Секретный, единственный… Чем занимается для американской военщины на орбите никому не известно. Считается, что является платформой для отработки перспективных военных космических технологий. Конспирологи считают, что это «космический перехватчик» для инспекции (и уничтожения ?) спутников противника. Или для доставки бомб для сброса на супостата…
Моя инфографика по запуску.
Отсутствие информации порождает страхи и фантазии. Скорее всего никаких впечатляющих возможностей по смене орбит и проведения энергичных маневров нет из-за ограничений двигательной установки (что подтверждается его пассивным поведением на орбите в прошлые миссии). Обладает двумя качествами — возможность возвращения на Землю с результатами экспериментов и образцами оборудования, а также длительное время активной работы на орбите (более 2-х лет). На вооружении стоит два аппарата. Сейчас, но это не точно, полетел номер 1. Параметры орбиты и время предстоящего полета неизвестны.
Еще одной особенностью этого полета является некий «сервисный модуль», прикрепленный к кормовой части аппарата. Объем штатного грузового отсека ограничен. Поэтому решили прикрутить дополнительный модуль к «самолету», который возвращаться на Землю не будет, но позволяет разместить дополнительное оборудование.
Среди известного оборудования и экспериментов (есть и такие) будет микроспутник от курсантов ВВС, семена и материалы от НАСА (для проверки длительного экспонирования в открытом космосе) и некий агрегат от военных моряков для преобразования солнечной энергии в микроволновое направленное излучение для передачи на Землю.
Из особенностей, которые всегда отмечают — он многоразовый (но не от Маска. а от Boeing (ф-у-у)) и выводится на орбиту (в пяти миссиях из шести) на РН Atlas V, на которой стоят российские двигатели РД-180. Впрочем, SpaceX тоже получила контракт от военных на один запуск (5-я миссия), который успешно реализовала в 17-м году.
Две ссылки на дополнительные материалы по этой миссии:
Информация о миссии от everydayastrounavt
Статья о полете с портала NSF
Моя инфографика по запуску.
Отсутствие информации порождает страхи и фантазии. Скорее всего никаких впечатляющих возможностей по смене орбит и проведения энергичных маневров нет из-за ограничений двигательной установки (что подтверждается его пассивным поведением на орбите в прошлые миссии). Обладает двумя качествами — возможность возвращения на Землю с результатами экспериментов и образцами оборудования, а также длительное время активной работы на орбите (более 2-х лет). На вооружении стоит два аппарата. Сейчас, но это не точно, полетел номер 1. Параметры орбиты и время предстоящего полета неизвестны.
Еще одной особенностью этого полета является некий «сервисный модуль», прикрепленный к кормовой части аппарата. Объем штатного грузового отсека ограничен. Поэтому решили прикрутить дополнительный модуль к «самолету», который возвращаться на Землю не будет, но позволяет разместить дополнительное оборудование.
Среди известного оборудования и экспериментов (есть и такие) будет микроспутник от курсантов ВВС, семена и материалы от НАСА (для проверки длительного экспонирования в открытом космосе) и некий агрегат от военных моряков для преобразования солнечной энергии в микроволновое направленное излучение для передачи на Землю.
Из особенностей, которые всегда отмечают — он многоразовый (но не от Маска. а от Boeing (ф-у-у)) и выводится на орбиту (в пяти миссиях из шести) на РН Atlas V, на которой стоят российские двигатели РД-180. Впрочем, SpaceX тоже получила контракт от военных на один запуск (5-я миссия), который успешно реализовала в 17-м году.
Две ссылки на дополнительные материалы по этой миссии:
Информация о миссии от everydayastrounavt
Статья о полете с портала NSF
darthmaul
Мне интересно, а руководство Роскосмоса не смущает использование РД-180 в военных целях США? А то есть там один любитель обличать коварные планы НАТО.
apro
Это же жидкостный двигатель. Военные их не используют — слишком большое время подготовки старта, а заправленным на дежурство не поставишь
darthmaul
Так я про «Атласы», которые нередко возят ПН для Пентагона, а не МБР. Те же Х37 засекречены неспроста же.
ovsale
их реальные вопросы не смущают. их смущают абстрактные
BigBeerman
На боевом дежурстве прямо сейчас стоят ракеты с ЖРД, та же Р-36, она же Сатана. Вы, видимо, про жидкий кислород в качестве окислителя, у боевых да, оба компонента заправлены заранее
teecat
Только там высококипящие компоненты топлива. Кислород со времен Королева уже на боевых ракетах не используется
BigBeerman
я это и имел ввиду, окислитель и топливо там жидкие при нормальной температуре и могут долго храниться в баках ракеты. Правда, ядовитые, но военных это мало волнует
teecat
Не совсем так. Волнует, но поскольку работа с баллистическими ракетами ведется в рамках регламентов и редко, то терпят. А вот от ЖРД скажем в авиационных ракетах избавились при первой возможности. Работать каждый день с агрессивными компонентами не подарок
AirLibra Автор
А почему это должно смущать? Это у американцев пусть болит голова (а она болит) по «импортозамещению». Самостоятельно воспроизвести двигатель РД-180 не смогли по многим причинам, а замена на собственные дело затратное и долгое. У нас нет состояния войны, международные «партнеры». С низким уровнем сотрудничества и торговли. Космос одна из немногих областей сотрудничества где есть долговременные и работающие программы.
Sonnenwendekind
А зачем им «воспроизводить» двигатель, разработку которого они сами заказали и вся документация по которому у них есть?
DX168B
Нет у них конструкторской документации. Только "даташит" по его применению. Там нет ничего американского. И его разработку США не заказывали. Его разрабатывали для продажи на внешних рынках.
altone
Tory Bruno, CEO ULA:
«In theory, we certainly could domestically produce RD-180s if we wanted to do that. We are in fact looking at that possibility because, although the RD-180s will become banned after a certain point of time for national security space missions, there are no restrictions on using them for NASA or other civil or commercial applications.»
2015 г.
Но он, наверное, «врёт как Рогозин»…
Sly_tom_cat
Почему врет?
Очень много всего можно сделать «In theory,… », но практически нереально сделать на практике.
И да доступ к конструкторской документации у них по контракту вроде бы есть..., но вспоминается старый анекдот, про два вагона заводских правок…
xfaetas
In theory — это потому, что никто в здравом уме не будет загружать компанию типа SpaceX копированием советских движков вместо создания Crew Dragon и Spaceship
altone
Речь шла именно о конструкторской документации. И фраза «we certainly could» означает что как минимум и права, и документация на продукт у них есть.
darthmaul
Оно то можно, но на это придётся половину их военного бюджета потратить. Это же всю цепочку производственную с нуля стоить — начиная с выплавки нужных сплавов.
striver
Поэтому делается новая РН с новыми американскими движками.
DrPass
Крайне маловероятно, что имеющиеся в США производства не в состоянии производить все те компоненты, которые можно встретить в любом современном ракетном двигателе, равно как и сплавы. Это в 1960-е, когда ракетостроение только создавалось, приходилось целые предприятия с нуля возводить. Сейчас все равно где-то у них производятся камеры сгорания, все эти трубки/фитинги, турбонагнетатели и так далее, и для производства новых достаточно переконфигурировать существующие производственные линии, а не строить их заново.
Тут ИМХО вопрос лежит в области «а надо ли оно им», ибо с одной стороны, это тоже денег стоит, а двигатели в достаточном количестве — вот они, и так есть, с другой стороны есть действующие патенты, коммерческие соглашения и так далее.
Valerij56
Тут проблема не в том, что в Штатах не производятся материалы, из которых можно построить реактивный двигатель, а в том, что каждый такой двигатель (и каждый его агрегат, и каждый материал) должны удовлетворять массе противоречивых, а порой совершенно неожиданных требований.
Простейший пример — температура в камере сгорания около трёх тысяч градусов, но «рубашку» камеры сгорания часто делают из меди, температура плавления которой в разы меньше. Всё просто — «рубашка» охлаждается мощным потоком одного из компонентов топлива, а механические нагрузки от огромного давления в камере сгорания воспринимает её наружный корпус. При этом у некоторых ракет камера сгорания охлаждается жидким водородом, поэтому к материалу её корпуса могут предъявляются требования по стойкости в условиях криогенных температур…
То есть в каждом ракетном двигателе, как в любой работающей близко к пределам машине, огромное количество таких тонкостей и компромиссов. Так вот я не о том, что в Штатах принципиально невозможно повторить РД-180, а о том, что сделать новый двигатель, превосходящий РД-180 по параметрам может быть проще. Тем более, что, например, из-за многоразовости двигателя очень увеличилось значение его параметра «тяговооружённость», который раньше был второстепенным.
DrPass
Очевидно, не проще, всё-таки повторить уже существующий, который вот лежит на складе, плюс к нему имеется проектная документация или хотя бы часть её, это однозначно намного проще, чем создать с нуля новый. Американцы ведь летают в космос примерно столько же, сколько и россияне, и прекрасно знают конструкции советских/российских двигателей, все их противоречивые требования, и принятые решения для их удовлетворения.
Поэтому я уверен, что не делают не потому, что не могут, а потому, что не надо. И причина явно не стоимостная.
SomaTayron
Вообще то проектная документация в США есть — дай бог памяти, права на лицензионное производство 180 были проданы и действуют до 2030 года, после чего ПД должна быть уничтожена. Другое дело, что техпроцессы по российским стандартам, и реализовать производство в США оказалось дорого, потому и закупают. Разрабатывались 180 действительно на продажу — соглашения от 1992 года, но с 1996 GD решило купить лицензию и на производство. И хотя в итоге для них это оказалось бессмысленной тратой, выгода от покупки ее перекрывает
Valerij56
Всё это требования американских «Основ космической политики», последнюю редакцию которых подписывал, ЕМНИЛ, Обама, в плане обеспечения гарантированного национального доступа на орбиту.
SomaTayron
Звучит сомнительно как минимум по двум обстоятельствам.
1. документацией проверить комплектность (самого движка, а не обвязки) как, предлагаете — полным разбором и анализом элементов? А просто для комплектности достаточно простого руководства по эксплуатации, если детальный анализ всех элементов (состав, поверхностные и внутренние свойства) проводить не требуется
2. США не только делали первые попытки налаживать производство, но и был официальный отчет об этих работах. К тому же США пытались применить полученные знания при модернизации старых движков из украинского хранения. Так что эта лицензия явно покупалась не просто для «проверки комплектности»
Valerij56
Мне плевать, как оно звучит. Я привёл официальную причину закупки вместе с движками технической документации.
Налаживать серийный выпуск в Штатах не пытались (это очень дорогое мероприятие — спросите Элона Маска), но попробовать сделать единичный опытный движок по имеющейся документации — почему нет?Вы помните, как в комплект Ту-4 попал фотоаппарат ФЭД? От Туполева потребовали скопировать В-29, в кабине которого пилот забыл «Лейку»…
Так что полученные знания все всегда использовали по полной программе. Никто никогда не разрабатывал квадратных колёс, потому, что у других они круглые, никто не изобретал своей теоремы для того, чтобы не использовать теорему Пифагора.
SomaTayron
зачем вы спорите, если даже не изучали вопрос. В феврале 2015 повторно вопрос о производстве в Декатуре не рассматривался? Или это для того, чтобы еще раз «проверить комплектность»?
А вас не смущает, что лицензионное соглашение вообще то было подписана за 4 года до договора на опытный образец и за 5 до договора по продаже? более того, Первый — согласно межправительственному соглашения конкретно с General Dynamics Space Systems Division, а второе с Pratt & Whitney (СП RD АМРОССА )
А то, что первичное лицензионное соглашение действовало до 2022, и только потом продлили до 2030 — это наверное, чтобы еще раз перепроверять, вдруг забыли комплектность?
Valerij56
Простите, SomaTayron, но о покупке лицензии «для проверки комплектности» заговорили именно вы. Так что это к вам вопросы.
Рассматривался. Напомните мне, чем закончилось это «рассмотрение».В результате мы приходим к тому, что было известно с самого начала:
1) Разворачивать в Штатах производство РД-180 по российским документам и стандартам невыгодно.
2) Адаптация РД-180 к американским стандартам практически равноценна разработке нового двигателя.
3) Полученная американцами информация об устройстве РД-180 для современных инженеров, специализирующихся в создании ракетных двигателей секретом сейчас не является.
4) Американцы создают (в том числе с использованием знаний, полученных из документации по РД-180, но не было бы их — справились бы) собственный двигатель с метановым топливом, поэтому нужда в РД-180 скоро исчезнет.
SomaTayron
Вы реально забываете, что писали, или просто уже не знаете, как выкручиваться?
Повторное рассмотрение было через 13 лет после первого соглашения. Причиной покупки лицензии была явно не «гарантия поставки», иначе бы не было смысла платить деньги и повторно продлевать. И повторная попытка производства подтверждает, что планы на возможное производство были все эти годы. А окончание этого рассмотрения как раз указывает, что США тогда переоценили финансовые возможности наладки такого производства на чужой технологической базе, что и было сутью сказанного мной.
Насчет замены 180… Не знаю, какие знания вы считаете американцы могли получить из реверсного инжиниринга, но судя по давлению в камерах — никаких. А вот по остальному есть поле для дискуссий. У них была возможность производить 180, но сочли невыгодным. Когда разработают замену, какова будет ее цена? Если он будет дороже, есть ли гарантия, что не повторится тот же расклад?
А тут скорее всего надо смотреть персоналии. Если это движок Безоса, то его не сильно любят. А если это будет от американских мастодонтов — то они через лобби конечно будут покупать и более дорогие свои движки, ради поддержания рабочих мест
Кстати, по отчетам комиссии Сената в этой истории все довольно интересно. С одной стороны — у военных (поправка к оборонному бюджету) есть запрет на использование 180 к 31 декабря 2022 года. С другой стороны — есть доклад исследовательской службы Конгресса, что зависимость сохранится почти до 2030 года — у уже есть законопроект о смещении сроков с 22 на 24 год и добавлении термина «альтернативный носитель». Так что строго говоря утверждать тут что то однозначно весьма преждевременно. В 2015 подобный запрет тоже пытались ввести, но как известно, в итоге завернули