Введение
Итак, вы работаете в хорошей команде и вам достался плохой руководитель. Правильным решением будет поменять место работы. Опытные сотрудники именно так и поступают. Всё дальнейшее для тех, кто не может себе позволить роскошь взять и легко поменять работу. По ряду причин вы решили остаться. Хороший проект, бонусы и зарплата выше рыночных, отличный коллектив, удобное расположение офиса, недостаточное количество опыта и навыков для смены работы, семейные причины. Причин может быть куда больше, и вы решили пойти длинным путем.
Сразу оговорюсь. В большинстве случаев достаточно поговорить с руководством и озвучить что именно вас беспокоит. Но если разговор ничего не изменил, в одиночку справиться у вас не получится. Руководитель один на один вас размажет по стенке. Даже не пытайтесь разобраться с ним в одиночку.
Первым делом, следует позаботиться о том, чтобы вас не выгнали с работы. Свою работу вы должны выполнять в полной мере с 100% отдачей. Вы должны стать тем сотрудником, к которому ходят за ответами на вопросы. Вы должны быть надежны как механизм швейцарских часов: не болеть, не опаздывать, не факапить. Занятия спортом позволят вам не болеть. Самодисциплина – все успевать. Погружение в предметную область и каждую задачу в полной мере – не пустить факапы дальше собственного компьютера. Руководствуйтесь принципами итальянской забастовки: делайте свою работу в полном объеме и хорошо, но не более того.
В принципе, после того как вы всему этому научились стоит еще раз подумать над сменой работы. Но если вы решили продолжать работать, то дальше я буду рассматривать типы факапов руководства, и что с этим делать. Очень важно – вы должны быть частью коллектива. Нужно быть тем, кто может вести людей за собой: компетентным, командным и открытым. Все нижеперечисленное может привести к вашему увольнению и дисциплинарным мерам. Возможно, увольнение будет к лучшему для вас. А дисциплинарные меры не работают на сотрудников, которые являются примером для остальных.
Бесконечные митинги
Вам надоело сидеть в телефоне на митингах, на которых вы можете отсутствовать и ничего не решаете. Многие менеджеры считают, что если они устроили митинг и размазали ответственность по большому количеству сотрудников, то они отлично выполнили свою работу. Прочитайте ТОС Голдратта, сделайте выводы для себя. Расскажите об этом менеджеру. Этого может быть достаточно, чтобы убрать проблему. Если проблема не исчезла, договоритесь с коллегами и просто игнорируйте митинги. Если действительно необходимо некоторое обсуждение, устройте его без менеджера. Покажите своей работой, что в таком количестве митингов нет необходимости. Если бесконечные митинги назначаются дальше – вы уже умеете их игнорировать.
Навязывание технологий
Если неподходящие методики и технологии спускаются не вашим менеджером, смиритесь. Вы, конечно, можете попытаться передать свои претензии выше, через менеджера, но это пустая трата времени. Если это личная инициатива вашего менеджера, объясните почему не стоит так делать. Если уперся – обсудите косяки технологии в рамках ваших процессов несколько раз и при большом количестве сотрудников не из своей команды. Один на один он вас размажет. Если он продолжает гнуть свою линию — игнорируйте. Саботаж через «не справился» покажет вас с плохой стороны. Естественно, чтобы все это делать, вы должны хорошо знать технологию, которую вам предлагают. Если у вас в ней нет опыта – тогда пробуйте, компания дает вам возможность изучить что-то новое, не дома и за бесплатно. Будьте разумными. В конце концов, вы не можете гарантировать, что вы всегда правы.
Плохая Jira или таски в Excel
Тут все просто. Лажайте всей командой, пока таски в Jira не станут вам более-менее понятны и удобны. Помните, Jira это инструмент, созданный для вас, а не для бизнеса. На языке бизнеса рядовой сотрудник говорить не обязан. Может, но не обязан. Это обязанность менеджмента переводить вам язык бизнеса. Следует полностью знать свои обязанности и обязанности людей, с которыми вы работаете. Публично заявляйте «а была бы нормальная Jira, этого можно было бы избежать». Сформулируйте конкретно что вас не устраивает. Будьте готовы показывать хорошие результаты работы, как только Jira станет удобнее. Дальше доработать её будет уже просто.
Постоянные бесплатные переработки
Опять же всё просто: нет денег – нет работы. Не ведитесь на сказки, что у всех так. Не так, не у всех. Просто выключайте компьютер и уходите домой после рабочего дня. Итальянская забастовка, помните?
Требование четких эстимейтов сходу
Частая проблема: требование эстимейтов на таски, которые не знакомы ни вам, ни другим членам команды. Представьте очень плохой сценарий по времени. Умножьте его на полтора. Если он так уже хочет эстимейтов на неизвестность, то это формула их цены. Если он не согласен, то требуйте таску на инвестигейт. Ставьте эстимейт только после нее. Не забудьте заложить 20% на непредвиденные обстоятельства, типа внезапных подводных камней. И да, если подписались, то выполняйте.
Вредные таски
Иногда менеджеры требуют абсолютную глупость с технической точки зрения. На то вы и специалист, чтобы не дать им ошибиться на ровном месте. Откуда менеджеру среднего звена знать, что бэкапы, это не бесполезная статья расходов? Расскажите им об этом. Методы борьбы все те же, как и с навязанными технологиями.
Свои нереалистичные эстимейты
Ох, на этом я подловил один раз одного из руководителей. Сказал, что если он сам сможет это сделать за время которое он озвучил, то с меня 100 баксов. Не смог, больше такого не делал. Если ваш менеджер неспециалист в этой области – напомните об этом. Вам могут возразить, что кто-то в компании уже делал это, за столько времени. Напомните менеджеру, что он это он, а вы это вы. Возможно, есть таски, которые вы выполните быстрее, чем кто-то другой, но не эта. Эта займет у вас столько времени и точка.
Нарушения SCRUM
Постоянное и грубое нарушение SCRUM никого не приводило к успеху. Статей типа «SCRUM не работает» полно, и во всех них проглядывается либо попытка натянуть сову на глобус, либо грубое нарушение SCRUM. Прочитайте и осознайте технологию, объясните причинно-следственную связь. Гните линию всей командой. Вам могут возражать, что чистого SCRUM ни у кого нет. Врут, есть, лично видел, и он работает. Помните SCRUM должен решать задачи и помочь избежать проблем. Вам не нужен SCRUM ради SCRUM.
Игнорирование критических ситуаций
Случаются ситуации, когда менеджер на критические вещи говорит: «мы добавим их в бэклог и прикинем, в какой спринт можем его взять». Убытки бизнеса — это ваши убытки. Не важно, ваш это косяк или нет. Важно уметь распознавать, отлавливать такие вещи и вовремя их устранять. Помните про закладывание буфера на 20%? Тут он вас может выручить. Вот и решили проблему.
Выжимание из вас соков
Вы уставший после длинного рабочего дня? Неделя выдалась особо сложной, а пятница уже подходит к концу? И вот вам руководитель дает что-то сложное, ведь не за простой вам деньги платят? И он прав. Распределяйте свое время так, чтобы этого не происходило. Снижайте темп, закладывайте это в эстимейты. Работа должна быть в комфортном темпе, не мясорубка, но и не со скоростью черепахи. Да, это не перечит 100% отдаче из начала статьи. Человек не машина, и даже машина быстро ломается, если работает постоянно под высокой нагрузкой.
Трекинг всего и вся
Поговорите и объясните, что он вам только мешает. Если не сработало, выработайте систему, с реалистичным описанием того, чем вы занимаетесь. Даже если это не правда, то какая разница, если вы всё выполнили в срок и в полном объеме? Если это вас действительно отвлекают и отрывают от работы мини митингами на 5 минут – морозьтесь и сделайте всё в полной объёме и в срок. В критических ситуациях менеджеры любят задалбливать вопросами на какой ты стадии, когда вы заняты экстренным устранением проблемы. Они люди, и они переживают. Научитесь успокаивать их на автомате. Будьте профессионалом.
Не повышение оплаты труда
Вам поднимают лычки, сложность и количество задач, а денежная компенсация никак не меняется. Тут может помочь оффер от другой компании. Это практически шантаж и вымогательство, но многие пользуются. Иногда по корпоративным правилам, вам не могут поднять компенсацию на желанную. В таких случаях может помочь уволится и через несколько месяцев устроится обратно. Хорошие отношения с HR и people partner повышают возможность успеха в разы.
Нагружать вас не вашими обязанностями
Если вы программист, не стоит прокладывать локальную сеть, делать работу дизайнера, QA или DevOps'a на постоянной основе. Иногда бывают исключения: кто-то заболел и очень важно сделать все в срок. Знание смежной области всегда приветствуется, но заниматься этим на постоянной основе по принуждению не стоит. Знайте свои обязанности. Не делайте по принуждению того, на что не подписывались при устройстве на работу.
Послесловие
Никогда не переходите на личности. Растите профессионально. Если у вашего руководства совпадение только по одному пункту, то вам на самом деле повезло. Помните косячат все. С разной периодичностью, но все. Даже у плохого руководства есть чему поучиться. Если вас уволили, при попытке сделать свою жизнь лучше — оно и к лучшему, вы хотя бы пытались исправить ситуацию.
Отдельное спасибо моим тимлидам и PMам, которые помогали мне расти над собой, хоть иногда и через сложности.
DaMaNic
Угу. Тебя назовут токсичным, даже если ты профессионально абсолютно прав, и переведут в очередь на увольнение. Все как обычно.
teecat
Угу. Вводная часть, что в компании неадекватное руководство, а затем вся статья — объясните и расскажите, добейтесь своего, что возможно только при адекватном.
powerman
Люди не рождаются неадекватными. И не просыпаются утром с мыслью "надо сегодня на работе вести себя максимально неадекватно муахахаха!!111". У этой неадекватности руководства обычно есть какая-то причина, и эта неадекватность обычно не распространяется вообще абсолютно на всё подряд. Поэтому возможность объяснить и добиться обычно есть всегда, может не в отношении всего, чего хотелось бы, но хотя бы частично. Но для этого надо сначала разобраться в причинах этой неадекватности, суметь поставить себя на место руководителя, оценить стоящие перед ним проблемы и доступные ресурсы с его точки зрения… и может оказаться, что он не настолько неадекватен, как кажется на первый взгляд. Не все могут или хотят таким заниматься, и никто не обязан таким заниматься — это правда, и именно поэтому статья начинается с совета сменить работу.
teecat
Судя по тексту вы просто не сталкивались с неадекватами. Это примерно тоже самое, что уход за лежачим неадекватным инвалидом. Кто не сталкивался — дают море советов, а через некоторое время сами прибегают — а как вы с ними управляетесь.
Так и тут. Тот кого можно убедить — это просто горячий парень с элементами самидурства. Неадеквату все фиолетово. Да. Можно его убедить. Но через минуту он сменит мнение. При неадеквате можно жить, но только делая дела так, чтобы он не знал. Обычный признак таких компаний — полный развал в процедурах и мощнейшая текучка, ибо вести проекты предсказуемо нереально
powerman
Из любого правила бывают исключения, вполне возможно что бывают ситуации, в которых этот подход работает, но чаще всего это проигрышная стратегия при любом развитии событий.
В целом, переиграть можно любого, в т.ч. полного неадеквата. Можно дать ему на подпись документ в ту минуту, пока он не передумал. Можно явно или косвенно уведомить его начальника о происходящем. Можно поднимать вопросы не тет-а-тет, а в публичных местах — документах, трекере задач, на общем митинге, etc. (и постоянно сопровождать их перекрёстными ссылками на предыдущие аналогичные кейсы — чтобы любой случайно заглянувший мог быстро поднять всю историю/картину происходящего). Можно явно фиксировать его решения и их последствия под благовидным предлогом (вроде "расследования инцидентов"). Иными словами его тоже можно загонять в ситуации, в которых либо его неадекватность станет очевидной для его же начальства, либо он будет вынужден её сдерживать и вести себя адекватно. Если он на этом месте "по блату" и его начальство его прикрывает — можно захвалить его до состояния когда он уйдёт "на повышение". Можно создать ему проблемы просто "по жизни", так чтобы ему стало вообще не до работы. Можно найти какой-то некритичный подпроект и организовать его перевод на управление этим проектом (типа, он крутой спец и без него этот проект не взлетит). Можно всей командой подать запрос на перевод в другой отдел/проект. Можно загрузить его большим количеством мелкой незначительной текучки, так, чтобы у него просто не было времени вникать в происходящее в большей части проекта (это более безопасный вариант Вашего "делая дела так, чтобы он не знал"). Можно вообще "подвинуть" его исключив из цепочки принятия решений если постепенно подставить на его место одного-двух других людей, которые постепенно возьмут на себя сначала его обязанности (чтобы "помочь"), а позднее и права. … Вариантов тьма. Другое дело, что обычно люди, которые способны на такие управленческие игры не занимают должности обычных разработчиков под его началом, поэтому всё вышеупомянутое возможно чаще только в теории, а не на практике — но это вовсе не потому, что с этой проблемой ничего невозможно сделать.
idimus Автор
Ну управленческие игры я видел в живую. Я уточню, почти все, кто выигрывал в управленческие игры, начинали с позиций рядовых сотрудников, часто с самых низов. Да, процессе игры можно вылететь. Это в любом случае выигрышная стратегия.
teecat
Это бывает работает на уровне менеджеров продаж. Работа которых не под контролем постоянным. Но да. Это всегда под возможностью расстрела
idimus Автор
Неадекватное начальство совсем другое. Тут больше про непрофессиональное начальство. От неадекватного надо бежать. В жизни есть вещи куда интереснее и полезнее, чем работать под неадекватным начальством.
teecat
Самое удивительное, что я видел случаи когда при таком начальстве приживались и даже неплохо зарабатывали.
Olgeir
Встречаются неадекватные сотрудники, чья компетентность не соответствует занимаемой должности. И вот в этой ситуации рождается лютая дичь и неадекват, в попытках скрыть свою несостоятельность.
powerman
Мало быть абсолютно правым профессионально, надо ещё суметь эту правоту донести в такой форме, которая не воспринимается токсичной — качайте софт-скиллы.
Лично я не сторонник нежного облизывания, улыбок в любой ситуации и фраз вроде "Отличное решение, Петя! Но мы можем его чуть-чуть улучшить, если …" вместо "Это дикий говнокод, перепиши нормально и чтобы больше я такого на ревью не видел!". Но. Это моё личное отношение. И лично я спокойно отношусь к аргументированной критике в свой адрес, вне зависимости от того, насколько она грубая по форме. Но люди все очень разные, и то, что ни капельки не травмирует меня, кому-то другому было бы слышать очень неприятно — настолько, что вместо того, чтобы осознать суть претензий и исправить ошибки они вообще теряют желание что-то делать и улучшать либо на первое место выходит желание любой ценой отстоять свою позицию, вне зависимости от того, насколько она корректна (ну и да, заодно избавиться от Вас, как от источника этой боли и дискомфорта).
Иными словами, неудачно выбранная форма подачи Вашей правоты даёт прямо противоположный эффект: вместо того, чтобы осознать и исправиться люди либо начинают работать ещё хуже и страдать от дизморали, либо начинают с Вами военные действия с целью защитить себя. И тут возникает вопрос, что лично для Вас важнее: быть правым любой ценой, или решить проблему. В первом случае Вас совершенно правильно назовут токсичным. Во втором Вы сделаете выводы, извинитесь, перефразируете, и будете качать софт-скилы чтобы больше такая проблема не повторялась.
К сожалению, нередко опасения "стать токсичным" приводят к тому, что говнокод вообще перестают честно называть говнокодом, все становятся очень толерантными и пропускают на ревью любой код, потому что боятся его критиковать. Это другая крайность, которая ничем не лучше токсичности (более того, лично с моей точки зрения — это даже хуже токсичности). Плохой код/архитектуру/решения пропускать нельзя, если нет власти их заблокировать значит как минимум нужно задокументировать их недостатки и донести их до заинтересованных лиц. Но при этом это вполне можно сделать в приемлемой для всех форме: не переходя на личности, без излишних грубостей, уточняя граничные условия при которых замеченные Вами недостатки проявляются, и, самое главное, конструктивно предлагая альтернативу.
idimus Автор
Хитрость в том, что бы стать rockstar programmer или получить репутацию крутого спеца. Первого боятся обидеть, что бы не потерять ценный ресурс. Со вторым боятся спорить в открытую, потому что можно понизить свою репутацию.
gluck59
Дак не только яндексом единым.
Anshi85
У меня похожая ситуация на работе, я едиственный кто отказывается из разработчиков работать сверхурочно за бесплатно и без предоставления отгула или хотя бы выйти на работу на следующий день позже, 90% разработчиков в компании молодежь 20 -25 лет, у многих это первое место работы, вот и работодатель «ездит» на сотрудниках, в итоге за мной закрепилась слава нелояльного мудака, знаю что ищут мне замену но пока не могут найти, так как зарплаты ниже рыночных, у меня же эта первая работа поэтому и хочу добрать год стажа, а там уже что то искать.