Представлять большую компанию — это ответственность. А если ещё речь об известной на весь мир корпорации, то задача усложняется. Как правило, речи топ-менеджеров и основателей хорошо структурированы, эмоциональны и наделены важными фактами. Давайте остановимся на некоторых презентациях более подробно.
Один из представителей делового мира, президент компании «Ford» и «Chrysler» Ли Якокка в своей известной книге «Карьера менеджера» подчеркивает, что «управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними». Именно от этого умения зависит не только эффективность выстраивания отношений с другими людьми, но и формирование профессионального имиджа.
Устное выступление – это наиболее древний вид речи, а значит наиболее освоенный и изученный. Зачастую страх общения возникает тогда, когда нет четкого понимания, как точно выразить свою мысль, как грамотно использовать возможности хорошего русского языка. Этому можно научиться, ведь, как считает один из самых лучших тележурналистов мира Ларри Кинг, говорить – «это все равно, что играть в гольф, водить машину или держать магазин: чем больше этим занимаешься, тем лучше выходит».
Совет 1 — Начните с небольшой истории
Основатель Microsoft часто любит начинать свои выступления с историй или картинок из жизни. Например, в Гарварде, когда ему присвоили учёную степень, Билл Гейтс начал речь словами: «А я говорил своему отцу, что однажды вернусь сюда и получу диплом… И теперь смогу включить информацию об этом в резюме».
Другую речь, под названием «Ещё одна вспышка? Мы не готовы» (The next outbreak? We're not ready) предприниматель открыл так: «Когда я был ребёнком, самая страшная катастрофа, которой все боялись, была ядерная война». По его словам, времена изменились, и теперь опасаться нужно вирусов.
Ещё один вариант. Выступление на Ted-Talk под заголовком «Москиты, малярия и образование» (Mosquitos, malaria and education). Небольшая история вначале помогает слушателям стать ближе к спикеру и с первых секунд выступления проникнуть в суть темы.
«На прошлой неделе я написал письмо о моей работе в фонде. Уоррен Баффет посоветовал мне честно расписать, что получилось, а где ещё есть проблемы. Моя цель была — вовлечь как можно больше людей в решение проблем».
Билл Гейтс
Аналогичный приём использует и основатель одного из крупнейших онлайн-ритейлеров Alibaba Джек Маа. Так он начинает своё выступление на канадском форуме: «15 лет назад я приехал в Торонто. И мы работали где-то с десятью китайскими предпринимателями и одним интернет-специалистом. И тогда нам нравилось обсуждать будущее интернета. Я очень сильно в него верил!».
При этом Джек Маа далеко не всегда прибегает к помощи частных историй. Иногда он открывает тему с глобальных рассуждений.
Так, например, на конференции Организации Экономического Сотрудничества и Развития, посвященной будущему образования, основатель Alibaba так начал речь:
«Я думаю, что это время — самое критичное для мира. Время, когда необходимо обсуждать самую важную и проблемную тему — образование. Всё меняется очень быстро, поэтому нам нужно как можно скорее изменить систему образования».
Джек Маа
В этой речи есть ещё одна особенность. Китайский бизнесмен объяснил, почему его взгляды на образование можно рассматривать как профессиональную точку зрения: «Надо сказать, что я не эксперт в образовании, не учитель… Но у меня есть педагогическое образование. После трёх лет тяжёлой работы меня приняли в университет Ханчжоу (Hangzhou) на специальность учитель старших классов».
Как правило, спикеры включают информацию о своей экспертности в начале выступления. Это помогает расположить к себе аудиторию.
Совет 2 — Излучайте уверенность и спокойствие
Даже если вы удачно начали речь, впереди ещё много задач. Например, продумать, как подать материал, выбрать интонацию и жесты.
Презентация — это не только хорошо структурированная речь, но и чётко продуманный образ. Чтобы приобрести навыки выступлений, можно обращаться к тем, кто часто произносит речи на конференциях. Один из них — генеральный директор Google Сундар Пичай (Sundar Pichai).
В стенах корпорации его часто называют «самым милым парнем». Говорят, что руководитель никогда не повышает голос на подчинённых, а только заражает их своей увлечённостью. Как правило, на технологических конференциях и презентациях Google гендиректор разговаривает довольно спокойно и доброжелательно. Голос не слишком тихий, но и не громкий. Его жестикуляция минимальна. Иногда он улыбается, складывает руки и прохаживается вдоль сцены. Все его движения довольно спокойны и естественны.
Такими словами открыл конференцию разработчиков глава Google в 2017 году:
«Не могу поверить, что прошёл уже год с последнего Google I/O. Сегодня прекрасный день и к нам присоединилось более 7 тысяч людей из 85 стран… Я прочитал о конференции прошлого года. И там было небольшое упоминание о солнечных ожогах. Мы подготовились и приобрели множество солнцезащитных кремов. Смело используйте их!»
Кроме того, Майкл Делл в презентациях очень любит делать исторические отсылки. Например, рассуждать о том, как меняется мир технологий. Это помогает аудитории погрузиться в тему и понять современное положение вещей:
«Сначала мониторы компьютеров показывали нам монохромный текст, далее появились графики, фотографии и картинки. Потом мы смогли смотреть фильмы. Сейчас наступила эпоха видео с высоким разрешением… Всё это говорит об огромном росте интернет-инфраструктуры, а вместе с тем и увеличившейся ответственности»
Так рассуждал в 2013 году основатель Dell на собрании Academy of Achievements (Aкадемия достижений).
Совет 3 — Оперируйте конкретными фактами
Однако даже если харизма спикера не вызывает вопросов, и его приятно слушать, это ещё не означает, что речь достигнет цели. Нужно, чтобы презентация была наполнена фактами, иллюстрирующими точку зрения спикера. Это могут быть статистические данные, прогнозы, исторические аналогии — всё, что помогает расширить тему.
Среди известных спикеров Билл Гейтс — один из тех, кто виртуозно вплетает факты в речь: «Более 30% детей не добираются до выпускного класса — их отчисляют. Эта информация раньше была скрыта. Специалисты принимали в расчёт коэффициент отсева за число учащихся, которые пришли в старший класс, и сравнивали его с числом школьников, закончивших год. Но большая часть отчислений происходила годами ранее», — рассказывает основатель Microsoft на выступлении «Москиты, малярия и образование». С помощью фактов предприниматель показывает, насколько серьёзна проблема — большой процент школьников так и не получает диплом.
Ещё вариант использования фактов — демонстрация. Она помогает понять, как работает сервис, приложение или продукт. Так, на конференции Google I/O Сундар Пичай описывал новые возможности приложения: «Представьте, вы в незнакомом месте и не знаете, где лучше перекусить. Google определяет ваше местоположение, вы наводите телефон на рестораны и видите их рейтинг».
Совет 4 — Уделите особое внимание финальному слову
Итак, мы выяснили, как можно начинать речь, что помогает проиллюстрировать точку зрения. Осталась последняя деталь — финальная фраза. Именно она часто остаётся в памяти. Это может быть риторический вопрос, совет или мотивирующее предложение. Выбор фразы будет зависеть от типа текста. Так, например, презентацию продукта можно завершить наглядной демонстрацией, речь о проблеме — вариантами решения.
«Если вы хотите, чтобы ваша компания преуспела, пусть сотрудников-мужчин будет больше. Если вы стремитесь делать качественные вещи, наймите больше женщин. Если же вы хотите добиться огромного успеха, пусть в компании будет одинаковое количество мужчин и женщин. Добейтесь баланса. Это именно то, что мы делаем в Alibaba», — завершил речь Джек Маа на конференции Организации Экономического Сотрудничества и Развития.
Итак, от каких факторов зависит успех презентации?
Во-первых, удачное начало. Расскажите небольшую историю, чтобы ввести аудиторию в тему. Во-вторых, объясните, почему вам стоит доверять. Например, можно упомянуть профессиональный опыт или образование. В-третьих, продумайте подачу и факты, которые помогут донести главную мысль. И, наконец, последнее. Тщательно поработайте над финальной фразой. Как правило, именно последние слова спикера и остаются в памяти.
Удачного выступления!
Чеклист
- Продумайте начало
Это может быть небольшая история или пример из жизни - Выберите подачу
Для классических презентаций подходит нейтральная интонация, а также сдержанные мимика и жесты. - Предоставьте факты
Найдите цифры, прогнозы или другие данные, которые подтвердят главную мысль. - Лаконично завершите
Придумайте финальную фразу. Именно её чаще всего и запоминает аудитория.
sinc_func
Не плохо бы еще иметь маму, которая имеет возможности открывать ногой двери в такие корпорации как IBM (… как финансист обслуживающей «голубые фишки»). Папа тоже там тоже далеко не из простых — отметился в увлечении евгеникой. Школа — тоже у него была не простая — это в те то времена там уже преподавали компьютеры. Когда смотришь на фотографии молодого Билли, трудящегося над своим Бейсиком, рядом с ним его напарник, инстинктивно внушающий чуточку большее доверия как автор этого результата.
История старта MS-DOS тоже любопытна. Насколько я понимаю, ее оригинально написал человек, знавший как инсайдер внутренности CP/M-а. А IBM была нужна некоторая прокладка, чтобы взять себе этот результат и отвести от себя же все обвинения.
stranger_shaman
В США есть сотни и тысячи точно таких же мам, с возможностями открывать двери ногой в такие корпорации как IBM. Но раскрутиться смог именно Билли, что как бы намекает, что он и сам далеко не дурачок.