Не за горами очередной старт курса для руководителей разработки «Team Lead 2.0». В связи с этим мы провели открытый урок под названием «Почему мои коллеги/сотрудники ведут себя как @%§?». На вебинаре поговорили о том, что заставляет людей вести себя некорректно, почему люди идут на конфликт, какие есть способы влияния на поведение.
Преподаватель — Станислав Михальский, технический директор «Развитие.Ру».
Каждый из нас сталкивался с конфликтными ситуациями на работе. При этом сам по себе конфликт может быть долгой историей, напоминающей шахматную партию со множеством ходов. Мы же поговорим про эпизод, когда два человека, находясь в конфликтном контексте, ведут взаимодействие. Прикладная цель занятия — научиться из подобных ситуаций выходить без потерь и даже с выигрышем (причём выигрыш необязательно означает проигрыш вашего оппонента).
Большая часть того, о чём поговорим, на самом деле очевидно и известно многим. Но «знать» и «уметь» — принципиально разные вещи. Когда вы что-то рассказываете, и вам говорят: «Это и так понятно», остаётся лишь в недоумении пожать плечами. Одно дело — понятно, но как часто ты это используешь, если тебе всё понятно?
Соответственно, есть четыре принципиально разных уровня владения материалом;
Вернёмся к конфликтным ситуациям. Все мы знаем, что на «холодную голову» конфликт нами оценивается несколько иначе, поэтому мы нередко впоследствии жалеем, когда срываемся, теряем контроль над эмоциями, говорим нехорошие вещи своим оппонентам. Очевидно? Очевидно! Почему же тогда в нашей жизни так часто «Очевидно != использую»?
Если хотите понять, насколько реально используете то, что кажется очевидным, задайте себе ряд вопросов:
Будет уместна и проверка «дневником». Для этого совсем не обязательно заводить красивую книжечку в бархатном переплёте и писать там разноцветными ручками, начиная каждую запись словами: «Здравствуй, дорогой дневник!» Вам вполне хватит и файлика в Exсel, где вы будете писать мини-отчёты типа:
Помните, что причиной конфликтов и эмоциональных столкновений могут быть не личностные конфликты, а вполне себе логичные производственные конфликты интересов, а такие конфликты — это норма. Задача руководителя — выйти из конфликта с наименьшими эмоциональными потерями, потратив меньше сил и нервов. При этом сам факт того, что вы умеете корректно выходить из конфликта, не означает, что вам их не стоит избегать.
Нередко человек, стоящий перед вами, ведёт себя, как полный, извините, долбоящер. Почему он это делает? Причины могут быть следующими:
Как бы там ни было, нам помогут разные модели и теории, благодаря которым мы объясним для себя поведение человека более адекватно. Также с их помощью мы, если и не докопаемся до мотива, то поймём, что человек ведёт себя так не потому, что он долбоящер, а потому, что он просто устал, не видит другого пути, боится вас и т. п.
Теперь поговорим о моделях, которые могут помочь в интерпретации.
Говоря о наследии Берна, мы говорим о концепции персоны и трансактного анализа. Владея этой моделью, можно понять, что на самом деле оппонент себя так ведёт, потому что включил своего внутреннего родителя, который пытается устыдить вашего внутреннего ребёнка. Если вы не будете вестись на это и обратитесь к нему, как взрослый к взрослому, вы эту коммуникацию разорвёте. Впрочем, более подробно трансактный анализ мы рассматриваем на курсе.
Теперь поговорим о Персоне. Берн утверждает, что есть человек, а есть то, как он хочет, чтобы его воспринимали. Как правило, мы про себя придумываем чуть больше, чем мы есть на самом деле, причём «чуть» — это ещё мягко сказано. И вот как раз образ этой самой персоны мы очень боимся разрушить и опасаемся, что под эту маску кто-нибудь заглянет и нас разоблачит. Поэтому, на самом деле, существует неписаный закон: для того, чтобы социальные отношения были возможны, есть социальное правило: ты принимаешь мою персону за чистую монету, а я — твою.
Так как боязнь потерять лицо довольно велика, это является одной из причин, почему человек не идёт с вами на контакт, не хочет сотрудничать. Когда человек чувствует угрозу, он защищается.
Бывают ситуации, когда один разработчик не хочет показывать код другому. Проблема особенно актуальна при рефакторинге в уже сложившейся команде. Допустим, работают люди вместе года два-три, потом приходит новый руководитель и заявляет: «А теперь — рефакторинг!» Иногда такое начинается…
А всё потому, что люди между собой договорились, что они офигенные разработчики, а в Apple не идут, потому что им нафиг это не надо. А тут сейчас какой-то Петя залезет в их код, а там… Нет, ну понятное дело, всегда есть оправдания — там торопились, тут ещё что-нибудь… Но именно в этот момент человек чувствует, что его персона находится под угрозой. И начинается драчка.
Что нужно сделать, чтобы нейтрализовать эту потерю лица? Наша задача — снять этот риск и сделать так, чтобы человек не чувствовал угрозы. Нужно исключить из плана действий те, которые угрожают персоне. Или создать вокруг человека атмосферу безопасности, разоблачение в которой не принесёт репутационный урон.
Например, когда один разработчик приходит и смотрит, как вся команда в процессе рефакторинга «под пиво» троллит друг друга и исправляет код, он, скорее всего, легко в это вольётся, потому что он видит, что это безопасно. И нету риска, что коллеги, “раскопав его косяк”, станут о нём хуже думать.
Другой вариант рассмотрения происходящего — любимая всеми спиральная динамика. Идея в том, что в этой модели люди делятся на некоторые группы (красная, синяя, оранжевая, зелёная и т. п.). Для каждой группы определяется модель поведения, определяются доступные ей методы достижения результата, мотивирующие её вещи и т. д.
Например, в красной группе вопрос решается по принципу «Кто сильнее, тот и прав». Мы понимаем, что человек видит себя именно в таком свете, и его агрессия — это, по сути, не агрессия, а нормальный для него стиль поведения, потому что он просто так видит мир. В конечном итоге, в зависимости от группы можно и действовать соответствующим образом (это никоим образом не полное объяснение, подробнее о модели спиральной динамики мы говорим на курсе).
Никогда нельзя сбрасывать со счетов бытовые причины: различные семейные неурядицы, от которых никто не застрахован, предыдущие коммуникации (только что влетело от шефа), неважное самочувствие и т. д. и т. п.
Речь идёт о восприятии происходящего и о выборе стратегии. Вкратце, упрощенно и в меру ненаучно: в мозгу есть миндалевидное тело (т. н. первобытный мозг), а есть неокортекс. От органов обоняния, осязания и т. д. информация идёт и в миндалевидное тело, и в неокортекс. Миндалевидное тело очень простое, но очень быстрое — оно отвечает моментально, т. к. речь идёт о первобытном мозге (если я что-либо вижу, я либо убегаю, либо нападаю и съедаю).
С развитием человека изменился и мозг, поэтому человек стал больше думать, появился глубокий анализ, возникли небанальные способы разрешения ситуации.
Однако вся проблема в том, что миндалевидное тело никуда не делось, и информация в него до сих пор поступает. Выглядит это так: информация поступила, ушла в миндалевидное тело и в неокортекс, миндалевидное тело ответило «Бей», а неокортекс с задержкой в полсекунды ответил что-то в стиле: «Подожди, нужно уточнить».
И в неком смысле история про эмоциональный интеллект сводится к умению гасить порывы миндалевидного тела. То есть нужно давать время своему сознанию подготавливать более взвешенные решения.
Тут стоит упомянуть такой термин, как эмоциональное затопление. Иногда нервная система настолько перегружена, что мы теряем возможность глушить обратную связь от миндалевидного тела. Находясь на взводе, такой человек кричит, срывается, не может успокоиться. И это крах, коллеги, ведь, когда мы в спокойном состоянии и рассуждаем взвешенно, у нас есть множество вариантов действий. Когда же мы накалены, всё меняется, и чем больше мы заводимся, тем меньше вариантов действий у нас остаётся. В результате мы скатываемся на уровень первобытного общения, и перед нами возникают те же два варианта, что и перед нашими далёкими предками: бей или беги.
Как раз это и иллюстрирует картинка ниже:
Что можно извлечь из этого подхода:
Залогом корректной интерпретации являются:
Есть знаменитая история про картинку — у каждого она своя. Соответственно, когда вы с продактом спорите о дате запуска и необходимости регресс-тестирования, вы со своей стороны видите ситуацию с дымящимися развалинами программного продукта, перед ним же возникает картина с сорванными сроками и потерянными деньгами.
Здесь нужно найти какое-нибудь другое видение, чтобы оно более-менее у вас сходилось — в противном случае каждый из вас так и будет упрямо стоять на своём.
Для того чтобы посмотреть на взаимодействие, когда каждый отстаивает свою сторону, аналитически очень подходит теория игр. Речь идёт о базовых принципах.
Когда мы говорим, что есть две стороны, и у каждой есть свой интерес (каждая сторона пытается его отстоять), это очень похоже на одноразовую игру один на один. В теории игр это один из простейших вариантов игры, для которого существует запись, позволяющая ситуация разложить и проанализировать.
Представьте, что вы встречаетесь в коридоре с вашим продуктологом, а 10 минут назад вы участвовали с ним в почтовой переписке, где вы предлагали запускаться в понедельник, потому что в пятницу ещё не провели регрессионное тестирование. Он же писал, что все сроки сорваны и пятница — это крайний день. В коридоре вы мимо друг друга не пройдёте, поэтому придётся продолжить диалог. И здесь есть две опции: наехать (вести себя агрессивно) или сдержаться (оставаться спокойным и уравновешенным).
В записи выше присутствуют два игрока, у каждого из них — 2 варианта действия (наехать или сдержаться). Получается матрица, и в каждой клетке записываются «выплаты» игрокам — результат, который мы получим при тех или иных раскладах. Очевидно, что тот, кто сорвётся, будет в минусе, а тот, кто останется спокоен, — в плюсе. В плюсе или минусе могут быть и оба сразу в зависимости от своего поведения.
Что ещё можно взять из теории игр:
Игра с нулевой суммой предполагает, что если один выиграл, то другой проиграл.
В спорах про релизы, выкатки и вот это всё мы, как правило, находимся в убеждении, что мы играем в игру с нулевой суммой. То есть мы понимаем, что нужно нам, и пытаемся заставить другую сторону проиграть и сделать, как мы хотим. Задумайтесь, а не лучше ли будет, если сумма станет ненулевой? Всегда ли нас устроит вариант, когда мы победители, а оппонент повержен в споре нашими железобетонными аргументами, жёсткими доводами и хитрыми манипуляциями? И эта история не про мораль, кстати.
На самом деле, есть одноразовые игры и игры многоразовые. Представьте себе маленький городок, где вы покупаете одну бутылку пива в магазине. Перед вами стоит человек с полной тележкой продуктов и он, скорее всего, пропустит вас, чтобы вы не ждали. А вот в большом городе такое вряд ли случится, и вы будете стоять в очереди. Почему? Потому что в маленьком городке «добрый человек с полной тележкой» понимает, что, возможно, вы ещё встретитесь, и завтра он будет стоять на вашем месте. А в мегаполисе такая вероятность стремится к нулю.
Таким образом, у нас история про «аукнется — не аукнется». Большой город — одноразовая игра, маленький городок — многоразовая игра.
Вернувшись к нашему спору с продактом, нужно понять, является ли игра одноразовой или многоходовой (чаще всего, она именно многоходовая). То есть вы выбираете модель поведения с учётом обстоятельств.
Существует также отдельный класс конфликтных ситуаций, известный в Теории Игр как дилемма заключённого. Если каждый игрок старается максимизировать свою собственную выгоду, не заботясь о других, он выигрывает меньше, чем выиграл бы при наличии взаимного доверия и совместного сотрудничества.
Давайте представим, что двух преступников задержали за схожие преступления и подозревают, что они действовали в сговоре. Каждому из них полиция предлагает «сдать» другого. Не будучи уверенными в подельнике и страшась 10-летнего срока, оба заключённых выберут вариант «дать показания» и гарантированно получат 5-летний срок оба. При этом в случае взаимного доверия их срок был бы гораздо меньше.
Не напоминают ли вам некоторые взаимодействия с коллегами ровно такую же ситуацию? На самом деле, это можно отнести к любым торгам между заинтересованными сторонами. Это могут быть сроки выполнения задач или вопросы по согласованию бюджета.
Чтобы прийти к варианту, при котором будет реализовано более выгодное для обоих решение, делаем следующее:
Итак, мы рассмотрели конфликт с точки зрения разных моделей. Но как же самому не быть этим самым долбоящером с точки зрения ваших оппонентов? Здесь уместно вспомнить про НеНасильственное Общение (ННО). Речь идёт о том, что каждую мысль можно сформулировать по-разному и мы, зачастую, делаем это крайне неудобным образом, не упрощая, а усложняя себе задачу нормальных коммуникаций. Есть алгоритм, позволяющий сформулировать мысль так, чтобы минимально задеть человека и сфокусировать его на том, что вы хотите.
Существует ряд шагов:
Пример: вместо того, чтобы вызвать к себе тимлидов и сказать, что они рукожопые и опять провалили все сроки, можно сказать следующее (хотя с непривычки у тимлидов может случиться ступор):
Выводы можно сделать следующие:
Что же, на этом всё. Берегите себя, свою команду и выходите из конфликтных ситуаций без потерь и даже с выигрышем!
Преподаватель — Станислав Михальский, технический директор «Развитие.Ру».
Каждый из нас сталкивался с конфликтными ситуациями на работе. При этом сам по себе конфликт может быть долгой историей, напоминающей шахматную партию со множеством ходов. Мы же поговорим про эпизод, когда два человека, находясь в конфликтном контексте, ведут взаимодействие. Прикладная цель занятия — научиться из подобных ситуаций выходить без потерь и даже с выигрышем (причём выигрыш необязательно означает проигрыш вашего оппонента).
Очевидное и невероятное
Большая часть того, о чём поговорим, на самом деле очевидно и известно многим. Но «знать» и «уметь» — принципиально разные вещи. Когда вы что-то рассказываете, и вам говорят: «Это и так понятно», остаётся лишь в недоумении пожать плечами. Одно дело — понятно, но как часто ты это используешь, если тебе всё понятно?
Соответственно, есть четыре принципиально разных уровня владения материалом;
- понимаю. Вы сидите на лекции и понимаете всё, что говорит преподаватель: следите за ходом рассуждений, понимаете объяснения и способы решения задач;
- знаю. Далеко не все из нас могут, выйдя из аудитории, пересказать прослушанный материал в той же логической последовательности и с теми же выводами. Понимать теорию и владеть ею (держать в голове) — разные вещи;
- умею. В свою очередь, владение теорией автоматически не даёт вам умение её использовать. Вроде бы всё понятно, и в голове кое-что отложилось, но надо ещё набить руку на практике — только тогда мы сможем уверенно использовать нужный инструмент;
- делаю. Одно дело — уметь применить знание к синтетической задаче, созданной специально для практики и обучения. Совершенно другая история — взять эти знания и инструмент и включить их в свой постоянный арсенал применения в реальных жизненных ситуациях.
Вернёмся к конфликтным ситуациям. Все мы знаем, что на «холодную голову» конфликт нами оценивается несколько иначе, поэтому мы нередко впоследствии жалеем, когда срываемся, теряем контроль над эмоциями, говорим нехорошие вещи своим оппонентам. Очевидно? Очевидно! Почему же тогда в нашей жизни так часто «Очевидно != использую»?
Если хотите понять, насколько реально используете то, что кажется очевидным, задайте себе ряд вопросов:
- Как это делаю я? Как именно я применяю имеющиеся знания по моделям поведения и разрешения конфликтных ситуаций? Как именно я делаю паузу в конфликтном разговоре?
- Когда я последний раз так делал? Когда я в последний раз вместо того, чтобы обматерить человека, делал глубокий вдох и через секунду был в нормальном состоянии?
- Как часто я так делаю?
Будет уместна и проверка «дневником». Для этого совсем не обязательно заводить красивую книжечку в бархатном переплёте и писать там разноцветными ручками, начиная каждую запись словами: «Здравствуй, дорогой дневник!» Вам вполне хватит и файлика в Exсel, где вы будете писать мини-отчёты типа:
- сегодня был конфликтный разговор. Мне удалось не сорваться, удалось взять паузу таким-то способом, что позволило перевести разговор в конструктивное русло;
- сегодня было конфликт, я сорвался и накричал на оппонента.
Помните, что причиной конфликтов и эмоциональных столкновений могут быть не личностные конфликты, а вполне себе логичные производственные конфликты интересов, а такие конфликты — это норма. Задача руководителя — выйти из конфликта с наименьшими эмоциональными потерями, потратив меньше сил и нервов. При этом сам факт того, что вы умеете корректно выходить из конфликта, не означает, что вам их не стоит избегать.
Почему человек ведёт себя так, как ведёт?
Нередко человек, стоящий перед вами, ведёт себя, как полный, извините, долбоящер. Почему он это делает? Причины могут быть следующими:
- Он действительно долбоящер. Тут и добавить-то нечего.
- Он не в себе. Такое тоже бывает, увы.
- Он думает, что ведёт себя нормально. Он действительно не осознаёт, что ведёт себя агрессивно, угрожая вам.
- Он думает, что это вы ведёте себя ненормально. То есть он уверен, что долбоящер — это вы.
- Он видит ситуацию по-другому. Он просто смотрит на происходящее в другом контексте. И тут возникает вопрос, насколько ваши контексты расходятся.
- Он не видит другого выхода. Это одна из главных причин конфликта. Человек не видит другой модели поведения в данной ситуации, а всё потому, что вариантов действий у него — раз-два и обчёлся. Если вы дадите ему несколько других вариантов действий, конфликт будет исчерпан.
- Он неверно интерпретирует ваши действия. Тоже очень важная причина, ведь мы не знаем, что у кого в голове. Мы пытаемся понять, почему он так себя ведёт и, зачастую, ошибаемся. Как это происходит? Сначала есть какой-то мотив, потом действие. Мы не знаем мотив нашего оппонента, зато сразу видим действие и пытаемся его интерпретировать, то есть по действию хотим восстановить мотив. Обратная инженерная задача. Но в большинстве случаев мы найдём не истинный мотив, а, скорее всего, лишь умысел. А умысел != мотив. Мотивы от нас скрыты и установить их довольно тяжело, а вот придумать умысел можно элементарно.
Как бы там ни было, нам помогут разные модели и теории, благодаря которым мы объясним для себя поведение человека более адекватно. Также с их помощью мы, если и не докопаемся до мотива, то поймём, что человек ведёт себя так не потому, что он долбоящер, а потому, что он просто устал, не видит другого пути, боится вас и т. п.
Теперь поговорим о моделях, которые могут помочь в интерпретации.
1. Интерпретации: наследие Берна
Говоря о наследии Берна, мы говорим о концепции персоны и трансактного анализа. Владея этой моделью, можно понять, что на самом деле оппонент себя так ведёт, потому что включил своего внутреннего родителя, который пытается устыдить вашего внутреннего ребёнка. Если вы не будете вестись на это и обратитесь к нему, как взрослый к взрослому, вы эту коммуникацию разорвёте. Впрочем, более подробно трансактный анализ мы рассматриваем на курсе.
Теперь поговорим о Персоне. Берн утверждает, что есть человек, а есть то, как он хочет, чтобы его воспринимали. Как правило, мы про себя придумываем чуть больше, чем мы есть на самом деле, причём «чуть» — это ещё мягко сказано. И вот как раз образ этой самой персоны мы очень боимся разрушить и опасаемся, что под эту маску кто-нибудь заглянет и нас разоблачит. Поэтому, на самом деле, существует неписаный закон: для того, чтобы социальные отношения были возможны, есть социальное правило: ты принимаешь мою персону за чистую монету, а я — твою.
Так как боязнь потерять лицо довольно велика, это является одной из причин, почему человек не идёт с вами на контакт, не хочет сотрудничать. Когда человек чувствует угрозу, он защищается.
Бывают ситуации, когда один разработчик не хочет показывать код другому. Проблема особенно актуальна при рефакторинге в уже сложившейся команде. Допустим, работают люди вместе года два-три, потом приходит новый руководитель и заявляет: «А теперь — рефакторинг!» Иногда такое начинается…
А всё потому, что люди между собой договорились, что они офигенные разработчики, а в Apple не идут, потому что им нафиг это не надо. А тут сейчас какой-то Петя залезет в их код, а там… Нет, ну понятное дело, всегда есть оправдания — там торопились, тут ещё что-нибудь… Но именно в этот момент человек чувствует, что его персона находится под угрозой. И начинается драчка.
Что нужно сделать, чтобы нейтрализовать эту потерю лица? Наша задача — снять этот риск и сделать так, чтобы человек не чувствовал угрозы. Нужно исключить из плана действий те, которые угрожают персоне. Или создать вокруг человека атмосферу безопасности, разоблачение в которой не принесёт репутационный урон.
Например, когда один разработчик приходит и смотрит, как вся команда в процессе рефакторинга «под пиво» троллит друг друга и исправляет код, он, скорее всего, легко в это вольётся, потому что он видит, что это безопасно. И нету риска, что коллеги, “раскопав его косяк”, станут о нём хуже думать.
2. Интерпретации: спиральная динамика
Другой вариант рассмотрения происходящего — любимая всеми спиральная динамика. Идея в том, что в этой модели люди делятся на некоторые группы (красная, синяя, оранжевая, зелёная и т. п.). Для каждой группы определяется модель поведения, определяются доступные ей методы достижения результата, мотивирующие её вещи и т. д.
Например, в красной группе вопрос решается по принципу «Кто сильнее, тот и прав». Мы понимаем, что человек видит себя именно в таком свете, и его агрессия — это, по сути, не агрессия, а нормальный для него стиль поведения, потому что он просто так видит мир. В конечном итоге, в зависимости от группы можно и действовать соответствующим образом (это никоим образом не полное объяснение, подробнее о модели спиральной динамики мы говорим на курсе).
3. Интерпретации: бытовые причины
Никогда нельзя сбрасывать со счетов бытовые причины: различные семейные неурядицы, от которых никто не застрахован, предыдущие коммуникации (только что влетело от шефа), неважное самочувствие и т. д. и т. п.
4. Интерпретации: эмоциональный интеллект
Речь идёт о восприятии происходящего и о выборе стратегии. Вкратце, упрощенно и в меру ненаучно: в мозгу есть миндалевидное тело (т. н. первобытный мозг), а есть неокортекс. От органов обоняния, осязания и т. д. информация идёт и в миндалевидное тело, и в неокортекс. Миндалевидное тело очень простое, но очень быстрое — оно отвечает моментально, т. к. речь идёт о первобытном мозге (если я что-либо вижу, я либо убегаю, либо нападаю и съедаю).
С развитием человека изменился и мозг, поэтому человек стал больше думать, появился глубокий анализ, возникли небанальные способы разрешения ситуации.
Однако вся проблема в том, что миндалевидное тело никуда не делось, и информация в него до сих пор поступает. Выглядит это так: информация поступила, ушла в миндалевидное тело и в неокортекс, миндалевидное тело ответило «Бей», а неокортекс с задержкой в полсекунды ответил что-то в стиле: «Подожди, нужно уточнить».
И в неком смысле история про эмоциональный интеллект сводится к умению гасить порывы миндалевидного тела. То есть нужно давать время своему сознанию подготавливать более взвешенные решения.
Тут стоит упомянуть такой термин, как эмоциональное затопление. Иногда нервная система настолько перегружена, что мы теряем возможность глушить обратную связь от миндалевидного тела. Находясь на взводе, такой человек кричит, срывается, не может успокоиться. И это крах, коллеги, ведь, когда мы в спокойном состоянии и рассуждаем взвешенно, у нас есть множество вариантов действий. Когда же мы накалены, всё меняется, и чем больше мы заводимся, тем меньше вариантов действий у нас остаётся. В результате мы скатываемся на уровень первобытного общения, и перед нами возникают те же два варианта, что и перед нашими далёкими предками: бей или беги.
Как раз это и иллюстрирует картинка ниже:
Что можно извлечь из этого подхода:
- Человек себя ведёт в соответствии с уровнем, на котором он находится на момент разговора, и это лучшее из того, что у него сейчас есть.
- Если попытаться восстановить его эмоциональное состояние, возможно, он изменит стратегию на более оптимальную.
- Если мы видим, что у человека эмоциональное затопление, нужно постараться аккуратно прекратить коммуникацию (не рвать), сделав это максимально корректно, не подливая масло в огонь.
Залог корректной интерпретации
Залогом корректной интерпретации являются:
- эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Напомним, интерпретация нам нужна, чтобы человека не записать в долбоящеры, а продолжать видеть в нём коллегу, эксперта и т. п., что, в свою очередь, позволит вам действовать более корректно и эффективно;
- спокойствие. Мы должны понимать ощущения человека, находясь в спокойном состоянии;
- уважение. Если мы понимаем, что перед нами эксперт и исходим из позиции уважения, нам будет проще оставаться спокойным. Штука сложная, но мощная и действенная;
- доверие. Если есть доверительное отношение, и мы не видим в оппоненте человека, который пытается нас к чему-то принудить и обыграть, то раздражителей будет намного меньше;
- безопасность. Для того чтобы было доверие, в первую очередь должна быть атмосфера безопасности.
Точка зрения
Есть знаменитая история про картинку — у каждого она своя. Соответственно, когда вы с продактом спорите о дате запуска и необходимости регресс-тестирования, вы со своей стороны видите ситуацию с дымящимися развалинами программного продукта, перед ним же возникает картина с сорванными сроками и потерянными деньгами.
Здесь нужно найти какое-нибудь другое видение, чтобы оно более-менее у вас сходилось — в противном случае каждый из вас так и будет упрямо стоять на своём.
Взаимодействие с позиций теории игр
Для того чтобы посмотреть на взаимодействие, когда каждый отстаивает свою сторону, аналитически очень подходит теория игр. Речь идёт о базовых принципах.
Когда мы говорим, что есть две стороны, и у каждой есть свой интерес (каждая сторона пытается его отстоять), это очень похоже на одноразовую игру один на один. В теории игр это один из простейших вариантов игры, для которого существует запись, позволяющая ситуация разложить и проанализировать.
Представьте, что вы встречаетесь в коридоре с вашим продуктологом, а 10 минут назад вы участвовали с ним в почтовой переписке, где вы предлагали запускаться в понедельник, потому что в пятницу ещё не провели регрессионное тестирование. Он же писал, что все сроки сорваны и пятница — это крайний день. В коридоре вы мимо друг друга не пройдёте, поэтому придётся продолжить диалог. И здесь есть две опции: наехать (вести себя агрессивно) или сдержаться (оставаться спокойным и уравновешенным).
В записи выше присутствуют два игрока, у каждого из них — 2 варианта действия (наехать или сдержаться). Получается матрица, и в каждой клетке записываются «выплаты» игрокам — результат, который мы получим при тех или иных раскладах. Очевидно, что тот, кто сорвётся, будет в минусе, а тот, кто останется спокоен, — в плюсе. В плюсе или минусе могут быть и оба сразу в зависимости от своего поведения.
Что ещё можно взять из теории игр:
- Игры бывают с нулевой суммой и не с нулевой суммой.
- Игры бывают конечные и бесконечные.
- Теория игр подарила нам дилемму заключенного.
Игра с нулевой суммой предполагает, что если один выиграл, то другой проиграл.
В спорах про релизы, выкатки и вот это всё мы, как правило, находимся в убеждении, что мы играем в игру с нулевой суммой. То есть мы понимаем, что нужно нам, и пытаемся заставить другую сторону проиграть и сделать, как мы хотим. Задумайтесь, а не лучше ли будет, если сумма станет ненулевой? Всегда ли нас устроит вариант, когда мы победители, а оппонент повержен в споре нашими железобетонными аргументами, жёсткими доводами и хитрыми манипуляциями? И эта история не про мораль, кстати.
На самом деле, есть одноразовые игры и игры многоразовые. Представьте себе маленький городок, где вы покупаете одну бутылку пива в магазине. Перед вами стоит человек с полной тележкой продуктов и он, скорее всего, пропустит вас, чтобы вы не ждали. А вот в большом городе такое вряд ли случится, и вы будете стоять в очереди. Почему? Потому что в маленьком городке «добрый человек с полной тележкой» понимает, что, возможно, вы ещё встретитесь, и завтра он будет стоять на вашем месте. А в мегаполисе такая вероятность стремится к нулю.
Таким образом, у нас история про «аукнется — не аукнется». Большой город — одноразовая игра, маленький городок — многоразовая игра.
Вернувшись к нашему спору с продактом, нужно понять, является ли игра одноразовой или многоходовой (чаще всего, она именно многоходовая). То есть вы выбираете модель поведения с учётом обстоятельств.
Существует также отдельный класс конфликтных ситуаций, известный в Теории Игр как дилемма заключённого. Если каждый игрок старается максимизировать свою собственную выгоду, не заботясь о других, он выигрывает меньше, чем выиграл бы при наличии взаимного доверия и совместного сотрудничества.
Давайте представим, что двух преступников задержали за схожие преступления и подозревают, что они действовали в сговоре. Каждому из них полиция предлагает «сдать» другого. Не будучи уверенными в подельнике и страшась 10-летнего срока, оба заключённых выберут вариант «дать показания» и гарантированно получат 5-летний срок оба. При этом в случае взаимного доверия их срок был бы гораздо меньше.
Не напоминают ли вам некоторые взаимодействия с коллегами ровно такую же ситуацию? На самом деле, это можно отнести к любым торгам между заинтересованными сторонами. Это могут быть сроки выполнения задач или вопросы по согласованию бюджета.
Чтобы прийти к варианту, при котором будет реализовано более выгодное для обоих решение, делаем следующее:
- Добавляем ценность.
- Заключаем страховочные договора.
- Проясняем свою позицию.
- Добиваемся доверия.
Итак, мы рассмотрели конфликт с точки зрения разных моделей. Но как же самому не быть этим самым долбоящером с точки зрения ваших оппонентов? Здесь уместно вспомнить про НеНасильственное Общение (ННО). Речь идёт о том, что каждую мысль можно сформулировать по-разному и мы, зачастую, делаем это крайне неудобным образом, не упрощая, а усложняя себе задачу нормальных коммуникаций. Есть алгоритм, позволяющий сформулировать мысль так, чтобы минимально задеть человека и сфокусировать его на том, что вы хотите.
Существует ряд шагов:
- наблюдение (факты). Мы констатируем ситуацию, не добавляя туда своих оценок и не проводя параллелей с такими же ситуациями;
- чувства. Мы выясняем, что мы чувствуем, и почему это нас так беспокоит;
- потребность. Мы обрисовываем свою потребность;
- просьба. Мы формулируем просьбу, то есть то, что нужно сделать, чтобы эта потребность была закрыта.
Пример: вместо того, чтобы вызвать к себе тимлидов и сказать, что они рукожопые и опять провалили все сроки, можно сказать следующее (хотя с непривычки у тимлидов может случиться ступор):
- с такими темпами мы не сможем выполнить взятые обязательства;
- я раздосадован неопределенностью и волнуюсь из-за возможных последствий;
- мне нужна новая стратегия в сложившейся ситуации;
- пожалуйста, предоставьте мне актуальную информацию, реальные сроки и объемы.
Итоги
Выводы можно сделать следующие:
- КАзлов практически не бывает (напротив нас обычно стоит не долбоящер и не редиска, а человек со своими проблемами, он видит ситуацию по-другому, поэтому нужно изменить точки соприкосновения);
- человек действует, как правило, рационально и ВСЕГДА выбирает максимально эффективный способ из имеющихся в его распоряжении. И на вас он орёт, скорее всего, не потому, что ему нравится орать, а потому, что он выбирает между «орать» и «плакать». Плакать ему (или ей) стыдно, поэтому и орёт. Да, бывают неадекватные люди, но в большинстве ситуаций человек просто не видит более эффективного способа решения проблемы. И если ему этот способ подсказать, то он, возможно, с радостью его примет.
Что же, на этом всё. Берегите себя, свою команду и выходите из конфликтных ситуаций без потерь и даже с выигрышем!
Zenitchik
У меня не бывает конфликтных ситуаций на работе. Где угодно, но не на работе. Что я делаю не так?
xkondorx
Любое разногласие мнений это конфликт. Не бывает такого, что с Вами всегда и все согласны, или Вы всегда и со всеми согласны. У меня вот часто бывает, что я сам с собой не согласен. Например хочешь с кем-то согласиться, но прямо тянет не согласиться, и уже как минимум внутренний конфликт.
Zenitchik
Полагаю, что не всякое разногласие — тема этой статьи.
xkondorx
Есть разные психо-типы, и одна и та-же ситуация может трактоваться по разному разными участниками «конфликта». Есть вероятность, что небольшое разногласие для одного, это конфликт для другого. Я по молодости работал в цехе на маш. заводе. Там попавшись под горячую руку, можно было оказаться посланными громко и далеко, при этом через час вопрос решается без проблем и совершенно мирно. Все к этому привыкли и конфликтом не считали. Значительно позже, работая в окружении «интеллигенции» не правильно брошенный взгляд мог быть причиной конфликтов и негативного отношения в дальнейшем, о причинах которых я даже не подозревал.
symbix
То есть когда я на code review прошу внести изменения, это конфликт? Ого, какой я конфликтный, оказывается, я и не знал!
xkondorx
Code review вообще болезненный процесс для автора кода. Ни один нормальный человек не любит когда придираются и ищут недостатки в том, что он создал. Пожалуй самая неприятная и стрессовая часть профессии разработчика, даже осознавая полезность в первую очередь для себя, осадочек остается. А психика склонна быстро находить виновника стресса, так что да, конфликтный и токсичный придирчивый тип с точки зрения автора кода :)
Zenitchik
Полагаю, Вы слегка преувеличиваете.
autuna
Вот как по мне — «враг мой — ты друг мой!». Он же мне МОИ косяки показывает, (если, конечно, это реальные косяки, а не фигня, высосанная из пальца) значит я их смогу исправить и, по возможности, больше делать не буду.
Более того, есть интересная психологическая методика при самопроверке своей работы — представить, что её делал твой злейший враг, чтобы очень захотелось докопаться. Мне она помогала несколько раз в ответственных работах.
P.S. Разумеется, я понимаю, что все люди разные и у каждого свой порог чувствительности к замечаниям.
Dolios
А если ревьювер считает, что это серьезный косяк, а вы, что это фигня? А если ревьювер при этом еще и прав, а вы нет?
Zenitchik
Если ревьюер прав — значит код надо исправить, а не конфликтовать.
Если ревьюер не может доказать, что он прав… То, может он и не прав?
TheCluster
Да, но ведь нередко бывает что ревьюер не может доказать, что его видение прекрасного лучше вашего видения прекрасного и поэтому пулл-реквест зависает в стадии «on review». Ревьюер просто ничего с ним не делает, ни decline, не approve. А через некоторое время пм начинает терзать вас, почему тикет висит и что там такое.
symbix
Если на code review обсуждают видение прекрасного, значит, что-то не так в консерватории.
Если я запрашиваю изменения, я всегда формулирую объективную причину для их внесения. Понятно, что часто бывает, когда на первый взгляд просто "не нравится", но если я не могу четко сформулировать проблему, значит, есть вероятность, что проблема не с кодом, а у меня в голове. В этом случае можно обсудить в Slack-e ("а расскажи, почему тут вот так сделал? Мне что-то не нравится, но не пойму что :-)"), а можно просто забить и апрувнуть.
Другое дело, что кто-то может быть не согласен с архитектурными решениями и принципами, принятыми в проекте (то есть, речь о "холиварных" вопросах). Но холиварщики отсекаются на этапе интервью :-)
Zenitchik
Ну, что значит "терзать"? Он задаёт мне вопрос: "Что с задачей?"
Я отвечаю как есть, и задержка становится проблемой ревьюера.
Dolios
Т.е., например, если вы не можете доказать антипрививочнику необзодимость привтвок, значит вы не правы?
Zenitchik
Это сейчас не могу. А 20 лет назад у меня был непробиваемый аргумент: "Непривитых не принимают в ВУЗ".
На работе картина именно такая: если код не соответствует корпоративным стандартам — разраб не прав. А если соответствует — прав. Хотя мелочи можно и пообсуждать.
Dolios
Отличная у вас работа. Но не всем так повезло, большинству приходится жить в реальном мире, где все стандартизировать невозможно, люди имеют разную квалификацию, обладают разными компетенциями и частенько руководствуются эмоциями, а не логикой :)
Zenitchik
На случай, когда не удаётся придти к общему мнению, в компании существует должностное лицо, обладающее полномочиями принять волевое решение о том, какой вариант будет использоваться (и станет корпоративным стандартом).
Какую должность это лицо занимает — от компании зависит, главное, что оно есть.
Zenitchik
Неужели я написал что-то крамольное?
isden
Code review на самом деле довольно интересный процесс, дающий много плюшек. Если ревью вызывает неприятие и стресс, возможно что-то не так или с коллегами, или с автором кода (ну или с самим кодом очень сильно не так).
symbix
Ага, а когда я сам прошу мой код побыстрее отревьюить — это, видимо, форма мазохизма. Понятно :-)
xkondorx
А как часто в вашем коде коллеги находят замечания? И как часто Вы находите замечания в их коде?
symbix
Если пулреквест не тривиальный, то всегда найдется, что обсудить.
Можно разделить на 3 категории:
1) очевидные ляпы, которые удивляешься, как сам не заметил, либо ляпы, которые допустил из-за слабого знакомства со стеком (скажем, до этого не работал с некоторой библиотекой), на которые укажет более опытный в нем коллега;
2) предложения по упрощению/увеличению понятности кода, чтобы он был понятнее с первого взгляда (я иногда люблю хитровыпендриться и не замечаю этого за собой);
3) предложения по улучшению архитектуры. Такое часто даже не оформляется в review, а сразу обсуждается в slack.
Всякие там code style issues ловит линтер, до код-ревью не доходит. (Бывают проблемы с неймингом, но это можно отнести к п.2).
Все это крайне продуктивно, если у кого-то от этого стресс, то у человека явно проблемы с психикой.
Понятно, что может быть такой PR, на который сложно ответить что-то кроме "Миша, все ****я, давай по новой", но это уже ошибка найма, такое бывает только на испытательном сроке и быстро заканчивается его непрохождением (впрочем, такой случай припоминаю только один).
xkondorx
Возможно проблемы с психикой, а возможно Вы смешиваете сознательное и подсознательное. Сознательное осознает пользу для всех, но подсознательное оставляет осадок неудовлетворенности, ощущение неполноценности (особенно если замечания происходят все время). У одних людей это проявляется острее чем у других. Если человек начал карьеру на галере где подобный процесс это норма, то для него это норма и «подсознательное» не так сильно проявляет себя, в иных случаях иные варианты. Я всего лишь хотел донести, что не все что мы осознаем как положительное, сказывается на жизни положительно. Человек с которым вы каждый день общаетесь может быть хорошим, но у вас от него неприятное чувство, а это корень конфликтов. Если человек все время делает замечания, недоволен качеством работы, то вы будете постоянно ожидать от него критики, а когда тебя только критикуют это плохо сказывается на отношениях, отсюда конфликты.
Я не опровергаю полезность Code Rewiew, а говорю о вообще другой вещи, приведя в пример Code Rewiew.
symbix
Такая проблема возникает, когда единственный фидбэк — это критика. Смысл код-ревью, конечно, именно в критике. Но есть и ретроспективы спринтов, на которых надо не забывать и похвалить за хорошо сделанную работу.
Zenitchik
А почему бы не полагать, что работа оценена по умолчанию хорошо?
xkondorx
Как поговаривает один архитектор «Все хорошо, но надо переделать» (с)
Zenitchik
Вот когда скажет — тогда и будем переделывать. А пока молчит — не будем дёргаться.
symbix
Да оно так и есть, но доброе слово всегда приятно. Это ж несложно.
Плюс все понимают, что если уж "этот русский" похвалил — значит, действительно сделано офигенно. :-)