При озвучке мне иногда приходится создавать спецэффекты по имитации взрывов. Эту тему я люблю. Особенно если это далекие взрывы космических масштабов. Хоть в космосе звуков и нет, имитировать их почему-то приходится. Но иногда — это плохо и опасно. Это касается игр, видео и любого другого медиа-продакшена.
Проблема
Вот два звука для примера:
1) Первый звук — саб-басовый раскат. Звук в моно. Бьет прямо в слушателя из центра динамика, не звучит объемно, не расходится широко. Скучно.
cloud.mail.ru/public/23Q1/2cqtjQU5i
2) Второй звук — такой же саб-басовый раскат. Звук в стерео. Он рассеян, звучит объемно, расходится широко, с боковых поверхностей динамиков, окутывает слушателя.
cloud.mail.ru/public/3Mtz/5y9xc8cRs
У обоих звуков одинаковые частотные характеристики, они выглядят так на спектральном анализаторе:
А вот так оба эти звука выглядят при анализе стереопанорамы (слева моно-звук, справа — стерео звук):
Какой звучит лучше? Конечно второй — низкочастотный объемный стерео-звук, скажете вы и будете правы. Но такой звук делать нельзя по нескольким причинам. Могут не сработать уши конечного потребителя, или могут не сработать динамики того же потребителя.
Пояснение
1) «Ой-йо, никто не услышит...»:
При наложении других звуков или музыки из другого частотного диапазона поверх такого взрыва, уши слушателя могут не понять то, что вы имели ввиду. Например одновременно со взрывом могут звучать крики, стрельба или что-то иное.
В такой озвучке слушатели не услышат гул взрыва. Они услышат кашу. Слух человека устроен так, что он лучше слышит средние и высокие частоты, чем басовые и уж тем более — саб-басовые частоты. По отдельности саб-басовый взрыв будет слышен хорошо. С примешиванием других звуков из более высокого спектрального диапазона, слух будет хвататься за эти звуки, а взрыв потонет, и в лучшем случае будет восприниматься как посторонний шум или гул. Басы лучше слышны ушам, когда они не рассеяны, а собраны, сконцентрированы. бьют из одной точки динамика. То есть в моно. И этому способствует не только несвоершенство наших ушей, но и физика (или механика? Я-гуманитарий, мне без разницы). Об этой фигне ниже.
2) «Зацени, как мои басы рвут динамики»:
(не вдавался в точность работы диффузоров динамика, мог напутать все наоборот, но сути особо — не меняет)Диффузор (основная рабочая поверхность динамика, которая излучает звук) — нежное создание.
Если все низкие басы играют в моно, а другие накладывающиеся звуки с более высокими частотами играют в стерео, динамик может проигрывать все эти звуки одновременно с разных частей диффузора без особой потери энергии при колебаниях (образно например басы будут колебать к примеру среднюю часть конуса дифузора, а более высокие звуки — боковые края). каждая часть этого конуса диффузора будет независимо друг от друга (насколько хватит эластичности материала) вибрировать со своей частотой (или скоростью), выдавая разные звуки без проблем. И басы и все остальное будет слышно.
Если же низкие или саб-басы будут играть объемно в стерео, и поверх них наложатся другие, более высокие по частоте звуки в том же стерео, за воспроизведение всего этого безобразия будут отвечать одни и те же зоны на поверхности конуса диффузора. Одни и те же области динамика будут вынуждены в одно и то же время пытаться колебаться и быстро (для высокочастотных звуков) и медленно (для низких басов). Как это возможно? Практически никак. Энергия вибраций будет теряться, перебиваться. Часть звукового спектра будет теряться при проигрывании (то басы провалятся, то басы заревят и поглотят другие звуки). Это в лучшем случае. В худшем, видавший виды диффузор динамика может натурально порваться от внутренних противоречий, так и не решив, что медленно ему колебаться или быстро всей своей поверхностью.
Что делать?
Но ведь нам больше понравилось объемное стерео звучание саб-басового взрыва. Как сделать широкий звук взрыва так, чтобы он не терялся за другими звуками и не рвал динамики?
Просто. Сузить его в моно любым плагином стереорасширения и подмешать к этому саб-басовому глухому «буму» какое-нибудь среднечастотное шипение. Например такое. С очень широким стереорасширением. Такой звук можно создать из любого страшного звука, обязательно обрезав низкие частоты до 200 Герц с помощью эквалайзера в любом аудио-редакторе и расширив стереопанораму с помощью любого плагина расширения стерео например Izotope Imager. Я так и сделал. Нашел резкий звук в интернете. Скачал. Срезал низкие частоты эквлайзером до ниже 200 герц. Расширил стерео. Послушайте. Оно звучит очень объемно.
cloud.mail.ru/public/2uwY/K2XW9WY55
При наложении простым микшированием этого объемного шипения на узкий низкочастотный моно-«бум» происходит магия. Создается иллюзия объемности обоих звуков, смикшированых в общий звук. Послушайте.
cloud.mail.ru/public/wrud/2jGbGmdP6
Вместе моно-звук и супер стерео-звук дают что-то среднее и объемное.
При таких условиях мы имитируем объемный звук взрыва. Он не будет так сильно пожирать энергию вибрации динамика при наложении других более высоких по частоте звуковых спецэффектов, звучащих одновременно со взрывом. И динамики не будут рваться.
Данная теория, в принципе, применима и в области сведения музыкальных треков. Начинающие (иногда и кончающие) диджеи расширяют стереопанораму саб-басов, и басы рвут динамики и пожирают остальные музыкальные инструменты в песне. Опытные музыканты басы сужают в моно, и поверх них наслаивают хрипящие среднечастотные звуки с широким стерео. И тогда прекрасные различимые саб-басы рвут только душу человека. Как-то так. Всем удачи.
Комментарии (4)
HardWrMan
07.01.2020 07:29Не понимаю, почему низкие частоты, идущие в моно никак не должны смешиваться с другими частотами в отличие от стерео варианта? Всё так же будут смешиваться и будут происходить коллизии на поверхности диффузора. При этом, все выше сказанное было как-будто об широкополосном динамике. А ведь чаще система двухполосная (в том числе и ширпотреб 2.1 по сути — двухполосная).
Однако есть единственное логичное объяснение монозвуку в бумканьи — это действительно звуковое давление, выдаваемое в пространство. Ведь если выдавать монобум, то его одновременно и синфазно будут давить два НЧ динамика (а то и 4 при системе 4.0). Т.е., коэффициент отдачи повышается и не требуется перегружать колонки. Если же делать бум чётко позиционируемый в пространстве, то вместо всех динамиков в системе его могут воспроизводить только часть а то и тупо один. И чтобы поднять звуковое давление (а значит и уровень громкости) придётся увеличивать мощность, подводимую к динамику. А он не всесильный и рабочий ход у него ограничен. И вообще, есть резонансная частота подвеса, которая, кстати, и убила динамик в ролике выше (заметь — только один, хотя колебались всё, т.к. совпало именно с его резонансом).
Ну и ещё есть момент, который пришел из марктинга — система сильно дешевле, если мощный динамик только один, это я о схемах Х.1, где саб по сути и есть НЧ динамик. Т.е., монобум убивает сразу двух зайцев:
1. Мы повышаем звуковое давление меньшей подводимой электрической мощностью, что позволяет правильно бумкнуть даже на относительно слабых системах и не попортить хорошие мощные.
2. Мы позволяем правильно бумкнуть одинокому сабу, который в простейших системах берет сигнал из всех каналов тупо суммируя. И если в каналах фаза бума будет отличаться, то подводимая мощность как раз и упадёт. Для таких систем правильно делать отдельный канал для саба, что в фильмах и делают, но я не видел чтобы делали в играх.
Ну и последнее, моё ИМХО. Если сделать систему полночастотную в каждом канале, да ещё и многополосную, то вполне можно и бумкать в стерео по низам — эффект будет значительно сильнее, чем в компромиссном монировании низов и стереосредних. Но это уже дорогое удовольствие. Но я до сих пор помню игру в Quake 3 в 2006м, когда я купил Audigy 2 и подключил 4 S70 по схеме 4.0. Оказалось, что Quake 3 умеет в DirectPlay и позиционированию всех звуков в пространстве. Отлично слышались одновременные взрывы со всех сторон, причем локализация звука была просто феноменальная, давая некоторое преимущество играющему перед тем, кто играет в простом стерео.
dyadyaSerezha
07.01.2020 08:50А сдается мне, что автор написал полнейший бред, наподобие того, что через золотой usb-кабель звук гораздо лучше. На одном динамике никак не отразится, звук стерео или моно. У динамика моно вход всегда. Бодее того, у него один, "моно" электромагнит.
max_myr
А в идеале еще и тестить все свои звуки на самой дешевой акустике, что бы понимать что услышит большинство
composer_ondo Автор
У меня всегда есть контрольная проверка на одном моно-динамике. в таком режиме проверки моно-совместимости полученного звука можно многое узнать про недостатки в своем сведении. Сейчас подростки любят слушать музыку в портативной колонке. Иногда там всего один динамик. Плюс есть три варианта разных компьютерных колонок. В дереве, в пластике, разных размеров. Это помимо студийных мониторов и наушников. Иногда сознательно отслушиваю материалы на планшете с китайской пищалкой динамиком. не отслушивать на говняном оборудовании — это значит быть невмеру самонадеянным