22 ноября в Мастерской управления «Сенеж» жюри и эксперты вынесли окончательный вердикт командам, которые на протяжении двух месяцев прокачивали проекты в рамках преакселерационной программы. Спали мало, работали много — но так бывает всегда, когда

В этом посте мы подведем главные итоги преакселерационной программы — удалось ли нам достигнуть всех целей, которые мы ставили перед завершающим этапом конкурса? Много ли проектов действительно имеют будущее? Какие союзы были заключены по итогам этой непростой битвы? Довольны ли результатами сами команды?

Об этом и многом другом читаем ниже.

image

В образовательной (дистанционной) программе преакселератора приняли участие 53 команды. До очного этапа, который проходил в Мастерской управления «Сенеж» 20-22 ноября, дошли 47 проектов.

Итого на площадке были собраны 150 успешных разработчиков, дизайнеров, маркетологов и управленцев, остальные 95 — это члены жюри, инвесторы, трекеры и эксперты. Они были с командами на протяжении дистанционного и очного этапов — за эти два месяца они практически сроднились.

Вместо тысячи слов мы попросили участников и трекеров поделиться своим мнением о ходе и результатах программы — на наш взгляд, мнение «с полей» куда интереснее.

В целом о ходе программы


image

Команда FrozenLab: «На конкурсе «Цифровой прорыв» изначально стояла задача автоматизировать и классифицировать обращения пользователей, которые поступают в управляющую компанию. Мы решали ее в рамках финала конкурса и развивали на преакселераторе. Наша главная цель во время программы — не привлечь инвестиции в проект, а найти возможности для его развития. По итогам мы разработали проект на основе речевой аналитики, который определяет, кто звонит в компанию (и по какому адресу он проживает) и сразу передает информацию нужному человеку внутри компании или помогает сразу обработать заявку. В ходе преакселератора мы уже нашли первых клиентов — управляющую компанию из Уфы, которые заинтересовались нашими идеей и концепцией и согласились провести с нами платный пилот на взаимовыгодных условиях. Проектом мы можем управлять на удаленке, поэтому можем оказывать поддержку компаниям в любом городе на территории России».
Дмитрий Кузнецов, участник команды Black Pixel: «На финале, региональном этапе и в рамках преакселерационной программы мы работали над прототипом устройства, которое анализирует состояние здоровья людей, больных артериальной гипертонией. При помощи него собираются данные о состоянии больного и передаются врачу-кардиологу, который делает финальное заключение. Сбор информации происходит примерно 2-3 недели — далее ставится главный диагноз».

Команде PLEXeT изначально было необходимо сравнить две программы для поиска плагиата. Для упрощения задачи, чтобы не обучать систему под каждый язык программирования, команда сделала сравнение исполняемого кода программы. Данное решение позволяло проверять сразу много файлов. Но вот незадача — проблема оказалась слишком специфичной… Поэтому искать дубликаты и ориентироваться на одного клиента PLEXeT не стали: «Мы подумали — а почему бы нам не начать искать вирусы. Сейчас это объемный и емкий рынок, на котором как раз есть проблема быстрого анализа файлов. И для ее решения у нас практически все готово», — говорит Олег Бахтадзе-Карнаухов, капитан команды PLEXeT.

Так у команды произошел пивот и концепция изменилась. Изначально они планировали реализовать сразу несколько сервисов — сделать что-то вроде файрволов для защиты документов в корпоративной сети, антифишинг и многое другое. Но трекеры подсказали, что это не тот путь, и нужно остановиться только на одном решении. Так они и поступили.

«Изначально, мы планировали создать сразу 4-5 сервисов, выстраивали экосистему. Но потом поняли, что так не годится — нужно оставить только самое сладкое» — комментирует Олег.

После пивота команда решила проапгрейдить техническую часть. «Мы умеем находить вирусы, так давайте мы из распределим», — заявила команда. И, собственно, сделала все на высшем уровне с использованием кластеризации на основе синтаксического анализа. Такое решение помогло определять некоторые угрозы предиктивно, до обнаружения человеком.

Юрий Кацер, капитан команды WAICO из Москвы: «В рамках преакселератора мы продолжили работу над созданием веб-сервиса для обработки данных с трубных дефектоскопов, с которым победили в финале конкурса. Отдельно хочется выразить респект некоторым аспектам образовательной программы, которая была крайне полезна. Больше всего нам запомнилась лекция о правовых основах создания компании — зачастую об этом все забывают».

image

Разработчики из команды Dream Team делали приложение, помогающие туристам без препятствий посещать российские заповедники. Оно позволит покупать билеты онлайн — это устранит очереди и сделает посещение таких мест более комфортным и безопасным. Сейчас многие проникают на территорию «зайцем», что чревато чрезвычайными ситуациями с вызовом сотрудников МЧС. Чтобы зарегистрироваться в системе человек должен ввести паспортные данные и расписать желаемый маршрут — это заменит долгий процесс регистрации в печатных журналах. Вход на территорию будет осуществляться по полученному по итогам QR-коду.
Сергей Иванов, трекер: «Основная задача преакселерационной программы — дать проектам дальнейшую жизнь, чтобы они дальше были востребованы для реального рынка, реальными заказчиками в лице госсектора и корпораций. Эта работа велась по двум направлениям.

Первое направление — образование. Был подготовлен большой объем образовательного материала по разным модулям. Трекеры помогали с освоением этого материала и его применением на практике. Второе направление было связано с проверкой идей реальными пользователями и заказчиками. Это было необходимо для того, чтобы к Сенежу можно было поделиться не только идеями и взглядами, но и реальными показателями и метриками.
В каждой команде был сильной технологический кластер — разработчики, дизайнеры, проектировщики, архитекторы, бизнес-аналитики. На мой взгляд, была большая потребность в продуктовых менеджерах — тех людях, которые будут структурировать отношения проекта с рынком, повышать эффективность отработки гипотез, превращать идеи и взгляды в эксперименты для того, чтобы проект как можно быстрее находил свое место на рынке».

Удалось ли достигнуть целей, поставленных в начале?


WAICO: «В преакселератор мы в первую очередь шли за контактами, партнерством или административным ресурсом. Но увы, в рамках программы нам дали только контакт эксперта из Газпром нефть (ГПН). Мы ожидали больше. Тем не менее, мы прошли в корпоративный акселератор ГПН — они заинтересованы в нашем решении, и мы обсуждаем процесс проведения пилота. Сейчас как раз происходит выбор пилотной площадки».

image
Black Pixel: «Наша главная цель на преакселераторе — привлечь средства на операционный запуск и маркетинг продукта. Наша цель была достигнута, и сейчас мы общаемся с компаниями по поводу дальнейшего сотрудничества. Также нам удалось привлечь к разработке административный ресурс и найти экспертов из корпоративного сегмента, которым зашло наше решение, и они готовы работать дальше».

Сергей Иванов: «Значимая доля проектов уже нашла первых рыночных клиентов. Соглашение о пилотных проектах подписаны у многих участников — я курировал три команды, и у две из них заключили сотрудничество. Также были заключены первые соглашения об инвестировании и проведены первые переговоры с инвесторами».

Была ли эффективна работа с трекерами и наставниками?


WAICO: «Поддержка, безусловно, была важна — трекеры мотивировали достигать результатов и создавать действительно полезные решения. Из-за того, что мы не очень хорошо понимали специфику работы с корпорациями, в развитии проекта образовался небольшой ступор. Но трекеры помогли разобраться с этим. Помимо этого, они пытались помочь собрать полезные для нас контакты и определиться с окончательным направлением проекта».

image
PLEXeT: «Рискну сказать, что презентация, которую мы делали перед экспертами из Фонда содействия инновациям, была самой крутой из всех в моей жизни. Мы чувствовали себя на одной волне со всеми членами жюри. Они все — просто невероятные ребята, которые проверяли нашу презентацию и раздатку перед защитой, а на финальном питче завалили действительно правильными вопросами: «Чем ваше решение отличается от других? Как его развивать? Вы же понимаете, что здесь требуется динамическое выполнение?». И мы поняли — они же реально шарят! Один эксперт вообще сразил нас в самое сердце — он нашёл информацию о наших конкурентах, задавал вопросы по их продуктам. У нас осталось отличное послевкусие.

Работа с трекерами также была очень эффективна — нам показали, как делается настоящий бизнес пилотов, внедрений, привлечения денег. Рассказали обо всех подводных камнях, лазейках. В общем, устроили настоящее реалити — мы все стали настоящей семьей. У нас были десятки чатиков, мы регулярно созванивались и обсуждали все вопросы. За это отдельный респект. Привет передаем нашему трекеру Виктору Степанову — он настоящий профи и в машинном обучении, и в бизнесе, и в образовании».

Что будет дальше?


WAICO: «Несмотря на то, что мы планируем сотрудничать с ГПН, мы все равно активно ищем контакты и другие возможности пообщаться с нефтегазовыми и нефтесервисными компаниями. Наше решение будет полезно для них. В дальнейшем мы планируем создать полноценное MVP и расширить функционал решения».

PLEXeT: «Деньги от инвесторов мы брать отказались — это накладывает на нас определенную ответственность (а если решение не выстрелит и мы потратим все в пустоту?). Тем не менее мы получили средства от ФСИ. С помощью них мы сможем полноценно протестировать пилот со всех сторон и рисков будет меньше. Тратить их будем в основном на научные исследования. Также нам нужно много средств для развития машинного обучения — понимать, как это будет выглядит в боевых условиях».

image

Dream Team: «После конкурса мы планируем интеграцию нашего решения с онлайн-сервисом МЧС для информирования служб спасения о том, что на территории заповедника находятся туристы. В приложении они смогут уведомлять о начале и завершении маршрута, с помощью чего спасатели МЧС смогут вовремя выходить на поиски заблудившихся или пострадавших групп».

Трекер Сергей Иванов также рассказал о возможных сценариях развития проектов после преакселерационной программы:
«На мой взгляд, у проектов, которые прошли всю программу, есть несколько путей.
Первый сценарий — это присоединения к крупной компании в роли сложившейся команды или отдельных специалистов.

Второй — это возможность запустить пилотные проекты и превращение их в постоянных поток заказов. Это путь профессионального оказания услуг по разработке для крупных компаний госсектора.

Третий сценарий — венчурный путь, где команда будет продолжать работать над своим продуктом и привлекать инвестиции. Это интересный и наиболее агрессивный путь, который, с одной стороны, дает большие перспективы, но с другой — большие риски. Все эти дороги для выпускников «Цифрового прорыва» открыты. Ребята могут делать выбор, основываясь на своих интересах, потому что на конкурсе они получили практический опыт, обросли знакомствами, нарастили компетенции».

О судьбах проектов также высказался инвестор Алексей Маликов: «Послушав финальный питч, перспективы на развитие некоторых проектов после преакселератора я вижу, но есть один важный момент. Так как большинство решений появилось по результатам хакатона, у многих команд нет бизнесового опыта, и им будет сложно создать что-то крупное. Потому что сделать продукт — это одно, а вот договориться с корпорацией — совсем другое. На мой взгляд, 50% питчей абсолютно не живые, про 25% сказать что-то внятное сложно, а вот остальные 25% — им можно доверять. Для меня как инвестора самое главное — видеть в глазах участников четкое понимание того, как будет развиваться их будущая компания. Если за два месяца преакселератора они не сделали бизнес-модель, то дальше ее также не будет».

В комментариях будем рады получить отзывы от других участников преакселерационной программы! Как, по-вашему, все прошло? Есть какие-то дополнения или замечания?

Комментарии (0)