Эти игры я не устанавливал, потому скриншоты заимствовал из интернетов, в основном с old-games.ru и mobygames.com
Содержание:
Деревянные игрушки — эпилог, что осталось прибитым к потолку
Деревянные игрушки, часть последняя — 1997
Деревянные игрушки, часть десятая — 1996
Деревянные игрушки — неписи
Деревянные игрушки, часть девятая — 1995
Деревянные игрушки, часть восьмая — 1994
Деревянные игрушки, часть седьмая — 1993
Деревянные игрушки, часть шестая — 1992
Деревянные игрушки, часть пятая — 1991
Деревянные игрушки, часть четвертая — 1990
Деревянные игрушки, часть третья — 1989
Деревянные игрушки, часть вторая — 1986-1988
Деревянные игрушки, часть первая — 1982-1985
Albion
1996 год. Многоплановая фэнтезийно-фантастическая партийная RPG, где по поверхности планеты ходили с видом сверху, а по подземельям шарились от первого лица.
Battle Chess
Шахматы с «живыми» фигурами, где процесс взятия разыгрывал небольшую сценку сражения. На скриншоте первая часть 1988 года, но был не один римейк и продолжение.
Battle Isle
Серия фантастических гексагональных варгеймов. Играли во вторую часть (1994), запомнилась трёхмерными роликами битв. А так было три или четыре части, не считая всяких дополнительных миссий.
Biprolex
1997 год. Российская игра на двух игроков, помесь тетриса и арканоида. Верхний игрок играет в тетрис, нижний в арканоид. Насколько помню, побеждал тот, кто больше кирпичей уничтожил.
Bubble Bobble
Игра на двух игроков, которые управляют динозаврами, умеющими надувать мыльные пузыри. По-моему, одиночной игры предусмотрено не было.
Buzz Aldrin's Race into Space
Симулятор руководителя космической программы СССР. Или США, что больше нравится. Я от этой игры только название помню, саму игру даже не запускал. Есть современный римейк.
Chasm: The Rift
Игра преподносилась как отечественный убийца квейка. Высоко не взлетела — всё же в квейке были трёхмерными не только модели, но и уровни. Но была относительно популярна. Я, по-моему, только в демку играл.
Companions of Xanth
Квест по книгам Пирса Энтони о Ксанфе, магической стране. Подросток из нашего мира через компьютерную игру попадает в Ксанф, цель — получить какой-то там приз, опередив ещё одного такого же попаданца. Игра, в основном, идёт от первого лица, изредка переключаясь на вид от третьего.
Crusader: No Remorse
Crusader: No Remorse (и No Regret) — изометрические фантастические шутеры. Графика для своего времени была хороша, но вот управление страдало, герой постоянно цеплялся за углы и стрелял куда-то не туда.
Descent
Почти в каждой части кто-то в комментариях спрашивал «а где мой любимый descent?»
То ли симулятор, то ли 3D-Action — дело происходит в лабиринте, но, в отличие от обычного FPS, вы не ходите по полу, а летаете на леталке. Потому у вас шесть степеней свободы, а уровни полностью трёхмерны.
Было три части именно Descent и убогая RPG на этом же движке под названием Descent to Undermountain. Не советую (убогую RPG, по остальным Descent'aм решайте сами).
Dungeon Keeper
Даже не знаю, как я его умудрился пропустить в основном цикле. Вышел в 1997, была и досовская версия.
Dyna Blaster
Он же Bomberman. В основном играли на консолях, а на РС у нас был популярен Atomic Bomberman — из-за возможности игры по сети.
Eye of Beholder
Партийная RPG с видом от первого лица. Точнее — трилогия. Достаточно популярная в своё время, но я в неё не помню, чтобы играл. Может и запускал, но это тогда было уже точно во времена, когда была Ultima Underworld. Которая, хоть и не партийная, выглядела и игралась в разы лучше, чем старенькая игра с перемещением по клеточкам.
Front Lines
Не слишком популярный варгейм, на фоне линейки разных генералов и нескольких частей Battle Isle. Но меня почему-то зацепил. Может из-за фантастического сеттинга и возможности играть вдвоём.
Inca
Полёты в космосе, перестрелки, паззлы — и, насколько помню, это всё не вылезая из космического корабля. Французы вообще много своеобразных игр делали.
Jagged Alliance
JA, первая часть. Пошаговая тактическая стратегия с наёмниками. И Иваном Долвичем. Всерьёз он для меня начался (и закончился) второй частью, потому в основном цикле я первую не упомянул, прошла мимо.
Lost Eden
Неплохой квест от первого лица, про людей и динозавров.
Magic Carpet
Симулятор ковра-самолёта. Летаем, стреляем шариками, собираем шарики и всё такое. В момент выхода уже в минимальных требованиях был 486 и 8 мегабайт памяти, а у нас тогда был только 386/4, так что только картинки в журналах смотрели. А в пентиумные времена было уже не интересно. Хотя где-то там ещё и вторая часть выходила.
Microsoft Flight Simulator
Серия гражданских авиасимуляторов, одно время других вариантов не было для желающих спокойно полетать по миру. Скриншот из четвертой части (1989).
Might and Magic
Серия партийных RPG от первого лица. Всерьёз я начал играть только с шестой части, потому в основном цикле решил не упоминать. Хотя по мелочи играл и в некоторые досовские версии. Но серия обладала проработанным миром, последовательным сюжетом, да и вообще потом из неё выросли HoMM. На скриншоте World of Xeen — четвертая и пятая части, склеенные в одну игру.
Motor City
Не слишком известная, но неплохая игрушка — симулятор менеджера автомобильной компании начала 20 века. Разработка, производство, постройка фабрик, открытие филиалов по Европе.
Quarantine
Симулятор таксиста со стрельбой. Задачи, в основном, состоят в том, чтобы возить людей из точки в точку, попутно отстреливаясь от местных гопников.
Screamer
Серия аркадных раллийных автосимуляторов. Делали упор больше на графику, чем на реализм. Но всё же не настолько аркада, насколько NFS. Скриншот из второй части. Одна из первых игр с поддержкой 3DFX
Sid Meier's Railroad Tycoon
Если уж в основном цикле написал про Transport Tycoon, то надо не забыть про его в какой-то мере предшественника. Railroad Tycoon (1990) и Deluxe-версия (1993). Игра посвящена развитию железных дорог в США.
Simon the Sorcerer
Серия квестов про волшебника-недоучку. Первая и вторая части ещё ничего, а дальше уже сильно хуже пошло.
Soko-ban
Цель — в лабиринте передвинуть все ящики на предназначенные для них места. У игры десятки реализаций, даже на РС. Но именно на РС я ни в одну не играл, так что не упомянул из-за этого.
Strife
Интересный эксперимент — ActionRGP на движке Doom. Игровой процесс соответствующий, но сюжет и развитие персонажа имелись. Была не слишком популярна из-за того, что в этом же году вышел тот же Quake.
Strip poker
Всё понятно из названия. Карты и CGA-шные красотки.
Tex Murphy
Серия квестов про частного детектива Текса Мерфи. Действие происходит в слегка постапокалиптическом будущем. На скриншоте Mean Streets, первая игра серии (1989). Хотя культовой игра стал всё же после выхода Under a Killing Moon в 1994. Четыре CD тогда смотрелись очень серьёзно. Сам я как-то всё это пропустил, играл уже сильно позже в Tesla Effect, шестую, вроде бы, часть серии.
The Adventures of Captain Comic
Капитан Комик. Для кого-то культовая игра, а я про неё узнал где-то в конце девяностых, если память не изменяет. Но не играл никогда.
Wizardry
Ещё одна серия RPG родом из восьмидесятых и начала девяностых. Последним вздохом серии была восьмая часть, уже трёхмерная и полигональная. Но в качестве лучшей игры обычно вспоминают Wizardry: Crusaders of the Dark Savant (на скриншоте). Я, правда, не играл ни в одну из частей. Не так давно попробовал восьмую, но первыми врагами стали совершенно плоские крабы, пусть и полигональные. На такое смотреть не смог, из игры вышел и удалил.
Xenon 2: Megablast — 1990
Ну и на прощание вертикальный скроллер Xenon 2. 1990 год. Я не играл, но вообще он был популярен. И очень сложен.
Вот теперь, наверное, всё. Может быть, сделаю в будущем похожую ретроспективу игр под Windows, но пока не уверен.
Надо это дело обдумать в плане того с чего начать и чем закончить — всё же эра виндовых игр ещё далека от завершения.
Комментарии (179)
Dioxin
17.10.2019 07:27Battle Chess
Ух, ну теперь точно всё. Играл на поиске.
Пасиб.Pochemuk
17.10.2019 08:34Вспоминается…
Королева (ферзь) ходила по доске б… кой походкой с вилянием задницей.
А если происходило ее взятие, то падала, раскинув ноги :D
Короче, у авторов с юмором было нормально :DDioxin
17.10.2019 08:51А короля убивала поцелуем вроде.
drWhy
17.10.2019 11:46Коню отрубали ногу и он подпрыгивал на одной, потом падал.
vesper-bot
17.10.2019 12:40Мне больше нравилось, как ладья слона берет. Большой ШМЯК по полу, и епископ проваливается в дыру.
Коню отрубали ногу и он подпрыгивал на одной, потом падал.
Если не ошибаюсь, это так конь пешку ел. Тюк по ноге, пешка на одной ноге прыгает, тюк ещё раз, всё тапки.
Pochemuk
17.10.2019 14:45Насчет «конь пешку» не помню точно. А вот пешка била пешку именно так — била копьем по ноге и, пока та прыгала на другой, добивала.
В общем, не знаю как эта программа играла, но «мультики» были сделаны с любовью.aik Автор
17.10.2019 14:58По-моему, в эти шахматы никто не играл как в шахматы. Всем хотелось просто посмотреть, как процесс взятия фигур происходит.
Pochemuk
17.10.2019 15:15Не-е-е… если выключить 3D-анимацию, то можно вполне было сыграть на обычной плоской доске :)
aik Автор
17.10.2019 15:19Тогда это уже были не battle chess. И вполне можно было бы играть в какой-нибудь chessmaster.
Pochemuk
17.10.2019 15:41И в него играли… Кстати, он в этих обзорах был?
Но, если честно, то даже я у него иногда выигрывал. Хотя играть в шахматы не умею почти совсем.aik Автор
17.10.2019 15:59Не, шахматы у нас мейнстримом не были. С компом было не интересно, он либо тупой, либо выигрывает. А с человеком веселее было на обычной доске играть, а не на компьютере.
Иногда, кстати, в шахматы разыгрывали, кому следующему играть. Один за компом, двое в шахматы.Victor_koly
17.10.2019 16:43У нас отец любитель играть с людьми в шахматы, но одно время играл на компе. Но действительно, найти прогу с адекватным выбором уровня сложности сложно было.
aik Автор
17.10.2019 16:45Шахматы компьютерные взлетели, когда интернет в массы пошел.
Правда, взлетели и шахматные программы, когда народ начал с их помощью себе рейтинг набивать.
neco
17.10.2019 18:52chessmaster
у меня был знакомый дедок, ветеран войны ВОВ, он делал chessmaster 3000 на последнем уровне сложности. и приговаривал, «ну что ваш компутер по сильнее играть не умеет»…
помер дедок, не дожив до победы дипблю…aik Автор
17.10.2019 18:56+1Насколько помню, ранние шахматы в блиц совсем не умели — слишком долго думали и по времени сливались. Ну и сама по себе скорость просчёта вариантов на всяких там 386 была невелика. Потому тогда выигрывать было проще, чем сегодня. Компьютеры не научились играть, они просто стали быстрее перебирать варианты.
Lexxnech
18.10.2019 10:41Основная сила компьютера в ПО а не в аппаратной скорости перебора. Современные программы даже на среднем железе не оставят шансов тому же Дип Блю, хотя в плане скорости перебора это до сих пор самая мощная шахматная машина.
Собственно после победы Дип Блю некоторое время шахматные компьютеры становились все слабее, перейдя от специализированных суперкомпьютеров (у Дип Блю было 480 специализированных шахматных асиков, которые даже по современным меркам имеют неплохую шахматную производительность в сравнении с ширпотребным железом) через многопроцессорные рабочие станции к обычным ПК.
Очень большой проблемой при создании было именно обеспечить компьютерам возможность максимально правильно оценивать позицию, а не только считать материал. Мало быстро перебирать позиции, если алгоритм не позволяет оценить, какая позиция лучше.
Один из примеров, который один из создателей Дип Блю, Фэн Сю, приводил в своей книге о его разработке — ладьи на открытых (на которых нет пешек, мешающих ладье держать ее всю под ударом) вертикалях. Прототип Дип Блю «понимал» что это хорошее расположение фигуры, но не «умел» использовать его эффективно, приходя к позиции в лоб — вскрыть вертикаль и поставить ладью, причем не в самый уместный момент. Просто потому, что позиция «ладья на открытой вертикали» имела справедливо высокую оценку. Пришлось отдельно «учить» готовить такую позицию грамотно, заранее размещая ладью и вскрывая вертикаль тогда, когда это необходимо.
Как только компьютеры стали оценивать позицию чуть лучше чем сумму весов фигур на доске, алгоритмы стали играть роль не меньшую, чем железо.drWhy
18.10.2019 11:41Нейросети, играя в Го, научились трюкам, которых человечество не придумало за тысячи лет игры.
vesper-bot
18.10.2019 10:43Теперь уже научились — спасибо нейросетям. А до того — да, перебор с отсечением, альфа-бета, вот это всё.
K0styan
17.10.2019 15:20ЕМНИП, это только в варианте Конь vs. Конь было.
И там одной ногой дело не ограничивалось — явная отсылка к сцене с Чёрным Рыцарем из «Монти Пайтона и Священного Грааля»aik Автор
17.10.2019 15:24C Амиги, но там просто цвета повеселее, а так анимация та же.
istvan_at
17.10.2019 17:05Наоборот — при взятии королём королевы они целовались, она пыталась пырнуть его ножом, а он замечал и бил её скипетром по голове. После чего она и падала в, хм, пикантную позу.
Королева убивала короля каким-то заклинанием, после которого от него оставались только корона, мантия и лужица на полу.Dioxin
18.10.2019 07:24Спасибо за такие подробности, я играл в это дело примерно 25 лет назад и чуток плохо помню.
pda0
17.10.2019 15:01Просто хорошие фильмы смотрели (Всемирная история, часть 1. 1981): www.youtube.com/watch?v=hjitmCMi72c
Germanjon
17.10.2019 07:39Из того, что запомнилось, но не вошло в серию:
— Какой-то подвид тетриса, запускался Tetrisn.exe, официальное название не знаю. Классический тетрис с дополнением: по низу бегал какой-то «asterisk», если его придавить игра завершалась. Если asterisk оказывался в замкнутой области, то через 10 ходов он погибал от недостатка воздуха. Это вносило изменения в динамику игры.
— Какая-то игра типа «захват территории». Разработана в 1994 году, программистом одиночкой. Поле состоит из большого количества квадратиков шести цветов. Игроки захватывают территорию, изменяя свой текущий цвет.
— Sexonix. Его прообраз Xonix уже упоминался, но в Sexonix играть было интереснее.
— Shortline, игра начала 90-х. Нужно соединять города рельсовыми путями и разруливать железнодорожный трафик.aik Автор
17.10.2019 08:23Какой-то подвид тетриса, запускался Tetrisn.exe, официальное название не знаю
Мы его звали «тетрис с собачкой». Никаких конкретных данных про него у меня нет. Разве что год написания — 1988, скорее всего. Сама игра есть, если что.
Какая-то игра типа «захват территории». Разработана в 1994 году, программистом одиночкой. Поле состоит из большого количества квадратиков шести цветов.
Филлер или 7 colors.
— Sexonix. Его прообраз Xonix уже упоминался, но в Sexonix играть было интереснее.
1994.Victor_koly
17.10.2019 09:23У нас этот тетрис назывался «Птичка». Играли на тех же компах, что в «Принц» и «Dangerous Dave».
aik Автор
17.10.2019 09:25Я в него играл где-то в начале девяностых, 92-93, наверное.
Потом несколько раз пытался безуспешно найти, но попадался только Тетриллер. Идея похожая, но это уже не то было.
Deosis
17.10.2019 12:29Shortline. Мигающий паровозик добавлял немало адреналина.
Ещё видел демку игру MadSpace. Этакий Quake в неевклидовом мире.
Javian
17.10.2019 08:38Atomic Bomberman недавно запускал — скорость игры увеличена на современном ПК.
Pochemuk
17.10.2019 08:45Может быть, сделаю в будущем похожую ретроспективу игр под Windows, но пока не уверен.
Надо это дело обдумать в плане того с чего начать и чем закончить — всё же эра виндовых игр ещё далека от завершения.
Может быть имеет смысл для Винды не по годам разбивку делать, а по жанрам?
Все-таки, некоторые жанры уже прошли свой пик и сейчас ретроспективно можно рассматривать их как завершенные: TBS, RTS, RPG, Quests/Adventure и пр…
Хотя многие из них начинались именно на приставках и под DOS, но достойно держались и под Виндой своими поздними версиями или форками.aik Автор
17.10.2019 09:05сейчас ретроспективно можно рассматривать их как завершенные: TBS, RTS, RPG, Quests/Adventure и пр…
Если так рассматривать, то сегодня живы только фримиум-казуалки для телефонов и всякое «царь горы», типа pubg.
По истории RTS был неплохой цикл, на хабре его начали было переводить, но только первой частью из четырёх ограничились. habr.com/ru/post/368195
Думаю, что проще будет доперевести, чем своё писать.
Пошаговые стратегии вполне живы, RPG тоже не сильно мертвы, хотя и оказуалены.
Квесты в инди ушли. И пр…
Я ещё подумаю. Этот-то цикл я привязал к старому ноуту, который брался под игры первой половины девяностых. В принципе, у меня сейчас «на сборке» ещё два компьютера — 486 потихоньку ковыряется и «самый лучший пентиум3». Можно будет попробовать этим самым пентиумом3 сверху ограничить временные рамки, чтобы не вылезать далеко. В общем, думать надо.Victor_koly
17.10.2019 09:26Может виндовые, до 99 года (включительно) скажем.
Pochemuk
17.10.2019 09:54Квесты в инди ушли.
К сожалению, доступность квестовых движков (я даже сам пытался написать онлайновый на PHP для текстовых бродилок в стиле Zork, но с картинками, но как всегда бросил) привела к тому, что стали развиваться всякие «100 дверей» и «Побег с подлодки» для смартов.
Может быть я плохо искал, но ни одного инди-квеста, сравнимого с той же «Кирандией» или «Сиберией», не видел. Да и под силу ли это инди-разработчикам?aik Автор
17.10.2019 10:00Да и под силу ли это инди-разработчикам?
Broken Sword 2.5 как-то сочинили.
Но вообще жанр давно в упадке. Изредка что-то выходит, но больше как-то римейки.
Последнее, во что играл, был Tesla Effect про Текса Мерфи. Третью Сибирь даже не смотрел.
Victor_koly
17.10.2019 10:25«Сибирь» видел слегка демку второй части. Видимо с диска от компьютерного журнала.
aik Автор
17.10.2019 10:27Во вторую играл, но не дошел до конца.
Хотя в стиме куплена наверняка. Может даже и третья, не помню.
yanus2face
17.10.2019 17:38Третья Сибирь — тот ещё кошмар от сценарной наркомании с клюквой, до багодрома, который обычно не даёт пройти игру в принципе. Есть красивые моменты и неплохие решения, но игру явно делали без души и вбросили в релиз сырой, не особо то и стараясь исправить огрехи.
Lexxnech
17.10.2019 11:27Не думаю, что можно сравнивать с Кирандией, но из относительно нового Fran Bow очень неплоха.
Dimsml
18.10.2019 08:27Те же Deponia, Gemini Rue, игры от Telltale games. Ещё на Кикстартере повылезали все монстры квестостроения и начали делать продолжения и идейные продолжения, но я бы не сказал, что они выглядят качественно.
StraNNicK
17.10.2019 17:39Квесты в инди — не сказал бы. Цикл Deponia вроде не инди.
pronvit
18.10.2019 03:46Мне в Deponia и некоторых других похожих современных творениях не нравится полная безбашенность и нереальность происходящего. Для решения может быть нужно соединять совершенно несоединимые вещи — догадаться невозможно, а играть перебором не хочется.
neco
17.10.2019 18:44Квесты в инди ушли.
а вот интересно сейчас бы чего-нибудь типа Goblins2 под мобильники написать, с таким же юмором и главное квестами?
там чем особо игра затягивала: квестовым жанром — странную вещь странно применить
и странным юмором притом.
или уже есть что-то подобное в инди?
в графике и художествах, сейчас проблем нет, основная проблема имхо именно с наполнением, вспомните тотже Larry от Sierra. пароль «я от сае»… там даже перевод рулил
Andy_Francev
17.10.2019 09:21А как же божественный Total Annihilation?
Такого разнообразия юнитов н было, на мой взгляд, ни в одной RTS
kolenkin
17.10.2019 09:45Зачетный эпилог получился! Супер, много вспомнилось их босоногое детство вспомнилось. Спасибо!
Shtucer
17.10.2019 10:02Bubble Bobble игра 1986 года выпуска. Сингл был, по крайней мере на спектруме.
DrunkBear
17.10.2019 10:37War, Inc — первая, на сколько помню, стратегия с биржей и хорошим проектированием техники: я не помни ни одной игры до и после, где для получения техники нужно было строить дорогущий прототип и не просто накидать лучших модулей, а действительно балансировать технику: вот броня — увлеклись толщиной — танк ползёт с никакой скоростью ( однажды, у меня танки + пехота ползли из одного конца карты в другой 5 реальных минут на перемотке времени). Вот двигатель, вот оружие, системы наведения — упс, кончилось место.
Ещё лучше, когда собираешь вертолёт мечты с самым-самым и понимаешь, что за цену создания его прототипа нужно зарабатывать ещё миссий 5, а в изготовлении на миссии он будет стоить как 7 вертушек прошлого поколения.
Ну и ползунок «реальный режим» — при включении у техники начинают заканчиваться снаряды и нужно гонять на площадки перезарядки (или подвозить зарядную машину, если её разработал конечно).
И да, стоимость выстрелов вычтут из прибыли за миссию (это к вопросу о дорогих гаубицах и плохих системах наведения или о спаме дешёвых ракет)aik Автор
17.10.2019 10:45Название помню. Играть — не помню.
На счёт баланса брони и оружия — это много где было, не только в стратегиях. Хоть мехварриор тот же.DrunkBear
17.10.2019 12:46В мехе вроде не было комбинаций разных типов движков (размеры, цена, мощность) с разными типами брони (эта — лучше от пуль, эта — от снарядов, эта — энергетическая и сама восстановится с разной толщиной, весом и местом).
Да и прототип в MW стоил 0 — навесил всё и в бой.
Похожее сейчас есть в crossout — но там ты крутишь пару машин, на которых и катаешься, а не выпускаешь их в бой.aik Автор
17.10.2019 13:05Там были тяжелые и маленькие детали и лёгкие, но большие, которые больше слотов занимали. Движки, броня, оружие. Вот на счёт типов дамага, по-моему, не было различия.
BubaVV
17.10.2019 12:47Нечто похожее было в Alpha Centauri. Но я всегда играл за Спарту, а они обходились без прототипов
DrunkBear
17.10.2019 15:29+1Точно! Правда, более высокоуровнево.
Там, если память не изменяет, была отличная стимуляция к войнам «следующие 10 лет будут помехи, ни с кем невозможно связаться, все договоры приостанавливают действие»
misato
17.10.2019 17:54Играл в неё, всё было очень интересно — экономика, конструирование юнитов и прочее, кроме самих военных миссий: пустынные унылые карты, без огонька
DGG
17.10.2019 11:45Если кто решит понастольгировать в Dungeon Keeper, напомню, что переключение разрешения экрана там по Alt+R. (А то на ГОГе и рутрекерах полно комментариев что глаза вытекают.)
aik Автор
17.10.2019 11:50Есть римейк, правда сам я на него не смотрел ещё.
dungeonkeeper.fandom.com/wiki/Dungeon_Keeper_FX
SkreamingFox
17.10.2019 12:11А как же эпохальный The Curse of Monkey Island. На мой взгляд самая крутая часть из серии. Уже очень приятная рисованная графика и великолепный сюжет, да ещё и искромётный юмор из каждого угла.
Pafnutyi
17.10.2019 12:15+1Chasm: The Rift был очень интересен визуальным рядом. Некоторый предшественник Серёзного Сэма по декорациям: египет, викинги, чё-то ещё… Босы побеждались всегда через микроквест(кнопки рычажки). Враги иногда не убивались сразу, например можно было отстрелить руку с топором палачу, и он уже не был таким опасным.
old_gamer
17.10.2019 13:19Magic Carpet запомнился тем, что поддерживал стереоскопическое изображение посредством сине-красных очков. Для меня это было первый стерео-опыт и цеплял хорошо ))
axe_chita
17.10.2019 19:50А еще он первым стал крутить знаменитый ролик при обнаружении проца от Intel
Rebeiro
17.10.2019 15:13archive.org/details/softwarelibrary_msdos_games тут почти все игры есть в браузерном варианте
ClearAirTurbulence
17.10.2019 16:06Еще был blobby volley… Она хоть и из 2000 года, но по духу очень подходит. Когда был маленький, у нас весь офис в нее резался, драйв был круче, чем deathmatch в халфе, которой мы тоже баловались…
Пользуясь случаем, может, ктот подскажет название игры.
Древняя, платформер, играешь каким-то сухощавым викингом-дедушкой (ЕМНИП), вооруженным мечом. Периодически попадались дамы, заключенные в пузырь, их нужно было освобождать. Цветовая гамма примерно как в Lost Vikings, геймплей напоминает Risky Woods. Которой, кстати, я в этих постах не видел.
kkm_qa
17.10.2019 17:05У меня 3 недели была новязчивая идея — найти игру скроллер из начала 90-х.
Только смутные воспоминания. Перерыл весь гугл и ютуб с подборками, так и не нашёл.
Самая последняя игра в твоём списке она и есть! Спасибо!
da-nie
17.10.2019 17:35Но была относительно популярна.
Управление там, помнится, было не очень.
Кстати, я пропустил, были hexen и heretic?neco
17.10.2019 19:13Кстати, я пропустил, были hexen и heretic?
про них упоминания были, херетик был так-себе, а вот в хексене были тоже интересные головоломки, какие кнопки в какой последовательности нажать да и зайти залезть куда-то…
хексен у меня не хотел запускаться на 486sx/16Mb вот совсем под досом, я смог его запустить из под вин 3.11 с включением режима эмуляции виртуальной памяти до 32Мб (со свопом на винт по нашему) и так тормозил но хотябы работал…aik Автор
17.10.2019 19:29+1Хексен именно «запускался» на 386/4
Но не более. Тормозил даже на минимальном размере экрана.
neco
17.10.2019 19:44+1ему было надо памяти дофига, на четверке я его струдом запустил. но потом играли уже на п166ммх там действительно были интересные квесты
neco
17.10.2019 19:49под 3.11 виндой был драйвер, который позволял добавить оперативной памяти за счет диска то что сейчас называется свопом.
и ещё я помню был тоже драйвера под 3.11 винду который позволял эмулировать звуковую карту на PC-speaker — т.е. получать системыные звуки винды даже не имея звуковой карты — они в хреновеньком таком качестве на спикер выводились…
это позволяло получать в игрушках звуки, которых без карты не получишь никак… www.youtube.com/watch?v=ts069msIzg0
aik Автор
17.10.2019 20:19Вот именно чтобы запуститься, вполне хватило и 4 мегабайт. Потому что точно помню, что это было перед покупкой пентиума и апгрейд той трёшке никто не делал. Почему-то у меня было ощущение, что запускались в голом досе, выкинув все резиденты.
Хотя сейчас я поэкспериментировал в досбоксе — получаю ошибку «insufficient DPMI memory», которая, по идее, значит, что он хочет 4 мегабайта одним куском. У меня же больше трёх (3008KB) не получается получить.
Так что, вполне возможно, из-под винды запускались.
Kirhgoff
18.10.2019 05:36А мне и херетик зашел очень хорошо, несколько раз прошел. У них у первых, по-моему, появилась возможность смотреть вверх-вниз. Я его несколько раз прошел
vesper-bot
18.10.2019 10:58хексен у меня не хотел запускаться на 486sx/16Mb вот совсем под досом
ЕМНИП ему требовался сопроцессор кровь из носа, без него стартовать не хотел. Вин3.11 мог пытаться его эмулировать. Или у вас был второй хексен. Первый я именно запустил первый раз на 286/287 с одним мегом памяти и ч/б монитором, нифига в нем не понял и забил.
aik Автор
18.10.2019 11:39Вы его ни с чем не путаете? У меня вон с 4 мегабайтами проблемы с запуском, а вы на «286 с 1 мегом» запускали.
В минималках у него вообще 486 и 8 мегабайт. В других источниках встречается 386/4, в памяти у меня такое осталось, но пока подтвердить не получается.vesper-bot
18.10.2019 15:54Может быть, это был второй комп, а может, в нем на тот момент было 4МБ. Что помню, так это то, что Hexen просил сопроцессор и на 286/287 запустился. Но меееедленно...
aik Автор
18.10.2019 16:35А Doom 2 у вас на 286 запускался?
Я это к тому, что Hexen был на улучшеном думовском движке.vesper-bot
18.10.2019 16:52Первый, кажется, запускался, второй — не помню уже. И проверить не на чем — комп сперли в 2004м.
old_gamer
18.10.2019 18:00Что-то вас память подводит. Что все думы, что все игры на их движке были 32х битными, и требовали минимум 386. Сопроцессор они никак не использовали при этом.
Exchan-ge
18.10.2019 23:11В других источниках встречается 386/4, в памяти у меня такое осталось, но пока подтвердить не получается.
Первый Дум хотел не меньше чем 386 и 4 Мб ОЗУ и вполне работал у меня на этой конфигурации.
Hexen, в сравнении с Думом слегка притормаживал, но работал на 386/4 — другого компа тогда у меня еще не было.
Сопроцессор в 1995 у меня был, но был ли от него толк — не знаю.
aik Автор
18.10.2019 23:26С думом у меня проблем на 4 мегабайтах нет.
А вот хексен пока что запустить не удалось. Пробовал 1.0 и 1.1, рип и СД-версию.
Но эксперименты только в досбоксе были, попробовать в виртуалках надо хотя бы, но времени нет, в отпуск уезжаю.Exchan-ge
19.10.2019 23:20в отпуск уезжаю
Я тут нашел свой список игр, записанных на дискеты, вернее — каталог своих архивных дискет на 720 Кб.
Еще из той эпохи, когда не было сборников игр на СD, примерно конец 1994 — начало 1995 года.
Т.е. это список того, во что играли у нас в то время.
Это кому-то интересно?Pochemuk
20.10.2019 12:49И что, они еще читаются? Неужели 5«25 дисковод есть?
ИИли это 3»5 дискеты половинной емкости, на которых драйверы всяких устройств прилагались?Exchan-ge
20.10.2019 13:45И что, они еще читаются? Неужели 5«25 дисковод есть
Я тут нашел свой список игр, записанных на дискеты, вернее — каталог своих архивных дискет на 720 Кб.Pochemuk
20.10.2019 15:17А жаль :)
Я тут пытаюсь вспомнить, когда выкинул свои 5«25 дискеты. Точно не помню, но это было в этом десятилетии. Лет 6-7 назад.Exchan-ge
20.10.2019 16:14когда выкинул свои 5«25 дискеты. Точно не помню, но это было в этом десятилетии. Лет 6-7 назад
Я свои не выкинул. Где-то до сих пор лежат в гараже.
У меня гараж далеко не возле дома, поэтому машина там давно не стоит, а используется он как место хранения всего, что выбросить жалко. Разгребая соответствующий уровень — можно уйти на n-лет в прошлое.
В частности, там где-то лежит игра «За рулем» (настоящая, не компьютерная ) и вертолетик (без ДУ, летал по кругу на штанге — я таких и в сети не видел).
(Хорошая, кстати, была бы тема — «Настоящие игрушки» )
Игрушки, конечно, не мои — моего ребенка.
Кстати, и этот каталог дискет был, вместе с пачкой старых прайсов, извлечен в сентябре из такого завала. Нечто совершенно забытое и крайне неожиданное в силу этого.Pochemuk
20.10.2019 17:18С ума сойти! Помню такой вертолетик на штанге с гироскопом! У школьного приятеля такой был. Раскручиваешь маховик, устанавливаешь на опору кончиком штанги и он крутится вокруг нее за счет прецессионных сил. Лет 45 назад гоняли такой… :)
Sly_tom_cat
17.10.2019 17:57О Descent!!! — заигрывался так, что потом ноги заплетались и за угол с наклоном головы в поворот поворачивал. Полный вынос мозга.
neco
17.10.2019 18:23+1десцент завораживал, он был динамичней чем элита, и в него вроде играть можно было по сети или даже на одном экране… или я путаю
была ещё игра про полёт трассы типа через ущелья там можно было в двоем на одном экране играть и на скорость лететь и бортовать друг-друга в стену… если найду выложу картинку…aik Автор
17.10.2019 18:26+2Игра с ущельями — возможно, что SlipStream 5000
mSnus
18.10.2019 07:31О, это потрясающе красивая и играбельная игрушка была! Спасибо, что напомнили. Потом разве что Crimson Skies её перебила, всякие Terminal Velocity и рядом не стояли!
aik Автор
18.10.2019 08:03Терминал велосити всё же совсем про другое. Слипстрим — гонки, а не леталка в чистом поле.
Kirhgoff
18.10.2019 05:42Не было в десенте сплит скрина, можно было по сети зато. Подрабатывал в МФТИ в «Физиконе» и по вечерам с коллегами рубились страшно до поздней ночи. Из-за него отказался от раскладки WASD, потому что пальцев не хватало на левой рукe и два пальца на стрейф — слишком много. Теперь в шутеры всегда играю QAWS.
SerjCh
20.10.2019 20:46как-то не помню проблемы с пальцами ) но игра, конечно, улёт была, в прямом и переносном смысле
сингл еёйный совсем не зашёл как-то, только сетевая доставлялаKirhgoff
21.10.2019 03:39мизинец — вращение по/против часовой Tab/Shift
безымянный — вертикальный стрейф Q/A
средний — вперед/назад W/S
указательный — горизонтальные стрейфы E/D
большой — стрельба пробел
самый крутой маневр был вылететь из коридора и винтом влететь в другой над ним.SerjCh
21.10.2019 07:32так там же мышой можно было, стрельба вся на мыше, wasd стандарт, qe вращение, shift ctrl вверх вниз, у меня вродь так было. хотя у нас были кадры, которые чисто на клавиатуре летали ) из-за этой игры я теперь во все шутеры играю с Invert Y ;)
mSnus
18.10.2019 07:51Последняя миссия, когда надо было взорвать реактор и успеть смыться, надолго сломала мою вестибулярку, потом просто при виде текстур укачивало! Сама игра незабываема, других таких не видел.
neco
17.10.2019 18:21а я вот может пропустил,
варлордов не увидел? тоже была ужас как популярная игра
или были в какой-то части?
mad_nazgul
18.10.2019 05:58Помню. В институте много в нее играл. Правда у нас была версия со сломанной картой.
Белый рыцарь был в багах :-(
BrDes
17.10.2019 18:29+2А ещё временами тепло вспоминаю Iron Assault. Для меня это было первое знакомство с мехами.
Из квестов припоминается I Have No Mouth, and I Must Scream. Не припомню по тем временам других нелинейных квестов с разными вариантами развития.
Спасибо за прекрасный цикл статей! Ностальгия в каждой части, начиная с самой первой! До этого я даже не ощущал себя настолько старым.
neco
17.10.2019 18:29ещё была аркания
realms of arkania 1992
RPG такая сложная с элементами пошагового боя
картинки
3aBulon
17.10.2019 19:51! Might and Magic именно склееные, я читал ридми и нашел, как их слепить.
Чувствовал себя хакером, это же был 1995ый год, какой интернет? Словарь по англ(подчеркнутые слова для решения головоломок и понятия чего вообще происходит).
личный топ на все времена. По-моему я ее все же не прошел до конца, был какой-то квест который я никак не мог решить.
Descent так же, первый и второй летали до одури.aik Автор
17.10.2019 19:53M&M вроде как достаточно было в одну папку скопировать.
Тогда работали как одна игра — можно было пройти 4 и 5, а потом главный квест делать.
По надуванию планеты в шар. :)
TigerClaw
17.10.2019 21:00Magic Carpet чумовая игра, мне попала сразу вторая. Поддерживала SVGA, там были ночные карты. Чумовое погружение было.
vdonich
17.10.2019 21:17en.wikipedia.org/wiki/Defender_of_the_Crown, где-то 90е
Exchan-ge
17.10.2019 21:40Defender_of_the_Crown
Одна из первых игр, с которой познакомился на ПК (вместе с диггером и гонками F1).
Еще на советских монохромных мониторах Электроника.
(Прикупил ее не так давно в GOG и таки запускаю ее время от времени )
Valery4
17.10.2019 21:23В PC-шной версии Sokoban — мне запомнился экран выбора уровней в виде кнопок лифта.
Заголовок спойлера
Exchan-ge
17.10.2019 21:26Battle Chess — весьма популярная была игра
Battle Isle — видел много играющих, в свое время.
Eye of Beholder — встречал настоящих фанатов игры.
Inca — игра для тонких ценителей
Lost Eden — в эту играл сам. Винтаж. Купил не так давно )
Strife — спасибо! Благодаря вам — наконец вспомнил, как она называлась )
Xenon 2: Megablast — хит, в который у нас резались все подряд. Одна из двух самых популярных игр этого жанра (вторая — Raptor)
Kirhgoff
18.10.2019 05:46Еще в Lost Eden потрясающий саундтрек, до сих пор периодически слушаю, музыканта зовут Stephane Picq, он вроде и к Dune музыку делал.
music.apple.com/au/album/lost-eden/201624429Exchan-ge
19.10.2019 23:14+1Еще в Lost Eden потрясающий саундтрек
Да, отличный. Но там есть что-еще, что-то неуловимое и странным образом связанное с тем временем. Дух эпохи, что ли )
mad_nazgul
18.10.2019 06:02Насчет Wizardry VII был у нас прикол.
При входе в первый город спрашивали нафига вы сюда приперлись.
При любом ответе стража нападала.
Для 1-2 уровневых персонажей это был сложный бой, особенно на hard.
Только потом узнали, что ответ был в первом подземелье.
Нужно было сказать имя местного оружейника.
А вот насчет Black Market'а, быстро разобрались.
DmitryAnatolich
18.10.2019 10:20В Strip Poker что, только я переименовывал файлы с изображениями?
Pochemuk
18.10.2019 10:51А там разве отдельные файлы были?
Кажется, там были библиотеки, например с расширением .VGl, содержащие сразу несколько изображений. И сначала нужно было их по кусочкам оттуда извлечь.
Хотя, этих стриппокеров было вагон и маленькая тележка…DmitryAnatolich
18.10.2019 11:43Был точно такой, как на скрине, версия для DOS. В папке лежали, кажется, таки VGI с именами от 1 до 5 — с уровнями «одетости». Дальше, думаю, понятно :)
Pochemuk
18.10.2019 13:16А-а-а… тот старый, который еще для CGA?
Не… не переименовывал. Только играл :D
LordDarklight
18.10.2019 15:30Может управление в «Crusader» было не лучшее — игра была достаточно жестокой и кровавой — от того и была весьма популярна! Жаль сейчас нет ничего подобного.
Делайте про windows — доведите хотя бы до 2000-х годов (включительно) — а позже — уже другая эпоха началась… в XXI веке DOS вообще уже стал почти не используемым (windows уже не имела выхода в DOS — только, хоть ещё и запускала некоторые приллжения в режим совместимости) — а после выхода Windows 7 DOS окончательно забыли все — но тут для DOS настала другая эпоха — эпоха DOSBOX
Но игры (кроме шутеров и ависмуляторов) до прихода windows XP всё ещё были очень похожи на эпоху игр, 90-х годов — по сути шли в SVGA графике (что по сути было лишь улучшенным и доведённым до ума режимом VGA), и если и использовали графическое ускорение — то либо Direct2D, либо Direct3D без шейдеров (которых ещё не было — эта эпоха пришла позже — с очередным бурным ростом уровня графики — но уже не за счёт числа цветов и разрешения экрана — а за счёт качества проработки 3D рендеринга — вот тут уже точно началась совсем другая эпоха).
Кстати, вот ещё одну игру ищу (очень старую, но графика наверное была VGA, поэтому смотрелось достаточно красочно) — не знаю как называлась — вроде что-то типа «GOD WAR» (или GODs WAR но не God of War) — платфомер с видом с боку — ходил там какой-то полуголый качёк в «круглом» шлеме типа по каким-то замкам и на природе. Вроде орудовал мечом — точно не помню, может ещё лук мог доставать, может щит тоже был. Было бы здорово, если кто-то точное название подсказал.aik Автор
18.10.2019 15:32ходил там какой-то полуголый качёк в «круглом» шлеме
Про полуголого качка в шлеме есть Gods, к примеру.
A1EF
20.10.2019 01:53Раз тут знатоки древних игр, вдруг кто мне название подскажет одной забытой игры. Суть в том, что летит самолет, внешне похожий на Шаттл, а с поверхности его пытаются сбить разные ракетные установки. Игра была, насколько помню, в CGA'шной графике и изометрической проекции.
Rebeiro
The Adventures of Captain Comic отличная игруха была, спасибо понастальгировал
Pochemuk
Встречал еще форк «Приключения пионерки Ксении». Почти то же самое, но вместо космонавта в окружении инопланетных монстров — пионерка среди советского антуража.
Не понравился…
pda0
Это не форк, это хак, редкое являение для игр на PC. В основном так развлекались на Famicom/NES. Когда берётся игра, заменяются графические ресурсы и получается типа новая игра. Ксения отличается от Комика только заменённой графикой.
math_coder
Но "творческий перевод" на PC времён DOS таки был распространён. Как минимум, вспоминается "Тамбовский рейдер" с украинским паспортом вместо дневника в меню (Tomb Rider 1).
Кстати, а он в обзоре был? Что-то я не заметил...
aik Автор
За соответствующий год был.
А по русефекациям — был сайт russo.ag.ru, где их обозревали.
Формально он и сейчас жив, но постоянно выкидывает 404 при навигации.
Victor_koly
Вспомнил этот сайт (ag.ru) по причине того, что давно нашли Гуглом tes.ag.ru. Там была всякая инфа вроде «самые крутые арты» для TES 3. Правда соответствующий раздел зачах 6 лет назад, как я вижу.
aik Автор
Да их там сколько-то лет назад кто-то купил, после чего вся редакция разбежалась. Наняли непонятно кого, какое-то время сайт попытались тащить, но надолго этих непонятно кого не хватило — так и замёрзло всё. Доступно по old.ag.ru
Хуже всего, что форумы под это дело снесли полностью, даже не заморозили.
JTG
Редакторы ag.ru, включая Номада-корованера, ушли с AG и основали свой сайт riotpixels.com, где ныне и обитают.
TES, соостветственно, на tes.riotpixels.com, но там тоже не особо активно.
Victor_koly
Что-то список крутых артов TES III без картинок, не хорошо:)
pda0
Перевод это не хак, хак это уже когда игра начинает претворяться совершенно другой игрой. Ну как с Mario на Dendy было. Лара была.
Pochemuk
А локации разве не были переделаны?
Exchan-ge
Секс-версия Wolfenstein 3D — это история из «той же оперы» была? )