Центробанк зафиксировал резкий рост числа мошеннических звонков банковским клиентам. За июль и август этого года насчитали около 2,5 тысяч номеров, которые использовали для обмана людей. Во многих случаях была использована схема с подменой номера, пишет «Коммерсант».

Всего в июле и августе ЦБ выявил 2,5 тысячи номеров мошенников. Операторы заблокировали 218 из них, а в 59 случаях ввели ограничения на использование финансовых сервисов. Еще в 198 случаях они обнаружили подмену номера банка.

В более чем двух тысячах случаев операторы не стали принимать никаких мер, так как не нашли для этого правовых оснований.

«Важно понимать, что статистика не показывает, сколько именно жалоб от клиентов-физлиц поступило, речь идет лишь о количестве телефонных номеров», — заявил замглавы департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев. Он сообщил, что в сентябре зафиксирован новый всплеск звонков с подменой номера банка.

Эту информацию подтвердил банк «Открытие». Там отметили, что рост жалоб на подмену банковских номеров растет, а к середине лета их доля достигла 35% от общего количества мошеннических звонков.

Подобные тенденции зафиксировали сотрудники «Росбанка» и «Альфа-банка».

В пресс-службе «Билайна» рассказали, что те обращения, которые летом получил Центробанк, во многих случаях были «технически некорректными», так как некоторые из предложенных для блокировки номеров активно используются самими банками. В «Ростелекоме» же пояснили, что блокировка номера возможна, только если техническая проверка подтвердила его использование с мошеннической целью. При этом номер должен существовать в сети, быть активным и иметь действующий контракт с оператором. «Проблема в том, что в схемах мошенничества в большинстве случаев происходит подмена номера вызывающего абонента, конечно, без ведома самого абонента», — разъяснили чиновники.

Эксперт в области информационной безопасности Виталий Вехов заявил в комментарии Ura.ru, что как таковой схемы защиты от такого рода мошенничества нет. По его мнению, чтобы обезопасить себя, абоненты не должны передавать никакие данные по телефону, а также должны сами интересоваться у банка, звонил ли им представитель кредитного учреждения.

Этой же позиции придерживается и хакер Александр Варской. Он напомнил, что банки перестали запрашивать у клиентов их данные по телефону. Механизм блокировки предполагаемых мошеннических номеров он посчитал бесполезным, так как эта схема лишь приведет к проблемам со связью.

Шеф-редактор журнала «Мобильные телекоммуникации» Леонтий Букштейн в эфире НСН выразил мнение, что эта проблема приобрела масштаб бедствия. По его словам, по закону об идентификации хозяев номеров операторы должны иметь информацию о каждом абоненте, но на деле «в 9 из 10 случаев – это анонимные номера, которые кое-где продолжают продавать на улице».

В феврале этого года стало известно о новой мошеннической схеме, которая позволила преступникам обманным путем выводить деньги из российских банков под видом подразделений Центробанка ФинЦЕРТ и УК «Альфа-Капитал». Киберпреступники пытались проникнуть в банковскую инфраструктуру, а также добывали информацию, в том числе данные карт клиентов. В итоге им удалось вывести примерно 1,3 млрд рублей.

Комментарии (16)


  1. aamonster
    27.09.2019 13:50
    +1

    В более чем двух тысячах случаев операторы не стали принимать никаких мер, так как не нашли для этого правовых оснований.

    – хотелось бы знать, что именно является основанием для блокировки мошеннического номера.


    1. foxyrus
      27.09.2019 15:23

      Суд?


    1. geher
      27.09.2019 15:59

      Доказанное нарушение абонентом договора с оператором.


      1. pvsur
        27.09.2019 16:10

        Доказать трудно — оператор де юре не имеет права слушать абонентов. Так что пока не прилетит письмо от компетентны органов, оператор не имеет права блокировать номер.


      1. aamonster
        27.09.2019 16:36

        "Доказанное" – в смысле, суд, как предположил foxyrus?
        Или, может, при предъявлении записи разговора оператор дальше разберётся сам?


        1. geher
          27.09.2019 17:53

          Это когда оператор уверен, что в случае обращения абонента в суд оператор сможет доказать нарушение договора абонентом.


  1. fin_all
    27.09.2019 16:19

    Самое обидное, что пострадавшие остаются один на один со своей проблемой. А мошенники, зная, что никто даже и не будет искать — наглеют. Лично мне звонили два дня подряд с одного и того же московского (495) номера. Разные люди, но фон на заднем плане показался одинаковым.
    Сам то я был подготовлен к такому, но вот в последнюю неделю разговоры, что кого-то развели — не прекращаются.


    1. teecat
      27.09.2019 17:12

      По статистике в подавляющем количестве случаев (если не ошибаюсь в 97 процентах) пострадавшие не обращаются в правоохранительные органы, А если поймают хакеров каких, то скорее всего им дадут условный срок. Чего бы мошенникам не борзеть


      1. fin_all
        27.09.2019 22:29

        Знакомая, которую развели на 130 тысяч, заставив снять с кредитной карты и перевести на некую «надежную» карту, обратилась сразу в банк и полицию.
        В банке её, прошу прощения, сразу начали возить мордой по асфальту, мол сама виновата. Да, она может и виновата, но, так сложилось, что именно (как назло) в тот момент у нее, очень вовремя для мошенников определенным образом сложились обстоятельства (дочь попала в больницу, на работе чёрт-те что, выживают просто, кредиты по карте этого же банка) и человек попросту растерялся.
        В полиции приняли заявление… и спустя месяц, может два — сейчас не готов навскидку сказать присылают… отказ в возбуждении… на мой взгляд на формальных и надуманных основаниях…
        Всё… человек оказывается должен банку 130 тысяч под конские проценты…
        Сама виновата? Наверное… Но ощущение такое, что завтра я… который хоть как то пытается заботиться о своей цифровой безопасности может запросто прогореть на какой то ошибке, и окажется с этой проблемой один на один, без помощи и государства и правоохранителей. Это очень, очень огорчает. Мне нравится всё, что упрощает жизнь и делает её комфортабельней. Но вот это…
        И кстати, закон Яровой у нас уже работает? или что? Потому как если работает, то к правоохранителям возникает просто огромное количество вопросов…
        А если не работает — то огромное количество вопросов возникает к самому закону.
        Просветите, пожалуйста.
        Потому как в этой ситуации пока не знаем, куда обращаться и вообще — стоит ли…
        И да. Все это произошло на волне слитых данных банков
        habr.com/ru/news/t/455491
        но РКН не нашёл утечек
        habr.com/ru/news/t/463549


        1. teecat
          30.09.2019 09:59

          Да, все так. Дополню немного
          — средняя утечка физлица порядка 3х тысяч. Адвокат для суда порядка 25-30 тысяч. Плюс надо с работы уходить (да еще суды могут быть не в своем городе). Поэтому тупо нет выгоды отспаривать деньги
          — мошенник скорее всего из иного региона. Если я не забыл, то для такого расследования нужно объединять дела и расследовать на межрегиональном уровне. А как объединишь, если доказательств, что мошенник один и тот же — нет?
          — банки обязаны (по указанию ЦБ) включать в договора с клиентами положения по соблюдению ИБ. Не соблюдаешь?..


  1. DEM_dwg
    27.09.2019 20:06

    Тема не раскрыта полностью.
    О какой подмене номера идёт речь, звонки с телефона 900 или просто с номера принадлежащего Банку.
    Судя по статье, речь идёт о простых звонках со "стационарных" телефонов, похожих на номера Банков.


  1. korsarer
    28.09.2019 10:18

    А уж сколько немых звонков поступало… И главное поддержка МТС с этим ничего сделать не может. Предлагают только подключить платный спам-фильтр СМС сообщений. А мне нужен фильтр звонков. Чтобы мне могли звонить только люди из определенного региона или города, а не боты-спамеры из Москвы и тд. Звонят и сразу сбрасывают. Перезваниваешь — не отвечают или тоже сразу сбрасывают. Причем так быстро сброс звонка происходит — явно автоматически. Какая им от этого польза? Деньги вроде со счета не снимаются — хоть когда отвечаю, хоть когда не отвечаю. Добавлять в черный список 2500 номеров вручную как-то не очень удобно… У кого было такое? Как с этим справиться с наименьшими затратами? Сим-карту и номер менять тоже не могу.


    1. tvr
      28.09.2019 10:43

      Какая им от этого польза?

      Проверка жив/активен номер или нет — актуализация базы для обзвона. А если вы ещё и трубку сняли при звонке с заведомо незнакомого номера — ждите следующих звонков уже от спамеров/разводил.


    1. lamer84
      28.09.2019 11:09

      Перезваниваешь — не отвечают или тоже сразу сбрасывают.
      А зачем перезванивать? Так можно и на платный номер нарваться. Или деятельность со звонками связана?


    1. aamonster
      28.09.2019 12:10

      Если пользуетесь смартфоном — звонилка от гугла или от яндекса умеет по своим базам пробивать, кто звонит, и показывать "probably spam". Можно настроить, чтобы таким сразу отбой шёл, но я предпочитаю снимать трубку и говорить: "здравствуйте, дорогие спамеры".


    1. Viacheslav01
      30.09.2019 11:04

      Недавно так нарвался на подписку от главного поставщика подписок для теле2.
      Перезвонил, схлопотал подписку.