понятно куда и для кого. Текст, конечно, можно переписать, но идей ноль, потому что голова уже забита планами вперед.

Короче, вдумчивое изучение и разработка стратегии наше все.

Изучение прямых конкурентов


Тут все оказалось намного сложнее, чем в реальной жизни.

Опираясь на свою специфику, а именно продажу абстрактных картин, искала художников, которые работают в похожем стиле.

Смотрела наших, родных, так как сейчас планирую продажи только по России.

Что смотрела в рамках своих целей: как оформляют ленту, сколько подписано на них, на кого подписаны они.

О чем пишут и как пишут, как часто выкладывают, какие ставят хэштеги, что показывают в сторис, какие посты набирают больше лайков.

Не прямых конкурентов пока не трогала. Дойду еще.

Из полезного


  • Нашла несколько площадок для бесплатного и платного размещения своих работ;
  • Оценила общее состояние дел «на рынке»;
  • Подсмотрела, в копилку, несколько интересных идей оформления, тем и хэштегов.

Из минусов и трудностей


Ответ на главный мой вопрос: кто же и почему покупает абстрактные картины не нашла.

Объясню причину, как я ее вижу. В реальном мире проще нарыть информацию о конкуренте.
Вот этот успешный, потому что у него А, Б и Д. Он делает это, это и вот еще немного из этого. А вот этот так себе, и сайт (приложения) не удобный и кнопочка какого-то цвета странного. А вот тут задумка ничего, но реализация подкачала. Берем на заметку, посмотрим как нашим зайдет.
В ходе интервью, опять же, ничто не мешает спросить у пользователя про конкурента: как нашел, почему остался или ушел, что покупает, как часто, для чего, что нравится, что не нравится. Куча информации для анализа и выводов.

В Instagram же махровым цветом процветает массфолловинг (подписка на всех и вся. Делается с целью ответной подписки) и всякие там лайк-таймы и масслайкинги (каждый друг друга лайкает, в ответ получает лайки), ну и продвиженцы не дремлют, приводя клиентов. Поэтому, лично мне, тяжело вычислить насколько реально обстоят дела у гражданина с тысячью и десятью тысячами подписчиков, например.

Кто из подписанных реально покупает или интересуется, а кто просто так подписался.
Из поставленных лайков кому действительно нравится, а кто просто так тыкнул.

Может же оказаться, что пользы от тысячи подписчиков гораздо больше, чем от десяти тысяч.
Можно, конечно, заморочиться, и пройтись по каждому подписчику, чтобы понять кто он и чем дышит, но это просто уйма времени.

Или начать в директ лезть с вопросами, но в нашем мире прогрессирующей паранойи недолго и по виртуальной морде схлопотать.

Пока решила опираться на собственные гипотезы и проверять придуманные решения.

Целевая аудитория и тексты


Для начала расскажу, что я знала о своей предполагаемой аудитории из жизни off-line.

Мужчины


  • Из знакомых мужчин картины не нравились почти никому, может быть всего пару штук из всего набора;
  • При этом, именно мужчины покупали или брали в подарок картины для женщин (мама, дочь, жена, подруга, любовница);
  • Был, если не ошибаюсь, один мужчина, который взял себе в подарок, «потому что клево» (цитата)

Основные мотивы:

  • Штучный экземпляр;
  • Была важна энергетика художника;
  • Хотелось произвести впечатление и/или удивить;
  • Женщина попросила сама. Кстати с «попросила сама» был интересный кейс. Сын купил определенную картину для мамы, по ее просьбе, потому что картина напомнила ей любимого, но умершего кота. Теперь стоят рядом кот и картина. Чем похожи, я не знаю, но главное, что мама довольна.



Женщины


Из знакомых женщин картины нравились всем. Не знаю, может врали…

При этом женщины покупали или брали их в подарок себе.

Основные мотивы:

  • Штучный экземпляр;
  • Важна энергетика художника;
  • Сделать дом более привлекательным, уютным;
  • Привлечь внимание гостей и похвастаться хорошим вкусом. Женщины мысленно примеряли каждую картину в свой интерьер, думали с чем можно или нельзя сочетать, где будет удачнее всего смотреться и пр. Мужчины о таких «мелочах» даже не вспоминали. Будущим местом дислокации картин выступали чаще всего гостиная и детская. Меньший процент попадал на кухню и прихожую.

На основании вышеизложенного была выдвинута гипотеза о таких сегментах ЦА.

Основной (именно на нее я сейчас делаю упор)


Мама, жена, возраст от 25 до 34 (примерно). Она заботится о своей семье, доме. Стараясь сделать дом уютным, тщательно подбирает все элементы декора, продумывает, как они будут сочетаться между собой. Достаточно современная и образованная. Кроме домашнего уюта, ей будет приятно, если гости обратят внимание на интересные детали интерьера, спросят где купила.

Заботиться о своем ребенке, ей не все равно, как будет выглядеть детская и чем она будет наполнена.

Добавлю, что интереса ради и для проверки гипотезы о том, что основная ЦА — женщины, я оплатила 3-х дневное продвижения одного поста. Статистика переходов: женщины — 67%, мужчины — 33%.

Самый активный возраст 25-44 года.

Делаю вывод, что гипотезы про ЦА пока подтверждаются

Где искать?

Возможно в таких аккаунтах как:

  • Дизайн интерьера и похожие тематики;
  • Кулинария;
  • Дети;
  • Мода и стиль;

Выбрала самые очевидные. Про более узкие еще не думала

Чем привлечь?

На данный момент я экспериментирую с текстами, т.к. не раз замечала, что в комментариях благодарили именно за интересный текст.

Да и я сама в основном аккаунте по-большей части подписана на тех, от кого получаю интересную информацию.

Итак про тексты. Сейчас в контент-плане у меня лежат посты разбитые на две категории.
Первая категория — развлекательная и интересная информация. Пока про цвет. Есть, например, пост с заголовком «Каким цветом кормить мужчину» или «Почему доллар зеленый»
Вторая категория — продажная (как бы двусмысленно это не звучало). Хочется не гундеть под каждым постом «Ах, посмотрите, ну разве это не чудо-расчудесное», а давать полезную информацию и в тоже время пытаться продать. Готовы темы про интерьер детской и как развлекать ребенка с помощью картин.

Сейчас есть такая предварительная статистика: пост фото + текст о том, как цвет помогает снизить аппетит набрал 27 лайков.

А пост с картиной и моими мыслями относительно абстракции (жалкие попытки распространить энергетику автора) — 18.

Для себя сделала вывод, что пока буду экспериментировать с полезными советами и интересными фактами. Распространение энергетики отложу до лучших времен.

Второстепенный


Мужчины творческих профессий, такие как фотограф, дизайнер.

Возраст от 20 до 30 (примерно). Любят наполнять свое пространство необычными штуками или теми предметами, которые будут хорошо смотреться в кадре (с ним или без него).

В тренде и на волне, так сказать. Возможно, способны на спонтанные покупки. Сейчас кажется, что их заинтересует покупка картины, которая вызовет в них эмоциональную реакцию или кто-то скажет, что вон в том профиле очень интересные и необычные штуки. Не знаю, насколько я права, пока приблизительно так.

В каких аккаунтах искать?

  • Их собственные. Искать по хэштегам;
  • Тату;
  • Клубы;
  • Барбершопы;
  • Саморазвитие;
  • Психология;

Опять же, пока сосредоточилась на основных и очевидных, как мне кажется.

Чем привлечь?

Вот ту пока темный лес, так как, если честно, я понятия не имею. Есть предварительные мысли писать про значение цвета, что-нибудь про астрологию (например цвет и знак зодиака), опять же, про влияние цвета, но отойти от женской темы про мужчин и похудание.

Загадочный


Сюда попали те люди, про которых я ничего пока не могу сказать, но они тоже покупают абстрактные картины.

Случайно, в подарок, себе, другим. Вариантов масса.

Где искать?

Я работаю топорно: захожу в профиль художника с похожей стилистикой, смотрю подписчиков и лайками обращаю на себя внимание. Логика простая: если подписался, возможно человеку такое нравится.

Пока могу сделать вывод, исходя из пересмотренных профилей, что это может быть кто-угодно. От серьезного юриста или сурового качка, до бабушки-огородницы.

Чем привлечь?

Пока даже не думала, слишком размыто все и зыбко. Чтобы не распыляться, сосредоточилась на основном сегменте. Попутно думаю, что писать для сегмента номер два. Пока в качестве закидывания удочки: зайдет/не зайдет.

Если подводить итог этого раздела, то основной фокус и думы глубокие про то, какую ценность может принести мой «продукт», чтобы удерживать старых и привлекать новых подписчиков.

Под «ценность» я сейчас имею в виду не сколько картины, а интересные и полезные посты.

Еще есть мысли рисовать картины для каждого знака зодиака. Тексты есть, а вот картин пока нет. На данный момент я считаю это неплохой идеей, так как снимается вопрос «Что подарить?».

Астрологией, кстати, увлекаются как мужчины, так и женщины. Иногда мне кажется, что мужчины даже больше. Поэтому получается достаточно универсальная вещь.

Думаю вот, может цитаты писать? Люди любят цитаты. Но это как-то банально, что ли.

Продолжать эксперименты к текстами и отслеживать, какие набирают больше лайков. Пока других ориентиров у меня нет.

Без лишних приседаний понятно, что я хочу заработать денег и раскрутиться. Но «Спасибо, я достаточно зарабатываю» (с), чтобы делать это и для души. Хотя с точки зрения бизнеса, стратегия так себе получается.

Визуальное оформление


ФУУУ. Это последний пункт. Итак слишком много получилось.
Постараюсь быть краткой.

В Instagram внешний вид ленты играет очень важное значение, поэтому с этим стоит заморочиться.

Это не было для меня открытием, потому что правило работает не только в Instagram.
Изначально поставила себе задачу, чтобы было понятно, информативно и в меру «живенько».

Как решила проблему с пониманием:

Сразу приучать людей к тому, что пост с картиной — там полезный совет и продажа, а пост с фоткой — там какая-нибудь развлекуха. Первые посты пошли комом, как я уже писала, но сейчас выравниваюсь.

Информативно:

  • Первое фото — картина в полный рост на стене. Второе — крупное фото картины. Идеи креативной демонстрации кусками, перекрытиями, одна картина размазанная на несколько постов отмела сразу;
  • Сразу пишу цены. Прям бесит вот это вот: цена по запросу!
  • Никаких рябых фонов, которые отвлекают от продукта;
  • Размещение на белой стене. Так воспринимается лучше и опять же не отвлекает. В размещении на белом фоне есть еще один плюс: среди ярких фото в Instagram белый фон больше обращает на себя внимание.



Живенько:

Экспериментируя с размещением визуала, скрепя сердце, решила размещать и на цветном фоне тоже. Яркие вбросы делают ленту более динамичной, а так скучно получается.

Идеально было бы еще найти приложение с интерьерами. Показать продукт в контексте, так сказать, но с этим у меня пока проблемы. Приложения не нашла. Возможно, прийдется делать на компе, но пока не очень хочется.

На данный момент запланированным визуалов я довольна. Главное, постараться его придерживаться.



С чем у меня возникают явные проблемы, так это с постоянным постингом в сторис.
Я откровенно не знаю, что выкладывать. Смотрела как делают другие — не помогло.
Причисляя себя к припорошенным пылью интровертам, который научился общаться с людьми, не могу заставить себя выкладывать посты с демонстрацией себя и своей жизни.
Пока выкладываю природу, цветочки, росточки и прочую фигню.

Выводы


Ну что сказать? Пока нелегкое это дело из болота тянуть бегемота.
Интересное, но нелегкое.

Своему продукту нужно уделять значительную часть времени, которого у меня нет. Это проблема номер раз.

Остальные проблемы я описала в предыдущих разделах.

В планах эксперименты с текстом, картинами, привлечением.

Копнуть глубже в интернеты, форумы, знакомых для уточнения вопроса, кто и почему покупает абстрактные картины.

Многое оставила за кадром этой статьи, потому что и так получилось достаточно длинно. Сама не ожидала.

Если было интересно и полезно — дайте знать, напишу про остальное или продолжу писать, по мере получения выводов.

Или вопросы есть, на которые хотелось бы получить более развернутые ответы.

Ну и напоследок спонсор данного поста @alisekim_art — мой многострадальный аккаунт.

Комментарии (16)


  1. vassabi
    29.08.2019 21:17

    Итак, профиль по продаже картин в Instagram стартовал 16 августа сего года
    т.е. не прошло и двух недель?
    и как продажи? (в щтуках хотя бы)


    1. annakanunikova Автор
      29.08.2019 21:18

      Никак. Пока не цепляет


      1. ZekaVasch
        30.08.2019 02:40

        Но уже созрел материал для хабра как стать успешным в продаже картин в инстограме


        1. annakanunikova Автор
          30.08.2019 05:41

          Конечно созрел. Потому что, все эти шаги делает практически каждый проектировщик в своей работе. Тут не про успех в инсте, а про ошибки и шаги, если вы не заметили.
          И не будьте голословны, фразу мою похожую на «Ребзя, все сюда. Здесь вас ждет успех и миллионы» киньте, плиз. Очень интересно, где это я так облажалась.


          1. pda11111
            30.08.2019 09:51
            +1

            За две недели настоящие ошибки только начали потихоньку проявлять себя, рано и утверждать, что то что вы назвали ошибками до этого, не оказали больше положительного влияния, чем отрицательного


            1. annakanunikova Автор
              30.08.2019 10:09

              Посмотрим. Время покажет.
              Пока, это больше похоже на эксперимент со своей базой знаний, если можно так сказать))


      1. SatyrB
        30.08.2019 10:03

        Такую тему стоит продвигать в ключе Digital Rarities. Арт-объект на блокчейне.


      1. MrMcDiggens
        30.08.2019 19:48

        а формирование стоимости работ — на основе анализа конкурентов? возможно этот вопрос стоит больше проработать


        1. annakanunikova Автор
          30.08.2019 19:52

          Нет, стоимость работ основана на тех ценах, по которым у меня покупали off-line.
          А что значит больше проработать? Указанная стоимость это дорого или дешево?
          Интересно ваше мнение


  1. Barbaresk
    30.08.2019 19:04

    Да вполне на кота похож


    1. annakanunikova Автор
      30.08.2019 19:55

      Серьезно?))) Я сколько не смотрела, сходства так и не нашла) Почему-то у нескольких знакомых эта картина вызвала абсолютно другие ассоциации, даже близко с котом не связано)
      Думаю, что абстракция основана не на восприятии лоб-в-лоб, а на более личных эмоциях, так кажется


      1. nochkin
        30.08.2019 20:33

        Если посмотреть на взгляд кота, а потом на картину, то параллель начинает чувствоваться. У меня так.


  1. slgero
    30.08.2019 19:52
    +1

    Есть у меня знакомая @tanlbdv, которая рассказывает, как можно продвигать свой аккаунт, возможно, вам будет полезно


  1. ilya-ivanov
    31.08.2019 17:46
    +1

    Я не эксперт по Инсте, но в своё время был кое-какой опыт работы с продвижением разных штук в разных рынках. Заметки на полях:

    1. Строить гипотезы на малых выборках — вредно

    Когда вы оперируете единичными продажами, любое наблюдение будет в пределах случайности или погрешности. Ну то есть, если у вас 2 продажи и одну из них сделал, допустим, хромой пенсионер-кошатник — это вовсе не значит, что хромые пенсионеры-кошатники составляют 50% вашей ЦА :) Кроме того, перелить ~50 подписчиков из аккаунта с 400 — это само собой должно получаться, без всякого маркетинга и сложных теорий, поэтому никаких глобальных выводов из этого делать не нужно.

    2. Мудрить — не значит продавать. Инструменты большого маркетинга не предназначены для микробизнеса

    Портреты покупателей выделять нет смысла (см. п.1). У вас по определению будут довольно разношерстные клиенты. Нет смысла группировать их и сегментировать ЦА. Тут либо каждый клиент образует отдельную группу, либо получатся слишком общие признаки. Заметьте, под ваши два портрета (женщины + мужики творческих профессий) попадает практически вся инста :) Такое сегментирование не даёт никакого профита, потому что у всех этих людей разные вкусы, разный образ жизни, разные интересы. Эта сегментация не влияет на тактику продаж.

    Вообще, если вам кто-то в контексте Инсты и SMM (на курсах и т.п.) начинает затирать что-то из «взрослого» маркетинга (ёмкость и объем рынка, потенциальный спрос и т.п.), гоните в шею. Для всех этих понятий существуют точные определения и формулы расчёта, математический аппарат. В смм они сродни карго-культу)

    3. Мышление с позиции ценника даст больше толку

    Не забывайте, что цена должна примерно соответствовать уровню доходов покупателя и, в данном случае, стоимости того окружения, для которого картину покупают. Поэтому ценник влияет на модель продаж больше, чем что бы то ни было.

    Если у вас продукт со «средней» ценой под «средние» доходы — это не только хорошо (потенциальных покупателей много), но и плохо (максимум конкурентов, расходы на рекламу распыляются, низкая конверсия).

    Подход «от ценника» гораздо конструктивнее. Возникает понимание, что товар — это (условно) не «картина», а «хендмейдовый подарок за 100 баксов». Как только вы начинаете думать в этих категориях, представление об аудитории, конкуренции и самом продукте меняется. Вы быстро перестанете ориентироваться на всякую стереотипную ерунду, типа «мужчин творческих профессий»* и начнёте искать тех, кто реально готов дарить кому-то хендмейд за стольник. Угол зрения совершенно иной. Иногда в результате и сам ценник тоже двигается, причем не обязательно вниз.

    * Знакомые мне UI/UX дизайнеры через одного технари, практичные, семейные, себе дарят скорее гаджеты, да и жёнам-любовницам тоже. Ваще на ваша ЦА. Совершенно.

    4. Нельзя игнорировать личный фактор

    Когда строите маркетинговые теории, не забывайте, что соцсети (в отличие от поточных производств) едут на личном общении. Это значит, что решающим фактором продажи может быть тупо знакомство с автором) И следовательно, если ваш знакомый дизайнер купил у вас картину, это отнюдь не значит что дизайнеры ваша ЦА — возможно, ему просто нравятся ваши сиськи, например) Ну или прекрасный внутренний мир. (Хотя, зная мужской стиль мышления, я бы всё-таки поставил на сиськи :) Я к тому, что нельзя экстраполировать опыт личных продаж на работу с холодной аудиторией. Это две разные вещи. Учитывайте статистику именно по тому каналу, который используете. Опыт с других каналов/площадок может существенно отличаться.

    5. Не надо ориентироваться на клиентов других художников

    Если человеку нравится творчество Вани Иванова — это вообще никак не значит, что он заинтересуется творчеством Пети Петрова.

    Я не знаю, почему все сммщики так любят таргетиться на конкурентов — это прямо паталогия какая-то. Такой подход отбивается по продажам ровно в одном случае: когда ты толкаешь абсолютно идентичный продукт, но ниже по цене. (И еще в массированных РК, когда бюджет конский и задача мельтешить по максимуму, но это другая история).

    Покупки таких картин либо спонтанные, либо завязаны на персоналию или авторский стиль (см. выше). Поэтому потенциал подписоты Вани для Пети такой же или ниже, чем у любой другой случайной выборки. Вопреки стереотипам, выгоднее и дешевле обрабатывать свежую аудиторию, чем уже окученную кем-то.

    Типичный автор типичных SMM курсов обычно думает с точностью до наоборот. Возможно, поэтому он и занимается подобной ерундой)

    P.S. Хорошая самопроверка: допустим, в расчете на «ЦА № 2» вы опубликовали пост в нескольких нерелевантных хабах и собрали 3k просмотров. Если ваши гипотезы верны, то на такой выборке за ближайшие сутки чисто статистически должно получиться где-то с полсотни новых подписчиков и, минимум, 1-2 продажи (именно с хабра). Если этого нет, значит гипотезы не работают и надо что-то переосмысливать.

    В любом случае, успехов!


    1. vassabi
      31.08.2019 19:29
      +1

      ого объем — вы не планировали написать об этом отдельную статью? (тем более что слог у вас хороший)


    1. annakanunikova Автор
      01.09.2019 11:11

      Ничего себе! Это первый комментарий такого уровня детализации, который я получила на хабре за два года.
      Очень большое спасибо. Надо переосмыслить все свои подходы