Рассказываем, как развивались способы создания презентаций до появления привычных нам сервисов.
Мы привыкли делать презентации в специальных программах или онлайн-редакторах: у нас есть Powerpoint, Google Slides, Keynote или Prezi. Среди них самым популярным изобретением стал именно Powerpoint: этот сервис верой и правдой служит нам уже более 30 лет. Но что было до его появления? Презентации тоже были. Давайте посмотрим, с помощью каких технологий их создавали.
Какими были первые презентации?
Презентация – это визуальный материал, помогающий вести рассказ. Можно сказать, что и наскальные рисунки были первыми презентациями – ведь через них древние люди общались с себе подобными и передавали опыт. Средневековые витражи тоже по своей концепции были похожи на презентации: с помощью картинок людям рассказывали библейские сюжеты.
Alt: Витражи представляли собой серию последовательных изображений
Еще одна важная веха развития презентаций – это школьные доски. Первые из них появились в XIX веке и предназначались для надписей мелом. В XX веке наряду с ними стали использоваться маркерные доски. Впрочем, мел и маркер не имеют между собой существенных различий. Главный минус этого способа презентации – выступающий должен писать на доске в режиме реального времени. Это неизбежно прерывает речь, а также не позволяет создавать аккуратные схемы или рисунки.
Alt: В научных кругах доски активно использовали для презентации и обсуждения новых идей – на них показывали расчеты и схемы
Первые презентации с использованием досок носили образовательный характер – по сути, занятия в школах и университетах просто начали дополнять надписями, графиками и рисунками. Гораздо позже, уже с появлением технологий отображения слайдов, презентации стали создавать для бизнес-целей – для привлечения клиентов или инвестиций в стартапы.
Что изменилось с появлением проекторов?
Ко второй половине XX века популярность обрели сразу две технологии, качественно отличающиеся от меловой доски – они позволяли проецировать изображения на экран. Это делали с помощью кодоскопов или диапроекторов. Давайте подробнее остановимся на каждом устройстве.
Как работал кодоскоп?
Кодоскоп проецировал на экран изображения, нанесенные на прозрачную пленку. Для набора текста к середине прошлого века уже вовсю использовались печатные машинки, а вот графики, схемы и иллюстрации приходилось рисовать от руки. Все надписи и изображения наносили на обычную бумагу, а затем делали фотокопию на пленке.
Пленку в листах или в рулоне размещали горизонтально на поверхности кодоскопа, снизу изображение подсвечивалось лампой. Оптическая система с зеркалом была расположена выше, она проецировала картинку на доску или белую стену.
Alt: Вот так выглядит кодоскоп. Это устройство увеличивало оригинал изображений в 10-20 раз
Проекции получались черно-белыми, преимущественно они содержали текст – поскольку рисунки и схемы требовали ручного труда, их использовали только при острой необходимости. Над созданием презентации обычно работал сам спикер.
Главное преимущество этой технологии – лектор больше не должен был отвлекаться от рассказа, чтобы написать что-то на доске, как раньше. Также подготовка слайдов для кодоскопа обходилась недорого, поэтому аппарат получил широкое распространение.
Как работал диапроектор?
Диапроектор или слайд-проектор – это устройство, в которое вставляли несколько цветных изображений размером 24х35 мм. Их изготавливали на фотопленке или на специальных стеклянных пластинах. Принцип действия устройства также строится на освещении – сначала использовали лампы накаливания, а с 1980-х годов – галогенные лампы.
Изображение строилось с помощью проекционного объектива: для создания яркой и четкой картинки требовалась фокусировка. Она могла быть ручной или автоматической. Слайды можно было переключать вручную, отматывать назад или установить таймер для их переключения.
Alt: Так выглядит диапроектор. Картинки для отображения вставляются в ячейки и поочередно сменяются
С помощью диапроектора появилась возможность показывать фотографии и цветные слайды. Эти слайды готовили художники, они были красиво оформлены, содержали иллюстрации и инфографику. В целом, возможности оформления таких презентаций были достаточными для полноценных выступлений. Кроме того, появилась возможность одновременно загружать в проектор до 80 слайдов – для этого были созданы карусельные диапроекторы.
Alt: В карусели можно было компактно разместить множество слайдов – с такими диапроекторами можно было делать длинные подробные презентации
Эта технология даже позволяла воссоздать простенькую анимацию – правда, это было редким явлением. В подавляющем большинстве случаев презентовали статичные слайды. Если же нужно было впечатлить аудиторию чудесами техники, на один экран направляли сразу несколько диапроекторов – а иногда и несколько десятков. У этих проекторов были внешние диафрагмы, которые реагировали на незаметные для человека звуковые сигналы. С помощью такой технологии слайды не просто перещелкивались, а исчезали и возникали с визуальными спецэффектами.
Как проходили выступления?
Технические возможности во многом влияют на выступления. Сейчас мы чувствуем себя свободно, загружая презентацию с флешки на ноутбук, подключаясь к современному видеопроектору и переключая слайды с помощью пульта. Давайте посмотрим, в каких условиях работали спикеры в XX веке.
Для проекций при помощи кодоскопа подходит хорошо освещенное помещение: выступающий и слушатели друг друга видели, могли вести диалог. Но графика изображений была существенно ограничена: только черно-белые и преимущественно текстовые слайды.
Alt: Изображения, полученные с помощью кодоскопа, не отличаются красочностью
Тем не менее, ввиду дешевизны кодоскопы активно использовались и для лекций в образовательных учреждениях, и для выступлений среди коллег внутри компаний.
Цветные изображения, воссозданные с помощью диапроектора, напротив, нужно было просматривать в полной темноте. Это осложняло контакт между аудиторией и спикером, поскольку они друг друга не видели. Более того, выступающий не мог читать с листа во время выступления. Такие презентации требовали больше подготовки.
Кодоскоп использовали для будничных выступлений: спикер сам мог напечатать все важное на слайдах, зачитать речь, побеседовать со слушателями. Диапроектор обычно использовали для большой аудитории, к этим выступлениям тщательно готовились, они были хорошо продуманными. Во-первых, спикер должен был хорошо владеть материалом и говорить без запинок. Во-вторых, подготовкой слайдов занимался не сам выступающий, а специалисты, которые создавали красивый дизайн.
Если задействовали анимацию, выступление и вовсе превращалось в спектакль с четко прописанным сценарием. Скоординировать множество диапроекторов – непростое дело. В такой презентации не предусматривались вопросы от слушателей, а содержание было второстепенным. Все подчинялось главной цели – впечатлить людей спецэффектами.
Как выглядели слайды?
Давайте посмотрим на дизайн презентаций в эпоху работы с диапроекторами. Изображения для них создавались традиционными типографскими методами или с помощью мини-ЭВМ. Затем полученный результат фотографировали, чтобы загрузить в диапроектор уменьшенную копию на прозрачной пленке.
Оформление слайдов было во многом похоже на то, что мы знаем сейчас: широко применялись иллюстрации и подписи:
Alt: Перед вами презентация General Electric, показанная в 1958
Конечно, дизайн середины прошлого века в чем-то уступал современным возможностям. О трехмерной инфографике или сложных фотоколлажах говорить не приходится: только цветные заливки, простые изображения и текст:
Alt: Это слайд с презентации IBM’s Premiere of Products (1959)
В слайды вставляли схемы и графики: сложные технологии для них не требуются, зато визуально воспринимать информацию с ними гораздо легче:
Alt: Такими были слайды в презентации Packing, a Recurring, Recursive Problem (1976)
Фотографии в презентациях тоже уже использовались – и не только обычные, но и обработанные. Например, как портрет на следующем слайде:
Alt: Презентация IBM (1979)
Выводы
- Презентация – более широкое понятие, чем набор привычных нам слайдов. Это способ передачи информации визуальными средствами. В широком смысле презентацией можно называть наскальные рисунки или даже церковные витражи.
- Первым устройством для отображения слайдов на экране стал кодоскоп. Он позволял делать черно-белые слайды, состоящие преимущественно из текста.
- Цветные слайды демонстрировали с помощью диапроектора, над их оформлением трудились художники.
- С помощью нескольких диапроекторов можно было создавать незатейливую анимацию. Но эта технология стоила дорого и требовала тщательной подготовки к выступлению.
- Возможности оформления слайдов уступали современным, но уже активно использовались иллюстрации, инфографика и обработка фотографий.
vaborg
вот уж не думал, что кодоскоп тут появится, как прям архаичный инструмент лектора.
Кстати, он не черно-белый, если рисуешь цветными фломастерами, то будет всё в цвете, а ещё можно было в латехе забабахть презентацию, а потом её распечатать.
Полностью пропущен вариант с плакатами, а между прочим, так раньше диссеры защищали.
Автор должен был нарисовать весь свой доклад на ватмане А0 и развесить. А походу речи передвигаться от первого к последнему с указкой, браво втрирая всякое дисс. совету.
Для пояснений или вопросов, попутно можно было отвлекаться на доску.
«Славные были денёчки в конце 20 века! Тебе этого не понять» (С)
idiv
Поддерживаю. Там по качеству не уступает диапроектору. И даже в новых небольших аудиториях он вполне себе находит применение даже сегодня:
ClearAirTurbulence
Не знаю как сейчас, в конце девяностых кодоскопы (по-нашему overhead projector) широко использовались в образовательных учреждениях США. По сравнению с доской ряд плюсов:
Очень удобно показывать, например, разные подходы к решению какой-либо задачи — бэкграунд статичный, поверх рисуется решение одним цветом, альтернативное — другим, при необходимости лишнее — стирается.
saipr
У меня сохранилась презентация в виде так называемой раскладушки (4 листа ватмана формата А4), сделанная аж в 1986 году:
shadrap
Офф топ конечно, но — витражи не имели отношения к презентациям. Они возникли как следствие изменения архитектуры -особенность готических соборов — большее пространство окон нежели стен, а раз так — классические картины нужно было чем то заменять. Витражи были очень дорогим предметом искусства, да и по сей день являются… поэтому как правило за них платили знатные и богатые прихожане, а мастера соответственно в аллегорической манере изображали заказчиков в виде религиозных персонажей.
Цель картинки презентации — создать зрительный образ повествования, цель витража дать свет в помещение и увековечить мецената)
Denis_Chernyshev
А телевидение? Телемониторы хоть и небольшие, но по аудитории их можно расставить/развесить столько, сколько нужно, а на кафедре над столом закреплена видеокамера, под которую можно подкладывать готовые изображения, или просто рисовать на чистом листе.