«Кобра Пугачева» — за этим манёвром стоит весьма объемная исследовательская работа советских аэродинамиков по созданию нового направления в совершенствовании истребителей, получившего название «сверхманёвренность». Динамика эволюций современных истребителей под действием аэродинамических сил достигается, как отклонением поверхностей управления, так и благодаря аэродинамической компоновке самолёта, в которую 40 лет назад была заложена концепция его статической продольной неустойчивости. При этом задаваемая летчиком траектория движения самолета обеспечивается весьма сложной, и четырежды дублированной для надежности, компьютерной системой искусственной устойчивости. В случае отказа этой системы самолет не сможет продолжать полет и планировать, поскольку вследствие статической неустойчивости, он начнет разворачиваться хвостом вперед. Для выполнения «Кобры Пугачева» летчик отключает систему искусственной устойчивости и по достижении угла кабрирования порядка 90 градусов, снова включает ее.

Сверхманёвренность и продольная неустойчивость обязательны для современных истребителей и разрабатываемых перспективных прототипов.

Давно настало время использовать продольную неустойчивость для повышения маневренности кордовых пилотажных авиамоделей. Поскольку в натуральной авиации использование продольной неустойчивости влечет за собой очень сложную автоматику, то у авиамоделистов-пилотажников, в том числе и профессиональных, по-видимому, сложилось впечатление о неразрешимости этой проблемы в кордовых моделях. Отчасти, и по этой причине, дизайн профессиональных кордовых пилотажных моделей остановился на уровне поршневой авиации конца 40-х годов.

Однако, проблема недавно была решена весьма простыми средствами, не приводящими к усложнению системы кордового управления и повышению массы модели. Новое техническое решение предусматривает использовать переднее горизонтальное оперение или бОльшую часть его площади во флюгерном режиме при горизонтальном полете и выполнении круглых фигур. При этом у флюгерной поверхности отсутствует контакт с системой управления. А на углах квадратных и треугольных фигур, т.е. при максимальных отклонениях ручки управления, шип прямого или шип обратного пилотажа, укрепленные на тяге системы управления, толкает рычаг флюгерной поверхности и отклоняет ее на максимально большой угол. Расстояние между шипами таково, что поверхность управления может свободно флюгировать при выполнении прямых и обратных круглых фигур. В результате, при горизонтальном полете и выполнении круглых фигур фокус по углу атаки модели находится позади центра масс и модель статически устойчива по перегрузке. А на углах квадратных и треугольных фигур фокус модели смещается вперед, оказывается впереди центра масс и модель становится статически неустойчивой. В отличие от натуральной авиации, где самолет постоянно статически неустойчив и его неустойчивость нейтрализуется системой искусственной устойчивости; модель постоянно статически устойчива за кратковременными исключениями для выполнения углов квадратных и треугольных фигур. Таким образом продольная неустойчивость используется для повышения маневренности модели на углах квадратных и треугольных фигур, которые становятся более острыми, а потому выглядят более выигрышными по сравнению с выполняемыми существующими моделями.

На описанное техническое решение получен патент РФ на изобретение № 2702279. Подробности sites.google.com/site/1fanplan/неустойчивость-на-службу-кордовому-пилотажу
Автор изобретения школьник-авиамоделист изготовил согласно этому изобретению электрокордовую модель, в которой использовал также предыдущее свое изобретение по патенту РФ № 2690511. И вот с этим проектом юный изобретатель принял участие в Московском Городском Конкурсе «Юные техники и изобретатели», который в связи с пандемией проходил дистанционно.

Не смотря, на то, что этот проект был единственным на конкурсе, где основой служили зарегистрированные Роспатентом изобретения, он получил одну из самых низших оценок. Для автора данной статьи, выступавшего в качестве руководителя проекта это не стало новостью. Такая же ситуация была и в предыдущие годы с проектами, воплощающими изобретения по патентам РФ №№ 2647377, 2651958. Но в данном проекте в одной модели воплощены сразу два изобретения школьника! Уникальный случай. Но он пришелся не ко двору.

Может изобретение школьника – обычное явление и их Роспатент регистрирует десятками и сотнями в год? Ничего подобного! В пострелизе Всероссийской Конференции ЮТИ за 2019 год нет сведений ни об одном официальном изобретении школьников или заявке на него юные-техники.рф/postreliz-28-06-2019-vi-vserossijskaya-konferentsiya-yunye-tehniki-i-izobretateli-v-gosudarstvennoj-dume Нет патента РФ на изобретение – значит нет и мировой новизны. И руководители проектов это прекрасно понимают, потому и не делают даже попытки подать заявку на изобретение, отражающее суть проекта.

Неоднократные просьбы к руководителю Московского Конкурса ЮТИ выслать копию протокола оценки этого проекта остались без удовлетворения. Казалось бы, в чем трудность; если есть оценка, то должен быть и протокол этой оценки.

Вот ответ на мое обращение.

В нем есть весьма интересные высказывания.



Данный фрагмент просто обескураживает. Они забыли, как называется конкурс. Это равносильно высказыванию астронома, что земля плоская.



На слайде презентации, отражающем результаты проекта, приведена ссылка на видео полетных испытаний модели yadi.sk/i/erJnbjDPuQp9DQ



А вот и кадры из этого видео с посекундным отображением. И это видео принадлежит автору проекта, он и снимал его на свой телефон, а размещено оно в пространстве яндекс-диска Краснова Ю.К., как руководителя проекта.



На кадре записи доклада 5 минут 48 секунд четко видно, как автор проекта указывает на ссылку этого видео полета модели.



В результате можно сделать вывод на бюрократическом языке, что этот фрагмент ответа не соответствует действительности, а если выражаться по-русски, является враньем. И предполагаю, подчеркиваю, только предполагаю, поскольку не специалист, является подлогом, если перейти на юридический язык.

Ну а заключение, оно старо, как мир. Вы – Начальник, я –Дурак.

Ю. Краснов