Предлагаю ознакомиться с ранее размещенными материалами по проекту Starlink (SL):

Часть 1. Рождение проекта ? Часть 2. Сеть SL ? Часть 3. Наземный комплекс ? Часть 4. Абонентский терминал ? Часть 5. Состояние группировки SL и закрытое бета-тестирование ? Часть 6. Бета-тестирование и сервис для абонентов ? Часть 7. Пропускная способность сети SL и программа RDOF ? Часть 8. Монтаж и включение абонентского терминала ? Часть 9. Сервис на рынках вне США ? Часть 10. SL и Пентагон ? Часть 11. SL и астрономы ? Часть 12. Проблемы космического мусора ? Часть 13. Спутниковая задержка в сети и доступ к радиочастотному спектру ? Часть 14. Межспутниковые каналы связи ? Часть 15. Правила предоставления услуг ? Часть 16. SL и погода ? Часть 17. Второе поколение SL

Starlink на рынке COTM


Организация связи на подвижных объектах – общепринятое обозначение этого направления в спутниковой связи COTM (Сommunication On The Move), охватывающее автомобили и прочий автотранспорт, поезда, суда и вертолеты/самолеты.

Основной и самый продвинутый рынок — это, безусловно, maritime с двумя главными отдельными рынками круизные лайнеры и грузовые/торговые суда.


Вот детальная картина с деньгами и разбивкой по сегментам



Второй по значению рынок- это авиарынок или IFC (InFlightConnectivity).

Вот оценка рынка (оборудование, услуги провайдеров широкополосного интернета и провайдеров контента) в млрд. долларов США Северной Америки (по сути США и Канады)



Оборудование поездов спутниковой связью — это скорее отдельные исключения, так же как и гражданского/коммерческого автотранспорта.

Основные требования Заказчика к Операторам IFC и maritime broadband — это глобальность покрытия и возможность one time shopping, то есть получения услуги от одного провайдера независимо от региона, где находится корабль или самолет.

На данном этапе Starlink не удовлетворяет этим требованиям по нескольким причинам: нет покрытия выше 53 градуса, нет покрытия в океанах, нет услуги (хотя покрытие есть) в прибрежной зоне многих стран мира. То есть пока Starlink подходит для внутренних водных путей (реки, каналы, озера) и каботажного плавания вдоль побережий США. А также авиаперевозок внутри страны.

Отметим сразу, что это, тем не менее, очень крупные рынки с потенциалом в десятки тысяч терминалов.

Так же необходимо отметить, что если установка терминала Starlink на плавсредство практически полностью в руках и воле хозяина плавсредства (в любом случае, терминал Starlink не заменит обязательные радиосредства, необходимые согласно регистру и требованиям местного Водного надзора), то оборудование самолета или другого летательного аппарата для перевозки пассажиров требует сертификации его производителя. Для самолетов типа Боинг-737/Эрбас-320- это минимум 500..600 тысяч долларов США. Поэтому число провайдеров IFC, которые должны сначала сертифицировать свое оборудование для установки его на конкретный тип воздушного судна гораздо меньше, чем провайдеров спутникового широкополосного интернета для судов:

На данном этапе SpaceX 15 сентября 2020 запросил (запрос 0773-EX-CN-2020) в FCC (Федеральная Комиссия по связи США) и получил разрешение на установку терминалов Starlink на 10 судах, плавающих вдоль побережья Флориды в Атлантическом океане и пока оборудовал ими (2 терминала) посадочную платформу Just Read The Instructions, предназначенную для приземления первых ступеней ракеты Falcon 9. Разрешение запрошено для работы терминала во время стоянки в порту, плавания и нахождении в зоне приземления ступени


На платформе будет использоваться серийный терминал Starlink (модель UTA-201), возможно с доработкой программного обеспечения в ЦУС и в самом терминале. Формально нет физических ограничений для терминала по отслеживанию ИСЗ во время движения.

6 ноября 2020 года SpaceX обратилась в FCC за разрешением на включение и работу терминалов Starlink на борту 5 самолетов в аэропорту (видимо первоначальные тесты и тесты на электромагнитную совместимость с аэронавигационным оборудованием аэропортов) и для работы в полете над Соединенными Штатами (включая их территории и территориальные воды). Самолеты, судя по информации, частные бизнес джеты типа Golfstream.



На самолете будет использоваться тот же электронный модуль антенны серийного терминала Starlink, но в другом формфакторе, возможно с доработкой программного обеспечения в ЦУС и в самом терминале. Формально нет физических ограничений для терминала по отслеживанию ИСЗ во время движения, так как скорость движения самолета значительно меньше скорости движения спутника.

В соответствии с этим становится понятно, что SpaceX всерьез рассматривает выход сервиса Starlink на эти рынки, при этом можно отметить, что из-за габаритов существующих систем для спутниковой связи (гиростабилизированные антенны в радоме диаметром 0,8..1,5 метра) или крайне дорогих низкопрофильных терминалов для установки на самолет, шансы на успех сервиса Starlink очень велики.


На фото Комплект спутникового терминала производства Gilat для установки на самолет

Предложение Starlink уникально и по цене, и по параметрам сервиса как для малых и средних яхт, так и для бизнес гаджетов других самолетов на менее чем 50 пассажиров.

Заключение: Starlink имеет все данные, чтобы после его полного развертывания в варианте Generation 2, занять ведущее место среди провайдеров широкополосного интернета для судов и самолетов, но это все пока впереди…