image
Автор: Григорий Харченко — руководитель отдела мобильной разработки Kokoc Mobile (Kokoc Group).

Смартфоны и планшеты ворвались в нашу жизнь, вытеснив из нее обычные телефоны. Новое поколение этих устройств мы ценим за возможность развлечься, а не просто звонить и отправлять СМС. В iOS и Android собраны миллионы приложений, большая часть которых – мобильные игры: именно на них приходится основная доля скачиваний.

Гаджеты охватили и научили играть ту часть людей, которые раньше никогда так не проводили время. Четкого разделения по возрасту нет: мобильные игры освоили и полюбили все от мала до велика. А вот доля мужчин, играющих на планшетах и смартфонах, немного больше – 58%.

Большинство скачиваний мобильных игр в нашей стране приходится на мегаполисы. Во-первых, в крупных городах смартфоны распространены значительно шире. Во-вторых, жители мегаполисов больше времени проводят в транспорте, пробках, ожидании, и им нужно чем-то себя занять.

Вопреки распространенному мнению, настоящие геймеры, годами «рубящиеся» в WoW за стационарным компьютером, на игровые мобильные платформы переходят неохотно, так как не воспринимают их как серьезную альтернативу РС. Да, это одна из самых платежеспособных аудиторий, но она не находит в играх того, к чему привыкла: глубины, по-настоящему сложных заданий. Поэтому в ТОП-чартах самых зарабатывающих продуктов на мобильных платформах находятся игры, нацеленные на другую аудиторию.
От игр на стационарных компьютерах мобильные отличают, прежде всего, короткие интервалы сессий, незамысловатые сюжеты и отсутствие многофункционального управления.

Сыр в мышеловке

Разработчикам сложно предсказать популярность новой игры. Иногда на то, чтобы выйти в ТОП, требуется время, иногда это не происходит и вовсе. Например, Flappy Bird, всего за несколько дней ее написал вьетнамский разработчик Донг Нгуен. Цель игры – с помощью касаний экрана контролировать полет птицы между рядами зеленых труб, не задевая их. Релиз игры состоялся 24 мая 2013 года, но популярной она стала только в начале 2014 года после того, как о Flappy Bird написал один из влиятельных блогеров. В конце января она стала самой скачиваемой бесплатной игрой в App Store, на тот момент разработчик получал 50 тысяч долларов в день за рекламу внутри приложения. 10 февраля Нгуен удалил Flappy Bird из App Store и Google Play, так как игра стала «затягивающим продуктом». Как отметил разработчик, по его замыслу, пользователи должны были в нее играть считанные минуты во время отдыха.

image

Итак, зачем создают бесплатные игры, которые потом захватывают умы миллионов геймеров? Чаще всего их выпускают для того, чтобы зарабатывать на внутренних платежах или рекламе. Существует несколько моделей монетизации.

Freemium. Пользователь скачивает не целую игру, а ее ограниченную демонстрационную версию. Например, вы прошли три уровня, а остальные — закрыты. Или, допустим, в приложении много героев, но вы вправе использовать бесплатно лишь одного. Снять эти ограничения можно заплатив деньги.

Free-to-Play. Игра скачивается бесплатно, ограничений в ней нет. Но пользователям придется потратиться на удобство. Например, хотите, чтобы у персонажа быстро восстанавливалась энергия – платите. Хотите купить герою новую одежду – платите. Хотите украсить игру какой-то редкой декорацией – тоже платите.

Реклама. Эта модель используется для продвижения платных игр через бесплатные. Например, вы играете в бесплатное приложение, но, каждый раз, когда нажимаете на паузу, видите рекламу другой игры. Или для того, чтобы получить какой-то бонус, вынуждены просматривать рекламный ролик нового платного продукта.

PAID. Эта система появилась самой первой и доминировала в AppStore после выхода первого iPhone. Но сейчас разработчики даже таких уникальных продуктов, как карты городов, вынуждены отказываться от PAID, поскольку не могут конкурировать с приложениями, не требующими денег за скачивание.

Дорого и сердито

На разработку по-настоящему хорошей игры уходит, в среднем не меньше года, а ее производство обходится не менее чем в 300 тысяч долларов, ведь на момент релиза она должна содержать контент, которого хватит, как минимум, на пару месяцев процесса при активной игре.

Но выпустить игру – это только первый шаг. Даже на этапе тестирования разработчики не могут «вычистить» из своего продукта все ошибки. И выявляют их, чаще всего, пользователи, первыми скачавшие приложение. В процессе тестирования разработчики жертвуют аудиторией, которую можно потерять без ущерба для бизнеса. Особенно внимательно они подходят к выбору страны, жители которой первыми скачают игру. Ни один разработчик не запустит непроверенную игру в США или Японии, так как это два крупнейших рынка с самой высокой покупательской активностью. Поэтому выбираются страны со значительно меньшим количеством населения, но приближенные по менталитету к лидерам. Например, Канада, Новая Зеландия.

Еще один важный момент – операционная система. Android или iOS? Компании с большими бюджетами ориентируются на оба варианта, а разработчики попроще чаще выбирают Android. Во-первых, приложения для этой платформы пишутся на более распространенном языке программирования Java, а, во-вторых, на ней нет предрелизной модерации. Перед тем как попасть в App Store, игра проходит длительную проверку, а в Google Play приложения рассматриваются постфактум. Кроме того, лицензия разработчика на Android стоит дешевле – 25 долларов, вместо 100 долларов на iOS. Но и в Android есть свои недостатки. Например, процесс тестирования приложения требует много времени и средств. Эта операционная система стоит на многих смартфонах и планшетах, поэтому разработчикам приходится учитывать разные диаметры экранов.

image

Игры для iOS пишутся на языке программирования Objective-C, который знает далеко не каждый разработчик, да и создаваться она должна на устройствах компании Apple. Но в этих ограничениях есть плюсы – хотя игр на iOS меньше, чем на Google Play, их качество выше.

Миллионы миллиардов

На заре рынка мобильных игр пользователи качали любые приложения. Например, на экране появлялось плохо нарисованное лицо, на нем раз в несколько секунд выскакивал прыщ, который нужно было выдавить. При этом в игре не начислялись очки, не выявлялись победители. Казалось бы, как можно в это играть? Но даже это приложение пользовалось популярностью. Именно в то время появились нынешние гиганты рынка, один из них – игра Angry Birds. Сейчас она превратилась в проверенный бренд, и каждое выпускаемое под его именем приложение становится хитом.

Сегодня на рынке мобильных игр высокая конкуренция. Пользователи скачивают только те продукты, которые находятся в ТОПе App Store и Google Play, а попасть туда крайне сложно. Например, чтобы игра вошла в ТОП-10 App Store в России, ежедневно ее должны скачивать порядка 10 тысяч человек. Поэтому разработчикам приходится обращаться за помощью к рекламным сетям, например, TapJoy, устанавливающим рекламу приложений в бесплатных играх. Скачивание игры одним пользователем обходится в среднем в 3 доллара. Получается, что за игру платят не только конечные пользователи, но и ее создатели, которым нужно сделать все, чтобы продукт увидели. Часто перед выходом новой игры организуется масштабная рекламная кампания: о релизе пользователей оповещают в социальных сетях, обзорах известных блогеров, иногда даже в эфирах телеканалов.

Люди говорят

image

Кирилл – руководитель отдела в крупной компании:
— в месяц тратит на игры не менее 450 рублей;
— ежедневно играет не более 7 минут.
Я часто скачиваю мобильные игры, хотя времени на них практически нет. Обычно выбираю либо самые кассовые, либо те, которые мне порекомендовали друзья или о которых пишут во влиятельных обзорах. Для меня не критично, платная игра или нет. Более того, считаю, что за игры нужно платить – это способ сказать «спасибо» разработчикам.

Мария – event-менеджер:
— в месяц тратит на игры не более 40 рублей;
— ежедневно играет порядка 20 минут.
Мне приходится долго добираться от дома до работы и обратно. Поэтому мобильные игры – способ незаметно провести это время. Но вот тратить на них деньги считаю бессмысленным: зачем, когда существуют миллионы абсолютно бесплатных, но интересных приложений. Поэтому, когда я ищу новую игру, то, в первую очередь, захожу именно в «ТОП-бесплатных». Конечно, иногда попадается действительно классная платная игра, на которую не жалко потратить деньги.

Евгения – PR-менеджер:
— в месяц тратит на игры порядка 100 рублей;
— ежедневно играет примерно 30 минут.
В смартфоне я играю, когда еду с работы домой. Жанр игры не так важен, но больше всего нравятся игры на логику: например, пройти какой-нибудь квест или разгадать сложную головоломку. Ищу игры через ТОПы, а если приложение понравилось, потом интересуюсь, не выпускали ли его разработчики еще что-нибудь интересное. Предпочитаю скачивать бесплатные игры. Но если после демо-версии мне хочется продолжить в них играть, могу потратить деньги.

Справка:

В конце 2014 года оборот мирового рынка мобильных игр увеличился с 17,7 до 21,1 миллиарда долларов, сообщает сайт VentureBeat, ссылаясь на отчет компании SuperData. Более половины выручки от мобильных игр, включая микроплатежи и рекламу в них, приходится на азиатский регион (11,3 миллиарда долларов). На втором месте Северная Америка (3,8 миллиарда долларов), на третьем – Европа (3,4 миллиарда долларов), на четвертом – Латинская Америка (1,8 миллиарда долларов). На весь остальной мир приходится 0,8 миллиарда долларов.

Специалисты SuperData подсчитали, что больше всего на мобильные игры тратят жители США и Великобритании: только в этом году они израсходовали в среднем по 25 долларов в месяц. Для сравнения, жители России тратят на мобильные игры чуть меньше 20 долларов в месяц.

Прогнозируется, что в 2016 году во всем мире мобильные игры соберут 28,2 миллиардов долларов. Самым перспективным считается рынок Китая: аналитики SuperData оценили аудиторию мобильных игр в КНР в 266 миллионов человек, а в США – в 242 миллиона человек. При этом на азиатском рынке доминирует Android, в то время как американцы предпочитают iOS.

По данным компаний Newzoo и Mail.Ru Group, в России в мобильные игры играют 33,8 миллиона человек. За последние годы (с 2010 по 2013) объем рынка мобильных игр в нашей стране вырос более чем в 9 раз и составил 165 миллионов долларов (в 2010 году доля мобильных игр в онлайн-сегменте составляла всего 5% — 18 миллионов долларов). К 2016 году аудитория мобильных игр в России составит порядка 65 миллионов человек, ссылается Digit.ru на прогноз аналитиков Ericsson Comsumer Lab.

Комментарии (0)