Есть компания N, которая занимается продажей спортивных товаров и входит в топ-10 на рыке с неплохими оборотами. Конкуренция растет, и компания понимает, что пора расширяться за счет добавления новых категорий и брендов.
Как именно? Тут как раз и приходит идея - создать собственный маркетплейс. И в этот момент большинство компаний совершают одну и ту же ошибку, считая, что это будет легко. Давайте разбираться, почему это дикое заблуждение, и что нужно для запуска маркетплейса.
Не используйте для разработки ERP-систему
Пара слов, почему большинство хотят создать свой маркетплейс. Все просто: у него выгодная юридическая схема. Компания фактически заключает договор комиссии и создает возможность свести покупателя и продавца, расширяя ассортимент и не вкладываясь в создание собственных товарных запасов. А для продавца это некая игра, ведь у него появился дополнительный канал продаж, возможность повысить узнаваемость своего бренда. Но главная роль, конечно, отдана платформе, через которую идут его продажи.
И ключевая проблема, с которой сталкиваются компании, которые имеют уже устоявшийся бизнес, заключается в уверенности, что на базе их ERP-системы можно построить полноценный маркетплейс. Нет, так сделать не получится.
Когда компания, допустим какой-нибудь дистрибьютор, начинает развивать архитектуру своей системы, на выходе получается создать только более или менее крупный интернет-магазин. Но это нельзя назвать маркетплейсом, так как отсутствует автономность и масштабируемость. А основная суть, что маркетплейс - это сложная IT-платформа, которая должна работать с большим количеством товаров на витрине и обрабатывать поток заказов без вмешательства пользователей в операционные процессы.
То есть, грубо говоря, система управления заказами (OMS) сама маршрутизирует потоки (подборы товаров, идентификация позиций товаров по конкретным поставщикам и т.д.). Должны быть автоматизированы все процессы системы: управление каталогом, программы лояльности, витрина и т.д.
Все это - архитектурные задачи, которые нельзя в принципе упаковать в систему дистрибьютора. Если компания решит все-таки запустить этот процесс, то может просто сломать дистрибуцию.
Проблема еще в том, что такие компании не могут работать со штучными заказами и в целом с товарами, которые им не принадлежат. Все это для них нестандартные задачи. Стараются их решить, нанимая сторонних “специалистов”, которые непонятным образом загружают товары в систему и пытаются с ними работать. Но чаще всего все выходит криво.
Да, и в целом на рынке IT еще нет комплексных решений, которые бы могли покрывать функционал, связанный с операционной деятельностью маркетплейса.
Что получается? Вместо маркетплейса появляется площадка с личным кабинетом и несколькими менеджерами из коммерческого департамента, которые стараются вручную обработать поступающие заказы и связаться с поставщиками, чтобы те вовремя все доставили.
И в конечном итоге компания жалуется на результат, потому что ожидания не совпадают с реальностью. Ждали резкого взлета в продажах, а получили не более 10% от общего оборота. Все это довольно грустно. Но выход есть.
Сделайте выбор в пользу микросервисного подхода
Как раз его используют крупные торговые площадки.
Суть микросервисной архитектуры состоит в том, что каждая отдельная функция (набор функций) выделяется в самостоятельную систему. То есть OMS (управление заказами), PIM (управление товарным каталогом), система биллинга, транспортная система, личный кабинет, программа лояльности, склад и т.д. - все это отдельные системы в единой архитектуре.
Маркетплейс включает в себя также учетные системы (бухгалтерия, казначейство, бюджетирование и т.п.), объединяя их в бэк-офис, но вся операционная часть является полностью микросервисной.
Почему? Так проще развивать и адаптировать. Когда компания выбирает архитектурное решение “конкуренция за карточку”, то именно тогда она становится настоящим маркетплейсом.
Даже если в карточке указан один продавец, но при этом архитектурно заложено, например, 10, соревнующихся между собой за лидерство - это уже маркетплейс. Но лучшим вариантом будет, предоставлять покупателям сразу возможность выбора товара по разным параметрам: по рейтингу, цене, условиям доставки, по скидкам и т.д.
И такое ядро не закладывается в операционную систему дистрибьютора. Максимальная глубина их аналитики - фактическая номенклатура с частичными характеристиками товара. В случае же с маркетплейсом нужно углубляться ниже, до уровня конкретной поставки товара отдельного поставщика.
Если раньше по ядру мы работали только с продуктовым каталогом (например, просто брали несколько моделей apple 10 и продавали), то сейчас нужно учитывать конкретные единицы товаров apple 10 первого, второго, третьего поставщика, а также склады, номера штрих-кодов, учет по коробкам и их перемещение, то есть большое количество признаков и параметров только одного товара.
Таким образом, если компания хочет выйти на рынок с настоящим маркетплейсом, то его нужно создавать на микросервисной платформе и становиться одним из его продавцов. Это и будет правильное архитектурное решение. Нет необходимости ломать текущие системы ERP, WMS, с которыми привычно работать в своей специфике бизнеса.
И самое главное в начале пути - вовремя обойти грабли с неверными ожиданиями и адекватно подойти к процессу создания платформы.
Как начать работу с проектом по запуску маркетплейса
Начать стоит с определения стратегии развития, проработки процессов и построения целевой архитектуры. Это нужно, чтобы описать целевые показатели, локальных конкурентов, архитектуру систем, а также спрогнозировать стоимость по разработке ИТ-решений.
У нашей команды большой опыт в работе с маркетплейсами, с разработкой отдельных его систем с нуля. Мы понимаем, как выстраивать внутренние процессы маркетплейса, знаем, как они должны функционировать с точки зрения бизнеса.
В процессе работы с проектом закрываем задачи:
формирование ключевых систем автоматизации маркетплейса в формате “To be”;
построение общей архитектуры компонентов маркетплейса с определением потока данных и нагруженности систем;
описание ключевых требований к платформе и функционалу, который нужен для автоматизации маркетплейса;
разработка ключевых требований к инфраструктуре.
В любом случае надо обсуждать детально. Готовы подробнее ответить на все вопросы по созданию маркетплейса, разобрать, с чего стоит начать.
Michailmi
Нет — все не так. И микросервисы — это радикально не то что нужно маркетплейсам — даже наооборот. Открою тайну — главная проблема — это на момент открытия заказа покупателем — знать точный остаток товара — есть он или нет.
RDV-IT Автор
Добрый день!
Все так :) Микросервисный подход позволяет гибко развивать и корректировать архитектуру систем маркетплейса, быстро реагировать на ошибки при построении бизнес-гипотез и планировании. Наличие актуальных остатков на витрине — тут вы все верно говорите, без них очень плохо)
PerlPower
Это в сущности не важно. Важно то что RDV-IT нужно пропиариться с ключевиками «маркетплейс» — чтобы показать, что они делают маркетплейсы, а также «микросервисы» — чтобы показать, что они сейчас на гребне волны. Через 5 лет, когда на смену микросервисам придет очередная серебряная пуля, будет та же самая статья ни о чем, только термины поменяются.
И точно также консультанты компании будут здороваться(в треде на рандомном ресурсе в интернете!) и сыпать смайлами, отвечая водой на каждый комментарий, с одной лишь целью — чтобы статья чуть дольше продержалась в топе.
RDV-IT Автор
Добрый вечер!
Мы рассказываем о своем опыте и нашем подходе. И, да, у нас есть конкретные услуги, которые мы оказываем, и реальные кейсы, которые подтверждают наш опыт
Спасибо за вашу интерпретацию нашей статьи и ваш комментарий :)