Численность зарегистрированных плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) в феврале 2021 года достигла 1,7 млн человек. На практике плательщиков НПД обычно называют самозанятыми, хотя в законодательстве и нет такого термина. Расскажу о плюсах и минусах сотрудничества с самозанятыми для бизнесменов.
Зачем бизнесменам работать с самозанятыми
Основная причина — снижение обязательных платежей, а точнее говоря, их «обнуление» для заказчика.
Рассмотрим экономию от сотрудничества с самозанятыми на примере. Допустим, заказчик начислил исполнителю условные «100 рублей» вознаграждения. Рассчитаем, какие налоги придется заплатить обеим сторонам договора в различных случаях.
К налогам здесь будем относить и страховые взносы с зарплаты. Хотя эти выплаты и «вернутся» затем в виде пенсий, пособий и т.п., но в данный момент для работодателя — это расходы.
Если заключить стандартный трудовой договор, то с зарплаты в 100 рублей работодатель удержит 13 рублей НДФЛ и заплатит в общем случае (без учета льгот) 30 рублей страховых взносов. При этом работнику останется 87 рублей, а итоговая налоговая нагрузка составит:
Н1 = (13 + 30) / 100 = 43%
Если заключить договор гражданско-правового характера (ГПХ) с «обычным» физическим лицом (не самозанятым), то ситуация почти не изменится. НДФЛ будет тот же самый — 13 рублей, а исполнитель получит те же 87 рублей. Правда взносов можно будет перечислить поменьше — 27,1 рубля. Дело в том, что выплаты по договорам ГПХ не облагаются взносами на социальное страхование по ставке 2,9%. Но налоговая нагрузка все равно останется существенной:
Н2 = (13 + 27,1) / 100 = 40,1%
Если же бизнесмен начислит 100 рублей вознаграждения самозанятому, то ни НДФЛ, ни страховые взносы платить не придется. Исполнитель получит сумму в полном объеме и самостоятельно заплатит с нее 6 рублей налога. Таким образом, нагрузка будет равна:
Н3 = 6 / 100 = 6%
А для тех плательщиков НПД, которые только что зарегистрировались, ставка будет еще ниже. Всем самозанятым-новичкам государство предоставляет налоговый вычет в размере 10 000 рублей. При работе с юридическими лицами или ИП этот вычет позволяет уменьшить налоговую ставку на 2 п.п. — с 6% до 4%.
Таким образом, самозанятый при сотрудничестве с юрлицами или предпринимателями будет пользоваться пониженной ставкой 4% до тех пор, пока его доход не достигнет величины, 2% от которой составляют 10 000 рублей:
Д = 10 000 / 0,02 = 500 000 руб.
Но в любом случае при взаимодействии с самозанятым все налоговые расчеты касаются только исполнителя. Заказчик, перечислив положенные по договору деньги, может не задумываться ни о каких платежах в бюджет или в фонды.
Кроме того, при сотрудничестве с самозанятым бизнесмен не обязан оборудовать ему рабочее место или предоставлять какие-либо социальные гарантии, например — оплачиваемый отпуск.
Конечно, заказчик может выдать самозанятому исполнителю оргтехнику или другое оборудование, установить программное обеспечение и т.п. Все подобные условия можно внести в договор, если обе стороны согласны с ними. Но, в отличие от трудовых отношений, при работе с самозанятыми такой обязанности по закону у бизнесмена нет.
При проектной работе сотрудничество с самозанятыми — это наиболее удобный вариант, как для заказчика, так и для исполнителя. Такой способ взаимодействия позволяет обеим сторонам договора и не нарушать закон, и максимально сэкономить на налогах.
Самозанятыми могут стать не только граждане РФ, но и граждане других государств — членов Евразийского экономического союза: Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии.
Когда сотрудничество с самозанятыми невозможно или опасно
Основной нормативный акт, который регулирует деятельность самозанятых в РФ — закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Ограничения для самозанятых установлены статьями 4 и 6 этого закона. В частности, для плательщиков НПД «закрыты» некоторые направления работы:
- Запрещена торговая деятельность. Самозанятый может продавать только изделия, изготовленные им самим.
- Плательщик НПД не может быть арбитражным управляющим, медиатором, оценщиком, нотариусом, адвокатом.
- Самозанятым запрещена работа в интересах других лиц в качестве агента, поверенного, комиссионера.
Однако никаких специальных ограничений по работе в сфере ИТ для самозанятых не предусмотрено. Поэтому ИТ-компании могут свободно привлекать плательщиков НПД для выполнения любых задач в этой области.
Но нужно помнить и о других ограничениях при работе с самозанятыми, которые касаются всех видов бизнеса.
Во-первых, это лимит по величине дохода. Если плательщик НПД с начала года заработал более 2,4 млн рублей, то он с момента превышения лимита теряет свой статус.
Кроме того, самозанятый не может сотрудничать со своим бывшим работодателем в течение 2 лет после увольнения. Это правило придумано против тех «слишком хитрых» бизнесменов, которые захотят максимально оптимизировать свои налоги и переведут в статус самозанятых всех или большинство штатных сотрудников.
Конечно — бизнесмен может открыть второе юридическое лицо и заключить договора с уволенными сотрудниками от его имени. А если бизнес уже организован в виде группы компаний, то достаточно просто уволить штатных сотрудников из одной из них, а затем перевести их в статус самозанятых исполнителей для другой.
Но хотя формально закон в этом случае и не будет нарушен, налоговики прекрасно понимают смысл подобных действий.
Еще осенью 2019 года министр финансов А. Силуанов предупредил «ушлых предпринимателей», которые переводят штатных сотрудников в самозанятые о грядущих неприятностях.
Тогда министр отметил, что уже в 2020 году налоговики будут проводить проверки и доначислять таким бизнесменам НДФЛ и страховые взносы по правилам, предусмотренным для трудовых отношений. Это значит, что бизнесмен заплатит упомянутые выше 43% от начисленных самозанятому выплат, а также штраф по ставке 40% от недоимки и пени.
Однако затем из-за пандемии контрольные мероприятия были приостановлены. А в ноябре 2020 года правительство продлило мораторий на плановые проверки малого бизнеса до конца 2021 года.
Но все моратории рано или поздно закончатся, а накопленная информация — останется в базе ФНС. Поэтому у компаний, которые попали «на карандаш» к налоговикам из-за перевода штатных сотрудников в самозанятые, в любом случае будут проблемы.
Как учитывать затраты и оформлять документы при работе с самозанятыми
Самозанятый после получения денег от заказчика должен оформить специальный чек. Для этого документа не нужен кассовый аппарат, чек формирует мобильное приложение «Мой налог».
Чек можно выдать «на бумаге» или переслать заказчику в электронном виде. При расчете наличными исполнитель должен выдать чек немедленно. Если же деньги перечислены «по безналу», то у исполнителя есть время до 9 числа следующего месяца (ст. 14 закона № 422-ФЗ).
Расчеты с помощью электронных денег в данном случае «считаются» наличными. Если самозанятый получил выплату, например, через систему Юмани, то он должен немедленно оформить и выслать заказчику чек.
Без чека заказчик не сможет учесть выплаты в пользу самозанятого при расчете налогов. Однако, по мнению налоговиков, для признания расходов необходим не только чек, но и «стандартные» документы — договор и акты об оказании услуг (письмо ФНС РФ от 30.10.2020 № АБ-4-20/17902@).
Договор и акты пригодятся не только при налоговой проверке, но и на случай конфликта с исполнителем. Чек предназначен только для расчета налога, поэтому в нем сложно отразить все условия оказания услуги: сроки, порядок сдачи-приемки, требования к качеству и т.п.
Договор с самозанятым — это по сути обычный договор об оказании услуг, но с некоторыми особенностями:
В текст лучше включить фразу: «Исполнитель зарегистрирован в качестве плательщика НПД, поэтому удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы не нужно». Это сразу «снимет» возможные вопросы налоговиков при проверке.
Желательно предусмотреть в договоре обязанность самозанятого немедленно сообщить заказчику об утрате им этого статуса.
В договоре не должно быть никаких «зацепок», которые позволили бы проверяющим переквалифицировать его в трудовой: указаний на постоянные обязанности, установленный график работы, предоставление отпусков и т.п.
Опыт бухгалтерии веб-студии и дата-центра ITSOFT
Один из плюсов работы с самозанятыми — возможность не расширять штатную численность организации и оставаться микропредприятием со всеми его преимуществами.
Однако многих фрилансеров до сих пор сложно убедить в необходимости статуса самозанятого. Для них «все это сложно, а давайте вы мне просто на карточку переведете». Наши сограждане уже привыкли вести дела на теневой стороне экономики.
Особо ценных специалистов приходится стимулировать дополнительной надбавкой в 6% «на налоги». Это все равно получается намного дешевле и проще, чем работать по ГПХ.
К сожалению, еще не разработан порядок удаленного подписания договоров с самозанятыми, если у них нет квалифицированной электронной цифровой подписи. И хоть чеки от самозанятого можно использовать, как «закрывашки» в учете, необходимы дополнительные основания: договоры и акты, чтобы избежать проблем с налоговиками. А эти документы опять приходится делать на бумаге и высылать по почте.
Как контролировать статус исполнителя и что делать, если он перестанет быть самозанятым
Самозанятый может в любой день утратить свой статус: как по решению налоговиков, так и по собственному желанию.
Например, одной из причин может быть превышение плательщиком НПД лимита годового дохода в 2,4 млн руб. Отследить этот лимит бизнесмен не может, так как самозанятый имеет право работать с любым количеством заказчиков.
Даже если договор содержит условие об обязанности исполнителя немедленно сообщать заказчику об утрате статуса самозанятого, не следует полностью полагаться на это.
Для заказчика безопаснее всего самостоятельно проверять статус самозанятого перед каждой выплатой в его пользу. Тем более, что сделать это очень просто: достаточно перейти на специальную страницу на портале ФНС и ввести в поле ИНН исполнителя.
Если плательщик НПД утратил свой статус, то для дальнейшего сотрудничества нужно выяснить, зарегистрирован ли он в качестве ИП. А если зарегистрирован — то какой налоговый режим начал применять после самозанятости.
Из таблицы видно, что важнее всего сразу узнать об утрате статуса самозанятого, если исполнитель не зарегистрирован, как ИП. Ведь изменить договор можно и «задним числом», а за просрочку по уплате налогов придется заплатить штрафы и пени.
После того, как исполнитель перестанет быть самозанятым, он больше не сможет выдавать чеки. Поэтому в дальнейшем заказчик будет подтверждать свои затраты только на основании актов. Если же самозанятый станет предпринимателем на общей налоговой системе, то для вычета НДС у заказчика понадобятся еще и счета-фактуры.
Как самозанятому получить счёт ИП
В комментариях пользователь Sap_ru подсказал хорошую идею для получения счёта и статуса Индивидуального Предпринимателя (ИП) самозанятому. Такой счёт в некоторых банках поможет ООО избежать комиссии за переводы физлицам. И самозанятый будет выглядеть для всех как полноценный ИП.
Вывод
Работа с самозанятыми позволяет бизнесменам экономить на налогах, социальных выплатах и организации рабочих мест.
Но здесь важно учитывать ограничения по видам деятельности и лимиту дохода. Кроме того, если необдуманно перевести всех штатных сотрудников в самозанятые, весьма вероятны проблемы с налоговиками.
Для учета затрат необходимо получить у самозанятого исполнителя чек. Но, чтобы избежать вопросов при проверке и проще урегулировать возможные конфликты с исполнителем, лучше оформить еще договор и акты.
Если исполнитель утратит статус самозанятого — следует внести изменения в договор. В случае, если исполнитель не зарегистрирован в качестве ИП, заказчик с этого момента должен начать удерживать с выплат НДФЛ и начислять страховые взносы.
Sap_ru
Много всего написали, а самую большую проблему не упомянули. Когда юрлицо пытается перевести деньги само занятому, то с точки зрения банка, это платеж в пользу физлица и с этого платежа удерживается процент за обналичку. Плюс, это в лимиты на вывод средств считается. В результате юрлица с удивлением обнаруживают, что и очередного платежа само занятому банк удержал 20%, например.
itsoft
Про проблему вы правильно написали. Плюсую. Действительно есть. Но всё же не 20%.
Конкретно по нам могу сказать, что проблемы нет. Мы вписываемся в лимиты установленные банком. Посмотрел тарифы нашего банка — 2-2.5% сверх лимита. Если кто просит 20%, то надо менять банк. 2% тоже много надо сказать. Но всё равно меньше, чем налоги зарплатные.
Sap_ru
Все же 20% и больше. Если компании или ИП нужно было вывести деньги, а потом в конце месяца «по запарке» проплатили нескольким самозанятым, то можно случайно в лимиты в разы превысить и в зависимости от банка там от 5%, а у некоторых и реальны 20+%.
И у этого бардака есть простое и правильное решение, которое в статье тоже почему-то не упомянуто.
itsoft
Всё же нет, если сходу гуглятся банки с тарифом фиксированным 2%. Или вы собрались выводить больше 1М? Тогда тут можно на блокировку счёт попасть и налоговую заинтересовать. И это совсем другая история про обнал. Речь же идёт в статье о нормальных самозанятых, у которых годовой оборот до 2.4М.
Какое правильное решение вы имеете в виду?
DimNS
мне одному показалось что вы говорите про разные вещи? itsoft говорит со стороны самозанятых, а Sap_ru говорит со стороны ЮЛ (которое может одновременно работать с армией самозанятых)
itsoft
Нет, я со стороны ООО. Ну это крайний случай какой-то у него тогда. У нас доля самозанятых на фрилансе вряд ли 5% превышает от общего количества сотрудников.
Если он говорит про какую-то биржу фриланса, то да — это проблемно, и это похоже с точки зрения налоговой и банка на обнал.
А мы говорим про типовой бизнес, где всё же большая часть людей в штате.
При этом у меня есть статья про сравнение услуг Colocation, и там когда мы анализировали конкурентов, то у некоторых в штате было такое, что 1-4 человека всего. Такое налоговая очень не любит, да и для клиентов подозрительно выглядит.
Sap_ru
Самозанятый тоже должен это знать, чтобы не удивляться, почему с ним работать не хотят или скидку на оплату просят. И про возможность смешанного режима ИП-самозанятый, который решает всем проблемы.
Sap_ru
-
Sap_ru
Я не понимаю о чём вы вообще. Вы хотите, чтобы самозанятые предлагали своим заказчикам сменить банк? :)
Правильное решение:
1) Открывается ИП на УСН 6%. Выжидается неделя.
2) Пишется заявление в налоговую на переход на в категорию самозанятых. Выжидается неделя.
3) Открывается счёт в банке для ИП. Если банк удивляется что это ИП с режимом самозанятый, то в таком банке самозанятым открывать не надо — будут в любом случае приключения.
4) Профит! На выходе у нас самозанятый с полноценным расчётным счётом юрлица, печатью и прочими нештяками.
Из плюсов:
1) Никто не боится с вами работать — все видят только «обычного» ИП. Налогового режима «самозанятый» контрагенты не видят.
2) Можно работать с печатью.
3) Нет проблем с получением денег от юр.лиц.
4) Никто не запрещает открыть второй «обычный» счёт и получать туда средства от физлиц.
5) Контрагенты не парятся по поводу проверки статуса самозанятого.
Минусы:
1) Затраты на открытие полноценного расчётного счёта. Он дороже. Но есть всякие Тиньковы с Точками, где вообще бесплатно.
Для начинающих рекомендую Тинькофф, где всё это знают и само посоветуют.
itsoft
Отличное решение, плюс вам в карму от меня.
Действительно это стоит в статью добавить.
AndrewTishkin
И вишенка на торте, что потом платить с ИП обязательные взносы в фонды? Или где хлопать в ладоши?
Dmitriy_Fedorov Автор
Предприниматели не платят страховые взносы за период использования режима самозанятости (п. 11 ст. 2 закона № 422-ФЗ)
ArjLover
Извиняюсь, я не местный, читаю и не верю своим глазам. За что банк при переводе может удержать 20%? Да хоть даже и 2%??? Какие лимиты на переводы? С чего банк сует нос в дела фирмы и диктует какие-то свои правила как распоряжаться деньгами?
itsoft
Пройдитесь по тарифам банков. Это политика ЦБ. ЦБ РФ дрючит банки за переводы на счета юрлиц. Доходит до маразма, что ЗП не укладывается в эти лимиты.
Банки вынуждают всех на зарплатный проект переходить. Но в то же время ГосДума приняла закон об отмене зарплатного рабства. А банки всяческие рекламируют: «Отнеси заявление в бухгалтерию, получай ЗП на счёт в нашем банке и получи бонус».
В результате, мы стали не вписываться в зарплатный проект, так как часть сотрудников потребовали ЗП в свои банки. Но тут благо нам банк пошёл навстречу. Мы объяснили, что это зарплата, налоги вот видите все платятся. И нам лимит расширили.
Эти лимиты страхуют банки от обнала.