Скоро мы будем наблюдать появляние вакансий в сфере этики технологий, курсов по основнам этического создания продуктов. И тому есть объяснение. Человек будущего должен уметь анализировать, какими этическими рамками руководствоваться до момента, когда они выйдут из под его контроля и он станет объектом посягательства незапрограмированных на этику устройств.

Эта статья попытка разобраться, что скрывается за этикой цифровых продуктов. Возможно, это не совсем та платформа, на которой стоит публиковать философскую работу. Но я хочу хотя бы на момент чтения пригласить вас поразмышлять, в какой степени создаваемый вами продукт отвечает нормам нравственности.

Базовым элементом, замыкающим в себе все проявления трансформации, является цифровой продукт. Цифровые продукты позволяют людям решать повседневные задачи и взаимодействовать друг с другом, создавать сообщества по интересам и заявлять о себе миллиардной аудитории.

В текущем тысячелетии правда сложно представить окружающий мир без цифровых продуктов, которые постоянно трансформируют человеческую природу. В результате их потребления появляется новый уровень отношения человека к технологиям, происходит формирование нового типа мышления.

Проблема же века инновациий заключается в том, что вещественная ориентация человека может превзойти ценностно-этические вопросы и тогда творческое начало человека будет нацелено на создание новых вещей без осмысления их моральных действий и последствй.

Техноэтика


Развивающиеся технологии демонстрируют (например, аддиктивный UX или вот ещё пример с дипфейками), что они могут нести моральную угрозу человеку и обществу.
Вместе с этим они же несут в себе более сложные этические вопросы. Эти события актуализируют потребность в определении норм для оценки вмешательства технологий в жизнь человека.

Из-за своей относительной новизны как науки в настоящей момент термин «техноэтика» не получил однозначного определения, при этом все данные раннее рассуждения сводятся к тому, что данная наука изучает индивида и социум под влиянием различных факторов технологий.

Технологическая этика – это вид прикладной этики, который занимается исследованием связи человека и общества с технологиями, проблем и следствий этого взаимодействия, а также конкретизации этических норм, которыми должны регулироваться создатели технологий.

Этические принципы


Технологии не могут обладать искренностью, самообладанием и другим частным принципам. Так называемые аффективные технологии, которые способны считывать эмоциональное состояние человека, и отвечать ему тем же, пока что умеют считывать экспрессию человеческого лица (тут подробнее). Но правильная ответная реакция технологии не может отвечать оператору только по его звучанию голоса или движению. Большое значение имеет логика ситуации, потому что человек может не явно или, к примеру, совсем не выражать свои отрицательные чувства и технологии будет сложно дать подходящую к моменту ответную реакцию.

Чтобы решать какие-либо этические вопросы и проблемы при проектировании продуктов, необходимо рассматривать теоретическую сторону базовой этики, которую наследует и техноэтика:

  • Команда должна обладать набором знаний, которые позволят реализовывать технические замыслы, быть не равнодушным к жизни людей, проявлять лояльность к потребителям и стремиться к ненасилию, не принесению физического вреда, уделять особое внимание ответственности за свои действия. Это техноэтика добродетели.
  • Техноэтика долга поднимает вопросы безопасности, экологии и здоровья людей при работе или вынужденными использованием технологических системам. Технология не должна ущемлять свободу и безопасность общества. Технология распознавания лиц может попасть под категорию несоблюдения техноэтики долга, если не соблюдаются условия прозрачности при применении данной технологией.
  • Техноэтика ценностей подразумевает, что эволюция технологий должна быть основана на двух разделах ценностей. Первый из них провозглашает права человека на благополучную жизнь, чувства человека, которые дают ему состояние спокойствия без нарушения течения жизни, гармонии с окружающей средой, самопринятие, цели и позитивный жизненный настрой. Второй ¬раздел относится к ценностям технологии, которая должна быть функциональной, удобной в использовании, экономичной и удовлетворять потребности.

Тем не менее, трата ресурсов компании на изучение и внедрение принципов этики – не всегда очевидна своими выгодами для бизнеса в сравнении с заработанной прибылью, выполнение/ перевыполнение плана продаж, количеством новых клиентов, проданными подписками. Но как часто принимается во внимание идеалы и принципы долженствования человека? С увеличением масштаба продукта вопрос о моральной ответственности может не возникнуть до первого несчастного случая.

Люди являются не независимы от технологий, а являются её частью как система. Такое понимание ставит технологию в тесную связь с человеком, при этом система должна включать в себя оценку этичную разработку технологий и принятие общественных ценностей.

Путем изучения взаимоотношений человека с технологиями в различных контекстах общество приобретает ценные знания для принятия ответственных решений.