Сегодня мы создадим всем известную игру камень, ножницы, бумага. В этом нам поможет ЯП python и библиотека tkinter, но если вы не знаете что это такое, советую почитать данную статью.
Первое, что нам нужно, это начальная структура, окошко, у меня оно будет выглядеть так:
from tkinter import *
import random as rdm
class Main(Frame):
def __init__(self, root):
super(Main, self).__init__(root)
self.startUI()
def startUI(self):
pass
if __name__ == '__main__':
root = Tk()
root.geometry("500x500+200+200")
root.title("Камень, ножницы, бумага")
root.resizable(False, False)
root["bg"] = "#FFF"
app = Main(root)
app.pack()
root.mainloop()
Здесь мы создаём неизменяемое окно 500 на 500 с заголовком «Камень, ножницы, бумага» и белым фоном. Именно в это окошко мы будем добавлять кнопочки, счетчики и т.д.
Теперь в наш метод startUI добавим такие строчки:
btn = Button(root, text="Камень", font=("Times New Roman", 15))
btn = Button(root, text="Ножницы", font=("Times New Roman", 15))
btn3 = Button(root, text="Бумага", font=("Times New Roman", 15))
btn.place(x=10, y=100, width=120, height=50)
btn2.place(x=155, y=100, width=120, height=50)
btn3.place(x=300, y=100, width=120, height=50)
Эти 7 строчек добавят в наше окно 3 кнопки которые нечего не делают. Мы исправим это позже.
Пользователь делает свой выбор, нажимая на одну из 3 кнопок, это круто, но нам нужен оппонент, именно для этого нужен модуль random.
А вот теперь мы добавим функцию, которая будет обрабатывать выбор, и выдавать ответ, кто же выиграл в этом раунде. Сделаем это вот таким образом:
btn = Button(root, text="Камень", font=("Times New Roman", 15),
command=lambda x=1: self.btn_click(x))
btn2 = Button(root, text="Ножницы", font=("Times New Roman", 15),
command=lambda x=2: self.btn_click(x))
btn3 = Button(root, text="Бумага", font=("Times New Roman", 15),
command=lambda x=3: self.btn_click(x))
Что тут происходит?
Всё очень просто. Грубо говоря, если игрок нажмет камень, отправится 1, если ножницы, то 2, а если бумага, то 3, причем не только отправится, но и выведется в консоль.
На счет компьютера. Он свой выбор делает, но его выбор никуда не идёт.
Перед тем, как делать логику, нам нужно передать игроку результат, и для этого мы будем использовать Label. Добавим в startUI такие строчки:
self.lbl = Label(root, text="Начало игры!", bg="#FFF",
font=("Times New Roman", 21, "bold"))
self.lbl.place(x=120, y=25)
self.lbl2 = Label(root, justify="left",
font=("Times New Roman", 13),
text=f"Побед: {self.win}\nПроигрышей:"
f" {self.lose}\nНичей: {self.drow}",
bg="#FFF")
self.lbl2.place(x=5, y=5)
Отлично. Теперь у нас есть надпись, в которую мы будем выводить результат раунда и надпись со статистикой.
Сделаем 3 счетчика:
1. Поражений
2. Побед
3. Ничей
Для этого все в тот же startUI добавим такую строку:
self.win = self.drow = self.lose = 0
Теперь в классе main создаем метод btn_click, и пишем в него следующие строки:
def btn_click(self, choise):
comp_choise = rdm.randint(1, 3)
print(choise)
Недолго музыка играла. Там же, в btn_click, удаляем print(choise)
и пишем вот эти строки:
if choise == comp_choise:
self.drow += 1
self.lbl.configure(text="Ничья")
elif choise == 1 and comp_choise == 2 or choise == 2 and comp_choise == 3 or choise == 3 and comp_choise == 1:
self.win += 1
self.lbl.configure(text="Победа")
else:
self.lose += 1
self.lbl.configure(text="Проигрыш")
self.lbl2.configure(text=f"Побед: {self.win}\nПроигрышей:"
f" {self.lose}\nНичей: {self.drow}")
del comp_choise
Собственно всё, на этом создание закончилось. Всё работает, можно играть.
Полный код:
from tkinter import *
import random as rdm
class Main(Frame):
def __init__(self, root):
super(Main, self).__init__(root)
self.startUI()
def startUI(self):
btn = Button(root, text="Камень", font=("Times New Roman", 15),
command=lambda x=1: self.btn_click(x))
btn2 = Button(root, text="Ножницы", font=("Times New Roman", 15),
command=lambda x=2: self.btn_click(x))
btn3 = Button(root, text="Бумага", font=("Times New Roman", 15),
command=lambda x=3: self.btn_click(x))
btn.place(x=10, y=100, width=120, height=50)
btn2.place(x=155, y=100, width=120, height=50)
btn3.place(x=300, y=100, width=120, height=50)
self.lbl = Label(root, text="Начало игры!", bg="#FFF", font=("Times New Roman", 21, "bold"))
self.lbl.place(x=150, y=25)
self.win = self.drow = self.lose = 0
self.lbl2 = Label(root, justify="left", font=("Times New Roman", 13),
text=f"Побед: {self.win}\nПроигрышей:"
f" {self.lose}\nНичей: {self.drow}",
bg="#FFF")
self.lbl2.place(x=5, y=5)
def btn_click(self, choise):
comp_choise = rdm.randint(1, 3)
if choise == comp_choise:
self.drow += 1
self.lbl.configure(text="Ничья")
elif choise == 1 and comp_choise == 2 or choise == 2 and comp_choise == 3 or choise == 3 and comp_choise == 1:
self.win += 1
self.lbl.configure(text="Победа")
else:
self.lose += 1
self.lbl.configure(text="Проигрыш")
self.lbl2.configure(text=f"Побед: {self.win}\nПроигрышей:"
f" {self.lose}\nНичей: {self.drow}")
del comp_choise
if __name__ == '__main__':
root = Tk()
root.geometry("430x160+200+200")
root.title("Камень, ножницы, бумага")
root.resizable(False, False)
root["bg"] = "#FFF"
app = Main(root)
app.pack()
root.mainloop()
Комментарии (8)
andreyons
18.12.2019 12:32Если статья рассчитана на новичков, то у меня 2 пункта:
1. Python 2.7? Он уже все :)
2. Вся статья это вставки кода и между ними текст вроде «и пишем вот эти строки:». Это мало что прояснит новичку.megagnom37
19.12.2019 14:49Ещё не всё. В январе только прекратят работать над последним релизом, а в апреле хотят выложить этот релиз (2.7.18, если я не ошибаюсь).
P.S.: Я за Python 3 :)
alexyr
18.12.2019 12:38from tkinter import *
не надо так, используйте только необходимые и явно перечисленные импорты (Frame, Button, ...)
del comp_choise
зачем? никакого смысла в этой строчке не вижу
я уж не говорю про разделение кода на более мелкие функции, например код выяснения кто победил вынести в
def check_result(self, user_choice, comp_choice): ...
justK
Хм, не то, чтобы я хотел раскритиковать в негативном смысле, но многое тут непонятно и можно было бы описать.
Вот скажите мне, человеку, не говорящему на парселтанге, зачем нужен tkinter? (нет, я прочитал, что это библиотека для рисования окошек, но можно было бы в двух словах упомянуть про это и дальше уже сослаться на статью за деталями)
Почему координаты элементов заданы прямо в их свойствах? не разумнее ли вынести их в переменные в начале программы? и, как я понял, tkinter умеет сам располагать элементы относительно друг друга используя .pack() или .grid(), почему именно .place()? из-за задания их размера?
Зачем нужен if __name__ == '__main__':? без него не заработает? (действительно не знаю)
Почему логика самой игры в том же цикле, что и создание окошечка? Можно ли вынести логику игры в отдельный цикл и перерисовывать только отдельные элементы по необходимости?
Зачем писать print(choise) для кнопки если он сразу же будет удалён? Если для отладки куда-то в консоль, то можно было бы и упомянуть об этом.
Может быть стоит скрыть полный листинг под спойлер?
P.S. я не пытаюсь разгромить пост, я действительно пытаюсь понять, почему сделано именно так: может быть есть веские причины, которые я не понимаю, а может быть просто этот код скорее proof of concept, показывающий, что такое вообще возможно сделать лёгким движением руки.
alexyr
надо делать функцию main со всей этой логикой и использовать
justhabrauser
Добавлю к предыдущему оратору.
Таки да — лучше написать if <тратата> main().
А просто с первой колонки не писать ничего.
Тогда при запуске программы будет выполняться это вот main().
А вот при импорте как модуля — ничего выполняться не будет.
Ну такой вот стиль хорошего тона.