Продолжаем нашу рубрику «Осторожно, ФАС!» в блоге сервиса Rookee, где мы рассматриваем свежие примеры недобросовестной рекламы. В этом выпуске мы посмотрим, чем запомнился конец уходящего года и какими интересными прецедентами встретил нас январь.
Новогодние праздники прошли, оставив за собой ореол детской грусти и грязного снега под ногами. Полторы недели безделья безжалостно вышибли из колеи даже самых сильных из нас. Многие рекламодатели решили этим воспользоваться: январь пестрил рекламой, которая должна была достучаться даже до самых отдохнувших слоёв населения.
Отличился один ресторан в Воронеже. Он со всей серьезностью подошёл к ликвидации последствий безудержного новогоднего веселья.
Казалось бы, всё по делу. Меню — есть, закуска — есть. Но не всё так просто. Привлекли ресторан не за оскорбление чувств верующих, несмотря на тёмный фон и характерную внешность мужчины на плакате. Суровый бородач, судя по подписи, оказался местным шеф-поваром, а концепция постера просто соответствовала общему дизайну заведения.
Воронежскому УФАС не понравилась сама подача рекламы. Антимонопольщики предположили, что выражение «не дам тебе сдохнуть» оскорбляет окружающих «фактом своего публичного применения». А слова «похмельное меню» создают впечатление, что все люди вокруг страдают алкоголизмом. Это уже оскорбление людей, ведущих здоровый образ жизни :)
Предположу, что можно было избежать возбуждения дела по ч. 6 ст. 5 закона «О рекламе», заменив разговорное слово «сдохнуть» синонимом. Хотя патетичные «отойти в лоно Авраама» или «уйти в елисейские поля» вряд ли получили бы отклик целевой аудитории. Действительно, легче сдохнуть, чем найти в толковом словаре значение этих фраз.
Тему нестандартной рекламы еды продолжил ресторан «Lucky Star» в республике Коми. Местные креативщики разместили перед входом в заведение картонную фигуру Дональда Трампа с огромным бургером в руках.
Фото с сайта syktyvkar.1istochnik.ru
Казалось бы, вот где оскорбление зожников: фастфуд такого размера переживёт не каждый. Однако внимание ФАС привлёк поднятый вверх большой палец американского президента. Дело в том, что п. 2 ч. 5 ст. 5 закона «О рекламе» не допускает одобрения объекта рекламы должностными лицами. То есть президент (и не важно, какой страны, как отдельно отметило УФАС в своем решении) не может рекомендовать продукт или услугу. Замечу, что общепит попытался выкрутиться, и довольно красиво. В частности, они пробовали доказать, что рекламная конструкция — это аллегория любви Трампа ко всему высокому (стена на мексиканской границе — яркое тому подтверждение). Thumbs up якобы символизировал одобрение размера бургера, а не его качество.
Но идея не сработала. Подвели и надпись «Lucky Star» на пиджаке Трампа, и размещение конструкции около входа в заведение. Рекламу признали ненадлежащей. Всё-таки правда, размер не всегда имеет значение.
Как оказалось, если даже шутливое использование образа известного человека может повлечь серьезные последствия. 28 января 2020 года УФАС вынесло решение по делу о рекламе жилого комплекса в Сыктывкаре, одобренного Квентином Тарантино.
Предыстория. В августе 2019 года в Москву приезжал Квентин Тарантино, фотографии с экскурсии стали поводом для множества шуток и фотожаб. Мем решил использовать и застройщик: он разместил пост «ВКонтакте», где американский режиссер вместо Кремля изучал ход строительства жилых домов.
Фото с сайта kommersant.ru
Шутка о том, что «Квентин одобряет», стала причиной возбуждения дела из-за нарушения п. 10 ч. 3 ст. 5 закона «О рекламе». Если кратко, реклама была признана недостоверной. Тарантино не был в Сыктывкаре и не покупал там квартиру. Более того, заманивать клиентов возможностью получить роль в его новом фильме — всё равно, что вводить в заблуждение (хотя где-то в Новосибирске живёт Жерар Депардье…). Физлицо, разместившее рекламу на своей странице «ВКонтакте», привлекли к административной ответственности. Это ещё повезло, что правообладатель исходных фото не стал предъявлять претензии — извлечение прибыли из чужой интеллектуальной собственности чревато денежным штрафом.
Если вы выбираете, что порекомендовать, среди квартиры, бургера и алкоголя, остановитесь на первых двух вариантах. В последнем случае крайне легко попасть под штрафные санкции.
В марте прошлого года в ФАС поступила жалоба на видеоролик Ильи Варламова, опубликованный на YouTube-канале varlamov. Один внимательный и законопослушный гражданин усмотрел в ролике скрытую рекламу виски Dewar's. Речь шла о нескольких секундах демонстрации бутылки алкоголя с предложением оценить его качество. И вот, наконец, в конце декабря аппеляционный суд принял итоговое решение: видеоролик нарушает закон «О рекламе». Суд решил, что стиль подачи информации о напитке привлекает внимание, а значит, это реклама. А поскольку Рунет признается «виртуальной территорией Российской Федерации» (сама в шоке от этого факта), то рекламировать алкоголь здесь нельзя. Илья Варламов получил предписание об устранении нарушения.
Из этого решения суда можно сделать два вывода. Во-первых, появление алкоголя в видеоролике на YouTube может трактоваться как его реклама. И это несмотря на совершенно иную тематику самого выпуска. А во-вторых, эта аналогия может быть отнесена и к другим каналам с фото- и видеоконтентом типа Instagram или TikTok. То есть даже частная рекомендация алкогольного напитка физическим лицом может грозить административной ответственностью. А мне, может быть, просто хотелось поделиться с друзьями любимой маркой испанского сухого :)
О запрете рекламы табака и табачных изделий, казалось бы, уже знает каждый. Но интересные попытки обойти закон «О рекламе» встречаются до сих пор.
В декабре прошлого года Комиссия ФАС России выдала предписание ООО «Яндекс» и ещё двум юрлицам за контекстную рекламу зажигалок. Реклама с сообщением о дешевых зажигалках и подарочных сертификатах представляла собой гиперссылку на ресурс Price. О том, что зажигалка — это курительная принадлежность, подумали не сразу. А когда подумали, было уже поздно. В отношении всех трех компаний готовятся дела об административных правонарушениях, чтобы назначить штрафы от 150 до 600 тысяч рублей.
В защиту зажигалок хочу сказать, что использовать их можно не только для курения, но и в образовательных целях. Например, для чтения. Как вам такой оригинальный способ погрузиться в мир книги «451 градус по Фаренгейту»?
Самый интересный вопрос из этой области сейчас — это правовой статус IQOS. В 2017 году московское УФАС России уже выносило решение в отношении компании Philip Morris, которая распространяла баннерную рекламу IQOS на сайте РБК. Тогда суд приравнял систему нагревания табака к табачному изделию. В частности, потому что товарный знак «IQOS» был зарегистрирован как 34 класс МКТУ: «Табак, необработанный или обработанный; изделия табачные».
И вот в 2019 году ситуация повторилась. Сразу два управления ФАС — по Ярославской и Кемеровской области — начинают судебное производство против Philip Morris из-за рекламы табака. Аргументы рекламодателя те же, что и два года назад: «Система «IQOS» направлена на нагревание табака (табачных стиков), в результате которого пользователь вдыхает аэрозоль, а не табачный дым, в отличие от использования сигарет». И, о чудо, Ярославское УФАС принимает сторону рекламодателя и прекращает производство по делу!
А вот с Кемеровским УФАС пока всё сложно. Статья, посвященная расширению присутствия IQOS на территории РФ, была признана рекламной. А вот нарушило ли её содержание закон «О рекламе», пока в процессе обсуждения. Рассмотрение дела переносилось уже два раза. Philip Morris настаивает: товарный знак IQOS используется для индивидуализации электрического прибора, а не нагреваемых табачных стиков. То есть к рекламе табака статья не имеет никакого отношения. Ждем итогового решения УФАС.
Я с интересом слежу за подобной практикой. Ведь любопытно, почему многофункциональная зажигалка стала предметом non grata для рекламы, а IQOS в то же время не теряет надежды обосновать статус обычного электрического прибора (тоже мне, утюг). Просто стики с табаком «случайно» идут в комплекте. Интересно, а если зажигалку продавать без бензина (как IQOS без стиков), прокатит ли аргумент, что это просто «устройство для извлечения огня», а не табачное изделие? :)
Похмельное меню
Новогодние праздники прошли, оставив за собой ореол детской грусти и грязного снега под ногами. Полторы недели безделья безжалостно вышибли из колеи даже самых сильных из нас. Многие рекламодатели решили этим воспользоваться: январь пестрил рекламой, которая должна была достучаться даже до самых отдохнувших слоёв населения.
Отличился один ресторан в Воронеже. Он со всей серьезностью подошёл к ликвидации последствий безудержного новогоднего веселья.
Казалось бы, всё по делу. Меню — есть, закуска — есть. Но не всё так просто. Привлекли ресторан не за оскорбление чувств верующих, несмотря на тёмный фон и характерную внешность мужчины на плакате. Суровый бородач, судя по подписи, оказался местным шеф-поваром, а концепция постера просто соответствовала общему дизайну заведения.
Воронежскому УФАС не понравилась сама подача рекламы. Антимонопольщики предположили, что выражение «не дам тебе сдохнуть» оскорбляет окружающих «фактом своего публичного применения». А слова «похмельное меню» создают впечатление, что все люди вокруг страдают алкоголизмом. Это уже оскорбление людей, ведущих здоровый образ жизни :)
Предположу, что можно было избежать возбуждения дела по ч. 6 ст. 5 закона «О рекламе», заменив разговорное слово «сдохнуть» синонимом. Хотя патетичные «отойти в лоно Авраама» или «уйти в елисейские поля» вряд ли получили бы отклик целевой аудитории. Действительно, легче сдохнуть, чем найти в толковом словаре значение этих фраз.
Дональд плохого не посоветует
Тему нестандартной рекламы еды продолжил ресторан «Lucky Star» в республике Коми. Местные креативщики разместили перед входом в заведение картонную фигуру Дональда Трампа с огромным бургером в руках.
Фото с сайта syktyvkar.1istochnik.ru
Казалось бы, вот где оскорбление зожников: фастфуд такого размера переживёт не каждый. Однако внимание ФАС привлёк поднятый вверх большой палец американского президента. Дело в том, что п. 2 ч. 5 ст. 5 закона «О рекламе» не допускает одобрения объекта рекламы должностными лицами. То есть президент (и не важно, какой страны, как отдельно отметило УФАС в своем решении) не может рекомендовать продукт или услугу. Замечу, что общепит попытался выкрутиться, и довольно красиво. В частности, они пробовали доказать, что рекламная конструкция — это аллегория любви Трампа ко всему высокому (стена на мексиканской границе — яркое тому подтверждение). Thumbs up якобы символизировал одобрение размера бургера, а не его качество.
Но идея не сработала. Подвели и надпись «Lucky Star» на пиджаке Трампа, и размещение конструкции около входа в заведение. Рекламу признали ненадлежащей. Всё-таки правда, размер не всегда имеет значение.
Однажды в… Сыктывкаре
Как оказалось, если даже шутливое использование образа известного человека может повлечь серьезные последствия. 28 января 2020 года УФАС вынесло решение по делу о рекламе жилого комплекса в Сыктывкаре, одобренного Квентином Тарантино.
Предыстория. В августе 2019 года в Москву приезжал Квентин Тарантино, фотографии с экскурсии стали поводом для множества шуток и фотожаб. Мем решил использовать и застройщик: он разместил пост «ВКонтакте», где американский режиссер вместо Кремля изучал ход строительства жилых домов.
Фото с сайта kommersant.ru
Шутка о том, что «Квентин одобряет», стала причиной возбуждения дела из-за нарушения п. 10 ч. 3 ст. 5 закона «О рекламе». Если кратко, реклама была признана недостоверной. Тарантино не был в Сыктывкаре и не покупал там квартиру. Более того, заманивать клиентов возможностью получить роль в его новом фильме — всё равно, что вводить в заблуждение (хотя где-то в Новосибирске живёт Жерар Депардье…). Физлицо, разместившее рекламу на своей странице «ВКонтакте», привлекли к административной ответственности. Это ещё повезло, что правообладатель исходных фото не стал предъявлять претензии — извлечение прибыли из чужой интеллектуальной собственности чревато денежным штрафом.
Не показалось
Если вы выбираете, что порекомендовать, среди квартиры, бургера и алкоголя, остановитесь на первых двух вариантах. В последнем случае крайне легко попасть под штрафные санкции.
В марте прошлого года в ФАС поступила жалоба на видеоролик Ильи Варламова, опубликованный на YouTube-канале varlamov. Один внимательный и законопослушный гражданин усмотрел в ролике скрытую рекламу виски Dewar's. Речь шла о нескольких секундах демонстрации бутылки алкоголя с предложением оценить его качество. И вот, наконец, в конце декабря аппеляционный суд принял итоговое решение: видеоролик нарушает закон «О рекламе». Суд решил, что стиль подачи информации о напитке привлекает внимание, а значит, это реклама. А поскольку Рунет признается «виртуальной территорией Российской Федерации» (сама в шоке от этого факта), то рекламировать алкоголь здесь нельзя. Илья Варламов получил предписание об устранении нарушения.
Из этого решения суда можно сделать два вывода. Во-первых, появление алкоголя в видеоролике на YouTube может трактоваться как его реклама. И это несмотря на совершенно иную тематику самого выпуска. А во-вторых, эта аналогия может быть отнесена и к другим каналам с фото- и видеоконтентом типа Instagram или TikTok. То есть даже частная рекомендация алкогольного напитка физическим лицом может грозить административной ответственностью. А мне, может быть, просто хотелось поделиться с друзьями любимой маркой испанского сухого :)
Поджечь, но не взбалтывать
О запрете рекламы табака и табачных изделий, казалось бы, уже знает каждый. Но интересные попытки обойти закон «О рекламе» встречаются до сих пор.
В декабре прошлого года Комиссия ФАС России выдала предписание ООО «Яндекс» и ещё двум юрлицам за контекстную рекламу зажигалок. Реклама с сообщением о дешевых зажигалках и подарочных сертификатах представляла собой гиперссылку на ресурс Price. О том, что зажигалка — это курительная принадлежность, подумали не сразу. А когда подумали, было уже поздно. В отношении всех трех компаний готовятся дела об административных правонарушениях, чтобы назначить штрафы от 150 до 600 тысяч рублей.
В защиту зажигалок хочу сказать, что использовать их можно не только для курения, но и в образовательных целях. Например, для чтения. Как вам такой оригинальный способ погрузиться в мир книги «451 градус по Фаренгейту»?
Самый интересный вопрос из этой области сейчас — это правовой статус IQOS. В 2017 году московское УФАС России уже выносило решение в отношении компании Philip Morris, которая распространяла баннерную рекламу IQOS на сайте РБК. Тогда суд приравнял систему нагревания табака к табачному изделию. В частности, потому что товарный знак «IQOS» был зарегистрирован как 34 класс МКТУ: «Табак, необработанный или обработанный; изделия табачные».
И вот в 2019 году ситуация повторилась. Сразу два управления ФАС — по Ярославской и Кемеровской области — начинают судебное производство против Philip Morris из-за рекламы табака. Аргументы рекламодателя те же, что и два года назад: «Система «IQOS» направлена на нагревание табака (табачных стиков), в результате которого пользователь вдыхает аэрозоль, а не табачный дым, в отличие от использования сигарет». И, о чудо, Ярославское УФАС принимает сторону рекламодателя и прекращает производство по делу!
А вот с Кемеровским УФАС пока всё сложно. Статья, посвященная расширению присутствия IQOS на территории РФ, была признана рекламной. А вот нарушило ли её содержание закон «О рекламе», пока в процессе обсуждения. Рассмотрение дела переносилось уже два раза. Philip Morris настаивает: товарный знак IQOS используется для индивидуализации электрического прибора, а не нагреваемых табачных стиков. То есть к рекламе табака статья не имеет никакого отношения. Ждем итогового решения УФАС.
Я с интересом слежу за подобной практикой. Ведь любопытно, почему многофункциональная зажигалка стала предметом non grata для рекламы, а IQOS в то же время не теряет надежды обосновать статус обычного электрического прибора (тоже мне, утюг). Просто стики с табаком «случайно» идут в комплекте. Интересно, а если зажигалку продавать без бензина (как IQOS без стиков), прокатит ли аргумент, что это просто «устройство для извлечения огня», а не табачное изделие? :)
Ommonick
Эпоха глубинного маркетинга и полуабсурдных судебных прецедентов.