
По данным издания "Ведомости", специалисты «Лаборатории Касперского» разработали новое программно-аппаратное решение - Kaspersky Antidrone. Цель его создания — предотвращение нежелательного вторжения различных БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) на закрытую для полетов и охраняемую территорию крупных промышленных предприятий, аэропортов, частных владений и в места массового скопления людей.
Ключевой особенностью работы системы Kaspersky Antidrone является возможность остановить БПЛА, не повреждая его, предотвратив его проникновение на охраняемый объект.
Стоимость программно-аппаратного комплекса Kaspersky Antidrone будет различаться от конкретных видов и моделей БПЛА, которые необходимо обезвредить. Так же будут представлены стационарная и передвижная (например, для установки на автомобилях) версия системы. Минимальная стоимость готового комплекса – $100 000, максимальная (например, для аэропорта средних размеров) может достигать $1 млн.
Контрактов на поставку решения пока не подписано, но компания ведет переговоры с несколькими организациями, в том числе из добывающего сектора и из числа крупных промышленных производств. Примерный план продаж в России на следующий год от пяти до десяти комплексов.
Принцип работы Kaspersky Antidrone строится вокруг координации физических модулей. Комплекс работает следующим образом: система визуально обнаруживает движущийся объект с помощью модуля первичного обнаружения (использует уникальную технологию определения местонахождения БПЛА по облаку точек с помощью лазерного сканера), фиксирует его координаты, начинает сопровождение цели и передает данные на сервер «Лаборатории Касперского».
Затем комплекс отслеживает перемещение объекта с помощью опорно-поворотного модуля (модуля классификации и нейтрализации). Специально разработанная нейросеть анализирует данные по перехваченному объекту, выясняет тип БПЛА и принципы взаимодействия с ним. Если системой подтверждается, что это незарегистрированный летательный аппарат, то его связь с пультом управления и оператором блокируется. БПЛА вынужден вернуться к точке старта или совершить мягкую посадку в месте потери связи с оператором, где будет обнаружен уже сотрудниками охраны объекта.

Дальность обнаружения БПЛА с помощью Kaspersky Antidrone зависит от оснащения комплекса и вида объекта, для которого подбирается защита. По словам руководителя проекта Kaspersky Antidrone Владимира Турова, система может обнаружить вторжение в радиусе до одного километра от модуля первичного обнаружения.
По данным J’son & Partners Consulting, в 2018 году продажи БПЛА в России увеличились на 53%. В национальной технологической инициативе «Аэронет» спрогнозировали, что к 2025 году число БПЛА в стране достигнет одного миллиона
Однако, не все БПЛА используются в гражданских и мирных целях, а задействованы в промышленном шпионаже, причиняют травмы и вторгаются в закрытую для полетов территорию. Именно поэтому растет и рынок устройств для противодействия БПЛА. В России свои решения по созданию подобных комплексов предлагают уже несколько десятков производителей.
Главный редактор портала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов называет многообещающим рынок систем противодействия БПЛА. Однако, он предупреждает, что многие из таких систем, в массовом порядке появившиеся на рынке, несмотря на заявления разработчиков, на деле зачастую оказываются весьма узкопрофильными и могут воздействовать лишь на определенные модели БПЛА и имеют ограничения по использованию.
Комментарии (62)
Tachyon
21.10.2019 14:54+12Цель его создания — предотвращение нежелательного вторжения различных БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) на закрытую для полетов и охраняемую территорию крупных промышленных предприятий, аэропортов, частных владений
Последние два слова надо читать как «Частных владений госчинуш»
metric_ghost
21.10.2019 15:00+1Если системой подтверждается, что это незарегистрированный летательный аппарат, то его связь с пультом управления и оператором блокируется.
Интересно, как планируют определять конкретные частоты? Аэропорт будет крайне неблагодарен за всеволновую глушилку.gorbln
21.10.2019 15:06Что там определять-то? Определяльщики =)
Для бытовых коптеров глушить надо три диапазона частот:
2.4 ГГц — там идёт управление
5.8 ГГц — там идёт телеметрия и видео
1230 МГц — это GPS.
Заглушив эти три диапазона — коптер не имеет управления, не имеет спутников, и в этой ситуации просто зависает в режиме удержания по барометру. В таком состоянии его сдувает ветер — если повезёт, на пилота, если нет — на объект. Когда батарейка начнёт заканчиваться — коптер сядет, если всё ещё будет в глушащем луче.raskolbasnik
21.10.2019 15:36Как уже отмечали выше, управление может быть и на 433, 868, 900, 915, видео запросто на 1,3 ГГц.
gorbln
22.10.2019 11:02Я же и отмечал, что уж там…
Потому и говорю — «для бытовых коптеров». То есть, собранных на заводе, в которых особо ничего и не поменять.
Хотя, такими темпами, будет спрос — и DJI та же сделает версию коптера с возможностью установки кастомного приёмника. Там, по большому счёту, вопрос-то только в прошивке.
maverickcy
22.10.2019 11:0620-1000 мгц глушить еще проще, при помощи пары транзисторов и рассыпухи. Напугали
metric_ghost
21.10.2019 15:56+1GPS ладно, хотя и за глушение GPS аэропорт благодарен не будет. Остальные частоты к эфиру гвоздями прибиты?
gorbln
22.10.2019 11:07Не прибиты, но и не сильно варьируются. Там FSK, частот много и приёмник между ними прыгает (ну, это в нормальных приёмниках, а у DJI может быть как угодно). Но частоты всё равно укладываются в стандартную полосу. И она соответствует полосе WiFi (как раз таки на 2.4 и 5.8 ГГц). Глушилка забивает всю полосу сразу, без разбора.
Sartorio
22.10.2019 14:50+1Берем частоту отстоящую на 2...3кГц вниз или вверх от несущей частоты общения башни с пилотами, например. Короткие кодовые посылки на одной боковой полосе, скажем длительностью 10 миллисекунд, раз в пару секунд создадут не много помех речи, а для передачи команд управления вполне годятся.
kisaa
22.10.2019 02:41Насколько сложен алгоритм инерциальной системы управления? Коптеру задается программа — облететь кругом заданный район, снимая видео на карту памяти, и вернуться ± в заданную точку, где ждет хозяин и проблем с GPS уже нет. Как будем глушить его, без физических методов типа дробовика или набрасывания «дождика» на несущие винты?
gorbln
22.10.2019 11:11Чрезвычайно сложен. С года так 2010 люди пытаются изобразить хоть что-то похожее на инерциалку, и, насколько мне известно, без больших успехов.
Sartorio
22.10.2019 14:45А сколько надо глушащих лучей на 20 дешевых бытовых коптеров? И стоимость оборудования тогда будет какая? Глушить GPS идея хорошая, а как быть с GPS на борту лайнеров? Еще есть инерциальные систему наведения с ними как быть?
Keynessian
21.10.2019 15:45Аэропорт будет крайне неблагодарен за всеволновую глушилку
А какой-нибудь злобный неадекват может создать дрон управляемый на тех же частотах на которых аэропорт ведёт свои радиопереговоры?
Если создаст, то ему какая-нибудь уголовка за то, что мешал радиопереговорам грозит?nee77
21.10.2019 17:57
Sartorio
22.10.2019 14:58Тому кто решит преодолевать защитные системы аэропортов, это наверное очень надо! И в данном контексте ему, если поймают, святят совсем другие статьи УК.
osmanpasha
21.10.2019 18:53И как будут определять незарегистрированность аппарата, системы "свой-чужой" же у него нет
Alienme
21.10.2019 15:36+2А если дрон запрограммирован на атаку? Возвращаться ему нет никакого смысла.
keydet
21.10.2019 16:34+4А кто вам сказал, что этот продукт против атакующих дронов? Очевидно, это против ширпотребных дронов, снимающих дворцы сказочного и его дружков
mig126
21.10.2019 19:16Ширпотребные дроны чуть ли не поголовно имеют карту закрытых территорий. И просто не взлетят внутри её.
Против самоделок с инерционной системой навигации и нестандартными частотами эта хрень бесполезна.
Естественно раз пошли на «дело», снять домик для уточки, то никаких меток на аппарате не будет(если у оператора мозг есть)
epishman
21.10.2019 17:00+1Как только в опенсорсе станут доступны годные библиотеки компьютерного зрения/ориентирования — автономного дрона можно будет собрать в гараже, и останется только сбивать...
Barbaresk
21.10.2019 17:39Чисто по смыслу, для того, чтобы двигаться по определённой траектории GPS не нужен. Просто учитываются все ускорения, прикладываемые к коптеру.
GeorgKDeft
21.10.2019 18:01То есть можно сделать беспилотным (без оператора управления)… беспилотник?
Barbaresk
21.10.2019 18:21Ну мои познания в физики говорят, что, например, находясь в закрытом контейнере, зная начальную скорость (которая обычно 0), можно построить путь, по которому везут контейнер. Условно, по гироскопу определяем направление движения, а по силе — ускорение. Определённый интеграл от ускорения + начальная скорость = скорость от времени. Определённый интеграл от скорости + начальная точка = перемещение от времени. Т.е. в любой момент мы знаем текущие координаты и нам плевать на глушилки, GPS, ветер и т.д. Главное, чтобы просто не сбили.
Whuthering
21.10.2019 18:57Это называется «инерциальная навигационная система». Дорого или с невысокой точностью (выберите одно из двух), капризно, имеет свойство накапливать ошибки.
Barbaresk
21.10.2019 19:00Да, точно, помню, что и по названию и по смыслу связано с ИСО, но не мог вспомнить как называется. «Дорого, капризно» — поэтому в бытовых дронах никто и не использует, видимо.
mig126
21.10.2019 19:22Можно определять координаты и привязываться к местности по фото/видео, вкупе с копеечными датчиками это даст приличную точность оффлайн навигации.
Будет спрос, появится.
McHummer1
21.10.2019 20:28В принципе, для фотосьемки пролетом на высоте в пару км сойдет. Да и компас не заглушат, а с ним гораздо проще
milex
23.10.2019 10:25Категорически согласен. Даже в военных целях, в высокоточное вооружении, используют совместно с GPS/ГЛОНАСС для периодической коррекции, т.к. там на километр пройденного пути накапливается нехилая такая ошибка.
osmanpasha
21.10.2019 18:59В идеальном мире — да, а в реальном все такие датчики имеют погрешности и дрейфы, которые при интегрировании очень быстро дадут такую ошибку, что результат станет бесполезен. Более точные датчики весят десятки и сотни килограм (и на других принципах работают) и стоят тоже соответственно.
AcckiyGerman
21.10.2019 19:05До этих ваших GPS так и ориентировались, и самолеты и автопилоты ракет, начиная с Фау1, и даже статья на Хабре была, где описывалась система навигации Авто из 80х с гироскопами.
Ошибка навигации в закрытой системе накапливается конечно, так что иногда необходимо корректировать, это уже решалось по разному.tmin10
21.10.2019 21:11Там точность ± 1км являлась неплохой, а у коптера такая погрешность недопустима.
Tolmy
22.10.2019 21:15Это почему это? Комплекс явно создавался для борьбы со слишком назойливыми любопытными, которые хотят сфотографировать домик для уточки. Для них даже простой программный автомат «пролететь 20 секунд на север, зависнуть, сделать круговую панораму, пролететь 5 минут на восток, повторить, по окончанию программы пролететь хоть куда-то до появления устойчивого канала GPS» будет вполне достаточен. Не нужно гироскопов, достаточно обычного магнитного компаса и барометра.
tmin10
22.10.2019 21:18А что значит «пролететь 20 секунд»? Скорость ветра может быть случайной, с порывами, которые унесут коптер сильно в сторону и он полностью потеряет ориентацию без GPS.
Tolmy
22.10.2019 21:32Скорость ветра обычно вполне прогнозируема. Опять таки, чтобы сфоткать домик для уточки, выбирают безветренное время ранним утром или перед закатом. Вы пытаетесь для симуляции «битвы меча и щита» думать «промышленно», чтобы была 100% повторяемость и чтобы каждый дурак мог поуправлять дроном и получился повторяющийся 100% положительный результат. Я же говорю, что если мне это будет интересно, я смогу получить качественное видео с пролета дрона, даже со всеми этими ограничениями, потому что это просто технически возможно и в принципе реализуемо. А то, что в принципе возможно и реализумо, всегда будет реализовано. Так вот в концепции «битва меча и щита» щит, который не защищает от вот косого удара, удара с коротким замахом и удара ножом вместо меча, чуть более чем полностью бесполезен для защищаемого объекта. Про тех, кто на этом щите заработает на продаже миллион баксов, речь не идет, естественно.
Sartorio
22.10.2019 15:04«Хорошие» одноразовые ракеты так и летают. А те которые «лучшие» на за атмосферном участке осуществляют еще и астрокоррекцию по двум-трем светилам и солнцу если его видно. И на дистанции 10000км, КВО всего-то 50-100 метров.
McHummer1
21.10.2019 20:22+1OpticalFlow — алгоритм, по которому работают оптические мыши — отлично подходит для этих целей, всегда был опенсорсным, и пойдет даже на atmega8
gorbln
22.10.2019 11:17Более того, он сейчас запилен почти на всех коптерах «выше среденго».
Вот только есть одно но. Не используется он в 99% случаев. Ибо:
— нужна высококонтрастная поверхность
— нужно отличное освещение (солнце)
— нужна определённая высота, чтобы попасть в диапазон фокусировки камеры
— не должно быть пыли\грязи\мусора на линзе и в воздухе
И в итоге получается, что оптофлоу работает только в специально подготовленном помещении, а в жизни — нет.
potan
22.10.2019 13:52Вроде они уже вполне качественны. Только проц помощнее надо поставить.
epishman
22.10.2019 18:20А что есть высокоуровневые для ориентирования, там же нужна обученная система, деревья, строения должна узнавать ?
potan
22.10.2019 19:01Надо всего лишь уметь определять свое перемещение по изменению картинки. Задача родственная восстановленю 3D по нескольким фотографиям, которая более-менее успешно решается.
teecat
21.10.2019 17:08то его связь с пультом управления и оператором блокируется
Видимо профессиональная деформация. На автомате представил нечто типа «Если соседи начинают громко орать, то я не иду разбираться. Я вежливо печатаю на их принтере сообщение»
ittakir
21.10.2019 19:31Если стоит задача просто пролететь над объектом и сделать съемку, то чтобы избежать глушилок достаточно будет простого оптического датчика вроде тех, что стоят в компьютерной мышке. Но само собой это потребует создание своего автопилота. Стандартному дрону достаточно просто отметить как No Flight Zone участок над усадьбами, и он уже никуда не полетит. Ну или вот таких глушилок.
Кстати, сама по себе глушилка неплоха, т.к. она автономна, не требует оператора. Но от серьезных людей или террористов она не защитит.
Думаю в будущем стоит ожидать появление активного перехвата в виде гоночных дронов, управляемых искусственным интеллектом, накидывающих веревку на пропеллеры. Но тут тоже не все так гладко. Попробуй перехватить это: www.youtube.com/watch?v=LuDZF4IGUaw
www.youtube.com/watch?v=vljy3lKIN-0
Shakhmin
21.10.2019 19:33Ну да. Глушилка для базовых частот.
А если у дрона при потере связи заложено не "висеть на месте", а что-то другое?
А если это несколько дронов?
А если некоторые имеют специализацию? Один обнаруживает антидрон, второй ему противодействует, третий ищет нужный объект, четвертый по кратчайшей траектории (или по антидронобезопасной) пробирается к объекту
Пятый может висеть, как мобильный ретранслятор
Опять же как будут противодействовать против "облака дронов"?
Система только против любителей снимать за забором, либо как основа для дальнейшего развития
Ну и сам рынок интересный. Сначала система обнаружения и подавления, потом интеграция с системой безопасности и видеонаблюдения, потом автоматические системы противодействия, с применения систем вооружения, потом скайнет
EvilBeaver
23.10.2019 12:41Защита от индивидуальных "хулиганов" если кто-то будет планировать массовый налёт дронов на, скажем, аэропорт, он скорее всего спланирует и способ "прорыва ПВО"
algotrader2013
21.10.2019 20:57Интересно, для любительских дронов без самонаведения по видео и нестандартных протоколов управления, как, например, лазерный луч от пульта, может и чего-то попроще хватило бы?
Просто направленную глушилку сделать с оптическим прицелом, устанавливаемую на обычном штативе. И пусть охранник при виде дрона настраивает на него эту пушку, и потом раз в минуту корректирует направление, чтобы сдутие дрона ветром компенсировать.raskolbasnik
21.10.2019 21:34Есть уже такие, на плечо как ПЗРК кладётся, либо как из винтовки целятся.
WFF
21.10.2019 21:44Модуль первичного обнаружения, сканирование облака точек? А вот так?
Festo Seagul
gorbln
Ну да, ну да…
Фантики-то глушить большого ума не надо.
Пусть попробуют заглушить какой-нибудь коптер, управляемый по LRS, а то и на 868. С видео на 1300 МГц, и экранированным снизу GPS. Тогда и поговорим.
hard_sign
--> вы находитесь здесь
IbhSvenssen
Или даже с магнитной ферритовой антенной и управлением по СВ/КВ волнам. Достаточно отстроить приемник от ширпотребных диапазонов, и фиг эта система сработает. А отстроить элементарно, иногда даже перепрошивки достаточно, иногда заменить модуль приемника. Всё не заглушишь, даже армейской глушилкой, а не то что такой мелкой касперской фигнёй.
Sartorio
Вполне реально управлять коптером, в пределах прямой видимости конечно, оптическим сигналом. Например в диапазоне прозрачности атмосферы. Возможно использовать ИК лазер с оптикой дающей пучок с расходимостью в один два градуса. На дистанции в несколько километров, излучатель пульта управления легко навести на коптер с помощью простых приспособлений. Управляются же птуры, например, по оптическим каналам, здесь задача проще, скорость меньше.