С момента запуска Добродела в Московской области прошло ровно 5 лет. За эти пять лет простой проект превратился в продукт. И Правительство Московской области в форме простой неисключительной лицензии передало его Ульяновской области. Ссылка на новость тут. Но давайте посмотрим, что было чуть раньше и порассуждаем о цикличности и дзен буддизме в продукт-менеджменте.



Будучи директором небольшой ИТ компании, я смотрел на портал «Наш Город», запущенный в 2011 году командой Собянина и на портал «РосЯма» Навального. Меня не отпускала идея, что можно сделать лучше. Так родился в нашей компании проект платформы АИСТ и проект внедрения платформы в Дубне «Город 2.0». Из АИСТа в 2014-2015 годах появился Добродел. Про идеологию и технику я бы хотел немного рассказать в этой статье и продемонстрировать тем самым цикл проект-продукт-проект.

«Наш Город» работал на Правительство Москвы и позволял быстро решать коммунальные проблемы, раскидывая обращения по ответственным чиновникам. Портал «РосЯма» проблемы кидал сразу в контрольные органы и прочие ответственные ведомства.

Навальный пошел по простому и доступному пути. Забрать с формы обращение и в виде электронного письма переслать его в ведомство на официальную электронную почту. Проблемы решались, но срок был 30 дней, да и решение зачастую оставалось за эти 30 дней только на бумаге.

«Наш город» всегда работал куда эффективнее. С 2013 года мы занимались поддержкой пользователей портала «Наш город» и понимали внутреннюю кухню данной системы. Я до сих пор восхищаюсь архитекторами этой системы. Столько там всего под капотом интересного, не описать. Фронтовый портал это скорее вершина айсберга. Просто так взять и развернуть его в той же Ульяновской области было бы не реально (по крайней мере в 2014 году). Нужно было бы строить всю инфраструктуру Москвы. А второй Москвы у нас в России нет.

В 2013 году мы начали делать платформу на Java Spring + PostgreSQL с BPM движком и ГИС модулем (на том же PostgreSQL). Мы хотели сделать изящное мидлэндовое решение для того, чтобы можно было меняя дизайн и фронт быстро строить в регионах подобную «Нашему городу» систему. Основные функции платформы были: управление пользователями, ролями и правами, обращениями, категориями обращений, их маршрутизацией, бизнес-процессами, также был не сложный геоинформационный модуль и слой управления интеграциями (как с фронтпорталом, так и с внешними системами).



Все было сделано вокруг одного основного процесса обработки заявки от жителя. Чтобы он зашел, выбрал тип проблемы и выбрал на карте точку, где эта проблема находится и отправил обращение на рассмотрение. Далее по каждому типу проблемы был свой бизнес-процесс ее решения. Модераторы смотрели на формальную часть. С помощью ГИС модуля определялся исполнитель по данному обращению и контролирующий орган. Если, например, нет воды в доме на Боголюбова 45, то управляющая компания «Управдом-Дубна» бралась за данное обращение, выполняла его, а житель принимал результат работ. Если компания не справлялась в установленный срок, то обращение летело в контрольный орган — жилинспекцию.



Так выглядел главный экран, ничего лишнего, зашел, накликал и ушел. Далее прилетали бы оповещения на почту и телефон об изменении статуса заявки.

Основная идея этого проекта была — исключить администрацию из рутинного процесса обработки жалоб от жителей. Все должно работать как часы само. Ведь у каждой проблемы есть свой ответственный, и обычно это не администрация, даже если это городское имущество. Все это подрядные организации или управляющие компании. Да и контролеров не так много: 90% городских проблем контролируют адмтехнадзор и жилинспекция.



Мы старались делать максимально удобный интерфейс, легкий и простой.

Результаты пилота использования платформы в Дубне были признаны успешными, мы получили премию губернатора «Наше Подмосковье» в номинации Общественный контроль в 2014 году и после этого в 2015 году запустился «Добродел». АИСТ был платформой и мы хотели его продавать другим регионам, строили его изначально как продукт. После запуска Добродела платформа растворилась в нем. Уровень задач, требований, интеграций, возрос в несколько раз. Вылезло то, о чем мы даже не думали. Как, например, быстрая утечка памяти на джаве под нагрузками, или как поддерживать в актуальном состоянии карту ответственности управляющих компаний. В области каждый день их границы меняются. А поддерживать вручную это невозможно. Тогда автоматизированных средств дискаверинга зон ответственности не было и в итоге Добродел превратился с маршрутизатор обращений в администрации муниципалитетов и его основная цель, снизить рутину для чиновников, серьезно трансформировалась. За эти пять лет проект успешно развивался под началом команды Московской области. Уверен, что многие проблемы решены и теперь их опыт можно успешно применять в других областях. И вот снова продукт. Ловим Дзен, все циклично.

Это был не единственный подход к снаряду, сейчас мы развиваем свою AIOps платформу для мониторинга работоспособности ИТ-сервисов и бизнес-процессов, а также автоматизированного инцидент-менеджмента (подробнее о платформе MONQ тут). Мы начали делать сначала простую звонилку об инцидентах на подобии PagerDuty для внутреннего пользования (это был 2014 год), потом это превратилось в мерджер и мегадашборд для сбора данных из десятков Zabbix'ов и платформу контроля запуска автотестов, чтобы соединить данные о функционировании бизнес-сервисов глазами пользователей и данные о работоспособности инфраструктуры. Мы сначала начали делать продукт, потом нашли первого серьезного клиента и на 2 года превратились фактически в проект, на 100% утилизируя себя на потребности этого клиента, потом в 2017 году продали первую лицензию другому клиенту, и наконец-таки снова стали продуктом. Потом были финансовые проблемы и мы снова ушли в проектную зависимость, сделали серьезный рефакторинг, выпустили новый функционал, перешли в другой рыночный сегмент и теперь мы снова продукт. Баланс продукт-проект, на мой взгляд, очень острый вопрос.

Если интересно, в следующей статье могу рассказать как рождался MONQ.