С 2000 года в строительной отрасли во всем мире наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа занятых в строительстве и кризис 2008 года особенно сильно ударив по строительному сектору, усилил отток специалистов из отрасли.
- Куда же движется строительный сектор сейчас?
- Сколько людей после кризиса 2020 года покинут строительную отрасль?
- Куда двигаться Data Analysts и разработчикам после того как большинство процессов в финансовой и машиностроительной отрасли будут автоматизированы?
Содержание:
- Кризис строительной отрасли в Европе
- Кризис строительной отрасли в США
- Кризис строительной отрасли в развивающихся странах
- Кризис обнажает проблемы строительной отрасли
- Влияние COVID-19 на строительную отрасль
- Долгожданное обновление и возможности
Кризис строительной отрасли в Европе
Строительная отрасль остается одним из наиболее важных секторов экономики в Европе, представляя около 10% ВВП и 50,5% валового накопления основного капитала, обеспечивая 20 миллионов прямых рабочих мест только в ЕС.
Кризис 2008 года сильно ударил по строительной отрасли Европы. Греция пострадала больше всех и потеряла 80% своей строительной промышленности в период с 2010 по 2013 годы. В остальных странах ЕС произошел внезапный спад производства — от -54,4% в Литве в 2009 году до почти стабильных уровней активности в Германии и Австрии.
Кризисы сглаживают всплеск активности в докризисные годы.
До 2007 года объемы строительства в ЕС росли с каждым годом. Тем не менее, рынок показал резкое снижение после 2008 года. Кризис евро и последовавший за ним — глобальный финансово-экономический кризис, оказали большое влияние на строительную отрасль во многих европейских странах и в посткризисный период количество занятых в строительстве сократилось на 15-30%:
- Только в Европе около 4 000 000 человек «покинули» строительство (от пика в 2007 году до «дна» в 2013 году)
- с 2014 по 2018 год 70% этих людей вернулись в строительную отрасль
Население Европы за последние 20 лет выросло на 15 миллионов человек и в то же время около 5 миллионов человек покинули строительную отрасль.
При отсутствии роста производительности в строительном секторе, и росте населения, отток рабочих из строительства указывает не на проблемы, а скорее на рост количества предложений в смежных отраслях.
Куда уходят строители? Означает ли это, что появились новые, более привлекательные отрасли с добавленной стоимостью?
Кризис строительной отрасли в США
Аналогичная тенденция к снижению наблюдается в Северной Америке, где пик занятости был достигнут в 2000 году и где в отличие от Европы, долгосрочная тенденция до 2018 года имела непрерывную тенденцию к небольшому росту.
В Соеднинённых Штатах в 2006 году на пике последнего жилищного бума в отрасли работало 7,7 млн человек. По состоянию на июль 2018 года занятость в строительстве в США достигла почти 7,2 миллиона человек (всего на 480 000 меньше (6%) меньше, чем в предыдущем пиковом периоде 2007 года).
И теперь долгосрочная тенденция по росту строительного сектора в США явно выходит на плато.
Как и в Европе, после кризиса 2020 года, только в Соединенных Штатах примерно 2-3 миллионам человек, работающим в строительстве — придется «менять» работу.
Покупатели жилья в развитых странах (где ставка по кредитам меньше 3%) не решаются инвестировать в недвижимость («новый дом»), из-за ожиданий, что рынок скатится в рецессию и процентные ставки по ипотечному долгу могут сильно вырасти.
Так как с 2008 года ставки по ипотеке во многих развитых странах приблизились к нулю, правительства этих стран выбрали весь запас по смягчению кредитно-денежной политики и можно ожидать что когда-нибудь Центробанки развитых стран будут вынуждены поднимать ставки, что вызовет волну кризиса, которая смоет «Зомби-Компании» и владельцов недвижимости, которые не смогут платить по кредиту при новой ставке.
Поэтому возможно наступающий спад (после поднятия ставок) в строительстве будет не меньше, чем после кризиса 2008 года. (В следующей статье я возьму открытые данные для города Сан-Франциско и покажу тенденции в строительстве на примере этого города).
Если сейчас при стоимости однокомнатной квартиры (или скорее аппартамента) в 200 000$ взять ипотечный кредит с месячным платежом в 1000$, по минимальной возможной ставке - 1% (на 20 лет, в "развитой стране") то через 10 лет после окончания договора c фиксированной ставкой (если такой договор вообще есть, так как во многих странах по умолчанию заключают договоры с плавающей ставкой) семейный бюджет (при среднемесячном семейном бюджете для Соединённых Штатов и Германии в 3700$ нетто) может разбиться об выросший ежемесячный платёж в 2000-3000$ (в оптимистичном варианте если ставка вырастет до 2%). В случае разрастания кризиса ставка может подняться до 5%.
Подобный триггер (увеличение процентной ставки в договорах с плавающей ставкой) спровоцировал схлопывания пузыря ипотечных кредитов в 2008 году в Соединённых Штатах, вызвав начало мирового финансового кризиса.
На графике показаны медианные процентные ставки в мире за последние 200 лет, которые до 1980 года находились по всему миру на уравновешенном и обоснованном уровне: около 4-6%.
Кризис строительной отрасли в развивающихся странах
Кризис возможно не сильно повлияет на строительный рынок в развивающихся странах, где много средних и мелких компаний за короткое время покинут рынок или будут поглощены тяжеловесами рынка и где ставки по ипотеке в отличие от развитых стран ещё есть куда снижать, — потребительский спрос скорее всего будет простимулирован, и дно будет достигнуто быстрее, чем это происходит в развитых странах.
Кризис одинаково затронет все страны, но в Соединённых Штатах такие ипотечные кризисы проходят быстрее, так как плавающая ставка, вынуждает потребителей, которым грозит банкротство — продавать свою недвижимость в короткий срок. Европейские же страны подстраховываясь фиксированной ставкой, растягивают последствия от возможного ипотечного кризиса на 10 лет.
В среднем в развитых странах в настоящее время строительство составляет 5-10% от общего ВВП страны и около 5% всех европейских работников заняты в строительном секторе. В развивающихся же странах доля строительного сектора в ВВП страны примерно в два раза выше, чем в развитых странах, и находится на уровне 10-20% ВВП. В среднем можно считать, что каждый десятый трудоспособный человек в мире так или иначе связаны со строительной отраслью (строительная отрасль использует низкооплачиваемых и менее квалифицированных работников, и таким образом, является основным работодателем во всем мире для трудовых мигрантов).
Если спроецировать ситуацию на строительном рынке, которая будет возможно разворачиваться в Европе после 2021 года на остальной мир, мы можем предположить, что примерно 20% всех людей, работающих в строительстве сегодня, начиная с 2021 года — потеряют свои рабочие места и перейдут в другие отрасли (возможно, временно).
10% x 59 7 594 000 000 / 2 x 20% = 75 940 000 человек
(каждый десятый) x (население Земли) / (только трудоспособные ) x (кризис)
Таким образом, в ближайшие годы около 75 миллионов человек, которые ранее работали в строительной отрасли, потеряют работу или перейдут в новые отрасли экономики.
Влияние COVID-19 на строительную отрасль
С начала осени 2020 года мы можем ожидать спада в строительной отрасли, который возможно ударит сильнее по экономике, чем кризис 2008 года. При сохранении перманентных карантинов и развития инфраструктуры для удалённой работы — снизится спрос на офисные помещения, предложения квартир рядом с этими офисами, коммерческие площади и offline торговые центры в городах.
Уже сейчас можно работать из любого удобного места и продавать/покупать любые товары из любой точки мира, где ловит интернет. В этот кризис начнут расти новые компании и стартапы которые до следующего большого кризиса приведут нас к новому уровню потребления и возможности зарабатывания денег.
Нам будут необходим быстрый доступ в Интернет и тёплое бунгало для ночлега. А в городах будут оставаться семьи с детьми и люди преклонного возраста, которым нужна инфраструктура родственников, образования и досуговых центров.
Кризис обнажает проблемы строительной отрасли
Еще до COVID-19 показатели производительности строительной отрасли были низкими по сравнению с другими секторами экономики. По уровню цифровизации за строителями стоят только товарищи, работающие в аграрной промышленности и поэтому отступать строительной отрасли уже некуда.
1. Застойная производительность, низкая оцифровка данных и низкая рентабельность (2-10% в развитых странах, и 15-30% в развивающихся) преследуют отрасль в течение многих лет. А высоко-индивидуальный подход к строительству и фрагментированная экосистема только добавляет проблем в копилку факторов, тормозящих развитие всего сектора.
Заметным результатом повышения производительности например в обрабатывающей промышленности является относительная цена автомобиля. Стоимость автомобиля снизилась со 140% среднего «национального дохода на душу населения в США» в 1910 году до 33% в 2012 году, а стоимость среднего жилья при этом выросла с 333% до 619% от дохода на душу населения в течение этого же периода.
2. За последние десятилетия количество данных, используемых при планировании — росло как лавина, в то время как входящие данные не только не обрабатывались, но впоследствии редко систематизировались, теряясь навеки на локальных дисках. Поэтому на данный момент строительная отрасль является одной из наименее оцифрованных отраслей экономики.
К сожалению строительный проект нельзя сравнить со средним IT стартапом. Канбан для стандартного IT проекта будет иметь в 100 раз меньше задач чем Канбан при строительстве небольшого уличного бассейна. Строительная отрасль намного сложнее и запутанней чем банковская сфера (100x) или автономные автомобили (10x), поэтому до применения больших данных и машинного обучения при планировании проектов, что могло бы дать новый толчок отрасли — ещё далеко.
В обычном ИТ проекте, можно предположить примерно 1000 процессов. В машиностроильным проекте таких процессов будет уже 10 тыс. В строительном же проекте подобных процессов от 100 тыс. до 1 млн.
Строительная отрасль отстаёт от других секторов — потому что она большая и неоднородная и ей понадобятся ещё много лет, чтобы догнать уровень автоматизации, которого уже сегодня достигло например машиностроение.
3. Одной из главных проблем по сравнению с другими отраслями, с которой сталкивается строительная отрасль, является низкий уровень производительности. Одновременно с этим 78% инженерных и строительных компаний считают, что риски при проектировании новых проектов увеличились в несколько раз.
Долгожданное обновление и возможности
Использование больших данных для систематизации поступающей информации и машинного обучения для прогнозирования стоимостных и временных параметров в строительстве еще не достигло отделов разработки, которые полностью погружены в имплементацию BIM-инструментов и решение текущих проблем, возникающих между выросшим количеством контрагентов, участвующих в строительстве.
Крупные строительные компании, которые в ближайшем будущем не будут использовать инструменты BIM и инструменты автоматизации (BIM в строительстве продемонстрировал способность сэкономить до 20% затрат на проект) в своей работе, будут вынуждены покинуть рынок в этот кризис.
А компании, которые после кризиса не будут думать об использовании больших данных, анализе данных и машинного обучение в своей работе, рискуют покинуть рынок во время следующего кризиса.
Big Data и машинное обучение должны дойти до каждой строительной фирмы, прежде чем мы дождёмся нового большого кризиса.
Data Analysts и разработчикам, которым возможно через некоторое время будет тесно в финансовой и машиностроительной отрасли, предлагается внимательно присмотреться к строительному и агропромышленному сектору, где задачи по сложности не уступают задачам на автоматизацию в машиностроительном и финансовом секторе.
Освоение новых отраслей — путь к изобилию!
Конечно в строительной отрасли не такие большие зарплаты и по сравнению с другими секторами экономики — строительство проигрывает по условиям труда, но зато здесь можно найти поле для любой креативности, а фирм работющих в направлении автоматизации строительства можно найти в любом уголке мира — от деревни на Бали до Канадской глубинки.
Моя оригинальная статья на LinkedIn
amarao
Это всё просто невероятно офигенно!
… Но кто всё-таки будет гнуть арматуру и лить бетон? Пока мы не увидим бетонолитейных Спотов (или кого-то ещё), то эффективность труда так и будет определяться скоростью, с которой рабочий может дотащить арматуру до маршинки для загибания арматуры.
FIZIK-TECHNIK
Согласен с Вами. Хочу добавить, что строительство начинается с рытья котлована. Мне интересно, как будут копать котлован с большей производительностью Массивом Больших Данных, вместо ковшей экскаваторов. И мечтаю увидеть «цифровой» вывоз грунта.
ArtemBoiko Автор
Хороший пример. Я знаю проекты, где экскаваторы без оператора по заданым параметрам подготавливает площадку под проект. Т.е. роёт котлован и разравнивает площадку по заданной программе. Для создания такой автоматизации и нужны данные.
Если есть уже трактор без тракториста, почему не может быть экскаватора без оператора.
Сейчас автоматические экскаваторы начнут применятся скорее на инфраструктурных загородных объектах. Но в скором такие экскаваторы могут добраться и до жилищного строительства.
А разработкой «цифрового» вывоза грунта уже занимаются много компаний:
cognitivepilot.com
www.zr.ru/content/news/920769-kamaz-bez-voditelya-uzhe-ezdit-p
FIZIK-TECHNIK
В любом случае полностью от людей отказаться не получится. Все равно будет «смотрящий» за тем, как экскаваторы выполняют программу. Сократить количество людей можно, но полностью избавиться нет. Любая техника есть средство повышенной опасности. И за ней кто-то должен приглядывать, имея возможность моментального аварийного останова.
DrPass
На текущем этапе автоматизации это все равно только эксперименты, которые не пока вряд ли перерастут во что-то промышленное. Раскопать прямоугольник-то смарт-экскаватор может, но автоматическое счастье закончится на первом же обнаруженном валуне. Под который ещё надо натаскать нейросеть, чтобы она его хотя бы определяла.
ArtemBoiko Автор
Ну по такой логике и машины без водителя мы вряд ли увидим. Если всё таки нейросетки сработают на зимних российских дорогах, я надеюсь будет несложно перестроить их с булыжника на дороге на булыжник в земле.