Сами игры 1994 я бы не назвал такими уж деревянными — VGA и SVGA, местами живое видео, поддержка звуковых карт стала обязательной, скорее на спикере звука не будет. Потому решил обязательным признаком деревянности считать работу под DOS. Это позволит довести ретроспективу до логического конца в 1997 году, когда вышли последние заметные тайтлы. Дальше уже окончательно началась эпоха Windows. Но до туда ещё три года и несколько десятков хороших игр.
Деревянные игрушки, часть седьмая — 1993
Деревянные игрушки, часть шестая — 1992
Деревянные игрушки, часть пятая — 1991
Деревянные игрушки, часть четвертая — 1990
Деревянные игрушки, часть третья — 1989
Деревянные игрушки, часть вторая — 1986-1988
Деревянные игрушки, часть первая — 1982-1985
Disney's Aladdin
Наверное, лучшая из игр по диснеевским мульфильмам (среди всяких там королей-львов, книго-джунглей и прочих чип-и-дейлов).
Beneath a Steel Sky
Киберпанковый квест о том, как робот-пылесос захватывает мир, пользуясь услугами своего человеческого раба. Играем за этого раба.
BlackThorne
Аркада от Blizzard. Что-то типа Prince of Persia с дробовиком.
Cannon Fodder
Пушечное мясо — тактика о маленьких солдатах, выполняющих задания на войне. И постоянно гибнущих при этом, заполняя кладбище на межмиссионном экране. Говорят, что версия для Atari была лучше в плане управления, но про атари и прочие амиги мы только в книжках и журналах упоминания видели.
Sid Meier's Colonization
Колонизация Америки в стиле Цивилизации. Приплываем, развиваемся, объявляем независимость, отбиваемся от королевских войск — игра пройдена.
Cyberia
Виртуальный тир, перемежаемый головоломками. В эпоху игр с живым видео тут сделали ставку на пререндеренную 3Д-графику. Некоторые пытались перевести Cyberia как «Сибирь», но были неправы. Думаю, что сохраняя игру слов, следовало бы переводить как «Кибирь».
Doom 2: Hell on Earth
Вторая часть Doom'a. Морпех вернулся на Землю, увидел, что демоны убили его любимого кролика и отправился мстить.
Horde
Главный герой служил мальчиком на побегушках в королевском замке. Случайно спас короля, получил в награду меч, земельный надел и нелюбовь канцлера. Игра проходит в две фазы. Стратегическая, в которой отстраиваешь деревню, сажаешь деревья, покупаешь коров, собираешь урожай, ставишь ловушки и т.п. и аркадная, когда бегаешь по деревне и отражаешь атаку демонов. По началу просто с мечом, но позже можно более крутое оружие применять, вплоть до заливания территории
После нескольких раундов переходишь в новую локацию и опять развиваешься с нуля. Игрушка проходная, но забавная.
Inherit the Earth: Quest for the Orb
Квест в фэнтезийном, на первый взгляд, мире. На второй — в постапокалиптическом, в котором люди исчезли, а на их месте живут прямоходящие разумные животные. Главному герою — лису — нужно найти артефакт управления погодой, оставшийся в наследство от людей.
Jazz Jackrabbit
Если бы Соник был кроликом. Одна из лучших аркад, на мой взгляд.
Little Big Adventure
Оно же «Relentless: Twinsen's Adventure». Изометрический экшн со своеобразным и не всегда удобным управлением. Главному герою надо спасти планету от тирана. Потом ещё вторая часть выходила в аналогичном исполнении.
Micro Machines
Гонки на игрушечных машинках по столам, ваннам и прочим предметам интерьера. Можно играть вдвоём. К трассе не привязан, но сильно наглеть не дадут.
Master of Magic
Цивилизация с магией. Меньше развития городов, больше сражений. Причём сражения в тактическом режиме проходят, а не просто один юнит на другого наезжает, кидая кубики. Стратегия победы — летающие линкоры. Можно невидимые, если маны хватает.
One Must Fall 2097
Файтинг огромных боевых человекоподобных роботов. Неплохая музыка, но несколько ватное управление.
Raptor: Call of the Shadows
Вертикальный скроллер с неплохой графикой, музыкой и покупкой оружия. На одного игрока, правда. Популярный Raiden того же года позволял вдвоём играть, но был гораздо менее снисходителен к ошибкам игрока.
Reunion
Развитие планет-колоний, дерево технологий, тактические бои. Я бы охарактеризовал как помесь Master of Orion и Centurion. Довольно много микроменеджмента, даже летать и изучать планеты приходится самостоятельно.
Rise of the Triad: Dark War
Или просто ROTT. Довольно безумный 3D-шутер на улучшенном движке Wolf3D. Основной бедой были запутанные уровни. Которых было много.
Space Federation (Star Reach)
Космическая стратегия в реальном времени. Только вы управляете не курсором, а лично летая по планетам на корабле. Ну или всё же курсором, но тогда пропадала возможность лично пострелять во врага. Зато экономите ресурсы. Из особенностей можно было играть вчетвером — экран тогда делился на четыре части. Хотя там уже два джойстика надо было, чего у нас не было. Играли обычно вдвоём, максимум втроём.
System Shock
Ultima Underworld, только в космосе. Управление, по крайней мере, точно из ультимы — неудобное. Но игра культовая.
Star Wars: TIE Fighter
Второй симулятор по Звездным войнам. Игрался лучше, чем X-Wing — доработали и интерфейс, и движок. Насколько помню, на этом доработанном движке даже X-Wing переиздали в виде CD-версии.
Transport Tycoon
Первый выпуск Transport Tycoon — игры о развитии сети перевозок. Правда, произнося «Transport Tycoon», обычно всё же имеют ввиду Deluxe-версию. Сокращая то TTD. Ну и OpenTTD, соответственно. Но начало было всё же тут.
UFO: Enemy Unknown (X-COM: UFO Defense)
Про UFO нет смысла что-то дополнительное говорить. Наследие до сих пор живо, в виде серии X-COM. Пусть и отличающейся по геймплею от оригинальной игры, но в этом ничего нового нет — под этим именем даже шутеры выходили.
WarCraft: Orcs & Humans
Warcraft. Второй столп RTS наравне с Dune2. В своё время были холивары о том, кто круче. В претензии к Варкрафту приводилось то, что надо было плодить кучу крестьян, когда Дюна2 обходилось парой харвестеров. Но зато в Варкрафте можно было выделять юниты. Да, всего по четыре штуки за раз, но всё равно это было уже в четыре раза удобнее, чем раздавать команды персонально.
Wing Commander III: Heart of the Tiger
Третья часть Wing Commander'a. Четыре CD, живое видео в заставках и роликах, трёхмерный движок, эпичный сюжет со взрывами планет… Наверное, первая лицензионная игра, в которую играл — коробочная версия была. Не моя, конечно. Проходил я WC3 сильно позже, году в 1997 уже, наверное. Но компьютер был вполне аутентичный для момента выхода, если не хуже — 486dx33, с жестким диском на 40 мегабайт и четырёхскоростным CD-ROM, который диски начинал раскручивать только после того, как пальцем его толкнёшь. Минимальная установка на жесткий диск была примерно 20 мегабайт — как раз на половину моего винта. Даже Windows95 удалил ради этого. Конечно, всё тормозило, но игру таки прошел. Миссию с уничтожением Бегемота (и смертью Angel) перепроходил несколько раз, в надежде, что всё же смогу это уничтожение предотвратить. Потом дошло, что оно сюжетное.
Золотой фонд:
Colonization
Jazz Jackrabbit
Master of Magic
Raptor: Call of the Shadows
Transport Tycoon
UFO: Enemy Unknown
Wing Commander III: Heart of the Tiger
Год рыбный. Правда, в большую часть этих игр играется уже в переизданиях. Разве что Master of Magic не повезло, не было ни продолжений, ни ремейков. Но GOG-версия есть.
Комментарии (200)
iliabvf
09.10.2019 09:09Почему не добавляете ссылки на GOG к примеру, можно еще на Youtube с обзорами.
aik Автор
09.10.2019 09:21+1Потому что это просто ретроспектива и воспоминания, а не пособие "где найти" и "что это вообще за игра". Большинство читающих сами помнят и знают.
А если кто не помнит/не знает, то поисковик сейчас во всех браузерах на правом клике висит по умолчанию, выделил да нажал "искать в <поисковик>".
vesper-bot
09.10.2019 09:35Master of Magic замахнулся на очень капитальные вещи вроде планирования каста какого-нибудь большого барабума на несколько ходов вперед, мощное управление армиями, распространение и дипломатию, попытавшись всё это вместе со всеми динамическими данными в двух параллельных мирах вместить в 4 МБ памяти. Как результат, даже в последнем официальном патче 1.31 багов в МоМ было предостаточно. А народ идейным продолжением МоМа захотел считать только такую игру, где есть всё, что есть в МоМе — глобальная и локальная магия, саммоны, тактические бои, города и цив-тип, а такое никто не осилил разработать — чего-то обязательно не хватало, вероятно, времени. "Продолжение" или "ремастер" МоМа есть, зовется Insecticide patch 1.40 и представляет собой бинарный патч на ехешник, исправляющий прилично багов в работе движка, включая действия компа по планированию развития (бин-патч AI — само по себе достижение), в нем всерьез поднята сложность игр, и если 1.31 на импоссибле при хорошем старте можно довольно легко выиграть, особенно если взять какие-нибудь killer strategies вроде 11 белых и IGS, то в 1.40 это можно сделать только на сложности Hard, следующая сложность Expert уже представляет из себя некислый челлендж, а импоссибл становится по-настоящему невозможным (это минус, но в МоМ есть асимптота, которая в нормальном режиме не достигалась).
И жалко, что МоМ я не нашел в доступе, пока у меня было время на игры. :)aik Автор
09.10.2019 09:51зовется Insecticide patch 1.40
Вроде 1.5 ещё был.vesper-bot
09.10.2019 15:05Поиграл в него — он мне показался сырым, вроде сколько-то патчено, но потом БАЦ и вылезает что-то с битой структурой, ты его смотришь и игра виснет. 1.40 по крайней мере стабилен. Правда, того 1.50 несколько версий, может среди них и более стабильная есть. Но в 1.40 я закончил эпичный махач на эксперте, а 1.50 из-за багов не смог доиграть ни одной игры. DosBox 0.74.
cxell
09.10.2019 13:16+1Там ещё и экология имеется. Можно гадить землям противника, превращая их в безжизненные пустоши (причём и автоматически, и с микроменеджментом — заклинание Raise Volcano), можно облагораживать свои.
vesper-bot
09.10.2019 15:22Да, терраформинг там занятный. Загаживание — Corrupt, 40 маны и у противника вылетает золотая, мифрильная или адамантитовая шахта. Но собачки стоят столько же, ведут разведку (это комп без разведки тебе зашкваривает ценные тайлы, а ты так не можешь) и вмногером могут иной раз неплохо пожевать нейтралов или компов. Правда, коррапт бросил и забил, а собак поддерживать надо. А самый эпик — Армагеддон, обидно что с него мораль портится донельзя, а так кидай себе… Правда, когда я играл красными, по жизни был тупой раш противника, армагеддон не успевал открыться.
DieSlogan
09.10.2019 13:22+1До сих пор скучаю по этим тактическим боям. В HoMM они были, но это не то.
dim2r
09.10.2019 13:25+1Игра эпичная. Даже было желание переписать, чтобы можно было по сети играть.
Я такую стратегию нашел самого быстрого выигрыша. Расса с жуками (не помню какая). Книги все синие. Как можно быстрее выкачиваешь одного жука, делаешь его летучим и невидимым и захватываешь города пачками пока они недоразвились.
Вот такие книги рулят как начальный сетап.
vesper-bot
09.10.2019 15:03Это измененный IFW, а раса — клаконы, те самые из первого Ориона :) IFW базируется на юните Warship, который стреляет булыжниками 99 раз, чем и крут — подлетел на две клетки к противнику и заваливай ядрами по балде, забрал город — летишь дальше без необходимости чиниться. Хотя летающие большие жуки — тоже весьма впечатляющее зрелище. ЗЫ: обычно вместо биста берется Spell Lock, ибо если соперник шарахнет Disenchant Area (а он это любит!), юниты резко перестают летать, и сиди обкастовывай заново.
dim2r
09.10.2019 15:25До warship долго строиться. Намного быстрее построить жука, дать ему полет и невидимость, которые доступны сразу. Он быстро летит и еще недоразвитых соседей захватывает. И ноды тоже может хапать.
iozjik
11.10.2019 18:34Есть относительно современный идейный продолжатель — Warlock: master of the arcane (https://store.steampowered.com/app/203630/Warlock__Master_of_the_Arcane/) и вторая часть. Обе неплохие и играются с удовольствием.
mtkachowA
09.10.2019 09:37UFO: Enemy Unknown на мой взгляд и сейчас неплохо играется.
aik Автор
09.10.2019 09:54Да, играется. Была, кстати, ещё и виндовая версия, которую можно было нативно запускать в более-менее актуальных ОС. Хотя сегодня проще досовскую в досбоксе.
mtkachowA
09.10.2019 10:20С досовской, если мне не изменяет память, была проблема — любой уровень сложности по факту был «легким».
rutenis
09.10.2019 12:48В версии «из коробки» уровень сложности сбрасывался после первой миссии. Но выпускался патч, который чинил эту и некоторые другие баги (с картой базы, например).
usdglander
09.10.2019 13:10Не так давно играл в порт на Pocket PC. Там со сложностью было всё в порядке! :)
SmilePic
09.10.2019 14:30Сейчас есть ещё и OpenXCom, который уже обзавёлся портом на Андроид и парой глобальных конверсий. Например, Piratez, в которой «что за нафиг» возведено в ранг игровой механики)
mtkachowA
09.10.2019 15:54А можно про Piratez поподробнее? Большое влияние рандома?
Tarakanator
09.10.2019 16:22А что за piratez?
JustDont
09.10.2019 20:59Если вкратце, то это total conversion про 2600 год, человечество, очень давно проигравшее пришельцам, и мутантов (вернее, преимущественно мутантш), косплеящих пиратов.
Сеттинг и происходящее там обычно у несведущих людей вызывают довольно много реакций «что за нафиг», как выше подмечено ^_^
Но где еще ты можешь вломить бейсбольной битой по огромной псионической медузе, поотбивать укрепления от огромных волн лавкрафтовских рыболюдей, или, наконец с помощью кувалды и такой-то матери отвоевать своё законное звание межзвездного пирата у мозга с Марса.mtkachowA
09.10.2019 21:30Вот вспоминается один из эпизодов цикла рассказов Призрака про бета-тестеров. У них там, правда, совсем сцепление с реальностью было слабым — реальные галеоны плавают в космосе время от времени бросая якорь (неизвестно куда), военно-космические силы в мундирах 17-18 века, с однозарядными пистолетами, зело напоминающими кремневые, но стреляющие плазмой и прочее :D
SmilePic
10.10.2019 08:11Я скорее про то, что в самом начале есть ворох разного всего и непонятно, что из этого зачем нужно. Я не смог играть в это долго) Из-за этого и того, что приходится рулить большой толпой на тактической карте.
Victor_koly
09.10.2019 09:40Про «UFO: Enemy Unknown» кажется недавно слышал. Это где инопланетяне атакуют Землю в куче городов и весьма сложно выжить?
aik Автор
09.10.2019 09:55Выжить — это уже от уровня сложности зависело. Хотя некоторым и суперхуман слишком простой был.
jmdorian
09.10.2019 10:00Вторая была сложнее. Ну или мне так казалось. Хотя вон в предыдущем посте писали что в первой был баг со сбросом уровня сложности на самый низкий, может быть поэтому. Но помню что первую проходил не раз, а когда попала в руки вторая то после пары-тройки игровых месяцев имел неудовольствие смотреть ролик с надвигающимся БП в лице пришельцев.
aik Автор
09.10.2019 10:03Вторая была нуднее, в первую очередь. За счёт громадных тактических карт, да ещё двухуровневых. Ну и дерево исследований — пока какого-нибудь омара живьём не захватишь, что-то важное не изучить было. А омара этого живым взять было не так просто.
JustDont
09.10.2019 09:42Наследие до сих пор живо, в виде серии X-COM.
Да и другое наследие тоже живо, в виде OpenXcom, и написанных для неё модов разной степени охвата: от простеньких перестроек баланса, до «полных конверсий» в виде Xcom Files и XPiratez.aik Автор
09.10.2019 09:56До openxcom я так и не добрался. Хотя ссылка фиолетовая, значит был на той страничке когда-то.
eumorozov
09.10.2019 09:57Ох, спасибо за ссылку. XCom Files выглядит очень аппетитно. Если когда-нибудь появится время, обязательно попробую установить.
Кстати, была еще версия UFO для мощных клонов Спектрума типа Скорпион. Я был потрясен, насколько можно ужать игру для компютера на порядки менее мощного, если есть мотивация. Эх, если б с современными приложениями на Electron кто-нибудь так заморочился...
aik Автор
09.10.2019 10:09В своё время Wing Commander'ы третий и четвертый ужимали для PS1 и прочих сатурнов.
А первый и второй — для сеги и SNES. Так что практика у людей наработывалась давно уже.
justK
09.10.2019 12:19+1Рекомендую глянуть ещё и на Xenonauts
Вполне себе в духе первого UFO с некоторыми изменениями, которые мне хорошо зашлиmtkachowA
09.10.2019 12:37Ждем Xenonauts 2.
Tarakanator
09.10.2019 14:03+1Если ждать то уже phoenix point.
А ещё я жду open x-com apocalypce. Если запилят всё, что хотели сделать в оригинале-будет конфетка.mtkachowA
09.10.2019 15:58По поводу Phoenix point соглашусь. Даже поддержал его на краудфандинге. В свое время обещали развитие идей UFO, но с влиянием творчества Лавкрафта. Интересно будет посмотреть.
Tarakanator
09.10.2019 16:24+1Тоже хотел поддержать, но вспомнил, что поддержал уже 4 проекта и все они с треском провалились(в моём понимании, так-то был 1 успешный). Так что на всякий случай не финансирую. Статистика намекает, что не стоит.
LoadRunner
09.10.2019 10:03А про UFO Extraterrestrials не слышали?
aik Автор
09.10.2019 10:06Да много их было (и есть). Разные исполнения. Кто-то пытался дух передать, кто-то имя сохранить.
Имя сохранили в полунастольной современной X-COM.
А дух передают в куче других игр. Но лично у меня как-то не доходят до них руки, предпочитаю в оригинал переиграть.
Tarakanator
09.10.2019 14:07Играл давно.
Не сказал бы что игра совсем плохая, но смысла я в ней не вижу.
Если хочется ностальгии-старый x-com\open x-com. Т.к. Extraterrestrials ничем не лучше, ну кроме графики.(возможно ещё модификации самолётов, не помню в какой игре это было)
Если хочется что-то в духе, но посовременнее, то xenonauts.
Tarakanator
09.10.2019 14:02x-com enemy unknown это уже не наследник. В нём нереально играть без сейв-лоад, на сложных режимах. Внезапная смерть одного солдата может привести к смерти всей группы. А смерть группы это уже геймовер.
openXcom… Ну хз. Формально да, но смысл?
Я считаю рассово верным наследником Xenonauts.
Ну и phoenix point жду с нетерпением.aik Автор
09.10.2019 14:29x-com enemy unknown это уже не наследник
Наследник по имени. А вот по механике нет.
Tarakanator
09.10.2019 14:31Кого интересует наследник по имени. Falliut 4 тоже наследник по имени первых двух… но, блин, какой смысл?
Если по имени, я бы смотрел на phoenix point… по имени разработчика.aik Автор
09.10.2019 15:17Тех, кому хочется просто хорошей игры. Мне эти X-com'ы тоже нравятся. Они просто другие, со своими условностям.
JustDont
09.10.2019 14:46В нём нереально играть без сейв-лоад, на сложных режимах.
Просто вы не смогли в статистику и риск-менеджмент. Это нормально. Многие не могут. Те, что могут — играют не просто в XCOM: EU, а еще и в мод Long War. На наивысшей сложности. Без лоада. На публичных стримах.Tarakanator
09.10.2019 14:56Я поясню.
Претензия не в том, что EU слишком сложный.
Претензия в том, что в нём нет интересной сложности.
Одна сложность слишком лёгкая, а другая уже убивает случайностями. Особенно если ты не стример, который знает всю игру вдоль и поперёк. И знает все возможные случайности и деревья технологий.JustDont
09.10.2019 15:08И я тоже поясню: XCOM: EU — это в чистом виде игра про управление рисками. Там весь геймплей как раз основан на том, что у игрока будет множество очень неприятных случайностей. И суть его действий — как раз в их минимизации, и если минимизация будет проведена успешно — то игра будет пройдена на любой сложности с огромным запасом прочности («ванильная» XCOM: EU весьма несложна). На легких сложностях управление рисками как раз вырождается, потому что игрушка активно «подкручивает» рандом в пользу игрока, не давая ему проигрывать, даже если он совсем уж не смог в правила.
Tarakanator
09.10.2019 15:23А статьи случайно нет про такой взгляд на игру? т.к. в моём понимании всё, что вы написали скорее относится к классическому x-com. Там ты минимизируешь риски, теряешь мало народу в итоге крутеешь и побеждаешь.
а вот xcom EU да, ты можешь минимизировать риск. Но минимальный не значит отсутствующий. И как справляться с фатальным невезением в середине игры, которое увеличивает последующие риски-непонятно.JustDont
09.10.2019 15:30т.к. в моём понимании всё, что вы написали скорее относится к классическому x-com. Там ты минимизируешь риски, теряешь мало народу в итоге крутеешь и побеждаешь.
Боюсь, «теряешь мало народу» к классическому X-Com как раз таки совсем не относится. Выражение «x-com rookies are ablative armor» — оно не просто так появилось. Классический X-Com — это как раз в гораздо большей степени игра про заваливание немасштабируемой проблемы масштабируемым производством (и наймом, но это не суть).
Но минимальный не значит отсутствующий.
Нет конечно. Минимальный — значит такой, который не помешает тебе выиграть. Солдат теряешь? Нужно запас делать.
Прокачанные солдаты — это практически единственный важный ресурс ванильной XCOM: EU. Всё остальное можно подкручивать в больших рамках, а вот солдат в больших званиях можно только медленно выращивать в течении игры.Tarakanator
09.10.2019 15:42+1Пожалуй тут надо определить что такое «мало» народа.
в классике 1 боец на миссию это мало.
в EU 0,1 боец на миссию это много. И что хуже это система с положительной обратной связью. Теряешь прокаченного бойца-падает сила отряда-увеличивается вероятность потери следующего.
а вот в классике, за счёт количества солдат, потеря одного не оказывает заметной обратной связи.JustDont
09.10.2019 15:48Теряешь прокаченного бойца-падает сила отряда-увеличивается вероятность потери следующего.
Вы, я надеюсь, в курсе, что с большинства миссий можно отступить?Tarakanator
09.10.2019 16:32В курсе. Но:
1)отступить ещё нужно успеть. Я как-то схватил пачку мутонов прямо на старте карты. Пока прятал группу за укрытиями схватил ещё одну (и это при том, что прятал аккуратно, стараясь не заходить в сторону неразведанной области). А потом на меня вышло ещё 2 пачки. за 1 или 2 хода. Итого 4 пачки. Да ещё впервые с апгрейженными мутонами. И это был не террор.
2)отступаешь-теряешь развитие на глобалке.
3)Всё равно сила группы падает. Т.к. приходится брать более слабых бойцов.
aik Автор
09.10.2019 15:20Кстати, поставил всё же openxcom, начал пока на "опытном", чтобы оглядеться.
Добра игра в первый же месяц подкинула террор, где на выходе меня встретили три кибердиска. Ладно хоть уже был танк с ракетами. В итоге всю карту снесли к чертям, мирных жителей всех перебили, но зато среди команды смертей нет. :)for611bing
09.10.2019 22:33В доброй игре скриптами прописано — посылать к тебе террор-шип в 15-20-х числах после начала игры. Повезёт — с летунами, не повезет — с сектоидами :)
aik Автор
10.10.2019 00:51Как следует из кибердисков — первый террор был таки с сектоидами.
Через месяц уже с флоатерами выдали. И риперами, вроде четырьмя даже.
Вообще, "танков" игра от души выдаёт, в оригинале я их не помню в таких количествах.
Nilpferd
09.10.2019 09:52Вспоминается игра, по внешнему виду напоминающая Horde, однако по жанру — классическая RTS(может быть тактическая), сеттинг — средневековье. Из особенностей — все стреляющие юниты стреляли не со 100% точностью, стрелы летели по параболе(ну насколько её можно было отобразить на таком движке), какие-то попадали, какие-то падали рядом с целью и одного-двух попаданий было достаточно, чтобы убить вражеского юнита. Так же помню, что перемещались юниты оооочень медленно(видимо, чтобы смоделировать огромные расстояния на небольшой карте). Т.е. этакая попытка добавить реализма, что на фоне того же WarCraft (каждая стрела наносит урон и отнимает только кусочек шкалы здоровья, любой юнит может пробежать карту из конца в конец за минуту) смотрелось по тем временам необычно. К сожалению, названия не помню, по времени — примерно времен первого WarCraft'а, может быть чуть раньше.
aik Автор
09.10.2019 10:01С параболами из раннего почему-то только Myth: The Fallen Lords вспоминается, но это уже позже было. Так что, скорее всего, не оно.
Nilpferd
09.10.2019 10:04Точно, оно! Год выпуска — 97, но мне почему-то казалось, что она гораздо старше, поэтому и с первым ВК сравнил. Возможно спрайтовые юниты в заблуждение ввели.
drWhy
09.10.2019 10:15В следующей статье (1995) будет ли «Lost Eden»? Атмосферный квест про сотрудничество людей и динозавров.
aik Автор
09.10.2019 10:19Не будет. Но потом будет ещё выпуск с подбором хвостов — забытое или неважное лично для меня, но достойное упоминания — там Lost Eden будет.
Для динозавров, кстати, он плохо закончился, если мне память не изменяет.drWhy
09.10.2019 10:27Да, но люди в этом были не виноваты.
Очень запомнилась музыка из игры.
И, если вас не затруднит, добавьте пожалуйста Neverhood в последнюю часть.
Он оригинален хотя бы тем, что весь антураж снят во вручную слепленном из пластилина городе. И саундтрек весьма оригинален. Игра не пресная, с юморцом.aik Автор
09.10.2019 10:34Neverhood не деревянный, он именно что пластилиновый. :)
Если серьёзно — он уже чисто виндовый был, а я 1997 год только как последний писк игрушек под DOS рассматриваю, иначе бы вообще 1995 закончил, наверное.
Так что Neverhood в цикл не вписывается.drWhy
09.10.2019 10:38Что же, будем ждать цикла про игры для Windows. Спасибо за проделанную работу.
aik Автор
09.10.2019 10:43Не уверен, что возьмусь — всё же эта ретроспектива выросла из попыток собрать коллекцию игр для старого ноута, для которого винда98 — потолок, который без особой надобности запускать не стоит.
Но вообще подумаю в эту сторону, может придумаю что. Личный какой-то повод нужен, в общем. :)
Pochemuk
09.10.2019 10:49Нельзя не вспомнить про культовый Heretic, хоть он датируется самым концом 1994 года.
Движок почти что из Doom, но чуть усовершенствованный. Можно направлять оружие вверх/вниз и таскать с собой всякие артефакты, которые применять в ходе игры.
Я, каюсь, так и не смог уделать последнего босса. Вертлявый гад. При ранении телепортируется подальше и призывает кучу своих адептов прям из воздуха.
Но гораздо приятнее порт этой игры JHeretic. Графика HD с полутенями и ореолами, музыка и вопли гораздо лучше.aik Автор
09.10.2019 10:54Можно. :P
Самому мне он как-то не зашел, а популярности дума у него точно не было.Pochemuk
09.10.2019 11:02А меня как раз Doom оставил равнодушным. Не хватало там чего-то.
Наверное, я больше люблю фэнтези и мистику, чем Sci-Fi и боевики :)
Да и локации в виде культовых сооружений, кладбищ и пещер с реками лавы мне нравились больше, чем виды космостанций.
Заголовок спойлераaik Автор
09.10.2019 11:17Ну я сам всерьёз в 3Д-экшны не играл до дюка с квейком.
Всё более раннее не заходило как-то. Думы тоже. Я их упоминаю только из-за ценности для жанра. Про Heretic я вообще помню только то, что там iddqd убивало, а про hexen то, что он мог запуститься на 386-40/4MB в окне размером с почтовую марку и всё равно тормозил.
vesper-bot
09.10.2019 15:30Это что за карта такая? В оригинале такой не было ЕМНИП.
Pochemuk
09.10.2019 15:38Похоже, что это первый уровень, локация Cathedral — самый конец. Там лестница в два пролета вниз (оттуда «монахи» на картинке прут), а потом сбоку комнатенка с порталом.
Только это не нативный Heretic, а JHeretic с HD-графикой.vesper-bot
09.10.2019 15:43Не, в Е1М6 не такой пол, плюс тут ключи не взяты, а туда без желтого ключа тупо не дойти, разве что no-clip чит применить. Ещё в Е1М6 нет шестерки, а на скрине справа лежит от неё боеприпас.
Pochemuk
09.10.2019 15:59Ну я сейчас точно не помню, где берется какое оружие, но в Cathedral этого (адский посох, кажись), действительно, еще нет. И насчет ключа желтого точно подмечено.
А вот пол — не помню какой. Кажется, в нативном — желтый. а в JHeretic (картинка из него) текстуры могли быть другими.
drWhy
09.10.2019 11:15Вспомнился Hexen, в 1995 г. удалось поиграть в него в шлеме VFX-1. Флайстик идеально выполнял роль меча. Ощущения от игры в шлеме — непередаваемые, полное погружение. А потом меня случайно вышли в Norton Commander — как об стенку.
aik Автор
09.10.2019 11:19VFX да, он в игровых клубах относительно популярен был, да и вообще тогда про эру наступления виртуальной реальности твердили. Но как-то всё быстро свернулось и забылось до десятых годов нынешнего века.
drWhy
09.10.2019 12:06Разрешение слабовато было, да и цена $1000 за шлем как за компьютер на Пентиуме не вдохновляла.
Nikola_Piterskiy
10.10.2019 10:58И слава богу что этот шлем не стал популярным, так как если бы эта хреновина была на каждом углу, боюсь сейчас по зрению у 75% людей были колоссальные бы проблемы. Линзы там были дичайшие, за 5-10 минут игры, глаза(мозг) потом долго в себя приходили. Хотя может и наоборот было бы…
drWhy
10.10.2019 11:03Ну за пару часов суммарно в течение нескольких дней некомфортности не заметил. Кстати, исходный шлем NASA, с которого делали VFX-1, был с двумя электронно-лучевыми трубками, вряд ли это было более щадящим для глаз решением, хотя несомненно более качественным. И на нём пилоты налётывали десятки, если не сотни часов.
Nikola_Piterskiy
10.10.2019 15:38+1Ну одно дело все таки взрослому человеку(да еще и летчику-испытателю) эту хреновину одевать на голову, другое дело 8-12 летнему ребенку у которого только происходит формирование(становление) организма. Так что даже не знаю… Мне было лет 10-11 когда я первый раз попробовал в дум(doom) поиграть в таком шлеме. Конечно по сравнению с теми эмоциями которые были получены, слезы и покраснения глаз это была полная фигня!))
Pochemuk
09.10.2019 11:26Ну, Хексен он как бы спин-офф Еретика.
Но мне он показался ужасно заморочным. Приходилось бегать между локациями, дергая «рубильники» в непонятном порядке. Да и враги нарисованы были так, что сливались с фоном. Глаза уставали их выискивать. Хотя, может быть так и было задумано.
Кстати, только играя в JHeretic я узнал, что есть «секретные» уровни, на которые можно попасть воспользовавшись другим порталом на предыдущем уровне. Вернее, я видел на общей карте здания, в которые я не попадал, но думал, что это и невозможно.drWhy
09.10.2019 12:10Потому и упомянул его в связи с Еретиком.
Коллеги вдвоём проходили: один — ходок/боец, другой — штурман/картограф/искатель рубильников. В итоге карты всех уровней аккуратненько на милиметровке были выполнены, что облегчало поиск секретных комнат.
vesper-bot
09.10.2019 15:30+1Порты думообразных игр всяко лучше оригинала, который изначально умел ЕМНИП только в 320х200 максимум. Я всё ещё гоняю GZDoom с оригинальным WAD'ом херетика (точнее Shadow of Serpent Riders с пятью эпизодами), там тоже графика с изысками. А Д-Спарила я бил тупо бегая по кругу вокруг центрального строения, телепортироваться он начинает в полхитах, потом берешь четверку и просто ждешь пока он в перекрестие попадет, и стреляешь пару раз, он телепается, если ты его видишь на одном из порталов, туда ещё стреляешь, рано или поздно помрет. Приспешники в тебя мажут из-за скорости смещения, их можно просто игнорировать в таком случае. Слышал, что есть ещё способ, что-то типа взять крыльев и кольцо, куда-то наверх заныкаться и пулять оттуда в гада, но не вышло с трех попыток и забил.
Pochemuk
09.10.2019 15:51Ну, убить его дракончика — не сложно. Легче всего, не соскакивая вниз с помоста.
Но вот потом — мясорубка. Особенно с приспешниками.
serjmd
09.10.2019 10:53Cyberya была у нас первой игрой с продвинутой графикой на первом DX4-100 с первым саунд-бластером и активными колонками. И была тем, что всех нас тогда «глубоко перепахало».
Сижу в самолете, народ сзади стоит болеет, я отстреливаю противников, и вдруг самолет летит прямо в мост! Я мышку дергаю, все орут, катастрофа, всем конец, и самолет так круто, вж-жух, под мостом. Расстрелял оставшихся, все пошли курить.
Сейчас не помню, в Doom 2 арена была на седьмом или на девятом уровне? Там в первый раз появлялись толстяки с пулеметом вместо руки. Мне их почему-то всегда жалко было.
Ufo. Блин, сколько времени угроблено. Остальные части так уже не затягивали.
we1
09.10.2019 11:19У Warcfraft еще один важный недостаток был, по сравнение с Dune II — требования к компьютеру выше. А когда у тебя 386sx 20MHz это очень сильно чувствуется.
BlackThorne по скриншоту вызывает какое-то смутные ассоциации, так как я его раньше не видел. Но после просмотра видео на ютубе есть ощущение, что Flashback с другим скином. Повторюсь, даже без движений на одной картинке такую ассоциацию вызывает, а уже после кувырков и подтягиваний вообще сомнений нет.aik Автор
09.10.2019 11:21Флэшбэк вообще как-то более динамичен. А так оба из принца растут (флэшбэк ещё из another world).
Alexey2005
09.10.2019 13:28+1Мне в те времена после Dune II первый Warcraft не зашёл абсолютно, потому что на её фоне выглядел просто студенческой поделкой. Предельно упрощённая подача сюжета, некрасивый рубленый шрифт, неудачно подобранная цветовая гамма, слишком похожие друг на друга спрайты (часто путаешься, где кто), торчащие отовсюду пиксели (художник слабо мог в PixelArt).
А вот уже во второй части всё сделали как надо.Tarakanator
09.10.2019 13:52Дюна бесспорно атмосфернее. И по графике лучше, хоть и не принципиально.
Но вот геймплей в варкрафте был лучше. За счёт магии и выделения юнитов.
Tarakanator
09.10.2019 13:51+2Не, не, не. Лучшая игра по диснею это Чип и Дейл на денди.
Master of Magic… говорите небыло ремейка? А Warlock master of arcane чем вам не ремейк? Ну разве что не официальный.
P.S. А вы знали, что в UFO: Enemy Unknown можно совершить перехват НЛО несколькими перехватчиками(т.е. в бою будут все сразу). Я узнал только несколько лет назад.aik Автор
09.10.2019 13:57А Warlock master of arcane чем вам не ремейк?
Ну хотя бы тем, что там нету тактических боёв. Он к цивилизации ближе, чем к MoM.
перехват НЛО несколькими перехватчиками
Знаю, но не использую. Обычно нету столько перехватчиков.Tarakanator
09.10.2019 14:10Ну как нет… есть. Только на глобальной карте. Как в последних цивилизациях.
Вот именно, нет столько новых перехватчиков. А старых можно парой отправить. Как постоянный вариант не годится, но когда внезапно прилетел большой кораблик-спасает.aik Автор
09.10.2019 14:23Только на глобальной карте. Как в последних цивилизациях.
Вот именно. Цивилизаций и так разных полно выходило.
А старых можно парой отправить.
Старых тоже нет. Обычно, если с тарелкой не справится один перехватчик, то и два тоже не помогут. Хотя бы пять-шесть надо на крупные тарелки. А столько обычно нету по началу. Конечно, потом, когда денег дохрена, можно понастроить баз по всему свету, где только перехватчики с плазмами держать — тогда на любую тарелку можно будет поднять с десяток. И нафиг те авенджеры.
Tarakanator
09.10.2019 14:28Странно, насколько я помню 2 сбивают без проблем.
Т.к. 2 перехватчика набивают в 3+ раза дамага больше, чем 1.
Пока бьют 1-й перехватчик, они оба набивают 2х дамага, затем 1-й отваливается и второй ещё 1х набивает.
а 3х+ потому как нужно ещё заложить время\хп на сближение и отход.aik Автор
09.10.2019 14:30Кого именно сбивают-то?
usdglander
09.10.2019 17:29Два перехватчика с plasma beam сбивают бэттлшип, но только если догонят. Основная проблема была именно с «догнать». Радиус поражения плазмы был небольшой, поэтому при подлёте к зоне атаки, перехватчик успевал уже наполучать плюх. Были ещё фьюжены, которые били тарелки с безопасного расстояния, но они были очень дорогими, поэтому никто ими не пользовался.
aik Автор
09.10.2019 17:33Плазма всё же довольно далеко била, лишь чуть-чуть уступая аваланшам, по-моему.
usdglander
10.10.2019 10:53Да! Только у бэттлов было оружие с бОльшим радиусом действия. Потому с ними и возникали проблемы.
rutenis
09.10.2019 14:11P.S. А вы знали, что в UFO: Enemy Unknown можно совершить перехват НЛО несколькими перехватчиками(т.е. в бою будут все сразу).
У меня знакомый таким образом сбивал battleship'ы до постройки Avenger'а. «Ну, потеряешь пару-тройку перехватчиков...» ;)
Slavik_Kenny
09.10.2019 14:17Спасибо за замечательный цикл статей, многие понастольгировали :)
А ведь можно еще повспоминать всякие PBEM игры (Stars!, Galaxy), или тот-же ADOM с нетхаком :)
Tarakanator
09.10.2019 15:04А может кто напомнит название.
Стратегия. Средневековье.
Глобальный режим пошаговый. Бой-реалтайм.
На первой карте(обучение? компания?) 4 города(замка?).
Экономика в городах это выращивание урожая (пшеницы?) При чём чтобы вырастить урожай, если нет посевного материала, то его нужно было купить. Вроде по карте торговцы ездили.
+1-2 спец ресурса(точно был камень, другие спец ресурсы не помню)
Так-же можно было купить, а можно сделать доспехи\оружие.
Вроде ещё можно было покупать пиво.
DOS или нет не помню, но помню что она шла на 1-м пентиуме.aik Автор
09.10.2019 15:15Тут вон Lords of Realm вспоминали. Там точно надо было что-то растить, причём даже троеполье можно было использовать.
Tarakanator
09.10.2019 15:27Оно, блин, я же читал тот пост про Lords of Realm… но перепутал с другой игрой.
EldestBrother
09.10.2019 15:50У меня в те времена, даже наверное чуть раньше в доступе была Amiga, на ней все эти игры были гораздо круче, и по звуку и по графике.
В монитор были встроены стерео колонки.
Бомбическая была вещь.
Еще очень круты были игрушки:
Frontier: Elite II
Hired Guns — на PC скорее всего прошла незамеченной, т.к. небыло нормального звука, зато на Amiga я ее прошел до конца, со стерео звуком было очень атмосферно.aik Автор
09.10.2019 15:59Про "все" — не надо. Половина на амиге банально не выходила.
Во вторую половину поверю, так уж и быть. :)EldestBrother
09.10.2019 16:29Ну не половина, процентов 30.
Но зато были и такие, которых не было на PC, либо были, но не заходили в силу фигового звука(или его отсутствия).aik Автор
09.10.2019 16:47Амига, по моим прикидкам, стала уступать массовым РС где-то в районе старших 486 (66 и выше) и резкого удешевления звуковушек. То где-то году в 94-95 как раз.
EldestBrother
10.10.2019 07:45Да там не в железе было дело. Если мы говорим про игры 93-94 год, то на PC нормальный звук был просто не прописан, и хоть обмажся саундбластерами, это ничего не изменит, если звук прописан на уровне pc спикера, он и через саундбластер такой же. Потому и игры на амигу как правило весили в 2-2,5 раза больше. А вот более поздние игры — да, они уже не проигрывали.
aik Автор
10.10.2019 08:14на PC нормальный звук был просто не прописан
Неправда. В том плане, что нельзя употреблять "на РС" в широком значении этого слова. Надо говорить про конкретные игры. Если там какая-нибудь chopper duel — то да, она как через спикер пикала, так и через звуковушку, если вообще могла. А если Monkey island тот же — то в сравнении со звуком МТ-32 амиге было ловить нечего. С бластерами ещё можно было поспорить.
игры на амигу как правило весили в 2-2,5 раза больше
Опять же — какие именно игры? Упомянутый Monkey island ну или Beneath the Steel Sky из статьи весят практически одинаково. Может даже PC-версия чуть побольше.
drWhy
10.10.2019 10:25А как же Covox? Во многих досовских играх с его использованием звук был достойный, во времена когда Sound Blaster стоил ползарплаты. В том же Descent, например.
aik Автор
10.10.2019 10:36Ковокс всё же далеко не всеми играми поддерживался. Да и серийным устройством не был, надо было самому делать.
drWhy
10.10.2019 10:46Серийные были, но не в наших краях.
Поддержка играми, если мне память не изменяет, была 50/50, всё-таки довольно распространена.
Рассматривали с товарищем две возможности — сброситься на набор для сборки одноканального Soundblaster или собрать Covox. Долго не думали, благо резисторы с нужным разбросом и разъём принтера были под рукой, да и дороговат был набор Soundblaster. Заодно сделали и усилитель, колонки были. Первый Soundblaster услышали на несколько лет позже, но звук с Covox'а был не хуже. Вероятно, Covox напрягал процессор — мерять тогда было нечем, но шелчков звука как сейчас в виндах не припомню.
Основная тестовая среда для Covox'а была Descent, позже, когда появился Quake, зависая вечером на работе приглашали знакомых послушать жуткенькие звуки из него.
И уже сильно позже услышал SB Live! — вот его табличный синтезатор был да, ах! Достаточно было загрузить семплы Цюрихского органа. Даже сравнивая синтезированный с помощью SB Live! с загруженными банками звук Warcraft II с его родным симфоническим оркестром, уже не чувствовалось такой подавляющей разницы.aik Автор
10.10.2019 11:02На mobygames в списке игр для ковокса 56 штук. Допустим, что там не все — десцента того же я не вижу в списке. Накинем ещё игры с поддержкой Disney Sound Source — примерно аналогичная LPT-хреновина с частичной совместимостью. Получается штук 200 где-то. Не особо большой процент.
drWhy
10.10.2019 11:07В начале 90-х всё же полноценные Soundblaster и их многочисленные клоны были доступны далеко не всем, как финансово, так и логистически.
aik Автор
10.10.2019 11:09Когда вышел Descent, а тем более Quake, бластеры уже стоили недорого. Совместимые, конечно, не креативы. Это если про Россию. В заграницах всё было проще.
drWhy
10.10.2019 11:36Набор, о котором я упоминал, одноканальный Soundblaster, плата и детали, стоил 15$ (мультикарта ISA LPT+2xCOM 11$). Зарплата была около 30$. Где взять готовый оригинальный Soundblaster было непонятно, в компьютерных магазинах их не было.
aik Автор
10.10.2019 11:56А год какой? Если именно 1994 смотреть, то порядка 100 долларов зарплата средняя была. Курс, конечно, за год вырос в два раза, но и заплата средняя тоже выросла.
Так что 15$ не кажется такой уж неподъёмной суммой.
По звуковушкам, типа ess688 у меня в голове крутится цена в районе 30$. Но не могу сказать, какой это год был, надо прайсы искать.drWhy
10.10.2019 12:11Да, 1994. $100 не у всех была. 15$ цена не неподъёмная была, но и товар не первой необходимости. В общем, Covox использовался вплоть до покупки товарищем SB Live! за $100.
Exchan-ge
10.10.2019 12:18Когда вышел Descent, а тем более Quake, бластеры уже стоили недорого.
Май 1995: Sound Blaster 16 bit Pro S-928, 3 interface — $85aik Автор
10.10.2019 12:39Чуть меньше средней зарплаты примерно.
Это ведь совместимое что-то, не креативовский?Exchan-ge
10.10.2019 13:34Это ведь совместимое что-то, не креативовский?
Понятия не имею. На тот момент это было очень дорого.
У меня тогда стоял какой-то недорогой клон типа Эдисона или вообще ноунейм, уже не помню.
Но после выхода C&C и ряда других игр — в конце 1995 года я взял Sound Blaster AWE32, возможно что и б/у.
А вот Asus I-A16C 16 bit (ISA) VIBRA 16 в 1996 г. я уже точно взял новую в магазине (на тот момент у меня было уже два компьютера)
Мое рабочее место образца 1997
drWhy
10.10.2019 13:44Правое ухо от S-30 не пиковало при неудачных посадках?
Ручной сканер, кронштейн для документов, направленный микрофон… Комфортненько.Exchan-ge
10.10.2019 18:11Правое ухо от S-30 не пиковало при неудачных посадках?
Норм, это сугубо компьютерная, негромкая система.
На фото не видно, что напротив компьютеров, у другой стены, стоят S-90 и стойка с аппаратурой — уже для музыки )
eumorozov
10.10.2019 12:17Недостаток Covox в том, что он как и PC-speaker требует генерации звука на CPU, что для процессоров тех времен означало слишком высокую нагрузку. Более продвинутые звуковые карты использовали DMA, можно было использовать процессор для обработки игровой логики и вывода графики — даже этого слишком много, чтобы еще и одновременно звук генерировать.
drWhy
10.10.2019 12:32Совершенно верно. Но, как уже отмечал, ожидаемых щелчков не было — машина на 486 процессоре, естественно, никакого видеоускорителя. Но и многозадачной ОС не было — игры запускались под DOS, Windows 3.11 для работы.
Сейчас же щелчки в звуке не редкость, несмотря на многоядерность и аппаратное ускорение.
EldestBrother
10.10.2019 12:24Возможно я сужу по малой выборке — по тем играм, в которых провел много времени. Позже, в порыве ностальгии, попытался играть в PC версии, на современном компе т.к. амиги уже не было. Со звуком была прям печаль, пришлось морочится с эмулятором амиги, чтобы вспомнить старые добрые.
А еще я до сих пор вспоминаю, что в workbench можно было делать иконки приложений разного размера, при желании хоть в 4 раза больше стандартной. В винде почему-то так и не реализовали, а было бы удобно.aik Автор
10.10.2019 12:42Потому и говорю, что конкретные игры надо смотреть, а не абстрактно "РС против амиги/атари/мака". Ну и дело привычки вполне может быть, если привыкнуть за долгое время к определённому звуку, то даже объективно лучший может показаться субъективно хуже.
Иконки в винде увеличивать можно, но только все сразу. Поштучно нельзя. Но всегда можно было в сторону альтернативных оболочек посмотреть — с 95 начиная, по крайней мере, за 3.хх не поручусь.
Slavik_Kenny
09.10.2019 19:53Кстати, в подбирание хвостов думаю надо еще и Jagged Alliance закинуть :)
aik Автор
09.10.2019 21:42Да, уже положил туда.
Во вторую наиграно много, а вот первая как-то не пошла. Но значимости не отрицаю.
Dimsml
09.10.2019 22:41+1Beneath a Steel Sky кстати бесплатно раздают прямо на сайте SCUMM VM, так что если кто хочет поиграть, то это можно сделать совершенно легально.
Revolution Software также перевыпустили её под iOS с улучшенной графикой и музыкой, а ещё работают над продолжением — Beyond a Steel Sky.
ClearAirTurbulence
09.10.2019 23:35Для тех, кому нравится X-COM, у кого есть свободное время, и кто уже наигрался во все его разновидности, могу еще порекомендовать оупенсорсный ufo:ai. Местами сыроват, но вполне играбельно.
Пользуясь случаем, крик души: примерно в описывемый временной период доводилось играть в аркаду — гонку на ракетоподобных летательных аппаратах по туннелям со стрельбой, напоминает Slipstream, но не она. Графика попроще, не было открытых пространств и зелени, корабли можно было модифицировать. Никто не помнит ничего похожего?Exchan-ge
10.10.2019 00:40доводилось играть в аркаду — гонку на ракетоподобных летательных аппаратах по туннелям со стрельбой,
"Tube" от Bullfrog Productions?ClearAirTurbulence
13.10.2019 14:23Спасибо за участие! Похоже, но не оно. В «моей» были текстурки попримитивнее.
mvv-rus
10.10.2019 00:23Из того, что вышло в 1994 и достойно упоминания не увидел в тексте и комментариях Jagged Alliance («Хорошо! Я буду работать на тeбя, проклятый капиталист!» ©Ivan Dolvich), и Panzer General
aik Автор
10.10.2019 00:49Это замадня!
JA для меня со второй части начался (и ей же закончился). В первую часть не играл. Знал про неё, но как-то не сложилось. Упомяну в "хвостах".
А из генералов мне зашел только Fantasy. Но это в следующих выпусках. 1996, по-моему.ilyapirogov
10.10.2019 19:53В JA2 тоже много весёлых фраз от наемников было :) Например:
"Гас Траблс!" — один из самых дорогих наемников, когда его нанимаешь
"Только смотри, чтобы никто не пер напролом, деревяшкин" — он же, когда появляется куча врагов
"Запах как будто прорвало мой биосортир" — он же про жуков
Остальных меньше помню, но их точно много ещё было.
Кстати, пытался недавно сыграть в JA2, но так и не удалось запустить ни стимовскую, ни гоговскую версию, ни gold edition, ни оригинальную. Либо вовсе не запускается, либо запускается на неиграбельном разрешении. Заработала только, JA2 Wildfire, но это уже дополнение было, оно мне не особо понравилось.
Может кому-нибудь удавалось запускать на windows 10 либо на линуксе?
aik Автор
11.10.2019 01:19Чтобы запустить стимовскую версию gold там надо было в папке игры грохнуть файлик intro.
А для повышения разрешения и прочих плюшек был патч 1.13
mistergrim
10.10.2019 05:471994 год — и никто не вспомнил Descent!
Ещё из запомнившегося Ecstatica, безусловно
Обязательно Myst
…а вообще ещё десятка два как минимум можно вспомнить, из популярного.
aik Автор
10.10.2019 06:46Вспомнить можно много. Я достаточно много откинул, чтобы в районе двух десятков игр оставаться. Хотя именно эта троица в кандидатах не была никогда. Descent для меня был слишком замороченным (хотя вообще упоминания заслуживает, будет в "хвостах").
Экстатика запомнилась разве что эллипсоидными моделями, этого для упоминания мало.
А Myst лично для меня как-то незначим, я сильно потом играл в какой-то из римейков. Да и вообще он виндовый, пусть и под третью винду. Если буду делать ретроспективу по игрушкам под Windows, то упомяну там. Здесь же — он недостаточно деревянный для этого.
drWhy
10.10.2019 10:211994 год — и никто не вспомнил Descent!
Аааа, нехорошо то как! Впору Cloacking Device активировать, чтобы никто не видел нашего стыда.
С товарищем в Descent по сети играли, наверно через компорты.misato
10.10.2019 13:52У меня почему-то от десцента голова болеть начинала всегда, что от первого, что от второго. Не знаю почему, видимо что-то было в его движке такое.
drWhy
10.10.2019 14:08Хьюстон, ответ отрицательный, описанных ощущений замечено не было.
Играли по несколько часов после работы.
Но сама концепция космических кораблей, движущихся внутри огромных зданий действительно необычна.
npocmu
11.10.2019 14:47Вообще-то да. Descent ЕМНИП — первая true 3D игра. Все что было до него имело серьезные ограничения по движку.
Но геймплей, увы, не запомнился совсем. В отличие от тех же Doom, Heretic, Blood (упоминали ее?), не говоря уж про Duke Nukem.drWhy
11.10.2019 18:23Потому что появилось управление по Z-координате, вверх-вниз, а не только поворот камеры.
SerjCh
12.10.2019 00:57Descent первое реальное 3D, что я успел увидеть даже по телеку, до того как смог поиграть, была передача «От винта!» — youtu.be/fMFR7rMj_io?t=637, потом видел на компьютерной выставке, как в неё носились в шлеме виртуальной реальности VFX1, самому не удалось, а поиграл уже аж в 1997-м, в КПИ на Физтехе, вечерами оставались и сражались аки демоны ) Да, там доставляло, что можно спрятаться не просто за углом, а снизу или сверху )
Из описанного автором ROTT научил читам =) И музыка была там задорная, особенно эта — www.youtube.com/watch?v=InUNJpbVmdYdrWhy
12.10.2019 09:55Из увиденного на выставке: Abrams Battle Tank.
Википедия сообщает: 1988 г, DOS, т.е. под тематику цикла подходит.aik Автор
12.10.2019 10:11И был упомянут в соответствующей части. ;)
drWhy
13.10.2019 10:39Эх, не у всех память как у вас.
aik Автор
13.10.2019 10:48+1Ну, конкретно абрамс я помню хорошо, всё же одна из немногих первых игр была. Это через несколько лет поток игр пошел, из которого многое забывалось.
Плюс в детстве игры были ярче на фоне всего остального. Это сегодня вокруг интернеты, фильмы, телефоны, книги с картинками. А в конце восьмидесятых — начале девяностых половины не было, а вторая половина была очень ограничена. Так что игры запоминались гораздо лучше.
abagnale
10.10.2019 12:07Raptor: Call of the Shadows
Вертикальный скроллерЯ давно ищу похожую игру, там дело происходит в космосе.
Может кто-то что-то помнит такое?
Не самое подробное описание, но я ничего не помню про ту игру кроме того, что была какая-то вот такая же приятная графика.aik Автор
10.10.2019 12:14+1А какие-то подробности есть?
Я просто по этому жанру не особо большой специалист. Кроме раптора знаю ещё Raiden — но тот тоже самолётный, Xenon и Tyrian. Последние двое местами космические, но они более мультяшные.abagnale
10.10.2019 12:25Скорее всего, это Tyrian, хотя мои воспоминания расходятся с этим. Почти никаких подробностей не помню, вроде бы в первом же уровне истребитель летел поверх какого-то огромного звездолёта, и надо было уничтожать его турели и другие истребители.
Но очень похоже, да, спасибо.
misato
10.10.2019 13:51Какой же удачный был год! Игры буквально определяли свои жанры.
В том же году вышла одна из моих любимых игр: Hammer of the Gods — промежуточная игра между King's Bounty и первыми «Героями», по интерфейсу была очень похожа на Master of Magic (которую я почему-то не застал). Там была скандинавская мифология, квесты от богов и играбельность была на высшем уровне, отличная музыка, озвучка.
Reunion вот уже совсем забылась, хотя помню что немало пытался в неё играть — сильно не хватало знания языка.aik Автор
10.10.2019 14:02Hammer of the Gods
Первая игрушка на CD, которая была в собственности, была куплена вместе с двухскоростным приводом. Но ничем другим не запомнилась. Разве что очень крупными юнитами в пошаговых боях.
misato
10.10.2019 14:35А мне что-то она так зашла, что я в неё играю периодически раз в пару лет. Нормально запускается в досбоксе.
ssh24
13.10.2019 15:40Современный Stellaris, кстати, в чем-то похож на Reunion. На мой взгляд, из всех космических стратегий ближе всего к нему.
aik Автор
13.10.2019 16:18Imperium Galactica ещё была к концу девяностых очень похожа.
ssh24
13.10.2019 17:30Да, вы правы. Тоже отличная игра.
Кстати Imperium Galactica I/II можно считать продолжением Reunion, так как разработчик тот же самый — Digital Reality.
pda0
10.10.2019 17:15Некоторые пытались перевести Cyberia как «Сибирь», но были неправы. Думаю, что сохраняя игру слов, следовало бы переводить как «Кибирь».
«Добро пожаловать снова в сайберию». :) Она именно сайберия. По правилам чтения. И да, не от «сибирь», а от «кибер». Что с гг в итоге и вышло. (Спойлер! :-D)aik Автор
10.10.2019 17:40Там база в Сибири (Siberia), а оружие звали Киберион (ну или Сайберион, если правильно читать). Потому в английском получается игра слов — Siberia/Cyberia произносятся почти одинаково.
А в русском так не прокатит, потому что у нас киберы, а не сиберы. Потому либо название игры вообще не переводить и оставить как есть, либо всё же Кибирь (кибер+сибирь). :)
pda0
10.10.2019 17:24LBA вообще шедевр на все времена. ;-) Ну почти. Тогда была чуть ли не легендой, и продолжение отличное было. Но увы, игра из самой ранней, ещё доускорительной эпохи 3D. А все игры той поры (как каноничный пример Alone in the Dark) (и я сейчас про те, где вы управляете человечком от третьего лица, а не FPS или леталки) отличало невероятно всратое управление и анимация движений. Проще было убить себя об стенку, чем заставить героя бежать куда надо. Но как-то приноровлялись и проходили. Так что сейчас уже будет не просто поиграть в них новым игрокам.
aik Автор
10.10.2019 17:44Проще было убить себя об стенку,
В LBA это стабильно при прыжках происходило — постоянно куда-то не туда улетал, особенно когда по платформам прыгать приходилось.
Но вообще в те времена с управлением тяжко было. Взять тот же Tomb Raider оригинальный и Anniversary. По отзывчивости и точности управления небо и земля.
KReal
11.10.2019 21:02Little Big Adventure, но вторая часть! Няяяя… Волшебная, сказочная, добрая, моральная, практически опен-ворлдная, с чумовой музыкой и роликами… сейчас расплачусь))
Регулярно мониторю интернеты на предмет сиквелов-римейков — ничего нет. А я б вписался в краудфандинг с удовольствием! Эх, а может самому уже запилить на старости лет?)
axe_chita
13.10.2019 21:28Есть римейк Master of Magic на Java Master of Magic — Implode's Multiplayer Edition
Germanjon
Из игр того года ещё играл в Lords of the Realm, правда чаще в её продолжение
aik Автор
Игрушку я так, слабенько помню — вроде как там было много цифр и минимум экшна. Ну или до экшна я не добирался.
Germanjon
Там была пошаговая стратегия в глобальном плане — посевы и сбор урожая, налоги, дипломатия. Во время сражений армий была RTS, с возможностью «авторасчёта»
Areso
Предвестник серии Total War
3aBulon
Ранее году в 90-91 вроде была игрушка Realms или как-то так, вот это точно предвестник всех стратегий. Очень смутные воспоминания, играл в возрасте 11 лет, сначала глядя как играет старший товарищ, реально комп работал сутками, люди сменялись один за другим, один шел спать следующий садился играть.
А мне уж доставалось когда ну совсем желающих не было, или спектрум был к моим услугам.
П.сы. нашел как игрушка называлась, точно эта! Заставку с рожей запомнил