О себе


Коротко о себе. Меня зовут Дмитрий. Я с детства окружен друзьями — программистами, сисадминами и прочими айтишниками. Сам пробовал связать жизнь с этим — одно время был веб-разработчиком говно-сайтов, учил html, php, но дальше дело не пошло. Все время тянуло в творчество. Но основная моя работа работа всегда крутится вокруг IT. Я — админ техподдержки в маленьком но гордом провинциальном интернет-провайдере, копирайтер, контент-менеджер на фрилансе.

image

То, что портило мне жизнь и не давало времени и усидчивости на освоение какой-нибудь хорошо-оплачиваемой IT-специальности — это любовь к написанию всяких саундтреков и OST'ов. С позиции опыта я могу нескромно заявить, что являюсь очень неплохим композитором. Пописываю от случая к случаю. Но мне не интересна аранжировка артистов, я не пишу музыку к песням и пляскам со спущенными трусами. Я люблю соединять классику, рок, этнику и глубокие (интеллигентные) стили электронной музыки без слов. Из этого получаются отличные саундтреки для фильмов, игр и прочих медиа-проектов. Которые пишутся просто “в стол”.

Потому что в современном мире не достаточно делать хороший продукт, когда нет витрины для его показа. Пока ты неизвестен — ты никому не нужен и не востребован. Писать озвучку к фильму Бондарчука тебя не позовут, потому что о тебе не знают. Крупные отечественные гейм-дев фирмы посылают тебя лесом, просто потому что в штате уже есть свой композитор. Вакансии по данной позиции, если загуглить, датированы началом двухтысячных годов, новых не появляется.

Поэтому музыка остается моим хобби без шансов превратить ее в профессию и смысл жизни. А нереализованная мечта, как ее не забивай вглубь себя, все равно тебя гложет. И иногда настолько сильно, что в порыве истерики ты вписываешься в озвучку первой попавшейся инди-игры с кучей геморроя и за копейки в надежде на то, что этот проект выстрелит, станет известным и на твои саундтреки обратит внимание кто-нибудь большой и важный.

О проекте “Звездная Федерация|Star Federation”


image

В очередной раз я впрыгнул в затею написать музыкальное сопровождение к игре. Долго думал, стоит ли. Но этот проект мне показался довольно серьезным, чтобы потратить на него время даже забесплатно. А тут еще и деньжат подкинуть предложили. Игра — “Звездная Федерация”. Малочисленная команда энтузиастов сделала космическую онлайн-стратегию, которая мне показалась очень интересной, интеллигентной и продуманной.

В игре есть свой mp3-плейер, что-то отдаленно напоминающее радио-станции в играх серии GTA. Каждый игрок может сам выбирать себе музыкальное сопровождение, переключая треки на свое усмотрение прямо в процессе игры. Команда разработчиков “Звездной Федерации” решила не идти путем пиратства или подбора музыки с бесплатной лицензией с аудиостоков. Им захотелось оригинальности, но со стилистической опорой на определенный круг уже существующих музыкальных композиций других композиторов. Попросту, мне дали несколько референсов (образцов, которых нужно придерживаться). Очень разноплановых в плане музыкального стиля. От Dark Ambient, металла, восьмибитного техно, до классических работ Жана Мишеля Жарра. Общего у этих мелодий было одно — у них был явный космический душок. Но абсолютно разная структура, мелодика, музыкальные инструменты и принципы написания. То, что надо, чтобы не сдохнуть от однообразия в работе.

От меня требовалось 18 композиций по 7 минут на каждую. Это примерно в два раза больше музыки, чем на любом стандартном музыкальном альбоме популярных артистов. Такие альбомы они пишут по два-три года с огромной командой профессионалов. У меня было два месяца, я сам, несколько живых музыкальных инструментов, скопленных во времена бурной рокерской молодости, и полудохлый компьютер со старым музыкальным софтом (на тот момент не композиторствовал уже около 4 лет).

И я согласился на эту бредовую затею, пообещав выложиться на 200 процентов (люблю фантастику, космос и рок-музыкантов, коими по-совмещению являются разработчики этой игры). Но одного желания начать работать оказалось недостаточно.

Проблемы на старте


Сегодня если ты беден, но умеешь писать музыку, перед тобой открывается четыре варианта технической реализации создания своего рабочего места и рабочего инструментария:

1) Ты можешь записывать музыку на компьютер через недорогой микрофон, используя недорогие реальные музыкальные инструменты и адекватную недорогую аудиокарточку и специальный софт для многодорожечной записи аудио (секвенсор). Софт, естественно, пиратится. Но в целом все это требует определенных затрат на покупку микрофона и плохих музыкальных инструментов (коих нужно очень много, чтобы делать композиции разнообразнее). Все это барахло нужно где-то искать, хранить, знать как лучше записывать. И на всем этом нужно хоть немного уметь играть (научиться жать клавиши на фортепьяно, играть на трубе, барабанах, обучиться игре на волынке и мучить скрипку это не совсем одно и тоже и на этого может не хватить жизни). Композитор знает принципы написания музыки (знает на слух, как должно играться), но не всегда является мультиинструменталистом (не умеет играть на всём подряд так, как слышит это в голове). Это плохой путь. Уходит много времени, денег, полезного пространства, а на выходе получаем качество домашней записи с квартирника.

image

2) Прошлый век подкидывает идею покупки синтезатора, который подключается к компьютеру по MIDI-интерфейсу. В его Банке памяти содержится около сотни пресетов — симуляция звуков различных музыкальных иснтрументов. А если нет, то драйвера от любой самой дешевой аудиокарточки уже имеют подобный встроенный синтезатор. Стоят такие MIDI-клавиши не дорого. Играть нужно уметь только на фортепьяно. Никаких лишних затрат. Записываться можно напрямую в секвенсор без участия микрофона. Одни позитивы. Но на выходе получается музыка из русских перестроечных сериалов или большая часть песен с радио “Шансон”. Почему? Потому что симуляция звука скрипки синтезаторными средствами звучит еще менее похоже на скрипку, чем дешевое подобие скрипки с алиэкспресс. Лучшее что можно делать с помощью таких синтезаторов — это полифонические мелодии на первые цветные кнопочные мобильные телефоны.

image

3) Можно устроиться на работу в настоящую студию звукозаписи. Где есть доступ к хорошим микрофонам, настоящим дорогим музыкальным инструментам, где помещение создано специально для работы со звуком. Но нет свободного времени, чтобы писать то, что ты хочешь. Ты будешь писать минусовки и биточки разным одаренным личностям, которые хорошо если будут хотя бы как Бузова (в плане известности, а не в плане творческого потенциала), а не обкуренные рэпперы из соседнего района.

image

4) Можно использовать виртуализацию музыкальных инструментов и технического оснащения студии звукозаписи. Это так называемые VST (Virtual Studio Technology) музыкальные инструменты и плагины. Это очень дорогой софт, который в РФ, естественно, пиратится. Каждый определенный VST инструмент — это виртуальный клон, как правило, очень дорого реального музыкального инструмента.

image

Например — какой-нибудь скрипки Страдивари. Это библиотека записанных звуков с этой скрипки. Записанных на хороший микрофон (или на несколько разных хороших микрофонов по отдельности), в комнате поменьше, побольше, в концертном зале и на стадионе. В каждом помещении и на каждый тип микрофона по многу раз записывается каждая нотка на каждой струне долбанной скрипки. Потому что каждую нотку можно играть с разной силой, потому что на скрипке можно играть как смычком, так и щипковым методом (пальцами), потому что существует куча приемов игры тем же самым смычком и еще много всяких “потому что” по типу “а ведь можно еще и играть на приглушенных ладонью струнах”. В итоге каждая такая библиотека VST инструментов включает в себя много тысяч разных звуков одной и той же скрипки. Чем дороже VST-инструмент, тем больше этих звуков будет. Потому что туда обязательно добавят несколько скрипок Страдивари разного размера, года выпуска и цвета на выбор и какую нибудь фигню вроде: “нам мало комнаты, студии, сцены и стадиона. А давай запишем все эти скрипки еще и в соборе Парижской Богоматери и добавим пользователю еще один пресет (преднастройку) звучания этой скрипки именно в этом соборе, а то вдруг захочется играть, чтобы звук был, как в соборе”.

Такой VST музыкальный инструмент встраивается прямо в программу для записи музыки (секвенсор) в виде плагина и управляется этот инструмент с обычного MIDI-интерфейса (MIDI-клавиатура, MIDI-pad, старый синтезатор с возможностью подключения по MIDI или даже с помощью обычной компьютерной клавиатуры, подключенной в секвенсор через несколько специальных софтин). То есть, чтобы играть на виртуальной скрипке с абсолютно реальным дорогим звуком не нужно уметь играть на скрипке, нужно уметь жать клавиши на фортепьяно.

image

Все это круто с той точки зрения, того, что любой нищеброд вроде меня никогда не смел надеяться, что его пустят поиграть за рояль Фредди Меркьюри, или одолжат для записи своего говно-трека любимую гитару Джими Хендрикса. А здесь все это реализуемо. Конечно, если заниматься пиратством. Если покупать — никаких денег обычного россиянина на это не хватит. Использование виртуальных инструментов — единственно-возможный вариант для того, чтобы создавать сносные, хорошие и даже отличные по звучанию работы.

Можно найти и получить в свое распоряжение любой VST-инструмент, который тебе вздумается. Захочется в композицию добавить 40 оркестровых виолончелей или барабаны группы Metalliсa — все это можно.

Но есть серьезное “НО”. Виртуализация требует чего? Серьезных вычислительных мощностей.

image

Ты не сможешь нормально использовать эти VST-инструменты, если у тебя дохлый процессор, 4 гига оперативки (три из них отжирает десятая винда) и Жесткий диск на 100 гб. Нет Сэр. Чтобы быстро и хорошо ссимулировать целый оркестр тебе нужно всего да побольше. Иначе написание одной композиции займет у тебя две недели, вместо одного двух дней.

Почему? Потому что композиция в голове композитора обычно уже набросана: ты представляешь, как должен звучать музыкальный инструмент, какой инструмент и в какой момент времени. Мелодия есть в голове. И идеально иметь под рукой все музыкальные VST инструменты сразу, открытыми. Чтобы записывать по отдельности партию каждого из них, сразу выслушивать, как разные музыкальные инструменты звучат вместе, и на ходу исправлять огрехи, неточности, или менять неподходящие музыкальные инструменты на другие. (Да, музыка в голове всегда более идеальна, чем выходит на деле, не знаю, как там дела с этим обстояли у Моцарта). Но все их одновременно не открыть, потому что каждый из них хочет отъесть по 1-3 гб оперативной памяти. Я стараюсь не использовать более 8 музыкальных инструментов в одной мелодии. Если это дело перемножить, выйдут неслабые запросы на оперативную память. Если посмотреть треки Рианны, там местами записывалось по 45 музыкальных инструментов. Сколько их стандартном небольшом оркестре — вообще думать не хочется. Мрак. В общем, одновременно все не запустить.

Приходилось выкручиваться.

Нужно было запустить программу для записи (секвенсор), включить один из этих инструментов. И начать записывать нотную партию на этом инструменте. Отслушать, экспортировать получившийся звук в аудиоформат WAV (равносильно рендерингу при видеообработке, который фактически нужен, чтобы экспортировать полученный продукт и разгрузить вычислительные мощности — при написании музыки, пока она не экспортирована, чтобы ее прослушать с возможностью изменения нот, весь, обсчет ведется через оперативку и процессор. После экспорта ее уже практически не изменить). Экспорт одного инстурментв обычно длится около 10-20 минут, в зависимости от загруженности компьютера, длины и сложности партии этого музыкального инструмента.

Когда один музыкальный инструмент готов и экспортирован в аудио, нужно закрыть весь музыкальный софт, чтобы оперативка разгрузилась и очистилась, открыть софт заново, выбрать другой музыкальный инструмент, прописать его партию, отслушать ее и так же экспортировать звук в WAV.

И так столько раз, столько раз, сколько ты сам себе придумал музыкальных инструментов, которые должны быть задействованы при написании этой композиции.

Чертовски весело, когда в конечной стадии ты в том же секвенсоре пытаешься скомпоновать уже более легкие экспортированные WAV-аудиодорожки каждого отдельного музыкального инструмента. Ты выставляешь их параллельно друг другу, как слои в любом видеоредакторе, жмешь плэй и слышишь жуть. У тебя где-то что-то не сошлось. Звучит не так, как хотелось, ноты где-то друг с другом не дружат и звучат лажово. Да и вместо флейты здесь лучше было использовать тромбон. В этот момент весь процесс начинается практически заново. Это если не учитывать неоднократные зависания и вылетания софта без автосохранения проектов.

Решение проблем


Возвращаясь к теме статьи. Хороший музыкальный альбом на 18 треков, общей длинной в два раза больше, чем у обычных артистов написать за два месяца в таких условиях — нереально. Они делают это в дорогих студиях с вагоном специалистов за два года. Плохой альбом писать не хотелось. Что-то надо было предпринимать. Я взял таймаут на пять дней. И за пять дней мне пришлось наверстать упущенное за прошлые долгие годы без музыки.

image

Я занял оперативки у друзей. Нашел и освоил кучу музыкального софта с возможностью автоматизации, оптимизации и высвобождения вычислительных мощностей. Моим спасением стал секвенсор и аудиоредактор SONAR Plantium 2018. (До этого я не видел ни одной Сонара, но был наслышан о том, что на этой адской штуке многие поколения звукорежиссеров сломали себе мозги). Я всегда работал в другой более простой софтине от того же производителя и боялся что-то менять. А тут пришлось.

image

В общем, вкратце эта чудо штука позволяет делать немыслимое. Она позволяет замораживать отдельные музыкальные инструменты, когда они тебе не нужны. Например, пока ты правишь ноты бас-гитары, ты можешь заморозить барабаны, рояль и все остальное. В этот момент совершается молниеносный пре-рендеринг или пре-экспорт этих музыкальных инструментов прямо в программе. Ты слышишь эти музыкальные инструменты все вместе, и можешь подстраивать под них ноты одного не замороженного инструмента. Закончил с ним и захотелось что-то подправить в другом музыкальном инструменте? Заморозь бас-гитару, разморозь тот инструмент, редактируй и отслушивай все, покуда не отвалятся уши или не решишь, что всё.

Ровно пять дней мне хватило, чтобы нахвататься всех верхушек из грандиозной музыкальной софт-индустрии, которые можно было быстро пустить в дело. И ровно пять дней мне хватило на осознание того, что если бы я не искал простые пути в прошлом и не поленился (не испугался) бы в свое время более плотно поизучать самый сложный профессиональный музыкальный софт, я бы сейчас уже мог быть совсем другим человеком. Это банальное, но важное замечание по поводу лени и боязни менять привычный уклад, учиться новому, подойдет для любого человека в любой отрасли деятельности. Пинайте себя и почаще. Иначе вообще ничего не получится, и придется потом вечно искать виноватых вокруг себя, лишь бы только не думать о том, что ты сам — осёл.

Помимо этого страшного SONAR’a, я погрузился в изучение кучи современных плагинов-дополнений к нему. И это крайне удивительный мир роботов, ИИ и нейросетей и чего-то самообучающегося и самопонимающего, о чем я изначально и планировал написать статью, но оставлю это на будущее — это действительно интересней этой статьи-жалобы. Упомяну лишь о том, что бывают случаи, когда тебя просят сделать музыку похожую вот на этот вот трек Майкла Джексона. Ты подбираешь такой же или аналогичный набор музыкальных инструментов, придумываешь свою мелодию, а в итоге этот долбанный оркестр, звучит вообще не похоже на то, что требовалось. И потом ты неделями мудишься с эквалайзерами, фильтрами, сатураторами, чтобы уподобить общее звучание образцу. И все равно не получается, ведь композитор и звукорежиссер — это две большие разницы. Пришлось искать роботов, которые давно умеют все это и даже больше.

Потом пришлось искать способ соединить в один концептуальный альбом кучу разных музыкальных направлений.

На выходе я получил неплохой продукт, который понравился заказчикам, а самое главное, отлично вписался в игру и получил хорошие отклики у игроков “Звездной Федерации”.


И всем было абсолютно наплевать, каким образом он получился. Никто особо и не понял, что вместо барабанов в музыке были спрятаны радиосигналы с реальных звезд-пульсаров, переведенные в слышимый спектр частот. Всем было пофиг, что там есть речи Ганди, записи переговоров первых людей на Луне и прочая муть вроде преобразованных в слышимый звук радио-сигналов с разных уголков космоса, полученных с помощью радиотелескопа, а пятый трек вообще писался в память Честеру Бенингтону (музыка перекликается с треком final masquerade группы Linkin Park)

Я не стал знаменитым композитором, потому что эту игру и саундтреки в ней не заметил кто-то большой и важный, потому что “Звездная Федерация” пока не выстрелила, хотя я очень надеялся — проект мега крутой и интеллектуальный. Но у ребят так же, как и у меня, нет известности и больших ресурсов для получения этой известности.

Поэтому я в очередной раз думаю навсегда перестать писать музыку и заняться каким-нибудь нормальным делом, хотя даже после написания этого саундтрека очень глубоко изучил все, что было упущено ранее. Настолько глубоко, насколько это мне не пригодится никогда.

Зачем я попёрся на Хабр изливать душу? Ну как… попиарить себя и космическую онлайн-стратегию Star Federation, храня маленькую надежду, что и проект заметят, и разработчиков, ставших моими хорошими друзьями, и меня в качестве музыкописателя. До новых встреч в эфире.

Комментарии (92)


  1. justhabrauser
    04.03.2019 22:25
    +1

    Текст и иллюстрации — изумительно.
    Такое теперь на хабре редкость.
    А так — не вешайте носа. Хорошие практические знания никогда не пропадут.
    Жду Ваших статей еще (чем не «нормальное дело»? :-).


    1. composer_ondo Автор
      04.03.2019 22:33
      +1

      Спасибо) Будет время, подготовлю материал по программам-роботам в музыке. Это — очень интересная тема


  1. robert_ayrapetyan
    04.03.2019 22:53
    +2

    Вообще далекий от темы человек, но зачем-то начал читать и не смог оторваться! Жду продолжения про плагины. Спасибо!


    1. composer_ondo Автор
      04.03.2019 22:57

      потому что это — обратная сторона ноги Луны. Обычно никто не задувыается о том, как что-то производится в другой отрасли, отличной от его рода деятельности. Старался писать проще и понятнее, без жаргона. Обычно этим грешат, чтобы показать профессионализм, но это бесит, так как через слово гуглить приходится XD/ Вы музыку послушайте, она как раз наночь засыпать помогает)


  1. TheShock
    04.03.2019 23:42

    А можете прикрепить голосовалку, с множественными вариантами ответа, кому что больше всего понравилось? Для меня есть темы, которые вообще очень сильно зацепили, а есть, которые вообще не.


  1. sterr
    05.03.2019 00:06

    Нормальные саунд треки. Только вот сведение не в п… ду. Во первых грязно и мутно, во вторых не сбалансировано по частотке. Много чего торчит. Но ты ведь и не звукорежиссер, потому простительно.
    Кстати, да, спектрасониксы жрут нормально. Но мой е5450 в 8 гигами как то тянет. Но спектрасониксы по большей своей части все таки грязны. Звуки там хорошие, но записаны плохо. И если использовать один, то вроде и не слышно, а когда несколько, то шумы плюсуются и получается не очень. Поэтому оптимус вариантус — использовать все-таки программные синты, а не сэмплированные инструменты. Сейчас достаточно много вышло всяких роландов — заменителей железяк. Правда они напрочь вешают проц, но это можно пережить.
    Меня всегда удивляла чистота треков Infected Mushroom. Вроде куча синтов и все слышно. Этому тоже надо учиться. У меня начало получаться. Но в твоих треках инструменты неразличимы. По крайней мере не все.
    И кстати, почему везде одна тональность и одна база? Такое ощущение что слушаешь один трек и его ремиксы.


    1. TheShock
      05.03.2019 00:22

      Только вот сведение не в п… ду. Во первых грязно и мутно, во вторых не сбалансировано по частотке
      Было бы крайне полезно всем (не только автору), чтобы вы указали на моменты, где ярче всего заметно, что сведение лажает, посоветовали бы как это исправить и что вцелом почитать


      1. sterr
        05.03.2019 00:45

        Имеющий уши да услышит! Достаточно включить трек другого исполнителя, как сразу становится ясно что здесь не так. К сожалению как исправить не подскажу, потому-что проблема может заключаться в том, что звукореж элементарно не слышит своего звука и для него он нормальный, потому-что связка звуковуха-усилитель-колонки безбожно лажает. А если сводить в наушниках — сразу пристрелите его. Нормальный звукореж отслушает свои треки на всяческом говне, которое эксплуатирует электорат и внесет поправки относительно звукового тракта этого говна. К тому же например когда играешь на инструменте, отдельные ноты могут резонировать и торчать. Поэтому их надо специально гасить, чтобы они не торчали. Это касается только музыканта. Как звукорежу я ничего не посоветую, потому-что объем может быть еще больше того, чем изучил ТС по звукоизвлечению и компоновке. В принципе надо либо читать и пробовать, либо устроиться на студию уборщиком и подсматривать. Но в любом случае нужны нормальная (не обязательно дорогая) линейная аппаратура и прямые уши.


        1. composer_ondo Автор
          05.03.2019 03:11

          Во-первых, то что вы имеете в виду — это мастеринг, а не сведение. Во-вторых- это, как фломастеры. На вкус и цвет все разные. Прикол в том, что многое из того, что вам могло показаться шумами и перегрузами, конфликтами или еще чем-то — очень запросто могло быть запланировано (правда не всегда, потому что звукореж из меня и правда тот еще). Современные тенденции в поп-музыке с задиранием высокой середины и верхов мною воспринимаются болезненно, я это не люблю — из за этого треки могут показаться более плоскими. НО я писал по референсам, а сейчас есть Izotope Ozone, который позволяет уподобить мастеринг автоматически под референсный трек. Потом тебе остается только что-то подредактировать, потому что делает он это не идеально. Плюс сделайте поправку на то, что это 18 треков по 7 минут, сделаны за два месяца, изданные в одну харю. И не Говардом Шором, по этому пощадите!


          1. sterr
            05.03.2019 23:43

            То что я имею в виду — сведение. Инструменты торчат, частотные диапазоны накладываются и говнят. Инструменты не должны пересекаться по частоте, иначе получается как раз каша как у вас. И даже если они пересекаются, что неизбежно, то пересекающиеся частоты надо гасить эквалайзером. И торчалки тоже. А мастеринг — это выравнивание и подгонка под стандарт. К тому же, если вы работаете на серьезный проект — все эти вещи должны быть сделаны по умолчанию, для приведения к коммерческому состоянию. Иначе как продавать некондицию. Значит, если вы не можете привести работу к нужному результату — используйте проверенный способ — деньги. А озон не уберет торчалки и пересекающиеся частоты. Он может причесать трек по образу и подобию. Но! Все дорожки вместе, а не каждую по отдельности.


  1. BeardedBeaver
    05.03.2019 00:16
    +1

    Например, пока ты правишь ноты бас-гитары, ты можешь заморозить барабаны, рояль и все остальное. В этот момент совершается молниеносный пре-рендеринг или пре-экспорт этих музыкальных инструментов прямо в программе.

    Это позволяет сделать любая современная DAW — Cubase, Reaper, Studio One, даже протухлз некоторое время назад добавили вменяемый bounce in place. Я сам работаю в S1 — для меня это наиболее быстрый по workflow софт, не надо тратить кучу кликов на достижение результата.

    В принципе для композинга сейчас не нужен мегамощный комп, лаптопа среднего уровня вполне достаточно. Хотя конечно
    если у тебя дохлый процессор, 4 гига оперативки (три из них отжирает десятая винда) и Жесткий диск на 100 ГБ

    то жить будет очень тоскливо.

    Если покупать — никаких денег обычного россиянина на это не хватит

    Тут тоже не вполне согласен. У меня 95% софта легально купленного. Есть тонкость — дефолтные цены достаточно высокие, но постоянно идут распродажи, скидки, купоны, черные пятницы и прочая муть. Вполне реально покупать плагины по скидкам до 80%.

    Многое из описанного в статье устарело лет на 10.

    А музыка клевая, как саундтрек отлично заходит. Кодить наверное под такую будет очень хорошо. По сведению ничего не могу сказать, щас только бук со встроенными колонками под рукой.


    1. composer_ondo Автор
      05.03.2019 03:19

      комп я обновил. Оперативки 16 гб нынче. Диск SSD, проц core i3/ Софт залетал любой. Музыкой не занимался год, комп собран под ютуб). По поводу софта. Где это возможно — пользую халявные проги, где можно, подкупаю. Но я не сын маминой подруги. Когда по региону средняя зарплата 18 000, есть семья и ты тащишь ее на нескольких работах, иногда посматриваешь экраночки онлайн, вместо поездки в кинотеатр или покупки диска (покупают их вообще сейчас?). По этому в моем мире по поводу пиратства нет черного и белого. Это плохо, это неправильно. Но в большинстве организаций моего города винда сборки зверь CD. На этом все.


  1. MTonly
    05.03.2019 00:39

    В контексте упомянутых ограниченных вычислительных возможностей компьютера вспомнилась притча из книги Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей»:

    Представьте себе, что, бродя по лесу, вы наталкиваетесь на человека, который с ожесточениемм пилит дерево.
    — Что это вы делаете? — интересуетесь вы.
    — Сами, что ли, не видите? — следует ответ. — Пилю.
    — Вы выглядите очень усталым, — сочувствуете вы. — Давно пилите?
    — Да уже больше пяти часов! — отвечает человек. — Еле на ногах стою. Нелёгкая это работа!
    — Так почему бы вам не прерваться на несколько минут и не заточить пилу? — советуете вы. — Убеждён, работа пойдёт гораздо быстрее!
    — Нет у меня времени пилу точить! — восклицает человек. — Мне пилить надо!
    Более-менее современный процессор хотя бы 7-8-летней давности типа Core i7-3770T, 16 ГБ оперативной памяти и SSD вместо жёсткого диска решили бы большинство ваших проблем с быстродействием компьютера.


    1. sterr
      05.03.2019 00:51
      +1

      Он стоит в любом случае не меньше самолета. Вы цены то видели? И ССД надо не дешманский на 240 гб, а на 1-2ТБ. Инструментики могут и по 100 и по 200 гб занимать. Плюс звук не дешевый, если нужен результат, а не поиграться. Но по бюджету старые XEON LGA771 вполне нормально, только вот памяти на них много не поставишь. Но по цене практически даром.


      1. MTonly
        05.03.2019 01:27

        Нет, цен на самолёты не видел.


        1. SelectVim
          05.03.2019 10:51

          Вот цены на самолёты: б/у авиатехника.


      1. xitt
        05.03.2019 17:25
        +1

        Не нужен большой SSD. Чтобы хранить-загрузить семплы, хватает обычного харда. SSD — для рабочей области, хватит и небольшого.


    1. composer_ondo Автор
      05.03.2019 03:20

      комп я обновил. Оперативки 16 гб нынче. Диск SSD на терабайт, проц core i3/ Софт залетал любой.


      1. MTonly
        05.03.2019 19:12
        -1

        Тогда непонятно, о каких 4 ГБ памяти и (шпиндельном) жёстком диске 100 ГБ говорится в статье.


  1. kababok
    05.03.2019 01:18

    Шикарнейшая статья, спасибо!


    P.S. СКОЛЬКО АККОРДЕОНОВ! 8)


    1. kababok
      05.03.2019 01:27
      +1

      Подумалось: а ведь аккордеон — это по сути самый распространённый переносной бюджетный аналоговый синтезатор ХХ века с высокоскоростной обратной связью по модулю приложенного усилия...


      1. sterr
        05.03.2019 23:48

        Ну не совсем. Модуль усилия действует на все ноты, а не на одну. Да и вариации так себе…


        1. kababok
          06.03.2019 00:21

          Эээ, а где я утверждал про одну ноту?


          Плюс, вы же, конечно, заметили среди прочих эпитетов слово "бюджетный"? ;)


      1. zahmTOD
        06.03.2019 00:49

        Ни разу не бюджетный, к сожалению. А уж на сколько он требователен к умению играть, относительно просто синтезатора, ух…


        1. kababok
          06.03.2019 00:53

          Блин, ну ведь их куча производителей была. И умение — как и на синтезаторе, зависит от вкуса и цвета фломастеров.

          Есличо, за плечами 5 лет музшколы по классу народных инструментов со специализацией «аккордеон». ;)


          1. zahmTOD
            06.03.2019 01:15

            Тоже «отмучался» 5 классов на аккордеоне в начале 90-х. Может с тех пор ощущение дороговизны инструмента осталось.


  1. lgorSL
    05.03.2019 02:24

    Звуком не занимаюсь, но софт какой-то подозрительно прожорливый получается. Если взять звук 192000 семплов/сек и под каждый семпл выделить целый double (8 байт), то даже час записи (3600 сек) будет занимать чуть больше гигабайта памяти в несжатом виде, и проблем с его обработкой и генерацией вообще не должно быть. Наверно, дело в том, что область применения очень узкая и никто с оптимизацией особо не заморачивается.


    1. composer_ondo Автор
      05.03.2019 03:21

      вот здесь сообщество, где выкладывают разные плагины. Посмотрите их вес. Прямо в верхнем посту к примеру vk.com/native_instruments_kontakt_5. и вот эта вся фигня частично висит в оперативке, частично подгружается с диска.


  1. V-LA
    05.03.2019 02:56

    Конечно, если заниматься пиратством. Если покупать — никаких денег обычного россиянина на это не хватит.


    Простите, не соглашусь.
    Я в этой среде работаю и вынужден сказать, что Вы несколько дезинформируете своих читателей.

    Есть варианты с подпиской, за $20/мес можно получить огромный арсенал звука.
    Также в наше время есть, ну просто неприлично большой выбор бесплатного софта.
    Было бы желание и жизненные принципы, а решение найти можно. Даже в ограниченное время.

    Я к тому, что воровать — плохо. Потому в России Вам и не заплатят приличного гонорара. Все связанно по кругу и как-то надо бы этот круг разрывать.


    1. composer_ondo Автор
      05.03.2019 03:00

      Воровать — действительно плохо. Юзаю я либо бесплатный софт, либо ознакомительные версии, либо изредка что-то покупаю. Но кто не без греха? В стране операционок легальных на компах нет, даже в крупных компаниях в крупных городах местами, а вы говорите… Я готов подписаться под тем, что пиратство это чоень плохо. Вместе с тем, вспомните, когда последний раз вы смотрели кино онлайн не по лицензии?


      1. TheShock
        05.03.2019 04:11

        Тут отлично подходит выражение про "пусть кинут в меня камнем".


      1. Vlad_01
        05.03.2019 05:38

        Ну вот и нищебродствуй далее. А у меня на сегодня есть все практически лицензии.
        Да именно лицензии, практически на все плагины за редким исключением, не крякнутый софт которым пользовался ранее. И железом уже оброс любая студия позавидует.
        Есть очень много мерзких и наглых компаний которых надо ломать постоянно только из-за их мерзкого отношения к клиентам.
        Тема — интересный букварь с картинками чужих форумов и сайтов, но букварь, интересен только мимо проходящим не знакомым с темой. Картинка со скелетом особенно часто мелькала на муз. сайтах )) Баян.


      1. V-LA
        05.03.2019 06:27

        Я немного не о том, я делал замечание к статье, а не к Вам лично.

        Вы — молодец, раз не пользуетесь пиратским вариантом #4 из статьи, а раз все согласны, было бы неплохо убрать его или подредактировать.

        Все-таки статья — это не личная переписка — многие читатели пользуются прочитанным как руководством и следуют советам. И у Вас, как у автора, должна быть некая доля ответственности.


        1. Vlad_01
          05.03.2019 08:58

          А что в статье есть какие-то пиратские ссылки? Или вы хотите убрать даже упоминание о том что оно есть?


          1. V-LA
            05.03.2019 09:17
            +3

            Нет, прямых ссылок нет, и это хорошо!)

            В статье ставится проблема:

            Ты беден, но умеешь писать музыку...

            И ее решение:
            4) Можно использовать… VST… Это очень дорогой софт, который в РФ, естественно, пиратится.

            Я бы подредактировал этот пункт примерно так:
            4) Можно использовать… VST… Это очень дорогой софт, но на некоторый есть недорогая подписка или вовсе бесплатные аналоги, вот ссылки.

            Ссылки гуглятся на раз, но если что могу помочь.


    1. Vlad_01
      05.03.2019 08:48

      В России вам не заплатят приличного гонорара совсем по другим причинам!
      Заказчику плевать на ломаном софте всё делается или на лицензии. Кроме того, сами заказчики часто бывают либо мошенниками, либо нищебродами загибающими пальцы, но всё проясняется только в момент оплаты работы.


      1. V-LA
        05.03.2019 09:27

        В России вам не заплатят приличного гонорара совсем по другим причинам!

        Да, я немного обобщил для краткости изложения мысли, можно более точно переформулировать как-то так: «Воровство на всех уровнях социальной структуры в России — одна из причин низких доходов...»
        Но спорить не буду, причин низких гонораров очень много. Как я вижу, одна из главных — экономика. И тут, если ты — пират, то это твои два цента в плохую экономику.


        1. Vlad_01
          05.03.2019 10:09

          У меня теперь своя экономика, личная, хочу ворую, хочу нет. И если от меня будет пара центов в плохую экономику, то от воров покрупнее в лице корпораций и прочих респектабельных будет основной вклад. Да они себя юридически обезопасили, но не перестали быть ворами и грабителями.
          Переход многих крупных на помесячную оплату от ностальгии по бывшему удачному доению клиентуры, и от того что уже выдохлись, предложить нечего что-то нового, а получать прибыли вечно очень хочется. Например контора Avid (жадные).
          Недавно снова сломали VSL Vienna Ensemble Pro 6, Alf_Zetas cломал он и тут бывает. До этого и 5 версию. Так вот они кинулись сразу выпускать 7 версию. Выпустили, запихали в неё другие проги (Suite) и уже продают, но саму прогу пока не дают, настолько она сырая. И нигде никакой информации что там нового, изменения. Причём теперь стоит втрое дороже. Во как обиделись на то что сломали их, а расплатятся клиенты. И тем кто сидит на старых DAW толку от этих новых версий никакого, даже от 6-ой версии. Т.е. деньги уже собирают, но никто даже не знает что же он получит в итоге ))
          Даже контора eBay, не с музыкальной индурстрии, такой-же грабитель. Вложений — ноль, а клиентов стрежёт по полной программе. Пять процентов отнимает при поступлении средств на счёт, потом её интерес в немалом проценте, затем грабёж при выводе денег на счёт, с кучей хитрожопых ограничений. Так им и этого мало! Заставляют более-менее успешных продавцов оформлять стор, магазин, ещё 30 с чем-то долларов в месяц потери. А тем кто сопротивляется ограничивают аккаунты, лимиты и пр. под выдуманными предлогами. РАЗВЕ ЭТО НЕ ВОРЫ? ВОРЫ, ГРАБИТЕЛИ и наглецы!!!


          1. V-LA
            05.03.2019 12:28
            +1

            Отнюдь. Это не грабители, а возможно «грабительские» предложения на рынке. У всех есть выбор ими не пользоваться.

            Мне кажется, что я понимаю Ваши эмоции, а вступать в полемику нет желания, но если промолчал бы — могло показаться что согласен.


            1. Vlad_01
              06.03.2019 07:08

              Все аппелируют именно этим, есть выбор ими не пользоваться. Но,
              выбора то практически никогда и нет. Выбор есть ТОЛЬКО у начинающих, которые как автор в этой статье стоит перед первой развилкой на пути, десятки вариантов описал и пока ни куда не пошёл.


    1. xitt
      05.03.2019 17:26

      Есть варианты с подпиской
      не подскажете конкретнее чем пользуетесь легально ))


      1. V-LA
        06.03.2019 08:35

        Ээ… весь софт только легальный )

        Именно подписок не так много, сейчас я использую East West Composer Cloud. Это сотни инструментов (~1ТБ) от известной фирмы. В основном акустические, «живые», от какого-нибудь, скажем, дульцимера до полного оркестра. Для начала — более чем достаточно.

        Из DAW например, у того же Avid есть подписка на ProTools, хотя у меня он совсем купленный.

        Еще, как пользователь Pro Tools, я подписан на Falcon от UVI. Это просто бомбический синтезатор. Звук очень современный, даже пока передумал Зебру покупать.

        По подписке на плагины, отличный выбор — это Slate. Я пользовался, плагинов много, звучат они достойно, сравнимы с теми же UAD.

        Еще иногда вижу в новостях, например Roland в прошлом году открыл доступ ко всем своим звукам, в общем, варианты есть.

        Нахожу прелесть подписок в том, что когда выходят обновления или вовсе новый продукт, то все это автоматом попадает к тебе на стол.


  1. Vlad_01
    05.03.2019 09:06

    ИзЮумительный бардак на картинке с 6-ю системными блоками! И что интересно, ни в одном не торчит USB eLicenser или iLok key )). Шестому места не хватило.
    Нее, у меня поакуратней, всё в размерах 1U и донглы из жоп торчат, как положено ))


    1. dimonoid
      05.03.2019 20:21

      Я правильно понял, что при поломке этой флешки все программы автоматически превращаются в мусор, попадаешь на ожидание доставки новой флешки, стоимость всех потерянных лицензиий, новой флешки, сорванные сроки итд?


      1. Vlad_01
        06.03.2019 08:42

        Практически да, но теоретически у iLok есть программа если платишь сколько-то в месяц или год, то замену дают сразу после поломки, на какое-то время восстановления, ремонта. Но это плохо работает, все недовольны те кто платил, поддержка отвратительная.
        И ещё о ключах, сами они на самом деле практически не ломаются (если только разъём не расшатали), но это сами, а ломает их как правило именно сама компания во время процедур синхронизации в менеджере.
        Все 100% поломок это в общем то изменение прошивки, а ремонт сводится к её восстановлению.
        Я изучал прошивку и многое знаю. Что могу сказать: Я восстанавливал успешно моему другу поломанный ключ с очень старыми, но ценными лицензиями на сумму более $1000, и то что я там обнаружил в прошивке наводит меня на подозрения о том что прошивку ему запороли намеренно. Почему я так решил? Потому что ему изменили только сам номер ключа, который записан в первых четырёх байтах прошивки. Этот номер не кодируется в отличии от всего остального. Но стоит его изменить как ключ уже не работает, проверки контрольных сумм не проходит. Но при работе ключа, при перезаписи каких то данных например демо лицензий и прочего к этой области никто никогда не обращается. Эта область только читается менеджером когда ключ втыкаешь. И тот кто менял номер знал что самое лёгкое место чтобы отключить ключ именно здесь. Изменив в другом месте надо будет сохранять весь дамп прошивки чтобы иметь возможность восстановления, но их сервера этой информации не держат, держат только сведения о ключах (номера) и имеющиеся лицензии привязанные к конкретному аккаунту. А так всё изЮмительно, изменили номер ключ не работает, клиент за $150 + доставка строго федексом оплатил отправил, ему восстановили номер прочитав его в его аккаунте либо прямо на ключе.
        Доказать преднамеренность поломки невозможно. Но доступ к дампу вашего ключа вы не имеете, а они имеют, а раз так, то кто виновен в поломках с изменением дампа? Ответ очевиден и напрашивается сам, но платит за всё почему-то именно бесправный клиент (лошара обыкновенный — 1 штук).


        1. dimonoid
          06.03.2019 08:54

          Ну как после такого не пиратить?) Это тоже мера выражения прав, вполне обоснованная.


  1. speshuric
    05.03.2019 09:28

    каждая нотка на каждом ладу долбанной скрипки
    Это тонкий стёб, как и "Metallika" или "так получилось"?


  1. musicriffstudio
    05.03.2019 09:42
    +2

    симуляция звука скрипки синтезаторными средствами звучит еще менее похоже на скрипку, чем дешевое подобие скрипки с алиэкспресс


    Это неправда. Есть целый рынок синтезаторов для реалистичных инструментов. Нормальный человек не сможет отличить звук сделанный на компе от звука с механического инструмента. Или скрипку Страдивари от современного хорошего инструмента.

    Пример скрипки от проф. разработчика плагинов.

    Старая дребезжащая гитара — даже не плагин для DAW, а непосредственно в браузере, в том числе и на мобиле.

    Ты не сможешь нормально использовать эти VST-инструменты, если у тебя дохлый процессор, 4 гига оперативки


    VST появился 20 лет назад, см. вики и плагины прекрасно работали на тогдашних компах.

    По композиторству — есть классический пример про Doom из 90х. Взяли понравившиеся треки, видоизменили рифы и подогнали под возможности тогдашних звуковых карт. Вот звучание оригинальных и игровых треков.


  1. shiru8bit
    05.03.2019 10:48
    +6

    Если честно, от статьи подгорело. Заставило подумать о начинающем музыканте с зашкаливающим ЧСВ и снобизмом, топчущем самостоятельно разложенные повсюду грабли. Но люди, далёкие от темы, не владеют информацией, поэтому не поймут проблем текста и будут ставить ему плюсы.

    В двух словах. Сейчас прилично звучащую музыку можно писать на чём угодно, хоть на телефоне, что успешно делают многие тысячи людей. Нужно только желание. Если так не хватает вычислительных мощностей, что аж приходится замораживать потреково — что-то явно идёт не так, надо сменить подход и инструменты (не надо многогигабайтных библиотек, надо синтезаторы, тем более космос же, и в музыке автора полно синтетических звуков). Бесплатного и бюджетного софта просто бескрайнее море, в том числе ранее профессионального, но переведённого в бесплатный из-за устаревания — главная проблема выбрать подходящее (перебирать доступные синтезаторы можно десятилетиями). Сейчас найти людей, для которых недоступность софта или недостаток мощности компьютера является препятствием для написания музыки, крайне затруднительно. Нормальную мощную современную DAW можно купить за $50 (Reaper), набрать бесплатных плагинов, и абсолютно спокойно и комфортно делать профессиональный продукт на компьютере вполне домашнего уровня.

    Автор также плавает в самых базовых понятиях, например, зачем-то называя бюджетные самоиграйки аналоговыми синтезаторами, считая, что они симулируют звук — хотя речь явно идёт про ромплеры потребительского уровня. При том, что современной профессиональной самоиграйки (если приспичило именно железо и именно такого класса) типа Yamaha Tyros хватит для всего саундтрека за глаза, и звучит она просто прекрасно. И даже компьютер не нужен.

    В статье почти не упоминается сведение, а это ключевой фактор в современном музыкальном производстве. И результат звучит сам за себя — никакого сведения по сути просто нет (отмечено в комментарии выше), т.е. пропущен очень важный этап, научиться которому, между прочим, гораздо сложнее, чем сочинению и записи музыки, и беглым наскоком это решить невозможно. Поэтому у поп-артистов и сидят команды профессионалов в студиях. И, конечно, сквозящее через всю стать негативное отношение автора к таковым и к поп-музыке в целом явно не делает ему чести. Типичная история начинающих — да я б одной левой так смог, но я весь такой концептуальный и непопсовый. Со временем это проходит.

    Ну и попасть в индустрию и начать зарабатывать на этом приличные деньги вполне несложно, и у сотен людей это прекрасно удаётся. Но нужно иметь хороший уровень, одних амбиций для этого недостаточно.


    1. weiser
      05.03.2019 11:25
      +1

      Соглашусь, сам далеко не профессионал, но в арсенале есть несколько написанных композиций. А перед этим — музыкальная школа для взрослых (фоно, гитара, вокал, скрипка), курсы звукорежиссуры, выступления в рок-группе, выступления на концертах классической музыки, изучение музыкальной теории… Цельного музобразования не имею, всё курсы, книги, статьи, форумы и, естественно, практика.
      composer_ondo Это всё я к чему — элементарная база у композитора должна быть, иначе будете таким же говнокомпозитором, как были говнокодером, вы уж простите. Например, знать то, что у «долбанной» скрипки в принципе нет ладов — это уж самая самая база.
      По поводу треков — техническую сторону оценивать не берусь, музыкальная индустрия такова, что всегда найдётся человек, которому не понравится как сведено, это чистая вкусовщина, с мастерингом тоже такое, на удивление, происходит.
      С творческой точки зрения я считаю что написано очень здорово, есть атмосфера, тема, звук ненавязчивый, именно таким и должен быть игровой саундтрек.
      Совершенствуйтесь и продолжайте, ведь главное в написание музыки
      1) творческая составляющая, а в вас она заложена и это слышно.
      2) ДЕНЬГИ. Без них вы не сможете реализовать свои творческие идеи. Мастеринг и сведение всегда можно заказать у профессиональной студии, ПО и аппаратуру — купить. Композиторы — не писатели, ручки, листа бумаги и вдохновения нам не достаточно :)


      1. composer_ondo Автор
        05.03.2019 11:28

        на счет скрипки -это стёб. Но есть скирпки с ладами, если вы не знали


        1. weiser
          05.03.2019 11:35

          Да это понятно, что чего только нет на белом свете, а ваш стёб слишком тонок для большинства присутствующих.


    1. composer_ondo Автор
      05.03.2019 11:27

      вы из тех, кто называет мастеринг сведением? Зато много букв написали. А теперь примеры собственных работ в студию, потом и поговорим


      1. shiru8bit
        05.03.2019 11:31
        +2

        Я из тех, кто всё же понимают разницу между сведением и мастерингом, и потому называют вещи своими именами. Отсутствие даже базовой технической эквализации — это явно не проблемы мастеринга.

        Сперва добейся — аргумент не уровня профессионала, увы.


        1. composer_ondo Автор
          05.03.2019 11:32

          Я повторюсь. Критикуешь, покажи как надо. В творчестве это работает так. Все остальное — пустой трёп. Я тоже могу разговоры вести о теории музыки, об эквализации и много чем еще. Но я предпочитаю подсказывать что-то коллегам по цеху и учить этому. На примере — смотри и слушай. Вот это можно было сделать вот так. А для этого можно использовать то-то и то-то. Ваша критика никак не будет воспринята, пока не покажете что добились лучшего результата. Я честно отслушаю, и адекватно оценю, лучше это или хуже. И уже потом решу, есть ли в вашей критике зерно


          1. shiru8bit
            05.03.2019 11:37
            +2

            Нет, в творчестве это работает не так. Так работает у начинающих творцов, не умеющих пока воспринимать критику. Если критикующий делает что-то так же плохо — не значит, что плохая работа критикуемого оправдана и может сойти за хорошую. Как надо — покажут профессионалы, книги, курсы. Нелюбимая поп-музыка.

            А подобная реакция происходит потому что нет уверенности, что всё сделано правильно и на достойном уровне. Когда делаешь круто и точно уверен в том, что делаешь, нет нужды в аргументах 'сперва добейся' и возникают вопросы совершенно другого характера.


            1. composer_ondo Автор
              05.03.2019 11:40

              Я не говорил, что я неоспорим и сделал супер продукт. В статье написано — хороший продукт. Есть над чем работать. Но не вам меня учить, над чем, пока не показали, что знаете в материале больше, чем я. Проверятеся уровень знаний на ваших примерах работ. Портфолио в студию


              1. BeardedBeaver
                05.03.2019 12:09
                +3

                Сколько я подобных разговоров видел и в скольких участвовал (каюсь, и с той и с другой стороны). Большинство из них заканчиваются примерно одинаково — после предоставления примеров работ оппонент вовсю их ругает, причем независимо от их фактического качества (не люблю это слово применительно к музыке, но что поделаешь). Считанное количество раз видел ответ типа «да, у тебя реально круто. пошли в личку, расскажешь, что не так с моим сведением».

                Большая проблема для музыкантов и звукорежиссеров в том, что очень часто самоучки варятся в своем соку. Им не с чем сравнить результаты своей работы, они уверены, что это все очень круто, и любая критика воспринимается резко и неконструктивно отрицательно. Есть куча сообществ музыкантов и звукорежиссеров вк, есть rmm в конце концов, там покажут все ошибки, подскажут, как их исправить и все такое прочее. А столь яростная защита своей позиции для меня непонятна.

                Не хватает, к сожалению, кармы расставлять плюсы, но поддерживаю полностью:

                Сперва добейся — аргумент не уровня профессионала, увы.


              1. sterr
                05.03.2019 18:27
                +1

                Ну давай я воткну свою работу, раз shiru8bit не хочет. Пусть она будет древней, как яйца мамонта. rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4733523 и это без сведения. И достаточно длинный трек. Я был тогда молодой, неопытный, но тем не менее мне не стыдно за тот звук, который я сделал. Или вот из той же оперы, но в более жестком стиле. genejb.bandcamp.com/track/fates-beats-rock-violent-synth Минимал рок — 2 «гитары», бас, ударные, фоно. Но какой плотный звук в середине и прозрачный в начале и в конце.


                1. Refridgerator
                  05.03.2019 18:59

                  Что-то торрент не качается — его кто-нибудь сидирует?


                  1. sterr
                    05.03.2019 19:04
                    +1

                    Я и еще кто-то. Только что скачал. DHT включите. Но, если не получится, то мп3 drive.google.com/file/d/0B34vsSu_TchccUl4Q3JzdlJDRGs


                1. Refridgerator
                  05.03.2019 20:11
                  +1

                  Обе композиции довольно интересные — как минимум, не банальные. Специалисты, конечно, найдут, к чему придраться) — но лично у меня такого желания не возникло. Ещё хорошо заметен профессиональный рост — Fate's Beats звучит прямо круто, захотелось переслушать, чтобы вникнуть в детали.


                1. shiru8bit
                  05.03.2019 20:21

                  Смысла втыкать не вижу, по причинам, озвученным BeardedBeaver. К конструктиву это не приведёт. Тем более когда команда Бузовой не авторитет, куда уж тут со свиным рылом.

                  А вот обе ваши работы звучат очень достойно. Забавно думать, что автору статьи потребовалось 16 ГБ ОЗУ для работы, а в 2000-м году наверняка у вас был такого же объёма жёсткий диск.


                  1. sterr
                    05.03.2019 20:59
                    +1

                    Fate's Beats RVS была написана кажется в 2003, или 2002, после окончания работы над альбомом Fate's Beats, это должен был быть второй альбом под названием Fate's Beats Stylesheets, но вдохновение пропало и было написано две с половиной композиции. Первую вы как раз уже послушали. И да, работать было сложно даже в Impulse Tracker, в котором я занимал полифонию в 40-60 каналов. Мой старенький AMD K6-2 с 8 или 16 мб памяти совсем не выгребал. Винт был на 40 или 60, не помню уже. Сэмплы грузились с CD. Под Buzz я уже купил другую машину, к сожалению не помню уже какую, наверное какой-то селерон. Ну и начинал я с Creative Vibra. Сейчас сижу на SB Live 24. Заказал в китае SB1040. Все-таки шина PCI тормозит весь процесс, особенно на старых мамах. В отличие от ТС, я конечно пробовал и омнисферу и контакт 5 с разными библами, но звучание мне не понравилось. Оно грязное. Хотя там я встречал битбоксинг например из Yello, хотя не думаю, что они пользовались этими VST, скорее всего спектрасониксы где-то спиратили сэмплы. На чистых программных синтах проще работать. Все чаще я использую встроенные в FL20 синты, ведь главное не крутизна инструмента, а сама мелодия. Любую мелодию можно исполнить на любом инструменте. Я помню Ace of Base первый. Оно написано чуть ли не на детском синтезаторе, а вышли в платину десяток раз. Так что главное наверное не инструмент, а идеи. Сейчас готовлю новый сингл, но не поделюсь, потому как не готово. Я ведь не как ТС, не могу писать 18 одинаковых композиций в месяц. И я «выслушиваю» все косяки на разных устройствах неделями. Чтобы звук был как раз на высоте.


  1. heximal
    05.03.2019 11:48
    +1

    Здравствуйте.
    очень понравилась статья, и трэки весьма достойные.
    рассматривали ли вы ситуацию, что правообладатели vst инструментов подадут какие-нибудь материальные претензии, если услышат использование своих продуктов, получается, в коммерческих целях?


    1. composer_ondo Автор
      05.03.2019 19:58

      Правообладатели vst инструментов могут подавать любые претензии, в особенности если их обворавали и закон на их стороне. Но мне видится очень сложным доказать использование того или иного VST инструмента, так как в чистом виде их практически никода не используют, всегда есть какие-то эффекты, которые накладываются сверху. Допускаю, что если вот был бы ролик на ютубе, где человек показывает, какой плагин он использует для написания какой-то музыки, которую он или уже продал или выразил желание продавать — вот там можно было бы и поинтересоваться за лицензию. Но ситуация мне здесь видится примерно так же, как если бы огрубленно киркоров персонально бы штрафовал каждого и докапывался до каждого, кто слил его песни в мп3 себе на сиди болванку, или переписывал его песни с кассеты на кассету. Здесь выгодно ловить тех, кто воротит миллионами. Кто итак по жизни банкрот, хрен ли с него взять.


  1. FRAGIL3
    05.03.2019 12:09
    +1

    Отличная статья! Конечно человек уже копавший для себя в этом направлении хоть сколь-нибудь ни откроет ничего нового, но читать всё равно приятно и интересно, да и тем паче тут не портал для музыкантов. Буду ждать продолжения!


  1. prankov
    05.03.2019 12:58
    +1

    Помню в самом начале, когда у меня был еще пентиум, я увлекся созданием электронной музыки, пользовался сначала семплерами, но потом перешел на синтезаторы и создание непосредственно звуков.
    К сожалению компьютер был слаб и что-то серьезное запустить можно было только с многочисленными прерываниями, но все же изучение создания звуков очень понравилось. А так же наложение всяческих эффектов. Пользовался FL Studio и немного Reason, ну и, конечно, многочисленные инструменты от NI (Native Instruments)


  1. balamutang
    05.03.2019 13:42
    +1

    честно говоря статья оставляет двоякое впечатление.
    хорошо справился и что реализовал творческое хобби, но…
    напрягает куча несостыковок (fm синтезаторы названные аналоговыми, скрипки с ладами, открытие VST в 2019 и тд), снобизм по отношению к профессионалам, зарабатывающим музыкой (фуфуфу, они для Бузовой пишут), нытье на свою неподготовленность и слабое железо.


    1. composer_ondo Автор
      05.03.2019 20:22

      снобизм и неприятие поп-культуры — две большие разницы. Кто-то готов делать то что ему не нравится за большие деньги. Я бы не смог писать треки для бузовой или фейса, если бы мои умения для этого подходили и меня бы кто-то пригласил это делать. Это тоже самое, что работать на любой другой нелюбимой работе. Про синтезаторы глупость спорол, каюсь, синтез там не аналоговый, статья писалась ночью в запаре после 20 часов работы. И без особой надежды на опубликование. А в остальном вы полностью правы. Первый секвенсор Cakewalk — Project5 я распаковал в 2008 году. Тогда на меня обрушился мир VST, и я купил у своего учителя музыки ненужный аналоговый синт с возможностью. И с тех пор я мал очему научился. Скрипки с ладами не существуют, особенно в испанских версиях, которые часто брались на корабли пиратов. Нытья конечно много, это лейтмотив статьи: если бы оно все сделалось легко, мне не о чем было бы писать. Я кинул бы треки и попросил бы просто заценить работу. Статья не для специалистов в музыке. Специалисты в музыке по форумам не шляются, они гребут миллионы. Статья о внутренней кухне для тех, кто этим не занимался никогда для общего погружения. Для расширения кругозора.


  1. arthur_veber
    05.03.2019 16:12
    +1

    Автор — копия меня и я его прекрасно понимаю (сис. админ и в тоже время пишу музыку в стол уже пару десятков лет). Проблема в том что эти области несовместимы: нравится одно, а зарабатывать на жизнь (то есть постоянно заниматься) приходится совсем противоположным. По запросам «звукорежиссёр» и прочее вакансий примерно в 100500 меньше чем по запросу «программист». Но сочинять для игрушек это наверно выход, можно попробовать.
    Насчёт сведения: всё таки это больше относится к живым инструментам. Например банально из-за того что если играют вместе, без микрофонов, акустическая гитара и барабаны, то гитару вы за бочкой не услышите никогда. Добавьте сюда ещё бас, вокал… Это всё, да, надо сводить. Иначе каша (думаю каждый слышал концертные записи и может их сравнить со студийными). А если у вас только пара vst-плагинов…
    Вспомнилась чья-то фраза насчёт сведения «Надо резать, резать и резать. Сводить и ещё раз резать».
    VST плагины могут достигать нескольких сот ГБ (напр. EWQL).


    1. shiru8bit
      05.03.2019 16:43

      Чем принципиально отличается частотный конфликт живого баса с бас-бочкой и синтезаторного баса с сэмплом бас-бочки? Если есть больше одного инструмента, по определению будет и процесс их сведения, и необходимость решения соответствующих проблем. А плагинов-синтезаторов в современной электронной музыке далеко не пара, как правило партий там заметно больше, чем в живой музыке (если это не оркестр). Единственное, что синтезаторный материал в меньшей степени нуждается во внешней эквализации и компрессии. т.к. звук часто можно исправить ещё на этапе синтеза. Но всё равно нуждается, т.к. эквалайзером подрезать проще и надёжнее, и конфликты в динамике (типа частотного конфликта только в определённом месте композиции или в пределах определённой ноты) уж точно проще решать снаружи, чем автоматизацией синтезатора.


      1. BeardedBeaver
        05.03.2019 21:26
        +1

        Для полноты картины и чтобы подкормить внутреннего зануду замечу, что далеко не любое звучание двух инструментов в одном частотном диапазоне является «конфликтом» и далеко не всегда его надо «решать». Только если имеет место маскировка и если при этом для художественной составляющей композиции нам критично важно слышать замаскированный инструмент.


  1. Refridgerator
    05.03.2019 16:53
    +4

    Мне кажется, автор сильно преувеличивает значимость технической составляющей — у пионеров электронной музыки вроде Жарре возможности были намного скромнее, но их творчество востребовано и сегодня. Я сам экспериментировал с музыкой на 386-ом компьютере с использованием MIDI-драйверов Wingroove, Retro-AS и Yamaha-XG50 — и до сих пор находятся люди, которым те старые записи интересны. При этом, несмотря на крутость секвенсора и используемых плагинов, треки автора звучат крайне грязно — как будто записаны на том же Wingroove с пониженной частотой дискретизации. Подозреваю, что при мастеринге автор переборщил компрессором с овердрайвом.

    Один из моих любимых музыкантов — любитель и пишет во fruity loops. Но несмотря на «пластмассовый» звук, я в его музыку влюблён и знаю наизусть. А он её даже не продаёт — просто выложил где-то mp3-шки, а мне они случайно попались на торренте.

    Более того, куча транса написана используя один-единственный синтезатор — Sylenth1, много psy-транса попадалось написанного в NI Reaktor (потому у него специфическое узнаваемое звучание). Не нужен супер-компьютер и миллиард плагинов, чтобы писать интересную музыку.


    1. sterr
      05.03.2019 19:50

      у пионеров электронной музыки вроде Жарре возможности были намного скромнее

      что-то я сомневаюсь, что вот это все стоит меньше сегодняшних VST. А «кислород» был написан в 76 году, когда и доллар был не чета сегодняшнему и цены на эти прогрессивные устройства были далеко не 500 долларов… Правда весь процесс был намного сложнее, ведь сводили не на компьютере, а на многодорожечных магнитофонах.


      1. Refridgerator
        05.03.2019 20:02

        весь процесс был намного сложнее
        Я это и имел в виду — нельзя было накидать VST и не зная нот и не умея играть, ваять шедевры в piano roll view. Да и спиратить железные синты тоже посложнее)


  1. BreathDeeper
    05.03.2019 20:24

    Если есть талант то как раз в 2019 году и не нужно много вкладывать в пиар, раскрутку и прочее.
    Сам начал интересоваться темой и стал замечать, например, канал на YouTube парня Mattias Krantz который просто выкладывал видео того как он играет на гитаре, записи своих каверов. В итоге за 7 лет с момента когда он начал учиться играть на гитаре, абсолютно без рекламы 300к подписчиков и 55 674 581 просмотров.
    Тоже самое касается блоггеров, влоггеров, записывающих обучалк и т.д.
    На 100% согласен с девизом Кейси Неистата о том, что мы живем в удивительное время, когда видео снятое на 50$ телефон, но с годным контентом может набрать больше просмотров чем то что потянуло тысячи долларов но безидейное.


    1. composer_ondo Автор
      05.03.2019 20:27

      К сожалению, я не вижу возможности подать интересный видео-контент, когда ты тупо пишешь ноты. Если есть идеи, буду признаетелен. Гитарист может себя снимать. Как он играет. Будет ли снимать себя программист, который пишет код? будут ли это смотреть? Как это подать? Пока что все видеоблоги композиторов, которые я видел — это какая то внутрянка, междусобойчик для своих, где разбирается внутренняя кухня. Есть призрачный вариант найти того, кто снимает шикарные таймлапсы чего-то необычного, в общем чувака с визуальным контентом классным, которому требуется озвучка. Соместная колобрация такого рода может что-то принести. Или есть знакомый композитор.который рисует восьмибитные мультики к своим композициям. Это не особо смотрят. Но он тратит на отрисовку этих вещей времени раза в два побольше, чем на написание трека


      1. Refridgerator
        05.03.2019 20:35
        +1

        ну вот например


        1. composer_ondo Автор
          05.03.2019 20:41

          кайф. крутой канал


          1. BreathDeeper
            06.03.2019 10:28

            не обязательно снимать видео, достаточно плотно вести Spotify & SoundCloud


      1. antonkrechetov
        05.03.2019 21:13
        +1

        Будет ли снимать себя программист, который пишет код?
        Возможно я вас удивлю, но:
        www.twitch.tv/directory/all/tags/a59f1e4e-257b-4bd0-90c7-189c3efbf917
        По созданию музыки тоже есть.


      1. FRAGIL3
        06.03.2019 16:48

        Будет ли снимать себя программист, который пишет код? будут ли это смотреть? Как это подать?

        Если в процессе кодинга он периодически бурчит под нос и изредка матерится, то подавать как АСМР


  1. G_r_i_n_v_i_c_h
    05.03.2019 20:28

    Т.е. с этими задачами не справится например Logic pro X, установленный на mac pro с подключенной средненькой midi клавой?
    Не спец в музыке, но вроде многие профи работает в лоджике и им подобным DAW'ах.

    И потом ты неделями мудишься с эквалайзерами, фильтрами, сатураторами, чтобы уподобить общее звучание образцу. И все равно не получается, ведь композитор и звукорежиссер — это две большие разницы. Пришлось искать роботов, которые давно умеют все это и даже больше.

    Есть софт, который может подобрать похожее на источник звучание инструментов или я что-то не так понял? Если да, подскажите в каком направлении копать.


    1. composer_ondo Автор
      05.03.2019 20:30

      Привет. Все довольно просто. софтина izotope ozone 8. гуглить ролики с припиской Reference Mastering. Можно посмотреть ролики по теме izotope ozone 8 Арама Киракосяна. Парень рассказывает за полчаса все, что нужно для быстрого понимания механизмов работы любого современного музыкального софта. В указанной софтине есть робот, который делает мастеринг твоего трека по референсному треку. Получается хорошо с последующими ручными подстройками, при условии что набор музыкальных иснтрументов и у тебя и в образце примерно одинаков, и партии играются похоже. Ну допустим в мелодии есть быстрая активная часть и медленная, образец же весь быстрый и активный. Робот хорошо настраивает, если скормить ему похожие кусочки из твоего трека и образца


      1. sterr
        05.03.2019 21:21
        +1

        С озоном не все так просто. Я сработал с ним с первой версии, потом бросил. Да, выравнивает, но не всегда корректно и механизмы непонятны. Но это опять же мастеринг и не надо путать со сведением. А у ТС как раз нет сведения и мастеринг тут не поможет.


      1. BeardedBeaver
        05.03.2019 21:23
        +1

        В указанной софтине есть робот, который делает мастеринг твоего трека по референсному треку.

        Ни слова больше.

        На это можно ориентироваться, можно прикинуть свои грубые ошибки или перекосы по АЧХ (особенно хорошо видны промахи по басу), но использовать это при финальном мастеринге — никогда в жизни. Причем ошибки надо будет исправлять на этапе сведения, перекручивая эквалайзер на отдельных дорогах, а ни в коем случае не эквалайзером мастер-канала.

        Для проверки возьмите два хорошо звучащих фирмовых трека, любых, и попробуйте в озоне «отмастерить» один из них под второй. Спойлер — получится полная хрень.

        Ручками ушками все. По-старинке.


  1. tnsaturday
    05.03.2019 21:30

    Никто особо и не понял, что вместо барабанов в музыке были спрятаны радиосигналы с реальных звезд-пульсаров, переведенные в слышимый спектр частот. Всем было пофиг, что там есть речи Ганди, записи переговоров первых людей на Луне и прочая муть вроде преобразованных в слышимый звук радио-сигналов с разных уголков космоса


    Алан Уоттс, 1957 год:
    You take a sound. Any sound. Record it and then change its nature by a multiplicity of operations. Record it at different speeds. Play it backwards. Add it to itself over and over again. You adjust filters, echoes, acoustic qualities. You combine segments of magnetic tape. By these means and many others you can create sounds which no one has ever heard before.


  1. mspain
    06.03.2019 09:20

    >Я не стал знаменитым композитором, потому что эту игру и саундтреки в ней не заметил кто-то большой и важный

    Скромность не ваш конёк :) Вы на самом деле считаете, что например OST из Starcraft 1 от ваших качественно не отличаются?

    Выше уже резонно прошлись по качеству. На мой взгляд ещё и в самой музыке «фишки нет». Как и у ваших оппонентов, впрочем. Послушал случайные 5 треков, выключил, забыл.

    В целом, этом нет ничего унизительного, 99.99% процентов людей не выдающиеся в даже своей основной сфере деятельности. Главное поменьше пафоса, побольше саморефлексии.


  1. vitaliy2
    06.03.2019 12:34
    +1

    Сам пробовал связать жизнь с этим — одно время был веб-разработчиком говно-сайтов, учил html, php, но дальше дело не пошло. Все время тянуло в творчество.
    А разработка сайтов, html, программирование — это не творчество?


    1. composer_ondo Автор
      06.03.2019 13:43

      не на столько, во всяком случае у меня. Я не могу сказать, что во сне мне может прийти четкое острое желание и видение написать какой-то код, чтобы я соскочил с постели и побежал писать. С музыкой вот так очень часто.


      1. TheShock
        06.03.2019 14:08

        А у меня — бывает (иронично, но прям сегодня вот было — встал раньше, чем нужно, потому что захотелось фичу в своем проекте закодить), а вот с музыкой давно такого не было.