Представьте, что вы вместе со своим коллегой, ведущим программистом, с которым работали последние 4 года в банке, придумали нечто невообразимое, так нужное рынку. Вы выбрали хорошую бизнес-модель и к вам присоединились сильные ребята в команду. Ваша идея приобрела вполне осязаемые черты и бизнес практически начал приносить деньги.


Если вообще не соблюдать правила гигиены, быть токсичным, не последовательным, корыстным, обманывать других, то до первых денег вообще не добраться. Представим, что все хорошо, вы все молодцы и не за горами время, когда пойдет первая серьезная прибыль. Тут рушатся воздушные замки, которые были так скрупулезно выстроены каждым членом команды. Первый думал, что он главный и он заберет 80% прибыли, так как именно он продал машину и на его деньги жила первое время вся команда. Второй думал, что два основателя получат по 50%, так как он программист и создал то самое приложение, на котором все сейчас зарабатывают. Третий и четвертый думали, что они получат долю в бизнесе, как только пойдут деньги, ведь они работали почти круглосуточно и получали значительно меньше, чем могли бы в том же банке.


В итоге бизнес под угрозой развала. А ведь всего бы этого можно было бы избежать, правильно договорившись на берегу. Как? С помощью коммуникации и совместной подготовки партнерского соглашения.


Партнерское соглашение — это базис отношений и основа для подготовки необходимых юридических документов. Я в этой статье не буду касаться юридических моментов, так как главное договориться, а уж подписать нужные документы помогут юристы. На своем опыте расскажу, к чему может привести несоблюдение правил гигиены бизнеса. Ведь основная задача партнерского соглашения — напомнить о договоренностях. Если что-то начинает идти не так, всегда можно будет достать документ и указать своим партнерам, как вы договаривались. Обычно этого достаточно.


Все наверняка слышали, что нельзя начинать бизнес с друзьями, нельзя не договариваться на берегу, нельзя нанимать себе друзей в сотрудники и т.д. Так вот, все эти ошибки я уже совершил и могу сказать, что это бесценный опыт, которым мне хотелось бы поделиться с вами.


Дима


Мы были лучшими друзьями. Вместе учились в физмат лицее, ездили на олимпиады, ходили на концерты, слушали Металлику. Он поступил в МФТИ, я в МИФИ. Все это время общались, дружили, писали песни, жарили шашлыки на даче. Закончив институты, оба, кстати, с отличием, пошли вместе в одну аспирантуру. Но денег в кармане не было. В науку никто из нас идти не планировал. И, сидя у меня на даче, и думая, как же заработать денег, оставшись свободным, мы решили — надо идти в бизнес. Через месяц было зарегистрировано ООО, в 22 года я стал генеральным директором. Мы начали продавать свои компетенции по внедрению систем электронного документооборота малому бизнесу, которые мы получили, работая на последних курсах института. Точнее, это были компетенции Димы, я на последних курсах работал мало, больше учился.


Первый год прошел хорошо, а вот второй подарил нам кризис восьмого-девятого года и резкое снижение спроса на документооборот, особенно в малом бизнесе. Хорошо, что у нас в штате был программист и сеошник и мы полностью переключились на разработку сайтов и на интернет-маркетинг. В кризис реклама росла хорошо, и заказов было достаточно много. Но вот однажды Дима ко мне приходит и говорит: “Коля, я зарегистрировал свою компанию, мы разделяемся”. Для меня тогда это было шоком. Как любимая девушка сказала: «Коля, я нашла другого, давай разойдемся!». Спорить было бесполезно. Мы сделали все цивилизованно и без особых трагедий. Сидели у меня дома, писали на бумажке что отходит мне, а что ему. Сейчас у Димы успешный бизнес, выходящий за пределы страны, и мы с ним продолжаем дружить, чему я очень рад.


Итог: минус 5 человек из 9, минус 5 крупных клиентов из 8 и минус все направление интернет-маркетинга, осталась только разработка сайтов.


Вывод: мы с ним мало общались по душам, что кому важно. Я не знал, что Диме важно быть первым, быть лицом бренда и полностью отвечать за свое направление. Если бы тогда заранее мы с ним поговорили, договорились куда идем, как и в какой партнерской связке, то разрыва бы не было. Мы продолжали общаться как друзья, а надо было общаться как партнеры. Коммуникация — ключ ко всему.


Саша


После "развода" с Димой мне посчастливилось поработать с прекрасной веб-студией, руководителем и совладельцем которой был Саша. Мы сели вместе в одном офисе, у них 10 человек, у меня 4, и начали делать совместные проекты. Я продавал и управлял проектами. Ресурсы разработчиков и дизайнеров у нас были по сути общими. У меня – программисты, делающие сайты на MODx, у них — на Битриксе. Не скажу, что мы были закадычными друзьями, но регулярно организовывали совместные гулянки и корпоративы. Как я тогда считал, мы были хорошими партнерами и хорошо друг друга понимали. Тогда мы сделали несколько интересных проектов: систему дистанционного обучения, систему видеопереговорок для минобра Московской области, интернет-магазин для крупнейшего поставщика сувенирной продукции в России. Помимо этого, я начал работать с Москвой и оказывать услуги по поддержке их сайтов. Это занимало 110% моего времени и направление по производству сайтов на MODx пришлось закрыть. Я думал, что мы делаем один бизнес, где есть и поддержка и разработка, что они мои партнеры, и вот-вот пойдут нормальные деньги и мы начнем их совместно делить. Но как-то поговорив с Сашей, я понял, что на самом деле мы две независимые организации. Обе компании росли, и одного офиса стало мало, мы разъехались.


Итог: минус направление разработки сайтов, плюс растущий бизнес по эксплуатации информационных систем.


Вывод: опять проблема была недокоммуникации, мои ожидания отличались от того, что было на самом деле. Плюс к этому, мы никогда ничего не обговаривали наперед. И это было источником небольших конфликтов.


Артем


Мы с Артемом дружили, вместе фотографировали, были активными участниками фотоклуба. У него был свой “выстроенный” бизнес, у меня свой. Я считал Артема очень крутым управленцем. И я искренне завидовал ему, что у него где-то есть постоянный источник дохода, где он почти ничего не делает, где ему помогает жена, где на удаленке у него работает пару программистов и сисадмин, и бизнес приносит неплохой доход. У меня тогда бизнес рос очень быстро и мне нужна была помощь. Он мне ее предложил “по-дружески”. Мол мне ничего не надо, деньги у меня есть, фирма своя у меня есть, я поработать вместе хочу и хочу тебе помочь. Конечно же, на берегу мы ничего не обсудили. Прошел год. В компании работало уже более 30 человек. Обороты были под 50 млн. в год. И тут нас навестили спутники быстрого роста — кассовые разрывы. Мы брали новые обязательства, но деньги по ним мы не получали, так как платили нам с задержкой до года. Действительно тогда в компании был кризис, и я посчитал, что я виноват в нем. Мы не могли платить заработную плату вовремя. Было очень больно и тяжело. Бремя финансирования выплаты заработной платы легло на меня, крутился я как мог, друзья знают. В итоге я оставил бизнес, Артем стал его генеральным директором. Я вышел из операционной деятельности. Я искренне полагал, что Артем сможет выправить ситуацию, успокоить людей, диверсифицировать бизнес. Но случилось иначе. Артем с несколькими людьми создал новую компанию, без кровавых госконтрактов, без проблем и лишнего балласта. Получился еще один небольшой “выстроенный” бизнес, способный работать стабильно и способный приносить постоянный доход.


Итог: минус 15 человек, минус отдел разработки, минус вся управленческая команда, у меня остался практически погубленный бизнес и небольшой спин-офф с нашей разработкой внутри


Вывод: мое доверие, эгоцентризм и розовые очки не позволили распознать четкие симптомы. Также я не видел, что команда тогда реально хотела только одного — денег здесь и сейчас. Я строил бизнес в будущем, они в настоящем. У нас были сильно разные интересы и опять никаких договоренностей, закрепленных где-либо.


Иван


Работая с Москвой с их порталами и информационными системами, я всегда мечтал сделать нечто подобное и не менее значимое для других областей. Я несколько раз на выставках встречался с губернаторами и их замами, предлагал нашу технологию. Тогда мы внутри компании разработали платформу с кодовым названием "АИСТ" на базе фреймворка Java Spring и разной другой популярной в то время обвязкой для Java, получили на нее свидетельство. В 2013 году мы провели успешное пилотное внедрение в Дубне, запустив автоматизацию некоторых процессов госуправления. Причем мы осознано делали все на свои деньги. Через несколько месяцев мы получили благодарность главы и грамоту губернатора. Но денег на внедрения тогда в городе не было. Я ощущал себя всегда как технарь, который не умеет продавать, особенно чиновникам, но умеет хорошо делать проекты. Мой друг Иван решил меня поддержать, и вместе с ним мы создали компанию, куда я вложил технологию, он вложили свои силы, опыт, время. Вместе с ним мы реализовали большой проект в одной из областей. Тогда было много нервов и сил потрачено, были и нормальные рабочие конфликты с ним. Мне лично с Иваном было очень тяжело работать в силу наших межличностных различий. Оба сильных лидера со своим мнением. Мы обвиняли друг друга в неудачах, и редко радовались победам. В итоге я сдался. Проект был выполнен, и я начал параллельно работать в другом месте. Пора было расставаться. В этот раз все было выполнено безупречно. Мы сели в ресторане на Новослободской, посмотрели на бумажку, которую подписали год назад. Достали управленческую отчетность и посчитали что кому кто должен.


Итог: минус доля в компании, плюс неплохой кэш, и мы остались друзьями.


Вывод: первый раз тогда мы все сделали правильно. Мы подписали партнерское соглашение. В нем мы описали у кого какая зона ответственности и что кто получает в случае выхода из компании.


Основные выводы


Если бы на берегу, перед началом совместного бизнеса каждый раз я подписывал понятийное соглашение, проблем бы в жизни было бы значительно меньше. Уже значительно позже я прослушал лекцию Гора Нахапетяна в Сколково о тандемах и партнерствах в бизнесе, прочитал книжку Девида Гейджа “Партнерское соглашение. Как построить совместный бизнес на надежной основе”. Мои истории только подтверждают, что есть несколько обязательных разделов в партнерском соглашении и не стоит им пренебрегать.


Далее я опишу основные разделы партнерского соглашения, в качестве базы я взял партнерское соглашение из книги Дэвида Гейджа. Также я приведу основные вопросы, которые я рекомендую задать друг другу при подготовке соглашения, чтобы далее, задав их, было проще составить это соглашение.


Гайд по подготовке партнерского соглашения


Преамбула


  • Зачем вам партнерское соглашение?
  • Что было до того, как вы решили его составить?
  • Что может измениться после его составления?
  • Как часто мы будем пересматривать партнёрское соглашение?

Раздел первый: деловые аспекты


1. Видение и стратегическое направление


  • Что является нашим бизнесом?
  • Какую основную ценность мы несем?
  • На чем мы фокусируемся?
  • Чего мы хотим добиться?
  • Для чего это каждому из нас?
  • Какие проблемы нам необходимо решить?
  • Что является критерием достижения цели?
  • Какой будет экзит для каждого из нас?
  • Будем ли мы покупать другие бизнесы?
  • Будем ли мы расти органически или нет?
  • Готовы ли мы присоединиться к более крупному бизнесу?

2. Владение


  • Кто какие доли получает в бизнесе?
  • Кто чем вкладывается (деньги, время, опыт, связи и т.д.)?
  • Как происходит оценка стоимости компании?
  • Является ли держатель опциона владельцем и партнером?
  • Какие правила передачи доли в случае ухода из компании (рассмотреть разные варианты)?
  • Какие цели владения бизнесом мы приследуем в свете достижения общей цели?
  • Какие правила опционной программы, если она есть?
  • Кто занимается финансированием, если наступает кассовый разрыв?
  • По каким правилам?
  • Как вносятся вклады новых участников?
  • Кто имеет какие преференции?
  • Кто выступает доверенным лицом в переговорах с инвесторами?

3. Операционное управление: должности, роли и принципы


  • Кто за что отвечает и что делает?
  • Каковы четкие разграничения зоны ответственности?
  • Какая структура управления организацией (правление, генеральный директор, формы голосования и принятия решений)?
  • Какими принципами мы будем руководствоваться в построении управленческой структуры?

4. Трудовая деятельность и компенсации


  • Кто как и сколько работает?
  • Допускается работа еще где-то на стороне или фриланс?
  • Что необходимо согласовывать с партнерами, а что нет?
  • Допускается ли работа на конкурента, если человек уходит из партнерства?
  • У кого какая зарплата и прочие выплаты?
  • Как считаются премии?
  • Какие есть у кого привилегии (например, пользование корпоративным автомобилем)?

5. Стратегическое управление


  • Как владельцы могут влиять на принятие решений в компании?
  • Где границы зон ответственности?
  • Какие вопросы относятся к компетенции владельцев в рамках совета директоров?
  • Какая периодичность встреч?
  • Какими формами стратегического управления мы пользуемся?

Раздел второй: отношения между партнерами


6. Наши личные стили и эффективная совместная работа


  • Кто мы по типологии DISC?
  • Кто мы по типологии Майерс — Бриггс?
  • Какой у каждого из нас стиль управления?
  • Какие у кого страхи?
  • Какие у кого сильные стороны?
  • Какие у кого слабые стороны?
  • Как лучше всего с каждым коммуницировать и какие средства убеждения использовать?

7. Ценности


  • Что важно для нас сейчас?
  • Что важно в долгосрочной перспективе?
  • Какой у кого баланс я-семья-работа?
  • Какие личные ценности у каждого?
  • Какие у нас общекорпоративные ценности?

8. Партнерская межличностная справедливость


  • Какой вклад в бизнес вносит каждый из нас?
  • Что изменится со временем?
  • Что партнерство и компания даст каждому из нас?

9. Ожидания партнеров


  • Что мы ожидаем каждый от каждого?
  • Что мы ожидаем от самих себя?

Раздел третий: будущее бизнеса и партнерства


10. Разработка правил поведения в нестандартных ситуациях


  • Что будет, если придет сумасшедший успех?
  • Что будет, если начнутся серьезные убытки?
  • Что будет, если нам сделают предложение о покупке компании раньше запланированной оценки?
  • Что будет, если один из нас серьезно заболеет?
  • Что будем делать в случае смерти партнера?
  • Что будем делать, если один партнер вступит в межличностный конфликт с другим партнером?
  • Что если у партнера начнется кризис в семье или семейные проблемы?
  • Что будет, если основатель решит выйти из бизнеса?

11. Разрешение конфликтов и эффективная коммуникация


  • Как мы будем улаживать конфликты?
  • Где граница рабочего конфликта и межличностного конфликта?

Я очень рекомендую, прежде чем вступать в партнерство в новом или существующем бизнесе, сесть всем вместе и задать друг другу эти или подобные вопросы. На основе ответов можно создать партнёрское соглашение. Повторюсь, это не юридический документ. Для каждого бизнеса он будет уникален. Вопросы выше — это всего лишь мой пример. И помните — главное коммуникация.


Полезные ссылки:


  1. Шаблон партнерского соглашения есть в книге Девида Гейджа "Партнерское соглашение: Как построить совместный бизнес на надежной основе."
  2. Про межличностные различия и типологию DISC хорошо написано в книге Татьяны Щербань "Результат чужими руками"

Комментарии (19)


  1. Nilpferd
    09.01.2020 14:00
    +1

    Странно, что для многих это до сих пор большое откровение — нельзя строить бизнес исключительно на дружбе: в лучшем случае не будет либо бизнеса, либо дружбы, в худшем — ни того, ни другого.


  1. SelectVim
    09.01.2020 14:02
    +2

    Повторюсь, это не юридический документ

    Частично всё же можно это покрыть юридическими документами. К примеру, корпоративным договором или договором простого товарищества.

    Про корпоративный договор
    Ст. 67.2 ГК РФ:
    «1. Участники хозяйственного общества или некоторые из них вправе заключить между собой корпоративный договор об осуществлении своих корпоративных прав (договор об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью, акционерное соглашение), в соответствии с которым они обязуются осуществлять эти права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств.

    9. Кредиторы общества и иные третьи лица могут заключить договор с участниками хозяйственного общества, по которому последние в целях обеспечения охраняемого законом интереса таких третьих лиц обязуются осуществлять свои корпоративные права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств. К этому договору соответственно применяются правила о корпоративном договоре.»


  1. usego
    09.01.2020 14:18

    На берегу перед первым плаванием обычно редко кто понимает, как оно будет в реальности, соответственно реалистичное соглашение составить трудно, так, что бы оно и через 3 года реальной пахоты и хождения по граблям, всех бы устраивало. Но лучше конечно хоть что-то, чем ничего. По крайне мере уже на этапе обсуждения соглашения можно прощупать адекватность партнёров. Впрочем, часто деньги липнут как раз к неадекватам.


  1. ooprizrakoo
    09.01.2020 15:14

    "хочешь потерять друга — начни с ним делать стартап" :) То же самое с родственникаии, но в этих случаях чаще закрывается бизнес...


  1. surVrus
    09.01.2020 16:02

    Интересно, но мне кажется неполно.
    Все особенности работы в «проектах» описаны в методиках управления проектами (PM) типа PRINCE2.
    А ситуации в статье — как раз типичные «проекты». То есть временная деятельность ради какой-то цели.
    Обычно не стоит что-то выдумывать, а проще взять готовые методы, роли, документы из методики.
    Многие думают, что такие методики что-то сложное, много слов и на начальном этапе это не нужно. Все верно, именно так и есть. Управление проектами — сложная дисциплина, и на первых шагах проекта кажется не нужной.
    Но сейчас и сами проекты — сложные и масштабные. Одна из причин — очень важно взаимодействие проекта и всего остального мира. Поэтому и выполнение проекта и, и планирование — все должно учитывать множество аспектов не только личной работы, но именно взаимного влияния участников друг на друга, окружения на участников.
    Множество аспектов порождает необходимость системного мышления (многомерной логики). А PRINCE2 и подобные методологии построены как раз на системном подходе.
    Поэтому наверное стоит сразу все делать более-менее по таким методологиям.
    Технологии и логика бизнес-процессов — это очень жесткая система. Поэтому, потом все равно к стандартным методологиям придется придти, иных вариантов мне пока не встречалось. Как не грустно — но «Покорного судьба ведет, а непокорного тащит.»
    Лично мне, во множестве проектов с самыми разными людьми, не удалось найти ни одного бизнес-процесса (ситуации), который не был бы описан в стандартных методологиях управления проектами.
    Участники иногда пытаются что-то придумать, использовать что-то свое — но все это криво, косо и примитивно. Обычно все такие «домашние» наработки и опыт — описаны и доведены до совершенства в стандартах. От составления стратегии, планов, структуры предприятия, и до названий и содержания документов — все уже отработано вплоть до уровня структур баз данных, SQL — запросов, шаблонов, вариантов применения…
    И да, новый продукт или услугу — всегда можно придумать или увидеть. Инновации всегда были, есть и будут. Но вот после стадии «идеи» — все придется делать по стандартным методологиям. И основа таких методологий всегда будет системный подход и стандарты (лучшие практики) типа ISO.
    Почему это так — причин много, да и не важно почему так. Эти методологии есть, работают, применяются 99% бизнеса. Можно менять типовые процессы, дорабатывать их «под себя»? Не только можно, но и обязательно это делать. Изменения методов работы (процедур) под реальность — обязательное условие таких методологий.
    Вот и выходит, что хотим или нет — все уже придумано, только бери и пользуйся. Добровольно-принудительно. Например, чтобы получить «бабло на проект» — всегда придется сделать финансовую модель по методологии COMFAR. Такую или иную, кривую или косую, на куске бумажки — или в Альт-Инвесте. Но логика и содержание — всегда будут соответствовать именно модели COMFAR. И даже если «манагар» не знает таких слов, как COMFAR — то все равно обрывки знаний и опыта в голове будут соответствовать именно этой модели.
    Или построение предприятия, фирмы для серийного выпуска чего угодно или оказания услуг — будет реализовано по модели GERAM. Хотя опять же, «манагар» никогда и не слышал про эту методологию.
    И конечно же: сначала думай, потом планируй, потом делай. А когда получишь результат — проверь, что получил то, что хотел. Такой подход логичный, обычный, применимый. Хотя тут как раз описана логика Цикла Деминга. Снова типовая методология, и опять, мало кто знает фамилию «Деминг».
    Что должна быть цель, которую можно достигнуть выполнив действия. Что продукт или услуга будут успешными если они решают проблемы покупателей… И т.д. Все это — стандартная методология LFA (логико-структурный подход). Опять же, мало кто знает что такое LFA, но это не мешает пользоваться частью методологии.
    Обратите внимание: важно не то, что говорит и мыслит участник проекта. А что получается в результате, именно продукт, структура фирмы, действия. Мысли и слова — могут быть разными, но результаты и действия — всегда будут в рамках стандартных типовых процессов совершенно типовой методологии.
    И еще, больше всего доход дают не новые продукты или услуги. А новый (более полезный) метод решения старой проблемы. Пример: Безос и Amazon.


  1. IvanBulb
    10.01.2020 11:27

    сильные ребята в 22 года и генеральные)))
    осталось понять откуда заказы и стартовый капитал — и тут окажется мама миллионерша, а папа успешный чиновник. о чем косвенно свидетельствует выигрыш заказа мин обороны))

    а так да — красота)))


    1. DMGarikk
      10.01.2020 12:49

      сильные ребята в 22 года и генеральные)))

      генеральным может кто угодно стать и в 18 лет, достаточно одну форму в налоговой заполнить


    1. NuGan Автор
      10.01.2020 12:59
      +1

      Честно скажу, я реально стеснялся своей должности лет до 26. У меня миллионеров и чиновников в семье не было, родители были простыми сотрудниками научного института. Папа — электрик, обеспечивающий работу ядерного реактора ИБР-2, мама — администратор в гостинице, размещавщая аспирантов и других сотрудников, приезжавших в Объединенный Институт Ядерных Исследований в Дубне на работу.

      И таких ребят очень много, кто просто верит и прыгает во все это. Всему виной слишком оптимистичные ожидания. Пап и мам миллионерш среди них мало.

      В ИТ стартовый капитал практически не нужен чтобы стартовать маленький бизнес из двух человек. Про то как стартовать бизнес или как получить госзаказы можно отдельную статью написать. Я не буду описывать черные схемы, откаты и т.д. Мы так не работаем и работать не будем. Просто один пример. Чтобы получить первый заказ от Москвы мы полтора! года работали бесплатно. Нам давали в долг другие подрядчики, чтобы мы существовали. Важно чтобы клиент был удовлетворен качеством работы, а вы несли реальную ценность. Тогда все будет.


      1. DMGarikk
        10.01.2020 13:13

        Важно чтобы клиент был удовлетворен качеством работы, а вы несли реальную ценность. Тогда все будет.

        важно чтобы бизнес приносил ВАМ прибыль, остальное не так важно.

        потому что всякие такие фразы как 'мы конкурируем не демпингом, а качеством работы!' это всё ляляля, клиент всёравно пойдёт сначала туда где дешевле, а потом уже к вам… и довольность клиента это такое понятие… иногда заключающееся в том что 'давайте дорабатывайте нам систему бесплатно, нам не нравится как вы сделали, но бабло мы вам уже заплатили давайте отрабатывайте'


        1. NuGan Автор
          10.01.2020 13:42

          Да, я согласен, если не просчитывать все риски, не считать маржу проекта, не требовать взаимного выполнения обязательств с клиента, то это не бизнес, а чистая благотворительность.

          Но, если ориентироваться только на прибыль, то не получится жизнеспособного бизнеса в долгосрочной перспективе. Клиент платит за пользу, за избавление от проблем, за радость, за безопасность и т.д. Но никогда не платит за получение вами вашей же прибыли. Вопрос что первично. Я думаю — ценность клиенту.


          1. DMGarikk
            10.01.2020 13:47

            Вопрос что первично. Я думаю — ценность клиенту.

            первичен баланс между первым и вторым. говорить именно так — честнее.

            Потому что при любых проблемах, про клиентов забывают в первую очередь, и такие рекламные слоганы начинают играть против вас


    1. ilnoor
      10.01.2020 13:04

      минобр — это министерство образования, думается вряд ли вот так просто можно коммуникации для военных делать


      1. NuGan Автор
        10.01.2020 13:44

        да, конечно, это была система проведения видеосовещаний между учителями и завучами из разных городов области


  1. mkll
    10.01.2020 12:46

    По части заблуждений: один мой хороший знакомый как-то раз вообще заявил, что договариваться «на берегу» — это делить шкуру неубитого медведя. :)


    1. Aeternamens
      12.01.2020 14:28

      Да, именно так. Сначала вообще ничего не понятно. Но зафиксировать общие ожидания было бы неплохо сразу.
      И ещё важно предусмотреть регулярный пересмотр подобных контрактов. До момента пересмотра действует старый вариант, дальше — новый, если договорились на него.


  1. Zarf
    10.01.2020 13:31

    Спасибо за интересные истории и подробный список вопросов — будь он у меня 5 лет назад, первый бизнес мог сложиться совершенно иначе. Вернее, мог бы закончиться менее драматично.

    Есть ли что то еще кроме Гейджа что стоит прочитать по теме партнерских соглашений?


    1. NuGan Автор
      10.01.2020 13:53

      Сам буду очень признателен, если кто-то даст ссылки на хорошие книги по данной теме. В Школе Сколково есть курс «Тандемократия: создание, развитие и управление партнерством» Гора Нахапетяна, или можно сходить к Гору на одну из бесплатных лекций и послушать его, задать вопросы.


  1. dididididi
    10.01.2020 16:59

    Этот опросник перед свадьбой надо заполнять, а не перед стартапом! Особенно про фриланс на стороне))


  1. vagon333
    11.01.2020 06:56
    +1

    Правильно замечено выше — все сценарии развития стартапа не предусмотреть.
    Важно чтоб у партнеров было представление о деловой культуре и деловой этике.
    В моем стартапе партнеры выходили без hard feelings, остались друзьями.