Boeing CST-100 Starliner — пилотируемый космический корабль, который разрабатывается для полетов к МКС. 20 декабря корабль без экипажа отправился в свой первый космический полет. Через сутки он должен был произвести автоматическую стыковку с МКС, и еще через некоторое время вернуться на Землю.
Вывести на расчетную орбиту корабль должна была ракета Atlas V. Она стартовала в 14:36 по московскому времени с мыса Канаверал. В ходе пуска корабль планировалось вывести на суборбитальную траекторию с апогеем 181,5 километра и перигеем 72,8 километра. Затем он должен был выйти на расчетную орбиту при помощи собственных двигателей. К сожалению, он вышел на нештатную орбиту.
Представители компании Boeing и ULA сообщили, что аппарат находится на стабильной, хотя и нештатной орбите, плюс он получает необходимое количество энергии, которую генерируют солнечные панели.
На расчетную орбиту кораблю не удалось выйти из-за того, что двигатели корабля не выдали расчетный импульс. В результате к МКС он не полетит, а во воскресенье будет совершен управляемый сход с орбиты. Приземлиться корабль должен на полигоне в штате Нью-Мексико.
На пресс-конференции, которая была проведена после запуска, было объявлено о том, что произошла ошибка программного обеспечения, в результате чего Starliner некорректно рассчитал время работы своих двигателей. Из-за этого было потрачено больше топлива, чем планировалось. Кроме того, в то время, когда возникла ошибка, он находился в «слепой» зоне — не было связи с центром управления полетом, так что команда корабля не могла скорректировать ошибки.
Boeing CST-100 Starliner — один из двух американских пилотируемых космических кораблей, которые разрабатываются по программе Commercial Crew Program. Цель этой программы — создание американской системы запуска астронавтов вместо прекратившей в 2011 году работу системы Space Shuttle и российских кораблей «Союз». Starliner рассчитан на перевозку вплоть до 7 членов экипажа. Время работы системы жизнедеятельности корабля в автономном режиме составляет 60 часов.
В рамках названной программы участвует еще одна компания — SpaceX. И Boeing, и SpaceX должны продемонстрировать работоспособность собственных кораблей в несколько этапов. Один из них — испытания системы аварийного спасения на Земле. Второй — беспилотный и пилотируемый пуски.
SpaceX уже провела успешный запуск своего корабля Crew Dragon еще полгода назад. Аппарату удалось провести стыковку с МКС и вернуться на Землю. Правда, спустя полтора месяца этот же корабль взорвался во время проведения огневых испытаний системы аварийного спасения экипажа. Как оказалось, причиной аварии стала поломка топливного клапана. Пилотируемый полет корабля Crew Dragon назначен на февраль-март 2020 года.
Несколько часов назад Starliner провел две успешные коррекции своей орбиты, о чем сообщила компания Boeing в Twitter. Пилотируемый полет Starliner планировалось провести в середине следующего года, но из-за поломки срок может быть перенесен.
Ну а российский пилотируемый космический корабль «Орел» (ранее известный как «Федерация») оказался перетяжеленным, в результате чего перестал соответствовать проекту. Планировалось, что «Орел» должен быть многоразовым, для совершения не менее 10 полетов на Луну. Но из-за того, что он в ходе запуска окажется перетяжеленным на 2,3 тонны, к Луне корабль сможет полететь только три раза. Над этим проектом в России работают более 10 лет.
Комментарии (32)
axe_chita
21.12.2019 17:18+1На пресс-конференции, которая была проведена после запуска, было объявлено о том, что произошла ошибка программного обеспечения, в результате чего Starliner некорректно рассчитал время работы своих двигателей. Из-за этого было потрачено больше топлива, чем планировалось. Кроме того, в то время, когда возникла ошибка, он находился в «слепой» зоне — не было центром управления полетом, так что команда корабля не могла скорректировать ошибки.
У меня дежавю или я это уже где-то слышал? ;)Areso
22.12.2019 21:55Такое уже было про один из российских запусков. И там началось в комментариях — вспоминали старые корабли космической связи, вспоминали было величие СССР и всяко-разно ругали Рогозина.
Кто-нибудь знает, у американцев были корабли космической связи, или их не было?BlackMokona
23.12.2019 00:14Нет, они построили сначала мировую сеть ретрансляторов благодаря большому числу союзников по всему миру. А потом быстро перешли на спутниковую систему ретрансляции
axe_chita
23.12.2019 10:06интересно былобы посмотреть карту покрытия сети КИП-ов (слежения) НАСА, и посмотреть где по циклограмме должен быть Старлайнер, а вот после всего этого делать выводы :)
khim
23.12.2019 20:43Где-нибудь над Тихим Океаном, скорее всего. Там даже союзники не помогут — нужны корабли-ретрансляторы.
KonkovVladimir
21.12.2019 17:56+1twitter.com/elonmusk/status/1208148748099940357
Elon Musk Replying to NASA @BoeingSpace
Orbit is hard. Best wishes for landing & swift recovery to next mission.
Dennis A. Muilenburg @BoeingCEO
Replying to elonmusk NASA @BoeingSpace
Thanks, Elon — much appreciated. The hard work both our teams are doing to explore new frontiers is worth the challenge.
TerraV
21.12.2019 23:21+11Уже довольно продолжительное время почитываю статейки про Боинг. У них сейчас целых три кризиса развивается — наиболее известный с двумя авиакатастрофами 737. Второй кризис это фактическое уничтожение контроля качества на сборке 787 и третий Starliner (начиная с утечки топлива, нераскрытие парашюта и сейчас вот опять). Складывается стойкое убеждение что «эффективные менеджеры» добрались до управления лет пять назад и стали активно инвестировать в «вась-вась» и резать косты на инженерах. Сейчас что FAA, что NASA вынуждены оправдываться на каком основании к Боингу было «особое» отношение.
PleaseKING
22.12.2019 01:22+1Ну да, примерно так. Вот одна весьма старая и подробная статья: https://www.seattletimes.com/business/boeing-aerospace/failed-certification-faa-missed-safety-issues-in-the-737-max-system-implicated-in-the-lion-air-crash/%3famp=1
Silverado
22.12.2019 13:48+1Вы еще забыли про недавние проблемы с KC-46, вплоть до нежелания ВВС принимать уже готовые самолеты.
khim
22.12.2019 19:34+1Складывается стойкое убеждение что «эффективные менеджеры» добрались до управления лет пять назад и стали активно инвестировать в «вась-вась» и резать косты на инженерах.
Ну дык. Вот вам статья и том, как в Боинге успешно воплощается в жизнь принцип «чтобы корова давала больше молока её нужно чаще доить и меньше кормить».
Это, собственно, единственное что «эффективные манагеры» умеет эффективно делать. В краткосрочной перспективе это всегда даёт отличный эффект… а что потом начинаются катастрофы… ну дык это потом.
P.S. Ждём когда сменят CEO — до тех пор так и будет катиться по наклонной. И не потому, что Деннис Мюленбург хочет, чтобы самолёты падали и Starliner «летел не туда». А потому что пока он «у руля» люди, способные исправить ситуацию в Боинг (работавшие там) и к Боингу (поставщики) не вернутся.
Shua_inc
В этой гонке болею за Спейс-Х, но все равно жаль…
KonkovVladimir
twitter.com/cbs_spacenews/status/1208040436167823360
Полет успешный, выходит — следующий пилотируемый.
От боинга почти ничего не требуется. Ни стыковка с МКС, ни раскрытие ВСЕХ парашютов. Единственное жёсткое требование — осваивать дополнительное финансирование НАСА.
M0Peterson
del