Внедряйте и будьте продуктивными!
Мы умели работать на удаленке до того, как это стало мейнстримом. Территориально наши сотрудники находятся по всему миру — от Украины до Таиланда. При переводе процессов в онлайн возникают две основные проблемы – с коммуникацией и самодисциплиной. Я расскажу, как их решаем, и поделюсь секретами эффективного управления распределенной командой.
Сложности удаленной работы
- Не хватает личного контакта. Нельзя считать невербальные реакции человека, мягко или строго поговорить, нет неформального общения.
- Удаленный сотрудник может менее ответственно относиться к работе, чем работающий в офисе, или ему сложнее организовать себя. Худший вариант – когда человек не выходит на связь и не предупреждает об этом.
- Нет мотивации к развитию. Мы сталкивались с тем, что некоторые удаленщики не готовы расти и исправлять ошибки, на которые им указывают месяцами. Они не чувствуют себя частью команды, а потому не хотят становиться лучше и в любой момент могут уйти.
Чтобы избежать такого сценария, на собеседовании уделите больше внимания оценке soft skills кандидата: как он мыслит, общается, какие у него личные и профессиональные цели. Более подробно разбирайте тестовое задание, задавайте больше вопросов.
Преимущества удаленки
- Не мешают эмоции: вы строите рабочие отношения, нацеленные на результат. Важные решения принимаются более взвешенно, без учета личных симпатий и антипатий. В команде нет конфликтов, служебных романов и других явлений, которые могут негативно повлиять на эффективность.
- Экономическая выгода. В работе с удаленными сотрудниками наиболее выигрышный вариант — почасовая оплата. В этом случае они видят связь между выполненными задачами и своим доходом. Если удаленщик будет работать дольше – больше заработает, если меньше – оплата пропорционально сократится, мы ничего не потеряем.
Как подготовиться к дистанционной работе?
1. Организовать рабочее место: стол, стул, хороший компьютер, интернет, окружающий интерьер. Нужно убедиться, что у всех сотрудников есть условия для работы, при необходимости помочь их обустроить, перевезти и установить технику. Например, если на работе у кого-то два монитора — дома без них будет сложно.
Важно подготовиться и психологически: создать себе максимально комфортные рабочие условия, ограничить общение с членами семьи на время работы, а в идеале – выделить отдельную зону с помощью ширмы. Ни в коем случае не работайте на диване – это сразу снизит продуктивность более чем наполовину.
2. Договориться о правилах взаимодействия (периоды доступности для общения, время проведения совещаний и планерок). Это позволит упорядочить коммуникации с сотрудниками. Вам не будут писать постоянно по всем каналам связи, вы не будете отвлекаться от запланированных задач.
3. Каждое утро проводите 15-минутный daily-митинг. Обсудите с сотрудником, что он делал вчера, что будет делать сегодня и с какими проблемами столкнулся.
Как контролировать удаленных сотрудников?
- Не давать им привилегий – не ставить меньше задач, не упрощать работу по сравнению со штатными специалистами.
- Но в то же время помнить, что удаленные сотрудники – полноправные члены команды и должны участвовать во всех совещаниях. Например, мы проводим планерки, на которых обсуждаются будущие задачи, ретроспективы – обсуждение задач и проблем за прошедшую неделю, митинги. К каждой из этих встреч подключаем удаленщиков через сервисы для видеоконференций.
- Постоянно поддерживать диалог, спрашивать по задачам, когда по ним действительно возникают вопросы. Но не звонить несколько раз в день и не лезть с пустыми разговорами — сверхконтроль пугает.
- В редких случаях, если к одному из разработчиков возникли вопросы и надо проверить его работу, это можно сделать с помощью системы контроля версий. Например, зайдите в Git, посмотрите, когда сотрудник делал коммит задачи, и сравните это с отметками времени на выполнение той же задачи в таск-менеджере. Конечно, бывают сложные работы и индивидуальные ситуации. Но если программист изменил несколько символов и отметил 8 часов — это повод насторожиться.
- Соблюдать правило: если сотрудник пропал и не вышел на связь три раза, четвертого не будет. С такими людьми мы прощаемся.
Личное планирование руководителя
Планировать свое время не менее важно, чем контролировать работу команды. Для этого выполняйте следующие действия:
Формализуйте задачи в бэклог. Составьте список всех своих актуальных задач и приоритизируйте их. Поговорите с коллегами, какие работы они планируют и в каких проектах рассчитывают на вас.
Выберите задачи из бэклога и составьте себе план на день, неделю, месяц. Разделяйте задачи на основные и резервные. По вторым сроки менее жесткие, но их тоже надо сделать в перспективе.
Пользуйтесь любым трекером времени. Отмечайте время, которое тратите на выполнение задач. Не забудьте посчитать совещания, планерки, встречи с клиентами.
Ведите общедоступный календарь событий для команды.
Полезные приложения и сервисы
Мой личный рейтинг приложений и сервисов для удаленной работы и тайм-менеджмента.
Планирование:
- Notion (есть ограничения)
- Todoist (есть ограничения)
- Trello (бесплатное)
- Evernote (бесплатное)
Можно использовать любой таск-менеджер. Начать стоит с Trello – это один из самых простых и удобных сервисов, основной функционал бесплатный.
Анализ и трекинг времени:
- Toggl
- Timecamp
Имеют функционал напоминаний, помогают анализировать затраты времени. Использование приложений позволит приоритизировать задачи и более эффективно распределять свои ресурсы.
Мессенджеры и сервисы для оперативной связи:
- Telegram (бесплатное)
- Slack (есть ограничения)
- Flow (платное)
- Teams (платное)
Для звонков и видеоконференций:
Google Hangouts (бесплатное). Сервис доступен в веб-версии, работает без сбоев.
Zoom (есть ограничения)
Discord (бесплатное)
Skype (бесплатное)
Чек-лист для быстрого и безболезненного перехода на удаленку:
Matisumi
Какая свежая и незаезженная тема! Но вы поторопились с ней, надо было в июле-августе бахнуть про это пост!
GKogan Автор
Исследование показало, что трети работников сложно адаптироваться к удаленке. Поэтому тема не теряет актуальности)