Знакомьтесь — это Вася. Сейчас Вася разгребает задачи в своем любимом таск-трекере. Вася любит свою работу, старается быть эффективным и полезным. И просто добродушный малый.
Так получилось, что Васе приходится решать рутинные, но не самые простые задачи, над которыми приходится хорошенько сконцентрироваться.
Прямо сейчас Вася пытается понять, почему у Машеньки из бухгалтерии не сходятся расчеты. Еще чуть-чуть, вот оно, почти…
В этот момент ему звонит Катя.
Вася добродушный. Он любит помогать людям. Откладывает свою задачу: «Алло, привет! Хм… Кнопочка не нажимается? Конечно, сейчас гляну». Прошло несколько минут, и Вася разобрался в чем проблема. Катя довольна. Вася тоже.
«Так, чем я занимался? Ах, да. Дебеты, кредиты. В чем же проблема тут была? Эх, вылетело. Ну ничего, попробую сначала».
Тем временем, в таск-трекере появилась еще парочка задач. Вася начинает чувствовать, что не успевает. Нужно поспешить. Внутри появляется чувство неудовлетворенности: «Почему я не успеваю все, я плохо работаю?». Накрывает легкий стресс. Но Вася по-прежнему тот же добродушный малый, почти.
Приходит смс-ка: «Сервер лежит». Поступают первые жалобы от пользователей. Чёрт! Вася идет чинить. Логи, конфиги, мониторинги, снова логи.
Раздается звонок. Лена. «Приветик! А ты не можешь меня проконсультировать по одному вопросу? У меня гневный клиент. Замучал уже. Можно я ему бесплатно включу опцию?». Вася, не долго думая: «Да, конечно». Лена: «Супер! Спасибки!». Снова логи, конфиги, графики, инцидент-репорты. Ура. Починили.
Вася задумался: «Блин, а ведь бесплатно включать была не самая лучшая идея. Надо было чуть-чуть подумать и по-нормальному сделать. Ого! 15 тасков уже! Ладно, и бесплатно сойдет.»
Так проходит день за днем. Часто Васе приходится отвечать на одни и те же вопросы. Он все чаще не успевает.
Но Вася не сдается, он хочет быть эффективным. Прочитал умную книжку про тайм-менеджмент. Узнал, что нужно правильно расставлять приоритеты задач и более качественно планировать свою работу. Внедрил.
Пишет Оля из соседнего отдела. Говорит, что у нее компьютер плохо странички открывает. Просит помочь сейчас. Не может работу работать нормально. И Вася, конечно же, помогает. Забыв (или забив) про тайм-менеджмент. И дело не в том, что Оля красотка. Просто у Васи сложилась работа такая — всегда нужно быть во внимании, чтобы помочь коллегам решать их всегда срочные проблемы. Какой уж тут тайм-менеджмент.
Неожиданный конец истории. Далее мораль.
Не буду говорить про полезность и нужность коммуникаций. Важно, нужно, обязательно. Остановимся на вопросе эффективности коммуникаций. Обычно выделяют два вида коммуникаций.
Синхронная коммуникация — это когда вы отправляете сообщение, а получатель сразу на него отвечает. Например, сообщение в мессенджере, телефонный звонок, совещание или просто вопрос коллеге за соседним столом.
Асинхронная коммуникация — это когда вы отправляете сообщение и не ожидаете моментального ответа. Например, сообщение по электронной почте, тикет в сервис-деске, сообщение на автоответчик.
У синхронных коммуникаций есть большие минусы.
- Постоянные отвлечения. Любая умственная, творческая работа требует высокой концентрации и сфокусированности. Проведено куча исследований на тему, сколько человеку нужно времени, чтобы снова вернуться в работу после отвлечения. Цифры разные. Но факт в том, что обратное погружение не мгновенно и всегда требует времени. А главное — энергии. Как говорит славный Дорофеев — мыслетоплива. Которое весьма ограничено. Не говоря уже о том, что в моменты переключения внутренняя обезьяна часто встает у руля. И котики на ютубе неумолимо набирают просмотры.
- Отсюда вытекает следующий минус — стресс. Из-за отвлечений человек успевает все меньше. Конечно же, он старается наверстать упущенное. В итоге тратит еще больше сил. И еще меньше успевает. Сложно пробежать марафон в спринтерском темпе.
- Приоритет быть на связи, вместо сосредоточенности на важных вещах. Не раз слышал от коллег: «Как же я все отключу, до меня ведь не смогут дозвониться/дописаться.» Но обычно, даже если один коллега отключает все средства связи, то страждущие обязательно найдут другого. Среда сама заставляет всегда быть на связи, вместо того, чтобы решать важные в данный момент задачи.
- Снижение качества обсуждений и ответов. В процессе телефонного звонка или общения в мессенджере, часто не бывает времени хорошенько подумать. В итоге принимаются не самые оптимальные решения.
Другой путь — асинхронные коммуникации. Здесь ровно все наоборот.
- Появляется возможность работать более сфокусировано. Никто тебе в процессе поедания «помодоро» не позвонит и не напишет. Увеличивается продуктивность. Ты начинаешь лучше планировать свою работу. Уменьшается стресс.
- В письменном виде фиксируется кто и что сказал. Сама собой формируется документация и faq на частые вопросы. Вася бы одобрил.
- Можно подумать, прежде чем давать ответ. Ответы получаются более качественные. Прибавив сюда то, что ответы фиксируются письменно, получаем качественный faq.
- Асинхронная коммуникация принуждает более точно и емко формулировать задачи. Пропадает необходимость постоянного уточнения, чего же в действительности хотел автор.
- Пропадает необходимость всем находиться на рабочем месте в одно время.
Но тут приходит Геннадий Сергеевич и говорит: «Слушай, Вася. Писать долго. Проще позвонить и обсудить все словами. Чего тратить время?».
Так вот, Геннадий Сергеевич — это обочечник.
Знаете из-за чего часто пробки на трассах подолгу стоят, вместо того, чтобы пусть медленно, но ехать? Самые нетерпеливые водители объезжают длинную очередь автомобилей справа по обочине. И потом пытаются вклиниться в поток где-то ближе к началу пробки. В итоге, вся очередь автомобилей стоит и пропускает обочечников. Геннадий Сергеевич в этом случае получит решение своей проблемы быстрее всех. Но толку от этого, если вся пробка стоит.
Также и с задачами. Помимо Геннадия Сергеевича, есть Маша, Катя, красотка Оля. Которые завели свои задачи в сервис-деске и ждут, когда сфокусированный Вася их сделает. Максимально быстро, ни на что не отвлекаясь и не переживая. Страшно представить, что произойдет, если все будут, как Геннадий Сергеевич.
Самая важная мысль. Асинхронная коммуникация — это прежде всего уважение ко времени и планам, а также ко вниманию и сосредоточенности коллег.
Важно избегать собраний и обсуждений, которые отнимают время. Важно понимать, какие дела не терпят отлагательств, а какие могут подождать. Плохо, когда в сервис-деске все задачи со статусом «critical» или «blocker». Не будь, как Геннадий Сергеевич.
И вторая главная мысль — не нужно вдаваться в крайности. Иногда можно и нарушить правила, желая получить от коллеги быстрый ответ. И никто не отменял неформального живого общения. Иначе, как Вася скажет Оле, что она красотка.
P.S. Все имена и события вымышленные. Любые совпадения с персонажами и фактами из реальной жизни являются чистой случайностью.
stobaksov100
Видимо, у автора статьи — какая-то личная боль.
Он топит за одну точку зрения.
Во всём есть положительные и отрицательные стороны.
Но в статье нет ни слова о плюсах синхронной и минусах асинхронной.
Например, бездумные попытки всё делать в асинхронном режиме приводят к тому, что обсуждение задач (еще только обсуждение что сделать, даже еще не выполнение) может длиться неделями, хотя достаточно просто поговорить полчасика в синхронном режиме.
Разница в скорости «Почаса» vs «Недели» — это даже не художественная гипербола, а из практики, такое случается. Притом если речь идет о паре взаимодействующих — то это будет не недели, а дни. Но стоит попасться задаче, где нужно мнение 3-4 человек — разница между синхронным обсуждением или асинхронной перепиской становится просто дичайшей.
А через месяц-другой таких неспешных асинхронных разговоров — и уже не нужно начинать проект. Потому что все сроки прошли, уже не успеем, клиент сгорел, конкуренты сделали, — пока мы занимались асинхронщиной…
А еще есть понятие приоритетов задач. Иногда приоритет критичен и тогда асинхронная коммуникация по факту становится синхронной — об этом автор тоже не разговаривает в статье.
В нормальной работе есть место и синхронным и асинхронным работам.
Есть только мааааленькая проблемка: с одной стороны никто за нас не решит, как нужно организовать нашу работу, это нужно делать самому. Однако с другой стороны — и у коллег процессы тоже должны быть подстроены к твоим. И твои процессы — должны быть подстроены к ним. И вот это непросто выбрать нужный совместный режим работы.
a1ex322
Любители синхронной коммуникации, в областях где от нее одни беды, понаделали делов, теперь вот статьи появляются.
stobaksov100
Всё упирается только в эффективность конечного процесса. Если владельцу предприятия проще нанять дополнительного сотрудника на синхронную работу в тех. поддержке, а не переводить имеющихся на асинхронную — так тому и быть.
Тут есть и второй аспект — наше осознание этой эффективности.
Проводили исследования — было как минимум 2 статьи на Хабре:
Мозг человека не особо и многозадачный. И постоянно переключаясь работаем медленнее.
Но при этом мы кайфуем, получаем положительное подкрепление, чувствуем себя важными и очень производительными.
Есть у меня один коллега-фриленсер, программист. Казалось бы — сиди спокойно и работай.
Я как-то приходил к нему домой решать одну общую задачу по проекту, над которым мы работали:
«Папа, а где моя майка лежит» (ребенку 16 лет), «Дорогой, на какую полочку поставить суп в холодильник, чтобы ты нашёл», нужно обязательно ответить в WhatsApp сразу же лайком на фотографию котика и т.п. — и это без преувеличения каждые 2-4 минуты.
То, что мы могли бы сделать за 40 минут-1,5 часа — я делал и с ним 10-12 часов.
Но ему, видимо, приятно отвлекаться.
a1ex322
На мой взляд беда в том, что «эффективный менеджер» не способен правильно оценить эффективность процесса, так как в случае коммуникации является его участником. Например, вот в этом случае:
откуда вам знать, что именно ваше присутстие не произвело такой эффект на домашних и его самого, что все стало так, как вы описываете? Нетривиальная задача.
stobaksov100
Я с его семейством близко знаком 20 лет.
Мой приход — ничем не примечательный рядовой факт.
ardraeiss
Вполне может быть следствием стоящего за спиной наблюдателя и дёргающих вокруг.
Вовсе не обязательно именно "удовольствие" результат этого — вместо него легко тревога может расти. "Вроде делаю много, но главное всё не движется, как так то, сделать же надо". Что и фокусировку снижает, и способность внятно думать.
stobaksov100
Я рядом сидел. Я не начальник. Мы равны.
Мы и с ним и с его женой знакомы порядка 20 лет, а с детьми всю их жизнь, они точно не стеснялись.
Мы занимались рядовым парным программированием с целью быстрого освоения новой технологии.
Парное программирование, чтобы въехать в новую тему, хорошая вещь. Рекомендую.
ardraeiss
Хорошее. Но стресс всё одно способное повышать. И "знакомы лет 20" этому совершенно не мешает — знакомы двадцать, а парно программируете считанное количество часов, в условиях дёргающих родственников и мировой ковидлы — и того меньше.
stobaksov100
Это было до ковида.
Парное программирование мы практиковали уже.
Короче, ничего не предвещало причин вести себя не естественно.
Просто у него такой стиль работы.
methos2
Конечно есть. Но не надо звонить, подал заявку и жди когда тебе перезвонят.